Готовимся к ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n_inn_v_prilagatelnykh.doc | 38.5 КБ |
n_nn_v_prichastiyakh.doc | 49 КБ |
orfogrammy-glasnye.doc | 56 КБ |
sposoby_svyazi_slov_v_c.soch_.doc | 51 КБ |
funktsii_zapyatykh.doc | 37 КБ |
funktsii_tire.doc | 44.5 КБ |
текст к изложению | 2.69 МБ |
все о сжатом изложении | 363.5 КБ |
gia._sistema_uprazhneniy_po_podgotovke_k_napisaniyu_szhatogo_iz.ppt | 2 МБ |
fonetika_fipi.docx | 17.82 КБ |
слова для тренировки | 11.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор-составитель: Захарьина Е.А.
Готовимся к ГИА. Задание В4.
Н и НН в прилагательных, образованных от существительных (отымённых)
Н | НН |
1) образованы с помощью суффиксов -АН-, -ЯН-, -ИН-: гусиный, водяной, кожаный | 1) образованы с помощью суффиксов -ОНН-, -ЕНН-: торжественный, традиционный |
2) Исключение: ВЕТРЕНЫЙ | 2) Исключения: ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ |
3) в непроизводных прилагательных: синий, зелёный, юный, буланый, единый, румяный, рьяный, пряный, зелёный, свиной | 3) от сущ-ных с основой на –Н: каменный, старинный, лимонный, карманный |
4) от сущ-ных на –мя: имя – именной, племя – племенной |
Формулировки заданий:
№1. Из предложения выпишите слово, в котором выбор Н/НН определяется правилом правописания суффиксов отымённых прилагательных.
№2. Выпишите из предложения слово, в котором правописание Н/НН определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН-/-ЕНН, пишется НН»
№3. Выпишите из предложения слово, в котором правописание Н/НН определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –АН-/-ЯН-,-ИН-, пишется Н»
№4. Выпишите из предложения непроизводное прилагательное с основой на –Н
№5. Выпишите из предложения слова, в которых правописание Н/НН определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса –Н- от существительного, основа которого заканчивается на –Н-, пишется НН»
Предварительный просмотр:
Автор-составитель: Захарьина Е.А.
Готовимся к ГИА. Задание В4.
Н и НН в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов
Полные формы | |
Причастие | Отглагольное прилагательное |
Прямое значение (причастие= который +глагол) | |
НН | Н |
1) образуются от глаголов с приставкой (кроме НЕ) рассеяННые семена | 1) нет приставки или приставка НЕ- сеяНые семена, несеяНые семена |
2) имеют зависимые слова: сеянные по полю семена | 2) нет зависимых слов: сеяНые (?) семена |
3) образуются от бесприставочных глаголов совершенного вида: брошЕННые игрушки (бросить – сов.вид) решЁННая задача (решить – сов.вид) | 3) образуются от глаголов несовершенного вида сеяНые (сеять – несов.вид), варЁНые овощи (варить – несов.вид) |
НН | |
Есть суффиксы –ОВА-, -ЁВА- : баловаННый, рисковаННый, корчёваННый, линоваННый | |
Переносное значение | |
от глаголов совершенного вида с приставками: рассеяННый взгляд, подмочЕННая репутация | |
Краткие формы | |
Всегда одна Н ПричёсаНы, избаловаНы, нарисоваНа, пересажеНа Семена рассеяНы, море взволноваНо | Две НН в женском, среднем роде единственного числа, во множ.числе Девочка рассеяННа, дети рассеяННы, лицо взволноваННо |
Исключения: конченый человек, прощёное воскресенье, названый брат, посажёный отец, смышлёный. Виданный, виденный, деланный, желанный, слыханный, считанный, нежданный-негаданный, медленный, нечаянный |
Формулировки заданий:
№1. Из предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
№2. Из предложения выпишите слово, в котором выбор Н/НН в суффиксе определяется правилом правописания отглагольных прилагательных.
№3. Найдите в тексте слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, имеющих при себе зависимые слова, пишется НН». Запишите это причастие вместе с зависимым словом.
№4. Из предложений выпишите слово, в котором выбор Н/НН определяется правилом: «В прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов и не имеющих при себе зависимых слов, пишется Н»:
№5. Из текста выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от бесприставочных глаголов совершенного вида, пишется НН».
№6. Из текста выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от глаголов с приставками, пишется НН».
№7.Из предложений выпишите слово, в котором выбор Н/НН в суффиксе определяется правилом правописания краткой формы страдательного причастия прошедшего времени.
№8. Из текста выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В отглагольных прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов и не имеющих при себе зависимых слов, пишется Н».
Предварительный просмотр:
Автор-составитель: Захарьина Е.А.
Готовимся к ГИА.
Задание В2. Орфограммы-гласные корне
Виды орфограмм-гласных в корне | ||
Проверяемые ударением: | Непроверяемые ударением: | Чередующиеся: |
носить - нОша | бАтАльон | а//о, е//и, а(я)// ин(им): загар – сгорать блистает – блестит занять - занимать |
Чередующиеся гласные | ||
Условия выбора гласных | Корень | Примеры |
1. Выбор зависит от ударения | -гар – гор- : без ударения О | угар, подгореть, загоревший Исключение: изгарь |
-клон – без ударения О | кланяется, поклон, наклонился | |
зар – зор- без ударения А | зарево, зорька Исключение: зоревать | |
твор – твар – без ударения О | творец | |
Плав- плов под ударением и без ударения пишется о и а | плавательный, поплавок Исключения: пловец, пловчиха, плывуны | |
2. От согласной, стоящей после корня | - лаг – лож- | слагаемое, сложение |
- скак – скоч- | скакать, выскочить Исключение: скачок, скачу | |
- раст- ращ- рос-- | растение, выращенный, росли Исключение: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль | |
3. От суффикса -А- после корня | бер – бир-- -дер – дир-- -мер – мир-- -пер – пир-- -тер – тир-- -блест – блист- -жег – жиг- - -стел – стил-- -чет – чит-- | выберешь – выбираешь выдернуть – выдираешь замер – замирать запер – запирать вытер – вытирать блестящий – блистательный выжег – выжигать постелить – постилать вычет – вычитать Исключения: сочетать, сочетание, чета |
-кос – кас-- | коснуться – касание | |
-а(я) – им- -а(я) – ин - | поднять – поднимать начать – начинать | |
4. От лексического значения | -мак – мок- мак- (погружать в жидкость) мок-(пропускать жидкость) | обмакнуть перо непромокаемый плащ |
равн – ровн- равн (одинаковый) -ровн- (прямой, гладкий) | уравнение заровнять Исключения: уровень, ровесник |
Буквы О-Ё после шипящих в корне
В корне пишется | |
Ё | О |
Если есть с чередование с Е в однокоренных словах: чёрный - чернеть | 1) Нет чередования с Е: шорох, чопорный 2) без ударения в иноязычных словах: шоссе, шоколад |
Буквы И-Ы после Ц в корне
В корне пишется | |
Ы | И |
В словах–исключениях: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыкнуть, цыц | В остальных словах: цирк, панцирь, циклон, цифра |
Предварительный просмотр:
Готовимся к ГИА. Задание В8.
Способы связи слов в словосочетании. Синонимичные словосочетания.
Автор-составитель: Захарьина Е.А.
Согласование | Управление | Примыкание |
Это подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. | Это подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в определённом падеже по отношению к главному. Зависимое слово выражается местоимением, именем существительным и другими частями речи в значении имени существительного. | Это подчинительная связь, при которой в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречие, деепричастие, неопределённая форма глагола (инфинитив) |
Примеры | ||
читающий мальчик | акция милосердия | бежать быстро |
наше село | сверкающий на снегу | говорить волнуясь |
лисий хвост | сверкая на снегу | по-зимнему холодно |
открытая тетрадь | слушать новости | третий слева |
такой порядок | движение на дороге | непривычно тихо |
старший брат | летел к нам | увеличить втрое |
непрекращающиеся дожди | привёз от знакомого | немного легкомысленный |
первый ученик | принять помощь | знать наизусть |
эта аллея | гостить у друга | макароны по-флотски |
опустевшая аллея | помощь друга | увеличить втрое |
трёх тетрадей | три тетради | поздно ночью |
встречать опоздавших | ||
Рекомендации для выполнения задания В8 в формате ГИА:
- Найди главное слово, оставь его неизменным.
- Измени способ связи зависимого слова с главным.
- Проверь, является ли подобранное слово однокоренным к исходному слову.
- Помни, что, если ты просто поменял слова местами, ты не изменил способ связи между ними!
ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
СОГЛАСОВАНИЕ – УПРАВЛЕНИЕ
СОЛОМЕННАЯ ШЛЯПА – ШЛЯПА ИЗ СОЛОМЫ
МАМИНО ПЛАТЬЕ - ПЛАТЬЕ МАМЫ
УПРАВЛЕНИЕ - СОГЛАСОВАНИЕ
ЖУРНАЛ С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ - ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ ЖУРНАЛ
СЛЕД ЗВЕРЯ - ЗВЕРИНЫЙ СЛЕД
ПРИМЫКАНИЕ - УПРАВЛЕНИЕ
БЕЗЖАЛОСТНО ВЫРЫВАЛИ – ВЫРЫВАЛИ БЕЗ ЖАЛОСТИ
УПРАВЛЕНИЕ – ПРИМЫКАНИЕ
С УСЕРДИЕМ РЫХЛИТЬ - УСЕРДНО РЫХЛИТЬ
Выполни задание по этой теме в формате ГИА:
http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test102.xml
Предварительный просмотр:
Автор-составитель: Захарьина Е.А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «МСОШ» Мамонтовского района
Алтайского края
Готовимся к ГИА. Задание С2.1.
Теоретический материал для написания сочинения
на лингвистическую тему: «Для чего нужны запятые?»
Функции запятых
Разделительная функция запятой | |
Запятая разделяет | |
1) однородные члены предложения | К полудню прогревается и море, и окрестный берег.(Глушкин О.) |
2) части сложных конструкций – в сложносочинённом предложении, сложном бессоюзном предложении | 1) Роса уже пала, и ночной воздух пахнет влажными травами. (Бакланов Г.) – сложносочинённое предложение 2) Начинался ветер, деревья мерно раскачивались. (Аргунова Н.) – сложное бессоюзное предложение |
Выделительная функция запятых | |
Запятые выделяют | |
1) вводные слова, словосочетания, предложения | В русских наших лесах, пожалуй, нет дерева мощнее и красивее зеленого дуба. (Соколов-Микитов И.) |
2) обособленные определения, выраженные причастными оборотами, прилагательными | На двух треногах лежала палка, порядком обгоревшая. (Рыбаков А.) |
3) обособленные приложения | Серебристая дымка, предвестник жаркого дня, окутала город. (Нагишкин Д.) |
4) обособленные обстоятельства | И месяц, скучая в облачной мгле, бросил в горницу тусклый взор. (Ахматова А.) |
5) обособленные дополнения | В столовой, кроме играющих, нет никого. (Чехов А.П.) |
6) обособленные уточняющие члены предложения | За логом, у болота, сонно журчал родник. (Титов В.) |
7) сравнительные обороты | Звезды, как вербочки, распухают в прозрачных облаках. (Пришвин М.) |
8) обращения | Скажи-ка, дядя, ведь недаром |
9) слова-предложения со значением утверждения, отрицания. | Нет, я никого не видел. Да, ты прав. |
10) придаточное в сложноподчинённом предложении | Я разговариваю по телефону с командиром четвертой роты и, когда кладу трубку, улавливаю шум подъехавшей машины. (Богомолов В.) Пока офицеры завтракали, теплоход пришвартовался к деревянному причалу. (Гребенюк И.) Сторож бежал тяжело и один раз даже остановился, чтобы перевести дух. (Каверин В.) |
Предварительный просмотр:
Готовимся к ГИА. Задание С2.1.
Теоретический материал для написания сочинения
на лингвистическую тему: «Для чего нужно тире?»
Функции тире | |
Разделительная функция | |
1) Тире разделяет подлежащее от состава сказуемого | Дуб — теплолюбивое и светолюбивое дерево. (И.Соколов-Микитов) |
2) тире разделяет части неполного предложения и указывает на пропуск членов предложения | Я пошел по галечниковой отмели налево, а Олентьев - направо. (В.К.Арсеньев) |
3) тире разделяет ряд однородных членов от обобщающего слова | Сад, степь, двор - всё было в холодной тени. (В.Катаев) |
4) Тире разделяет слова автора и прямую речь | «Башковитый я!» – восхитился собой Колька. (В.Свинцов) |
Выделительная функция | |
1) тире выделяет обособленные приложения | 1) И только Радка – глупый щенок – без единого звука двинулась вперед, ловя в воздухе запахи зверя. (В.Свинцов) 2) Кошка, даже не глядя, знала, что приближается еще один сосед – хромой серый кот. (В.Свинцов) |
2) двойное тире- парный знак препинания, выделяющий вставную конструкцию и служащий для внутреннего членения предложения | Даже мои хозяева — если они были дома — открывали окна и, слушая, хвалили музыканта. (М.Горький) |
3) тире в начале высказывания выделяет реплики в диалоге | Но бабушка произнесла совершенно другую, очень странную фразу: - Ломаете ребенку жизнь собственными руками. - Почему? - удивилась мама. - Потому что дети должны жить как дети, а не играть в игры взрослых. (В.Токарева) |
Смысловая функция | |
1) Соединительное тире употребляется между двумя словами для обозначения количественного или др. предела, интервала. |
Рейс Москва – Владивосток. Только на севере, на расстоянии пятнадцати — двадцати километров, тянулась темная линия уссурийского берега. (В.Обручев) |
2) в сложносочинённом и простом предложениях тире употребляется для указания на смысловую неожиданность | И щуку бросили – в реку. (И.А.Крылов) Я раскрыл окно, желая вдохнуть свежего воздуха, – и замер от неожиданности. Стрела выходит из колчана, взвилась – и падает казак. (А.Пушкин) |
1) С помощью тире в бессоюзном сложном предложении оформляют смысловые отношения: А) времени Б) условия В) следствия Г) противопоставления Д) быструю смену событий Е) неожиданность Ж) сравнения | Вот с надломанной ветки березы упала прозрачная капля — послышался тонкий, хрустальный звон. (И.Соколов-Микитов) Сыр выпал — с ним была плутовка такова. (И. Крылов). Молвит слово - соловей поет. |
Автор-составитель: Захарьина Е.А.,
учитель русского языка и литературы
МОУ «МСОШ№1» Мамонтовского района
Алтайского края
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Изменения в критериях оценивания сжатого изложения в 2012 году ИК2 Сжатие исходного текста Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста . 3 Экзаменуемый применил несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста . 2 Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов c жатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста 1 Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста 0
Сжатие текста Это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений .
К приемам компрессии (сжатия) текста относятся Исключение вводных слов; однородных членов предложения; повторов; однотипных примеров; риторических вопросов и восклицаний; цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; пояснений; рассуждений; описаний; слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При исключении необходимо Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали. Объединить полученное , используя основные средства связи между предложениями.
Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи. Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова) избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем. Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится: Сказка живет везде, во во всем ( 5 слов)
Обобщение или объединение парцеллированных предложений; ряда предложений, связанных одной мыслью; частей предложений; конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов) Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)
Замена однородных членов обобщающим словом; сложного предложения – простым; части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; прямой речи – косвенной; части текста одним предложением; части предложения местоимением и т.д.
При замене необходимо Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д. Сформулировать получившееся предложение.
Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов) Сказки любят все. (3 слова )
Сочетание исключения и обобщения (объединения) Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов) Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше . (20 слов)
Сочетание исключения и замены Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди . (64 слова) Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)
Сочетание замены, исключения и объединения Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки . (61 слово) Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов)
Что нельзя удалять из текста? Основные детали, помогающие понять авторскую идею; аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
Памятка «Как работать над сжатым изложением» При первом чтении : Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание. Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?). Запомните последовательность событий, рассуждений. Определите ключевые слова. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов. Как составить план. 1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план. 2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план. 3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.
Памятка «Как работать над сжатым изложением» (продолжение) После второго чтения Разделите текст на смысловые части. Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом , а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания . Напишите сжатое изложение каждой части , свяжите их между собой, чтобы получился текст. Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений. Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.
Внимание! При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте. Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает: 1) соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в информации о тексте; 2) соответствие последовательности микротем в работе экзаменуемого последовательности микротем в информации о тексте; 3) точность передачи информации в каждой из микротем.
Желаю успеха! Егораева Г.Т., Москва
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сжатое изложение Содержательная обработка прослушанного текста . Умение извлекать главную информацию из текста. Языковая обработка прослушанного текста . Умение лаконично передавать извлечённую информацию в письменной речи.
Способы сокращения текста Содержательные Языковые 1. Замена: однородных членов обобщающим наименованием фрагмента предложения синонимичным выражением; предложения или его части указательным местоимением; предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; сложноподчиненного предложения простым. 2. Исключения: повторов; фрагмента предложения: одного или нескольких синонимов. 3. Слияния: нескольких предложений в одно. Разделение информации на главную и второстепен-ную Свёртывание информации за счёт обобщения
Роль плана Раскрывает содержание текста. Отражает последовательность развития авторской мысли. Восстанавливает в памяти содержание текста. Ускоряет работу над текстом сжатого изложения. Помогает сохранить авторский стиль. Организует самоконтроль. Сосредотачивает внимание на содержании абзацев и текста в целом.
Принципы составления плана. 1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания , получаем назывной план . 2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получаем вопросный план. 3. Ответив на вопрос кратко , получаем тезисный план .
Образец плана текста Текст Назывной план Вопросный план Тезисный план Обратимся к древнерусскому зодчеству. Снежная зима и дождливая осень на Руси диктовали свои законы даже при строительстве храмов: высокая крутая кровля не задерживала ни снег, ни воду. По этой причине островерхие шлемовидные купола в русской архитектуре вскоре вытеснили покатые византийские. Шлемовид-ные купола в древнерус-ской архитектуре. Почему появились шлемовидные купола в древнерус-ском зодчестве? Шлемовид-ная форма куполов оказалась более приспособ-ленной к русскому климату: она не позволяла снегу и дождю скапливать-ся и вредить строению.
Опорные фразы – ключи к пониманию текста. 1 абзац Подростковый возраст психологи называют самым трудным. В это время многое меняется в человеке. Он осознаёт, что не хочет жить так, как навязывают ему взрослые. Но сам ещё не может чётко определить жизненные ориентиры. Он хочет войти в большой мир, найти в нём собственное место и в то же время подвергает этот мир жёсткой критике. Мысли и желания подростка в этот период противоречивы, непонятны ему самому. Причины сложности подросткового возраста: максимализм, отсутствие жизненных ориентиров, неспособность разобраться в себе самом.
Познание себя, понимание ответственности за свои действия – это основа становления личности подростка. Прежде поступки совершались импульсивно, под влиянием мгновенных чувств. Ребенок искренне утверждал, что «чашка сама упала», а задача «не решилась». Единственным желанием при этом было, чтобы буря поскорее миновала и родители перестали сердиться. Зато теперь, даже если не случилось никаких неприятностей, начинается мучительный процесс переживаний, обдумывания своих действий. Основа становления личности подростка - познание себя, понимание ответствен - ности за свои действия. 2 абзац
Это происходит еще и потому, что подростковый возраст связан с потребностью во внешней оценке, признании значимости собственной личности. Взрослеющему человеку хочется знать, какой он на самом деле. Появляется интерес к собственному внутреннему миру. Сам себе он кажется не таким, как все, а особенным, стремится стать индивидуальностью. Его чувства противоречивы, могут колебаться от уверенности в своей гениальности до неверия в себя. Противоречи-вость чувств подростка, потребность в положитель-ной внешней оценке, стремление стать индивидуаль-ностью. 3 абзац
Проживая этот сложный период, подросток взрослеет: по-новому осознаёт себя и пытается самостоятельно принимать серьезные решения.Он приобретает опыт общения с окружающими и выходит во взрослую жизнь с ценнейшими качествами личности: чувством ответственности, совест-ливостью, осознанием собственной неповторимости. Подростковый возраст – время приобретения опыта общения с окружающими и формирование ценных качеств личности. 4 абзац
УПРАЖНЕНИЯ НА ОСВОЕНИЕ ПРИЁМОВ СЖАТИЯ ТЕКСТА
Перестройте сложные предложение в простые, сохраняя их суть . Философы, то есть древние философы, первыми поняли ценность времени – они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно доставляло людям огорчение своей быстротечностью. Ценность времени – в его быстротеч - ности.
Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, он и говорить старается лаконичнее, уже не пишет, а диктует в диктофон, а дефицит времени увеличивается. У делового человека дефицит времени увеличивается.
Не только у него цейтнот становится всеобщим: недостает времени на друзей, на письма, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы не думая постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев, нет времени ни на стихи, ни на могилы родителей. Цейтнот становится всеобщим .
Самое дорогое, что есть у человека, - это жизнь, но если всмотреться в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое - это Время, потому что жизнь состоит из времени, складывается из часов и минут. Самое дорогое - это Время, составляю - щее нашу жизнь .
Сократите сложное предложение за счет менее существенной части. Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось всё в этой удивительной стране: и то, что слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать-спартанка провожала сына на войну не слезами, а прекрасной, афористичной фразой: «Со щитом или на щите», и что маленький спартанец, пронёсший в школу под рубахой живого лисёнка, не плакал и не кричал, когда зверёк вгрызался в его тело. Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось всё в этой удивительной стране .
Замените фрагменты предложений обобщающими понятиями. Мордочка Микки-Мауса изображена на куртках, футболках, ночных рубашечках, пижамках, носках, свитерах, фартучках, портфелях, пеналах, карандашах, на обоях, на часах (предмет коллекционный); на детских бутылочках, на баночках, коробках, картонках, на бумаге, пластмассе, дереве, жести. Мордочка Микки-Мауса изображена на многих вещах, предметах, материалах.
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём внешнем облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём внешнем облике город связан с именами знаменитых архитекторов.
Исключите повторы и объедините предложения. В Спарте сразу после рождения в пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого «выжить» означало бы - «изобрести». В Спарте убивали физически слабых детей, хотя среди них могли быть гении.
Замените прямую речь косвенной, сохранив смысл высказывания. Знаменитый художник В.В.Стасов так говорил об И.И. Шишкине: «Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный ». (37 слов) Знаменитый художник В.В.Стасов утверждал, что Шишкин - художник народный, изучавший всё русское, а потому ему нет равных в этой области. (20 слов)
Изложите указанную часть текста одним предложением. Едва ли кто-нибудь может сказать, что, однажды увидев море, он забыл его. Более того, море продолжает звать к себе, оно является в сновидениях, в мечтах и думах. И сколько бы ни прошло лет, каждый из нас, вновь увидев море, потрясен его жизненной силой, игрой волн, неукротимым ритмом движения. Море - вот поистине колдовской калейдоскоп самых невероятных сочетаний цветов, бликов и пятен. Однажды увидев море, вовек невозможно забыть его невероятную красоту и неукротимую мощь .
Подчеркните в тексте предложения, смысловые части, которые могут быть убраны без ущерба для содержания. На протяжении всей истории человечества волки и люди всегда жили рядом. Эти хищники всегда представляли опасность для человека. Они нападали на домашний скот, а иногда и на человека. А потому люди всегда стремились уничтожать этих хищников всеми способами и средствами. Волков травили ядами, убивали из ружей, ловили в капканы и петли. В последние годы против волков стали применять самолеты и вертолеты, снегоходы. Несмотря на все эти меры, волки продолжают жить. Правда, во многих странах Западной Европы волков уже давно нет, но там мало и условий для их жизни. Волки очень пластичны и живут в самых разнообразных климатических условиях. Они обитают в тайге и в тундре, в степях и в пустынях, в городах и болотах. На протяжении всей истории человечества волки и люди всегда жили рядом. Эти хищники всегда представляли опасность для человека. Они нападали на домашний скот, а иногда и на человека. А потому люди всегда стремились уничтожать этих хищников всеми способами и средствами. Волков травили ядами, убивали из ружей, ловили в капканы и петли. В последние годы против волков стали применять самолеты и вертолеты, снегоходы. Несмотря на все эти меры, волки продолжают жить. Правда, во многих странах Западной Европы волков уже давно нет, но там мало и условий для их жизни. Волки очень пластичны и живут в самых разнообразных климатических условиях. Они обитают в тайге и в тундре, в степях и в пустынях, в городах и болотах.
Сжато изложите содержание абзаца. Что надо лесному зверю, зверьку или зверенышу для зимнего выживания? То же, что и человеку: надежная крыша над головой, удобная, теплая одежка да приличный запас калорийного корма, которого до спасительницы-весны должно хватить. Бобры не исключение. Но в отличие от всяких разных любителей чужими руками сотворенных убежищ, от охочих до соседских кладовых воришек, а также от некоторых «хитрецов», погружающихся зимой в крепкий сон, лесные дровосеки все от начала до конца делают сами. И жилища сооружают, надежнее не придумаешь, и корм припасают, как усердные домохозяйки, и образ жизни ведут – любой спортсмен позавидует. (90 слов) Что надо лесному жителю для зимнего выживания? То же, что и человеку: дом, одежда, пища. Бобры не исключение. Но они, в отличие от других зверей, все от начала до конца делают сами: и жилища сооружают, и корм припасают. (38 слов)
Напишите текст, объединяющий общую информацию высказываний Египет был крупнейшей аграрной державой, и многочисленные запасы зерна необходимо было оберегать от нашествий грызунов. Кошек, истребляющих крыс и мышей, египтяне считали священными животными. Не случайно у верховного бога Египта Ра была кошачья голова. В Китае кошка символизировала материнство. Верили, что, если повесить на дверь комнаты молодой матери пучок кошачьей шерсти, малыш обязательно будет счастлив. В Японии хозяином кошки мог стать только очень обеспеченный человек. Содержание животного требовало огромных расходов: питомца было принято наряжать, кормить только из золотой и серебряной посуды специально приготовленной пищей и даже приставлять к нему персонального слугу. В странах мира к кошке относились по-разному: в Египте она считалась священным животным из-за своих охотничьих качеств, в Китае-символом материнства, а в Японии – признаком материальной обеспеченности.
Проверяем себя Андерсен умел радоваться всему интересному и хорошему, что попадается на каждой тропинке и на каждом шагу. Пожалуй, неправильно называть это свойство умением. Гораздо вернее назвать его талантом, редкой способностью замечать то, что ускользает от ленивых человеческих глаз. (37 слов) Андерсен умел радоваться интересному. Это талант, редкая способность человека обращать внимание на всё. (13 слов)
Проверяем себя Мы ходим по земле, но часто ли нам является в голову желание нагнуться и тщательно рассмотреть эту землю, рассмотреть все, что находится у нас под ногами? А если бы мы нагнулись или даже больше - легли бы на землю и начали рассматривать ее, то на каждой пяди мы бы нашли много любопытных вещей. (53 слова) Мы часто не хотим замечать обыденное, хотя в нём есть много удивительного. (12 слов)
Проверяем себя Разве не интересен сухой мох, рассыпающий из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу, или цветок подорожника, похожий на сиреневый солдатский султан? Или обломок перламутровой ракушки - такой крошечный, что из него нельзя сделать даже карманное зеркальце для куклы, но достаточно большой, чтобы бесконечно переливаться и блестеть таким же множеством неярких красок, каким горит на утренней заре небо над Балтикой. Разве не прекрасна каждая травинка, наполненная пахучим соком, и каждое летучее семечко липы? Из него обязательно вырастет могучее дерево! (74 слова) Разве не интересен сухой мох, цветок подорожника или обломок перламутровой ракушки? Разве не прекрасна каждая травинка и семечко липы, из которого вырастет дерево? (23 слова)
Проверяем себя В сложной биографии Андерсена нелегко установить то время, когда он начал писать свои первые прелестные сказки. С раннего детства его память была полна разных волшебных историй. Но юноша Андерсен долго считал себя кем угодно - певцом, танцором, декламатором, поэтом, сатириком и драматургом, но только не сказочником. Несмотря на это, отдаленный голос сказки давно слышался то в одном, то в другом из его произведений как звук чуть затронутой, но тотчас же отпущенной струны. (72 слова) В биографии Андерсена нелегко определить, когда он начал писать свои сказки. Его память была полна волшебных историй. Но юноша Андерсен долго считал себя кем угодно, но только не сказочником. Однако сказка жила в его произведениях. (33 слова)
Проверяем себя Свободное воображение ловит в окружающей нас жизни сотни частностей и соединяет их в стройный и мудрый рассказ. Нет ничего, чем пренебрег бы сказочник, - будь то горлышко пивной бутылки, капля росы на пере, потерянном иволгой, или заржавленный уличный фонарь. Любая мысль - самая могучая и великолепная - может быть выражена при дружеском содействии этих скромных вещей. (56 слов) В окружающей жизни не было ничего, чем он пренебрёг бы. Любая мысль находила выражение в простых вещах. (17 слов)
Проверяем себя Что толкнуло Андерсена в область сказки? Сам он говорил, что легче всего писать сказки, оставаясь наедине с природой, "слушая ее голос", особенно в то время, когда он отдыхал в лесах Зеландии, почти всегда окутанных неплотным туманом, дремлющих под слабым мерцанием звезд. Далекий ропот моря, долетавший в чащу этих лесов, придавал им таинственность .(52 слова) Природа также вдохновляла Андерсена на создание сказок. (6 слов)
Проверяем себя Но мы также знаем, что многие свои сказки Андерсен писал среди зимы, в разгар детских елочных праздников, и придавал им нарядную форму, свойственную елочным украшениям. Этот человек был настоящим волшебником. (32 слова) (По К.Паустовскому) ( 376 слов) Его произведения, написанные в новогодние праздники, нарядны, похожи на ёлочные игрушки. Андерсен был настоящим волшебником. (15 слов) (117 слов)
Внимание! При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте. Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает: 1) соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в информации о тексте; 2) соответствие последовательности микротем в работе экзаменуемого последовательности микротем в информации о тексте; 3) точность передачи информации в каждой из микротем.
Желаю успеха! Егораева Г.Т., Москва
Предварительный просмотр:
1.Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ДВОРЦУ все согласные звуки имеют пару по мягкости.
2) В слове ПОДВИГ последний звук – [к].
3) В слове МАЯ 4 звука.
4) В слове ШКОЛЬНИКОВ мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .
2.Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ПОМОЛЧАВ последний звук – [ф].
2) В слове РЕШИВ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
3) В слове БОЯТЬСЯ 3 слога.
4) В слове РАДОСТНО 7 звуков.
3.Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ПРОВАЛИТЬСЯ 11 букв и 9 звуков.
2) В слове ЩЕНКОМ все согласные звуки твёрдые.
3) В слове ВЫХОДКИ буква Д обозначает звук [т].
4) В слове OХОТНИК 3 слога.
4.Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ВДРУГ последний согласный звук – [к].
2) В слове ВОЗЬМИ звуков меньше, чем букв.
3) В слове ГРУБОЙ все согласные звуки твёрдые.
4) В слове СОЛНЦЕ 5 звуков.
5.Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ИЮНЯ 3 слога.
2) В слове БАБУШКА все согласные звуки твёрдые.
3) В слове СДАЁТ количество букв и звуков совпадает.
4) В слове ГОРЕСТНО 7 звуков.
6.Укажите ошибочное суждение.
1) В слове СПАТЬ все согласные звуки имеют пару по звонкости.
2) В слове СВЯЗИСТОВ последний звук – [ф].
3) В слове ЧУВСТВО количество звуков и букв совпадает.
4) В слове ТЕПЕРЬ все согласные звуки мягкие.
7.Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ДОРОЖЕ все согласные звуки твёрдые.
2) В слове ВЫХОДКА происходит оглушение согласного звука перед [к].
3) В слове ВЫЛЬЕТСЯ количество букв и звуков совпадает.
4) В слове КЛЯУЗА 3 слога.
8.Укажите ошибочное суждение.
1) В слове СТАЯ 2 слога.
2) В слове УЧЕБНИКИ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
3) В слове СЪЁЖИТЬСЯ 9 букв и 7 звуков.
4) В слове СОСЕДКЕ происходит оглушение согласного перед [к’].
9.Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ПОЛУЧАЛ все согласные звуки твёрдые.
2) В слове ПОДОШЁЛ буква Ё обозначает один звук.
3) В слове ИЗВЕСТНЫХ 8 звуков.
4) В слове ПЯТЁРКУ количество звуков и букв совпадает.
10.Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ШУБЁНКЕ буква Ё обозначает один звук.
2) В слове ЖАЛКУЮ все согласные звуки имеют пару по глухости – звонкости.
3) В слове СВОЮ 2 слога.
4) В слове ГОРЕСТНО 7 звуков.
11Укажите ошибочное суждение.
1) В слове СЧАСТЬЕ все согласные звуки глухие.
2) В слове ВПРЯМЬ первый звук – [ф].
3) В слове УЧИТЕЛЬ мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .
4) В слове ДЕТСТВА звуков меньше, чем букв.
12.Укажите ошибочное суждение.
1) В слове СНЕГ последний звук – [к].
2) В слове ДРУГОМУ все согласные звуки звонкие.
3) В слове ЖЕНЩИНА все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
4) В слове НЕЧАЯННО буква Е обозначает один звук.
13.Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ОБЪЯВИТ количество букв и звуков совпадает.
2) В слове ЩУПЛОМУ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
3) В слове РАДОСТНО звуков меньше, чем букв.
4) В слове СЕРЬЁЗНЫМ буква Ё обозначает 2 звука.
14.Укажите ошибочное суждение.
1) В слове СТРАШНО все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
2) В слове НАБЕРЕЖНОЙ все согласные звуки звонкие.
3) В слове ВСТАЛ первый звук – [ф].
4) В слове РЫБЁШКА буква Ё обозначает один звук.
15.Укажите ошибочное суждение.
1) В слове СЕРЬЁЗНОЙ 9 звуков.
2) В слове ПОХОЖ происходит оглушение согласного звука на конце слова.
3) В слове РЕШИЛ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
4) В слове МАЛЬЧИК мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .
16.Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ИЗВЕСТНОМУ 9 звуков.
2) В слове НЕМЕЦКИЙ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
3) В слове ГЛЯДЕЛ буква Я обозначает один звук.
4) В слове ОГРЫЗАЯСЬ количество букв и звуков совпадает.
17.Укажите ошибочное суждение.
1) В слове НЕИЗВЕСТНО 4 слога.
2) В слове КАЖДЫЙ все согласные звуки твёрдые.
3) В слове БУТЕРБРОД последний согласный звук – [т].
4) В слове ПАЯСНИЧАЛ 10 звуков.
18.Укажите ошибочное суждение.
1) В слове БЕЗЖАЛОСТНО буква Т обозначает непроизносимый звук.
2) В слове ПАНЦИРЬ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
3) В слове ВОКРУГ буква Г обозначает звук [к].
4) В слове ТЕПЕРЬ букв больше, чем звуков.
19.Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ДЕНЬГИ все согласные звуки мягкие.
2) В слове ПÓЕЗДА одинаковое количество гласных и согласных звуков.
3) В слове СЕРЬЁЗНОСТИ буква Ё обозначает 2 звука.
4) В слове ПОЕЗД последний звук – [т].
20.Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ПАРЕНЬ мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .
2) В слове ДЕВОЧКУ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
3) В слове ОСТАНОВИТЬСЯ 10 звуков.
4) В слове ПРИЕХАЛИ буква Е обозначает 2 звука.
21. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ЧТИЛИ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
2) В слове БЫВШИЕ буква В обозначает звук [ф].
3) В слове МАНЕР все согласные звуки звонкие.
4) В слове ДРУЗЬЯ количество звуков и букв совпадает.
22. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове МЕНЯ все согласные звуки звонкие.
2) В слове ГЛАДКО буква Д обозначает звук [т].
3) В слове ЛЕШЕМУ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
4) В слове ОПИСАНИЕ пять слогов.
23. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове СМЕЛЫЙ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
2) В слове ЛЮБОВЬ мягкость согласного [ф’] обозначена на письме буквой Ь (мягкий знак) .
3) В слове ЧАШКА все согласные звуки глухие.
24. 4) В слове ЧИСТАЯ три слога.
Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ОСЕНИ три слога.
2) В слове НАВЕРНОЕ четыре согласных звука.
3) В слове ПРОБЕЖКИ буква Ж обозначает звук [ш].
4) В слове ПОЧУВСТВОВАЛ букв больше, чем звуков.
25.Укажите ошибочное суждение.
1) В слове СМУЩЁН буква Ё обозначает звук [о].
2) В слове ПОЮ четыре звука.
3) В слове РАДОСТНО букв больше, чем звуков.
4) В слове ОБЩАТЬСЯ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
26. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове БАЛЛЫ четыре звука.
2) В слове КНИЖКУ буква Ж обозначает звук [ш].
3) В слове ТОТЧАС все согласные звуки твёрдые.
4) В слове КАРЬЕРУ три слога.
27. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ЖЕНЩИНЫ все согласные звуки имеют пару по твёрдости –мягкости.
2) В слове ОБЛОЖКАХ буква Ж обозначает звук [ш].
3) В слове ДРУЖИЛА все согласные звуки звонкие.
4) В слове ЧЬИМ один слог.
28. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове РЕШИЛА все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
2) В слове РАЗ буква З обозначает звук [с].
3) В слове УЧИТЬСЯ все согласные звуки глухие.
4) В слове ЕЩЁ четыре звука.
29. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ЖИВОТОМ все согласные звуки твёрдые.
2) В слове МИГ буква Г обозначает звук [к].
3) В слове ВИДИТЕ все согласные звуки мягкие.
4) В слове ПРОЕКТОРА три слога.
30. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ИМЕНЕМ три слога.
2) В слове ЛЮБИШЬ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
3) В слове НЕЛЬЗЯ пять звуков.
4) В слове НЕРЕДКО буква Д обозначает звук [т].
31.Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ИМЕНЕМ три слога.
2) В слове ЛЮБИШЬ все согласные звуки имеют пару по твёрдости –мягкости.
3) В слове НЕЛЬЗЯ пять звуков.
4) В слове НЕРЕДКО буква Д обозначает звук [т].
32.Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ТОНЮСЕНЬКОЙ количество букв и звуков совпадает.
2) В слове ОТОЙДИ три слога.
3) В слове ДОРОЖЕ все согласные звуки твёрдые.
4) В слове ЛЕСТНИЦА семь звуков.
33. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове УЮТНО буква Ю обозначает два звука.
2) В слове МОЛОДОЙ все согласные звуки твёрдые.
3) В слове ГОСТЬЮ одинаковое количество звуков и букв.
4) В слове ЖАЛОСТНО все согласные звуки твёрдые.
34.Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ПРИЕДЕТ семь звуков.
2) В слове ВЕЛОСИПЕД буква Д обозначает звук [т].
3) В слове КАТАТЬСЯ все согласные звуки глухие.
4) В слове ТРОЕ два слога.
35.Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ЦИРКУЛИ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
2) В слове ДАЖЕ все согласные звуки имеют пару по глухости – звонкости.
3) В слове ЯВНО букв меньше, чем звуков.
4) В слове ЭТО два слога.
36. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ЧАЮ два слога.
2) В слове ПАСТУШАТ все согласные звуки глухие.
3) В слове РУШНИК все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
4) В слове ЛЁНЯ буква Ё обозначает один звук.
37. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ЧУЖИМ все согласные звуки твёрдые.
2) В слове ЧТОБЫ буква Ч обозначает звук [ш].
3) В слове ПУСКАТЬ все согласные звуки глухие.
4) В слове СЕРЬЁЗНОМ количество букв и звуков совпадает.
38. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ЕГО два согласных звука.
2) В слове ПУГАЧ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
3) В слове СВОЁМ звуков больше, чем букв.
4) В слове МОГУЩЕСТВО четыре слога.
39. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ЖЕНЯ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
2) В слове ВСЁ первый звук – [ф].
3) В слове ТИКАНЬЕ количество букв и звуков совпадает.
4) В слове ЭТО два слога.
40. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ПОСЕЯЛИ четыре слога.
2) В слове ВПЕРЕДИ буква В обозначает звук [ф].
3) В слове ЛИЧИКО все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
4) В слове ПРАЗДНИК звуков меньше, чем букв.
Предварительный просмотр:
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ ДЛЯ 9 КЛАССА
ПРАВОПИСАНИЕ ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
Безотлагательный, возлагаемый, возложить, доложить, излагать, доложенный, обложение, отложение солей, подложить, полагать, полог, предлагать, предложение, прилагательное, приложение, разлагаться, слагаемое.
Взрастить, возрастной, выращенный, доморощенный, заросли, отраслевой, перерастание, повзрослеть, подростковый, прорастать, растение, расти, растительный, ростовщик, отрасль, срастись.
Вскакивать, вскочить, выскочить, обскакать, перескочить, скачок, соскакивать, ускакать, соскочить.
Возгорание, выгореть, горелка, горючий, догорать, загорелый, изгарь, обгорать, перегорать, погорелец, подгоревший, пригарь, самовозгорание, угорелый, угореть.
Заревой, заря, озарить, озарять, озарение, озаренность, зорька, зоревать, зарница, заря.
Кланяться, наклонение, неуклонный, отклонение, поклонение, поклонник, раскланяться, склоняться.
Благотворительность, одухотворение, претворять в жизнь, притворить дверь, растворенный, сотворение мира, творец.
Касательная, коснувшись, неукоснительно, прикасаться, прикосновение, соприкасаться.
Блестеть, блистать, блистательный, внимательный, выжигание, заблистать, задирать, замирать, занимательный, запереть, отпирать, застирать, оттереть, расстилать, подстелить, нерасчетливый, обмереть, обсчитаться, отчитать, сжигание.
Вымакать все содержимое, вымокнуть под дождем, вымоченный, мокнуть перо в чернила, мокрица, мокрота, непромокаемый, промокательный, промокашка, смочить.
Выравнивать, заровнять поверхность, несравненный, несравнимый, подровнять края, подравняться в строю, приравнять величины, разровнять грядку, разровнять страницу, уравновешенный.
Выплывать, заплыв, плавать, плавательный, плавание, жук - плавунец, плавучесть, пловец, пловчиха, плывуны, поплавок, проплывать.
Загорать на пляже, сгореть на костре, беречься от загара, каша подгорела, загорелый малыш, горение газа, бежит как угорелый, газовая горелка, снять нагар, разгореться в печи, быстро сгореть, дрова сгорели, выгореть дотла, костер разгорается.
Убирать квартиру, уберу в шкаф, натирать пол, вытереть пыль, запереть дверь, опираться на палку, растереть спину, собираться в кино, я выберу песню, протирать окна, постелить скатерть, собирать грибы, замереть от страха.