1.4. Профилактика девиантного поведения учащихся (правонарушений, употребления ПАВ, суицидов).

Долаана Викторовна Кудай-Мерген

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

_______СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г.АК-ДОВУРАКА_____

668051, Республика Тыва, г. Ак-Довурак, ул. Центральная,23 тел/факс 8 (39433) 21-10-38, е-mail: tyva_school_113@mail.ru

 

1.4. Профилактика девиантного поведения учащихся (правонарушений, употребления ПАВ, суицидов).

Виды девиаций

Учебный год

Правонарушения

Употребление

ПАВ

Суицид

Всего

1

2019-2020

6

0

0

6

2

2020-2021

4

0

0

4

3

2021-2022

2

0

0

2

 

 

Виды учета

Учебный год

ВШУ

ПДН

КДН

Всего

1

2019-2020

14

16

0

30

2

2020-2021

11

10

0

21

3

2021-2022

9

6

0

15

 

 

В нашей школе разработана система профилактических мероприятий, направленных на профилактику суицидального поведения несовершеннолетних. Основная часть рабочего времени направляю на укрепление психического здоровья в целом. В связи с этим проводились классные часы, беседы, акции.

 Для выявления детей с девиантным поведением введется тесная работа классных руководителей со специалистами социально-психолого-педагогической службы школы. После совместной работы детей с девиантным поведением советом профилактики включаем во внутришкольный контроль.

Использую следующие методы и работы воздействия коррекции девиантного поведения учащихся:

а) психологическое консультирование и просвещение (педагогов, родителей, учащихся);

б) беседа с учащимися девиантным поведением

в) метод арт-терапии и музыкотерапии

Также заполняются «Карты индивидуального сопровождения обучающегося и его семьи», где фиксируются результаты психологического исследования девиантного поведения.

По результатам исследования подбираются соответствующие программы для профилактики девиантного поведения.

Работа с детьми девиантного поведения осуществляется по образовательным программам:

Название программы

1

 Р.В.Овчарова «Коррекция агрессивного поведения подростков»

2

В.В. Полякова «Программа превенция суицидов среди несовершеннолетних. Экстренная психологическая помощь по телефону»

3

В.В. Полякова «Программа психолого-педагогическая коррекция и реабилитация несовершеннолетних, склонных к употреблению ПАВ. Методика ранней профилактики отклонений в поведении»

4

Программа «Уроки общения» для младших подростков, авт: Н. Слободяник

 

 

План

мероприятий по профилактике суицидов и суицидального поведения несовершеннолетних

МБОУ СОШ №3 г. Ак-Довурака на 2021-2022 учебный год

 

№п/п

Мероприятие

Сроки исполнения

Ответственные

  1. Организация работы по профилактике суицидов и суицидального поведения в рамках мероприятий, направленных на раннее выявление суицидального поведения несовершеннолетних психолого-педагогическую и медико-социальную помощь, коррекцию, социально-психологическую реабилитацию несовершеннолетних.

1.1.

Издание приказов:

- о мерах по профилактике суицидального поведения  несовершеннолетних;

- о назначении ответственного по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних;

- об организации психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)

До 1 сентября 2021 г.

До 1 сентября 2022 г.

Директор образовательной организации Хомушку Ш.К.

1.2.

Составление и разработка общешкольного плана мероприятий по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних

До 1 сентября 2021 г.

До 1 сентября 2022 г.

Заместитель директора по воспитательной работе Улуг-Хаай Ш.И.

педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г.

социальные педагоги Кунгаа А.Х. Ооржак А.В. и Адыг-оол А.К.

1.3.

Педагогический совет «Педагогические аспекты и практический опыт работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних»

 Марта 2021 г.

 Октябрь 2021 г.

Заместитель директора по воспитательной работе Улуг-Хаай Ш.И.

1.4.

Совещания при директоре ОО:

- о мерах профилактики суицидального поведения несовершеннолетних на учебный год;

- о результатах работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних и семейного неблагополучия

 Май 2021 г.

 Сентябрь 2021 г.

Директор образовательной организации

Хомушку Ш.К.

1.5.

Совещания при заместителе директора по ВР:

- профилактика суицидального поведения несовершеннолетних и семейного неблагополучия;

- о работе классных руководителей по реализации плана индивидуального сопровождения и системы мер предотвращению случаев суицида среди детей и подростков

Март 2021 г.

 Октябрь 2022 г.

Заместитель директора по воспитательной работе Улуг-Хаай Ш.И.

1.6.

Месячник психологической безопасности (проведение мероприятий для участников образовательного процесса, направленных по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних, жестокому обращению с детьми, употребления психоактивными веществами и безопасному поведению; рисков и угроз современной интернет-среды среди несовершеннолетних)

Март 2022 г.

С 20 сентября по 20 октября 2021 г.

Март 2022 г.

С 20 сентября по 20 октября 2021 г.

 

Классные руководители,

Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г.социальные педагоги Кунгаа А.Х. Ооржак А.В. и Адыг-оол А.К.

1.7.

Проведение психолого-педагогического консилиума по  результатам мониторинга психологического здоровья по разработке индивидуальных программ сопровождения  выявленным учащимся группы «риска» (ИПС классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога)

 

Ежемесячно

 

Заместители директоров по воспитательной работе Улуг-Хаай Ш.И.,

Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г.классные руководители,

социальные педагоги Кунгаа А.Х. Ооржак А.В. и Адыг-оол А.К.,

школьные фельдшеры (по согласованию)

1.8.

Составление письменных рекомендаций родителям (законным представителям, опекунам) об обращении в Центр психического здоровья детей и подростков РТ

По мере необходимости

Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г.классные руководители

1.9.

Направление письменных рекомендаций об индивидуальном психологическом сопровождении опекаемых детей группы «риска» в отдел опеки и попечительства муниципальных образований РТ Агентства по делам семьи и детей РТ

По мере необходимости

Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г.

1.10.

Проведение информационной кампании по вопросам профилактики суицидального поведения несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми в рамках деятельности «Студия родительского мастерства» и «Театр детско-родительских отношений»

Ежеквартально

Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г.Социальные педагоги Кунгаа А.Х. Ооржак А.В. и Адыг-оол А.К.

1.11.

Информирование о психологической помощи для детей и подростков, и их родителям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в рамках круглосуточного телефона доверия (8-800-2000-122)

Постоянно

Ежемесячно

Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г.

1.12.

Оказание выездной экстренной психологической помощи и поддержки несовершеннолетним, совершившим попытку суицида, а также одноклассникам, родственникам, и несовершеннолетним, находящимся в остром предсуициде, в состоянии депрессии

По факту

Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г.

1.13.

Проведение мероприятий по пропаганде идей добровольческого труда на благо психологического здоровья обучающихся, а также привлечение к полезной деятельности направленного на формирование и развитие социально-одобряемых жизненных ценностей подростков и молодежи к решению проблем нравственного и психологического характера через волонтерскую деятельность юных помощников педагога-психолога.

Ежемесячно

Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г.

II.Методическое обеспечение работы специалистов по профилактике суицидального поведения, выявлению ранних суицидальных признаков у несовершеннолетних.

2.1.

Повышение квалификации педагогических работников по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних «Психологические аспекты детского суицида: технологии работы и ранняя превенция»

В течение

2021-2022 учебного года

Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г.

социальные педагоги Кунгаа А.Х. Ооржак А.В. и Адыг-оол А.К.,

классные руководители,

педагогические работники

2.2.

Участие в практико-ориентированных семинарах для педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей и педагогических работников «Суицидальное поведении в детском и подростковом возрасте: причины, факторы риска и их профилактика»

В течение

2021-2022 учебного года

Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г.социальные педагоги Кунгаа А.Х. Ооржак А.В. и Адыг-оол А.К.

2.5.

Проведение учебно-методических семинаров, обучающих семинаров, лекторий для педагогического коллектива:

- Профилактика конфликтных ситуаций в ученическом коллективе;

- Психолого-возрастные особенности развития ребенка;

- Методы работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних;

- Выявление ранних суицидальных признаков у несовершеннолетних.

Ежеквартально

Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г.

III. Организация работы с родителями по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних.

3.1.

Реализация программы родительского всеобуча по предупреждению возможного неблагополучия в поведении у ребенка «Заботливый родитель»

ежемесячно

Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г.

социальные педагоги Кунгаа А.Х. Ооржак А.В. и Адыг-оол А.К.,

классные руководители

3.2.

Подготовка и распространение буклетов и памяток для родителей и специалистов, работающих с несовершеннолетними по ознакомлению с признаками и ранними проявлениями суицидальных настроений, приемами профилактики и предупреждению суицидальных попыток

В течение

2021-2022 учебного года

Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г.

3.3.

Проведение родительских собраний и лекторий, общешкольных родительских собраний, семинар-практикумов для опекунов по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних:

- Роль семьи в сохранении психического здоровья ребенка;

- Возрастные особенности подростков и их проявление в поведении;

 -Профилактика возникновения депрессивного состояния у детей;

-Сигналы неблагополучия, признаки острых переживаний подростка, ребенка;

- Влияние семейных кризисных ситуации на развитие личности

В течение

2021-2022 учебного года по запросу.

Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г.

классные руководители

3.4.

Проведение консультаций для родителей учащихся, оказавшихся в кризисной ситуации

Ежедневно по графику

Согласно индивидуального плана по ИПС

Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г.

3.5.

Круглый стол для родителей с детьми ОВЗ и инвалидов на тему: «На тропе доверия»

Октябрь 2021г.

Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г.

IV.Организация работы с несовершеннолетними по профилактике суицидального поведения

4.1.

Проведение классных часов, диспутов, дискуссии, мини-бесед с элементами тренинга, акции, конкурсов, тимбилдингов и тренинговых занятий, направленных на формирование антисуицидального поведения.

С 1 по 25 числа каждого месяца

 2021 г. и 2022 г.

 

Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г.

4.2.

Проведение индивидуальных и групповых консультирований

Ежедневно по графику

Согласно индивидуального плана по ИПС

Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г..

4.3.

Организовать работу по психолого-педагогическому сопровождению учащихся группы «риска» и детей, находящихся в кризисном состоянии и с высокой степенью суицидального риска

В течение

2020-2021 учебного года

Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г.

4.4.

Квест-игра на формирование ценностно-смысловых ориентаций среди подростков 8-11 классов

Октябрь 2021 г.

Март 2022 г.

Педагоги-психологи Кудай-Мерген Д.В. и Кужугет В.Г.

 

Вывод. Работа по профилактике девиантного поведения в школе ведется системно. На всех учащихся, состоящих на учете, составлены индивидуальные карты сопровождения, у них имеются наставники из числа педагогов школы. Также учащиеся на профилактических учетах активно принимают участие в различных акциях, конкурсах и спортивных мероприятиях школы, города. Кроме того, в целях выявления динамики улучшения два раза в учебном году проводятся диагностические работы. По результатам диагностических работ и профилактических мероприятий, на основании улучшения поведения несовершеннолетних, их снимают с учета по решению Совета профилактики администрации школы и КДН г. Ак-Довурака

С 2019 по 2022 (I полугодие) год наблюдается положительная динамика в сфере психического благосостояния детей, состоящих на учете.