Тема самообразования
Тема самообразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование информационно-комуникационных технологий на уроках английского языка | 34.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования:
Использование ИКТ на уроках английского языка
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы применения информационно- коммуникационных технологий в образовательном процессе современной школы
1.1. Разнообразие средств информационно-коммуникационных технологий и возможности их применения в образовательном процессе
1.2.Особенности использования средств информационно-коммуникационных технологий при организации познавательной деятельности обучающихся
1.3. Результативность работы учителя
Глава 2. Использование ИКТ на уроках иностранного языка в среднем звене
2.1.Применение компьютера на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии при использовании ИКТ
Заключение
Список литературы
Введение
Иностранный язык - один из общеобразовательных предметов, который преследует комплексную реализацию практической, общеобразовательной, развивающей и воспитательной целей. Владение иностранным языком способствует формированию всесторонне развитой, социально активной личности; открывает доступ к культурным и научным ценностям других народов; обеспечивает установление с ними деловых и культурных связей.
В настоящее время вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе является одним из наиболее актуальных. В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта формирование и развитие информационной культуры средствами иностранного языка предполагает усилить внимание на развитие коммуникативно-когнитивных умений в процессе изучения этого предмета.
Внедрение современной техники меняет характер урока иностранного языка. Повышается самостоятельность учащихся, более активным становится их участие в речевой деятельности, открываются новые возможности для стимулирования индивидуальных способностей каждого школьника.
Если мы обратимся к “Словарю методических терминов” (авторы: Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин), то мы найдем следующее определение: информационные технологии – это “система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи”. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка.
Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет.
Использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках иностранного языка достаточно актуальна для развития личности обучаемого и формирования у учащихся следующих компетенций: умений сравнивать преимущества и недостатки различных источников информации, выбирать соответствующие технологии ее поиска, создавать и использовать адекватные модели и процедуры изучения и обработки информации и т.д.
Актуальность работы
Внедрение компьютерных технологий является одним из направлений модернизации школьного образования. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность, раскрыть творческие возможности учащихся, развивать мышление, восприятие, память учащихся.
Появление новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидение, распространение игровых приставок, электронных игр и компьютеров оказывают огромное влияние на воспитание ребенка и на его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за небольшой промежуток времени осваивать, перерабатывать и использовать в практической деятельности большой поток информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел свои результаты и мог их оценить.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Цель работы: выявить эффективность использования ИКТ на уроке английского языка и их влияние на повышение познавательной активности обучающихся.
Задачи:
- изучить теоретический материал о ИКТ технологии в образовательном процессе,
- рассмотреть особенности использования ИКТ на уроке английского языка,
- проанализировать результативность применения ИКТ в собственной практической деятельности,
- выявить "плюсы" и "минусы" использования ИКТ и Интернет-ресурсов на уроке английского языка.
Объект исследования: процесс обучения
Предмет исследования: педагогические аспекты оптимального использования комплекса средств ИКТ.
Методы исследования:
- Метод проектов.
- Изучение литературы.
- Анкетирование.
- Мониторинг.
- Изучение педагогического опыта.
- Обобщение собственного опыта работы.
Ожидаемые результаты в моей работе: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность в работе, повысить качество обучения с использованием ИКТ и научить учащихся применять ИКТ в своей учебной и внеурочной деятельности.
Глава 1. Теоретические основы применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе современной школы
1.1. Разнообразие средств информационно-коммуникационных технологий и возможности их применения в образовательном процессе
Использование новых ИКТ в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.
В современных источниках информационно - коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).
К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:
- электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
- электронные энциклопедии и справочники,
- тренажеры и программы тестирования,
- образовательные ресурсы Интернета,
- DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
- видео и аудиотехника,
- научно-исследовательские работы и проекты.
Методисты выделяют несколько классификаций средств ИКТ. В соответствии с первой классификацией, все средства ИКТ, применяемые в системе образования, можно разделить на два типа: аппаратные (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон и др.) и программные (электронные учебники, тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые системы Интернета и т.д.).
Прорыв в области ИКТ, происходящий в настоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационного обеспечения познавательной деятельности. Таким образом, вторая классификация средств ИКТ позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности:
- для поиска литературы, в Internete применением браузеров типа Chrome, Mozilla Firefox и др., различных поисковых систем ( Yandex.ru , Mail.ru, Google.ru, и т.д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т.д.);
- для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: Microsoft Word позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; Microsoft Power Point позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; Microsoft Excel выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; Microsoft Office Publisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.
- для автоматического перевода текстов с помощью онлайн переводчиков (google translate) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);
- для хранения и накопления информации (Flash-диски);
- для общения (VK, электронная почта, Discord, Viber и т.д.);
- для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели MicrosoftMediaPlayer, WinAmp, программы для просмотра и редактирования изображений (Paint, PhotoShop) и др.;
Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка для организации самостоятельной работы обучающихся. Они могут использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний.
1.2. Особенности использования средств информационно-коммуникационных технологий при организации познавательной деятельности обучающихся
При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для обучающихся выступает учитель, он требует от обучающегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый школьник способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной неуспешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой ученику для усвоения темы урока.
Однако при организации урока с использованием компьютерных программ, информация предоставляется обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это, по мнению современных дидактов, позволяет более наглядно и доступно, чем в устной форме, объяснить учебный материал.
Компьютер лоялен к разнообразию ученических ответов: он не сопровождает работу учащихся хвалебными или порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, это является немаловажным фактором для развития их индивидуальности.
Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства:
- общекультурное развитие обучающихся;
- совершенствование навыков владения компьютером;
- совершенствование языкового уровня;
- создание благоприятного психологического климата;
- повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;
- самоутверждение учащихся;
- возможность реализации индивидуализации обучения;
- реализация принципа обратной связи;
- большие возможности наглядного предъявления материала;
- исключение времени для написания материала на доске;
- экономия расходования материалов учителем;
- совершенствование процесса проверки работ учащихся;
- повышение авторитета учителя;
- сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий учащихся;
- активизация навыков самостоятельной работы.
Сегодня новые методики с использованием средств ИКТ противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Эта форма организации уроков является наиболее доступной для работы учителя и применения ее на уроках в российской школе.
1.3. Результативность работы учителя
Использование ИКТ и Интернет - ресурсов на уроке английского языка позволяет мне более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов. Применение компьютерных образовательных программ на уроках английского языка повышает эффективность решения коммуникативных задач, развивает разные виды речевой деятельности учащихся, формирует устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке. Сочетание информационных технологий с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения иностранного языка.
На мой взгляд, использование ИКТ и Интернет-ресурсов на уроке английского языка актуально на сегодняшний день, т.к. учитель должен быть интересным для своих учеников, идти в ногу со временем, повышать свое педагогическое мастерство и уровень интеллекта.
Глава 2. Использование ИКТ на уроках иностранного языка
Применение компьютера на уроках иностранного языка
Мы живем в век информационной, компьютерной революции, которая началась в середине 80-х годов и до сих пор продолжают наращивать темпы. Компьютеры стремительно вошли в нашу жизнь и в процесс обучения английскому языку. Компьютер в учебном процессе является средством обучения детей, усиливающим и расширяющим возможности их обучающей деятельности. Компьютеры существенно расширяют возможности преподавателей по индивидуализации обучения и активизации познавательной деятельности, учащихся в обучении английскому языку, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям учащихся.
Наиболее часто используемые элементы ИКТ в учебном процессе:
- электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проекта, интерактивной доски;
- электронные энциклопедии и справочники;
- образовательные ресурсы Интернета;
- DVD и CD диски с картинками и иллюстрациями;
- видео и аудиотехника;
- интерактивные конференции и конкурсы;
- материалы для дистанционного обучения;
- научно-исследовательские работы и проекты;
- дистанционное обучение
Изучение английского языка с использованием ИКТ дает возможность принимать участие в тестированиях, в викторинах, конкурсах.
Обучение лексике с применением ИКТ
Развитие лексических навыков для последующего их включения в речевую деятельность учащихся является основной задачей в овладении лексикой. Применение компьютерных технологий при формировании лексических навыков значительно усиливает эффективность данного процесса.
Для отработки значения слова я предлагаю учащимся, например, упражнение на распределение слов по тематическим группам (school: chalk, desk, teacher. Family: mother, sister, aunt).
Для тренировки в употреблении слов с помощью компьютера я предлагаю учащимся составить предложение из данных слов: is, a, big, there, window, bedroom, in, my (Тhere is a big window in my bedroom).
На этапе тренировки и применения лексики для продуктивной деятельности определяющими будут операции по соединению слов, исходя из содержания высказывания. С целью формирования продуктивных лексических навыков я использую компьютер для тренировки учащихся в действиях по сочетанию лексических единиц. Например, упражнение для отработки:
- скажи, какими могут быть перечисленные предметы: house, room, sofa, carpet. В другой колонке размещены прилагательные: big, old, white, beautiful. Школьник должен правильно составить словосочетания из данных прилагательных и существительных, перемещая их из соответствующих колонок на строки снизу. При этом количество незаполненных строчек подсказывает ученику, что есть другие возможные словосочетания, которые он еще не составил. Учащийся, составивший словосочетаний больше других, получает большее количество баллов.
Проведенная работа по формированию лексических навыков позволяет перейти к формированию речевых навыков диалогической речи. Использование компьютерных программ при формировании навыков учащихся на уроках показало, что компьютерные технологии обучения полностью отвечают целям, поставленным при обучении лексике иностранного языка.
Обучение грамматической стороне речи
При обучении грамматике я также стараюсь использовать различные приемы работы с ИКТ.
Я использую презентацию в Power Point для объяснения нового правила или для проверки полученных знаний. Например, при изучении спряжения глагола to be я рассказываю учащимся сказку о приключениях этого глагола, сопровождая рассказ показом презентации. Яркая, красочная презентация помогает учащимся лучше запомнить теоретический материал и в дальнейшем употреблять глагол to be без ошибок.
Для закрепления изученных грамматических правил я использую упражнения с обучающих сайтов.
Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю наиболее эффективно производить контроль над обучением при помощи тестов. Проведение тестов на компьютере позволяет проверить качество знаний за считанные секунды. Я готовлю тесты самостоятельно в редакторе Google Формы.
Огромный потенциал дает учителю при обучении грамматике Интернет. Здесь можно найти не только упражнения по всем разделам английской грамматики, но и он-лайн тесты, в которых сразу же оценивается результат учащегося.
Обучение фонетике и чтению
Обучение фонетике и чтению в начальных классах является основной задачей. Поэтому учителя английского языка стараются найти такие приемы и формы работы, которые предоставили бы им возможность с наибольшей отдачей выполнить эту задачу. Здесь мне также помогают приемы работы с применением ИКТ. Во-первых, я стараюсь при каждом удобном случае использовать на уроке обучающие диски с фонетическими упражнениями. Но в связи с тем, что время ограничено, я рекомендую детям заниматься с такими дисками дома, так как сейчас в большинстве семей имеются компьютеры. Во-вторых, при объяснении правил чтения я использую презентации в Power Point.
При обучении аудированию
Формирование фонетических навыков аудирования; контроль правильности понимания прослушанного текста; умение понимать аутентичную речь.
В своей работе мы также используем возможности ИКТ для решения комплексных задач, поэтому для тренировки умений и навыков аудирования используются мультимедийные уроки и задания. Используемые на уроке УМК содержат аудио и комплекс заданий для развития навыка аудирования.
Урок – проект
На подготовительном этапе используется Интернет для сбора информации Следующий этап: выполнение презентации в программе Power Point. Выступление: использование презентаций, компьютерных обучающих программ, таблиц, диаграмм. Очень интересно наблюдать за развитием учащихся в их презентациях. Для каждого ребенка это возможность выразить и показать себя, свои интересы, приобретенные навыки. Ученики делают презентации о себе по пройденным темам, на слайдах они размещают свои фотографии, картинки, ключевые слова, фразы, которые помогают им сделать сообщение по теме. Такие выступления вызывают большой интерес одноклассников и много вопросов, что является хорошим стимулом для разговора на языке.
Изучение новой темы
Использование наряду с традиционной технологией обучения возможностей ИКТ поможет учителю в подборе разнообразного материала, как правило, более интересного.
Итоговый урок
ИКТ позволяет использовать на уроке тесты более рационально и экономит время урока. Учащиеся могут узнать свой результат сразу после тестирования. Применение ИКТ дает возможность избежать субъективности оценки.
Здоровьесберегающие технологии при использовании ИКТ
О здоровье как важнейшей предпосылке успешности в обучении и развитии детей в 60-х годах прошлого столетия писал Василий Александрович Сухомлинский: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе — плохое состояние здоровья, какое-либо недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя...».
Компьютеры, проекторы, экраны, интерактивные доски – вся эта техника призвана, чтобы акцентировать внимание учеников, усилить познавательный интерес, мотивацию к обучению. Но применять эти инструменты нужно грамотно, чтобы не навредить здоровью ребенка.
Применение ИКТ нужно сочетать с использованием традиционных форм урока, что позволит периодически переключать внимание учеников.
Не нужно забывать про оздоровительные моменты на уроке: физминутки, динамические паузы, минутки релаксации. Использую специальные комплексы упражнений для нормализации осанки, для восстановления сил, для снятия утомления, для снятия напряжения с мышц туловища, для глаз.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Вверх-вниз, влево-вправо
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считать до 10.
ФИЗИЧЕСКИЕ МИНУТКИ
1. Hands up, hands down
Hands on hips, sit down
Bent left to the side
Bent left bent right
1, 2, 3 hop 1, 2, 3 stop!
Stand still
2. Stand up clap clap
Arms up clap clap
Step step arms down
Clap clap please sit down
3. Hands up clap clap clap
Hands down shake shake shake
Hands on hip jump jump jump
Hop hop hop stop stand still
Good sit down please
4. I can jump I can run
I can sing I can dance
I can swim I can’t fly
I can climb and say good bye.
При проведении дыхательных упражнений, гимнастики для глаз и для осанки можно использовать интерактивную доску и выполнять упражнения под музыку.
Результативность использования ИКТ.
Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Анализируя свой опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволило мне:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
усовершенствовать контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Что касается результативности, то те ученики, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, повысили свое качество знаний. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению английского языка, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.
Заключение
Новые информационные технологии привлекают учащихся и являются одним из главных их интересов. Поэтому использование информационных технологий в учебном процессе способствует формированию положительной мотивации. Преимущество использования компьютера заключается в том, что он позволяет повысить профессиональный уровень преподавателей. Знакомство с новыми ИКТ поражает своими возможностями, которые открываются для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. Новые информационные технологии, внедряемые в образовании, способствуют его подъёму на качественно новый уровень.
Я сейчас не могу представить свою работу без использования компьютера. Он необходим при составлении календарно-тематического планирования, подготовки к урокам, печатании раздаточного материала к урокам (карточек, таблиц, схем, тестов), наглядного материала к урокам, оформлению проектов и т.д. Веду мониторинг учебного процесса, фиксирую результативность учащихся по предмету, итоги входного и выходного тестирования. Презентация помогает проиллюстрировать любое выступление. Презентация- это новое дидактическое средство для организации учебного процесса.
Из опыта работы с информационно-коммуникативными технологиями я могу сказать, что они несомненно способствуют повышению у детей мотивации к изучению английского языка и формированию индивидуальных, творческих, познавательных способностей. Именно информационные технологии способны сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность. Недаром эта технология относится к технологиям 21 века. Очевидно, что уже в ближайшее время изучение иностранных языков с внедрением новых информационно- коммуникативных технологий из области исследований перейдёт в область обучения и получит широкое распространение.
На уроках английского языка созданы условия для включения учащихся в активный и добровольный процесс формирования знаний и обобщенных способов деятельности. Компьютеры, Интернет, телекоммуникационные сети оказывают огромное влияние на детей и молодежь, образуя вокруг современного ребенка особый информационный мир, влияя на его сознание и развитие.
Познавательная деятельность, субъектом которой является школьник, имеет репродуктивный характер. Успешность учебной деятельности во многом зависит от степени самостоятельности ребенка, его активности (или, наоборот, пассивности), заинтересованности в достижении результата и т.д. Хорошая результативность является результатом поисковой, творческой, самостоятельной познавательной деятельности.
Список литературы
Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера: в вопросах и ответах. - СПб, 2000. С. 191.
Протасеня Е.П. , Штеменко Ю.С. Компьютерное обучение: за и против. // ИЯШ - 1997. - №3. - С. 10-13.
Ушакова С.В. Компьютер на уроках английского языка // ИЯШ - 1997. - №5. - С. 40-44.
Цветкова Л.А. Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе. // ИЯШ - 2002. - №2. - С. 43-47.
Селевко Г.К. "Современные образовательные технологии" Москва "Научное образование" 1998.
Альбрехт К.Н. Использование ИКТ на уроках английского языка // Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». – 2010.
Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Воронеж: Издательство НПО“МОДЭК”, 2002.
Вильямс Р. Компьютеры в школе / Пер. с англ., Общ. ред. и вступ. ст. В.В.Рубцова. - М.: Прогресс, 1988.
Войтко С.А. Об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка // Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004 – 2005.
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: [Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений] – М.: Акадамия, 2007.
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе [учебно-методическое пособие] / Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В. Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006.
Коптюг Н.М. Интернет-уроки как вспомогательный материал для учителя английского языка // Иностранные языки в школе. – 2000. - № 4. – С. 54-59.
Нарышкина Е.А. Использование компьютерных программ при обучении английскому языку // Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2007 – 2008.
Подопригорова Л.А. Использование интернета в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 2003. - №5. – С. 25-31.
Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций // Иностранные языки в школе, 2005. - №4 - С. 6-11
Селевко Г.К.педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2005.
Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. - ИЯШ, 2001, №4, с.37,90.
Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация и ее возможности при обучении иностранным языкам, ИЯШ, 2008, №4, с.36-41.
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам, -М.: Изд-во АРКТИ, 2003, с. 49-127.
Гиркин И. В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. - Информационные технологии 1998, № 6, с. 21-22.
Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку, ИЯШ, 1991, №3, с.9-16.
Сергеева М. Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку // Педагог. - 2005. - № 2. - с .162-166.
Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку, ИЯШ, 2008, № 6, с. 2-6.