открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Морфемы"
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 «Б» классе
по теме: "Морфемы"
Цели урока:
- Воспитывать бережное отношение к слову; воспитывать патриота своей страны; способствовать сплочению классного коллектива;
- Развивать логическое мышление, внимание, обогащать активный словарь, развивать интерес к родному языку;
- Развивать и углублять понятия о морфемах; развивать коммуникативную, лингвистическую и языковую компетенции;
- Создать атмосферу успешности каждому ученику, благоприятный психологический климат и предупреждать утомляемость детей.
Средства обучения:
Русский язык: 2 класс. Учебник ч.1./ Под ред. С.В.Иванова - М: Вентана-Граф,2010г.;
Мультимедийная презентация к уроку;
Словари.
Тип урока: комбинированный урок по закреплению и систематизации знаний.
Форма проведения: творческая игра
Ход урока:
Орг. момент
Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем творческую игру по русскому языку. Ее цель — выявить знатоков этой темы, а так же посмотреть, что еще плохо усвоено, над чем нам нужно поработать.
Актуализация знаний учащихся
Пусть напутствием для вас станет замечательное стихотворение Острового «Первородство».
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны...
И когда я слышу:
— Извини меня!
Это значит:
Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня,
Свое пространство, свои рубежи,
И когда я слышу:
Обереги меня!
Это значит:
Берегами меня окружи.
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
Когда я слышу:
Защити меня!
Это значит:
Укрой меня за щитом!
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть —
Слово тебе сотворит добро.
Последние строки стихотворения будут девизом нашего урока.
Создание проблемной ситуации
— Какого цвета курочка Ряба? Почему ее назвали Рябой, а не Чернушкой или Белянкой?
Дети: Курочка Ряба — рябая, пестрая.
А теперь отгадайте загадку:
В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?
Дети: Рябина.
- Почему ее так назвали?
Если дети не объясняют, то учитель показывает им рисунок с гроздью рябины и говорит, что слово рябина, как и Ряба, произошло от славянского слова ряб, что означает «рябой», «пестрый». Ведь сочетание ярко-зеленых мелких резных листьев рябины и оранжево-красных ягод этого деревца вызывает ощущение, что рябит в глазах.
Как вы думаете, какой корень в слове рябина?
Ответы детей.
Одни говорят, что корень ряб, а другие рябин. Кто же прав? Значит, от корня могут образовываться не только новые слова, но даже и новые корни. Суффикс ин так прирос в слове рябина к корню ряб, что получился новый корень рябин. А из него выросли новые слова.
Напишите за минуту родственные слова с этим корнем…
Какие слова вы записали?
Дети: Рябина, рябинка, рябинушка, рябинный, рябиновый.
Ребята, не всегда происхождение слова так ясно и понятно, иногда бывает трудно найти корень в слове. Ведь одни слова имеют старинное происхождение, другие пришли к нам из иностранных языков. В этом случае на помощь приходят словари. Из них вы можете узнать о происхождении слов.
На уроках русского языка мы с вами уже познакомились со словарями. Какие словари мы уже знаем?
- орфографический – помогает проверить орфограммы в словах;
- толковый – разъясняет значение слов.
А сегодня мы познакомимся еще с одним словарем – словообразовательным.
Учитель показывает детям словообразовательный словарь.
Как вы думаете, для чего служит этот словарь? (для определения того, как образовалось слово, от каких корней, при помощи чего).
Работа с текстом
- Ребята, как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
- А как называлась наша страна в стародавние времена?
Дети: Русь.
- А почему назвали так нашу страну? Вспомните, на уроках литературного чтения мы с вами читали рассказ Романовского «Русь». Найдите, пожалуйста, в тексте, как автор объясняет слово Русь?
«Короткое — в один слог всего! — а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Ученые высказали много соображений, что оно обозначает, и кто из ученых прав, а кто — нет, я не знаю. Да и никто, наверное, не знает. Положа руку на сердце, я считаю, что у слова Русь много значений, как притоков у великой реки.
Русь. Русские. Россия. Россияне.
Русь – это страна, где много рек и озёр, а русский – это человек, живущий у воды…
Есть у слова Русь и ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека.
- Русью мы светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь – спелая…
Русь – светлое место!
Русь – страна света!
Мы с вами должны гордиться, что живём в этой стране.
Теперь запишите в тетрадь слова Русь, Россия и допишите к ним родственные слова.
Ответы детей.
Игра «С какого дерева упали листья?»
Какое явление природы мы наблюдали осенью? (листопад)
Налетел ветер. С двух деревьев он сорвал все листья и разбросал их по поляне. Угадайте, с какого дерева, какие листья упали.
Не забудьте, что у слов, написанных на листьях, такие же корни, как у деревьев. Но сначала давайте разделимся на два варианта. Первый вариант собирает листочки с первого дерева, а второй — со второго.
Проверка:
I вариант — водичка, подводный, водянистый, водяной.
II вариант — водитель, поводок, провод, перевод.
Какой корень в этих словах? Если корень одинаковый, почему вы записали их в разные группы? (слова имеют разное лексическое значение: вода и водить)
- Ребята, один листик приземлился на мой стол. Что же на нем написано? Прочитайте.
Дети: Водопровод.
- С какого дерева этот листик?
Дети: Он может быть и с первого, и со второго дерева.
Дети доказывают свои версии.
6. Конкурс «Кто больше?»
- Из одного корня вырастают кусты и даже целые заросли слов. Вы знакомы с корнем да: дал, продает, отдано. От этого корня можно образовать множество слов, по подсчетам ученых, около 280. А сейчас вы постараетесь за минуту написать как можно больше родственных слов с корнем... А вот с каким корнем, вы узнаете, отгадав загадку:
Лежал, лежал,
А весной в реку побежал.
Дети: Снег.
- Внимание! Начали писать! Выделите корень.
Дети пишут.
- Прочитайте свои слова.
Дети читают.
- Что вы заметили?
Дети: Чередование букв г—ж.
Физминутка
Под песню В.Высотского «Зарядка» дети выполняют упражнения
Игра с приставками и суффиксами
«Колесо приставок»
Мы с вами вспомнили способы словообразования, а теперь давайте при помощи приставок образуем новые слова от слова бежать. Например: бежать… - прибежать…
Дети говорят слова, называют приставки
Скажите, а эти слова имеют одно и то же значение?
2. Игра с суффиксами
- Ребята, я надела увеличительные очки и вижу не кота, а ...
Дети: Котище.
- Не дом, а ...
Дети: Домище.
- Вы знаете, что суффиксы могут придать словам самые разные смысловые оттенки. Какой суффикс в словах котище, домище? На что он указывает?
Дети: Суффикс ищ. Он показывает на то, что предмет очень большой.
Мы увеличили размеры предмета, а теперь давайте его уменьшим:
Был дом, а стал… домик, был кот, а стал… котик
При помощи какого суффикса мы сделали предмет маленьким, приласкали его? (-ик-)
А теперь в тетради запишите слово нос и при помощи суффиксов увеличьте и уменьшите его.
(1 – у доски)
Дети называют получившиеся слова и суффиксы, при помощи которых они образовали слова.
Рефлексия (работа по карточкам)
Задание даётся детям по группам:
1 группа – низкий уровень обученности
2 группа – средний уровень обученности
3 группа – высокий уровень обученности
Карточка № 1
Выдели суффиксы в словах:
Каменщик, переводчик, грузчик, печник, школьник, радист, пианист, испытатель, писатель, учитель, спасатель.
Карточка № 2
С помощью суффиксов –н-, -ов- образуй имена прилагательные и раскрой скобки:
(мороз) день, (клён) лист, (камень) дом, (берёза) сок, (сад) цветок, (вечер) звон, (малина) сироп.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №3
Суффиксы | Значения суффиксов | Примеры |
-анин-, -янин-, -ан-, -ян- | Житель какой-либо страны, города, края | ? |
-ушк-, -юшк-, -к-, -ок-, -ёк-, -чик-, -еньк- | Уменьшительно – ласкательное | ? |
? | Профессия или род занятий | Футболист, переводчик, дворник, строитель, писатель |
-евн-, -евич-, -иничн-, -овн-, -ович- | ? | Алексеевна, Алексеевич, Кузьмич, Кузьминична, Владимировна, Владимирович |
На выполнение работы детям дается 3-5 минут. Затем проводится проверка.
Инсценировка сказки «Кто главнее и важнее?»
Учитель. Послушайте сказку.
«Живут на свете удивительные морфемы. Имя у них тоже удивительное и загадочное — суффиксы. Иногда они звенят, как колокольчики: опък, енък, знь. Иногда словно стучат каблучками: ек, ик, ник, ник. Иногда поют, как птички: чив, лив, чив, лив\ А бывает, будто просят о чем-то: н..., льн... Суффиксы и приставки поначалу очень дружили и никогда не ссорились. Они много времени проводили вместе. Но однажды они поспорили о том, кто из них лучше помогает корню выражать значение слова.
Приставка. Ну как вы не понимаете?! Возьмем слово выиграть, это совсем не то, что проиграть! А написать самой — это вам не списать у кого-нибудь. И все это благодаря нам, приставкам! Ну что, нужны после этого еще какие- нибудь слова?
Суффикс. Конечно, нужны, и очень много! (Суффикс выступает вперед.) Мы привели сюда целую семью слов: лесок, лесовик, лесник.
Смотрите, как могущественны в этих словах мы, суффиксы! Захотим — и деревьев станет меньше. А вот уже и нет никаких деревьев, зато вот оно — сказочное существо, доброе, волшебное! А вот и человек, который охраняет лес. И все эти превращения совершили мы, суффиксы.
Приставка. Зато если хотят сказать про что-нибудь, что оно очень- очень, ну просто очень-преочень, то на помощь приходим мы, приставки. И тогда говорят прекрасный, прелестный, и вообще: не хорошенький, а прехорошенький, не огромный, а преогромный! Так что да здравствуем мы, приставки!
Суффикс. А зато суффиксами можно приласкать! И сказать не мама, а мамочка, не Оля, а Оленька!
Учитель. Спорили приставки и суффиксы, спорили — чуть не подрались! Спасибо вовремя корень вмешался — встал между ними.
Корень. Что вы тут расшумелись? Вы попробуйте хоть вместе, хоть порознь что-нибудь без меня, без корня, сказать!
Учитель. Приставки и суффиксы пробовали-пробовали, старались-старались, и так и эдак — ничего у них не вышло.
С тех пор корень как главный в слове решил так.
Корень. За то, что вы раздор учинили, никогда больше друг друга не увидите, друг до дружки не дотронетесь, а будете стоять от меня по разные стороны: вы, приставки, — слева, а вы, суффиксы, — справа. И станете вы во веки веков меня охранять и мне помогать. А за службу вашу верную я подарю вам дома-терема, и, чтобы вас никто не путал, крыши на них будут разные. У приставок — вот такие: (одевает знак приставки), а у суффиксов — совсем другие: (одевает знак суффикса). А себе я выберу крышу самую красивую, на месяц в небе похожую. Вот такую: (одевает себе знак корня).
Учитель. Тут всем спорам конец пришел. Да и некогда: слов на свете много, работы всем морфемам хватает.
В корне — смысл, но не весь. Главный, но не полный.
Потому приставка есть — Смысл она дополнит. —
Рад я в этом ей помочь, ( После корня встать не прочь!
Ну и что ж, что после корня, — Все равно я всех проворней!
А о какой морфеме ни слова не было сказано в сказке?
Дети. Об окончании,
Учитель. А вот спешит к нам и окончание.
И на род укажу, И про время скажу,
И слова все свяжу, хоть и временно.
Ведь недаром всю жизнь
Беззаветно служу
Я родному морфемному племени!
— Вот и сказке конец, а кто слушал...
Дети. Молодец.
Подведение итогов урока
Какие морфемы нам встретились в сказке?
Что такое корень?
Для чего служит приставка? Где она находится?
Для чего служит суффикс? Где он находится?
Для чего служит окончание?
Домашнее задание
Стр 121 Упр 5 – списать, обозначить окончание, корень и суффикс в выделенных словах.
Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всем на свете — и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а интересным и веселым. Всего доброго!