Участие в методических объединениях (ММО)

Горбачёва Алла Сергеевна

Педтехнология «Ситуация» - это построение образовательного процесса с учетом интересов и потребностей детей и поддержание в них познавательной инициативы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Здравствуйте уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию педтехнологию «Ситуация».

Одна из задач ФГОС, которую должны решать педагоги в ходе образовательной деятельности – поддерживать инициативу дошкольников и обучать их самостоятельно открывать новые знания. Справиться с этой задачей поможет педагогам Педтехнология «Ситуация». В данный презентации мы рассмотрим педтехнологию на разных занятиях.

Слайд 2.

Для начала скажем – что же такое Педтехнология «Ситуация».

Педтехнология «Ситуация» - это построение образовательного процесса с учетом интересов и потребностей детей и поддержание в них познавательной инициативы.

Слайд 3-4.

В основе Педтехнологии «Ситуация» - лежат образовательные ситуация, которые моделирует педагог. Дети сталкиваются с затруднениями, фиксируют то, что пока у них не получается, учатся понимать причины своих затруднений и находить способы, как их преодолеть.

Такие образовательные ситуации могут отличаться по содержанию, локализации во времени и форме организации. Например, это могут быть прогулки, экскурсии, занятия в группе.

Слайд 5.

Теперь рассмотрим этапы работы с детьми по педтехнологии «Ситуация». Их 6 этапов.

1й этап – это введение в ситуацию. Задача педагога на данном этапе – создать условия, чтобы у детей возникла внутренняя потребность, «детская» цель включиться в познавательную деятельность. У этой познавательной деятельности должна быть и «взрослая» цель, которую определяет содержание образования. Ее педагог фиксирует в целях своей педагогической деятельности, то есть в обучающих, воспитательных и развивающих целях занятия.

2й этап – актуализация детского опыта (знаний, умений, навыков). Педагог организует совместную с детьми деятельность. Она актуализирует у дошкольников мыслительные операции, знания и умения, которые необходимы им для следующего шага.

3й этап – затруднение в ситуации (проблематизация содержания). Педагог моделирует проблемную ситуацию. В этой ситуации детям потребуется выполнить новое, незнакомое для них действие, чтобы достигнуть своей «детской» цели. С помощью вопросов «Смогли?», «Почему не смогли?» воспитатель помогает детям зафиксировать их затруднение – сформулировать его и выявить, в чем его причины.

Поскольку затруднение оказывается личностно значимым для каждого ребенка, тк оно мешает достигнуть его «детской «цели, у детей возникает внутренняя потребность преодолеть это препятствие. Теперь это уже новая для них цель, которая связана с познанием и соотносится с «взрослой» целью. Данный этап позволяет построить зону ближайшего развития каждого ребенка.

4й этап – открытие детьми нового знания или способа действий. На данном этапе взрослый организует познавательный процесс так, чтобы дети самостоятельно искали и открывали новые знания или способы действия. При необходимости на этом этапе педагог оказывает детям помощь, если у них возникнут затруднения, но не дает им готовое решение.

5й этап – включение нового знания или способа действий в систему знаний. На этом этапе педагог организует различные виды детской деятельности. Дошкольники могут применить в этих видах деятельности новое знание или способ действий, которые они самостоятельно открыли. При этом условия, в которых дети будут применять действия, педагог может изменить.

6й этап – осмысление. На данном этапе дети соотносят цели и результаты своей деятельности. Они фиксируют, получилось ли у них достигнуть цель , и определяют условия, которые позволили им этого добиться. Например, потому что они действовали в команде. Этап осмысления важен, тк помогает детям не только открыть новые знания, но и освоить путь к ним.

Слайд 6-7.

Педтехнологию «ситуация» педагоги могут применять на занятиях по всем направлениям развития детей – социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому, а так же в иных формах организации образовательного процесса.

Рассмотрим примеры:

Конструирование. На занятии по конструированию педагог может предложить детям преобразовать созданную конструкцию, но с учетом конкретных условий: «Постройте такую же арку, но чтобы через нее мог проехать этот грузовик с прицепом. В прицепе – вышка или жираф.»

Чтобы преодолеть затруднения, дети расширят арку, увеличат в высоту или сделают верхнюю часть съемной. Возможно, им придется скорректировать ширину арки, ведь автомобилю с прицепом нужно будет развернуться, сделать крутой поворот, чтобы проехать заданным маршрутом. В результате дети самостоятельно найдут новые конструктивные решения. Здесь педтехнология «Ситуация» тесно взаимодействует со STEM – технологиями.

Речевое развитие. Воспитатель предлагает простую и понятную детям игру «Найди лишнего». С её помощью педагог развивает у детей разные мыслительные операции: анализ – например, дети разбирают каждый цветочек «на детали» и рассматривают эти детали в отдельности; синтез – рассматривают всю совокупность объектов; сравнение – сравнивают несколько объектов, а так же вариативность мышления. Дети учатся понимать, что задача может иметь несколько разных решений, и каждое из них будет правильным. Главное для ребенка – обосновать свое мнение, и это уже мощный стимул для развития речи, для того, чтобы облечь свою мысль в слова, донести ее до сверстников и взрослого.

Воспитатель выслушивает все ответы детей, даже самые абсурдные. Ведь у дошкольников своя логика, и понять ее можно, если дать им высказаться. Вначале взрослый не помогает ребенку, дает ему возможность справиться самостоятельно. Своим невмешательством взрослый как бы говорит: «Ты молодец! Я в тебя верю. У тебя все получится» помощь воспитателя оказывается детям при необходимости.

Художественно-эстетическое развитие. На занятиях по данному направлению развития затруднения детей могут быть связаны с тем, как подобрать краску нужного оттенка, «открыть» новые приемы рисования, лепки или аппликации. Возможно, новый прием найдет только один ребенок – и тогда педагог попросит его поделиться своим опытом с остальными, и все дети в группе смогут оценить творчество своего сверстника.

Физическое развитие. На занятиях по физической культуре или в ходе подвижных игр педагог также может предоставить возможность найти способ, как преодолеть возникшие препятствие. В этом случае задачи физического развития педагог решает вместе с задачами социально-коммуникативного развития детей: развивает у них уверенность в себе, в своих силах, воспитывает такие важные качества, как желание оказать помощь, вместе добиться желаемого результата.

Слайд 8.

Таким образом педтехнология «Ситуация» универсальна. С ее помощью педагоги смогут сформировать у детей механизмы саморазвития, личностного развития, развивать детскую самостоятельность в совокупности с ответственностью, инициативность вместе с желанием реализовывать инициативу в практической деятельности. Дошкольники научатся находить и обосновывать выход из затруднений и достигать собственного позитивного результата.

Эта педтехнология поможет педагогам развивать у детей механизмы адаптации к постоянно изменяющимся условиям окружающего мира, научить их действовать самостоятельно, в том числе в условиях неопределенности.

Слайд 9.

Предлагаю вам теперь рассмотреть на конкретном примере педтехнологию «Ситуация», а именно рассмотрим пример: формирование элементарных математических представлений у детей младшей группы.

На занятии воспитатель создает для детей 3-4 лет затруднительную ситуацию. Они преодолевают ее и открывают способ, как классифицировать одни и те же объекты по разным характеристикам. Таким образом, дети приходят к пониманию, что результаты классификации предметов могут быть разными.

Слайд 10.

Напомню, что 1й этап – называется введение в ситуацию.

Воспитатель предлагает детям поиграть в «Стройку». На стройку нужно доставить стройматериалы – кубики или их модели (квадраты из картона) четырех разных цветов (красного, синего, желтого и зеленого) и трех хорошо различимых размеров (большой, средний и маленький).

Чтобы классифицировать объекты, педагог дает детям «маркеры» - прямоугольники из белого картона. Это условные машины, на которых дети доставят кубики на стройку.

Слайд 11.

2-й этап – актуализация детского опыта. Воспитатель предлагает детям «загрузить» кубики в машины так, чтобы у всех кубиков в каждой машине было что-то одинаковое, общее. Таким образом он включает детей в интересную для них деятельность, которую они способны выполнить самостоятельно.

Когда воспитатель формирует задание, он не использует сложные понимания детей четвертого года жизни термины «классификация», «признак». Дети раскладывают кубики, а воспитатель уточняет у них : «Что одинакового у кубиков в этой машине?» А в этой?»

На этом этапе вариант распределения кубиков по машинам очевиден: четыре машины, четыре цвета у кубиков – дети классифицируют их по цвету. При этом важно, чтобы дети четко сформулировали, почему они так распределили кубики, то есть активизировали в речи название цветов: «Все кубики желтого (красного, синего, зеленого) цвета. Таким образом, дети сами называют признак, который лег в основу их классификации.

Слайд 12.

3й этап – затруднение в ситуации. Далее в игре возникает проблема: одна из машин сломалась. Дети выгружают кубики. Теперь их надо вновь разложить по «машинам» и выполнить то же условие: у всех кубиков в каждой машине должно быть что –то одинаковое, общее.

Слайд 13.

Тем самым Затруднение  ребенка в собственной деятельности дает ему возможность:

  • понять, чего он пока не знает, не умеет;
  • научиться конструктивно относиться к затруднениям, переводить проблемы в задачи;
  • приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни; развить положительную самооценку;
  • научиться правильно формулировать причины различных затруднений;
  • сформировать чувство ответственности за свои поступки.

Слайд 14.

На этом этапе Затруднения - В результате у детей формируются следующие установки:

  • «Ошибаться – не страшно»
  • «Каждый имеет право на ошибку»
  • «Я имею право чего-то не знать, не уметь»
  • «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»
  • «В затруднении содержится возможность»
  • «Я могу!» «Я умею!»
  • «Я хороший, умный, сильный!!!»
  • «Я заслуживаю уважения!»
  • «Меня принимают и любят таким, какой я есть»

Слайд 15.

4-й этап - Открытие детьми нового знания или способа действий. С высокой долей вероятности дети попробуют повторить уже известный им алгоритм – начнут классифицировать кубики по цвету – самостоятельная деятельность детей по поиску решения. Тогда у них останутся «лишние» кубики и они вынуждены будут искать другие варианты, как решить проблему. При необходимости педагог может оказывать детям помощь. В итоге, подсматривая друг на друга, руководствуясь подсказками воспитателя, дети самостоятельно открывают новый способ классификации – разделить кубики на три группы по признаку «размер».

Слайд 16.

5-й этап - Включение нового знания или способа действий в систему знаний. Чтобы закрепить полученный способ действия в других условиях, воспитатель организует игровую деятельность. Дети группируют различные объекты по разным признакам и получают разные результаты классификации и все они правильные. На этом этапе важно, чтобы дети проговаривали, «оречевляли» свои действия, что они делают и почему именно так, а не иначе.

Слайд 17.

Заключительный этап - 6-й этап – Осмысление. На котором дети осмысливают различные способы классификации и группировки объектов. Таким образом, технология «Ситуация» выступает инструментом, который помогает воспитателю реализовать системно-деятельностный подход к образовательной деятельности, поддерживать инициативу детей и развивать их через преодоление разумных затруднений.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\герб.jpg

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 51 «Зоренька»

ПРОГРАММА

заседания муниципального методического объединения

учителей-логопедов МДОУ г.о. Химки

Семинар-практикум

для молодых логопедов на тему:

«Значение дидактических игр в коррекционной работе с

дошкольниками с ТНР»

7 декабря 2022 года

09.00 – 09.30

Встреча и регистрация гостей

  1. – 09.45

Открытое занятие «Зима. Звуки З-Зь».

Проводит Н.М. Григорьева, учитель-логопед МАДОУ № 51.

09.45 – 10.15

«Использование нетрадиционного оборудования на индивидуальных и подгрупповых занятиях».

Выступает Т.Т. Гребенщикова, учитель-логопед

МАДОУ № 51.

10.15 – 10.45

Мастер-класс «Настольно-печатные игры в комплексном развитии речи и интеллекта у детей с ТНР».

Проводят Т.В. Копейкина, С.В. Макарова, О.М.Труба,

Л.С. Линейцева, учителя-логопеды МДОУ № 9.

10.45 – 11.15

«Совершенствование лексико-грамматических категорий

с помощью дидактического пособия «Юный грамотей».  

Выступает Р.В. Копылова, учитель-логопед МАДОУ № 51.

11.15 – 11.45

«Дидактические игры с элементами театрализованной деятельности в коррекционной работе, как источник развития речи и психических процессов у детей с ТНР».

Выступает И.К. Шилыковская, учитель-логопед

МАДОУ № 51.

11.45 – 12.15

«ЛЭПБУК в работе учителя-логопеда по автоматизации звуков у детей 5-7 лет»

Выступает Н.М. Григорьева, учитель-логопед МАДОУ № 51.

«ЛЭПБУК в работе воспитателя «Времена года.

Зимушка-зима».

Выступает А.С. Горбачева, воспитатель МАДОУ № 51.

12.15-12.30

Обмен мнениями. Круглый стол.


Предварительный просмотр: