Проект "Новый год у ворот"

Татьяна Николаевна Рыбакова

"Новый год у ворот"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Новый год у ворот"27.83 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ д/с «Звёздочка»

Краткосрочный проект:

«Новый год у ворот – новогодние традиции»

Воспитатель:

Рыбакова Т.Н.

2021 год

Вид проекта: групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный – 2 недели (20-30 декабря 2021 года).

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность: Данный проект направлен на приобщение детей к народным праздникам и их особенностям проведения. Дети мало знают историю происхождения русских праздников, их традиции и обычаи. Родители не привлекают детей к изготовлению или выбору подарков, а дают уже всё готовое. А как детям узнать, сколько ждать Новый год, какие подарки дарить, как вести себя на празднике, чем один праздник отличается от другого. Наш проект поможет детям и родителям стать непосредственными участниками подготовки к Новому году, полностью окунуться в  предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений.

Цель проекта: создание условий для формирования представлений о Новом годе как весёлом и добром празднике, развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Новый год у ворот».

Задачи проекта:

- расширять знания детей о празднике, выделить его характерные особенности: атрибутика, отношение и настроение людей, правила поведения, традиции;

- вызвать желание участвовать в подготовке к празднику;

- привлечь родителей к жизни группы и к подготовке к Новогоднему празднику;

-расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений о празднике, а также путём речевого творчества детей.

Этапы работы над проектом:

1 этап:

Организационный

  • Определение темы проекта.
  • Формулирование цели и задачи проекта.
  • Составления плана реализации основного этапа проекта.
  • Подбор информационного, наглядного материала для проекта.
  • Информирование родителей о задачах и содержании проекта.

2 этап

Практический

Режимные моменты

Тематические занятия и беседы о Новом годе.

  • Беседа «Кто такой дед Мороз»
  • Беседа « Как мы празднуем Новый год».
  • Беседа « Что такое новый год».
  • Разучивание стихов, песен про Новый год.
  • Дидактические  игры « Добавь слово», « Назови ласково».
  • Чтение рассказов, сказок о зиме и Новогоднем празднике ( С Маршака « Двенадцать месяцев»,

Русская народная сказка «Морозко», «Снегурочка»)

  • Изготовление поделок.
  • Украшение группы.
  •  Новогодний утренник.

3 этап

Заключительный

В ходе реализации проекта поэтапно выполняются все пункты плана.

- оформление выставки, изготовленные совместно детьми и родителей  «Мастерская Деда Мороза».

-организация выставок работ детей выполненных во время занятий.

Приглашение для родителей на новогодний утренник.

-Украшение групповой и приёмной комнаты:

- Итоговое  мероприятие : Новогодний утренник.

Конспект беседы « Кто такой Дед Мороз».

Наверное, все дети знают, кто такой Дед Мороз. Кто ж в детстве не бежал в новогоднее утро к ёлке за подарками, которые Дед мороз специально доставил ночью? Кто из нас не писал Деду Морозу о том, какой подарок он хочет получить? В нашей Статье мы постараемся рассмотреть историю возникновения этого сказочного персонажа, а также его основную атрибутику.

Дед Мороз считается главным волшебным персонажем на новогоднем празднике. Основная функция которого состоит в том, чтобы дарить детям подарки. Свои корни Дед Мороз берёт в славянской мифологии, где его персонаж олицетворял зимние морозы, а также холод и лютую стужу. Создание новогодней традиции, дошедшей до наших дней, приходится на середину !9 века, когда повсеместно по стране вводили некого сказочного дарителя Морозко, приходящего к детям зимой на Рождество и приносящего подарки. После революции Дед Мороз, как персонаж, подвергся гонениям вплоть до 1935 года, когда в стране решили восстановить празднование Нового года и провели первую ёлку. С тех пор Дед Мороз стал считаться символом Нового года, который исполняет детские желания и оставляет под ёлкой игрушки.

Тот, кто знает, кто такой Дед мороз, должен знать и место его обитания. Сейчас официально признанной родиной Деда мороза считается Великий Устюг, а его резиденции расположены в Архангельске, Мурманске, на Чунозере и под Петрозаводском. Если вы хотите написать Деду Морозу письмо, то вот его адрес: 162340, г. Великий Устюг, Деду Морозу.

Атрибутика Деда Мороза

Русский Дед Мороз имеет ряд отличий от других рождественских дарителей, традиционно принятых в других странах. Чтобы иметь представление, кто такой Дед Мороз, мы опишем основные элементы его наряда, транспорта и появления:

Одежда Деда Мороза состоит из следующих элементов:

  • красное и сине-белое одеяние, покрытое узорами, серебристой вышивкой, белым мехом лебединым пухом (шуба, из под которой не видно ни каких штанов, так как короткая шубка способна уничтожить всякую солидность);
  • белый пояс с орнаментом;
  • боярская шапка с треугольным вырезом у лба, расшитая жемчугом;
  • белые валенки;
  • варежки расшитые серебром.

Никто не знает, что у Деда Мороза находится под шубой, так как это сакрально, обнародованию не подлежит.

Внешность Деда Мороза отличается следующими чертами:

  • борода буйная, седая, длинная, растрёпанная ветром (лишенная всякой кудрявости);
  • волосы густые и серебристые;
  • внушительный рост и размеры.

Посох представляет собой прямую хрустальную или серебристую палку, на которой сверху есть круглый набалдашник или рукоятка в виде звезды или головы быка как символа плодородия.

Роль транспорта у Деда Мороза выполняет только русская тройка. При этом ездит он не по небу, а по земле, так как, считаясь плотью от плоти снега, земли и природы, он не должен отрываться от корней. Дед мороз разъезжает в санях с бубенцами, объезжая свои широкие владения.

У Деда Мороза обязательно есть внучка Снегурочка, которая помогает ему во всём. Эта девушка одета в белые одежды, на голове которой одет венец из 8 лучей, украшенный жемчугом и серебром. Снегурочка символизирует собой застывшие морозные воды.

Появление Деда Мороза носит сугубо сакральный характер. Наш Дед Мороз не пролезет ни в один камин, поэтому в домах возникает он неким мистическим образом как дух. Точного описания его появления никто не знает, а все попытки объяснить на западный манер эту тайну считаются кощунством.

Конспект беседы

« Как мы празднуем Новый год»

Цель:

Познакомить детей с традициями встречи Нового года в России и в других странах мира.

Задачи:

- Систематизировать знания детей о празднования Нового года  в разных странах;

-формировать познавательный интерес;

Ход занятия:

Воспитатель:

- Здравствуйте, дети. Я очень рада видеть вас. Ребята, посмотрите, как красиво и нарядно в нашей группе.

- Вы догадались, почему? Какой скоро праздник будет у нас?

Правильно, молодцы. - Дети, а вы как думаете, для чего украшают группы к празднику? (Чтобы было красиво, празднично, нарядно, радостно, весело, по волшебному).

Воспитатель:

- Сегодня мы с вами поговорим о праздновании Нового года. Я думаю, что наша беседа будет интересной. Ведь встреча Нового года - древняя традиция, существующая у всех народов мира. И хотя этот праздник празднуется по-разному, основным её украшением, является что? (ёлка)

- А кто дома украшал ёлку?

-Какой была ваша ёлка?

-

 Какими игрушками вы её украшали?

Воспитатель:

- Дети, посмотрите у нас есть ёлочка. Но что то на ней не  хватает? (Украшений). Давайте украсим ёлочку.

Воспитатель:

Ёлочка у нас получилась красивая и нарядная. О ёлке- новогодней красавице написано много рассказов, сказок , стихов.

-Кто из вас знает стихи про ёлочку? Пусть их нам расскажет.

1. Ёлочка, ёлочка

Яркие огни

Бусами, бусами

Ёлочка звени!

2. Отряхнула белый снег

Ёлочка с поклоном

И стоит красивей всех

В платьице зелёном.

3. Ей зелёный цвет к лицу

Ёлка знает это

Как она под новый год

Хороша одета!

Воспитатель:

- Молодцы, ребята замечательные стихи рассказали! – А теперь послушайте меня.

Новый год-праздник самый любимый и взрослыми и детьми. Раньше новый год праздновали в марте. Именно в это время начинались полевые работы, и

март считался первым месяцем в году. Так, например в Азии новый год празднуется в самую жару, поэтому люди встречаясь, поливают друг друга водой. А в Болгарии, когда собираются на новогоднее торжество, на две или три минуты выключают свет. А в Италии перед новым годом люди выбрасывают Старые, ненужные вещи и заменяют их на новые. Сегодня почти везде Новый год отмечают в ночь с тридцать первое декабря на первое января.

Воспитатель:

- Дети, а кто является главным героем новогоднего праздника? Отгадайте загадку.

У этого дедушки много внучат

Внучата на дедушку часто ворчат

На улице дедушка к ним пристаёт

За пальцы хватает, за ушки дерёт. ( Дед Мороз).

Воспитатель:

- Ну вот и подошла к концу наша с вами беседа. Она получилась у нас интересной. Сегодня вы многое узнали и сможете рассказать дома друзьям и знакомым. Спасибо вам!

Беседа по сказке « Снегурочка»

Цель:

Познакомить детей со сказкой « Снегурочка».

Задачи:

  • Развивать умение отвечать на вопросы
  • Обогащать словарь по теме «Зима»
  • Развивать речемыслительную деятельность

Беседа по содержанию сказки:

- Как вы думаете, это грустная сказка или весёлая? Почему?

- В какое время года появилась Снегурочка?

- А как она появилась?

- Почему её назвали Снегурочкой?

- Какая была Снегурочка?

- Почему Снегурочка грустила, когда весеннее солнышко стало согревать землю?

-Как растаяла Снегурочка? Что послужила этому?

- Во что превратилась Снегурочка?

Физкультминутка: Зима

Мы сегодня на горе, (встать руки вверх)

Ну, а горка во дворе, (руки в стороны)

Кто на санках, (изобразить)

Кто на лыжах, ( изобразить)

Кто подальше, (наклон вперёд, руки вперёд)

Кто поближе, ( встать руки к груди)

В горку мчимся мы бегом, (бег на месте)

Ну, а с горки кувырком, (присесть, согнутые в локтях руки вращать перед грудью).

Беседа «Зима»

- Что происходит в природе зимой?

- Какую одежду носят зимой?

- Какие зимние праздники вы знаете?

- В какие игры вы любите играть зимой?

- Назовите зимние месяцы?

- Какими видами спорта можно заниматься зимой?

- Какие времена года вы знаете, кроме зимы

Беседа по сказке «Морозко»

Цель:

Познакомить детей со сказкой «Морозко»

Задачи:

  • Формировать умение различать сказки от других жанров;
  • Развивать способность рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа;
  • Развивать способность понимания сказки, умение её пересказывать;
  • Развивать и побуждать у детей отношение к хорошим поступкам;

  1. Организационный момент

Где можешь ты увидеть чудеса?

Везде! Ты в лес войди, взгляни на небеса.

Природа дарит тайны нам свои.

Лишь внимательно вокруг ты посмотри.

А где животные, как люди говорят?

И добрые волшебники там чудеса творят?

Ты ответишь без подсказки.

Ну, конечно, это …(Сказки)

  1. Отгадывание загадок

-Как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить о сказке, а как она называется, вам помогут понять загадки.

Без рук рисует,

Без зубов кусает.(мороз)

Не огонь, а жжётся. (мороз)

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стёкла,

Сделал снежные сады.(мороз)

-Вы правильно угадали, что ответ у всех этих загадок один- Мороз. А сказка наша называется «Морозко» .

Чтение сказки «Морозко».

  1. Беседа по сказке

- Ребята, мы с вами познакомились со сказкой Морозко.

- Понравилась вам сказка?

-Почему это произведение относится к жанру сказка? ( Потому что в ней есть сказочные персонажи  Морозко, Баба Яга, старичок Лесовичок, говорящая собака, волшебная дорога).

- Сравним падчерицу и родную дочку из сказки. Их отношение к другим людям, к работе, их ум и скромность.

- Назовите качества, присущие падчерице? (Добрая, трудолюбивая, скромная, с уважением относится к старшим).

-А родной дочки бабы? (Ленивая, злая, проявляет неуважение к старшим).

- На кого вы хотите быть похожи?

- Кто из героев вам больше всего понравился и почему?

 Как жилось дочке старика?

- Почему старик повёз свою дочь в лес?

- Почему Морозко пожалел Настеньку?

- Почему старуха отправила свою дочь в лес?

- Чему же учит нас сказка? (Сказка учит нас доброте, находчивости, уважению к старшим, трудолюбию. Высмеивает плохие черты характера. Учит нас не судить о человеке по внешнему виду, смотреть глубже, оценивать людей по их душевным достоинствам, их делам).

Дидактическая игра « Назови ласково».

Зима- ( зимушка), снег- ( снежок), Снегурка- ( Снегурочка), дед- ( дедушка), баба –( бабушка), ёлка- (ёлочка), снеговик –( снеговичок), лёд – (льдинка) и т.д.

Дидактическая игра « Добавь слово»

      - Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давайте мы поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово снег.

          Тихо, тихо, как во сне, падает на землю...  (снег)

          С неба все скользят пушинки - серебристые...  (снежинки)

          На деревья, на лужок тихо падает...  (снежок)

          Вот веселье для ребят - все сильнее...  (снегопад)

          Все бегут вперегонки, все хотят играть в...  (снежки)

          Словно в белый пуховик нарядился...  (снеговик)

          Рядом снежная фигурка - это девочка...  (Снегурка)

          На снегу-то, посмотри, с красной грудкой...  (снегири)

          Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил...  (снег)

      - Какие вы слова добавляли? На какое слово они похожи?  (ответы детей)

Текс песни « Зимушка хрустальная»

Зимушка хрустальная вся белым бела

Сколько ты искристого снега намела

Весело и радостно нашей детворе

Выросла высокая горка во дворе

Зимушка хрустальная, ясные деньки

Сели мы на саночки, взяли мы коньки

Санки с горки катятся, снег-снежок хрустит

Зимушка хрустальная деток веселит.

Текс песни «Хороводная Игрушечная»

Нынче праздник новогодний,

Собрались в кружочек мы.

Пусть на ёлочке зелёной,

 Загораются огни.

А под ёлочкой игрушки-

Куклы, зайчики, шары.

Скучно бедненьким сидеть,

На весёлый пляс смотреть.

Не грусти и не скучай,

 Снами танцевать давай.

Будем весело плясать,

 Вокруг ёлочки играть.