Раздел ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях.
Анкета «Семейный досуг»
1. Количество детей в вашей семье? _____________________________
2. Как часто вы проводите досуг вместе со всей семьей?
1) раз в неделю
2) несколько раз в месяц
3) несколько раз в пол года
4) несколько раз в год
3.Как вы чаще всего проводите совместный досуг?
1) смотрите телевизор
2) проводите время в сети Интернет
3) занимаетесь спортом
4) устраиваете прогулки на природе
5) читаете книги
6) посещаете социокультурные учреждения (театры, музеи, кинотеатры)
7) свой вариант _______________________________________________________________________
4. Есть ли у Вас семейное хобби? (да/нет)_________________
Если да, то какое?
- спорт
- фотография
- вышивание
- выжигание по дереву
- творчество
- свой вариант _____________________________________________________
5. Вы предпочитаете прогуливаться с семьей?
1) в парках
2) за городом
3) в вашем районе
4) не отходя от дома
6. Принимаете ли вы участие в семейных праздниках или конкурсах, организованных образовательными и культурными учреждениями?
1) постоянно
2) иногда
3) хотели бы, но нет возможности/времени
4) хотели бы, но они не организованы
5) не принимаем и не хотим
7.Что является препятствием для посещения досуговых мероприятий совместно всеми членами вашей семьи?
1) недостаток свободного времени
2) разногласия внутри семьи
3) отсутствие заинтересованности в проведении совместного досуга
4) несовместимость предпочтений в сфере культуры и досуга
8. Что бы вы хотели добавить к досугу своей семьи?
_____________________________________________________________________________________
9. Ходите ли вы в семейные туристические походы? (да/нет)___________
Если нет, то почему ___________________________________________________________________
10. Какие достопримечательности, памятники природы, живописные места вашего края вы посоветовали бы посетить пешей туристической группе?
1) _______________________
2) _______________________
3) _______________________
4) _______________________
Благодарю за участие!
Сейчас хотелось бы рассказать о том, как в детском объединении нужно выстраивать работу с родителями. Прежде всего, родители должны быть уверены, что их ребёнку комфортно и интересно на занятиях в дополнительном образовании. Для этого нужно разнообразить их различными формами и методами. На занятиях должна быть частая смена деятельности, т.е. не работать долго над одним и тем же элементом, даже если всё далеко не идеально, лучше вернуться к этому движению позже. В работе ни один ребёнок не должен остаться без внимания. Каждый воспитанник должен ощущать себя значимым, только после этого он будет чувствовать себя комфортно, ему будет интересно на занятиях и родители обязательно об этом узнают.[14]
Очень важно, чтобы родители обратили внимание на то, чем живёт объединение. Для этого нужно обязательно показывать свою работу в концертах, творческих отчётах. Оценка деятельности коллектива другими людьми стимулирует не только желание детей посещать занятия, а так же желание родителей участвовать в жизнедеятельности объединения. Для этого нужно стремиться принимать участие в различных конкурсах.
Я считаю, что немаловажным фактом в плане привлечения внимания к своей деятельности играет социальная активность педагогов, в общественной работе происходит процесс взаимодействия с родителями. Для этого нужно принимать участие в концертах к профессиональным праздникам, там есть возможность поздравить родителей той или иной профессии.[13]
Чтобы поддерживать связь с родителями необходимо предоставлять им своевременную и достоверную информацию о деятельности объединения. Что предпринимать в этом плане?
Регулярно проводить родительские собрания, на которых можно показать свою работу в форме творческого отчёта или просмотра фото и видеоматериала о жизни коллектива.
Всех родителей, которые, так или иначе, сотрудничают с руководителем объединения нужно вовлекать в совместную деятельность через:
организационно - деятельностные занятия: изучив деятельность семей и даже хобби некоторых родителей, мы можем попросить помощь в изготовлении костюма. Так, например мама одной из учениц занимается бисероплетением, она изготовит своими руками кокошники для «Русского хоровода» и красиво украсит плетением из бисера. Папа другой ученицы изготовит для постановки «Разноцветные зонтики» подставку для зонтиков и т. д.[10]
Практическое задание для родителей с целью привлечения к участию в досуговых мероприятиях.
Для того чтобы воспитательная работа была более результативной, необходимо объединение работы педагогов и родителей. А чтобы это произошло, необходимо учитывать особенности работы с родителями. Важно уметь правильно поставить перед собой задачи и цели, наметить планы, которые придется осуществлять вместе с родителями. Необходимо также учитывать разный социальный статус семей воспитанников и их особенности. Главное в работе, это установление доверительных отношений, построенных на доброжелательности и сотрудничестве. Важно заинтересовать их в необходимости тесного сотрудничества и совместными усилиями постараться сделать жизнь ребят более интересной. В первую очередь необходимо самому быть заинтересованным в выстраивании отношений с родителями воспитанников и попытаться убедить их в важности посещения открытых мероприятий в группе. Так как ребята только начали посещать детский сад, вовлекать родителей в образовательную деятельность мы решили через физкультурно-оздоровительную работу, чтобы в последствии они и в домашних условиях продолжали работу по сохранению и укреплению здоровья своих детей.
Важным фактором приобщения родителей воспитанников к активному участию в совместных мероприятиях, является именно нетрадиционная форма их проведения. А мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, необходимо преподнести родителям так, чтобы они и дома захотели применять полученные знания в своей повседневной жизни всей семьей, учитывая все возможности своего ребенка. Это и закаливание организма, и регулярные культурно-гигиенические процедуры, и зарядка, а главное прогулка. Все это ведет к постепенному укреплению здоровья детей, а в дальнейшем к его сохранению. Здоровый образ жизни семьи подтверждается нормативно – правовой документацией законом об Образовании и ФГОС ДО. В законе об Образовании (ст.29) говорится о том, что детский сад должен стать открытой системой, привлекая родителей в любое время к активному участию в воспитательно-образовательный процесс. Это формирует мотивацию родителей к дальнейшему участию в жизни группы, транслируя свой опыт семейного воспитания.
Мы понимаем, что свободная двигательная активность детей, также, как и целенаправленные физические нагрузки оказывают стимулирующее воздействие на организм и могут обеспечить восстановление здоровья, а родители, стремящиеся растить детей здоровыми и сами должны быть активны в этом направлении. Поэтому, когда в начале учебного года некоторые воспитанники стали опаздывать на зарядку, мы решили установить дежурство, и стали приглашать наших родителей по очереди посещать утреннюю гимнастику и даже принимать в ней непосредственное участие. Затем активно стали раздавать родителям памятки с игровыми упражнениями дома с различными предметами. При этом мы постоянно напоминали о пользе утренней гимнастики, о важности соблюдения режима дня, а также о пользе подвижных игр, регулярно приглашая, любящих опаздывать на зарядку, посмотреть с каким удовольствием выполняют дети все упражнения утренней гимнастики в детском саду. Этот метод пришелся кстати, так как опаздывающих на зарядку детей сразу стало меньше. Также привлекли родителей к изготовлению нетрадиционного спортивного инвентаря, чтобы ребята могли и в группе использовать эти спортивные атрибуты для свободных игр. Регулярно для родителей организовывали в группе во второй половине дня открытый показ различных подвижных или народных игр, разученных с детьми в течении недели. Такие мероприятия проводили так, чтобы они способствовали не только укреплению здоровья детей, но и сближало семью эмоционально.
Можно сказать, что в нашей группе сложилась традиция проводить все совместные мероприятия с личным участием детей, чтобы родители имели возможность видеть непосредственно своего ребенка, его возможности и достоинства, именно его положительные качества. Привлекая родителей к тесному сотрудничеству в совместных мероприятиях, мы стараемся повысить их интерес к своим детям, а также донести до сознания родителей важность таких мероприятий для сохранения здоровья детей и их всестороннего развития. Мы добиваемся от родителей активного участия в жизни группы, чтобы наглядно показать, как растут и изменяются их дети, вызываем у них желание лучше узнать своего ребенка и правильно оценить свое взаимоотношение с ним.
Оздоровительные мероприятия в нашей группе – это все, что связано со свободной двигательной активностью ребенка. Поэтому, даже при проведении прогулок, особенно вечером, мы стараемся привлечь наших родителей и к этому процессу. Сначала приглашаем свободных родителей поучаствовать в прогулке вместе с ребятами, чтобы показать, как проходит прогулка на участке детского сада, во что дети играют, за чем наблюдают. Обращаем внимание родителей на то, как они общаются между собой, как делятся игрушками, какую деятельность предпочитают. Сначала родители не серьезно относились к нашей просьбе, считая это неким развлечением, но, когда увидели, что их дети стали более самостоятельны и активны на прогулке, то они и сами стали активными участниками в проведении наших прогулок. Они стали боле открытыми, более разговорчивыми, стали сами предлагать знакомые игры детства, чтобы поиграть вместе с ребятами и приносить игрушки из бросового материала, для всевозможных игр и забав с песком, которые делали всей семьей, привлекая к этому и ребенка, а затем устраивали демонстрационный показ другим ребятам из чего они сделали игрушки и как с ними можно поиграть. К этой деятельности регулярно присоединялись и другие ребята из соседних групп, так им было интересно. Особенно им было интересно играть с нами в подвижные игры с речью и движениями. В дальнейшем к этому процессу присоединились и другие наши родители, особенно те, кто забирал своего ребенка раньше других. Тем самым мы дали понять родителям, как важна совместная прогулка дошкольникам, чтобы научить их общаться между собой и помочь им найти себе друзей из своей группы, для совместных игр и забав. Также мы помогали родителям подбирать различный материал для наблюдения с детьми за изменениями в природе, обращая внимание на такие несложные объекты, как небо, солнце, деревья. А чтобы развить у наших воспитанников потребность в движении и любознательность мы стали привлекать родителей к совместным походам по участку детского сада, а зимой к изготовлению снежных построек. Присутствие родителей помогало быстрее организовывать ребят для различной деятельности, а также дисциплинировало их. Сейчас наши родители уже знают из каких этапов состоит прогулка и чем можно занять ребенка.
Для вовлечения родителей к участию в занятиях по физической культуре мы использовали такой игровой метод, как проведение «Дня именинника». Организовывали встречи, где сезонно поздравляли детей с днем рождения. Для этого мы советовали родителям приходить в спортивной форме и обуви, чтобы они так же могли принять участие в играх и соревнованиях. Предлагали изготовить подарки именинникам своими руками, открытки, книжки-самоделки, рисунки или поделки. Затем мы вывешивали на стенд готовые стенгазеты, где другие родители могли увидеть фотографии мероприятия. Такая форма проведения очень понравилась как детям, так и родителям. В результате все наши приглашенные родители стали приходить в спортивной форме, обуви. Стали больше интересоваться достижениями своих детей, тем как они ведут себя на физкультурных занятиях, какие новые упражнения запомнили, что надо сделать для следующего спортивного праздника. В ходе проведения таких досугов мы стараемся использовать не только спортивные упражнения, но и включаем различные конкурсы пословиц или загадок, заранее предложив родителям дома с детьми вспомнить или придумать несколько несложных загадок или пословиц. Для разностороннего развития детей привлекаем родителей к изготовлению книжек-малышек на тему здорового образа жизни, которые в дальнейшем дети используют в игре. Но, вначале мы провели для них мастер-класс, как сделать книжку-малышку дома вместе с ребенком, какую тему выбрать и почему. Помогли им вспомнить средства фольклора – пословицы и поговорки, народные советы о здоровье. Те, кто не любит разные овощи и фрукты, можно сделать книжку о пользе живых витаминов, кто не любит гулять, о том, чем полезен свежий воздух, солнце и вода.
Для того, чтобы наши дети были активны и после дневного сна мы стали использовать интересную побудку в постели, в результате ребята легче и быстрее стали включаться в активную развивающую деятельность во второй половине дня. А родители очень заинтересовались этим и стали приходить посмотреть на такой процесс пробуждения, чтобы применять его дома утром. Привлекая родителей к совместным мероприятиям, мы создали предпосылку того, что наши ребята стали посещать различные секции, кружки, ходить в бассейн всей семьей. Таким образом такая работа с родителями не только создает наиболее благоприятные условия для физического развития, но и служит основой для укрепления здоровья всех участников, а также формирует отношения, в основе которых возникает взаимопонимание и совместное творчество.
Чтобы повысить компетентность родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников в нашей группе проводились следующие совместные мероприятия, которые мы назвали «Семейные гостиные» с проведением дискуссий, конкурсов и последующим чаепитием. На тренинге «Внимание к эмоциональному самочувствию ребенка дошкольника» мы познакомили наших родителей с навыками межличностного общения, о том, как правильно организовать спортивный досуг ребенка в выходные дни дома. На круглый стол «Советы знающих родителей или первая помощь на прогулке в случае маленьких неприятностей» мы пригласили провизора из аптеки, бывшую родительницу нашего воспитанника, которая в занимательной форме изложила как быстро оказать помощь маленькому пострадавшему во время падения, ушиба, царапины. Некоторые родители поделились своим опытом, как это делают они. Мастер-класс «Встреча в творческой мастерской. Путешествие по зимнему лесу» позволил родителям познакомиться с забавными физкультурными разминками, проводимыми с детьми в определенной творческой деятельности и выполнить совместную зимнюю композицию. Чтобы познакомить, как можно организовать закаливание в домашних условиях и на что обратить внимание мы организовали семинар-практикум «Здоровый ребенок в здоровой семье». Для того, чтобы обратить внимание родителей на упражнения, направленные на сохранение и укрепление осанки детей с помощью фитбольного мяча и непосредственного участия пап мы провели спортивные состязания «Мама, папа и я – лучшие друзья». На игровом развлечении «День матери» ребята показали мамам свое умение играть в пальчиковые и хороводные игры. В музыкальном зале с привлечением родителей из других групп проходили спортивные семейные праздники: «Пиратские забавы», «Удивительные приключения», «Веселое путешествие», «Выше, сильнее, быстрее». Также организовали открытые показы непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в страну здоровья», «Витаминотерапия», «Оздоровление с помощью хвойных растений», «Подвижные игры во дворе, чтобы быть здоровой детворе», «Знакомство с народными играми». Все это было организовано с целью формирования стремления у родителей и детей к системным занятиям физической культурой и потребности к здоровому образу жизни. Все эти совместные мероприятия с родителями отправлялись на Всероссийские и Международные конкурсы «ИНЦЕПТУМ», «Доутесса», «Талантоха», «Творченок», «Рассударики», «Крылья творчества», «Золотая медаль», «Искорка», «На крыльях надежды», «Кусочек счастья» и занимали призовые места, некоторые издавались в сборниках и дистанционных журналах «Конференц-зал», «Совенок». В Международном конкурсе фоторепортажей «Искорка» (с согласия родителей) семейного развлекательного праздника «Цирк зажигает огни» наша группа заняла первое место. Чтобы родители продолжали интересоваться методами укрепления и сохранения здоровья своих детей мы регулярно привлекаем их к участию в акциях, викторинах, конкурсах рисунков и поделок, проводимых в детском саду и городе, направленных на соблюдение ЗОЖ. А участие детей во Всероссийских конкурсах декоративно-прикладного искусства, способствующих развитию навыков ЗОЖ, позволяет им занимать почетные места, что доставляет удовольствие всем членам семьи. Родители регулярно благодарят детский сад и нашу группу за систематическую просветительную работу, направленную на формирование у родителей потребности в укреплении здоровья дошкольников в средствах массовой информации, местной периодической печати, газета «Наше время».
Таким образом, успех любой формы привлечения родителей воспитанников к совместным мероприятиям, направленных на сохранение здоровья детей, зависит от заинтересованности и четкой организации деятельности всех участников образовательного процесса.