рабочая программа по литературному чтению в 4 классе, программа "Начальная школа 21 века"

Баранова Светлана Александровна

рабочая программа + развернутое календарно-тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     

           Рабочая программа по предмету «Литературное чтение»  составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального образования по математике утвержденного приказом Минобразования РФ от 5.03. 2004 г.

2. Тематического планирования по русскому языку «Вентана Граф» 2011.

3. Авторской программы Л.А.Ефросининой «Литературное чтение 4 класс»

4.Федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом №1312  Мои Н РФ  от 09.03.2004 г.

5. Учебного плана МБОУ СОШ №24  на 2012-2013  учебный год.

6. Положения о рабочей программе МБОУ СОШ №24

            Образовательная область «Филология» в учебном плане школы представлена предметом «Литературное чтение».     В учебном плане МБОУ «СОШ № 24» г.Улан-Удэ на 2012 – 2013 учебный год на преподавание предмета «Литературное чтение» выделено 102 часов с недельной нагрузкой 3 часа.

           Программа «Начальная школа 21 века» является творческой переработкой двух программ: «Школа России» и программы Занкова. Авторы данного комплекта учли плюсы и минусы обеих программ. Данный учебно-методический комплект очень интересен, насыщен, дифференцирован и интегрирован, представлены разноуровневые задания, предлагаемые авторами на каждый урок, начиная с букварного периода. Этот подход авторы сохраняют и при составлении контрольных работ: в сборниках предлагается до 6 вариантов заданий к каждой пройденной теме.

         Авторами учебника так же разработаны презентации к урокам, контрольные работы и зачеты, тесты, проводимые на компьютере по некоторым темам – все это имеется в наличии и используется на уроках.

 

Основная цель уроков чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Компоненты необходимые для осуществления читательской деятельности:

восприятие текста (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним;

понимание читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.);

воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события);

воспроизводить текст, т.е. уметь рассказать его в различных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Основные линии программы:

Развитие навыка чтения;

Развитие восприятия произведения;

Развитие литературоведческих понятий;

Развитие речевых умений;

Развитие творческой деятельности.

Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:

1.        Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.

2.        Система работы над навыками чтения.

3        .Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

4.        Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Концептуальные положения курса:

Изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры;

В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

Содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

На уроках литературного чтения применяются следующие ИКТ-технологии:

- диски «Кирилл и Мефодий. Литературное чтение 4класс»

- презентации по темам курса;

- компьютерное тестирование по темам курса.

Основные требования к уровню подготовки  учащихся  четвёртого  класса

В результате изучения данного предмета в 4 классе учащиеся должны:

знать:

-название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;

-элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

называть, приводить примеры:

-сказок народных и литературных;

-стихов и рассказов из круга детского чтения;

-произведений основных жанров детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, пьеса, баллада, очерк, миф)

различать, сравнивать:

-произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);

-жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

-сказки народные и литературные;

-словари и справочники;

-элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);

-виды пересказа(подробный, краткий, выборочный);

уметь:

-читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;

-выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;

-определять тему и главную мысль произведения;

-ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;

делить текст на смысловые части и оставлять простой план;

-пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для самостоятельного чтения книг;

-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

-самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

-определять тему и жанр незнакомой книги;

            Навык чтения

Обучение осознанному, правильному, выразительному чтению в соответствии с нормами литературного произношения вслух; чтение про себя.

Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него.

Умение использовать выразительные средства чтения (темп, тон, Логические ударения, паузы, мелодика речи).

Темп чтения вслух – не менее 80 слов в минуту, про себя – не менее 110 слов в минуту.

Знание наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе – не менее 15 стихотворений, 6 отрывков из прозы).

Учебно – тематический план

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

В том числе

Лабораторные, практические работы

Контрольные работы

1

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни.

5

Самостоятельная работа «Жанры фольклора» (заполнить схему)

2

Басни. Русские баснописцы.

5

Самостоятельная работа с басней А.Е.Измайлова: чтение, выполнение заданий в учебнике и тетради.

3

Произведения В.А.Жуковского

3

Моделирование обложки к сказке.

Сравнение «Сказки о царе Берендее…» В.А.Жуковского со «Сказкой о царе Салтане» А.С.Пушкина

4

Произведения А.С.Пушкина

5

Игра «По страницам сказок Пушкина»

Работа с книгами – справочниками: справка о А.С.Пушкине

Подготовка сообщения: «Герои сказок Пушкина»

5

Произведения М.Ю.Лермонтова

4

Работа с текстами стихотворений М.Ю.Лермонтова. сравнение их содержания (мысли и чувства поэта), строф, рифмы

6

Произведения П.П.Ершова

3

Выполнение заданий в учебнике или комплексная контрольная работа

7

Произведения В.М.Гаршина

4

Деление текста на части, составление плана. Пересказ по плану.

8

Произведения детских писателей о детях.

2

Сравнение сюжетов и судеб героев. Работа с рубрикой «проверь себя» ()в учебнике).

9

Произведения зарубежных писателей.

8

Работа с книгами зарубежных писателей, выделение произведений разных жанров о детях (сказки, рассказы, повести, стихи).

Отзыв о прочитанной книге зарубежного писателя.

Комплексная контрольная работа.

10

Мифы народов мира.

11

Сравнение славянского мифа «Ярило - солнце» и древнеиндийского мифа «творение».

11

Произведения Л.Н.Толстого.

7

Подбор справочного материала о писателе из детских книг и энциклопедий.

12

Стихи А.А.Блока.

2

Работа с книгами стихов русских поэтов: группировка по темам (о Родине, природе).

13

Стихи К.Д.Бальмонта.

3

Особенность сказочных стихов: определение интонационного рисунка и позиции автора.

14

Произведения Вересаева, А.И.Куприна

4

Урок – обобщение: выполнение заданий в тетради.

15

Стихи И.А.Бунина.

3

Самостоятельное чтение и анализ очерка К.И.Чуковского.

16

Произведения С.Я.Маршака

5

Инсценирование отдельных эпизодов сказки.

17

Произведения А.П.Платонова

4

Описания картин природы, портрет героя

18

Стихи Н.А.Заболоцкого

2

Работа с книгами стихов (по группам): отбор стихов по темам, авторам. Составление списка фамилий русских поэтов.

19

Стихи Н.М.Рубцова

3

Урок – обобщение. Работа с рубрикой «Страничка книгочея».

20

Произведения С.В.Михалкова

3

Выставка книг С.В.Михалкова: определение тем и жанров произведений.

21

Юмористические произведения.

2

Подбор и пересказ детских юмористических рассказов из детских журналов.

22

Очерки.

4

Работа с очерками, выделение их особенностей (герой, описание, выражение точки зрения).

Творческая работа: очерк «Мой любимый писатель».

23

Путешествия, приключения, фантастика.

9

Чтение отдельных глав произведений. Характеристика героя: внешний вид, отношение к людям.

24

Контрольный урок

1

Итоговая контрольная работа.

Итого:

102

7

Содержание учебного курса

     Круг чтения.

     Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы. Мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии.

     Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.

     Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

     Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве. Научно-познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и приключениях.

     Восприятие литературного произведения.

     Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.

     Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.

     Умение определять задачу чтения – что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.

     Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении – реальных и фантастических.

     Жанрово-тематическое разнообразие. Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.

     Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь – сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.

     Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т. д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).

     Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.

     Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально-образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям.

     Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности.

     Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие в них познавательных, реальных знаний, их образного отражения.

     Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой  язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.

     Очерк – повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.

     Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, басня, баллада, пьеса-сказка, очерк,  научно-популярное и научно-художественное произведения.

     Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.

     Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.

Творческая деятельность школьников.

 Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание», известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.

     Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на неё каталожную карточку.

     Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.

Навык чтения.

Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе – не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).

Работа с текстом.

 Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев.

     Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположение, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.

Читательские умения (работа с произведением и книгой):

-  обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, о произведениях устного народного творчества;

- самостоятельный выбор книги на определённую тему;

-  чтение детской периодики;

- использование справочной литературы, работа в библиотеке (школьной, городской и т. д.).

Межпредметные связи:

 с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т. д.;

 с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал своё понимание прочитанного;

 с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы.  

Календарно - тематическое планирование

п\п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол час.

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовленности учащихся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Домашнее

задание

Дата

I четверть

1

Повторение. Произведения фольклора.

Героическая песня, былина, легенда. Библейские предания.

Малые жанры фольклора. Русская народная сказка «Марья Моревна»

1

Комбинированный

урок

Понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка. Сказки бытовые, волшебные, о животных

Знать понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка.

Уметь самостоятельно оценивать свою начитанность

Текущий. Самостоятельная работа: «Жанры фольклора» (схема)

Сравнение

 сказки и

 былины

Хрестоматия с. 11

2

«Иван-царевич и Серый волк»

1

Комбинированный

урок

Сказки народные

Уметь находить доказательства сказки

Текущий

Ролевая игра

С. 5

3

Былина «Волх Всеславович». Произведения фольклора. Былины

1

Чтение и анализ нового произведе-

ния

Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине

Знать основное содержание былины, тему произведения. Уметь анализиро-вать содержание, составлять план. Рассказы-вать по плану

Былина – жанр фольклора

Учебник,
с. 16, подробный пересказ отдельных эпизодов.

Р. т. с. 6 № 3

4

Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский»

1

Чтение и анализ нового произведения

Народные песни: колыбельные, хороводные, песни - заклички

Знать основное содержание текста, тему произведе-ния.

Уметь выделять основную мысль произведения

Понятие о героической песне как жанре устного народного творчества. Особенности героической песни: исторический герой, его подвиги, напевность, повествовательных характер

Учебник,
с. 26 выразительное чтение.

Р. т. с. 9 № 3 (по выбору)

5

Библейское предание «Блудный сын»

1

Чтение и анализ нового произведения

Понятие: предание или легенда. Особенности жанра – главная мысль

Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль

Библия (Великая книга). Сравнение с бытовой сказкой

Хрестома-тия с.33

6

Басни. Русские баснописцы

И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей». И. И. Хемницер «Стрекоза».
Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи»

1

Комбинированный урок

Понятия: басня, мораль, вступление, рассказ.
Тема произведения, писатель, автор. Герой-персонаж, его характер, поступки

Знать понятия: басня, мораль, вступление, рассказ.

Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни

Библиографические сведения об авторах басен. Сравнение басен И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого (сюжет, мораль, содержание, форма)

Учебник,
с. 33, выучить басню наизусть по выбору.

Р. т. с. 28 № 3, 4 (по желанию)

7

И. И. Хемницер «Друзья»

1

Чтение и анализ нового произведения

Герои и их поступки

Уметь понимать основной смысл содержания басни, читать выразительно

Текущий, чтение наизусть

Особенности басни: мораль, ирония, аллегория

Учебник, с. 38, выразительное чтение.

Р. т. с. 30 № 2

8

Слушание и работа с книгами басен. И. А. Крылов «Крестьянин в беде»

1

Слушание и работа с детскими книгами

Герои, их характеры, поступки

Уметь понимать основное содержание басен, сравнивать басни, выразительно их читать

Особенности басни: мораль, ирония. Аллегория

Хрестоматия с. 112

9

А. Е. Измайлов «Кукушка», И. А. Крылов «Осел и соловей», Л. Е. Измайлов «Лестница»

1

Чтение и анализ нового произведения

Герои басен, их характеры и поступки. Главная мысль басен

Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику их героям, выделять главную мысль басен

Текущий.выразительное чтение

Мораль, аллегория. Сравнение басен И. А. Крылова,
Л. Е. Измайлова

Хрестоматия с. 114 выразительное чтение.

Р. т. с. 32 № 3

10

И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».

С. В. Михалков «Слово о Крылове»

1

Чтение и анализ нового произведения

Герои, их характеры, поступки. Периодика: детские журналы

Знать понятия: олицетворение, сравнение. Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику героям

Текущий. Выразительное чтение

Квартет.

Учебник,
с. 43, выразительное чтение, наизусть по выбору.

Р. т. с. 33 № 3

11

Произведения
В. А. Жуковского.

Баллада В. А. Жуковского «Светлана». Дополнительное чтение. Стихи В. А. Жуковского «Вечер», «Там небеса и воды Лены», «Загадки»

1

Чтение и анализ нового произведения

Эпитеты, сравнения, рифма

Знать особенности формы и содержания языка (эпитеты, сравнения, олицетворения).

Уметь слушать баллады, выделять смысловые части баллады, описывать героев

Баллада – стихотворный рассказ

Хрестоматия с. 100, выразительное чтение отрывка по выбору.

Р. т. с. 38 № 3, с. 39 № 3,
с. 40 № 2 (по выбору)

12

Волшебные сказки В. А. Жуковского «Спящая красавица»

1

Чтение и анализ нового произведения

Литературная сказка русского автора. Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Эпитеты, сравнения. Герои сказок

Уметь слушать сказку, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных

Текущий. Выразительное чтение

Сравнение сказки В. А. Жуковского «Спящая красавица» со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина

Учебник,
с. 48, выразительное чтение.

Р. т. с. 41 № 4, 5 (по выбору)

13

Слушание книг
В. А. Жуковского и работа с ними.

В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудростях Марьи-царевны, кощеевой дочери»

1

Слушание и анализ

нового произведения

Герои, их поступки, характеры. Составление

плана, пересказ по плану

Уметь слушать сказку, отвечать на вопросы, делить

текст на части, составлять план. Кратко пересказывать по плану

Текущий.

Выразительное чтение

Сравнение сказки В. А. Жуковского

со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (заголовок, сюжет, герои, главная мысль)

Хрестоматия с. 74

14

Произведения А. С. Пушкина.

А. С. Пушкин «Осень». Дополнительное чтение
И. И. Пущину

1

Комбинированный урок

Определения: темп, средства художественной выразительности – эпитеты. Сравнения, рифма

Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма.

Уметь определять тему стихотворения, выразительно читать

Текущий. Пересказ по плану

Понятия: ритм, тон, логические ударения, паузы

Учебник,
с. 64 выучить наизусть.

Р. т. с. 45 № 3

15

А. С. Пушкин
«И. И. Пущину». И. И. Пущин «Заметки о Пушкине» (отрывок).
А. С. Пушкин «Зимняя дорога»

1

Чтение и анализ нового произведения

Эпитет, сравнение, рифма. Осознанное правильное чтение

Уметь слушать стихотворения, сравнивать эмоциональное настроение стихотворений
А. С. Пушкина
«И. И. Пущину» и «Записки о Пушкине» И. И. Пущина

Текущий. Чтение наизусть

Определение интонационного рисунка

Учебник,
с. 66, выучить наизусть.

Р. т. с. 47 № 3 (по выбору)

16

Слушание и работа с детскими книгами. А. С. Пушкин

«Песнь о Вещем Олеге», «Песни о Стеньке Разине»

1

Слушание и анализ

нового

произведения

Основное содержание текста.
Тема. Герои

Уметь понимать содержание текста, определять главную мысль произведения, сравнивать песни А. С. Пушкина с народными героическими песнями

Текущий. Чтение

наизусть

Атаман Степан Разин

Хрестоматия с. 115

17

А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».

 Из воспоминаний В. И. Даля

1

Комбинированный урок

Сюжет, герои, главная мысль

Уметь наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль

Словарь Даля

Хрестоматия с. 121, выразительное чтение отрывка из сказки.

Р. т. с. 48 № 4 (по выбору)

18

Проверь себя «Страничка книгочея»

1

Обобщающий урок-игра

Тематический. Выразительное чтение, чтение наизусть. С/Р

 19

Произведения М. Ю. Лермонтова.

Стихи М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус»

1

Чтение и анализ нового произведения

Жанр произведения. Эпитеты, рифма

Уметь выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта)

Метафора.

Учебник, с. 71, выучить одно стихотворение наизусть по выбору.

Р. т. с. 30 № 2

20

Стихи о природе. М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «Утес»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема чтения. Эпитеты, сравнения

Уметь определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений

Текущий. Чтение наизусть

Сравнение стихотворений

Учебник,
с. 74, наизусть. Р. т. с. 51–52 № 2, 3 (по выбору)

21

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (восточная сказка)

1

Чтение и анализ нового произведения

Авторская сказка. Герои положительные и отрицательные. Главная мысль сказки

Знать понятие авторская сказка. Уметь выделять главную мысль сказки, выявлять положительных и отрицательных героев, давать им характеристику

Текущий. Чтение наизусть

Особенности восточной сказки: имена героев, описание одежды, названия населенных пунктов

Хрестоматия с. 133, выразительное чтение, ответы на вопросы

22

Слушание и работа с книгами М. Ю. Лермонтова. Книги-справочники о М. Ю. Лермонтове. М. Ю. Леромнтов «Три пальмы» (восточное сказание), «Казачья колыбельная песня» Проверь себя. «Страничка

книгочея»

1

Комбинированный урок Обобщающий

урок-отчет

Содержание текста. Эпитеты. Словари-справочники

Уметь работать с книгами-справочниками, выразительно читать стихи

Текущий.
Выразительное чтение Тематический.

Чтение наизусть

М. Ю. Лермонтов (справка о поэте). Легенды, баллады

Учебная хрестоматия,
с. 129, выразительное чтение

23

24

Произведения П. П. Ершова.

Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек-Горбунок»

2

Чтение и анализ нового произведения

Сказки народные и литературные. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Главная мысль сказки

Знать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных. Уметь определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки

П. П. Ершов (справка об авторе)

Учебник,
с. 76–83, ответы на вопросы, выразительное чтение. Заучивание отрывков наизусть по выбору

25

П. П. Ершов «Кто он?»

1

Чтение и анализ нового произведения

Сравнение. Осознанное правильное чтение. Ритм, тон и темп чтения

Уметь наблюдать над особенностью стихотворных строк, выразительно читать

Текущий. Чтение наизусть

Чтение наизусть отрывков.

Учебник, с. 84, выразительное чтение, наизусть отрывки (по желанию)

II четверть

26

Произведения
В. М. Гаршина

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

1

Чтение и анализ нового

произведения

Авторская (литературная сказка). Главная

мысль сказки. Образ лягушки. План

Уметь делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану

Текущий.

Выразительное чтение

Учебник,
с. 89, пересказ по плану, пересказ по плану от имени лягушки (по выбору)

27

В. М. Гаршин «Сказка о гордомАгее». Пересказ старинной легенды

1

Чтение и анализ нового произведения

Понятие леген-да. Особенности легенды, главная мысль

Знать понятие легенда. Уметь выделять особенности легенды, определять главную мысль, рассказывать отдельные эпизоды

Текущий. Выразительное чтение

Рассказывание отдельных эпизодов

Хрестоматия с.156 выразительное чтение, рассказывание отдельных эпизодов (по выбору)

28

В. М. Гаршин «AttaleaPrinceps»

1

Чтение и анализ нового произведения

Сюжеты, поступки героев, главные мысли. Рас-сказывание по плану

Уметь анализировать произведение, составлять план, рассказывать по плану

Сравнение произведений «Пленница» и «AttaleaPrinceps»

Хрестоматия с. 172, пересказ по плану

29

Слушание и работа с книгами.
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», «Пленница» Проверь себя. «Страничка книгочея». Детские журналы и газеты

1

Слушание и анализ нового произведения Обобщающий урок-отзыв

Содержание текста, главная мысль

Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, самостоятельно читать стихотворение

Текущий. Пересказ по плану Тематический. Инсценирование отрывка сказки

Учебная хрестоматия,
с. 146, выразительное чтение

30

Произведения русских писателей о детях.

Н. Г. Гарин-Михайловский «Старый колодец» (главы из повести «Детство Темы»)

1

Чтение и анализ нового произведения

Повесть, главы повести. Герой-персонаж, его характер, поступки

Уметь характеризовать образ Темы, выделять кульминационный

момент и выразительно читать этот эпизод. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя

Эпизод

Учебник,
с. 97, пересказ эпизода «Спасение души»

31

Слушание и работа с книгами русских писателей о детях. К. М. Станюкович «Максимка».
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Вертел»

1

Слушание и анализ нового произведения

Образы детей-
героев в произведениях русских писателей

Уметь обсуждать рассказы, понимать основное содержание текста

Текущий. Пересказ

Учебная хрестоматия,
с. 183, выразительное чтение

32

33

Произведения зарубежных писателей.

В. Гюго «Козетта» (отдельные главы)

2

Чтение и анализ нового произведения

Основная мысль произведения. Герой-персонаж, его характер, поступки

Знать некоторые произведения зарубежных авторов. Уметь слушать, работать с текстом каждой главы

Образ Козетты

Хрестоматия
с. 225, чтение, ответы на вопросы, пересказ по плану

34

35

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

2

Чтение и анализ нового произведения

Приключенческая повесть, юмор, герой-ребенок, особенность языка. Структурные единицы: главы, абзацы, смысловые части. Образ главного героя

Знать структурные единицы произведения.

Уметь характеризовать главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь)

Текущий. Пересказ

Учебник,
с. 108, чтение, ответы на вопросы. Р. т. с. 72 № 4, 5, 6 (по желанию)

36

Слушание и работа с книгами зарубежных писателей. Стихотворение В. Гюго «Осенние листья» (отрывок). Работа с книгами М. Твена «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльбери Финна»

1

Слушание и анализ нового произведения

Жанры произведений: сказки, повести, стихи

Знать зарубежных писателей.

Уметь работать с их книгами, выделять произведения разных жанров о детях

Русские писатели-переводчики (К. И. Чуковский.А. А. Ахматова). Роман

Р. т. с. 74 № 3

37

Сказка Х. К. Андерсена «Дикие лебеди»

1

Комбинированный урок

Литературная (авторская) сказка. Сюжет сказки, главная мысль

Знать изученные произведения
Х. К. Андерсена и уметь их называть

Книги-справочники (значение слов, имен, картин)

Учебник,
с. 119, выразительное чтение, ответ на вопрос № 3 (по желанию)

38

Стихотворение
Х. К. Андерсена «Дети года»

1

Чтение и анализ нового произведения

Рифма. Сравнение

Знать о новом жанре произведения
Х. К. Андерсена.
Уметь выразительно читать

Строфа (двустишие)

Учебник.
с. 135, выучить наизусть

39

Слушание и работа с книгами Х. К. Андерсена. Х. К. Андерсен «Девочка со спичками». К. Г. Паустовский «Великий сказочник». Детские журналы и газеты

1

Комбинированный урок

Библиографические сведения об Андерсене. Произведения зарубежных писателей на страницах детских журналов и газет

Уметь работать с книгами, аннотировать самостоятельно прочитанную книгу

Текущий. Чтение наизусть

Р. т. с. 70 № 2

40

Мифы народов мира.

Древнегреческий миф «Арион»

1

Чтение и анализ нового произведения

Понятие о мифе. Герои мифа

Знать основное содержание мифа. Уметь понимать основное содержание текста

Текущий. Пересказ

Особенности древнегреческих мифов

Учебник с. 138

41

Древнегреческий миф «Дедал и Икар»

1

Чтение и анализ нового произведения

Миф. Образы героев мифа. Пересказ отдельных эпизодов

Уметь составлять план, пересказывать по плану, анализировать произведение

Особенности древнегреческих мифов

Учебник,

с. 20–22, рассказ о жизни Дедала.

Р. т. с. 17 № 2

42

Славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийские мифы «Творение», «Создание ночи»

1

Чтение и анализ нового произведения

Выделение эпизодов «пробуждение Матери Сырой Земли», «появление человека» и «вещая речь человека». Герои древнеиндийских мифов. Выделение пословиц (мудрых мыслей)

Знать об особенностях построения текста (языке, героях).

Уметь работать с текстом, выделять нужные эпизоды

Текущий. Пересказ

Сравнение славянского мифа «Ярило-Солнце» и древнегреческого мифа «Творение»

Учебник,
с. 145, выразительное чтение.

Р. т. с. 18 № 4, с. 19 № 2

43

Слушание и работа с детскими книгами. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И» Обобщение по разделу «Мифы народов мира»

1

Чтение и анализ нового произведения

Урок-отчет

Китайский миф. Герой, его характер, поступки

Миф, герои мифов, особенности мифов. Книги с мифами народов мира

Уметь понимать основной смысл содержания текста, анализировать произведение

Знать мифы народов мира.

Уметь работать самостоятельно в рабочих тетрадях

Тематический. Проверочная работа

Книги с мифами народов мира

Учебная хрестоматия, с.  53, выразительное чтение.

Р. т. с. 20 № 2 Пересказ понравившегося мифа

44

Книги Древней Руси.

Отрывок из «Повести временных лет», «О князе Владимире», «Деятельность Ярослава» (похвала книгам)

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема произведения. Герой-персонаж, его поступки, характер

Знать о житие как жанре древнерусской литературы. Уметь понимать основное содержание текста

Текущий. Пересказ

Первые книги древней Руси – памятники культуры. Словарь древнерусских слов

Учебник,

с. 149, выразитель-

ное чтение, ответы на вопросы № 4,

с. 29 № 3, с. 30.

Р. т. с. 23 № 3

45

Отрывок из «Повести временных лет», «Поучение Владимира Мономаха»

1

Чтение и анализ нового

произведения

Поучение – жанр древнерусской литературы.

Выборочное чтение

Уметь понимать основное содержание текста.

Знать героя произведения и уметь оценивать его поступки

Текущий.

Выразительное чтение

Сравнение «Поучений Владимира Мономаха»

и «наставлений Ярослава Мудрого»

Учебник,
с. 154, выразительное чтение, ответы

 на

вопросы с. 31.

Р. т. с. 26 № 2

 (по желанию)

46

Отрывок из «Повести временных лет», «Наставления Ярослава Мудрого»

1

Чтение и анализ нового

произведения

Поучение – жанр древнерусской литературы.

Выборочное чтение

Уметь понимать основное содержание текста.

Знать героя произведения и уметь оценивать его поступки

Текущий.

Выразительное чтение

Сравнение «Поучений Владимира Мономаха»

и «наставлений Ярослава Мудрого»

Хрестоматия с. 65, выразительное чтение, ответы

 на

вопросы с. 31.

Р. т. с. 26 № 2

 (по желанию)

47

Отрывок из «Повести временных лет», «Вещий  Олег»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема произведения. Герой-персонаж, его поступки, характер

Знать о житие как жанре древнерусской литературы. Уметь понимать основное содержание текста

Текущий. Пересказ

Первые книги древней Руси – памятники культуры. Словарь древнерусских слов

Хрестоматия с. 66

48

Отрывок из «Повести временных лет», «Повесть о Константине и Мефодии»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема произведения. Герой-персонаж, его поступки, характер

Знать о житие как жанре древнерусской литературы. Уметь понимать основное содержание текста

Текущий. Пересказ

Первые книги древней Руси – памятники культуры. Словарь древнерусских слов

Хрестоматия с. 69

49

Слушание и работа с детскими книгами. Обобщающий урок по теме «Книги Древней Руси»

1

Урок-отчет

Жанры древнерусской литературы – житие, поучение. Герои произведений

Уметь высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, работать самостоятельно в тетрадях и с книгами дополнительного чтения

Тематический. Проверочная работа

50

Проверь себя. «Страничка книгочея»

1

Итоговое обобщение изученного в I полугодии

Итоговый. Урок-конкурс «Книгочей класса»

III четверть

51

Произведения
Л. Н. Толстого

Слушание рассказа Л. Н. Толстого

«Акула»

1

Слушание и

анализ нового произведения

Главная мысль. Герои, их

характеры, поступки, сюжет

Уметь понимать основное

содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев

Текущий.

Пересказ

Книги-

справочники

Учебник с. 4, ч. 2

Р. т. с. 7 № 3

52

53

Быль Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

2

Чтение и анализ нового произведения

Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет

Уметь работать по содержанию, составлять сюжетно-композиционный треугольник, определять главную мысль, позицию автора; высказывать свою точку зрения о героях и произведении

Понятие быль (рас-сказ о реальных событиях)

Хрестоматия с. 3:

1) читать 1–3 части;

2) читать 2–6 части;

3) рассказ о героях по выбору

54

Повторение произведений Л. Н. Толстого.  Сказка «Два брата»

1

Комбинированный урок

Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль)

Знать и уметь называть произведения Л. Н. Толстого

Справочный материал о писателе

Учебник с. 7

55

Басня Л. Н. Толстой «Мужик и Водяной»

1

Комбинированный урок

Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль)

Знать и уметь называть произведения Л. Н. Толстого

Справочный материал о писателе

Учебник с. 11, р. т.

56

Рассказы Л. Н. Толстого «Черепаха», «Русак»

1

Комбинированный урок

Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль)

Знать и уметь называть произведения Л. Н. Толстого

Справочный материал о писателе

Учебник с.13, р. т.

57

Проверь себя. Работа с книгами

1

Проверочный

58

Стихи

А. А. Блока.

Стихи о Родине.
А. А. Блок «Россия»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема, тон, темп, ритм

Уметь определять тему, комментировать заглавие, определять тон, темп,

ритм; выразительно читать

Олицетворение

Учебник,
с. 23, выразительное чтение наизусть

59

А. А. Блок «Рождество»

1

Чтение и анализ нового произведения

Заголовок. Позиция поэта. Интонационный рисунок

Уметь комментировать заголовок, определять позицию поэта, выразительно читать наизусть или с листа

Текущий. Выразительное чтение

Учебник,
с. 25, выразительное чтение или наизусть (по выбору)

60

Стихи К. Д. Бальмонта

Стихи о Родине, о природе. К. Д. Бальмонт «Россия»,
«К зиме»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема стихов. Рифма, строка, строфа, эпитет

Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть

Сравнение стихов

А. А. Блока и К. Д. Бальмонта

Учебник,
с. 28, выразительное чтение наизусть (по выбору)

61

Стихи о природе К. Д. Бальмонта «Снежинка», «Камыши»

1

Чтение и анализ нового произведения

Эпитеты, сравнение, олицетворение

Уметь выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, логические ударения

Текущий. Выразительное чтение

Метафора, художественный прием

Учебник,
с. 31, наизусть по выбору

62

Сказочные стихи К. Д. Бальмонта «У чудищ», «Как я пишу стихи» Слушание и работа с детскими книгами. К. Д. Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка»

1

Чтение и анализ нового произведения Слушание и работа с детскими книгами

Сказочные стихи Книги стихов русских поэтов

Уметь выразительно читать стихи, определять позицию автора Уметь понимать основное содержание текста

Текущий. Выразительное чтение

Особенность сказочных стихов

Учебник, с 33, выразительное чтение наизусть (по выбору) Учебная хрестоматия,
с. 213–216, выразительное чтение.

Р. т. с. 23 № 3

63

Произведения

В. В. Вересаева, А.И.Куприна

В. В. Вересаева «Легенда»

1

Чтение и анализ

нового произведения

Предание. Легенда, сказание

Уметь понимать основное содержание текста, сравнивать легенды

Хрестоматия с. 87 выразительное чтение.

Р. т. с. 23 № 3

64

В. В. Вересаева «Звезда». Восточная сказка

1

Чтение и анализ нового произведения

Повторы, устойчивые эпитеты, описания героев

Уметь выделять повторы, устойчивые эпитеты, описания героев

Текущий. Выразительное чтение

Хрестоматия с. 88

1) ответы на вопросы;

2) пересказ одного эпизода

65

А. И. Куприн «Скворцы»

1

Чтение и анализ нового произведения

Повторы, устойчивые эпитеты, описания героев

Уметь выделять повторы, устойчивые эпитеты, описания героев

Текущий. Выразительное чтение

Учебник с. 35, р. т.

66

Слушание и работа с детской книгой. Легенда А. И. Куприна «Четверо нищих»

1

Слушание и работа с детской книгой

Легенды русских писателей. Произведения фольклора

Уметь понимать основное содержание текста

Текущие. Пересказ эпизода

Аннотация книги.

Учебная хрестоматия,
с. 202–207, выразительное чтение

67

Стихи
И. А. Бунина.

И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Шире, грудь, распахнись для принятия…», «Детство»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема, интонационный рисунок. Темп, тон, ритм

Уметь определять тему, интонационный рисунок стихотворений, тон, темп, ритм

Сравнение стихотворений. Библиографические сведения о Бунине

Учебник,
с. 47

1) выразительное чтение;

2) наизусть одно стихотворение по выбору

68

И. А. Бунин «Листопад»

1

Чтение и анализ нового произведения

Эпитет, сравнение, олицетворение, рифма

Уметь выразительно читать стихотворение, находить эпитеты, сравнения, олицетворения

Текущий. Чтение наизусть

Учебник,
с. 51, выучить наизусть отрывок

69

Слушание и работа с детскими книгами стихов русских

поэтов.

Проверь себя. «Страничка книгочея»

1

Слушание и работа с детскими книгами

Обобщающий урок

Уметь слушать стихотворения, выделять их главную мысль

Тематический. Самостоятельная работа

Сравнение стихотворений. Очерк

Учебная хрестоматия,
выразительное чтение.

Р. т. с. 29 № 2

70

Произведения
С. Я. Маршака.

С. Я. Маршак «Словарь», «Загадки», «Зеленая застава»

1

Чтение и анализ нового произведения

Жанры произведений С. Я. Маршака: загадка, стихи, сказки

Знать жанры произведений С. Я. Маршака.

Уметь работать со стихотворением

Тематический. Самостоятельное составление словаря

Учебник с. 56 хрестоматия, с. 140, выразительное чтение

71

72

С. Я. Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» (отдельные картины)

2

Чтение и анализ нового произведения

Пьеса-сказка, диалог, действующие лица

Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины

Текущий. Инсценирование сказки

Картина, реплика, ремарка

Учебник,
с. 57, выразительное чтение; с. 75–86, чтение по ролям

73

С. Я. Маршак – переводчик.

Р. Бернс «В горах мое сердце…»

Слушание и работа с детскими книгами. С. Я. Маршак

1

Чтение и анализ нового произведения

Слушание и работа с детскими книгами

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради

Знать книги С. Я. Маршака. Уметь узнавать произведения Маршака

Тематический. Чтение наизусть

Справка об авторе (работа со справочной литературой)

Творческая работа «Остров Буян»

Учебник, с. 86, наизусть (по желанию)

74

С. Я. Маршак пьеса-сказка «Сказка про козла»

1

Чтение и анализ нового произведения

Слушание и работа с детскими книгами

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради

Знать книги С. Я. Маршака. Уметь узнавать произведения Маршака

Тематический. Чтение наизусть

Справка об авторе (работа со справочной литературой)

Творческая работа «Остров Буян»

Хрестоматия с. 152

75

Произведения
А. П. Платонова.

А. П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок»

1

Чтение и анализ нового произведения

Понятие жанр в жанре. Описания картин природы, портрет героя

Уметь выделять описания картин природы, внешнего вида героя (портрет) и отношения человека к природе и природы к человеку

Хрестоматия с. 187 выразительное чтение отрывка

76

77

Слушание и работа с детскими книгами. А. Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья»

2

Слушание и работа с детскими книгами

Сказка-быль

Уметь рассматривать книги, слушать сказки

Текущий. Выразительное чтение

Хрестоматия с. 171

78

Проверь себя. «Страничка книгочея». Детские журналы и газеты

1

Обобщающий урок

Стихи, рассказы и сказки современных писателей на страницах детских газет и журналов

Тематический. Проверочная работа

79

Стихи
Н. А. Заболоцкого.

Н. А. Заболоцкий «Детство»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема, главная мысль, сравнения. Рифма

Уметь выразительно читать стихи

Текущий. Выразительное чтение

Сравнение стихотворений Н. А. Заболоцкого «Детство» и И. Сурикова «Детство»

Учебник,
с. 88, выразительное чтение

80

Н. А. Заболоцкий «Весна в лесу», «Лебедь в зоопарке»

1

Чтение и анализ нового произведения

Жанр. Тема, главная мысль. Выразительное чтение: паузы, логические ударения

Уметь выразительно читать стихотворения, определять главную мысль произведения

Сравнение стихотворений, строф, тем

Учебник,
с. 90, хрестоматия с. 193 выучить наизусть (по желанию)

81

Стихи
Н. М. Рубцова.

Стихи о родной природе. Н. М. Рубцов «Березы»

1

Чтение и анализ нового произведения

Строфы, рифма, описание березы. Выразительное чтение: определение тона, темпа

Уметь анализировать стихотворение, читать выразительно, определять точку зрения автора

Учебник,
с. 92, выразительное чтение наизусть (по желанию)

82

Стихи о Родине.
Н. М. Рубцов. «Тихая моя Родина»

1

Чтение и анализ нового произведения

Главная мысль. Эпитеты, сравнения

Уметь определять главную мысль, описание картин, выделять эпитеты, сравнения

Текущий. Выразительное чтение

Сравнение стихотворений Н. М. Рубцова и И. Никитина «Русь»

Учебник,
с. 93, выразительно читать.

Р. т. с. 48 № 3 (по желанию)

83

Стихи о животных. Н. М. Рубцов «Ласточка»

Проверь себя. «Страничка книгочея»

1

Чтение и анализ нового

произведения

Обобщающий урок

Основная мысль

Уметь определять главную мысль стихотворения,

выразительно читать

Текущий.

Выразительное чтение

Тематический. Проверочная работа

Сравнение стихотворения

Н. Рубцова «Ласточка» и рассказа И. С. Тургенева «Перепелка»

(3 кл)

Хрестоматия с. 211выразительное

чтение.

Р. т. с. 48 № 3 (по желанию)

IV четверть

84

Произведения
С. В. Михалкова.

Стихи С. В. Михалкова «Школа», «Хижина дяди Тома»

1

Чтение и анализ нового произведения

Рифма, строфа. Тема произведения, главная мысль текста

Уметь выразительно читать стихотворения

Знакомство с книгой
Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

Учебник,
с. 96, выучить наизусть одно стихотворение по выбору

85

Басни С. В. Михалкова «Любитель книг», «Чужая беда», «Зеркало»

1

Чтение и анализ нового произведения

Понятия басня, вступление, рассказ(развитие действий), мораль, олицетворение

Знать понятие басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение.Уметь читать басни, находить и комментировать части текста

Текущий. Чтение наизусть

Сравнение басен

И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна» и С. Михалкова «Зеркало»

Учебник,
с. 101, хрестоматия с. 214 выучить одну басню наизусть по выбору

86

Слушание и работа с детскими книгами С. В. Михалкова. Рассказ «Чужая беда», сказка «Как бы жили мы без книг?»

1

Слушание и работа с детскими книгами

Тема и жанр произведений. Основное содержание текста

Уметь слушать, работать с книгами для дополнительного чтения

Текущий. Самостоятельная работа

Сравнение сказки Михалкова с русской народной сказкой «Как старик корову продавал»

Хрестоматия с. 216

Р. т. с. 57

87

Юмористические произведения.

Юмористические рассказы о детях и для детей. Н. Н. Носов «Федина задача»

1

Чтение и анализ нового произведения

Диалог. Герой-персонаж, его характер, поступки

Знать понятия юмор, ирония. Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора. Выразительно читать диалог

Учебник,
с. 104.

Р. т. с. 51 № 2, 3 (по выбору)

88

Юмористические рассказы о детях и для детей. И. Л. Гамазкова «Страдания»

1

Чтение и анализ нового произведения

Диалог. Герой-персонаж, его характер, поступки

Знать понятия юмор, ирония. Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора. Выразительно читать диалог

Учебник с. 108, р. т.

89

Очерки.

Очерки о Родине. И. С. Соколов-Микитов «Родина»,

М. А. Шолохов «Любимая Мать-Отчизна»,

1

Чтение и анализ нового

произведения

Тема произведения и авторская позиция

Уметь определять тему произведения и авторскую

позицию

Понятия очерк, герой очерка, тема

очерка

Учебник,
с. 110, хрестоматия с. 252выразительное

чтение, ответ на вопрос.

Р. т. с. 59 № 3

90

Н. Шер «Картины сказки».

Ю. Яковлев «Право на жизнь»

1

Чтение и анализ нового произведения

Основное содержание текста

Уметь понимать основное содержание текста

Текущий. Выразительное чтение

Особенности очерка (герой, описание, выражение точки зрения)

Учебник.
с. 114, хрестоматия с. 253 выразительное чтение.

Р. т. с. 60 № 3, 6 (по желанию)

91

Слушание и работа с книгами. Очерк Р. Сефа «О стихах Джона Чиарди». Детские газеты и журналы

1

Слушание и работа с книгами

Основное содержание текста

Уметь понимать основное содержание текста

Тематический. Творческая работа.

Очерк «Мой любимый писатель»

Р. т. с. 62
№ 1–2

92

Проверь себя. «Страничка книгочея»

1

Обобщающий урок

Основное содержание изученных произведений

Знать авторов книг, их произведения, жанры текстов. Основное содержание

Тематический.

Самостоятельная работа

93

Путешествия, приключения,

фантастика.

Н. П. Вагнер «Береза», «Фея фантаста»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема произведения, основная мысль, эпитеты, сравнения

Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения

Сравнение сказки Х. К. Андерсена «Ель» и Н. П. Вагнера «Береза»

Учебник,
с. 120, выразительное чтение одног эпизода.

Учебник,
с. 150–155, выразительное чтение.

Р. т. с. 69 № 2 (по желанию)

94

95

Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

2

Чтение и анализ нового

произведения

Основное содержание текста. Образ Гулливера (внешний вид, отношение к другим людям)

Знать книгу автора и его героя. Уметь анализировать

произведение

Учебник,
с. 136,

читать.

Учебник,
с. 146,

Читать,

отвечать на вопросы.

Учебник,

с. 144 № 6 (по выбору)

96

Слушание и работа с книгами о путешественниках. Чтение глав из книги «Гулливер в стране великанов». Очерк В. Рыбникова «О книге Д. Свифта»

1

Слушание и работа с детскими книгами

Основное содержание текста

Уметь понимать основное содержание текста. Работать с книгами для дополнительного чтения

Р. т. с. 66 № 2 (по желанию)

97

Н. П. Найленова «Мой друг»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема произведения, основная мысль, эпитеты, сравнения

Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения

Учебник с. 156

98

Слушание и работа с детскими книгами. Слушание сказки Н. П. Вагнера «Сказка». Самостоятельное чтение сказки Н. П. Вагнера «Руф иРуфина»

1

Слушание и работа с детскими книгами

Основное содержание текста. Тема произведения. Основная мысль

Знать книги
Н. П. Вагнера уметь понимать основное содержание текста, слушать и работать с книгами для дополнительного чтения

Текущий. Выразительное чтение

Сравнение сказки Ц. Топелиуса «Зимняя сказка» и сказки Н. П. Вагнера «Руф иРуфина»

Р. т. с. 71 № 3, с. 73 № 4 (по выбору)

99

В. В. Вересаев «Легенда»

1

Слушание и работа с детскими книгами

Основное содержание текста. Тема произведения. Основная мысль

Знать и понимать основное содержание текста, слушать и работать с книгами для дополнительного чтения

Текущий. Выразительное чтение

Хрестоматия с. 87

100

 «Страничка книгочея»

Библиотечный урок «В мире книг».
Летнее чтение

1

Контрольный урок

Знать книги и произведения писателей из круга чтения
(1–4 кл.)

Итоговый. Конкурс «Книгочей класса»

Задание на лето. Список литературы

101

Проверь себя.

1

Контрольный урок

102

Урок-отчет

1

Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению
в 4 классе

«Летописи. Былины. Жития»

Вариант 1                          

 Фамилия________________________

А 1. Когда сведения о важных событиях стали записывать в летописях?

многие тысячи лет назад

Когда появилось устное народное творчество

с появлением письменности

когда стали печатать первые книги

А 2. Почему Олег не принял вино от греков?

Оно прокисло

Он не пил вина

Оно было разбавлено

Оно было отравлено

А 3. Что означает слово ПАВОЛОКИ?

Драгоценности, наряды

Шелковые ткани, покрывала

Деньги Древней Руси

Еда, кушанье

 В 1. Как называется русская народная эпическая песня - сказание о богатырях?

Сказка                                                               3. Быль

Летопись                                                           4. Былина

В 2. Какое имя получил Сергий Радонежский в крещении?

Кирилл                                                          3. Сергий

Стефан                                                          4. Варфоломей

С 1. Почему обнищал отец Варфоломея, обладавший большим имением в Ростовской области?

Из-за частых хождений с князем в Орду

Из-за частых набегов татар на Русь

Из-за многих даней тяжких и сборов ордынских

Из-за переезда с родной земли

                                      ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ

Вариант 2

А 1. Сколько кораблей было у Олега

 Тысяча

Две тысячи

Три тысячи

Четыре тысячи  

А 2. Что означает слово УЗОРОЧЬЕ?

Драгоценности, наряды

Шелковые ткани, покрывала

Старинные монеты

Еда, кушанья

А 3. Сколько княжил Олег?

Двадцать лет

Тридцать лет

Тридцать три года

Тридцать два года

 В 1. Кто такой богатырь?

Богатый человек                                               3. Защитник Родины

Могучий человек                                              4. Воин, обладающий необычной силой

В 2. Что делал Варфоломей, когда встретил старца святого?

Гулял по лесу                                                 3. Искал скот

Пастушил                                                         4.  Играл с детьми

С 1. Почему родители не давали благословения  Варфоломею начать иноческую жизнь?

Хотели, чтобы сын ухаживал за ними и похоронил

Не хотели, чтобы он вёл такую жизнь

Сыновья Стефан и Пётр женились и думали, как угодить жёнам, а не родителям

Боялись жить одни

ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ    

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ

      Задания уровня А оцениваются 1 баллом, уровня В – 2 баллами, уровня С – 3 баллами ( в заданиях этого уровня может быть как один, так и несколько верных ответов).

Работа не содержит ошибок – оценка «5»;

выполнено не менее 75% объёма работы – оценка «4»;

не менее 50% объёма работы – оценка «3»;

менее 50% объёма работы – оценка «2».

КЛЮЧИ К ТЕСТАМ

ТЕСТА

ВАРИАНТ

А 1

А2

А3

В1

В2

В3

С1

1

1

3

4

2

4

4

-

1,2,3

2

2

1

3

4

3

-

1,3

         Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению

                         

       Структура тестов в контрольно-измерительных материалах соответствует структуре аналогичных материалов ЕГЭ, что позволяет начинать подготовку к подобному контролю с 3 класса. Форма проверки: самоконтроль, взаимоконтроль, текущий и итоговый контроль. Данные работы позволяют:

быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся;

объективно оценить результаты работы;

повторить пройденный материал;

углубить и систематизировать знания учащихся.

      На выполнение работы отводится 10-15 минут. При выставлении отметки следует ориентироваться на следующую шкалу:

«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;

«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;

«5» - если работа не содержит ошибок.

      Задания уровня сложности А следует оценить 1 баллом, задания уровня В – 2 баллами, уровня С – 3 баллами ( задания этого уровня предполагают возможность нескольких верных вариантов ответа).

Тест №1.  Зелёные страницы литературы

(В.И. Белов, И.С. Соколов-Микитов, М.М.Пришвин, В.В.Бианки)

А1. Узнай произведение по ключевым словам.

Мать, солнце, природа, Родина.

О  1) «Мышонок Пик»

О  2) «Листопадничек»

О  3) «Моя Родина»

О  4) «Малька провинилась»

А2. Зачем маленький зайчонок убежал из родного гнезда?

О  1) Чтобы искать журавлиные тёплые страны.

О  2) Чтобы найти другую семью.

О  3) Чтобы не замёрзнуть зимой на болоте.

О  4) Чтобы найти жилище бобров.

А3. Кого не слышал зимой около хатки Листопадничек?

О  1) хитрую лисицу

О  2) сердитого медведя

О  3) злую рысь

О  4) жадную росомаху

В1. Куда делась лава?

О  1) Брёвна утонули.

О  2) Брёвна подняло водой и унесло.

О  3) Брёвна убрали местные жители.

О  4) Брёвна сломались.

В2. Кто вытащил Мальку из воды?

О  1) Федя

О  2) автор

О  3) Лидия

О  4) она выбралась сама

С1. Как, ругаясь, Лидия называла Мальку?

О  1) кривоногая

О  2) шельма

О  3) батявка

О  4) бесстыдница

Тест №2.

(В.И. Белов, И.С. Соколов-Микитов, М.М.Пришвин, В.В.Бианки)

А1. Кому принадлежат слова?

…А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

О  1)  В.И. Белову

О  2)  И.С. Соколову-Микитову

О  3)  М.М. Пришвину

О  4)  В.В.Бианки

А2. Что означает слово листопаднички?

О  1)  Это когда падают листья.

О  2)  Когда с деревьев падают золотые листья.

О  3)  Это птицы, которые улетают на юг.

О  4)  Так охотники называют осенних зайчат.

А3. О какой еде мечтал Листопадничек в бобровой хатке?

О  1)  о хрустящей капусте

О  2)  о сладкой репке

О  3)  о сладкой морковке

О  4)  о сочной свёкле

В1. В чём беспомощно барахтались два крохотных новорождённых кутёнка?

О  1)  в старой корзинке

О  2)  в старой шапке-ушанке

О  3)  в старом корыте

О  4)  в старом полушубке

В2. Что такое лава?

О  1)  лавина

О  2)  маленький мостик

О  3)  два стёсанных бревна, перекинутые с одного берега на другой

О  4)  дорога по льду

С1. О чём часто вспоминал Листопадничек зимой?

О  1) о своих братьях и сёстрах

О  2) о тёплом гнезде

О  3) о своём лесе

О  4) о старой матери-зайчихе

Тест №3.

(В.Л. Дуров, В.П. Астафьев, В.Ю. Драгунский)

А1. Какой рассказ написал В.Ю. Драгунский?

О  1) «Про обезьянку»

О  2) «Капалуха»

О  3) «Он живой и светится»

О  4) «Наша Жучка»

А2. Как решили оставить Яшку на ночь?

О  1) привязать за жилет к кровати

О  2) привязать к ножке стола

О  3) привязать к лестнице

О  4) решили не привязывать

А3. Как ребята решили избавиться от Жучки?

О  1) увезти из города

О  2) утопить

О  3) камнем забить

О  4) повесить

В1. Из какого произведения приведённые строки?

Вот с тех пор я и полюбил животных. А потом, когда вырос, стал воспитывать зверей и учить их, то есть дрессировать.

О  1) Б.С. Житков «Про обезьянку»

О  2) В.Л. Дуров «Наша Жучка»

О  3) В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»

О  4) В.П. Астафьев «Капалуха»

В2. Что такое космы?

О  1) лапы ели

О  2) сухие сучья, деревья, упавшие на землю

О  3) взлохмаченные пряди волос

О  4) космическое тело

С1. Отгадайте загадку. В каком произведении есть ответ на неё?

            То погаснет, то зажжётся

            Ночью в роще огонёк.

            Угадай, как он зовётся?

            Золотистый …

О  1) В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»

О  2) В.П. Астафьев «Капалуха»

О  3) Б.С. Житков «Про обезьянку»

О  4)В.Л. Дуров «Наша Жучка»

Тест №4.

(В.Л. Дуров, В.П. Астафьев, В.Ю. Драгунский)

А1. Какой из рассказов написал В.П. Астафьев?

О  1) «Он живой и светится»

О  2) «Наша Жучка»

О  3) «Капалуха»

О  4) «Про обезьянку»

А2. Чего Яшка не делал, когда хотел понравиться?

О  1) становился очень ласковым

О  2) лез целоваться

О  3) залезал на плечи

О  4) начинал в голове искать

А3. От чего у Жучки на боку и на спине облезла шерсть и даже кожа?

О  1) она попала в огонь

О  2) её побили горящей палкой

О  3) на неё плеснули кипятком

О  4) она сильно обморозилась

В1. Из какого произведения приведённые строки?

Только я их учил не палкой, а лаской, и они меня тоже любили и слушались.

О  1) В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»

О  2) В.Л. Дуров «Наша Жучка»

О  3) В.П. Астафьев «Капалуха»

О  4) Б.С. Житков «Про обезьянку»

В2. Капалуха – это кто?

О  1) ворона

О  2) сорока

О  3) глухарка

О  4)куница

С1. Какие признаки наступления вечера есть в рассказе В.Ю. Драгунского?

О  1) Вот уже стали зажигаться в окнах огоньки.

О  2) Радио заиграло музыку.

О  3) В небе мерцали звёзды.

О  4)В небе задвигались тёмные облака.

Учебно - метадическое обеспечение предмета 

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Печатные пособия

Демонстрационный материал:

- портреты писателей,

- таблицы для артикуляционной гимнастики,

- карточки с заданиями.

Демонстрационные пособия:

- таблицы демонстрационные «Литературное чтение 4 класс».

Электронные ресурсы:

 иллюстрированная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»;

Интернет-сайты:

– wwwsolnet. ru;

– www festival. ru;

– www kulichiki.ru;

- viki rdf.ru

Список литературы:

Ефросинина Л.А. «Литературное чтение» 4 класс

Ефросинина Л.А. «Рабочая тетрадь по литературному чтению» 4 класс

Ефросинина Л.А. «Методическое пособие по литературному чтению в 4 классе».

Кутявина С.В , Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение:         4 класс - М.:  ВАКО, 2011.