Методический семинар
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к конкурсному заданию «Методический семинар»
на тему: «Инновационные методики и технологии, направленные на реализацию требований ФГОС»
ФГОС представляет собой совокупность требований, предъявляемых к деятельности учреждений общего и профессионального образования. Образовательные стандарты обеспечивают преемственность между ступенями обучения. Окончив одну ступень, выпускник должен быть, подготовлен к поступлению на другую.
Инновации в образовании
Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
Основные направления инновационной деятельности
Основные направления инновационной деятельности:
1. Формирование современного, образованного, нравственного, активного человека с развитым чувством ответственности.
2. Последовательное создание в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием соответствующих технологий.
3. Развитие творческих способностей учащихся через урочную систему и систему дополнительного образования.
4. Широкое внедрение новых форм и методов обучения, в том числе современных технологий для обеспечения возможности индивидуального развития каждого ребенка.
5. Развитие системы воспитательной работы на принципе добровольности, свободы выбора и творчества.
Перед тем, как внедрить в свою профессиональную деятельность новые стандарты я изучила методическую литературу, изучала опыт коллег, в данный момент прохожу курсы на сайте «Первое сентября» на тему «Система практических работ по географии в 6-10 классах». На своих уроках я использую новые технологии и методики, что позволяет сделать процесс обучения более эффективным.
Технология проблемного обучения
"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, – я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и я научусь".
(Конфуций)
Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Эффективность применения этой технологии динамикой повышения качества обучения.
Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока. Во время изучения новой темы перед учениками я всегда ставлю проблемный вопрос, на который пытаемся найти ответ, используя различные методы и приемы. При использовании этой технологии все учащиеся вовлечены в работу, их догадки и решения подтверждаем научными фактами.
Приведу пример: При изучении темы «Атмосфера» в 6 классе перед учениками ставлю проблему «Почему с подъемом от подножья к вершинам температура воздуха в зимнее время повышается?» Ребята предлагают свои варианты ответов, и мы совместно находим решения, подтверждая теоретическим понятием о температурной инверсии.
Групповые и практические работы
Применение практических и групповых работ с контурными картами, с раздаточным природным материалом, с микроскопами. В микрогруппе дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, отстаивать свою точку зрения, делать выводы, анализировать, обобщать и применять на практике нужный материал.
Технологии интегрированного обучения
Данная технология соответствует социальному заказу и тенденциям общественного развития. Сейчас нужны люди, которые бы владели знаниями в различных областях. На своих уроках тесно использую материал, который связан с другими предметами школьной программы. Например: При изучении темы - «Географическое положение материков» требуются знания математики, биологии и истории.
Информационная технология
Чтобы расширить диапазон знаний учащихся на уроках всегда использую информационные технологии, презентации, фрагменты электронных уроков и научно-познавательные фильмы. Они помогают сделать урок более насыщенным, ярким и доступным для учащихся, а также мотивируют учащихся к более углубленному и самостоятельному изучению интересующих их вопросов.
Игровые технологии
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека. Учащемуся в любом возрасте хочется поиграть. Со своими учащимися на уроке географии при изучении темы «План местности», использую работу с применением игровой технологии на школьном дворе.
Здоровьесберегающие технологии
Огромное значение в своей работе уделяю здоровью учащихся. Для учащихся 5- 7 классов регулярно провожу подвижные физминутки, для старших детей методика зрительных упражнений. Во время практических работ учащиеся перемещаются по кабинету, что способствуют сохранению здоровья.
Проведение нетрадиционных уроков
На уроках географии, национальной культуры народов Якутии и экологии использую нетрадиционные формы и методы. На таких уроках все ребята вовлечены в работу, они получают индивидуальное опережающее домашнее задание, и материал этих уроках учащиеся запоминают надолго. Например: При изучении темы «Япония» по географии в 10 классе проводим чайную церемонию. При изучении темы «Страны Африки» по географии в 10 классе проводим кофейную церемонию. При изучении темы «Масленица» проводим урок- ярмарку в 8 классе. Все эти уроки даже в нетрадиционной форме способствуют развитию УУД у учащихся
Исследовательская работа
Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.
Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы. На протяжении нескольких лет участвую со своими учащимися в НПК «Шаг в будущее» на республиканском и всероссийском уровнях. За это время школьники изучили и создали свои работы о природных компонентах юго-восточной Якутии, истории и становлении золотодобывающей отрасли. Работы были написаны по таким темам как «Геоморфология гор Сетте-Дабан», «Развитие органического мира долины реки Аллах-Юнь», «Микроорганизмы стоячих водоёмов», «Перспективы Аллах-Юньской золотоносной провинции», «Сублимационные кристаллы»
Результат использования инновационных технологий:
· качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей;
· развитие познавательных интересов и творческой активности;
· повышение уверенности в собственных силах;
· развитие исследовательских способностей;
· развитие коммуникабельности;
· обеспечение механизма развития критического мышления, умения искать пути решения поставленной задачи;
· развитие умения мыслить абстрактно;
· повышение умения адекватно оценивать себя;
· усиление мотивации на успешную учебную деятельность.
Для лучшего восприятия и понимания учащимися целостности окружающей среды, на своих уроках использую краеведческий материал, провожу экскурсии с детьми в краеведческий музей, посещаем старательские артели, приглашаю на уроки специалистов из разных отраслей производства.
В течение последних лет принимаю участие в составлении заданий для муниципального этапа олимпиады в Усть-Майском улусе (районе). Краеведческие задания являются необходимым дополнением к основной части олимпиадных заданий. Они позволяют участникам проявить географическую эрудицию, способствовать развитию интереса к предмету.
Все перечисленные инновационные методики и технологии помогают достичь результатов в преподавании предметов в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar_dorogaya_n.m.pptx | 2.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Инновация » в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Основные направления инновационной деятельности: Формирование современного, образованного, нравственного, активного человека с развитым чувством ответственности за судьбу страны. Последовательное создание в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием соответствующих технологий. Развитие творческих способностей учащихся через урочную систему и систему дополнительного образования. Широкое внедрение новых форм и методов обучения, в том числе современных технологий для обеспечения возможности индивидуального развития каждого ребенка. Развитие системы воспитательной работы на принципе добровольности, свободы выбора и творчества. МБОУ « Солнечнинская СОШ»
Технологии и методики: Технология проблемного обучения Групповые и практические работы Технологии интегрированного обучения Информационная технология Игровые технологии Здоровьесберегающие технологии Проведение нетрадиционных уроков Исследовательская работа МБОУ « Солнечнинская СОШ»
Технология проблемного обучения Актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Эффективность применения этой технологии - динамика повышения качества обучения. МБОУ « Солнечнинская СОШ»
"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и я научусь". ( Конфуций) МБОУ « Солнечнинская СОШ»
Групповые и практические работы МБОУ « Солнечнинская СОШ»
Технология интегрированного обучения Данная технология соответствует социальному заказу и тенденциям общественного развития. Сейчас нужны люди, которые бы владели знаниями в различных областях. МБОУ « Солнечнинская СОШ»
МБОУ « Солнечнинская СОШ»
Информационная технология МБОУ « Солнечнинская СОШ»
Игровые технологии Здоровьесберегающие технологии МБОУ « Солнечнинская СОШ»
Проведение нетрадиционных уроков МБОУ « Солнечнинская СОШ»
Исследовательская работа Темы работ: «Геоморфология гор Сетте-Дабан » «Развитие органического мира долины реки Аллах-Юнь » «Микроорганизмы стоячих водоёмов» «Перспективы Аллах-Юньской золотоносной провинции» «Сублимационные кристаллы» МБОУ « Солнечнинская СОШ»
Участие в республиканском туре НПК «Шаг в будущее» МБОУ « Солнечнинская СОШ»
Год участия Конкурс уровень Участник, работа Достижения 2008 VI Ксенофонтовские чтения школьников Республиканский Томашевская Мария «Экологическое состояние окружающей среды посёлка Солнечный» Диплом 2 степени 2012 VIII Ксенофонтовские чтения школьников Республиканский Ворожейкина Елена « Микроэволюция калифорнийского червя» Сертификат 2014 Конкурс «Моя малая родина : природа, культура, этнос» Всероссийский Коскина Анна «Оленеводство Усть-Майского улуса» Грамота третье место 2015 Всероссийский форум научной молодежи «Шаг в будущее» Всероссийский Медведева Юлия «Перспективы развития долины реки « Аллах-Юнь » Свидетельство МБОУ « Солнечнинская СОШ»
МБОУ « Солнечнинская СОШ»
Результат использования инновационных технологий: качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей; развитие познавательных интересов и творческой активности; повышение уверенности в собственных силах; развитие исследовательских способностей; развитие коммуникабельности; обеспечение механизма развития критического мышления, умения искать пути решения поставленной задачи; развитие умения мыслить абстрактно; повышение умения адекватно оценивать себя; усиление мотивации на успешную учебную деятельность. МБОУ « Солнечнинская СОШ»
Краеведение Создание краеведческого музея в п.Солнечный МБОУ « Солнечнинская СОШ»
Классное руководство МБОУ « Солнечнинская СОШ»
Звания и награды Отличник образования Республики Саха (Якутия), 12.03.1998 г. Почётный работник общего образования Российской Федерации, 14.08.2013 Диплом обладателя Премии Главы Республики Саха(Якутия), 2015г. Свидетельство о награждении знаком «За заслуги перед Усть-Майским улусом», 2017г. МБОУ « Солнечнинская СОШ»
«Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло - потому что он учитель, и темно – потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету - осветлить его ум, просветить его.» (С. Соловейчик) МБОУ « Солнечнинская СОШ»