Консультации для воспитателей

Горбачёва Алла Сергеевна

Предоставлены разнообразные консультации для воспитателей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 51 «ЗОРЕНЬКА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ»

Подготовила

воспитатель первой квалификационной категории

Горбачёва А.С.

                                                     г.о.Химки 2021


Классификация методов обучения

В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. В этой связи возникает потребность в их классификации, помогающей выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное, тем самым способствуя целесообразному и более эффективному их использованию. Так как метод –  категория универсальная, «многомерное образование», обладает множеством признаков, то они и выступают в качестве оснований для классификаций. Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения, в основу которых положен один или несколько признаков.

Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы закладывают разные признаки, отдельные стороны процесса обучения. Остановимся на тех, которые наиболее часто встречаются в отечественной педагогической литературе.

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система.

Наиболее распространенные классификации методов обучения:

1. Классификация методов обучения по назначению. Последовательность этапов обучения. (М.А. Данилов, Б.П. Есипов).

  • приобретения знаний;
  • формирования умений и навыков;
  • применения знаний;
  • творческой деятельности;
  • закрепления знаний, умений, навыков (методы контроля);
  • проверка знаний, умений, навыков.

2. Классификация методов обучения по источнику знаний (Н.М. Верзилин,  Е.Я. Голант, Е.И. Перовский). Традиционная.

Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово), наглядные (источником знания служат наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) и практические (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий).

К словесным методам относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. Они занимают центральное место в системе методов обучения.

Рассказ – это монологическое, последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме.

Объяснение – это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения.

Беседа – диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения может быть применена для решения любой дидактической задачи. Различают индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику), групповые (вопросы задаются группе учащихся) и фронтальные (вопросы адресованы всем учащимся).

К наглядным методам обучения относятся такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Они предполагают наглядно-чувственное ознакомление учащихся с предметами, явлениями, процессами. Применяются во взаимосвязи со словесными и практическими методами. Они условно подразделяются на метод демонстраций и метод иллюстраций.

Метод демонстраций служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством.

Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п.

Эти методы используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая друг друга. Когда процесс или явление должны восприниматься в целом, используется демонстрация, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации.

К практическим методам обучения относятся упражнения, лабораторные и практические работы. Они  основаны на практической деятельности учащихся. Их главное назначение – формирование практических умений и навыков.

Упражнение – многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества. Различают устные, письменные, графические и учебно-трудовые упражнения.

Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся.

Письменные – в закреплении знаний, выработке необходимых умений и навыков их применения. Они помогают лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствуют развитию пространственного воображения.

Графические – это работы по составлению графиков, чертежей, схем, технологических карт, зарисовок и т д.

Лабораторные – основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов, инструментов, т.е. с применением специального оборудования. Работа может проводиться индивидуально или в группах. От учащихся требуется большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдателями, а не участниками и исполнителями исследований.

3. Классификация  методов  обучения по характеру познавательной деятельности учащихся ( И.Л. Лернер, М.Н. Скаткин).

Характер познавательной деятельности – это уровень мыслительной активности учащихся. Выделяют методы обучения: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский.

Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Познавательная деятельность учащихся сводится к запоминанию готовых знаний, которое может быть и неосознанным, т.е. имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности.

Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет информацию в готовом виде, а учащиеся усваивают ее и могут воспроизвести по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний. Этот метод обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть данного метода заключается в том, что преподаватель ставит задачу и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Обучаемые не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли обучающего или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений преподавателя, они учатся разрешению проблем.

Частично-поисковый (эвристический) метод – это более высокий уровень познавательной деятельности, который несет в себе свое название вследствие того, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска.

Исследовательский метод обучения – это творческий поиск учащимися знаний. Этот метод используется главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять полученные умение и навыки в жизни.

4. Классификация методов обучения по Ю. К. Бабанскому. Аспекты учебно-познавательной  деятельности.

Основные группы методов обучения:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Каждая из основных групп методов в свою очередь может быть подразделена на подгруппы и входящие в них отдельные методы.

Поскольку методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности предполагают передачу, восприятие, осмысливание, запоминание учебной информации и практическое применение получаемых при этом знаний и умений, то в первую группу методов обучения необходимо включить:

  • методы словесные (рассказ, лекция, беседа и др.);
  • методы наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);
  • методы практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.);
  • методы индуктивные и дедуктивные;
  • методы репродуктивные и проблемно-поисковые ;
  • методы самостоятельной работы

Словесные методы обучения

К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др.

-Рассказ. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала, не прерываемое вопросами к учащимся.

В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные и др.), логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного, резюмирования.

-Учебная лекция. Как один из словесных методов обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. В ходе лекции используются приемы устного изложения информации, поддержания внимания в течение длительного времени, активизации мышления слушателей, приемы обеспечения логического запоминания, убеждения, аргументации, доказательства, классификации, систематизации, обобщения и др.

-Беседа. Метод беседы предполагает разговор учителя с учениками, организуемый с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности.

Наглядные методы обучения

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.

-Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.

-Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ видеоматериалов.

Практические методы обучения 

К практическим методам относят  письменные упражнения, лабораторные опыты , учебные практикумы, выполнение трудовых заданий в мастерских, занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.

 Практические методы применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения упражнений, а также завершают анализ его результатов.

Индуктивные и дедуктивные методы обучения

Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют исключительно важную особенность методов – способность раскрывать логику движения содержания учебного материалаПрименение указанных методов означает выбор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы – от частного к общему (индуктивный метод) или от общего к частному (дедуктивный метод).

-Индуктивный методИндуктивное изучение особенно полезно в тех случаях, когда материал носит преимущественно фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений и обобщений. Слабость индуктивных методов обучения состоит в том, что они требуют большего времени на изучение нового материала, чем дедуктивные. Они в меньшей мере способствуют развитию абстрактного мышления, так как опираются на конкретные факты, опыты и другие данные.

-Дедуктивный метод способствует более быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление. Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений.

Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения

Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения вычленяются на основе оценки степени творческой активности школьников в познании новых понятий, явлений и законов.

-Репродуктивные методы. Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем или другим источником учебной информации. Особенно эффективно применяются репродуктивные методы в тех случаях, когда содержание учебного материала носит преимущественно информативный характер, представляет собой описание способов практических действий, является весьма сложным или принципиально новым для того, чтобы ученики могли осуществить самостоятельный поиск знаний.

-Проблемно-поисковые методы обучения применяются в ходе проблемного обучения. При использовании проблемно-поисковых методов обучения учитель использует такие приемы: создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Ученики, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации.

Проблемно-поисковые методы применяются преимущественно с целью развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности, они способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями.

Методы самостоятельной работы

-Методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя выделяются на основе оценки меры самостоятельности учеников в выполнении учебной деятельности, а также степени управления этой деятельностью со стороны преподавателя.

Путем использования разнообразных видов самостоятельной работы у учеников необходимо выработать общие приемы: умение рационально планировать эту работу, четко ставить систему задач предстоящей работы, вычленять среди них главные, умело избирать способы наиболее быстрого и экономного решения поставленных задач, умелый оперативный самоконтроль за выполнением задания, умение быстро вносить коррективы в самостоятельную работу, умение анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале ее, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной                деятельности

  • метод формирования познавательного интереса;
  • метод формирования чувства долга и ответственности в учении.

Метод формирования познавательного интереса, характеризуется тремя моментами:

- положительной эмоцией по отношению к деятельности;

- наличием познавательной стороны этой эмоции;

- наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.  

К методу формирования чувства долга и ответственности в учении относятся:  убеждение, положительный пример, практическое приучение к выполнению требований, создания благоприятных условий для общения, поощрения и поиска, оперативный контроль за выполнением требований, благодарность, награда и др.

 Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

  • Методы устного контроля. Устный контроль осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса. При индивидуальном опросе учитель ставит перед учеником несколько вопросов, отвечая на которые он показывает уровень усвоения учебного материала. При фронтальном опросе учитель подбирает серию логически связанных между собой вопросов и ставит их перед всем классом, вызывая для краткого ответа тех или иных учеников.
  • Методы письменного контроля. В процессе обучения эти методы предполагают проведение письменных контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и пр.
  • Методы лабораторного контроляВ число контрольных лабораторных работ включается проверка умений пользоваться учебными инструментами и приборами, решение экспериментальных задач, требующих проведения опытов, которые можно реально осуществить во время контрольной работы.


5. Классификация методов обучения по дидактическим целям (Щукина Г.И. и др.) Цели обучения. 

 По дидактическим целям выделяется две группы методов обучения:

1) методы, способствующие первичному усвоению учебного материала;

2)  методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний .

К первой группе относятся: информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой); эвристические (поисковые) методы обучения (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы); исследовательский метод.

Ко второй группе относятся: упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.); практические работы.

Некоторые авторы во второй половине XX столетия в особую группу стали выделять активные и интенсивные методы обучения. Они считают, что традиционная технология обучения, направленная на то, чтобы ученик слушал, запоминал, воспроизводил сказанное учителем, слабо развивает познавательную активность учащихся. Активные и интенсивные методы, по их мнению, располагают значительными возможностями в этом направлении.

Активные методы обучения – это такие методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К ним относятся дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму и др.

Интенсивные методы используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»). Применяются они при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике.

В настоящее время активно разрабатываются направления в педагогике, использующие скрытые возможности обучаемых: суггестопедия и кибернетикосуггестопедия (Г. Лазанов, В.В. Петрусинский) – обучение средствами внушения; гипнопедия – обучение во сне; фармакопедия – обучение с помощью фармацевтических средств. Достигнуты неплохие результаты при их применении в процессе изучения иностранных языков и некоторых специальных дисциплин.

Таким образом, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных методов обучения.

Список литератур :

1.Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Педагогика.- 1965.

2. Бабанский Ю.К. О дидактических основах повышения эффективности обучения., М.: Педагогика- 2006.

.
3. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2006.

4.
Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина: 2004.

5. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. 2001.



Предварительный просмотр:


Детский сад Орлёнок Касли - Публичные отчеты

Требования  к подбору наглядности для детей дошкольного возраста

Принцип наглядности является основополагающим принципом дидактики.

Необходимость этого принципа объясняется конкретностью мышления дошкольника. Впервые в педагогике теоретическое обоснование этого принципа дал Я.А. Коменский в ХУП в. Дальнейшее развитие и обоснование принцип наглядности получил в работах К.Д.Ушинского. Он разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями.

Принцип наглядности гласит: все, что можно, надо объяснить и показать ребенку на предметах, картинках, наглядных образцах. Это объясняется тем, что ведущими формами мышления в этом возрасте являются наглядно-действенное и наглядно-образное. Понятийная форма мышления в дошкольном возрасте проявляется лишь в простейших формах (наглядно-схематическое мышление). Поэтому наглядные пояснения всегда доступнее. Детский сад Орлёнок Касли - Публичные отчеты

В детском саду используются различные виды наглядности:

  • естественная (реальные предметы, растения, животные),
  • картинная и картинно-динамическая (фото, рисунки, картины, диафильмы и др.),
  • объемная наглядность (модели, муляжи),
  • аудиовизуальная (кинофильмы, видеофильмы),
  • графическая (схемы, чертежи),
  • экспериментальная (элементарные опыты).

Требования к наглядности: 

  • должна реально отражать окружающую действительность,
  • соответствовать уровню развития детей,
  • быть высокохудожественной по содержание и оформлению.

Весь наглядный материал условно можно разделить на два видадемонстрационный и раздаточный.

Демонстрационный отличается от раздаточного размером и назначением. Демонстрационный материал больше по размеру, а раздаточный — меньше.

Значение демонстрационного наглядного материала заключается в том, что с его помощью можно сделать процесс обучения интересным, доступным и понятным детям, создать условия, чувственную опору для развития познавательных интересов и способностей.

Значение раздаточного наглядного материала заключается прежде всего в том, что он дает возможность придать процессу обучения действенный характер, включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.

Средствами наглядности могут быть реальные предметы и явления окружающей действительности, игрушки, геометрические фигуры, карточки с изображением математических символов, предметов, явлений и т.д.; широко используется словесная наглядность — образное описание объекта, явления окружающего мира, художественные произведения, устное народное творчество и др.

Профилактика зрительного утомления, успешность решения зрительных задач в ходе непосредственно образовательной деятельности во многом обеспечивается соблюдением требований к наглядности. В каждый возрастной период качество восприятия наглядности во многом зависит от качества предъявляемого стимульного материала. Чем младше ребенок, тем актуальнее для его восприятия выделение и опознание единичных, хорошо различимых и находящихся на близком расстоянии объектов.

           Для детей до 3-х лет картинки надо подбирать с учетом следующих требований: предметные изображения с четко выделенными контурами, однотонность фона, отсутствие его зашумленности, наличие достаточной контрастности между фоном и объектом, максимально простая форма изображения без обилия несущественных деталей. Размер предметного изображения для восприятия вблизи - не менее 5 см. При работе вдаль размер объекта значительно увеличивается, а дети должны находиться от рассматриваемого объекта  на расстоянии 0,5- 1 м.Программа по подготовке к школе дошкольников - Новинки книжного мира

          Подбирая объекты для рассматривания для детей 3- 5 лет педагогу следует обратить внимание на размер и четкость деталей в предметном изображении. Контур предметного изображения должен быть достаточно четким, цветовая гамма должна характеризоваться яркостью и насыщенностью. Усложняются требования к композиционному построению: изображение нескольких объектов на первом и втором планах. Предметная картинка для рассматривания вблизи должна быть не менее 10-15 см, необходимо использовать подставки, помните, что при рассматривании объект должен находиться от глаз на расстоянии не менее 30-35 см. После продолжительного рассматривания картины вблизи обязательно переводим взор вдаль. Соблюдение этого правила обеспечивает снятие аккомодационного напряжения и профилактику близорукости.

          К 6-ти годам существенно улучшается качество восприятия, способность различать и локализовать  контур объекта на фоне множества деталей. Рассматривание картинок не выступает в этом возрасте в качестве напряженной зрительной работы. Ребенок приобретает способность к более тонкому анализу изображения на различном расстоянии от глаз. Можно выбирать различный наглядный материал с проблемным сюжетом. Но и в этом возрасте актуально чередование зрительной работы вблизи и вдаль.

Подготовила учитель-логопед Меньшикова А.Н. 



Предварительный просмотр:

ТРЕБОВАНИЯ К НАГЛЯДНОМУ МАТЕРИАЛУ, ВИДЫ ОБРАЗЦОВ

ВИДЫ НАГЛЯДНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ

Естественная

реальные предметы, растения, животные

Картинная и картиннодинамическая

фото, рисунки, картины, диафильмы и др.

Объемная наглядность

модели, муляжи

Аудиовизуальная

кинофильмы, видеофильмы

 Графическая

схемы, чертежи

Экспериментальная

элементарные опыты

ВИДЫ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА

НАЗВАНИЕ

ЗНАЧЕНИЕ

ОТЛИЧИЕ И СХОДСТВА

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ

Значение демонстрационного наглядного материала заключается в том, что с его
помощью можно сделать процесс обучения интересным, доступным и понятным детям, создать условия, чувственную опору для развития познавательных интересов и способностей.

Демонстрационный отличается от раздаточного размером и назначением.
Демонстрационный материал больше по размеру, а раздаточный — меньше.

РАЗДАТОЧНЫЙ

Значение раздаточного наглядного материала заключается прежде всего в том, что он дает возможность придать процессу обучения действенный характер, включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.

ПРАВИЛА ПОДБОРА НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ

ТРЕБОВАНИЯ ПОДБОРА

До 3х лет

Картинки надо подбирать с учетом следующих требований: предметные изображения с четко выделенными контурами, однотонность фона, отсутствие его зашумленности, наличие достаточной контрастности между фоном и объектом, максимально простая форма изображения без обилия несущественных деталей. Размер предметного изображения для восприятия вблизи - не менее 5 см. При работе вдаль размер объекта значительно увеличивается, а дети должны находиться от рассматриваемого объекта  на расстоянии 0,5- 1 м.

С 3х до 5 лет

Педагогу следует обратить внимание на размер и четкость деталей в предметном изображении. Контур предметного изображения должен быть достаточно четким, цветовая гамма должна характеризоваться яркостью и насыщенностью. Усложняются требования к композиционному построению: изображение нескольких объектов на первом и втором планах. Предметная картинка для рассматривания вблизи должна быть не менее 10-15 см, необходимо использовать подставки, помните, что при рассматривании объект должен находиться от глаз на расстоянии не менее 30-35 см. После продолжительного рассматривания картины вблизи обязательно переводим взор вдаль. Соблюдение этого правила обеспечивает снятие аккомодационного напряжения и профилактику близорукости.

К 6 года

У детей существенно улучшается качество восприятия, способность различать и локализовать  контур объекта на фоне множества деталей. Рассматривание картинок не выступает в этом возрасте в качестве напряженной зрительной работы. Ребенок приобретает способность к более тонкому анализу изображения на различном расстоянии от глаз. Можно выбирать различный наглядный материал с проблемным сюжетом. Но и в этом возрасте актуально чередование зрительной работы вблизи и вдаль.