Работа с классом

Калентьева Анастасия Игоревна

Построение системы воспитательной работы в классе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью. Но проблема состоит в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и методы создания и развития такой системы в классе, создать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Классный час по проблеме  «Буллинг как разновидность насилия в школе»

Ход классного часа.

1. Знакомство с темой (отрывок из кинофильма «Чучело»)

  О насилии в школе и даже в детских садах было известно уже давно. Начиная с 1905 года, в печати стали появляться первые работы, посвященные этой проблеме, пик которых пришелся на конец сороковых годов прошлого века. На сегодняшний день проблема школьного, и даже детсадовского буллинга, волнует весь мир.

Буллинг (Слайд №3) (английское слово bullying, от bully — хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник). Этот вид насилия получил широкое распространение в среде подростков

Психотерапевт И. Бердышев определяет буллинг как сознательное, продолжительное насилие, не носящее характера самозащиты и исходящее от одного или нескольких человек; по мнению социолога И.Н. Кона, буллинг – это запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.

Школьный буллинг следует разделить на две основные формы. Как вы думаете, какие?

1. Физический школьный буллинг. Давайте с вами приведем примеры (умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений и др.;

·  сексуальный буллинг является подвидом физического (действия сексуального характера).

2. Психологический школьный буллинг – насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путѐм словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность. К этой форме можно отнести:

·  вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.);

·  обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в еѐ направлении);

·  запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);

·  изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом);

·  вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);

·  повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабѐж, прятанье личных вещей жертвы);

·  школьный кибербуллинг – унижение с помощью мобильных телефонов, Интернета, иных электронных устройств (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, обзывание, распространение слухов и др.).

2. Причины возникновения буллинга.

Так кто же становится жертвой буллинга? Над некоторыми молодыми людьми издеваются без видимой причины. Но, в большей степени, жертвами становятся те, кто отличается от средней массы. Неважно чем: цветом кожи, разрезом глаз, мышлением, способом общения, габаритами или же именами. Обижают тех, кто выглядит слабым и неспособным постоять за себя. Это не означает, что жертва – это слабак, трус, никчемный человек, который за себя не умеет постоять и защититься.

3. Последствия.

Некоторые полагают, что буллинг- это естественный этап в процессе становления личности, и что таким образом молодежь старается показать свое «я» и отстоять свои интересы. Однако, буллинг может привести к тому, что молодежь и подростки будут себя чувствовать одинокими, несчастными и запуганными, что не дает им уверенности в завтрашнем дне. Они не чувствуют себя в безопасности, и думают, что вся проблема в них, что они виноваты в том, что с ними так обращаются.

  Дети, которые подверглись травле, получают психологическую травму различной степени тяжести, что приводит к тяжѐлым последствиям вплоть до самоубийства. И не имеет значения, имел место физический буллинг или психологический.

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками.

К сожалению, многие подростки не сообщают о преследовании, поскольку, во-первых, не верят, что взрослые способны понять их и помочь; во-вторых, боятся последующих еще больших издевательств; в-третьих, опасаются, что им запретят пользоваться компьютером в случае, если имел место кибербуллинг.

Рефлексия.

Сейчас, я хочу показать вам видео, как можно легко уйти от легкого (словесного) буллинга



Предварительный просмотр:

Классный час "Трагедия Беслана"

Разделы: Внеклассная работа

Оборудование:

Цель:

  • укрепление ценностных ориентиров учащихся на сочувствие, сопереживание, культуру мира;

Задачи:

  • демонстрация на примере реального трагического события, что такое взаимопомощь, взаимовыручка и героизм;
  • повышение мотивации учащихся к усилению собственной бдительности;
  • воспитание стойкости характера в сложной жизненной ситуации.

Ход мероприятия

Ведущий 1 (Вступительное слово о празднике 1 сентября):

(1 слайд) 1 сентября – это день, которого ребятишки ждут с самого раннего детства. Это день, когда они вступают в новую, интересную, наполненную приятными событиями школьную жизнь.

(2 слайд) - А как вы готовитесь к этому празднику?

- Как готовятся ваши родители?

-С каким настроением вы идете на школьную линейку, с какими надеждами?

Ведущий 2:

(3 слайд) - Что для вас значит 1 сентября? Начните свое высказывание с незаконченного тезиса:

“1 сентября - это…..”

Ведущий 3:

(4 слайд) Этот день отмечает вся наша страна. (5 слайд) 89 субъектов Российской Федерации. Северная Осетия тоже готовилась к празднику. Это маленькая республика на юге нашей огромной страны. Столица – город Владикавказ. Во всей республике проживает чуть больше 712 тысяч человек. (6 слайд) А в городе Беслане (показать на карте), о котором сегодня будет идти речь, жителей всего-то 37 тысяч. Именно об этом городе 1 сентября 2004 года узнал весь мир.

Ведущий 4:

Итак, праздник, 1 сентября. Утром все ученики с красивыми букетами отправились на школьную линейку. Точно так же 1 сентября город Беслан готовился к началу учебного года. Дети пришли на праздник в свою родную школу.

Ведущий 1:

В 9 часов утра дети со 2-го по 11-ый класс уже выстроились на торжественную линейку на спортплощадке школы. Ожидался торжественный выход трех первых классов. Многие родители собрались вблизи школьного крыльца с фототехникой в руках в надежде запечатлеть первые школьные шаги своих детей.

Ведущий 2:

(7 слайд) Промчалось лето синей птицей, 
И мамы юной детворы, 
Блеснув слезинкой на ресницах, 
С детьми покинули дворы.

Ведущий 3:

(8 слайд) Они сегодня встали рано, 
С волненьем трепетным в душе, 
И в школу города Беслана
Вели за ручку малышей.

Ведущий 4:

(9 слайд) Большая, пахнущая краской, 
Сияя яркой белизной, 
Она казалась детям сказкой, 
Прекрасной, светлою страной!

Ведущий 1:

(10 слайд) Ничего не предвещало беды! И вдруг во двор школы въехало несколько машин, прозвучали выстрелы.

Ведущий 2:

(11 слайд) 34 террориста окружили людей, собравшихся на торжественную линейку.

Угрожая автоматами, они заставляли всех забегать в спортивный зал школы. Для запугивания людей главарь банды хладнокровно расстрелял двух жителей города Беслана.

Ведущий 3:

(12 слайд) Больше тысячи людей попали в заложники. Среди них оказались в основном дети. (13 слайд) На их глазах террористы минировали спортзал, взрывными устройствами опутывали потолок и стены.

Ведущий 4:

(14 слайд) Ужас над головами, 
Проволок страшный груз. 
Дети кричат глазами: 
"Мамочка, я боюсь!!!" 
В душном спортивном зале
Время замкнуло круг…

Ведущий 1:

Школьница Сонета Сабанова позднее рассказывала: “ Первого сентября 2004 года мы с сестрой и дедушкой пошли в школу... Мы оказались в заложниках. Первое время никто не понимал, что происходит, но после того как террористы начали минировать зал, стрелять в потолок и расстреливать людей на наших глазах, мы поняли, что с нами случилась беда”.

Ведущий 2:

В первые часы захвата террористы убили 17 человек. Чтобы не допустить штурма, террористы выставляли в окна школы детей, отказываясь вести переговоры. А в случае начала штурма угрожали взорвать захваченную школу. Время в Беслане остановилось.

Ведущий 3:

И только через два часа после захвата школы боевики выдвинули свои требования - личное присутствие президента республики для переговоров. 
“…Если убьют любого из нас, расстреляем 50 человек. Если ранят любого из нас, убьем 20 человек. Если убьют из нас 5 человек, мы все взорвем. Если отключат свет, связь на минуту мы расстреляем 10 человек.” Так звучали их угрозы.

Ведущий 4:

Теракт в Беслане был спланирован тщательнейшим образом. Целью террористов был вывод российских войск из Чеченской республики и признание Чечни независимым государством.

Ведущий 1:

Казалось, выхода нет. Любое неповиновение заложников тут же наказывалось. Но тем не менее, взрослые, оказавшиеся в числе заложников, не оставляли попыток поддержать и спасти детей. После освобождения, дети с особой благодарностью вспоминали своих любимых учителей, которые, не задумываясь о своих жизнях, спасали учеников.

Ведущий 2:

(15 слайд) Из воспоминаний детей: Вместе со всеми пришел на школьную линейку и Иван Константинович Каниди, грек по национальности. Он многие годы преподавал физкультуру в этой школе. Когда начался захват заложников, боевики предложили ему уйти, учитывая его преклонный возраст (ему 74 года), но Иван Константинович остался со своими учениками, чтобы попытаться спасти их жизни. Нескольких ребятишек учитель спас еще в первые минуты захвата, когда смог закрыть их в одной из школьных комнат, откуда они позже смогли бежать. В спортзале, куда боевики согнали заложников, он всеми силами пытался облегчить участь детей, добиваясь, чтобы террористы дали им хоть немного воды. Он открыто заявлял боевикам, что они не мужчины, раз воюют с женщинами и детьми, за что был жестоко избит. При нем был убит учитель труда Александр Михайлов, который тоже пытался противостоять террористам, но и это Ивана Константиновича Каниди не остановило. Еще в первый день захвата он перенес сердечный приступ, но продолжал всеми силами поддерживать слабеющих от жары и отсутствия воды детей. По свидетельству выживших, он умудрился обезвредить одно или два взрывных устройства, предварительно закрыв их своим телом, чтобы предотвратить разлет осколков, если произойдет взрыв. 
3 сентября начался кошмар. В спортзале прогремели два мощных взрыва. Сработали, как минимум, 7 самодельных взрывных устройств. 
Защищая детей, Каниди вступил в схватку с боевиком, который собирался стрелять в школьников из автомата. Он успел схватиться за ствол автомата, и первая очередь ушла не в детей, а в остатки потолка, нависавшего над спортзалом. Схватка была неравной, но какие-то секунды он выиграл, давая возможность детям выскакивать из уже пылающей школы. Говорят, что он так и не выпустил ствол автомата, который до последнего мгновения отводил в сторону от детей. Не сумев в открытом противоборстве справиться с человеком, который по возрасту явно был старше его в несколько раз, боевик выхватил пистолет и несколько раз выстрелил в упор. 
Близлежащие дворы затянуло дымом.

Ведущий 3:

(16 слайд) В душном спортивном зале
Время замкнуло круг -
Взрывы над головами
Сотни смертей несут.

Ведущий 4:

(17 слайд) Взрывами были выбиты окна и двери спортзала и выжившие заложники бросились на улицу. Боевики открыли по ним огонь. Заложники разбегались кто куда. После первых взрывов смогли убежать около 600 человек. (18 слайд) В спортзале начался пожар.

Ведущий 1:

Из воспоминаний очевидцев этого кошмара: (19 слайд) “Через окно из спортзала перелезла маленькая девочка и упала возле стены школы. Ей очень тяжело. Она контужена и у нее сломана нога. (20 слайд)  Ценой неимоверных усилий она поднялась на ноги. Поднялась и стоит. А вокруг стрельба. Спецназовцы ей буквально орали из окон: "Что ты делаешь! Ложись! Ложись на землю!". Но она никого не слышала - она была контужена и ранена, ее буквально качало у стены. И тут она совершила совершенно невероятное: (21 слайд) она полезла обратно в спортзал! Ей кричали: “Что ты делаешь! Назад! Ложись!”. (22 слайд) Но она залезла в спортзал – у нее там оставалась мама. Позже разыскали эту девочку. Ее зовут Аида Сидакова. Она выжила и выздоровела. Мама тоже жива.”

Ведущий 2:

(23 слайд) Как только раздались взрывы, сразу же оперативный штаб дал команду на штурм. (24 слайд) Штурм был спонтанным, но бойцы подразделений “Вымпел” и “Альфа” действовали по заранее намеченному плану. (25 слайд) Первоочередной задачей для них было спасение детей. Они закрывали детей собой. Бой длился примерно 13 часов. (26 слайд) При освобождении заложников погибли 10 бойцов из подразделений “Альфа” и “Вымпел”.

Ведущий 3:

(27 слайд) Слезы, ненависть, горе… Такой короткий промежуток от счастья, праздника к своей гибели.

Ведущий 4:

(28 слайд) По данным следствия, в школе террористы удерживали 1128 заложников.

3 дня… без еды… без воды…

Ведущий 1:

(29 слайд) При проведении спецоперации было спасено 918 человек. В результате теракта с 1-го по 3-е сентября 2004 года погиб и позднее скончался от ранений 331 человек, в том числе 317 заложников, среди которых 186 детей, 15-учителей. Более 900 человек получили ранения.

Ведущий 2:

(30 слайд) Беслан стал “Городом ангелов”. (31 слайд) Родители погибших восемь лет назад детей фактически живут на кладбище.

Ведущий 3:

(32 слайд) Это кладбище в Беслане называют “Детским”, “Школьным переулком”, а последние 4 года уже официально именуют “Городом ангелов”. Здесь покоятся дети, их родители и учителя, погибшие при теракте в школе №1.

Ведущий 4:

Из 266 могил 186 — детские. Есть еще одна — братская. Там похоронены тела тех, кого не удалось опознать.

Ведущий 1:

На кладбище нет ворот. На входной арке выбито: “Город ангелов”. (33 слайд) Фигурки ангелочков в белоснежной одежде здесь повсюду: выставлены вдоль невысокой ограды, (34 слайд) восседают на постаментах между могилами.

Ведущий 2:

(35 слайд) Надгробий столько, что красные мраморные плиты почти заходят за горизонт. (36 слайд) У каждой могилы — бутылки с минеральной водой, которой так не хватало детям, ставшим заложниками террористов.

(37 слайд) Дата смерти у всех одна — 3 сентября 2004 года.

Ведущий 2:

(39 слайд) То, что случилось с детьми 1 сентября, мы никогда не забудем…

Тот, кто сделал это – проклят навсегда…

Тот, кто безразличен к этому – бесчеловечен…

Ведущий 1:

(40 слайд) Трагедия в Беслане потрясла всех… Погибли люди… погибли невинные, беззащитные дети!!!

Ведущий 2:

1 сентября – это день, которого ребятишки ждут с самого раннего детства. Это день, когда они вступают в новую, интересную, наполненную приятными событиями школьную жизнь.

Ведущий 4: Ребята, сегодня мы с вами вспомнили историю бесланской трагедии. Какие эмоции она у вас вызвала? Мы предлагаем вам закончить следующий тезис: “Трагедия Беслана – это…”

Если у кого-то есть вопросы – спрашивайте. Если хотите что-то сказать – говорит



Предварительный просмотр:

воин-афганец

Уран Ахметов

Слышен звон колоколов. На этом фоне: диалог малыша и взрослого.

Малыш: Что это? Ты слышишь?

Взрослый: Это колокола. Колокола памяти…

Малыш: Памяти? А разве такие бывают?

Взрослый: Бывают, слушай! Это говорит сама память…

Малыш: Но разве память бывает живой?

Взрослый: А ты веришь? Человек может умереть дважды: там, на поле боя, когда его догонит пуля, а второй раз – в памяти народной. Второй раз умирать страшнее. Второй раз человек должен жить!

На фоне мелодии песни «Афганистан»

        

Никто не создан для войны,

И даже доблести сыны,

Вернувшись в мир и тишину,

Клянут могильщицу-войну.

Для них война не звёздный час,

И всё не спишешь на приказ…

Так почему же нас с тобой

Туда так тянет, друг родной?

Как будто сокровенный рай,

Опять зовёт афганский край?

И мы вернулись бы туда,

Где не горит ничья звезда…

Музыка громче, затем стихает.

Немало воды утекло с того времени. Потихоньку зажили раны, возмужали, стали мудрее, состарились солдаты и офицеры. Но только память о далёкой Афганской войне жива и стереть события той войны не смогут, ни годы, ни расстояния.

Многие с той войны вернулись окрепшими, возмужавшими, их грудь украсили ордена и медали, награды за мужество, отвагу и честь.

Но многим не суждено было вернуться к родному порогу, немало полегло совсем юных мальчишек на каменистой афганской земле, среди них и наш выпускник Уран Ахметов.

Сегодня мы собрались с вами, чтобы увековечить память нашего выпускника, погибшего при исполнении интернационального долга.

Жизнь героя не знает предела,
Средь живых он остался живой.
Песня грянула и загремела,
Знамя вспыхнуло над головой.

Уран Ахметов родился 20 июля 1965 года в городе Стерлитамаке, там он ходил в детский сад, там он пошёл в школу. В 1977 году семья Урана приехала в Нижневартовск, и он пошёл учиться в шестой класс средней школы № 5, где и закончил десять классов в 1982 году. 

Любимые предметы – геометрия, физика и астрономия. Он был очень способным мальчиком, с прекрасной памятью, много знал. И ребята в классе тянулись к нему, уважали зато, что с ним можно поговорить обо всем.

Друзей у Урана было немного. Но все настоящие – Володя Иванников и Азат Гараев. Ради друга/ Уран мог пожертвовать всеми своими удовольствиями. Например, если друга не пускали гулять, он с удовольствием оставался с ним домовничать.

Уран рос как многие мальчишки нашей страны. Увлёкался хоккеем, был капитаном команды, а в авиамодельном кружке стал механиком. Если у ребят что – то не получалось с заводом моделей, то обращались к нему – обязательно поможет. Он был очень отзывчивым.

Прошли годы/ закончилась учеба в школе. После десятилетки Уран приходит на газоперерабатывающий завод работать слесарем КИП и А. Он отлично трудится. На заводе в полной мере проявились его трудолюбие, выдержка, целеустремленность.

25 сентября 1983 года его призвали в армию. Через некоторое время приходит домой расстроенный – не прошел медкомиссию, у него обнаружили высокое давление. «Но служить я все равно буду» - решил для себя Уран и попросил маму сварить клюквенный морс, чтобы привести давление в нормальное состояние. Вскоре, мама получила письмо от сына: «Медкомиссию прошел»

Он жизнь любил и в дружбу верил свято,

Что ничего, чем ратный долг солдата,

Ни выше, ни священней в мире нет.

И к подвигу всечасно не готовясь,

Он был всечасно к подвигу готов.

23 декабря группу советских войск, в которой находился Уран, перебросили в Афганистан. Случилось это близ города Баграм. В воинском коллективе Уран также имел большой авторитет, командир его любил за спокойный нрав и отличное выполнение боевых заданий.

По профессии Уран был сапером. 29 июня  1984 года, Уран со своими товарищами шел впереди, обезвреживая мины, освобождая путь роте. В этот день был трудный бой. Бригада Урана пробиралась по горе Панджер. Другая группа кралась в ущелье. Брали крупного главаря Ахмат-шаха.

И вдруг вражья пуля. И упал сраженный ею Уран.

Материнский охрипший беззвучный вой,
Залп прощальный и красный шёлк.
Этот мальчик погиб, выполняя свой
Интернациональный долг.
Что он думал, в атаку ту поднявшись,
Перед тем, как упал и умолк?
Тьме отдать не  початую в общем-то жизнь -
Интернациональный долг!
Мы не раз вызволяли народы из тьмы,
За полком посылая полк.
Пол – Европы засеять своими костьми -
Интернациональный долг!
О, страдания чаша! А сколько чаш
Мы испили? Мы в этом толк
Понимаем. Наверное это наш
Интернациональный долг.

Слёзы матерей по погибшим сыновьям никогда не иссякнут. Боль утраты всегда останется в сердце матери.

Из земли, изувеченной  язвами мин,
Измождённые, злые как черти,
Ветераны боёв возвращаются в мир
http://www.nv-varta.ru/images/sp.gif
На правах победителей  смерти.
И не скажут вам метрики,  сколько нам лет:
Так случилось  - на высях сожжённых
Прикоснулись мы к вечному миру, где нет
Победителей и побеждённых.
Вот поднялся наш лайнер,

Мы вышли в зенит,
Жизнь и смерть – мы раздвинули грани!
Только тело на север, на север летит,
А душа остаётся в Афгане.
И преследуя солнце,  мы рвёмся домой, -
К нашим семьям, по нам  тосковавшим, -
А над выжженной солнцем  афганской землёй
Наши души вселяются  в павших.

И мы, навсегда  сбережём в наших сердцах светлую память о нашем выпускнике Уране Ахметове.

Много горя, бед и страданий принесли нашему народу эти 9 лет и 51 день жестоких сражений в чужом краю. Но и там, в далёком Афганистане, советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, ежечасно подвергаясь опасности, и подчас смертельной, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу.

Человек живёт во имя жизни

Тех, кто рядом, - тех, кому идти,

И на благо Родины – Отчизны –

Добрые дела вершить в пути!

Человек живёт, творит, мечтает,

Трудится, - за Честь, не за рубли, -

Для людей живёт, и твёрдо знает, -

Дети – ценность главная Земли!

И его заслуги помнит Родина!

Эта память, в мрамор облечённая,

И сегодня – час торжественный настал -

Время открывать мемориал!

Фото мемориальной доски

Ты, мимо проходя, чуть задержись

Ведь имя этого героя свято,

За жизнь других отдал он свою жизнь –

И помни вечно этого солдата.

По-разному оценивают события тех лет. По-разному смотрят на афганскую войну те, кто отдавал приказы, те, кто их исполнял. Но для тех и других действия, которые проходили на территории Афганистана укладываются в одно ёмкое и страшное слово – война. Война, которая никогда не должна повториться, уроки которой должны быть усвоены на всю оставшуюся жизнь.

15 февраля 1989 года для многих стал днём, когда кончился счёт потерям наших солдат. Тяжёлый, печальный итог. Много матерей и отцов не дождались своих сыновей, и не сказали они «Мама, я жив…» Память о многих парнях, не вернувшихся с той войны, память о тех, кто ушёл из жизни в мирное время будет вечной.

Минута молчанья…

И в памяти павших –

Героев представьте.

Навек в нашем сердце

Бессмертных имён их звучанье.

Минута молчанья, минута молчанья…

метроном: минута молчанья.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В. МАЯКОВСКИЙ У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?..

Слайд 2

МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ

Слайд 3

ЧТО ТАКОЕ «ПРОФЕССИЯ»? «Профессия – это вид труда, который требует от человека определённой подготовки, знаний и умений»

Слайд 4

ЗАКОНЧИ ПОСЛОВИЦУ Кто не работает… Труд человека кормит… Кто любит труд… Без труда не вытянешь и…

Слайд 5

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ №1 Средь облаков, на высоте, Мы дружно строим новый дом, Чтобы в тепле и красоте Счастливо жили люди в нем.

Слайд 6

№ 2 Мы учим детишек читать и писать, Природу любить, стариков уважать.

Слайд 7

№ 3 С огнем бороться мы должны — Мы смелые работники, с водою мы напарники Мы очень людям всем нужны, Так кто же мы?

Слайд 8

№ 4 Кто у постели больного сидит? И как лечиться он всем говорит. Кто болен — он капли предложит принять, Тому, кто здоров, разрешит погулять.

Слайд 9

№ 5 Выезжает на дорогу Он, обычно, спозаранку, На педаль поставив ногу И рукой крутя баранку.

Слайд 10

№ 6 Скажите, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты, Все завтраки, обеды?

Слайд 11

№ 7 Он не летчик, не пилот, Он ведет не самолет, А огромную ракету, Дети, кто, скажите, это?

Слайд 12

№ 8 Ставят ловких две руки Каблуки на башмаки, И набойки на каблук – Тоже дело этих рук.

Слайд 13

№ 9 Он в автобусе сидит И внимательно следит, Чтоб у всех билеты были, Чтоб купить их не забыли.

Слайд 14

№ 10 Папа у меня – герой! Ходит в форме, с кобурой! Посреди ночного мрака Где-то кража или драка? Сразу по «02» звоните, Папу моего зовите!

Слайд 15

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни.

Слайд 16

Профессиональный план можно представить схематично в виде трех составляющих: «хочу», «могу», «надо» МОГУ НАДО ХОЧУ

Слайд 18

ЧТО ВЛИЯЕТ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ ?

Слайд 19

ПОДУМАЙТЕ КАКИЕ ОШИБКИ МОЖНО ДОПУСТИТЬ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

Слайд 20

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ 1. Следование чужим советам; 2. Выбор близлежащего ВУЗа или внешне привлекательной, престижной профессии; 3. Отсутствие существенной информации о профессии или специальности; 4. Незнание своих личных особенностей.

Слайд 21

В мире насчитывается более 10 тысяч профессий, а включая специальности, специализации, квалификации – свыше 50 тысяч. Действительно, целое море возможностей и вариантов. В современном обществе человек может найти приложение всем своим силам, реализовать себя.

Слайд 22

НЕОБХОДИМО РАЗЛИЧАТЬ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИЯ» И «СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»

Слайд 23

ВЫБЕРИТЕ ДЛЯ СЕБЯ ПРОФЕССИЮ

Слайд 24

ВЫБЕРИТЕ ДЛЯ СЕБЯ ПРОФЕССИЮ Сможет ли жить и процветать наш город с таким набором профессий? Почему?

Слайд 25

«САМАЯ – САМАЯ» ПРОФЕССИЯ Самая зеленая Самая сладкая Самая денежная Самая волосатая Самая детская Самая смешная Самая общительная Самая серьезная Самая опасная Самая бумажная

Слайд 26

НАЗОВИТЕ ПРОФЕССИИ И СПЕЦИАЛЬНОСТИ, НАЧИНАЮЩИЕСЯ СО СЛЕДУЮЩИХ БУКВ: К Р Ф П

Слайд 27

В. МАЯКОВСКИЙ Книгу переворошив, намотай себе на ус - все работы хороши, выбирай на вкус!



Предварительный просмотр:

Каждый человек, в какой бы стране он ни жил, хочет быть здоровым и счастливым, хочет жить в мире и безопасности. Чтобы эти желания могли осуществиться, в мире уже более 60 лет активно работает Организация Объединённых Наций — ООН. Сегодня это самая известная и влиятельная международная организация.

20 ноября 1989 года ООН был принят очень важный документ — Конвенция о правах ребёнка. В 54-х статьях этого документа были записаны и даны гарантии по защите прав и свобод самых маленьких жителей планеты — детей.

2 сентября 1990 года, она вступила в силу. На сегодняшний день почти все страны мира, в их числе и Россия, подписали этот международный документ. Это означает, что на своих территориях все государства обязаны:

а) обеспечить детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия;

б)  защищать права и свободы детей, выполнять все пункты Конвенции ООН.

Вопрос: До какого возраста человек считается ребенком?

Согласно Конвенции, ребёнком считается человек от рождения до своего совершеннолетия — до 18 лет. С момента рождения каждый ребёнок, независимо от цвета кожи, пола, национальности, состояния здоровья и имущественного положения, имеет несколько основных и неотъемлемых прав. Эти права ребёнку никто не “даёт”, они являются для него “естественными правами”.

Ребенок 1

Первым из них является право ребёнка на жизнь. Как вы думаете, что означает это право?

Оно означает, что любой ребёнок, независимо от состояния здоровья, имеет право родиться на свет и получить от своего государства всё необходимое для полноценной и достойной жизни.

Ребенок 2

Вторым важнейшим правом является право ребёнка на индивидуальность. Это означает, что каждый ребёнок с рождения получает имя и гражданство, возможность знать своих родителей, жить и воспитываться в семье, реализовать все свои таланты и способности.

Ребенок 3

Свобода мысли и слова даёт каждому ребёнку право свободно выражать свои взгляды и мнение, открыто, без страха говорить и писать о том, что он думает. Родители, учителя, взрослые должны научить ребёнка правильно пользоваться этим правом. Это нужно для того, чтобы он стал активным участником жизни своей семьи, школы, настоящим гражданином своей страны.

Ребенок 4

Свобода совести и вероисповедания означает для каждого ребёнка возможность действовать в соответствии со своей совестью и убеждениями, самостоятельно решать: верить или не верить в Бога, соблюдать или не соблюдать религиозные правила и обряды.

Ребенок 1

Право на неприкосновенность частной жизни защищает ребёнка от вмешательства других людей в его личные тайны и семейные отношения. Это право не допускает, чтобы кто-то без согласия ребёнка читал его письма, приходил к нему в дом, пользовался его вещами.

Ребенок 2

Свобода получения информации даёт каждому ребёнку право узнавать о том, что его интересует. Он может делать это любым доступным ему способом: читая книги и журналы, смотря телевизионные передачи и кинофильмы, пользуясь компьютерными программами и Интернетом.

Родители и государство имеют право запретить детям определённого возраста получать некоторую информацию. Это делается потому, что некоторые книги, журналы, кинофильмы, телепередачи, компьютерные игры могут быть вредны для развития ребёнка.

Ребенок 3

Право на общедоступное начальное образование означает, что все страны, подписавшие Конвенцию, гарантируют всем детям до 12 лет, независимо от материального состояния их семей, возможность бесплатно учиться в школе. Делая начальное образование не только общедоступным, но и обязательным, государство заботиться о том, чтобы все его граждане были грамотными, умели бы читать, писать, считать.

Ребенок 4

Обучение в начальной школе — очень ответственный этап. Поэтому государство заботится о том, чтобы методы обучения были гуманными, а учеба доставляла детям радость и воспитывала бы в них сознание своего человеческого достоинства.

Ребенок 1

Право на получение среднего и высшего образования даёт каждому ребёнку, окончившему начальную школу, возможность получить полноценное образование, а затем и профессию. Независимо от того, где ребёнок будет продолжать учебу — в школе, колледже, институте, университете, — государство обязано обеспечить, чтобы образование:

а) было направлено на всестороннее развитие его талантов, физических и умственных способностей;

б) воспитывало бы в каждом бережное отношение к природе, уважение к правам и культуре других людей.

Ребенок 3

Право на труд предоставляет возможность каждому ребёнку трудиться и зарабатывать деньги, но только при условии:

а) если он сам этого хочет и его никто не заставляет работать;

б) если работа не мешает ему учиться в школе и не вредит его здоровью.

Государство обязано жестко контролировать выполнение этих условий, а также следить затем, в каком возрасте детей принимают на работу и сколько времени они работают. Например, в России ребёнок может быть принят на работу только с согласия родителей не раньше 14-летнего возраста и может работать не более 4-6 часов в день.

Ребенок 4

Право на отдых и досуг даёт возможность каждому ребенку восстановить силы, укрепить здоровье, а также получить новые яркие и запоминающиеся впечатления.
Но важно другое, это право даёт возможность каждому ребёнку заниматься искусством и разного рода творчеством. Занятия музыкой, живописью, поэзией, хореографией и другими видами творческой деятельности помогают ребёнку раскрыть заложенные в нём таланты, выбрать будущую профессию.

Большое количество статей Конвенции посвящено отношениям и правам ребёнка в семье. Знать свои права и обязанности в семье должны и дети, и взрослые.

Учитель:
С момента рождения и до совершеннолетия ребёнка оба родителя — мать и отец — несут 
одинаковую ответственность за воспитание и развитие своего сына или дочери. Ребёнка никто не может разлучить с родителями, если он сам этого не хочет. “Отнять” ребёнка у родителей может лишь государство, но только в случае, если в семье с ребёнком

обращаются жестоко или не заботятся о нём. Если родители обращаются со своими детьми грубо, применяют к ним физическое или психологическое насилие, то такие родители могут быть привлечены к суду и лишены родительских прав.

Нередко бывает, что родители ребёнка разводятся, начинают жить отдельно и у каждого из них появляется новая семья. Даже в этом случае, если ребёнок захочет, он может общаться со своими “бывшими” родителями — папой или мамой. Чтобы поддерживать близкие отношения, ребёнок и родители имеют право писать друг другу письма, звонить по телефону, встречаться, даже если они живут в разных городах или в разных странах.

Ребенок 1

Право на защиту по закону означает, что каждый ребёнок (даже совершивший преступление) имеет право получить защиту адвоката и суда, заслуживает понимания и внимательного отношения к его делу, достойного и гуманного обращения с ним.

Обеспечивая это право, государство должно следить за тем, чтобы взрослые не пытались вовлекать детей в противозаконные действия и мероприятия.

Все взрослые (в том числе и родители ребёнка) должны знать, что за попытку привлечь детей к участию в преступлениях, употреблению и распространению алкоголя и наркотиков они могут быть привлечены к суду и наказаны по закону.

Заключительное слово учителя:

О своих обязанностях по отношению к детям должны знать и помнить все взрослые. Но этого мало. Важно, чтобы свои права знали и умели защитить вы — юные граждане Российской Федерации.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

8 февраля, начиная с 7 июня 1999 года согласно Указу президента день празднуется как День российской науки. Этот день избран не случайно: 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года Указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук.

Слайд 3

В 1925 г. Академия наук была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 г. - в Российскую академию наук.

Слайд 5

В 1999 г. Указом Президента РФ от 7 июня в этот день был учрежден праздник российских ученых - таким образом власти ознаменовали 275-ю годовщину Российской академии наук.

Слайд 6

Четырнадцать российских и советских ученых были отмечены Нобелевскими премиями. Первым из удостоенных, в 1904 году, стал академик И. П. Павлов за работу по физиологии пищеварения, далее, в 1908 году, — И. И. Мечников за труды по иммунитету. Последним российским лауреатом стал физик К. С. Новосёлов, в 2010 году получивший Нобелевскую премию за новаторские эксперименты по исследованию двумерного материала графена.

Слайд 7

Почтовая марка СССР В советские времена День науки отмечался в третье воскресенье апреля. При выборе даты руководствовались тем, что в 1918 году между 18 и 25 апреля В.И. Ленин составил «Набросок плана научно-технических работ». До сегодняшних дней многие научные коллективы отмечают День науки «по старинке», то есть, в третье воскресенье апреля.

Слайд 8

Многолетняя традиция отмечать отечественные научные успехи в России была прервана в начале 90-х годов, но в конце прошлого века была вновь возобновлена.

Слайд 9

В настоящее время в структуру Российской академии наук (РАН) входят девять отделений по областям и направлениям науки и три региональных отделения, а также 15 региональных научных центров. Всего в Академии насчитывается 470 научных учреждений, более 55 тысяч научных сотрудников, в том числе, более 500 академиков и 800 членов-корреспондентов.

Слайд 10

За два с лишним века российская наука дала миру много великих имен и открытий. Во всем мире известны такие ученые как М. В. Ломоносов, И. П. Павлов, Д. И. Менделеев, Э. К. Циолковский, П. Л. Капица, Л. Д. Ландау, И. В. Курчатов, А. П. Александров, С. П. Королев, Н. А. Доллежаль и многие другие.

Слайд 11

Во все времена наука являлась мощным ресурсом экономических преобразований, важнейшей составляющей национального богатства, движущей силой технического прогресса. Научно-технический потенциал любой страны - это важнейший национальный ресурс, одна из основ промышленного развития. Использование научных знаний обеспечивает экономический рост страны, благодаря достижениям науки и порожденным ею технологиям значительно повышается благосостояние населения.

Слайд 12

День российской науки - это прекрасный повод привлечь внимание общественности, деловых кругов, молодежи, школьников к огромным возможностям науки.

Слайд 14

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие

по правилам дорожного движения

                                                                                 


Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Отгадайте загадку:

Встало с края улицы

В длинном сапоге

Чучело трёхглазое

На одной ноге.

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает улицу

Людям перейти. (Светофор)

Тема нашего занятия «Чтобы путь был счастливым!»

III. Стихи о светофоре. (Читают учащиеся)

С виду грозный и серьезный.

Очень важный светофор.

С перекрестка, с перекрестка

На меня глядит в упор!

Он известен на весь мир.

Он на улице широкой –

Самый главный командир.

Нужно слушаться без спора

Указаний светофора!

Нужно правила движения

Выполнять без возраженья!

IV. Викторина «Правила дорожного движения»

А сейчас проверим, что вы знаете о правилах дорожного движения.

                                                                       Появляются утверждения

  • Ходить разрешается по проезжей части.  (Неверное)
  • Переходить улицу только там, где положено.  (Верное)
  • Переходить дорогу только на желтый сигнал светофора.  (Неверное)
  • Можно кататься там, где ездят автомобили.  (Неверное)
  • Садиться в автомобиль и выходить из него нужно со стороны тротуара. (Верное)
  • В автобусе держись за поручень и не ходи без дела по автобусу во время движения. (Верное)

Любая дорога таит опасность. Человек вышел из дома. Его задача как можно быстрее добраться до нужного места. Почему многие попадают не туда, куда спешили, а больницу? Послушайте рассказ о Пете.

V. Рассказ о Пете.  (Читают учащиеся)

Говорит беспечный Петя:

- Мне опасность не грозит,

Как шофер меня заметит –

В тот же миг затормозит.

Что же может тут случится?

Ведь на улице пока

Грузовик меня боится,

А не я – грузовика!

Он смеется:

- Не пойму,

Отчего и почему

Должен путь ученик

Уступать грузовику?

Каждый, кто машиной правит

Скажет вам наверняка.

Что, конечно, не задавит

Ученик грузовика.

Но, добавим мы серьезно,

Что растяпа- ученик

Может рано или поздно

Сам попасть под грузовик.

Вот поэтому, всегда,

Чтобы не стряслась беда.

Должен путь ученик

Уступать грузовику,

На дороге каждый миг

Должен быть он начеку!

А сейчас мы вспомним дорожные знаки.

VI. Повторение дорожных знаков. (Читают стихи учащиеся)

Боре горе и не снится:

Он по скользким листьям мчится.                                                                  

Знак повешен не напрасно:

«Осторожно!» Здесь опасно! 

Не шумите, музыканты.

Даже если вы – таланты:

Тут сигналить не годится –

Рядом школа и больница.

Я – знаток дорожных правил,

Я машину здесь поставил.

На стоянке у детсада

В тихий час стоять не надо!

Если нужно вызвать маму,

Позвонить гиппопотаму,

По пути связаться с другом –

Телефон к твоим услугам.

Ната с куколкой в тревоге

Нужен доктор им в дороге

Не смотрите грустным взглядом:

Помощь близко! Доктор рядом!

Видишь знак! Его значение –

Двух дорог пересечение.

Равнозначны две подружки,

Две дороженьки – резвушки!

В знаке я не разобрался

И упал, перепугался…

А понять его не сложно:

Друг! Спускайся осторожно!

Всем, кто любит погулять,

Всем без исключения –

Нужно помнить,

Нужно знать

Правила движения!

VII. Частушки.  (Исполняют учащиеся)

Мы подруженьки – подружки,

Есть глаза у нас и ушки:

По дороге мы идем,

Все читаем и поем.

Дорогие вы подружки,

Наш послушайте совет:

Ведь дорога – не читальня

И не место для бесед.

Мы хорошие спортсмены

Любим мы играть в футбол

Мостовую превратили

Мы в огромный стадион.

Нам бесспорно вывод ясен,

Что играть вам здесь опасно!

Не дороги, а дворцы –

Место для такой игры.

Если едешь ты в трамвае

И вокруг тебя народ,

Не толкаясь, не зевая,

Проходи скорее вперед!

Ехать зайцем, как известно,

Запрещается!

Уступить старушке место

Разрешается!

Если ты гуляешь просто,

Все равно вперед гляди.

Через шумный перекресток

Осторожно проходи.

Переход на красный свет –

Запрещается!

На зеленый даже детям

Разрешается!

VIII. Тест «Знаток»

Вот мы с вами вспомнили и повторили основные правила дорожного движения. А теперь заключительный тест. Если вы на него правильно ответите, то разгадаете слово, и ваш путь будет всегда счастливым!

  1. Какой стороны придерживаются пешеходы и машины на дорогах?

С – левой

З правой

  1. Если человек находится внутри транспорта, он путешествует как:

Н пассажир

М – водитель

  1. Место, отведенное для ходьбы пешеходов, называется…

А тротуар

О – шоссе

  1. Знак «Пешеходный переход» выглядит:

Т синий квадрат, внутри белый треугольник с изображением человека

Д красный треугольник с изображением человека

  1. Переходя улицу, надо сначала посмотреть:

А – направо

О – налево

  1. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам города?

Г с 10 лет

К с 14 лет

ЗНАТОК!

 logo

 

 


 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

15 мая – международный день семьи

Слайд 2

Международный день семьи отмечается в мире 15 мая. Данный праздник был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН, а произошло это 20 сентября 1993 года. Праздник "Международный день семьи" был создан с целью привлечения внимания широкой общественности к проблемам семьи, которых сегодня существует большое количество.

Слайд 3

Значение праздника «Международный день семьи» День семьи позволяет нам лишний раз задуматься о важности семьи в нашей жизни и проявить внимание к близким людям. Ведь без них наша жизнь была бы пустой и безрадостной. Семья нужна каждому человеку, за редким исключением. Основным назначением семьи можно назвать рождение и воспитание детей. Очень важно, чтобы семья была прочной. В семье ребенок учиться постигать секреты общения между людьми, учиться любви и заботе. Через семью от одного поколения к другому передаются мудрость и знания.

Слайд 4

. Семья – это тёплый дом, жена и муж, дети и родители, дедушки и бабушки. Это любовь и заботы, печали и радости, традиции и привычки. Это близкие друг другу люди, которых объединяют чувства, интересы, идеалы, отношение к жизни. Что семья может дать ребенку? В чем сила семьи? Семья — это когда ты любишь, и тебя любят, и не за что-то, а вопреки всему. Важную роль в семье играет доверие. Жена или муж - это тот человек, на которого можно положиться, присутствует высокая степень доверия и ответственности друг перед другом. Человек счастлив, когда он может реализоваться в жизни. Немаловажную роль в этом играет семья . Недаром рядом с великими людьми были муж или жена, которые были им наставником, музой, гаванью и просто родным человеком. Семья – это когда есть поддержка всех начинаний детей или супругов. Семья – это когда стараются помочь в достижении поставленных целей. В семье должно быть комфортно, она должна быть отдушиной, для того чтобы набираться сил и идти дальше, во внешнюю среду. Семья - это отношения, которые построены на взаимном доверии, уважении, где счастливы и родители и дети…

Слайд 6

Предки и потомки

Слайд 7

Мы часто пытаемся узнать нашу родословную, ищем родственников, пытаемся найти свои корни. У каждого из нас имеются: 1(один) отец и одна мать, 2(два) дедушки и две бабушки (предки ПЕРВОГО поколения) 4 прадедушки и 4 прабабушки (предки ВТОРОГО поколения) 8 пра-прадедушек и 8 пра-прабабушек (предки ТРЕТЬЕГО поколения)… ПРЕДКОВ десятого поколения у каждого из нас насчитывается 2048 человек… Это невероятно... не будь из них кого-то одного и нам, сегодняшним жителям, не суждено было бы появиться на свет! Нет, мир бы, конечно, существовал, были бы такие же люди, но уже без нас. КАЖДЫЙ из нас, современников ,является потомком ВСЕХ жителей государства (земли). Можно с уверенностью утверждать, что всё население Земли, являются моими родственниками, моими непосредственными предками. Так же может сказать любой другой нынешний житель Земли.

Слайд 8

Как составить генеалогическое древо?

Слайд 9

Зачастую человека интересует не только информация о ближайших родственниках, но и о предках, то есть история прошлого его семьи. Систематизировать эту информацию проще всего с помощью генеалогического дерева. Составление генеалогического дерева позволит вам узнать много нового из истории вашей семьи. Кроме того, это увлекательное хобби и прекрасный повод для того, чтобы провести свободное время с родственниками.

Слайд 10

Инструкция 1. Начните составление древа с просмотра всех документов и фотографий, хранящихся у вас дома. Особую генеалогическую ценность имеют свидетельства о смерти, браке и рождении, различные удостоверения, военные билеты. А также могут пригодиться дипломы, аттестаты и грамоты. Снимите со всех значимых документов копии и разделите их на две папки. 2. В одну папку сложите все документы о родственниках по материнской линии, а в другую – по отцовской. Но лучше всего завести на каждого человека отдельный подписанный конверт. 3. Для того чтобы узнать как можно больше о дальних родственниках, проведите опрос среди членов семьи. А также, очень много информации можно почерпнуть на семейных праздниках. Перед этим желательно изучить генеалогическую терминологию, чтобы не оказаться в тупике из-за неизвестного слова. 4. Записывайте в блокнот все имена, фамилии и информацию о родственных связях, которую сможете узнать. Если с кем-то из родных нельзя увидеться лично, позвоните по телефону или воспользуйтесь интернетом. Если ваш интерес является серьезным, обратитесь с запросом в государственный архив РФ. 5. Как только вся информация будет собрана и систематизирована, приступайте к оформлению генеалогического дерева. Его можно оформить в виде нисходящего или восходящего родства. В восходящем стволе древа находится человек, от которого оно строится, то есть вы, а на ветвях располагаются бабушки, дедушки и более дальние родственники. В нисходящем стволе находится родоначальник, а в кроне – потомки. 6. Левая часть древа может предназначаться для родственников по материнской линии, а правая – по отцовской. Информацию о мужчинах и женщинах оформляйте в виде различных геометрических фигур, а также разделяйте по цвету. Кроме того, вы можете прикреплять фотографии и краткую информацию о каждом родств еннике.

Слайд 11

Кроссворд «Семья» По вертикали 1. Замужняя женщина 3. Мать отца или матери, жена дедушки 4. Обычаи, передающиеся из поколения в поколение 6. Семья состоящая из родителей и детей 7. Подходящий спутник жизни для бабушки 8. Поддержка кого либо 9. Социальная группа, основанная на родственных связях По горизонтали 2. Внимание, попечение, уход 5. Продолжатель, приемник 8. Обобщённость людей некого общества по времени рождения 10. Жертва педагогических опытов

Слайд 12

Ответы на кроссворд:

Слайд 13

Пословицы и поговорки о семье В дружной семье и в холод тепло. В недружной семье добра не бывает. В своем доме и стены помогают. В семье и каша гуще. В семье разлад, так и дому не рад. Дерево держится корнями, а человек семьей. Дети родителям не судьи. Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа. За общим столом еда вкуснее. Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет. Любящая мать — душа семьи и украшение жизни. Материнская молитва со дна моря достает. Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает. Отца с матерью почитать — горя не знать .

Слайд 14

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ СЕМЬИ ДОРОЖЕ? Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Отец и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером. Малыш для старших как любимец, Родители - во всем мудрей, Любимый папа - друг, кормилец, А мама ближе всех, родней. Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже На этой сказочной земле.

Слайд 15

Что может быть семьи дороже На этой сказочной земле…

Слайд 16

Использованные ресурсы http://www.kakprosto.ru/kak-71198-kak-sostavit-genealogicheskoe-derevo http://www.kakprosto.ru/kak-251444-chto-takoe-genealogicheskoe-derevo http://www.kakprosto.ru/kak-71198-kak-sostavit-genealogicheskoe-derevo http://www.forum.analizfamilii.ru/Predki-I-Potomki-t1108.html http://www.inmoment.ru/holidays/day-family.html http://papinsait.ru/index.php/stikhotvoreniya-o-seme http://ped-kopilka.ru/poslovicy-i-pogovorki/poslovicy-i-pogovorki-o-seme.html http://spisok-literaturi.ru/cross/kategorii-gotovyh-crossvordov/obschestvoznanie/semya.html http://papinsait.ru/index.php/stikhotvoreniya-o-seme http://mama.ua/chto-takoe-semya-19996/ http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8&stype=image&lr=20&noreask=1&source=wiz https://vk.com/audios136133556?q=%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B5