Библиотечный урок
Предварительный просмотр:
Книги- «Корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению».
Ф.Бэкон
Важность книги и ее истинное предназначение в мире - передача во времени и пространстве многообразной информации.
При чтении книги у каждого человека возникают различные идеи, образы, мысли. Они дают нам доступ к знаниям, а также к духовным и моральным ценностям. Книги учат нас понимать мир, творчество, красоту. Они знакомит с жизнью и историей разных стран и народов.
Научить самостоятельно добывать информацию, самостоятельно мыслить может в первую очередь библиотека, которая имеет дело с одним и тем же читателем, но на разных этапах его развития по мере взросления: от первоклассника до выпускника.
Библиотечные уроки – основной вид деятельности школьного библиотекаря по формированию информационной культуры личности учащегося. При проведении библиотечных уроков должны соблюдаться определенные требования:
- принцип системного подхода;
- принцип преемственности;
- последовательное усложнение при подаче материала уроков;
- ориентирование на конкретную возрастную группу учащихся и на реальные потребности школы.
Формы проведения библиотечных уроков разнообразны. Чаще всего используются такие активные формы занятий, как викторины, библиографические игры, конкурсы, литературные путешествия. Темы занятий строятся с учетом возрастных особенностей учащихся, т.е. объем материала меняется в динамике от простого к сложному, от краткого к подробному.
Цель библиотечных занятий – сформировать и развить базовые умения и навыки по основам библиотечно-библиографической грамотности.
К таковым умениям и навыкам относятся:
- знание различных источников информации;
- умение правильно формулировать свои вопросы и запросы;
- умение самостоятельного поиска нужной им информации в различных источниках;
- умение правильно применить найденную информацию.
Чтобы приобщить человека к культуре чтения, недостаточно дать ему книгу в руки и сказать, что он должен ее прочитать. Воспитание культуры чтения необходимо начать с маленького возраста.
И первое, что необходимо, это дать представление, что такое книга, как она появилась, какова ее цель.
Одним из таких методов работы являются библиотечные уроки, которые необходимо начинать с истории создания книги. От обычных дощечек и наскальных рисунков книга дошла до печатного вида. Перед этим она претерпевала множество изменений. Все это можно отразить в библиотечных уроках.
Библиотечные уроки обычно у меня начинаются с тем: «Знакомство с библиотекой», «что такое книга», «для чего она и откуда пришла», «из чего состоит книга», «правила и умение обращаться с книгой», «как ее найти» и т.д. Такие уроки более полно раскрывают в маленьком человечке понятия о книге.
План проведения библиотечных уроков предполагает необходимый минимум знаний о библиотеке, о книге и культуре чтения.
На библиотечных уроках можно поговорить о великих библиотеках, которые были хранителями и пользователями этих библиотек, об учебных заведениях, при которых создавались библиотеки, известных людях, которые любили и ценили книги; об ученых-философах.
С помощью таких уроков маленький человечек сможет полюбить книгу, понять важность и ее истинное предназначение в мире. На протяжении многих столетий она несла информацию до наших поколений и заслуживает огромного уважения.
Часто на библиотечных уроках, особенно в начальной школе, используются игровые моменты, практические занятия. Все это способствует развитию познавательной активности, воспитанию любознательности у читателей.
Преимущество библиотечных уроков перед другими формами
информационной подготовки в том, что они позволяют охватить одновременно большое количество учащихся, способствуют приобретению определенной системы знаний.
В.А. Сухомлинский писал: “Школа – это, прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения”.
Поэтому, на мой взгляд, библиотечный урок является важным звеном в развитии культуры чтения у учащихся.