Взаимодействие со специалистами детского сада
Физическое развитие детей- одно из самых приоритетных направлений работы ДОУ. В связи с этим необходимо тщательная подготовка и проведение физкультурных занятий, как системной основы физического воспитания детей.
В процессе проведения физкультурных занятий важная роль отводится воспитателю группы. На физкультурных занятиях инструктор физкультуры и воспитатель создают и контролируют условия, которые способствуют эффективному физическому развитию детей.
Основное руководство физкультурным занятием осуществляет инструктор физкультуры. А задача воспитателя - помогать инструктору по физической культуре, осуществлять страховку дошкольников, следить за качеством выполнения упражнений и дисциплиной, а также проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми.
От здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовать занятия физической культурой именно в дошкольном детстве, что позволит растущему организму накопить силы и развить физические качества, что в дальнейшем обеспечит всестороннее гармоничное развитие личности. Потребность в движениях свойственна маленькому ребенку. Окружающие его взрослые должны всеми доступными и разнообразными средствами помочь ему полюбить прекрасный мир движений.
Двигательная активность это естественная потребность в движении. Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличении работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных действий. Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности. Физические упражнения необходимы для повышения мышечной активности, совершенствования двигательных процессов и навыков, улучшения осанки, предупреждения развития плоскостопия.
Цель физического воспитания - подготовка ребенка к жизни, труду, овладения определенным запасом двигательных навыков и умений в момент поступления в школу, которые помогут более успешно усвоить школьную программу на последующих этапах обучения, проявления интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и в частности всей из культурно-спортивной деятельности.
Формы двигательной деятельности:
-утренняя гимнастика;
-занятия физической культурой в помещении и на воздухе;
-физкультурные минутки;
-подвижные игры;
-спортивные упражнения;
-ритмическая гимнастика;
-занятия на тренажерах.
Перечисленные формы двигательной деятельности направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей.
Решение данных задач осуществляется как в рамках физкультурно-оздоровительной работы, так и непосредственно в ходе образовательной деятельности и в режимных моментах. Для того чтобы физкультурная деятельность прошла эффективно необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя.
Распределение обязанностей при совместной работе инструктора по физической культуре и воспитателя может быть следующим:
- специалист занимается с ослабленными детьми, воспитатель с остальными (и наоборот);
- специалист занимается с отстающими по физической подготовленности детьми, воспитатель с остальными (и наоборот);
- специалист проводит с каждым ребенком образовательную деятельность по физическому развитию в индивидуальной форме, воспитатель занимается со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью;
- специалист работает с подгруппами детей, готовя их к творческим выступлениям, воспитатель отрабатывает движения на спортивных снарядах с другой подгруппой;
- специалист занимается с более успешными детьми, воспитатель с остальными;
- инструктор по физической культуре и воспитатель занимаются со всей группой, если движения освоены всеми детьми, и придумывают все новые и новые комбинации движений.
Предложенные варианты можно использовать в зависимости от конкретной ситуации, возможностей и возраста детей, поставленных целей и задач, решаемых в ходе образовательной деятельности по физическому развитию.
После совместного проведения занятия физической культурой деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и прогулок). Следуя рекомендациям инструктора по физической культуре, воспитатель организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в усвоении программного материала, активизирует малоподвижных и ослабленных дошкольников.
Для совершенствования двигательных навыков воспитатель в тесном контакте с инструктором по физической культуре организует в группах и на территории ДОУ двигательную предметно-развивающую среду, при этом учитываются возрастные особенности детей и их интересы. В свою очередь инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателям по различным вопросам физического развития дошкольников: подбирать упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток, бодрящей гимнастики, организовывать игры на прогулке, а также самостоятельную двигательную деятельность воспитанников в группе и на прогулке; оформлять рекомендации для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье.
При организации физкультурных досугов, праздников, дней здоровья и других массовых мероприятий воспитатель - незаменимый помощник инструктора по физической культуре. Любой праздник представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких этапов: подготовки (составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т. п.), проведения и подведения итогов.
Возглавлять подготовительную работу может инструктор по физической культуре, а воспитатель окажет ему ощутимую помощь на каждом из перечисленных этапов или возьмет на себя ответственность за подготовку одного из них.
Ценным в воспитательном отношении являются призы-сюрпризы, изготовленные дошкольниками для команды соперников. Это могут быть рисунки, поделки из природного и бросового материалов и т. п. Пока инструктор по физической культуре решает организационные вопросы, задача воспитателя - вовлечь детей в процесс подготовки к празднику, поддерживать их инициативу, предоставляя им возможность ощущать себя полноправными участниками мероприятия.
Основная часть праздника, направленная на решение его главной задачи, наполняется соответствующим двигательным содержанием: играми, соревнованиями, аттракционами. Ответственным за это является инструктор по физической культуре. Если мероприятие носит массовый характер, то у специалиста должно быть несколько помощников из числа воспитателей, которые будут расставлять и убирать инвентарь, обеспечивать музыкальное сопровождение, вручать подарки. Кроме того, воспитатели могут выступать в роли полноправных участников мероприятия: стать героями, играть с детьми, стимулировать активность родителей.
Такой подход к организации физкультурных досугов и праздников предоставляет дошкольникам возможность проявить активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно влияет на развитие их способностей и личностных качеств.
Таким образом, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания всего педагогического коллектива. Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда.
Музыка - это исскуство, которое посредством сложного сочетания звуков вызывает у слушателей разнообразные переживания, эмоции, настроения. Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства.
Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. Звуковая среда, в которой находятся наши дети – важное средство эстетического воспитания. Музыка пронизывает всю жизнь детского сада, является источником особой детской радости.
Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
Успехи в музыкальном развитии детей дошкольного возраста, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой не только музыкального руководителя, но и воспитателя.
Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.
Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели и решить задачи, поставленные в программе.
Целью образовательной программы является психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации, всестороннего развития личности детей раннего и дошкольного возраста, в адекватных возрасту детских видах деятельности.
Задачи:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству;
- развитие музыкальности детей;
- развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
За музыкальное воспитание детей в дошкольном учреждении ответственен не только музыкальный руководитель, но и воспитатели.
Общепедагогические функции:
1. Информационная.
2. Развивающая.
3. Мобилизационная.
4. Ориентационная.
5. Конструктивная.
6. Организаторская.
7. Коммуникативная.
8. Исследовательская.
Осуществление процесса музыкального развития требует от педагогов большой совместной активности.
Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъект-субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений.
Музыкальный руководитель и воспитатель взаимодействуют в разных видах музыкальной деятельности:
1. Музыкально-ритмические движения (Муз. руководитель напоминает детям движения, играет на инструменте. Воспитатель двигается под музыку вместе с детьми, дает оценку движениям детей, работает над движением, помогает)
2. Слушание музыки (Муз. руководитель проводит беседу, исполняет произведение на инструменте. Воспитатель слушает вместе с детьми, следит за осанкой детей)
3. Пение и песенное творчество (Муз. руководитель напоминает, играет на инструменте и исполняет произведение. Воспитатель исполняет (поет) вместе с детьми, следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова.)
4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах.
5. Танец (Муз. руководитель показывает, напоминает движения танца детям, работает над движениями, Воспитатель танцует вместе с детьми, работает над движениями. При необходимости становится в пару)
6. Игра (игра-драматизация) (Муз. руководитель объясняет правила игры, играет на инструменте. Воспитатель участвует в игре, следит за выполнением правил)
Задача воспитателя и музыкального руководителя – создать такую предметную среду, которая обеспечивает ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер. Это музыкальные инструменты, книги и альбомы, материалы для дидактических упражнений, позволяющие детям при желании продолжать то, что они делают на занятиях и в свободной совместной деятельности с педагогами.
Использование музыки на других занятиях обогащает детское творчество, вызывает радостное, приподнятое настроение, делает жизнь детей в коллективе интереснее, содержательнее, объединяет всех детей положительными эмоциональными переживаниями, способствует развитию общения между детьми.
Формы взаимодействия педагога и музыкального работника:
Организация проведения мониторинга.
Совместное планирование.
Методическое сопровождение.
Практическая продуктивная деятельность.
Организация взаимодействия с семьей.
Организация взаимодействия с социумом.
Музыкальный руководитель совместно с педагогами детского сада развивают музыкальные способности детей, организуя индивидуальные и фронтальные музыкальные занятия, самостоятельную музыкальную деятельность, вечера развлечений, праздники, концерты, используя различные виды музыкальной деятельности. Благодаря тесному контакту всех педагогов у детей развиваются музыкальный слух, певческие способности.
Благодаря совместной работе музыкального руководителя с воспитателями, использованию разнообразных форм взаимодействия, музыка не только наполняет жизнь каждого ребенка новым содержанием, но и способствует самостоятельному творческому проявлению.
Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: «Красивая». Пытается сам создать на бумаге только одному ему понятную красоту.
Мольберт мне нужен,
Краски, кисть,
Карандаши и белый лист.
Лес нарисую, луг, зарю
И папе с мамой подарю.
Развитие творческого потенциала детей складывается в результате систематических занятий, подгрупповой и индивидуальной работы, а следовательно, интеграции деятельности воспитателя и педагога по изобразительной деятельности по специально разработанному перспективному плану. Процесс становления творчества ведется постепенно, с постоянной сменой изобразительного материала и техник, чтобы у ребенка была заинтересованность в продолжении занятий. Мы применяем нетрадиционные методики рисовая, которые ребенок использует не только во время непосредственно-образовательной деятельности, но и в свободной. Он уже не боится, что у него что-то не получится, немного нетрадиционной техники и кляксы на листе превращаются в веселые капельки, медузки…
Художественный образ, полученный в результате нетрадиционных техник, получается выразительным. Ребенок остается довольным результатом, следовательно, вовлекается в творчество.
Эмоции вызванные ИЗО искусством, способны творить чудеса, они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и творчество.
Педагог- психолог — это специалист, реализовывающий комплексную психологическую работу с детьми обучающую, развивающую и коррекционную. Такая возможность существует благодаря многим условиям и одно из них - это то, что данный специалист работает в тесном сотрудничестве с воспитателем. Слаженность работы и заинтересованность в гармоничном развитии ребенка обоих специалистов -это основа их совместной деятельности.
Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя строятся в нескольких следующих направлениях: профилактическом, диагностическом, коррекционном.
Профилактическое направление включает в себя:
1. Создание оптимальных психолого-педагогических условий в группе.
2. Использование разнообразных наглядных информационных материалов.
3. Расширение знаний через чтение психолого-педагогической и специальной литературы.
4. Включение в деятельность консультативного диалога.
Диагностическое направление включает в себя:
Проведение бесед с детьми и педагогами.
Организация и проведение тестирования и анкетирования.
Проведение непосредственного наблюдения за детьми.
Коррекционное направление включает в себя:
1. Разработка педагогом-психологом советов и методических рекомендаций воспитателю по различным возникающим вопросам, а в свою очередь воспитатель реализовывает рекомендации специалиста, осуществляет взаимодействие с семьей.
2. Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми с особыми образовательными потребностями.
3. Организация и проведение совместной и самостоятельной деятельности с детьми в русле режимных моментов (в утренние часы, на прогулках, в совместной деятельности, в вечернее время и т. п.) по формированию культуры здоровья, культуры жизнедеятельности, культурно-гигиенических навыков, развитию самостоятельности.
4. Реализация тренингов, игр-упражнений, ситуативных бесед и диалогов, различных видов гимнастик: артикуляционной, эмоционально-стимулирующей, зрительной.
При взаимодействии педагога-психолога и воспитателя на занятиях осуществляется:
• проигрывание различных практических ситуаций;
• включение игр, закрепляющих положительные эмоции от деятельности;
• использование разнообразных способов выполнения заданий;
• осуществление рефлексивных моментов;
• включение здоровье сберегающих и здоровье созидающих технологий (зрительные и кинезиологические физминутки, правильная осанка и т. д.).
Таким образом, цель профессиональной деятельности педагога-психолога и воспитателя едина. Это - ребенок, условия его полноценного обучения, воспитания и развития.
Работа по коррекции речевых нарушений и формированию правильной речи дошкольников не может ограничиваться рамками логопедического кабинета. Она эффективна только при условии закрепления умений, полученных детьми на логопедических занятиях всеми участниками коррекционного процесса.
Важно, чтобы воспитатель и учитель-логопед одновременно, каждый на своем занятии, решали, как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи.
Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей. При этом необходимо учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого нарушения, сужения коммуникативных контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
В задачу воспитателя входит создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, снятия отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Воспитатель должен уметь анализировать различные негативные проявления поведения ребенка, вовремя замечать признаки агрессивности, конфликтности или повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости, в связи с этим предъявлять различные требования, осуществляя личностно ориентированный подход к речи и поведению ребенка.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом. Во многих случаях она предшествует логопедической непосредственно образовательной деятельности, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов.
В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка.
Речь воспитателя должна служить образцом для ребенка с речевым нарушением: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной и выразительной.
В процессе воспитания важно организовать возможность межличностного общения детей, совместные игры. У детей при этом формируются и закрепляются не только коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого поведения.
Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приемам, по продолжительности. Рассмотрим основные отличия:
Подготовительный этап.
Логопед от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.
Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.
Этап проявления звука
Логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата.
Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучание и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания.
Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи).
Логопед автоматизирует звук, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, рассказ.
Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, подбирая соответствующий программный материал. Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных и фронтальных занятиях, в режимных моментах.
Индивидуальное занятие по заданию логопеда проводятся воспитателем во время второй половине дня, сразу же после дневного сна, то есть примерно 15:30 и до полдника. Это так называемый логопедический час. Воспитатель занимается с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради. Такая тетрадь заполняется ежедневно. Кроме того, логопед передает в группу заполненные тетради тех детей, с которыми он занимался утром.
Таким образом, взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей групп, позволяет строить коррекционно-образовательный процесс в соответствии с разработанной «Программой коррекционно-развивающей работы», добиваться высоких показателей в коррекции речевых нарушений и развития личностных качеств детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопед: работа с воспитателями | 82.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЮ
Первый период работы
Сентябрь, 4-я неделя
ОСЕНЬ ДЕРЕВЬЯ
Тексты для пересказа
ОСЕННИЕ ДОЖДИ
Осенние дожди совсем не похожи на летние. Дождь осенний — моросящий. Как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, неделю не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь.
По Г. Скребицкому
ОСИНА
...Хорош осиновый лес в осенние ясные дни. В пурпурно-красный цвет окрашена листва. Чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Тут и там под ними красноватые шляпки поздних грибов-подосиновиков. Шелестит под ногами пожелтевший папоротник, и еще горче пахнет в осиновом лесу.
По И. Соколову-Микитову
1.ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ
Игра с мячом «Поймай и раздели». Деление на слоги слов-названий деревьев: и-ва, то-поль, я-сень, со-сна, ель, клен, дуб, о-си-на, ря-би-на, бе-ре-за.
Совершенствование навыка слогового анализа слов.
Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося название дерева. Ребенок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в слове.
Упражнение «Четвертый лишний». Дифференциация признаков осени от признаков других времен года. Развитие связной речи (употребление сложноподчиненных предложений). Развитие зрительного внимания.
Воспитатель помещает на наборное полотно четыре картинки, на трех из которых изображено одно время года, а на четвертой другое. Дети рассматривают картинки и составляют предложения. Например: здесь лишняя вторая картинка, потому что на ней нарисовано лето, а на остальных картинках нарисована осень. И т.п.
2.ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Пальчиковая гимнастика «Осень».
Ветер по лесу летал, (Плавные волнообразные движения ладонями.)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол.)
Ветер бросил на тропинку.
Н. Нищева
Упражнение «Дождик». (координация речи и движения)
К нам на длинной тонкой ножке (Прыжки на одной ноге по кругу.)
Скачет дождик по дорожке.
В лужице – смотри, смотри! - (Дети стоят лицом в круг; ритмичные
Он пускает пузыри. приседания.)
Стали мокрыми кусты, (Руки вверх, потряхивания кистями.)
Стали мокрыми цветы. (Наклон, руки к полу, потрях-я кист..)
Мокрый серый воробей (Встали, руки вдоль тела,
Сушит перышки скорей. Потряхивания кистями.)
Октябрь, 1-я неделя
ОВОЩИ. ОГОРОД
Текст для пересказа
Давно скосили и убрали луга и поля. Поля опустели, и над ними ходят низкие осенние облака.
Уже выкопали в поле картошку. На огородах собрали красную морковку и желтую сладкую репу. Всех позже срезают капусту — тяжелые светло-зеленые кочаны.
По И. Соколову-Микитову
1.ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ
Упражнения «Подскажи словечко». Развитие речевого слуха, чувства ритма.
У бабушки на грядке выросли загадки:
Там и тут, там и тут
Что за зонтики растут?
Наша внучка морщит лоб.
Это, милая …(укроп).
Сорвала я стручок,
Надавила на бочок.
Он раскрылся. Ах! Ох!
Покатился … (горох).
Пушистый и зеленый хвост
На грядках горделиво рос.
Ухватился Ваня ловко:
- Вылезай на свет … (морковка)
Он из тыквенной родни,
На боку лежит все дни,
Как зеленый чурбачок
Под названьем … (кабачок).
Круглолица, белолица,
Любит вдоволь пить водицы.
У нее листочки с хрустом,
А зовут ее … (капуста).
А на этой грядке
Разыгрались в прятки
Зеленые хитрецы,
Молодые … (огурцы).
Верите – не верите,
Мы родом из Америки.
В сказке мы синьоры,
На грядке … (помидоры).
«Помоги Незнайке». Совершенствование навыков звукового анализа слов: лук, лист.
Воспитатель помещает на наборное полотно картинки с изображением Незнайки и с изображениями лука и листа и предлагает детям помочь Незнайке вспомнить, что изображено на картинках, и выполнить звуковой анализ этих слов. Один ребенок выкладывает схемы на наборном полотне, остальные – работают с раздаточным материалом за столами.
2.ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Игра «Капуста». (координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи)
Воспитатель. Отгадайте загадку:
Она растет у вас на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка.
Дети. Капуста!
Воспитатель. Давайте заготовим капусту на зиму.
Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук. (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)
Мы капусту нарубили,
Перетерли, (Хватательные движения обеими руками.)
Посолили (Указательный и средний пальцы трутся о большой.)
И набили плотно в кадку. (Удары обеими руками по столу)
Все теперь у нас в порядке. (Отряхивают руки.)
Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла». (координация речи с движением)
Хозяйка однажды с базара пришла, («Шагают» пальчиками по столу.)
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку, свеклу. Ох!...
(Загибают по одному пальчик на обеих руках. Хлопок.)
Вот овощи спор завели на столе – (Попеременные удары кулачками и ладонями)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? Ох!
(Загибают по одному пальчик на обеих руках. Хлопок.)
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала (Стучат ребром каждой ладони по столу.)
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку, свеклу. Ох!
(Загибают пальчики. Хлопок.)
Накрытые крышкой в душном горшке (Ладони крест-накрест на столе.)
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка и свекла. Ох!
(Загибают пальчики. Хлопок.)
И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп.)
Ю. Тувим
Октябрь, 2-я неделя
ФРУКТЫ, САД
Текст для пересказа
КАК ЯБЛОКИ СОБИРАЮТ
...Я увидел лестницу. А на лестнице стояла тетя. Она доставала яблоки и давала их девочкам. А девочки их в корзину клали. А потом я увидел целую кучу яблок. Там сидели две тети и на яблоки смотрели. Возьмут яблоки, повертят, повертят и складывают в корзинки. Смотрели, чтобы пятнышка не было. Без пятнышка — это самые лучшие яблоки. Эти яблоки каждое в бумажку заворачивают, потом накладывают в ящики, а потом в ящиках всюду развозят.
Б. Житков
- ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.
Скороговорка «Груша, девочка мала…». Развитие общих речевых навыков: четкости дикции, правильного звукопроизношения, правильного голосоведения.
Груша, девочка мала,
Грушу-дерево трясла.
С груши груши градом,
Груша грушам рада.
С. Погореловский
Упражнение «Веселый повар». Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).
Воспитатель помещает на наборное полотно картинку, на которой изображен повар с подносом на вытянутой руке, а вокруг него – коробка с соком, вазочка с вареньем, банка с компотом, блюдо с плюшками и ватрушка.
С помощью магнита или липучек воспитатель закрепляет на подносе у веселого повара картинку с изображением фрукта и просит детей рассказать, какие сок, компот, варенье приготовил повар из этого фрукта, плюшки с каким повидлом и ватрушки с какой начинкой он испек. Дети отвечают:
- Веселый повар приготовил из яблок яблочный сок, яблочный компот, яблочное варенье, испек ватрушку с яблочной начинкой и плюшки с яблочным повидлом и т.п.
2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
Мы делили апельсин (Разламывают воображаемый апельсин на дольки.)
Много нас, (Показывают 10 пальцев.)
А он один. (Показывают 1 палец.)
Эта долька – для ежа. (Загибают большой палец левой руки.)
Эта долька – для стрижа. (Указательный.)
Эта долька - для утят.(Средний.)
Эта долька – для котят. (Безымянный.)
Эта долька – для бобра. (Мизинец.)
А для волка – кожура. (Бросательное движение правой рукой.)
Он сердит нас - (Сжимают кулаки и прижимают к груди.)
Беда!!!
Разбегайтесь – кто куда!(Бегут пальцами по столу.)
Упражнение «Садовник». Расширение глагольного словаря, развитие общих речевых навыков, координация речи с движением.
Мы вчера в саду гуляли, (идем по кругу, взявшись за руки)
Мы смородину сажали. (изображает, как выкапывают яму и сажают в нее куст)
Яблони белили мы (движение правой рукой вверх-вниз)
Известью, белилами.
Починили мы забор, (имитируют удары молотком)
Завели мы разговор: (стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок)
- Ты скажи, (на каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке)
Садовник наш, что ты нам
В награду дашь?
- Дам в награду
Слив лиловых,
Груш медовых,
Самых крупных,
Спелых яблок,
Вишен
Целый килограмм.
Вот что вам
В награду дам!
Г. Сапгир
Октябрь, 3-я неделя
СТИХИ
МЫ НЕ ЗАМЕТИЛИ ЖУКА
Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли,
А он живой,
Он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья.
И я зову на помощь маму: —
Там жук живой,
Раскроем раму.
А. Барто
РАЗГОВОР С ЖУКОМ
— Эй, жук! Мой друг!
Расскажи, где ты живешь?
Что нас в гости не зовешь?
Ты себе построил дом?
— А зачем мне строить дом?
Я живу под лопухом,
Он и крыша, и навес.
Если жарко — в тень залез,
Если дождик — я исчез.
Хорошо под лопухом.
Мой лопух — аэродром!
Широка его ладошка,
Будто взлетная дорожка.
М. Вехов
***
Божья коровушка,
Полети на облышко.
Принеси нам к осени,
Мы тебя попросим:
В огород — бобы,
В лес — ягоды, грибы,
В родник — водицу,
В поле — пшеницу.
Народная песенка
ЗАГАДКИ
На ромашку у ворот
Опустился вертолет,
Золотистые глаза.
Кто же это?
(Стрекоза)
В лесу у пня
Весь день беготня.
Народ рабочий
Весь день хлопочет.
(Муравьи)
На большой цветной ковер
Села эскадрилья.
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
(Бабочки на лугу)
Осенью в щель забирается,
А весной просыпается.
(Муха)
ТЕКСТЫ ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА
НАСЕКОМЫЕ ОСЕНЬЮ
В конце сентября исчезает большинство насекомых. Одни отложили яички и погибли, а другие забрались в какую-нибудь щелку, трещинку под кору или зарылись в землю и уснули. На сырых тропинках не встретишь проворных жужелиц. Над водой и над лугом не порхают стрекозы. Пропали дневные бабочки.
По В. Строкову
ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ
Осенняя муха сильнее кусает.
Где муха ни летала, а к пауку попала.
Пчелка мала, а и та работает.
1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.
Игра «ЖУКИ». Автоматизация звука |ж| в игре, воспитание слухового внимания.
Дети садятся на корточки на ковер и говорят:
Я жук, я жук,
Я тут живу,
Жужжу, жужжу:
Ж-ж-ж.
По сигналу логопеда «жуки» летят на поляну и жужжат. По сигналу «Дождь» жуки летят в домики.
Скороговорки. Развитие общих речевых навыков: правильного звукопроизношения, четкости дикции, правильного голосоведения.
У осы — не усы, не усищи, а усики.
Жутко жуку жить на суку.
Золотистый, как из бронзы,
Жук кружится возле розы.
И жужжит: «Жу-жу, жу-жу!
Очень с розами дружу!»
У овса — усы,
Полосы — у осы.
На усах — роса,
У осы — краса.
М. Ясное
2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.
Игра «МУХИ В ПАУТИНЕ». Автоматизация звука |ж|, развитие ловкости.
Дети встают в круг, опускают руки. Они изображают паутину. Внутри круга 3 ребенка. Они изображают мух, летают и жужжат. По сигналу логопеда «мухи» хотят вылететь из круга, «паутина» их не выпускает.
Пальчиковая гимнастика «ПЧЕЛА». Координация речи сдвижением.
Прилетела к нам вчера Полосатая пчела. | (Машут ладошками.) |
А за нею шмель-шмелек И веселый мотылек, Два жука и стрекоза, | (На каждое название насекомого загибают один пальчик.) |
Как фонарики глаза. | (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.) |
Пожужжали, полетали, | (Машут ладошками.) |
От усталости упали. | (Роняют ладони на стол.) |
Н. Нищева
Октябрь, 4-я неделя
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ. ВОДОПЛАВАЮЩИЕ ПТИЦЫ
Стихи
«Птичка, нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь... Подожди!»
«Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.
Вон на деревьях, на крыше беседки
Сколько меня поджидают подруг!
Завтра вы спать еще будете, детки,
А уж мы все понесемся на юг.
Нет там ни стужи теперь, ни дождей,
Ветер листы не срывает с ветвей,
Солнышко в тучи не прячется там...»
«Скоро ли, птичка, вернешься ты к нам?»
«Я с запасом новых песен
К вам вернусь, когда с полей
Снег сойдет, когда в овраге
Зажурчит, блестя, ручей.
И начнет под вешним солнцем
Вся природа оживать...
Я вернусь, когда, малютки,
Вы уж будете читать!»
А. Плещеев
ЛЕБЕДИНОЕ ГОРЕ
В холодном парке,
Среди льдин,
Зимует лебедь.
Он один.
Не повредил ли он крыло?
Сломал, быть может?
Бедняга, вот не повезло,
Летать не сможет!
Я возле лебедя стою,
Я видел всю его семью,
С большим семейством лебедят
Он плыл куда-то,
И вдруг над парком
Как взлетят
Все лебедята.
В холодном парке,
Среди льдин,
Остался лебедь.
Он один.
А я все думаю о нем,
Бегу к нему на водоем.
Решил я притвориться:
Я тоже лебедь — птица.
Я поднял руку,
Как крыло.
Но ничего не помогло.
В холодном парке,
Среди льдин,
Скучает лебедь.
Он один.
А. Барто
УЛЕТАЮТ, УЛЕТЕЛИ...
Скоро белые метели
Снег поднимут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще.
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет —
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходят грач с грачихой черные
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Е. Благинина
ПЕРЕД ОТЛЕТОМ
Лопаты не при деле —
Работы нет в саду.
И рано поредели
Дубы в этом году.
Скворечники — пустые,
В них больше нет скворчат,
Скворечники пустые
Среди ветвей торчат.
И понимает каждый,
Что теплым дням конец.
Но осенью однажды
К нам в сад летит скворец.
Скворец! Смотрите, вот он,
Ему пора на юг,
А он перед отлетом
Домой вернулся вдруг.
К нам прилетела птица
Проститься.
А. Барто
Скороговорка
Летели лебеди с лебедятами.
Загадки
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат.
(Цапля)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик над окном
Из травы и глины.
(Ласточка)
У меня ходули —
Не страшит болото.
Лягушат найду ли —
Вот моя забота.
(Цапля)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех заводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?
(Соловей)
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет.
(Утка с утятами)
Тексты для пересказа
УЛЕТАЮТ ЖУРАВЛИ
В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружили над рекой, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, потянулись в теплые страны. С высокого ясного неба слышали мы их прощальные клики. До свиданья, до свиданья, журавли! До радостной встречи весною.
По И. Соколову-Микитову
ПЕРВЫМИ ТРОНУЛИСЬ В ПУТЬ
Первыми улетают от нас быстрокрылые стрижи. Почему они улетают так рано, уже в августе, когда в воздухе еще достаточно комаров и мошек? Вот ласточки еще не тронулись в путь, а ведь они тоже питаются летающими насекомыми.
В августе воздух около земли еще теплый, но чем выше, тем он холоднее. Высоко в воздухе насекомые уже не летают, поэтому для стрижей уже недостаточно добычи. Они и улетают от нас раньше ласточек.
По Г. Скребицкому
Пословицы, поговорки, народные приметы
Гуси летят — зимушку на хвосте тащат.
Лебедь несет на носу снег.
Поздний отлет птиц — к теплой зиме.
1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.
Упражнение «ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ». Печатание» слов — названий птиц: утка, аист.
Воспитатель пометает на наборное полотно картинки с изображением Незнайки и с изображениями птиц и предлагает детям помочь Незнайке вспомнить названия птиц и «напечатать» их. Один ребенок «печатает» слово на доске, другие — в тетрадях.
Упражнение «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ». Дифференциация перелетных и зимующих птиц. Развитие речевого слуха. Развитие связной речи (употребление сложноподчиненных предложений).
Воспитатель произносит названия трех перелетных и одной зимующей птицы. Дети внимательно слушают и составляют предложения:
— Лишний снегирь, потому что это зимующая птица, а остальные птицы — перелетные.
2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.
Пальчиковая гимнастика «ПТИЧКИ»
Эта птичка — соловей, Эта птичка — воробей, Эта птичка — совушка, сонная головушка. Эта птичка — свиристель, Эта птичка — коростель. | (Дети загибают по одному пальчику на обеих руках) |
Ну а это — злой орлан. | (Машут сложенными накрест ладонями.) |
Птички, птички, по домам. | (Машут обеими руками, как крыльями.) |
Подвижная игра «ЖУРАВЛИ УЧАТСЯ ЛЕТАТЬ». Развитие координации движений.
Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук — выдох. Для усложнения можно выполнять взмахи руками с одновременным поочередным подниманием ног и движением по кругу.
Ноябрь, 1-я неделя
ЯГОДЫ И ГРИБЫ. ЛЕС ОСЕНЬЮ
Тексты для пересказа
ПОСЛЕДНИЕ ЯГОДЫ
Поздней осенью на болотах поспевает клюква. Она растет на кочках, ягоды лежат прямо на мху. Ягоды видны издалека, а стебельки незаметны. Но если присмотришься, увидишь, что на моховой подушке протянулись тоненькие нити, а на них — жесткие блестящие листочки.
По И. Павловой
ВОЛНУШКА
У какого гриба на шляпке волны? Ну конечно же, у розовой волнушки. Поэтому ее так и назвали. Такие волны бывают, если бросить в воду камень.
По В. Зотову
1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.
Подвижная игра «ЗА ГРИБАМИ». Расширение глагольного словаря. Координация речи с движением. Развитие творческого воображения.
Все зверушки на опушке Ищут грузди и волнушки. | (Дети идут в хороводе.) |
Белочки скакали, Рыжики срывали. | (Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.) |
Лисичка бежала, Лисички собирала. | (Бегут, собирают воображаемые грибы.) |
Скакали зайчатки, Искали опятки. | (Скачут стоя, «срывают» грибы.) |
Медведь проходил, Мухомор раздавил. | (Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.) |
Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ». Отгадывание и толкование загадок по теме. Развитие мышления. Развитие связной речи.
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка,
Ядовитый...
(мухомор).
Как на стежке, на дорожке
Вижу алые сережки.
За одною наклонилась,
А на десять набрела!
Я клонилась — не ленилась,
Кружку с верхом набрала.
(Земляника)
Е. Благинина
Из-под елок на пригорок
Вышел мальчик ростом с пальчик.
Он на тучки поглядел,
Сразу кепочку надел,
Новенькую, ладную,
Цветом шоколадную.
(Белый гриб)
Л. Кузьмин
Красный бычок
На волоске привязан.
(Клюква)
У девчонки-тонконожки
Ярко-красные сережки.
Под листочек загляни-ка,
Там краснеет...
(земляника).
Б. Ерухимович
Под осинкой у тропинки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка.
Шляпа есть, нет головы.
(Подосиновик)
2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.
Пальчиковая гимнастика «ГРИБЫ».
Топ-топ — пять шагов, | (Дети «шагают» пальчиками по столу.) |
В туесочке пять грибов. | (Переплели пальцы обеих рук — туе- сочек, большие пальцы — ручка; показали 5 пальцев правой руки.) |
Мухомор красный — Гриб опасный. А второй — лисичка, Рыжая косичка. Третий гриб — волнушка, Розовое ушко. А четвертый гриб — сморчок, Бородатый старичок. Пятый гриб — белый, Ешь его смело! | (На каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца, на одной или обеих руках.) |
Подвижная игра «ГДЕ ВЫ БЫЛИ?». Координация речи с движением. Развитие общих речевых навыков.
Восп. Ножки, ножки, где вы были? Дети. За грибами в лес ходили. | (Ходьба на месте.) |
Восп. Что вы, ручки, работали? Дети. Мы грибочки собирали. | (Присели, «собирают» грибы.) |
Восп. А вы, глазки, помогали? Дети. Мы искали да смотрели, Все пенечки оглядели. | (Смотрят из-под руки, поворот влево, вправо.) |
Ноябрь, 2-я неделя
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Тексты для пересказа
БИШКА
«А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!» Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла.
«Не мое, — говорит, — дело книги читать; я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, волков да воров пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноску тащу — будет с меня и этого».
К. Д. Ушинский
КОРОВКА
Некрасива коровка, да молочка дает. Лоб у нее широк. Уши в стороны; во рту зубов недочет, зато рожища большие; хребет — острием, хвост — помелом, бока оттопырились, копыта двойные. Она травушку рвет, жвачку жует, пойло пьет, мычит и ревет, хозяйку зовет:
— Выходи, хозяюшка; выноси подойничек, чистый утиральничек! Я деточкам молочка принесла, густых сливочек.
К. Д. Ушинский
1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.
Упражнение «РАССТАВЬ ПО ЗАГОНАМ». Слоговой анализ слов — назвавши домашних животных. Совершенствование навыка слогового анализа слов.
Воспитатель помешает на магнитную доску изображения домашних животных: кота, быка, козы, овцы, барана, свиньи, кролика, коровы, лошади и три загона и объясняет, что в первый загон можно «загнать» животных, в названиях которых один слог, во второй загон — два слога, в третий загон — три слога. Дети по одному выходят к тоске, выбирают животных, четко произносят их названия по слогам и ставят в соответствующие загоны.
Скороговорки. Развитие общих речевых навыков: правильного звукопроизношения, четкости дикции, правильного голосоведения.
Дядя Коля дочке Поле
Подарил щеночка колли.
Но щенок породы колли
Убежал от Поли в поле.
Три козы
Среди лозы
Схоронились от грозы.
Вот и кончилась
Гроза.
Козы здесь.
А где лоза?
2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.
«ИГРА В СТАДО». Координация речи с движением. Развитие творческого воображения и подражательности.
Мы вчера играли в стадо, И рычать нам было надо. | (Дети идут по кругу, взявшись за руки.) |
Мы рычали: «Р-р-р» | (Встали, сделали «коготки» из пальчиков.) |
И мычали: «My!» | (Сделали «рожки».) |
По-собачьи лаяли: «Гав! Гав!» | (Встали на четвереньки.) |
Не слыхали замечаний Анны Николаевны. | (Опять идут по кругу.) |
А она сказала строго: — Что за шум такой у вас? | (Останавливаются.) |
Я детей видала много — Таких вижу в первый раз. | (Слова воспитателя.) |
Мы сказали ей в ответ. | (Стоят в круге.) |
— Никаких детей тут нет! | (Поворачивают голову из стороны в сторону.) |
Мы не Пети и не Вовы — | (Загибают пальцы.) |
Мы собаки | (Встают на четвереньки.) |
И коровы! | (Делают «рожки».) |
А она в ответ: — Да что вы? | (Встали.) |
Ладно, если вы коровы, Я тогда — пастух. И прошу иметь в виду: Я коров домой веду. | (Слова логопеда. Дети идут по кругу друг за другом.) |
А. Барто
Пальчиковая гимнастика «БУРЕНУШКА».
Дай молочка, Буренушка, Хоть капельку — на донышке. | (Дети показывают, как доят корову.) |
Ждут меня котятки, Малые ребятки. | (Делают «мордочки» из пальчиков.) |
Дай им сливок ложечку, Творогу немножечко, Масла, простоквашки, Молочка для кашки. | (Загибают по одному пальчику на обеих руках.) |
Всем дает здоровье Молоко коровье. | (Снова «доят».) |
Чешская песенка
Ноябрь, 3-я неделя
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Тексты для пересказа
МЕДВЕДЬ
К осени у медведя заканчивается линька, его мех становится густым, длинным, пышным. Зимой мех защищает медведя от лютых морозов. За осень медведь нагуливает много жира.
С наступлением холодов он выбирает место для устройства берлоги, нагребает туда мху, опавшей листвы, забрасывает сверху ветками.Когда падают первые снежинки, медведь уже в берлоге.
По А. Клыкову
ЕЖ
Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек.В ясные осенние дни готовит себе еж теплое зимовище, таскает в нору сухие листочки и мягкий мох. Скоро он заберется в логово на всю долгую зиму.
По И. Соколову-Микитову
I. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.
Упражнение «КТО ЗА ДЕРЕВОМ?». Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных). Развитие связной речи (употребление сложноподчиненных предложений).
На магнитной доске — раскидистый дуб. Воспитатель прячет в ветвях дуба белку так. что виден ее хвост, и спрашивает:
— Чей это хвост? Кто спрятался в ветвях? Составьте предложение со словами потому что.
Лети отвечают:
— Это беличий хвост, потому что в ветвях спряталась белка. И т.п.
Упражнение «ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ». Звуковой анализ слов: лиса, волк, лось. Совершенствование навыка звукового анализа слов.
2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.
Пальчиковая гимнастика «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ».
У лисы в лесу глухом Есть нора — надежный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосет там лапу. | (Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие.) |
Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нем. | (Удары ладонями и кулачками поочередно.) |
В. Пальчинскайте
Подвижная игра «НА ВОДОПОЙ». Координания речи с движением. Развитие творческого воображения и подражательности.
Жарким днем лесной тропой Звери шли на водопой. | (Дети спокойно идут по кругу друг за другом.) |
За мамой-лосихой топал лосенок, | (Идут, громко топая.) |
За мамой-лисицей крался лисенок, | (Крадутся на носочках.) |
За мамой-ежихой катился ежонок, | (Приседают, медленно двигаются вперед.) |
За мамой-медведицей шел медвежонок, | (Идут вперевалку.) |
За мамою-белкой скакали бельчата, | (Скачут вприсядку.) |
За мамой-зайчихой — косые зайчата, | (Скачут на прямых ногах.) |
Волчица вела за собою волчат, | (Идут на четвереньках.) |
Все мамы и дети напиться хотят. | (Лицом в круг, делают движения языком — «лакают».) |
Ноябрь, 4-я неделя
ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.
Скороговорки. Развитие общих речевых навыков: правильного звукопроизношения. четкости дикции, речевого дыхания.
Сшит колпак, связан колпак,
Да не по-колпаковски.
Кукушка кукушонку купила капюшон,
Как в капюшоне он смешон!
Стеша спешила,
Рубашку шила,
Да поспешила —
Рукав не дошила.
Подарили Вареньке валенки,
Валеньке — варежки,
Синьке — санки,
А Сеньке — что и Саньке.
Шапка да шубка —
Вот и весь Мишутка.
Отгадывание и толкование загадок по теме. Развитие связной речи. Развитие мышления.
Пять чуланов,
Одна дверь.
(Перчатка)
Руки греет пара печек
Из колечек от опечек.
(Рукавички)
Сижу верхом,
Не знаю на ком.
Знакомца встречу,
Соскочу — привечу.
(Шапка)
Что за братец?
Вот загадка!
У него за носом — пятка!
(Ботинок)
Утром я встал.
На две дороги попал.
(Брюки)
2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.
Пальчиковая гимнастика «БОТИНКИ».
Всюду, всюду мы вдвоем Неразлучные идем. | (Средний и указательный пальчики «шагают» по столу.) |
Мы гуляем по лугам. По зеленым берегам, Вниз по лестнице сбегали, Вдоль по улице шагали. После лезем под кровать, | (Дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.) |
Будем там тихонько спать. | (Укладывают ладони на стол.) |
Упражнение «ПОМОЩНИКИ». Координация речи с движением.
Дружно помогаем маме, Мы белье полощем сами. Раз, два, три, четыре. | (Встают, наклонившись; руками двигают влево, вправо.) |
Потянулись, | (Тянутся, как бы вытирают правой рукой пот со лба.) |
Наклонились. | (Снова «полощут».) |
Хорошо мы потрудились. | (Вытирают руку о руку.) |
В. Волина
Второй период работы
Декабрь, 1-я неделя
ЗИМА. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Тексты для пересказа
ЛЕТЯТ СНЕЖНЫЕ ПУШИНКИ
Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю.
Слой за слоем ложится снег. Идет зима, растут сугробы, и снег становится плотным.
По В.Архангельскому
СНЕГИРЬ
Наряднее становится зимняя природа, когда прилетают к нам красавцы снегири.
"Снегирь — красногрудая птичка с серой спинкой и черной головкой. Держатся снегири небольшими стайками, питаются почками растений, семенами деревьев и кустарников, ягодами.
Снегири украшают нашу зимнюю природу.
По П. Соколову
МЫ - ВАШИ ДРУЗЬЯ
Пришла зима. Многие птицы улетели на юг. А мы: воробьи, синицы — остались с вами в городе. Голодно нам. А еда под снегом. Не удивляйтесь, что мы еще с осени начинаем носами в окна стучать. Мы напоминаем вам: вы слушали весной наши песни, осенью ели груши, яблоки. Это мы сады охраняли. Теперь ваш черед. Помогите нам!
А. Аксенова
1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.
Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО». Развитие речевого слуха. Развитие чувства рифмы.
Ты с модницей этой,
Конечно, знаком:
Вертушке
На месте
Никак не сидится —
Все хвастает
Синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится... (синица).
Е. Ильин
От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок,
И пустырь —
Раз красавец прилетел к нам,
Житель севера... (снегирь).
Е. Ильин
Упражнение «У КОРМУШКИ». Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи предлогов).
Воспитатель помещает на магнитную доску изображение ветки дерева с кормушкой и выполняет различные действия с контурными изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя по его просьбе и выделяют предлоги. Например:
— Снегирь летит к: кормушке (предлог к).
— Синица улетает от кормушки (предлог от).
— Свиристель сидит над кормушкой (предлог над) и т. п.
2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.
Подвижная игра «МЕДВЕДЬ». Координация речи с движением.
Как на горке — снег, снег, | (Дети стоят кружком, в центре которого «спит медведь»; руки постепенно поднимаются вверх — вдох.) |
И под горкой — снег, снег, | (Приседают, опускают руки — выдох.) |
И на елке — снег, снег, | (Опять встают и поднимают руки — вдох.) |
И под елкой — снег, снег. | (Приседают, опускают руки — выдох.) |
А под снегом спит медведь. Тише, тише... Не шуметь! | (На цыпочках бегут по кругу. На последних словах «медведь» просыпается и бросается ловить детей.) |
И. Токмакова
Подвижная игра «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ». Координация речи с движением. Развитие творческого воображения.
Мы бежим с тобой на лыжах, Снег холодный лыжи лижет. | (Дети изображают ходьбу на лыжах.) |
А потом — на коньках, | (Изображают бег на коньках.) |
Но упали мы. Ах! | («Падают».) |
А потом снежки лепили, | (Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.) |
А потом снежки катили, | (Катят воображаемый комок.) |
А потом без сил упали | («Падают».) |
И домой мы побежали. | (Бегут по кругу.) |
Декабрь, 2-я неделя
МЕБЕЛЬ
1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.
Упражнение «ОБСТАВИМ КВАРГИРУ». Совершенствование навыка слогового анализа слов.
Игра проводится на наборном полотне с ковролином. Контурные изображения мебели снабжены липучками. Воспитатель предлагает детям рассмотреть мебель, назвать ее, разделить слова на слоги. На наборное полотно помещаются изображения мебели, названия которой правильно разделены на слоги.
Игра «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО». Совершенствование грамматического строя речи, употребление предлогов.
Костя в комнату вошел
И поставил сок... (НА стол).
Всем детишкам по конфете
Взял из вазочки... (В буфете).
Маша в комнату впорхнула,
Шарф и плащ взяла... (СО стула).
Катя вынула жирафа,
Мяч и гномика... (ИЗ шкафа).
Закатила барабан
Наша Оля... (ПОД диван).
На портрете — Аня с бантом,
А портрет тот... (НАД сервантом).
Книжку новую Ивана
Я достал... (ИЗ-ПОД дивана).
Если хочет Миша спать,
Он приляжет... (НА кровать).
Чтобы ноги отдохнули,
Посидит чуть-чуть... (НА стуле).
Почитать хотим мы если,
То развалимся мы... (В кресле).
Н. Нищева
2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.
Пальчиковая гимнастика «НАША КВАРТИРА».
В нашей комнате — столовой — Есть отличный СТОЛ дубовый, СТУЛЬЯ — спинки все резные, Ножки гнутые, витые. И ореховый БУФЕТ Для варенья и конфет. В комнате для взрослых – спальне - Есть для платьев ШКАФ зеркальный, Две широкие КРОВАТИ С одеялами на вате И березовый КОМОД, Мама там белье берет. А в гостиной КРЕСЛА есть, Телевизор смотрят здесь. Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный, В СТЕНКЕ — центр музыкальный. | (На каждое название предмета мебели дети загибают по одному пальчику. К концу стихотворения должны быть загнуты все десять пальцев.) |
Н. Нищева
Упражнение «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ». Совершенствование грамматического строя речи. Развитие слухового внимания.
...Если б мыло
Приходило
По утрам ко мне В КРОВАТЬ
И само меня бы мыло —
Хорошо бы это было!
Б. Заходер. «Петя мечтает»
Кто, например, залез В БУФЕТ,
Конфеты там нашел?
И все бумажки от конфет
Кто побросал ПОД СТОЛ?
Б. Заходер. «Никто»
Он тогда залез НА СТУЛ.
Притворился, что уснул.
Скатерть СО СТОЛА стянул
И в окошко улизнул.
Б. Заходер. «Вредный кот»
Алеша плохо держит ложку,
Все учат ЗА СТОЛОМ Алешку.
А. Кардашова. «За ужином»
Молоко блестит в стаканах,
Вишни стынут в киселе,
С тонкой корочкой румяной
Хлеб пшеничный НА СТОЛЕ.
В.Донникова. «Все готово для ребят»
Телефон у нас висит,
Телефон весь день звонит.
Я на цыпочки встаю,
Я залез НА ТАБУРЕТ.
Говорю, что папы нет.
С. Баруздин. «Телефон»
Сидя, книги брал СО ШКАПА.
И не раз ему в кино
Говорили: «Сядьте на пол,
Вам, товарищ, все равно».
Дядя Степа утром рано
Быстро вскакивал С ДИВАНА.
С. Михалков. «Дядя Степа»
Декабрь, 3-я неделя
ПОСУДА
Тексты для пересказа
ПОМОЩНИКИ
Саша с Алешей помогали накрывать на стол. Все сели обедать. Суп налили, а есть нечем. Вот так помощники. Стол накрыли, а ложки не положили.
И. Калинина
МАМИНА ЧАШКА
На улице шел дождь. Мама не разрешила гулять. Алеше было скучно. Он взял мяч и стал бросать его. Мяч упал на стол и опрокинул мамину любимую голубую чашку. Чашка упала на пол и разбилась. Мама услышала звон стекла, пришла в комнату и спросила, кто разбил чашку. Алеша испугался и показал на Бобика. Мама взяла веник и выгнала Бобика на улицу.
Темнело. Дождь шел все сильнее. Мокрый Бобик скулил на крыльце.
Алеше стало стыдно. Он пошел к маме и во всем признался. Бобика пустили домой и напоили молоком.
1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.
Скороговорки. Развитие общих речевых навыков — правильного звукопроизношения, четкости дикции, речевого дыхания.
Выпил Яшка
Чаю чашку,
Мало чашки
Чая Яшке.
Ю. Чичев
Старик Скороговоров
Купил скороварку,
Разбил сковородку.
Забыл скороговорку.
И. Тополева
Взял Валерка тарелку,
Взял Валерка поднос.
Мне тарелку Валерка
На подносе принес.
А. Левшин
Упражнение «У БЕЛОЧКИ В ГОСТЯХ». Развитие связной речи. Развитие зрительного внимания.
Воспитатель помешает на магнитную доску изображения белочки и праздничного стола. Он объясняет, что белочка ждет гостей и накрывает на стол, и просит детей запомнить, что белочка поставила на стол. Затем дети должны закрыть глаза, а воспитатель — поменять местами посуду на столе. Открыв глаза, дети рассказывают, что изменилось. Например:
— Белочка поменяла местами сахарницу и масленку.
— Вместо чайника белочка поставила на стол кофейник.
2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.
Пальчиковая гимнастика «МАШИНА КАША».
Маша каши наварила, Маша кашей всех кормила. | (Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке.) |
Положила Маша кашу Кошке — в чашку, Жучке — в плошку, А коту — в большую ложку. В миску курицам, цыплятам И в корытце поросятам. | (Загибают по одному пальчику на левой руке.) |
Всю посуду заняла, | (Разжимают кулачок.) |
Все до крошки раздала. | (Сдувают «крошку» с ладошки.) |
Н. Нищева
Упражнение «ПОСУДА». Координация речи с движением.
Вот большой стеклянный чайник, Очень важный, как начальник. | (Надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик). |
Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие, бедняжки. | (Присели, одна рука на поясе.) |
Вот фарфоровые блюдца, Только стукни — разобьются. | (Кружатся, рисуя руками круг.) |
Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке. | (Потянулись, руки сомкнули над головой.) |
Вот пластмассовый поднос. Он посуду нам принес. | (Легли на ковер, вытянулись.) |
Н. Нищева
Декабрь, 4-я неделя
Логопедические пятиминутки: игра «Подскажи словечко», отгадывание и толкование загадок.
Игры и упражнения: игра «С Новым годом», пальчиковая гимнастика «Подарки».
Январь, 2-я неделя
Логопедические пятиминутки: лото «Транспорт», работа над скороговорками.
Игры и упражнения: подвижная игра «На шоссе», упражнение «Самолет».
Январь, 3-я неделя
Логопедические пятиминутки: упражнение «Помоги Незнайке», составление и анализ предложений о профессиях.
Игры и упражнения: пальчиковая гимнастика «Повар», упражнение «Маляры».
Январь, 4-я неделя
Логопедические пятиминутки: лото «Профессии», работа над скороговорками.
Игры и упражнения: «Игра в стадо», упражнение «Как мы поили телят».
Февраль, 1-я неделя
Логопедические пятиминутки: слоговое лото «Инструменты», упражнение «Помоги Незнайке».
Игры и упражнения: подвижная игра «Старый клен», пальчиковая гимнастика «Наперсток».
Февраль, 2-я неделя
Логопедические пятиминутки: упражнения «Помоги Незнайке», «Кто спрятался в джунглях?».
Игры и упражнения: упражнение «Веселые задачи», пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей?»
Февраль, 3-я неделя
Логопедические пятиминутки: игра-соревнование «Подбери слова», упражнение «Что лишнее?».
Игры и упражнения: упражнения «На окне в горшочках», «Камнеломка».
Февраль, 4-я неделя
Логопедические пятиминутки: упражнение «Покажи на светофоре», составление и анализ предложений о морских животных.
Игры и упражнения: подвижная игра «Летучая рыба», пальчиковая гимнастика «Акула».
Третий период работы
Март, 1-я неделя
Логопедические пятиминутки: упражнение «Когда это бывает?», толкование и заучивание пословиц о ранней весне.
Игры и упражнения: пальчиковая гимнастика «Дрозд-дроз-док», подвижная игра «Весна, весна красная».
Март, 2-я неделя
Логопедические пятиминутки: упражнение «Помоги Незнайке», толкование и заучивание пословиц и поговорок о Родине.
Игры и упражнения: хоровод «Береза», чистоговорка «Журавель».
Март, 3-я неделя
Логопедические пятиминутки: упражнение «Повтори за мной», составление и анализ предложений о Москве.
Игры и упражнения: хоровод «Береза», считалка о Москве.
Март, 4-я неделя
Логопедические пятиминутки: упражнения «Покажи на светофоре», «Что лишнее?».
Игры и упражнения: пальчиковая гимнастика «Люблю по городу гулять», упражнение «Случай в Петербурге».
Апрель, 1-я неделя
Логопедические пятиминутки: упражнение «Подскажи словечко», игра «Будь внимательным».
Игры и упражнения: упражнение «Старый клен», пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей?».
Апрель, 2-я неделя
Логопедические пятиминутки: упражнения «Подскажи словечко», «Будь внимательным».
Игры и упражнения: викторина по произведениям К. И. Чуковского.
Апрель, 3-я неделя
Логопедические пятиминутки: упражнения «Подскажи словечко», «Будь внимательным».
Игры и упражнения: литературное лото по произведениям С. В. Михалкова.
Апрель, 4-я неделя
Логопедические пятиминутки: упражнения «Подскажи словечко», «Будь внимательным».
Игры и упражнения: литературное лото по произведениям А. Л. Барто.
Май, 1-я неделя
Логопедические пятиминутки: упражнения «Подскажи словечко», «Когда это бывает?».
Игры и упражнения: подвижная игра «Солнышко», пальчиковая гимнастика «Весна».
Май, 2-я неделя
Логопедические пятиминутки: упражнение «Помоги Незнайке», составление и анализ предложений о перелетных птицах.
Игры и упражнения: упражнения «Веснянка», «Зима прошла».
Май, 3-я неделя
Логопедические пятиминутки: упражнения «Подскажи словечко», «Будь внимательным».
Игры и упражнения: викторина по произведениям А. С. Пушкина.
Май, 4-я неделя
Логопедические пятиминутки: упражнение «Разноцветные сигналы», отгадывание и толкование загадок о школе и школьных принадлежностях.
Игры и упражнения: упражнение «Подскажи словечко», пальчиковая гимнастика «В школу».
Методика проведения игр и упражнений изложена в пособии: Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.