1.4. Профилактика девиантного поведения учащихся (правонарушений, употребления ПАВ, суицидов).
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
_______СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г.АК-ДОВУРАКА_____
668051, Республика Тыва, г. Ак-Довурак, ул. Центральная,23 тел/факс 8 (39433) 21-10-38, е-mail: tyva_school_113@mail.ru
1.4. Профилактика девиантного поведения учащихся (правонарушений, употребления ПАВ, суицидов).
Виды девиаций
№ | Учебный год | Правонарушения | Употребление ПАВ | Суицид | Всего |
1 | 2019-2020 | 6 | 0 | 0 | 6 |
2 | 2020-2021 | 4 | 0 | 0 | 4 |
3 | 2021-2022 | 2 | 0 | 0 | 2 |
Виды учета
№ | Учебный год | ВШУ | ПДН | КДН | Всего |
1 | 2019-2020 | 14 | 16 | 0 | 30 |
2 | 2020-2021 | 11 | 10 | 0 | 21 |
3 | 2021-2022 | 9 | 6 | 0 | 15 |
В нашей школе разработана система профилактических мероприятий, направленных на профилактику суицидального поведения несовершеннолетних. Основная часть рабочего времени направляю на укрепление психического здоровья в целом. В связи с этим проводились классные часы, беседы, акции.
Для выявления детей с девиантным поведением введется тесная работа классных руководителей со специалистами социально-психолого-педагогической службы школы. После совместной работы детей с девиантным поведением советом профилактики включаем во внутришкольный контроль.
Использую следующие методы и работы воздействия коррекции девиантного поведения учащихся:
а) психологическое консультирование и просвещение (педагогов, родителей, учащихся);
б) беседа с учащимися девиантным поведением
в) метод арт-терапии и музыкотерапии
Также заполняются «Карты индивидуального сопровождения обучающегося и его семьи», где фиксируются результаты психологического исследования девиантного поведения.
По результатам исследования подбираются соответствующие программы для профилактики девиантного поведения.
Работа с детьми девиантного поведения осуществляется по образовательным программам:
№ | Название программы |
1 | Р.В.Овчарова «Коррекция агрессивного поведения подростков» |
2 | В.В. Полякова «Программа превенция суицидов среди несовершеннолетних. Экстренная психологическая помощь по телефону» |
3 | В.В. Полякова «Программа психолого-педагогическая коррекция и реабилитация несовершеннолетних, склонных к употреблению ПАВ. Методика ранней профилактики отклонений в поведении» |
4 | Программа «Уроки общения» для младших подростков, авт: Н. Слободяник |
План
мероприятий по профилактике суицидов и суицидального поведения несовершеннолетних
МБОУ СОШ №3 г. Ак-Довурака на 2021-2022 учебный год
№п/п | Мероприятие | Сроки исполнения | Ответственные |
| |||
1.1. | Издание приказов: - о мерах по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних; - о назначении ответственного по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних; - об организации психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) | До 1 сентября 2021 г. До 1 сентября 2022 г. | Директор образовательной организации Хомушку Ш.К. |
1.2. | Составление и разработка общешкольного плана мероприятий по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних | До 1 сентября 2021 г. До 1 сентября 2022 г. | Заместитель директора по воспитательной работе Улуг-Хаай Ш.И. педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г. социальные педагоги Кунгаа А.Х. Ооржак А.В. и Адыг-оол А.К. |
1.3. | Педагогический совет «Педагогические аспекты и практический опыт работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних» | Марта 2021 г. Октябрь 2021 г. | Заместитель директора по воспитательной работе Улуг-Хаай Ш.И. |
1.4. | Совещания при директоре ОО: - о мерах профилактики суицидального поведения несовершеннолетних на учебный год; - о результатах работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних и семейного неблагополучия | Май 2021 г. Сентябрь 2021 г. | Директор образовательной организации Хомушку Ш.К. |
1.5. | Совещания при заместителе директора по ВР: - профилактика суицидального поведения несовершеннолетних и семейного неблагополучия; - о работе классных руководителей по реализации плана индивидуального сопровождения и системы мер предотвращению случаев суицида среди детей и подростков | Март 2021 г. Октябрь 2022 г. | Заместитель директора по воспитательной работе Улуг-Хаай Ш.И. |
1.6. | Месячник психологической безопасности (проведение мероприятий для участников образовательного процесса, направленных по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних, жестокому обращению с детьми, употребления психоактивными веществами и безопасному поведению; рисков и угроз современной интернет-среды среди несовершеннолетних) | Март 2022 г. С 20 сентября по 20 октября 2021 г. Март 2022 г. С 20 сентября по 20 октября 2021 г.
| Классные руководители, Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г.социальные педагоги Кунгаа А.Х. Ооржак А.В. и Адыг-оол А.К. |
1.7. | Проведение психолого-педагогического консилиума по результатам мониторинга психологического здоровья по разработке индивидуальных программ сопровождения выявленным учащимся группы «риска» (ИПС классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога)
| Ежемесячно
| Заместители директоров по воспитательной работе Улуг-Хаай Ш.И., Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г.классные руководители, социальные педагоги Кунгаа А.Х. Ооржак А.В. и Адыг-оол А.К., школьные фельдшеры (по согласованию) |
1.8. | Составление письменных рекомендаций родителям (законным представителям, опекунам) об обращении в Центр психического здоровья детей и подростков РТ | По мере необходимости | Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г.классные руководители |
1.9. | Направление письменных рекомендаций об индивидуальном психологическом сопровождении опекаемых детей группы «риска» в отдел опеки и попечительства муниципальных образований РТ Агентства по делам семьи и детей РТ | По мере необходимости | Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г. |
1.10. | Проведение информационной кампании по вопросам профилактики суицидального поведения несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми в рамках деятельности «Студия родительского мастерства» и «Театр детско-родительских отношений» | Ежеквартально | Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г.Социальные педагоги Кунгаа А.Х. Ооржак А.В. и Адыг-оол А.К. |
1.11. | Информирование о психологической помощи для детей и подростков, и их родителям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в рамках круглосуточного телефона доверия (8-800-2000-122) | Постоянно Ежемесячно | Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г. |
1.12. | Оказание выездной экстренной психологической помощи и поддержки несовершеннолетним, совершившим попытку суицида, а также одноклассникам, родственникам, и несовершеннолетним, находящимся в остром предсуициде, в состоянии депрессии | По факту | Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г. |
1.13. | Проведение мероприятий по пропаганде идей добровольческого труда на благо психологического здоровья обучающихся, а также привлечение к полезной деятельности направленного на формирование и развитие социально-одобряемых жизненных ценностей подростков и молодежи к решению проблем нравственного и психологического характера через волонтерскую деятельность юных помощников педагога-психолога. | Ежемесячно | Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г. |
II.Методическое обеспечение работы специалистов по профилактике суицидального поведения, выявлению ранних суицидальных признаков у несовершеннолетних. | |||
2.1. | Повышение квалификации педагогических работников по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних «Психологические аспекты детского суицида: технологии работы и ранняя превенция» | В течение 2021-2022 учебного года | Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г. социальные педагоги Кунгаа А.Х. Ооржак А.В. и Адыг-оол А.К., классные руководители, педагогические работники |
2.2. | Участие в практико-ориентированных семинарах для педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей и педагогических работников «Суицидальное поведении в детском и подростковом возрасте: причины, факторы риска и их профилактика» | В течение 2021-2022 учебного года | Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г.социальные педагоги Кунгаа А.Х. Ооржак А.В. и Адыг-оол А.К. |
2.5. | Проведение учебно-методических семинаров, обучающих семинаров, лекторий для педагогического коллектива: - Профилактика конфликтных ситуаций в ученическом коллективе; - Психолого-возрастные особенности развития ребенка; - Методы работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних; - Выявление ранних суицидальных признаков у несовершеннолетних. | Ежеквартально | Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г. |
III. Организация работы с родителями по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних. | |||
3.1. | Реализация программы родительского всеобуча по предупреждению возможного неблагополучия в поведении у ребенка «Заботливый родитель» | ежемесячно | Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г. социальные педагоги Кунгаа А.Х. Ооржак А.В. и Адыг-оол А.К., классные руководители |
3.2. | Подготовка и распространение буклетов и памяток для родителей и специалистов, работающих с несовершеннолетними по ознакомлению с признаками и ранними проявлениями суицидальных настроений, приемами профилактики и предупреждению суицидальных попыток | В течение 2021-2022 учебного года | Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г. |
3.3. | Проведение родительских собраний и лекторий, общешкольных родительских собраний, семинар-практикумов для опекунов по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних: - Роль семьи в сохранении психического здоровья ребенка; - Возрастные особенности подростков и их проявление в поведении; -Профилактика возникновения депрессивного состояния у детей; -Сигналы неблагополучия, признаки острых переживаний подростка, ребенка; - Влияние семейных кризисных ситуации на развитие личности | В течение 2021-2022 учебного года по запросу. | Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г. классные руководители |
3.4. | Проведение консультаций для родителей учащихся, оказавшихся в кризисной ситуации | Ежедневно по графику Согласно индивидуального плана по ИПС | Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г. |
3.5. | Круглый стол для родителей с детьми ОВЗ и инвалидов на тему: «На тропе доверия» | Октябрь 2021г. | Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г. |
IV.Организация работы с несовершеннолетними по профилактике суицидального поведения | |||
4.1. | Проведение классных часов, диспутов, дискуссии, мини-бесед с элементами тренинга, акции, конкурсов, тимбилдингов и тренинговых занятий, направленных на формирование антисуицидального поведения. | С 1 по 25 числа каждого месяца 2021 г. и 2022 г.
| Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г. |
4.2. | Проведение индивидуальных и групповых консультирований | Ежедневно по графику Согласно индивидуального плана по ИПС | Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г.. |
4.3. | Организовать работу по психолого-педагогическому сопровождению учащихся группы «риска» и детей, находящихся в кризисном состоянии и с высокой степенью суицидального риска | В течение 2020-2021 учебного года | Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г. |
4.4. | Квест-игра на формирование ценностно-смысловых ориентаций среди подростков 8-11 классов | Октябрь 2021 г. Март 2022 г. | Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г. |
Вывод. Работа по профилактике девиантного поведения в школе ведется системно. На всех учащихся, состоящих на учете, составлены индивидуальные карты сопровождения, у них имеются наставники из числа педагогов школы. Также учащиеся на профилактических учетах активно принимают участие в различных акциях, конкурсах и спортивных мероприятиях школы, города. Кроме того, в целях выявления динамики улучшения два раза в учебном году проводятся диагностические работы. По результатам диагностических работ и профилактических мероприятий, на основании улучшения поведения несовершеннолетних, их снимают с учета по решению Совета профилактики администрации школы и КДН г. Ак-Довурака
С 2019 по 2022 (I полугодие) год наблюдается положительная динамика в сфере психического благосостояния детей, состоящих на учете.