Программа реализации проекта «Обучение через вызов, как образовательный формат» для учащихся 4 классов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»
Программа реализации проекта
«Обучение через вызов, как образовательный формат»
для учащихся 4 классов
Составитель:
Учитель начальных классов
Шилова Светлана Валериевна
г. Пыть-Ях, 2024 г.
Пояснительная записка.
Обучение через вызов – это метод, при котором учащиеся сталкиваются с задачами и проблемами, требующими активного участия и критического мышления. Этот подход подразумевает, что образовательный процесс идёт лучше, когда они преодолевают трудности.
Метод обучения через вызов актуален в современной образовательной практике. Обучение через вызов - это разновидность проблемно-ориентированного подхода, который заставляет мыслить нестандартно. Он подразумевает, что ученик сам изучает интересующие его вопросы, ставит перед собой задачи, исходя из своих потребностей, и самостоятельно находит решения поставленных вопросов и задач. Учитель в данной ситуации должен вести себя пассивно в глазах учеников и выступать в качестве наставника и слушателя.
Такое обучение готовит детей к реальным жизненным ситуациям, развивает их метапредметные навыки, учит заниматься самообразованием.
При реализации проекта «Обучение через вызов» в учебную программу еженедельно включается 1 учебный час внеурочных занятий по проектной деятельности с элементами ТРИЗ-технологий. Изучение предмета начинается с теории, во втором полугодии учащиеся приступают к созданию индивидуальных и коллективных проектов по улучшению качества индивидуальных образовательных результатов. При этом особенностью данной деятельности является то, что тема проекта выбирается учениками на основе анализа проблем своей учебной деятельности.
В настоящее время уроки «Индивидуального проекта» являются обязательной частью учебной программы только в средних и старших классах. Проблемой является то, что дети начинают заниматься проектами, не обладая навыками «проектного» метода работы и не понимая смысла проектной деятельности. Часто их проекты получаются достаточно «сырыми», больше напоминающими рефераты и не имеющими практической ценности. Для решения этой проблемы целесообразно начинать изучение проектного метода в начальной школе (3-4 класс).
Актуальность проекта.
Актуальность инновационного проекта «Обучение через вызов как образовательный формат» обусловлена комплексом сложившихся противоречий: между потребностью общества в качественном образовании и несоответствием стандартных образовательных методик современному миру. В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого развития каждого обучающегося, внедрение различных инновационных технологий, реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, в том числе с использованием цифровой образовательной среды.
Данная модель обучения имеет свои плюсы и минусы.
Преимущества метода:
- Высокая мотивация вовлеченных в образовательную деятельность учеников.
- Возможность увидеть практический результат работы, а не только получить оценку.
- Запрос идет снизу со стороны учеников, что позволяет взглянуть на образовательный процесс с нестандартной точки зрения.
- Навыки поиска самостоятельного решения проблемы или нахождения ответов.
- Навыки работы в команде, эффективной коммуникации.
Недостатки метода:
- Проблемы и задачи, поставленные учениками перед самими собой, могут быть слишком сложные для их уровня. В таком случае преподаватель должен выступить в роли «фильтра» и облегчить формулировку проблемы.
- От преподавателя требуется максимальное переосмысление образовательного процесса. Он должен «тонко» направлять, а не транслировать ученикам свой взгляд на проблему.
- Тяжело контролировать ход мыслей учащихся младшего школьного возраста.
- Много ответственности на учениках. Могут возникнуть трудности, так как подход требует высоких навыков саморегуляции.
Особенности проекта.
Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизическом развитии. Начальное образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.
Многие учителя начальной школы не включают проблемные задания, способствующие развитию творческого мышления учащихся, так как система традиционного обучения не предусматривает таких заданий. Недостаточно разработано методических рекомендаций по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе. В ходе реализации проекта каждый обучающийся выделит для себя проблемную область в повседневной познавательной деятельности, сформулирует причины появления проблем и способы их решения в виде проекта (индивидуального или коллективного), а также сможет на практике применить полученные навыки решения образовательных задач. Полученные в ходе реализации проекта знания пригодятся обучающимся для дальнейшего самообучения и саморазвития.
Данный проект также является подготовкой к самостоятельной исследовательской деятельности. Особую значимость данный курс имеет для детей с особыми возможностями здоровья, так как представляет обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации, вне зависимости от уровня предметной подготовки.
Значимость проекта.
Значимость этого проекта обусловлена одной из задач государственной программы "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года: Развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей, в том числе государственная поддержка проектов, направленных на повышение роли школы в воспитании детей и молодежи.
Цели и задачи проекта.
Цели проекта:
- Создание условий, способствующих развитию личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
- Усвоение учащимися знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания и умения более прочные, чем при традиционном обучении;
- Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;
- Развитие проблемного и критического мышления;
- Приобщение младших школьников к исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
- Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования; развития творческой исследовательской активности;
- Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.
- Применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе;
- Сформировать у учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
- Стимулировать интерес младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержать стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
- Сформировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве, развить умение самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создать ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
- Сформировать позитивное самооценивание и взаимооценивание, социально адекватные способы поведения и взаимодействия;
- Сформировать навыки устной презентации;
- Обучить способам сбора и первичной обработки информации;
- Сформировать умение составлять письменный отчёт о работе над проектом;
- Сформировать навыки планирования собственной и коллективной деятельности;
- Сформировать навыки формирующего оценивания и рефлексии.
Планируемые результаты освоения курса.
Обучающийся будет знать:
- основы проектно-исследовательской работы;
- виды проектов;
- методы исследования и поиска информации;
- правила выбора темы и объекта исследования;
- способы оформления проектов;
- правила осуществления самоконтроля;
- методы и приемы планирования;
- основы самопрезентации.
Обучающийся будет уметь:
- выбирать пути решения задачи исследования;
- классифицировать и анализировать предметы, явления и события;
- самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
- правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
- собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
- осуществлять сотрудничество с взрослыми;
- презентовать свою работу, участвовать в обсуждении коллективной оценочной деятельности; - использовать различные источники информации.
Теоретико-методологическая основа проекта.
Впервые модель «Обучение через вызов» была предложена компанией Apple в 2008 году. Совместно с американскими педагогами корпорация сформулировала основные принципы трансформации современного образования. Поскольку в век цифровых технологий особую ценность приобрели «мягкие» навыки (коммуникабельность, ответственность, обучаемость), то и обучение должно быть направлено на их развитие.
Метод в оригинальной трактовке предполагает три основных шага:
- Вовлечение через вопросы,
- Расследование,
- Действие.
«Обучение через вызов» является разновидностью метода проблемного обучения. Эта технология не нова. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию и более глубокому проникновению в суть предметов процессов и явлений. Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднение в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа. Во взглядах более поздних мыслителей также прослеживается идея необходимости применения активных форм обучения. Вместе с переходом школы от индивидуального к групповому, и далее к классно-урочному обучению при словесно-наглядном типе обучения постепенно развивалась идея активизации познавательной деятельности ученика и идея исследовательского пути учения. Одним из первых сторонников активного учения школьников был знаменитый педагог Я.А. Каменский. Его «Великая дидактика» дает указания на «необходимость воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое учит детей «мыслить нужным умом» (С. 652, Каменский Я.А)., Избран. Педаг. Соч-я / Под ред. Красновского А.А. - Просвещение, 55)
Понятие "проблемное обучение" получило распространение в 20-30-е годы как в советских, так и зарубежных школах. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского психолога и педагога Джона Дьюи, основавшего в 1894 году в Чикаго экспериментальную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью.
Д. Дьюи утверждает, что человек начинает мыслить тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него большое значение. Д. Дьюи предложил смелые новшества. Место объяснительно- иллюстративного обучения занял принцип активного учения, основой которого является собственная познавательная деятельность учащегося. Место устного и письменного слова заняли теоретические занятия, на которых осуществлялась самостоятельная исследовательская работа учащегося. Однако, в дидактике Д.Дьюи есть и недостатки. Практика показывает, что обучение не может быть “сплошь проблемным”, учащиеся не участвуют в процессе закрепления знаний.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.
Широкое введение проблемного обучения еще только осуществляется. С этой точки зрения проблемное обучения - новое педагогическое явление.
Приемы и средства обучения.
Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления. Значимая роль в реализации проекта отводится самостоятельной работе, осуществляемой обучающимися в свободное время.
Ученики знакомятся с правилами работы в команде, со способами первичной обработки информации, с правилами публичного выступления. Ученики учатся работать с информацией, задавать вопросы, направляющие проект.
Реализация проекта стимулирует обучающихся к активной внеурочной деятельности: участию в викторинах, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, интеллектуальных конкурсах олимпиадах, соревнованиях, познавательных играх, в том числе с использованием ИКТ.
Учебно – тематический план.
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во уроков | Виды и формы учебной деятельности |
1. | Мое учеба – моя ответственность | 1 | Обсуждение положительных и отрицательных моментов в учебной деятельности. Обсуждение последних пройденных тем. Выявление проблематики |
2. | Тематика проекта | 1 | Формируем умение формулировать возникающие в обучении трудности и находить их первопричину. 5 «почему». |
3. | Как правильно донести свою мысль? | 1 | Учимся правильно формулировать свои мысли, исходя из поставленных задач и аудитории. Ищем отличие устных и письменных формулировок. |
4. | Команда | 1 | Рассматриваем преимущества и минусы командной и групповой работы. |
5. | Цель. Планирование и этапы работы | 1 | Знакомимся с понятиями «цель», «план», «этап». Учимся формулировать цели и задачи, разбивать задачи на этапы. |
6. | Актуальность и значимость | 1 | Учимся находить важные, существенные признаки в любой деятельности, отличать свои потребности от навязанных обществом. |
7. | Проблема и поиск её решения | 1 | Учится искать проблему, формулировать проблему. Ищем способы решения. «Системный оператор», метод «Маленьких человечков». |
8. | Гипотеза и теория | 1 | Учимся высказывать предложения, догадки, предполагать результат, исходя из проблемы. ищем способы подтверждения гипотезы. |
9. | Цель | 1 | Формулируем конечную цель проекта с применением СМАРТ-технологии. |
10. | Задача проекта | 1 | Формулируем задачи проекта. Ищем отличия цели от задачи. Проверяем выполнимость задач по СМАРТ. |
11. | Ресурсы. Информация | 1 | Изучаем и описываем ресурсы. Учиться искать информацию в сети Интернет. |
12. | Интервью. Опросы | 1 | Учимся составлять вопросы и брать интервью, участвовать в беседе, дискуссии. Создаем опрос. |
13. | Отбор информации. Фейки | 1 | Учимся осуществлять отбор необходимой информации, искать недостающие данные. Учимся отличать фейки от достоверной информации. |
14. | Виды проектов | 1 | Изучаем виды проектов. Формулируем конечный продукт проектной деятельности. |
15. | Теория решения изобретательских задач | 1 | Актуализируем знания по ТРИЗ-технологиям. |
16. | ТРИЗ каждый день | 1 | Актуализируем знания по ТРИЗ-технологиям. Чем ТРИЗ может помочь учащемуся в повседневной образовательной деятельности. |
17. | Устная презентация | 1 | Учится презентовать себя и результаты своей работы. |
18. | Исследуем себя – творческая самопрезентация | 1 | Учимся оформлять наглядную самопрезентацию. |
19-20. | PowerPoint | 2 | Учимся работать в PowerPoint. |
21. | Аналоги PowerPoint | 1 | Учимся работать в Google Slides, LibreOffice Impress, ONLYOFFICE. |
22. | Презентация. С чего начать | 1 | Составляем план презентации. |
23.
| Текст и изображение | 1 | Учимся набирать текст и вставлять изображения. Учимся оформлять презентацию в едином стиле. |
24. | Выступление перед зрителями | 1 | Учимся выступать перед аудиторией. Лайфхаки, улучшающие качество выступлений. |
25. | Отвечаем на вопросы зрителей | 1 | Учимся уверенности в себе, развиваем находчивость. |
26-27. | Мозговой штурм «Проект за дня. От идеи до реализации» | 2 | Творческий мозговой штурм. Повторяем основы проектной деятельности. Формулируем креативный проект. |
28. | Завершение проекта | 1 | Собираем проект в единое целое. Корректируем формулировки. |
29-30. | Рефлексия | 2 | Учимся оценивать свою и чужую деятельность по методу формирующего оценивания. Формулируем критерии практической оценки проекта. |
31. | Практическая реализация проекта | 1 | Проводим самооценку и взаимооценку проектов по факту практического применения результатов проектной деятельности. |
32. | Проектные конкурсы и гранты | 1 | Изучаем проектные конкурсы и гранты, в которых можем принять участие. |
32. | Защита проекта | 1 | Представляем результаты своей работы перед жюри. |
33. | Самоанализ и рефлексия публичного выступления | 1 | Оцениваем качество своего выступления, описываем проблемные моменты. Исследуем зоны роста. |
34. | Впечатления от участия в проекте | 1 | Озвучиваем впечатления от участия в проекте. Обсуждаем возможность дальнейшего развития проектов и применения полученных навыков в повседневной деятельности. Благодарим за помощь и наставничество. |
| Всего | 34 ч |
|
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Дата проведения | ||
План | Факт | |||
1. | Мое учеба – моя ответственность |
|
| |
2. | Тематика проекта |
|
| |
3. | Как правильно донести свою мысль? |
|
| |
4. | Команда |
|
| |
5. | Цель. Планирование и этапы работы |
|
| |
6. | Актуальность и значимость |
|
| |
7. | Проблема и поиск её решения |
|
| |
8. | Гипотеза и теория |
|
| |
9. | Цель |
|
| |
10. | Задача проекта |
|
| |
11. | Ресурсы. Информация |
|
| |
12. | Интервью. Опросы |
|
| |
13. | Отбор информации. Фейки |
|
| |
14. | Виды проектов |
|
| |
15. | Теория решения изобретательских задач |
|
| |
16. | ТРИЗ каждый день |
|
| |
17. | Устная презентация |
|
| |
18. | Исследуем себя – творческая самопрезентация |
|
| |
19. | PowerPoint |
|
| |
20. | PowerPoint |
|
| |
21. | Аналоги PowerPoint |
|
| |
22. | Презентация. С чего начать |
|
| |
23. | Текст и изображение |
|
| |
24. | Выступление перед зрителями |
|
| |
25. | Отвечаем на вопросы зрителей |
|
| |
26. | Мозговой штурм «Проект за дня. От идеи до реализации» |
|
| |
27. | Мозговой штурм «Проект за дня. От идеи до реализации» |
|
| |
28. | Завершение проекта |
|
| |
29. | Рефлексия |
|
| |
30. | Рефлексия |
|
| |
31. | Практическая реализация проекта |
|
| |
32. | Проектные конкурсы и гранты |
|
| |
32. | Защита проекта |
|
| |
33. | Самоанализ и рефлексия публичного выступления |
|
| |
34. | Впечатления от участия в проекте |
|
| |
Критерии оценивания практической значимости проекта.
Проводится самооценивание и взаимооценивание проектов обучающимися.
- Обоснование и постановка цели и задач
0 – цель и задачи проекта не сформулированы;
1 – при сформулированной цели отсутствуют задачи либо цель сформулирована не очень ясно; соответствие задач с результатами неочевидно;
2 – цель и задачи сформулированы, но не обоснованы или нет соответствия их с результатами;
3 – цель и задачи обоснованы и грамотно сформулированы, соответствуют результатам
- Планирование и этапы реализации проекта
0 – планирование отсутствует, этапы реализации проекта не раскрыты;
1 – отражены пути достижения замысла, но не полностью согласуются с задачами, целью или/и результатами;
2 – этапы реализации проекта связаны с целью, задачами и результатами работы, имеются замечания по формулировкам;
3 – представлен план работы, подробно отражающий поэтапное осуществление замысла проекта.
- Практическая значимость
0 – работа не имеет никакой практической значимости;
1 – практическая значимость имеется в цели, но отсутствует в конечном результате;
2 – продукт может использоваться на практике, но необходимы некоторые доработки;
3 – продукт может использоваться на практике без доработок.
- Творческий подход
0 – отсутствие творческого замысла, проект сделан шаблонно;
1 – работа в основном описательного типа, продукт не имеет практической ценности;
2 – работа творческая, отличается частичной оригинальностью и практичностью;
3 – работа творческая, предложены оригинальные решения, применимые на практике.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Интернет-ресурсы для педагога:
1. «ТРИЗ технология в школе. Теория и практика» - https://yandex.ru/video/preview/17771563301263400969
Интернет-ресурсы для обучающихся:
1. Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
2. 8 способов помочь ребенку, который волнуется перед выступлением - https://www.kanal-o.ru/news/10101
3. Урок 1 Первые шаги в Power Point (для начальной школы) - https://yandex.ru/video/preview/2296752553088569656
Технические средства.
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
2. Компьютер с доступом к сети Интернет.
3. Мультимедийный проектор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_realizatsii_proekta_obuchenie_cherez_vyzov_kak_obrazovatelnyy_format.docx | 59.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»
Программа реализации проекта
«Обучение через вызов, как образовательный формат»
для учащихся 4 классов
Составитель:
Учитель начальных классов
Шилова Светлана Валериевна
г. Пыть-Ях, 2024 г.
Содержание:
- Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………..…стр. 3
- Актуальность проекта……………………………………………………………………………………………….…стр. 4
- Особенности проекта…………………………………………………………………………………….……………..стр. 5
- Значимость проекта……………………………………………………………………………………………………стр. 6
- Цели и задачи проекта…………………………………………………………………………………………………стр. 6
- Планируемые результаты освоения учебного предмета.…………………………………………………………стр. 7
- Теоретико-методологическая основа проекта…………………………………………………………………… стр. 9
- Приемы и средства обучения. ……………………………………………………………………………………… стр. 11
- Учебно – тематический план………………………………………………………………………………………стр. 11
- Календарно-тематическое планирование………………………………………………………………………...стр. 15
- Критерии оценивания практической значимости проекта. ……………………………………………………стр. 17
- Перечень учебно-методического обеспечения…………………………………………………………………… стр. 18
- Технические средства……………………………………………………………………………………………… стр. 18
Пояснительная записка.
Обучение через вызов – это метод, при котором учащиеся сталкиваются с задачами и проблемами, требующими активного участия и критического мышления. Этот подход подразумевает, что образовательный процесс идёт лучше, когда они преодолевают трудности.
Метод обучения через вызов актуален в современной образовательной практике. Обучение через вызов - это разновидность проблемно-ориентированного подхода, который заставляет мыслить нестандартно. Он подразумевает, что ученик сам изучает интересующие его вопросы, ставит перед собой задачи, исходя из своих потребностей, и самостоятельно находит решения поставленных вопросов и задач. Учитель в данной ситуации должен вести себя пассивно в глазах учеников и выступать в качестве наставника и слушателя.
Такое обучение готовит детей к реальным жизненным ситуациям, развивает их метапредметные навыки, учит заниматься самообразованием.
При реализации проекта «Обучение через вызов» в учебную программу еженедельно включается 1 учебный час внеурочных занятий по проектной деятельности с элементами ТРИЗ-технологий. Изучение предмета начинается с теории, во втором полугодии учащиеся приступают к созданию индивидуальных и коллективных проектов по улучшению качества индивидуальных образовательных результатов. При этом особенностью данной деятельности является то, что тема проекта выбирается учениками на основе анализа проблем своей учебной деятельности.
В настоящее время уроки «Индивидуального проекта» являются обязательной частью учебной программы только в средних и старших классах. Проблемой является то, что дети начинают заниматься проектами, не обладая навыками «проектного» метода работы и не понимая смысла проектной деятельности. Часто их проекты получаются достаточно «сырыми», больше напоминающими рефераты и не имеющими практической ценности. Для решения этой проблемы целесообразно начинать изучение проектного метода в начальной школе (3-4 класс).
Актуальность проекта.
Актуальность инновационного проекта «Обучение через вызов как образовательный формат» обусловлена комплексом сложившихся противоречий: между потребностью общества в качественном образовании и несоответствием стандартных образовательных методик современному миру. В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого развития каждого обучающегося, внедрение различных инновационных технологий, реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, в том числе с использованием цифровой образовательной среды.
Данная модель обучения имеет свои плюсы и минусы.
Преимущества метода:
- Высокая мотивация вовлеченных в образовательную деятельность учеников.
- Возможность увидеть практический результат работы, а не только получить оценку.
- Запрос идет снизу со стороны учеников, что позволяет взглянуть на образовательный процесс с нестандартной точки зрения.
- Навыки поиска самостоятельного решения проблемы или нахождения ответов.
- Навыки работы в команде, эффективной коммуникации.
Недостатки метода:
- Проблемы и задачи, поставленные учениками перед самими собой, могут быть слишком сложные для их уровня. В таком случае преподаватель должен выступить в роли «фильтра» и облегчить формулировку проблемы.
- От преподавателя требуется максимальное переосмысление образовательного процесса. Он должен «тонко» направлять, а не транслировать ученикам свой взгляд на проблему.
- Тяжело контролировать ход мыслей учащихся младшего школьного возраста.
- Много ответственности на учениках. Могут возникнуть трудности, так как подход требует высоких навыков саморегуляции.
Особенности проекта.
Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизическом развитии. Начальное образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.
Многие учителя начальной школы не включают проблемные задания, способствующие развитию творческого мышления учащихся, так как система традиционного обучения не предусматривает таких заданий. Недостаточно разработано методических рекомендаций по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе. В ходе реализации проекта каждый обучающийся выделит для себя проблемную область в повседневной познавательной деятельности, сформулирует причины появления проблем и способы их решения в виде проекта (индивидуального или коллективного), а также сможет на практике применить полученные навыки решения образовательных задач. Полученные в ходе реализации проекта знания пригодятся обучающимся для дальнейшего самообучения и саморазвития.
Данный проект также является подготовкой к самостоятельной исследовательской деятельности. Особую значимость данный курс имеет для детей с особыми возможностями здоровья, так как представляет обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации, вне зависимости от уровня предметной подготовки.
Значимость проекта.
Значимость этого проекта обусловлена одной из задач государственной программы "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года: Развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей, в том числе государственная поддержка проектов, направленных на повышение роли школы в воспитании детей и молодежи.
Цели и задачи проекта.
Цели проекта:
- Создание условий, способствующих развитию личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
- Усвоение учащимися знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания и умения более прочные, чем при традиционном обучении;
- Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;
- Развитие проблемного и критического мышления;
- Приобщение младших школьников к исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
- Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования; развития творческой исследовательской активности;
- Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.
- Применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе;
- Сформировать у учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
- Стимулировать интерес младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержать стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
- Сформировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве, развить умение самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создать ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
- Сформировать позитивное самооценивание и взаимооценивание, социально адекватные способы поведения и взаимодействия;
- Сформировать навыки устной презентации;
- Обучить способам сбора и первичной обработки информации;
- Сформировать умение составлять письменный отчёт о работе над проектом;
- Сформировать навыки планирования собственной и коллективной деятельности;
- Сформировать навыки формирующего оценивания и рефлексии.
Планируемые результаты освоения курса.
Обучающийся будет знать:
- основы проектно-исследовательской работы;
- виды проектов;
- методы исследования и поиска информации;
- правила выбора темы и объекта исследования;
- способы оформления проектов;
- правила осуществления самоконтроля;
- методы и приемы планирования;
- основы самопрезентации.
Обучающийся будет уметь:
- выбирать пути решения задачи исследования;
- классифицировать и анализировать предметы, явления и события;
- самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
- правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
- собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
- осуществлять сотрудничество с взрослыми;
- презентовать свою работу, участвовать в обсуждении коллективной оценочной деятельности; - использовать различные источники информации.
Теоретико-методологическая основа проекта.
Впервые модель «Обучение через вызов» была предложена компанией Apple в 2008 году. Совместно с американскими педагогами корпорация сформулировала основные принципы трансформации современного образования. Поскольку в век цифровых технологий особую ценность приобрели «мягкие» навыки (коммуникабельность, ответственность, обучаемость), то и обучение должно быть направлено на их развитие.
Метод в оригинальной трактовке предполагает три основных шага:
- Вовлечение через вопросы,
- Расследование,
- Действие.
«Обучение через вызов» является разновидностью метода проблемного обучения. Эта технология не нова. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию и более глубокому проникновению в суть предметов процессов и явлений. Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднение в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа. Во взглядах более поздних мыслителей также прослеживается идея необходимости применения активных форм обучения. Вместе с переходом школы от индивидуального к групповому, и далее к классно-урочному обучению при словесно-наглядном типе обучения постепенно развивалась идея активизации познавательной деятельности ученика и идея исследовательского пути учения. Одним из первых сторонников активного учения школьников был знаменитый педагог Я.А. Каменский. Его «Великая дидактика» дает указания на «необходимость воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое учит детей «мыслить нужным умом» (С. 652, Каменский Я.А)., Избран. Педаг. Соч-я / Под ред. Красновского А.А. - Просвещение, 55)
Понятие "проблемное обучение" получило распространение в 20-30-е годы как в советских, так и зарубежных школах. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского психолога и педагога Джона Дьюи, основавшего в 1894 году в Чикаго экспериментальную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью.
Д. Дьюи утверждает, что человек начинает мыслить тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него большое значение. Д. Дьюи предложил смелые новшества. Место объяснительно- иллюстративного обучения занял принцип активного учения, основой которого является собственная познавательная деятельность учащегося. Место устного и письменного слова заняли теоретические занятия, на которых осуществлялась самостоятельная исследовательская работа учащегося. Однако, в дидактике Д.Дьюи есть и недостатки. Практика показывает, что обучение не может быть “сплошь проблемным”, учащиеся не участвуют в процессе закрепления знаний.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.
Широкое введение проблемного обучения еще только осуществляется. С этой точки зрения проблемное обучения - новое педагогическое явление.
Приемы и средства обучения.
Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления. Значимая роль в реализации проекта отводится самостоятельной работе, осуществляемой обучающимися в свободное время.
Ученики знакомятся с правилами работы в команде, со способами первичной обработки информации, с правилами публичного выступления. Ученики учатся работать с информацией, задавать вопросы, направляющие проект.
Реализация проекта стимулирует обучающихся к активной внеурочной деятельности: участию в викторинах, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, интеллектуальных конкурсах олимпиадах, соревнованиях, познавательных играх, в том числе с использованием ИКТ.
Учебно – тематический план.
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во уроков | Виды и формы учебной деятельности |
1. | Мое учеба – моя ответственность | 1 | Обсуждение положительных и отрицательных моментов в учебной деятельности. Обсуждение последних пройденных тем. Выявление проблематики |
2. | Тематика проекта | 1 | Формируем умение формулировать возникающие в обучении трудности и находить их первопричину. 5 «почему». |
3. | Как правильно донести свою мысль? | 1 | Учимся правильно формулировать свои мысли, исходя из поставленных задач и аудитории. Ищем отличие устных и письменных формулировок. |
4. | Команда | 1 | Рассматриваем преимущества и минусы командной и групповой работы. |
5. | Цель. Планирование и этапы работы | 1 | Знакомимся с понятиями «цель», «план», «этап». Учимся формулировать цели и задачи, разбивать задачи на этапы. |
6. | Актуальность и значимость | 1 | Учимся находить важные, существенные признаки в любой деятельности, отличать свои потребности от навязанных обществом. |
7. | Проблема и поиск её решения | 1 | Учится искать проблему, формулировать проблему. Ищем способы решения. «Системный оператор», метод «Маленьких человечков». |
8. | Гипотеза и теория | 1 | Учимся высказывать предложения, догадки, предполагать результат, исходя из проблемы. ищем способы подтверждения гипотезы. |
9. | Цель | 1 | Формулируем конечную цель проекта с применением СМАРТ-технологии. |
10. | Задача проекта | 1 | Формулируем задачи проекта. Ищем отличия цели от задачи. Проверяем выполнимость задач по СМАРТ. |
11. | Ресурсы. Информация | 1 | Изучаем и описываем ресурсы. Учиться искать информацию в сети Интернет. |
12. | Интервью. Опросы | 1 | Учимся составлять вопросы и брать интервью, участвовать в беседе, дискуссии. Создаем опрос. |
13. | Отбор информации. Фейки | 1 | Учимся осуществлять отбор необходимой информации, искать недостающие данные. Учимся отличать фейки от достоверной информации. |
14. | Виды проектов | 1 | Изучаем виды проектов. Формулируем конечный продукт проектной деятельности. |
15. | Теория решения изобретательских задач | 1 | Актуализируем знания по ТРИЗ-технологиям. |
16. | ТРИЗ каждый день | 1 | Актуализируем знания по ТРИЗ-технологиям. Чем ТРИЗ может помочь учащемуся в повседневной образовательной деятельности. |
17. | Устная презентация | 1 | Учится презентовать себя и результаты своей работы. |
18. | Исследуем себя – творческая самопрезентация | 1 | Учимся оформлять наглядную самопрезентацию. |
19-20. | PowerPoint | 2 | Учимся работать в PowerPoint. |
21. | Аналоги PowerPoint | 1 | Учимся работать в Google Slides, LibreOffice Impress, ONLYOFFICE. |
22. | Презентация. С чего начать | 1 | Составляем план презентации. |
23.
| Текст и изображение | 1 | Учимся набирать текст и вставлять изображения. Учимся оформлять презентацию в едином стиле. |
24. | Выступление перед зрителями | 1 | Учимся выступать перед аудиторией. Лайфхаки, улучшающие качество выступлений. |
25. | Отвечаем на вопросы зрителей | 1 | Учимся уверенности в себе, развиваем находчивость. |
26-27. | Мозговой штурм «Проект за дня. От идеи до реализации» | 2 | Творческий мозговой штурм. Повторяем основы проектной деятельности. Формулируем креативный проект. |
28. | Завершение проекта | 1 | Собираем проект в единое целое. Корректируем формулировки. |
29-30. | Рефлексия | 2 | Учимся оценивать свою и чужую деятельность по методу формирующего оценивания. Формулируем критерии практической оценки проекта. |
31. | Практическая реализация проекта | 1 | Проводим самооценку и взаимооценку проектов по факту практического применения результатов проектной деятельности. |
32. | Проектные конкурсы и гранты | 1 | Изучаем проектные конкурсы и гранты, в которых можем принять участие. |
32. | Защита проекта | 1 | Представляем результаты своей работы перед жюри. |
33. | Самоанализ и рефлексия публичного выступления | 1 | Оцениваем качество своего выступления, описываем проблемные моменты. Исследуем зоны роста. |
34. | Впечатления от участия в проекте | 1 | Озвучиваем впечатления от участия в проекте. Обсуждаем возможность дальнейшего развития проектов и применения полученных навыков в повседневной деятельности. Благодарим за помощь и наставничество. |
Всего | 34 ч |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Дата проведения | ||
План | Факт | |||
1. | Мое учеба – моя ответственность | |||
2. | Тематика проекта | |||
3. | Как правильно донести свою мысль? | |||
4. | Команда | |||
5. | Цель. Планирование и этапы работы | |||
6. | Актуальность и значимость | |||
7. | Проблема и поиск её решения | |||
8. | Гипотеза и теория | |||
9. | Цель | |||
10. | Задача проекта | |||
11. | Ресурсы. Информация | |||
12. | Интервью. Опросы | |||
13. | Отбор информации. Фейки | |||
14. | Виды проектов | |||
15. | Теория решения изобретательских задач | |||
16. | ТРИЗ каждый день | |||
17. | Устная презентация | |||
18. | Исследуем себя – творческая самопрезентация | |||
19. | PowerPoint | |||
20. | PowerPoint | |||
21. | Аналоги PowerPoint | |||
22. | Презентация. С чего начать | |||
23. | Текст и изображение | |||
24. | Выступление перед зрителями | |||
25. | Отвечаем на вопросы зрителей | |||
26. | Мозговой штурм «Проект за дня. От идеи до реализации» | |||
27. | Мозговой штурм «Проект за дня. От идеи до реализации» | |||
28. | Завершение проекта | |||
29. | Рефлексия | |||
30. | Рефлексия | |||
31. | Практическая реализация проекта | |||
32. | Проектные конкурсы и гранты | |||
32. | Защита проекта | |||
33. | Самоанализ и рефлексия публичного выступления | |||
34. | Впечатления от участия в проекте |
Критерии оценивания практической значимости проекта.
Проводится самооценивание и взаимооценивание проектов обучающимися.
- Обоснование и постановка цели и задач
0 – цель и задачи проекта не сформулированы;
1 – при сформулированной цели отсутствуют задачи либо цель сформулирована не очень ясно; соответствие задач с результатами неочевидно;
2 – цель и задачи сформулированы, но не обоснованы или нет соответствия их с результатами;
3 – цель и задачи обоснованы и грамотно сформулированы, соответствуют результатам
- Планирование и этапы реализации проекта
0 – планирование отсутствует, этапы реализации проекта не раскрыты;
1 – отражены пути достижения замысла, но не полностью согласуются с задачами, целью или/и результатами;
2 – этапы реализации проекта связаны с целью, задачами и результатами работы, имеются замечания по формулировкам;
3 – представлен план работы, подробно отражающий поэтапное осуществление замысла проекта.
- Практическая значимость
0 – работа не имеет никакой практической значимости;
1 – практическая значимость имеется в цели, но отсутствует в конечном результате;
2 – продукт может использоваться на практике, но необходимы некоторые доработки;
3 – продукт может использоваться на практике без доработок.
- Творческий подход
0 – отсутствие творческого замысла, проект сделан шаблонно;
1 – работа в основном описательного типа, продукт не имеет практической ценности;
2 – работа творческая, отличается частичной оригинальностью и практичностью;
3 – работа творческая, предложены оригинальные решения, применимые на практике.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Интернет-ресурсы для педагога:
1. «ТРИЗ технология в школе. Теория и практика» - https://yandex.ru/video/preview/17771563301263400969
Интернет-ресурсы для обучающихся:
1. Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
2. 8 способов помочь ребенку, который волнуется перед выступлением - https://www.kanal-o.ru/news/10101
3. Урок 1 Первые шаги в Power Point (для начальной школы) - https://yandex.ru/video/preview/2296752553088569656
Технические средства.
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
2. Компьютер с доступом к сети Интернет.
3. Мультимедийный проектор.