Расстройства аутистического спектра (РАС)
Опубликовано 25.09.2024 - 11:14 - Белозерова Евгения Викторовна
Что такое расстройства аутистического спектра (РАС)?
Расстройства аутистического спектра – группа нарушений нейроразвития, которые характеризуются нарушением социального взаимодействия (нарушение коммуникации), общения, стереотипным (повторяющимся) поведением, а также нарушением поведения. РАС оказывает значимое влияние на жизнь человека и окружающих его людей.
Проявления расстройства разнообразные, у каждого человека они уникальны и имеют различную степень выраженности. Вы даже можете общаться с человеком и не подозревать, что у него РАС.
Ранние признаки РАС часто проявляются в возрасте до 18 месяцев и могут вызывать беспокойство у родителей. Когда малыш становится старше, симптомы аутизма могут ослабевать, но в большинстве случаев они сохраняются на протяжении всей жизни. Кроме того, симптоматика может становиться более выраженной, так как с взрослением социальные требования к человеку повышаются.
Причины возникновения расстройства не изучены в полной мере. В его формировании участвуют различные факторы - их сочетание влияет на развитие структур головного мозга и будущее поведение ребенка.
Основная роль здесь отводится генетике.
Не являются основными причинами, однако могут увеличивать риск формирования РАС:
Основная роль здесь отводится генетике.
Не являются основными причинами, однако могут увеличивать риск формирования РАС:
- окружающая среда,
- возраст родителей,
- внутриутробные инфекции,
- состояние организма матери (сахарный диабет),
- прием некоторых лекарственных препаратов во время беременности
- осложнения беременности и родов.
РАС характеризуется:
Также важным диагностическим признаком является однообразная или стереотипная деятельность. Тут можно упомянуть триаду Винг-Гулда, где помимо нарушений социального взаимодействия, коммуникации, говорится о нарушениях воображения, которое характеризуется отсутствием символической игры («понарошку»). Игра в основном стереотипна. Ребенок кружится, или взмахивает руками, ходит из стороны в сторону, сортирует предметы по цветам или выстраивает в башни, в ряд, трудно переключаем в своей деятельности или наоборот импульсивен и неусидчив. Он может иметь фиксированные интересы: часами наблюдать за струей воды или за приходящими и уходящими поездами. При этом такие дети могут знать счет до ста, воспроизводить его механически, иметь большой словарный запас, знать иностранные слова. Но, к сожалению, применять эти знания не могут, испытывают трудности при формулировании просьб.
- дефицитом социальной коммуникации (например, невербального взаимодействия, навыков в развитии, поддержании и понимании отношений)
- ограниченными, повторяющимися моделями поведения.
Также важным диагностическим признаком является однообразная или стереотипная деятельность. Тут можно упомянуть триаду Винг-Гулда, где помимо нарушений социального взаимодействия, коммуникации, говорится о нарушениях воображения, которое характеризуется отсутствием символической игры («понарошку»). Игра в основном стереотипна. Ребенок кружится, или взмахивает руками, ходит из стороны в сторону, сортирует предметы по цветам или выстраивает в башни, в ряд, трудно переключаем в своей деятельности или наоборот импульсивен и неусидчив. Он может иметь фиксированные интересы: часами наблюдать за струей воды или за приходящими и уходящими поездами. При этом такие дети могут знать счет до ста, воспроизводить его механически, иметь большой словарный запас, знать иностранные слова. Но, к сожалению, применять эти знания не могут, испытывают трудности при формулировании просьб.
На что следует обратить внимание родителям:
- ребенок не реагирует на уход или возвращение родителя,
- не реагирует на своё имя,
- нет указательного жеста - желаемое показывают рукой взрослого или пытаются взять самостоятельно.
- не проявляет интерес к сверстникам и их играм,
- не улыбается в ответ,
- не проявляет ласку и не терпит ее по отношению к себе,
- не поддерживает зрительного контакта.
- в речи отмечаются эхолалии: повторяет слова за другими или услышанные из мультиков.
Устанавливает, либо подтверждает подозрение других специалистов врач психиатр. Другие специалисты, работающие с ребенком (педиатры, неврологи, психологи, воспитатели) могут обратить внимание родителей на тревожные симптомы и рекомендовать обратиться за консультацией к психиатру. Наличие точного диагноза позволяет родителям претендовать на льготы от государства, определить верный образовательный маршрут для ребенка.
Своевременная постановка диагноза крайне важна, так как ранее вмешательство в значительной степени позволяет улучшить качество жизни как пациента, так и его родителей.
Своевременная постановка диагноза крайне важна, так как ранее вмешательство в значительной степени позволяет улучшить качество жизни как пациента, так и его родителей.
Нарушения поведения, которые могут проявляться в аутоагрессии – самоповреждении: ребенок может себя бить, кусать, а также проявлять агрессию к другим.
Интеллектуальные нарушения. Довольно часто РАС сопутствуют нарушения интеллекта различного уровня, однако встречается и аутизм, который провялятся только сенсорными нарушениями и "социальной слепотой": детям с РАС сложно понимать эмоции других людей, поэтому их поведение может казаться странным или бестактным. При этом у них не наблюдается нарушения интеллекта. Эти люди адаптированы в социуме, имеют работу, заводят семьи, но все равно выделяются своеобразным поведением.
СДВГ( синдром дефицита внимания и гиперактивности) — может проявляться в неусидчивости, импульсивности, трудностях при усвоении учебного материала. Также может проявляться в эмоциональной неустойчивости.
ОИРПП (ARFID) или расстройство избирательного питания — часто встречается у детей с аутизмом. Ребенок с РАС может имеет скудный и однообразный рацион, отказывается пробовать новые продукты. Ему может быть неприятен цвет, запах, консистенция различных блюд и т.п.
Также у детей с РАС встречаются тревожные расстройства, шизофрения, биполярное аффективные расстройства, неврологические нарушения, нарушения работы ЖКТ и тп.
При отсутствии лечения сопутствующих состояний, они могут привести к резкому ухудшению поведенческих проблем. Однако из-за схожих симптомов их диагностика при РАС может быть затруднена. Своевременная обращение к специалисту, который подберет необходимую терапию, может значительно улучшить качество жизни.
Интеллектуальные нарушения. Довольно часто РАС сопутствуют нарушения интеллекта различного уровня, однако встречается и аутизм, который провялятся только сенсорными нарушениями и "социальной слепотой": детям с РАС сложно понимать эмоции других людей, поэтому их поведение может казаться странным или бестактным. При этом у них не наблюдается нарушения интеллекта. Эти люди адаптированы в социуме, имеют работу, заводят семьи, но все равно выделяются своеобразным поведением.
СДВГ( синдром дефицита внимания и гиперактивности) — может проявляться в неусидчивости, импульсивности, трудностях при усвоении учебного материала. Также может проявляться в эмоциональной неустойчивости.
ОИРПП (ARFID) или расстройство избирательного питания — часто встречается у детей с аутизмом. Ребенок с РАС может имеет скудный и однообразный рацион, отказывается пробовать новые продукты. Ему может быть неприятен цвет, запах, консистенция различных блюд и т.п.
Также у детей с РАС встречаются тревожные расстройства, шизофрения, биполярное аффективные расстройства, неврологические нарушения, нарушения работы ЖКТ и тп.
При отсутствии лечения сопутствующих состояний, они могут привести к резкому ухудшению поведенческих проблем. Однако из-за схожих симптомов их диагностика при РАС может быть затруднена. Своевременная обращение к специалисту, который подберет необходимую терапию, может значительно улучшить качество жизни.