Педчтения
- Из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приложение к докладу в раздел "Конспект урока" | 298.55 КБ |
Из опыта работы "Научно -исследовательская и проектная деятельность | 32.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приложении использован материал интернет ресурса с сайта: https://yandex.ru/images /
Предварительный просмотр:
Доклад из опыта работы
Автор: Дорогая Надежда Михайловна учитель географии и экологии МБОУ «Солнечнинская СОШ» Усть-Майский улус (район) Саха (Якутия)
Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как средство достижения личностных метапредметных результатов
Описание материала: Предлагаю Вам доклад из опыта работы по внедрению в общеобразовательный процесс научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся для достижения личностных метапредметных результатов согласно требованиям ФГОС. Данный материал будет полезен для преподавателей естественно-научного цикла, в частности для учителей экологии, краеведения и географии.
Цель: показать пути достижения личностных метапредметных результатов согласно требованиям ФГОС, широко используя проектную деятельность учащихся.
В современном мире, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. Этот социальный запрос нашел отражение в Законе РФ “Об образовании”, ст.48 законодательно утвердившем цели образования как “ориентацию на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации». В настоящее время система образования в нашей стране направлена не столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования установлены требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования. Так, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности.
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
- готовность и способность к самостоятельной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать информацию, получаемую из различных источников.
- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникативных технологий.
Исходя из требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, наиболее доступной для разрешения вопросов достижения личностных метапредметных результатов школьниками, на мой взгляд, выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире. Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно развивающимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Зачем современному учащемуся необходимо владеть проектированием?
В современном обществе проектирование все шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности таких, как: архитектура и строительство, машиностроение в широком аспекте, технологические процессы и пр.
В каждодневных ситуациях, в обычной жизни человеку приходится сталкиваться с множеством проблем, выбирать оптимальный ход своих действий, принимать ответственное решение. Здесь тоже помогает продумывание проблемы, планирование действий (последовательность решаемых задач), рефлексия и анализ результатов. Все это — проектирование, которое помогает решать различные проблемы, позволяет избежать ошибок, сделать выбор способа решения проблемы оптимальным.
Проектирование осваивается современным человеком в силу необходимости его применения. Зачастую человек, владеющий проектированием, бывает успешнее, чем не владеющий.
Исследовательская деятельность включает в себя материал, не содержащийся в базовой программе, поэтому расширяет кругозор и творчество детей в школе. Это способствует умению учащихся самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекать знания из различных областей, уметь прогнозировать результат своей деятельности, вести экологические и краеведческие исследования, проявляя при этом свою инициативу.
Учебный проект с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих исследователей.
В процессе работы над учебным проектом учащиеся учатся самостоятельно представлять имеющиеся у них знания и умения в новой ситуации, распознавать структуру объекта и его новые функции, самостоятельно комбинировать известные способы деятельности в новые, находить различные способы решения проблемы и альтернативные доказательства на основе известных способов деятельности.
В основе проектно-исследовательской деятельности лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Творческие проекты, разработанные учащимися школы, не лежат мертвым грузом, они являются демонстрационным материалом для детей, которые будут готовить новые проекты, которые я включаю в образовательный процесс при изучении «Географии». Организованная проектно-исследовательская деятельность позволяет включить учеников в активную познавательную и практическую деятельность, что значительно повышают у школьников интерес к родному краю, к предмету и к процессу учения. Ребята принимают участие и успешно выступают в школьных, улусных, региональных, республиканских и всероссийских научных конференциях, конкурсах по географии, готовят и защищают проекты по направлениям: экологическое, геологическое, краеведенье, биологическое, технологическое.
Ежегодно мои ученики принимают участие в научно-практических конференциях исследовательских работ «Шаг в будущее», «Проба пера», в открытом Всероссийском конкурсе им. Н.В. Вернадского.
В рамках НПК «Шаг в будущее» в 2015г. ученицы 11 класса Королькова Н. и Медведева Ю.были награждены дипломом 2 степени на республиканском туре и получили направление на Всероссийский форум научной молодежи в Москву с работой «Перспектива Аллах-Юньской золотоносной провинции». В 2016 г. ученица 10 класса Зверькова Т. получила направление на участие в 3-й Всероссийской конференции школьников «Открой в себе ученого»с работой «Геохронология долины реки Аллах-Юнь», г. Санкт- Петербург.
Создание условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся. Ученики вносят свой вклад в жизнь сообщества, собирая данные, заботясь об окружающей среде, выполняя общественные работы - в ходе этого они с новой точки зрения смотрят на события общественной жизни. Так, например, при изучении темы в 10 классе «Научно-технический прогресс» начинаю урок с притчи «Разговор двух воробьев» о том, что без пищи и чистой окружающей среды трудно даже воробьям выживать и производить здоровое потомство.
Применение исследовательской деятельности на уроках помогает мне решить часть методических и учебных проблем.
- Более полное использование исследовательского потенциала учебного предмета.
География - это уникальная учебная дисциплина. Она позволяет открыть ученику путь к самостоятельному познанию истины. Иными словами, развивает негаснущую детскую любознательность, которая порождает у школьника стремление самостоятельно понять суть и причины возникновения природных явлений и, следовательно, испытать радость первооткрывателя и исследователя, то есть сам предмет создает условия для использования в работе исследовательской деятельности.
- Проблема вовлечения в процесс познания всех учащихся и подготовки грамотного выпускника школы.
Перед учителем всегда стоит вопрос: как сделать так, чтобы вовлечь в процесс познания всех учащихся, чтобы каждый из них имел возможность понимать, рассуждать, обмениваться имеющимися знаниями и опытом? Как, подготовить выпускника школы способного самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике, грамотно работать с информацией, видеть проблемы и искать пути рационального их решения, быть коммуникабельным и самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта и культурного уровня? Помочь учителю в решении этой проблемы может использование исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной работе.
- Проблема замены традиционных технологий, которые не в состоянии решать современные задачи, стоящие перед образованием.
Традиционные технологии, апробированные годами, позволяют решать многочисленные задачи информирования, просвещения учащихся, организации их репродуктивных действий. Для современного учителя этого мало. Необходимо не просто передать информацию, но и активизировать творческий потенциал учащихся. Пути решения этой задачи я вижу в применении новых педагогических технологий и методов, т.к. это - одно из продуктивных направлений развития образования. Изучая литературу и передовой педагогический опыт, я искала технологии и методы, которые могли бы позволить педагогу ориентироваться на интересы, способности и возможности каждого ученика. Из множества методов, описанных в современной педагогике, я остановилась на исследовательской деятельности. Этот метод дает возможность мне перевести свою деятельность из режима информирования в режим консультирования и управления, а ученикам обеспечить возможность выбора пути движения с учетом своих возможностей и способностей.
Метод проблемных проектов соответствует следующим принципам:
Принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей.
Принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика. Это повышает его мотивацию к учению. Деятельностный подход. Процесс обучения для ученика — это процесс работы над проектом своего будущего. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
Принцип сотрудничества учеников и учителя при решении разнообразных проблем. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика.
Принцип четкого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Принцип уважения к иной точке зрения.
Принцип обеспечения ответственности за результат. Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания. Особенности организации и методики. Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации
- Проблема сочетания выбранного способа деятельности с современными технологиями.
Исследовательская деятельность органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, с проектным методом, с проблемным обучением, с использованием информационных технологий и позволяет решать задачи личностно ориентированного и компетентностно - ориентированного обучения.
Учащийся погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.
Ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями. Учится самоорганизации. Умеет ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие. Совместно с учеником учитель путешествует по странам и изучает культуру народов, помогает сформулировать вопросы и организовать работу над этими вопросами.
- Проблема обучения детей в малокомплектной школе.
Я работаю в малокомплектной школе с наполняемостью классов от5 до 18 человек. Дети имеют разный интеллектуальный уровень и потенциал, разные способности и интересы, разное желание учиться. Исследовательская деятельность позволяет создать ситуацию успешности, комфортности и саморазвития для каждого участника образовательного процесса слабого и сильного, одаренного и не желающего учиться.
- Проблема внедрения инноваций в преподавании географии в школе.
Кроме всего прочего, метод исследовательской деятельности - это, прежде всего, принципиально новая модель организации обучения учащихся, представляющая интерес для меня – учителя, ищущего эффективные пути в работе и готового к нововведениям. Предлагаю свой урок, разработанный для курса «География Якутии».
Конспект урока географии в 10 классе по теме:
«Тикси – северные ворота Якутии»
Цель: Познакомить учащихся с причинами способствующие формированию морских портов
Задачи урока:
-Обобщить, систематизировать знания учащихся об особенностях морского вида транспорта;
-Познакомить с понятием «морской порт»;
-Определить значение порта Тикси в жизни Якутии;
-Сформировать умение, навыки, называть и показывать географическую номенклатуру по карте;
-Сформировать умение объяснять влияние природных условий на размещение порта Тикси;
-Совершенствовать умение работать с учебником, картосхемами, атласами.
Оборудование: парты в кабинете расставлены по конфигурации «радикала», карта, атласы.
Методы: частично-поисковый, дедуктивный, наглядный, словесный, поощрение.
Вид урока: урок изучения нового материала.
Тип урока: нетрадиционный урок.
Ход урока
I. Организационный момент
Вводное слово учителя.
Введение в тему:
Ребята, а вы знаете известные порты в России? ( ребята называют, можно подойти к карте посмотреть). А в Якутии можете назвать? (Если не назвали обращаемся к карте) А что вам известно о них? А давайте поближе познакомимся с особенностями размещения морского порта Тикси и его роли в жизни Якутии. Давайте вспомним, что Петр I сказал о г.Санкт-Петербурге? ( «окно в Европу») А в каком произведении вы читали об этом и кто автор? («Медный всадник», А.С. Пушкин). А как в Якутии называют Тикси? («форточка в Европу»). А почему? Но хорошо. Давайте выясним и обоснуем, почему Тикси – это «форточка в Европу».
II.Описание урока
1. Якутия - огромный субъект Российской Федерации
- Самая судоходная, полноводная речная система Якутии – река Лена, которая впадает в самое холодное и Ледовитое море Арктики, которое характеризуется небольшими глубинами менее 50 м. у побережья и ветровыми сгонно-нагонными колебаниями уровня воды в заливах и губах превышают 2,5 метра.
2. За 72 параллелью река Лена образует самую большую в России дельту (более 32000 кв.км.), состоящей из 6500 км. проток, 1614 островов и 30000 разных озёр. Ежегодно Лена приносит к дельте около 15 мл.тонн твёрдых частиц.
3. Тикси - самый северный порт, ворота в Якутию. В переводе с якутского языка «Тикси» означает «место ожидания».
Порт возник в удобной морской бухте вблизи устья Лены на месте полярной станции. История развития Тикси связана с освоением Северного Морского пути. В 1933 году с приходом судов первой Ленской морской экспедиции был основан Усть - Ленский морской порт, переименованный впоследствии в Тикси.
Вопросы классу:
1.Что вы знаете о силе Кориолиса? (Раздаточный материал. Приложение)
2.Почему дельта реки Лены веерообразно отклоняется вправо?
3.Почему порт Тикси возник на «глухом берегу» (заиленный, мелководный)?
Решение вопросов:
1.Моделируем учебное помещение и создаём схему.
2.Ищем ответ на вопрос: почему Тикси возник не на левом, более глубоководном берегу, а на правом (мелководном берегу) ?
Возникновение Тикси противоречит силе Кориолиса (размещение в больших глубинах)
Выясняем причины:
1.Удобная морская бухта.
2.Река Лена это граница между Средней Сибирью и Северо-Восточной, которая является суровым и труднодоступным районом России. Главный способ доставки грузов – навигация в летний период. Доставка из Тикси по рекам Омолой, Яна, Индигирка, Колыма в арктические улусы.
3.Реки Лена, Омолой, Яна образуют течение направленные с юга на север и потому отгоняющие льды от берега к северу, что способствует судоходству.
4.В районе Тикси находится месторождение угля (согинское). В XX веке работал Быковский рыбозавод.
Подведение итогов:
1.Объясните причину возникновения Тикси в противоречии с законом Кориолиса
2.Какую роль морской порт Тикси играет в жизни арктических улусов, Якутии, России
III.Выставление и комментирование оценок
IV.Домашнее задание: творческое – привести примеры и дать сравнительную характеристику морских портов, которые располагаются в удобных, на «глухих берегах» России и мира.
КОРИОЛИСА СИЛА [по имени французского ученого Г. Кориолиса, 1792—1843] — одна из сил инерции. Выяснить в какой науке, кроме географии встречается понятие сила Кориолиса. Сравнить понятие в географии с понятием силы в другой науке. Что общего и в чём различие понятие сила Кориолиса.
В заключение доклада хочется ещё раз подчеркнуть важность метода проектной деятельности учеников, который позволяет им реализовать свои способности и лучшие качества, стать самостоятельнее, ответственнее.
Результаты работы дают мне право заключить, что проектно-исследовательская деятельность — это замечательное дидактическое средство для обучения, средство достижения метапредметных результатов. Проектная деятельность способствует формированию учащегося нового типа, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становиться все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.