Определение личностных и метапредметных достижений учащихся
Определение личностных и метапредметных достижений учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_shaydurovoy.docx | 24.69 КБ |
sposoby_vyyavleniya_sposobnostey.docx | 18.3 КБ |
vyyavlenie_sposobnostey_uch-sya.docx | 29.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика Н.В.Шайдуровой
Показатели | Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития | ||
Высокий уровень 3 балла | Средний уровень 2 балла | Низкий уровень 1 балл | |
Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей | Части предмета расположены, верно. Правильно передаёт в рисунке пространство (близкие предметы –ниже на бумаге, дальние-выше, передние--крупнее равных по размерам, но удалённых) | Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошибки в изображении пространства | Части предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения. |
Разработанность содержания изображения | Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. У ребёнка есть потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов) | Ребёнок детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослого | Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла |
Эмоциональность созданного образа, предмета, явления | Яркая эмоциональная выразительность. | Имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительности | Изображение лишено эмоциональной выразительности |
Самостоятельность и оригинальность замысла | Проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел оригинальный. Задания выполняет самостоятельно | Замысел не отличается оригинальностью и самостоятельностью. Обращается за помощью к педагогу. Ребёнок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями | Замысел стереотипный. Ребёнок изображает отдельные, не связанные между собой предметы. Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет инициативы и самостоятельности |
Проявляет инициативу и самостоятельность. Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом | Сюжет соответствует предварительному рассказу о нём | Не полное соответствие изображения предварительному рассказу о нём | Существенные расхождения изображения с предварительным рассказом о нём |
Уровень развития воображения | Способен экспериментировать со штрихами и пятнами, видеть в них образ и дорисовывать штрихи до образа | Частичное экспериментирование. Видит образ, но дорисовывает только до схематического образа | Рисунки типичные: одна и та же фигура, предложенная для рисования, превращается в один и тот же элемент изображения (круг –колесо) |
Основываясь на критериях, были выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень (18 –15 баллов): в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы.
Средний уровень (14 -10 баллов) характеризуется: ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью учителя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы.
Низкий уровень (9 -6 баллов): ребенок с помощью учителя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу вопределенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы.
Для определения уровня художественно –творческого развития детям были предложены следующие задания:
1. Дорисуй геометрическую фигуру 2. Нарисуй, какой хочешь узор
3. Весёлые картинки 4. Сказочная птица
Первое задание проводилось по методике Е. Торренса «Неполные фигуры».
Цель: данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из умений - видеть целое раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Задание на дорисовывание фигур является одним из наиболее популярных при исследовании особенностей воображения и творческих способностей дошкольников.
Методика проведения. На листе изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку карточки: «Дети. На каждой карточке нарисованы фигуры. Вы можете, как волшебники, превратить эти фигуры в любые картинки. Для этого дорисуйте всё, что захотите, но так, чтобы получилось красиво». Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
Материал и оборудование: карандаши, фломастеры, восковые мелки (на выбор детей).
Второе задание: «Нарисуй какой хочешь узор»
Цель задания: проверить умение детей задумывать и выполнять узор в геометрической фигуре определённой формы.
Методика проведения. Предложить детям подумать, каким узором и какую именно геометрическую фигуру они хотели бы украсить.
Материалы: бумага белого цвета, охристого оттенка в форме круга, полосы, квадрата, гуашь, палитра.
Третье задание Весёлые картинки (рисование при помощи открыток).
Цель: проверить умение самостоятельно подбирать сюжет, имея часть изображения.
Предварительная работа: рассматривание открыток.
Методика проведения. Предложить детям рассмотреть фрагменты открыток на столе (дети рассматривают фрагменты открыток, говорят, что изображено у них). Ребята, но так как у вас герой вашей будущей картины готов уже, вам осталось только придумать и нарисовать то, что ваш герой делает или что с ним происходит, что вокруг него.
Хорошенько подумайте и изобразите свой сюжет.
Материалы: листы бумаги; наклеенные фрагменты открыток; цветные карандаши, мелки, фломастеры.
Четвёртое задание «Сказочная птица»
Цель: проверить умение создавать сказочные образы, развитие чувства композиции,
умение разрабатывать содержание изображения.
Материалы: альбомный лист, цветные карандаши (цветные восковые мелки).
Методика проведения. Сказать детям, что у сказочной птицы, как и у настоящей, есть тело, голова, хвост, лапки, но все это украшено необыкновенно красивыми перьями.
Предварительный просмотр:
Способы выявления и развития у обучающихся способностей к разным видам деятельности
класс | Способы выявления у обучающихся способностей к разным видам деятельности | ||||
научные | творческие | спортивные | |||
1 класс | Мониторинг предшкольного образования. Р.С. Немов( исследование уровня развития памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия). Тест школьной зрелости К.Йерасека. Методика «Беседа о школе» Т.А.Нежнова, Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер Диагностика- Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н. Г. Лускановой) Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой | Тест креативности Торранса | Анкетирование «Отношение к | ||
2 класс | Тест для определения уровня развития мышления «Четвертый лишний», тест на определение уровня развития внимания «Корректурная проба» тест Бурдона, «Опосредованное запоминание» Л.В.Выготский,А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев | Листы наблюдений за Тест креативности Торранса | Диагностика отношения | ||
3класс | «10 слов» А.Р.Лури (диагностика памяти), «Аналогии» (мышление), Таблицы Шульте (внимание) | Методика «Карта одаренности» А.И.Савенкова | Методика «Карта одаренности» А.И.Савенкова | ||
4 класс | 10 слов» А.Р.Лурия (память),«Продолжи ряд» (мышление), «Красно-черные таблица» Горбов(внимание) | Психодиагностика творческого мышления Елены Туник | Тест «Способности школьника» | ||
Способы развития обучающихся способностей к разным видам деятельности | |||||
научные | творческие | спортивные | |||
1класс | Беседы, занятия в учебном объединении «Мои первые проекты». | Беседы, игры, конкурсы литературная гостиная | Уроки здоровья, походы, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни; спортивные праздники | ||
2 класс | Беседы, участие в конкурсе исследовательских проектов .Предметные олимпиады | Литературные викторины, наблюдения, инсценирование,выступления на праздниках, литературная гостиная | Классные часы, организация внеурочных спортивных мероприятий | ||
3-4 класс | Рефераты, презентации, тестирование, исследовательских проектов, предметные олимпиады | Конкурсы,занятие в кружке «Занимательная математика». Индивидуальные и групповые занятия, литературная гостиная | Классные часы, организация внеурочных спортивных мероприятий |
Используемая литература:
1.Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других._М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001.-400 с.
2. Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся 1-4 классов . Методы, инструментарий, организация оценивания. Сводные ведомости, карты индивидуального развития / сост.И.В.Возняк-Волгоград : Учитель, 2016.-83 с.
Предварительный просмотр:
Выявление и развитие способностей обучающихся
В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий.
Одним из главных направлений моей работы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент, может быть,еще не проявилась.
Методика моей работы с одаренными детьми составляется и реализуется совместно с психологом, учителями, родителями.
Учитывая возрастные особенности учеников, я строю свою работу поэтапно:
год | Этапы | Способы | Результат |
2016-2017 1 класс | Диагностический этап | педагогическая диагностика; психологическая диагностика; специальная диагностика (углубленная); диагностический мониторинг (анализ динамики развития ). | Карта одарённого ребёнка |
2017 – 2018 2 класс | Выделение группы детей со специальными способностями | Углубленная диагностика с целью определения зоны их ближайшего развития. Подбор литературы по тематике; создание банка информации по работе с одаренными детьми; подготовка бесед по проблемам одаренности; просветительская работа с родителями. составление планирования ИГЗ (индивидуально-групповые занятия) | Участие в олимпиадах, конкурсах. Создание мини-проектов. Проведение родительских собраний. «Детская одаренность: пути развития способностей младших школьников». «Детская одаренность: что я знаю о своем ребенке». Анкетирование |
2018 – 2019 3 класс | Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися | Составление планирования ИГЗ (индивидуально-групповые занятия) Банка информации по работе с одаренными детьми; | Участие в различных предметных, творческих олимпиадах и конкурсах. Проектная деятельность |
2019 – 2020 4 класс | Поддержка и стимулирование одаренных детей | Поощрение их активности; развитие стремления к самообучению | Участие в различных предметных, творческих олимпиадах и конкурсах. Проектная деятельность Портфолио ученика |
Приложение 1.
Карта одарённого ребёнка
Класс___________
Ф.И.____________________________________
Возраст _____год __________месяц
№ | ||
Сведения о родителях. (Ф.И.О. отца, матери) | ||
Результаты психологической диагностики | ||
Результаты педагогической диагностики | ||
Результаты социометрического исследования | ||
Область одаренности | ||
Признаки одаренности | ||
Диагностика одаренности | ||
Выводы и рекомендации |
Анкетирование
Инструкция для родителей
- Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.
- На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»; очень нравится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Лист вопросов
- Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»
- 1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;
- 2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
- 3) петь, музицировать;
- 4) заниматься физкультурой;
- 5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
- 6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
- 7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
- 8) играть с техническим конструктором;
- 9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;
- 10) самостоятельно рисовать;
- 11) играть в спортивные, подвижные игры;
- 12) руководить играми детей;
- 13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
- 14) ходить в магазин за продуктами;
- 15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
- 16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
- 17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
- 18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
- 19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
- 20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);
- 21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
- 22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
- 23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
- 24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
- 25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
- 26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
- 27) ухаживать за домашними растениями;
- 28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
- 29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
- 30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
- 31) участвовать в постановке спектаклей;
- 32) заниматься спортом в секциях и кружках;
- 33) помогать другим людям;
- 34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;
- 35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (плюсы и минусы).
- Дата ___________ Фамилия, имя_________________
- Обработка результатов
- Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка по следующим направлениям:
- научная
- творческая
- спортивная