Чек-лист «Пять шагов от классического формата к обучению через вызов»

Шилова Светлана Валериевна

Чек-лист «Пять шагов от классического формата к обучению через вызов»

 

1. Самоанализ и рефлексия.

- Научите детей анализировать свою деятельность. До, после и в процессе выполнения работы.

- Научите их задавать себе вопросы:

Зачем я это делаю?

Что я хочу получить в результате?

Могу ли я делать это эффективнее?

- По итогам выполнения любой работы, напомните детям подумать о том, хорошо ли сделана работа? Можно ли было сделать её лучше, быстрее?

__________________________________________________________________

! Самоанализ и рефлексия важны для развития критического мышления и саморегуляции. Ученики учатся анализировать свои действия и принимать обоснованные решения. Увидев свои ошибки во время выполнения задания, они могут разработать стратегии предотвращения подобных ошибок в будущем.

 

2. Проблемный метод.

- Научите детей видеть и формулировать задачи и проблемы.

- Начинайте любую новую тему с проблемного вопроса. По мере совершенствования навыков учащихся, подводите их к самостоятельной формулировке проблемного вопроса.

__________________________________________________________________

! Учитель должен организовать условия для самостоятельного обнаружения учащимся  образовательной проблемы или задачи. Это способствует повышению мотивации учеников и глубокому пониманию материала.

 

3. Формирующее оценивание.

- Организуйте самопроверку и взаимопроверку учениками выполненных работ.

- Предложите разработать и озвучить критерии оценивания.

- Проведите обсуждение выявленных при проверке ошибок и предложите ученикам придумать способы избежать их в дальнейшем.

- Предложите ученикам оценить качество работы учителя при ведении урока и обсудите моменты, которые не понравились обучающимся. Вместе придумайте, чем можно заменить те виды деятельности, которые не нравятся учащимся.

__________________________________________________________________

! Учащиеся между собой и с учителем обмениваются мнениями и критикой, что помогает оценить разнообразие подходов. Учащиеся принимают активную роль в своём обучении, исследуя все возможные способы решения проблемы или задачи. Работа в парах и группах развивает коммуникативные навыки и способствует совместному решению поставленной задачи.

 

4. ТРИЗ-технологии.

- Изучите с учениками ТРИЗ-приемы, которые могут помочь им в учебе:

- Пишите сочинения с помощью игр с картинами.

- Учите стихи по технологии комнаты памяти или с помощью ассоциаций.

- Пишите лимерики после изучения каждого литературного произведения.

- Решайте задачи методом «маленьких человечков».

- Делайте то, что нравится и удобно Вам и Вашим ученикам.

__________________________________________________________________

! Использование ТРИЗ формирует у ученика целостное мировоззрение, развивает метапредметные навыки. Поощряет не заучивание правил, а самостоятельное мышление и творческий поиск. Учащиеся учатся обосновывать свое мнение и свои интересы и несет ответственность за результат своего обучения.

 

5. Принцип минимакса.

- Не пытайтесь уровнять успевающих с неуспевающими. Разработайте индивидуальные критерии оценивания учащихся.

- Учитывайте в оценивании количество усилий, которые конкретный ребенок приложил для выполнения задания.

- Дайте детям свободу творчества. Найдите сильные стороны у любого ребенка и поощряйте их развитие.

__________________________________________________________________

! Принцип минимакса предполагает обучение каждого ребенка в своем темпе по индивидуальной траектории на уровне своего возможного максимума.

Со слов Аристотеля: «Чтобы преуспеть в учении, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чек-лист «Пять шагов от классического формата к обучению через вызов»

  1. Самоанализ и рефлексия.

Научите детей анализировать свою деятельность. До, после и в процессе выполнения работы.

Научите их задавать себе вопросы:

Зачем я это делаю?

Что я хочу получить в результате?

Могу ли я делать это эффективнее?

По итогам выполнения любой работы, напомните детям подумать о том, хорошо ли сделана работа? Можно ли было сделать её лучше, быстрее?

__________________________________________________________________

! Самоанализ и рефлексия важны для развития критического мышления и саморегуляции. Ученики учатся анализировать свои действия и принимать обоснованные решения. Увидев свои ошибки во время выполнения задания, они могут разработать стратегии предотвращения подобных ошибок в будущем.

  1. Проблемный метод.

Научите детей видеть и формулировать задачи и проблемы.

Начинайте любую новую тему с проблемного вопроса. По мере совершенствования навыков учащихся, подводите их к самостоятельной формулировке проблемного вопроса.

__________________________________________________________________

! Учитель должен организовать условия для самостоятельного обнаружения учащимся  образовательной проблемы или задачи. Это способствует повышению мотивации учеников и глубокому пониманию материала.

  1. Формирующее оценивание.

Организуйте самопроверку и взаимопроверку учениками выполненных работ.

Предложите разработать и озвучить критерии оценивания.

Проведите обсуждение выявленных при проверке ошибок и предложите ученикам придумать способы избежать их в дальнейшем.

Предложите ученикам оценить качество работы учителя при ведении урока и обсудите моменты, которые не понравились обучающимся. Вместе придумайте, чем можно заменить те виды деятельности, которые не нравятся учащимся.

__________________________________________________________________

! Учащиеся между собой и с учителем обмениваются мнениями и критикой, что помогает оценить разнообразие подходов. Учащиеся принимают активную роль в своём обучении, исследуя все возможные способы решения проблемы или задачи. Работа в парах и группах развивает коммуникативные навыки и способствует совместному решению поставленной задачи.

  1. ТРИЗ-технологии.

Изучите с учениками ТРИЗ-приемы, которые могут помочь им в учебе:

Пишите сочинения с помощью игр с картинами.

Учите стихи по технологии комнаты памяти или с помощью ассоциаций.

Пишите лимерики после изучения каждого литературного произведения.

Решайте задачи методом «маленьких человечков».

Делайте то, что нравится и удобно Вам и Вашим ученикам.

__________________________________________________________________

! Использование ТРИЗ формирует у ученика целостное мировоззрение, развивает метапредметные навыки. Поощряет не заучивание правил, а самостоятельное мышление и творческий поиск. Учащиеся учатся обосновывать свое мнение и свои интересы и несет ответственность за результат своего обучения.

5. Принцип минимакса.

Не пытайтесь уровнять успевающих с неуспевающими. Разработайте индивидуальные критерии оценивания учащихся.

Учитывайте в оценивании количество усилий, которые конкретный ребенок приложил для выполнения задания.

Дайте детям свободу творчества. Найдите сильные стороны у любого ребенка и поощряйте их развитие.

__________________________________________________________________

! Принцип минимакса предполагает обучение каждого ребенка в своем темпе по индивидуальной траектории на уровне своего возможного максимума.

Со слов Аристотеля: «Чтобы преуспеть в учении, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади».