1.5. Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях (наличие и реализация программы по психолого-педагогической реабилитации) в МБОУ СОШ №3 г. Ак-Довурака
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
_______СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г.АК-ДОВУРАКА_____
668051, Республика Тыва, г. Ак-Довурак, ул. Центральная,23 тел/факс 8 (39433) 21-10-38, е-mail: tyva_school_113@mail.ru
1.5. Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях (наличие и реализация программы по психолого-педагогической реабилитации) в МБОУ СОШ №3 г. Ак-Довурака
Работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, проводится в соответствии Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ФЗ-278 «О государственной социальной помощи», ФЗ-120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Законы, безусловно, являются самыми важными в ряду российских законов о детстве, определяет основные гарантии прав ребенка, в том числе защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (социальное сиротство, безнадзорность, мало обеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество, суицидальное поведение), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Эффективность реализации образовательных, коррекционных, реабилитационных, профилактических программ по работе с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации имеет огромную роль. Система социально-педагогической, психолого-педагогической поддержки складывается как межведомственная, предполагающая взаимодействие учреждений образования, социальной защиты, медицинских учреждений, учреждений культуры и других государственных организаций.
Цель работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации состоит в том, чтобы вывести их из этого положения и придать импульс к эффективному функционированию и жизни в обществе. Для этого педагогом-психологом проводится по содействию всестороннему развитию детей, профилактике злоупотребления ПАВ, асоциального поведения, коррекции страхов, тревожности, аффективного поведения, агрессивных проявлений. Главной задачей служит формирование у обучающихся адекватных способов и средств общения со взрослыми и сверстникам, обучение здоровому жизненному стилю.
В рамках психологического сопровождения социально-опасных (СОП) и семей, находящихся трудной жизненной ситуации (ТЖС) педагогами-психологами, было проведено следующие мероприятия воспитательного и просветительского характера:
- Психологический анализ для установления причин нарушений в затруднениях учащихся;
- Помощь в поисках ресурсов для решения психологических и жизненных проблем;
- Помощь в формировании новых установок и убеждений в принятии решений по возникшим трудностям.
- Разработка индивидуальных психологических программ сопровождения;
- Организация встреч со специалистами по актуальным вопросам;
- Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания своих детей;
- Психологическая поддержка учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
При диагностике учащихся используются методики, направленных на исследование уровня интеллектуального развития, исследование эмоционально-волевой сферы, изучаются личностные особенности, эмоциональные состояния, исследуются взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками, изучается мотивация учебной деятельности.
Тесты и методики:
- Общее психологическое состояние учащихся - проективная методика (рисуночный тест) «Дом. Дерево. Человек» Дж.Бука;
- Общее психологическое состояние учащихся «Методика изучения акцентуаций личности» опросник К.Леонгарда-С.Шмишека;
- Общее психологическое состояние учащихся 7, 8 и 10 классов – «Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки»;
- «Стиль поведения в конфликте» К.Томаса
- Методика диагностики и выявления детей «группы риска» М.И.Рожкова, М.А.Ковальчук
- Тест «Самооценка психических состояний» Г.Айзенка;
- Диагностика межличностных отношений Т.Лири; Проективная методика (рисуночный тест) «Рисунок семьи»;
- Проективные методики: Дом. Дерево. Человек; несуществующее животное; моя семья; цветовой тест отношений и другие.
Данные, полученные при индивидуальном исследовании, занесены медико-психолого-социальную карту развития, что позволяет проводить мониторинг развития. По полученным данным специалистами по каждому сопровождаемому, составляющими «группы риска», проводилось консилиум, где определялся индивидуальный маршрут реабилитации и дают возможность оценить как первоначальный статус несовершеннолетнего, так и динамику его развития. Индивидуальные занятия со сопровождаемыми осуществляется согласно индивидуальным образовательным программам.
В ходе индивидуальных коррекционных занятий реализовались следующие программы:
1. «Несущая свет» (разработчик ГБОУ РЦПМСС «Сайзырал»), утвержденных Министерством образования и науки Республики Тыва.
2. «Психолого-педагогическое сопровождения семьи по предупреждению возможного неблагополучия ребенка» (разработчик ГБОУ РЦПМСС «Сайзырал»), утвержденных Министерством образования и науки Республики Тыва.
Модуль 1. Родительские собрания «Заботливый родитель»
Модуль 2. Родительская гостиная «Материнская нежность» (каникулярное время)
3. Индивидуальная программа по профилактики суицидального поведения. «Формирование жизнестойкости».
4. «Развитие коммуникативных умений как основы межличностного взаимодействия и сотрудничества подростков». Авторы-составители: Закурко Н. А., Чернова Е. Е.
6. Индивидуальная программа по профилактике токсикомании «Умей сказать «нет».
7. Программа Р.В. Овчаровой «Коррекция агрессивного поведения подротсков»
8. Программа «Формирование адекватной самооценки».
9. Программа коррекции тревожности Черной Н.А.
11.Программа занятий по развитию саморегуляции деятельности и поведения «Учусь управлять собой».
В программах представлены цикл занятий, который способствует расширению представлений о духовном и психологическом компонентах здоровья и побуждает к ценностно-ориентационной деятельности по сохранению и развитию психологического здоровья. После коррекционно-развивающих занятий по образовательным программам отмечены положительные результаты сопровождаемых детей в поведении.
В итоге психологической работы с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, отмечается положительный результат в личностном развитии, улучшаются семейные взаимоотношения, появляются ценностные перспективы, формируется устойчивая адекватная самооценка. Работа в этом направление ведется системно.
В начале каждого учебного года Социально-психологическая служба школы (далее - СПС) и классными руководителями составляется социальный паспорт учащихся школы. На основании социального паспорта разработана программа и составлен план работы на учебный год. СПС школы систематически посещает квартиры детей, которые находятся в трудных жизненных ситуациях. При посещении составляется акт жилищно-бытовых условий, постановка семей на внутришкольный учет для дальнейшего отслеживания семьи и профилактической работы.
№ | Учебный год | Семьи на учете ТЖС | Дети ТЖС
|
1 | 2019-2020 | 19 | 36 |
2 | 2020-2021 | 23 | 39 |
3 | 2021-2022 (I полугодие) | 26 | 44 |
Педагогами-психологами совместно с социально-психологической-службой школы было проведено следующие мероприятия воспитательного и просветительского характера:
№ | Название мероприятия | Цель | Дата проведения |
1 | Мероприятие «Авам чааагай суттуг шайы» с целью | Формирование у родителей представления о семейных ценностях. | Март 2020 г. |
2 | Мастер-класс «Особенности ребенка ОВЗ» | Способствовать расширению кругозора, осведомленности об особенностях ребенка с ОВЗ. | Ноябрь 2020 г. |
3 | Круглый-стол «Семья основа воспитания» | Создание максимально благоприятного условия для развития интеллекта и творческих способностей ребенка | Январь 2020 г. |
4 | Круглый стол для родителей «Улус аразындан авам караа чымчак | «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних», «Семейное воспитание», «Профилактика семейного неблагополучия» | Ноябрь 2021 г. |
5 | «Семейный Новый год многодетным и семьям находящимися на учетах ТЖС и СОП» | Передачи традиции празднования Нового года в многопоколенной семье. | Декабрь 2021 г. |
Вывод: Исходя из вышесказанного, следует отметить, что в школе достаточно внимания уделяется работе с детьми из неблагополучных семей.