Проект "Моя малая Родина"
Предварительный просмотр:
Проект «Моя малая Родина» в средней группе
Введение: Тема проекта была выбрана мной не случайно. Воспитывать у ребёнка любовь к родному городу, дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, в непосредственно образовательной деятельности. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого ребёнка. Вся эта деятельность способствует развитию у детей самостоятельности, они учатся работать в группах; знания, умения и навыки, приобретенные дошкольниками во время работы над проектами, усваиваются надолго, т. е. повышается качество образования. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, получать новые знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки в интересной форме.
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Проблема: большинство родителей считают, что патриотическим воспитанием должны заниматься в основном образовательные учреждения и начинаться оно должно со школьного возраста и в семье этим вопросам уделяют минимум внимания.
Актуальность: Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...». Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной.
Вид проекта: групповой, краткосрочный, познавательный, практико – ориентированный. Цель: воспитание чувства любви к Родине, родному городу, семье. Задачи:
- расширить знания детей о родном городе;
- формировать чувства привязанности к своему дому, семье, своим близким, детскому саду, друзьям в детском саду;
- формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям,
- развивать у детей познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности (рисовании, аппликации)
- вызвать интерес к литературе по данной тематике;
- способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о семье;
- привлекать родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме.
Прогнозируемый результат:
- сплочение участников проектной деятельности;
- формирование у воспитанников интереса к истории своего города, достопримечательностям, природе, к своей семье;
- активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
- осознание родителями важности гражданско-патриотического воспитания детей.
Сроки реализации проекта: 11 - 15 ноября 2024г.
Участники: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели ДОУ.
Технология проекта
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми.
Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе ДОУ
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный (аналитический)
- Основной (реализация намеченных планов)
- Заключительный ( подведение итогов)
Подготовительный этап
- Анкетирование родителей по теме.
- Определение цели и задач проекта.
- Составление плана работы по этапам.
- Подготовка необходимых атрибутов для проекта.
- Подбор наглядно-иллюстративного материала.
- Изучение методической литературы по гражданско-патриотическому воспитанию.
- Подбор художественной литературы.
- Создание предметно-развивающей среды.
Основной этап
№ | Совместная деятельность взрослого и ребенка | Задачи |
1 | Экскурсия по территории детского сада | Уточнить знания детей о детском саде, о постройках на территории детского сада. |
2 | Беседа «Моя дружная семья» | Закреплять у детей представления о членах семьи, родственных отношениях. |
3 | Беседа «Наш любимый детский сад» | Дать детям знания о профессиях сотрудников детского сада. |
4 | Беседа «Что я знаю про город Шахунья» | Закрепить и уточнить знания детей о своем городе. |
5 | ООД Познавательное развитие 1.«Моя семья» 2.«Мой родной город Шахунья» | Расширить знания детей о родном городе; формировать чувства привязанности к своему дому, семье, своим близким. |
6 | ООД Художественно-эстетиче-ское развитие 1.«Дом, в котором я живу» (рисование) 2.«Огурец и свекла» (лепка)
| Учить передавать впечатления через рисунок, лепку. Воспитывать у детей чувство патриотизма. |
7 | Чтение литературных произведений, заучивание стихотворений наизусть Е. Благинина «Вот так мама» С. Михалков «Моя улица» С. Маршак «Почта» Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться» Л. Квитко «Бабушкины руки» | Расширять кругозор детей путем знакомства их с литературными произведениями. Учить детей запоминать и выразительно читать стихи. |
8 | Заучивание пословиц и поговорок о Родине, семье | Помочь детям запомнить и правильно понять содержание пословиц и поговорок. |
9 | Обогащение игрового опыта детей Дидактические игры: «Растения нашего леса» «Животные нашего леса» «Кому что нужно для работы» «Кто с тобой живет?» Сюжетно-ролевые игры: «Семья» «Больница» «Путешествие по городу» | Дать информацию детям о социальной жизни человека через различные виды игр. Развивать речь, память, воображение. Формировать коммуникативные навыки общения со сверстниками. Воспитывать дружеские взаимоотношения в ходе игры. |
11 | Оформление ширмы «Шахунья» Фотовыставка «Город, в котором мы живем» | Обогатить представления детей об окружающем мире, расширить опыт и знания, повысить мотивацию к познанию. |
Взаимодействие с родителями
- Привлечение родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме.
- Сообщение на тему «Герои- г.Шахунья»
- Круглый стол «Воспитание любви к малой Родине».
- Консультация «Семья и семейные ценности»
- Совместное с детьми рисование на тему «Моя семья».
- Акция «Прочти книгу о семье» (домашнее семейное чтение).
Заключительный этап
Проект «Моя малая Родина» по повышению уровня познавательного интереса в рамках патриотического воспитания дошкольников показал свою эффективность:
- созданы благоприятные условия для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности;
- подобран обширный материал, пополнилась игротека группы новыми атрибутами;
- положительная динамика в формировании представлений об истории родного города;
- у детей наступило понимание осознанного уважения к членам своей семьи;
- повысилась активность родителей по гражданско-патриотическому воспитанию в семье.
Заключение.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания в рамках реализуемого проекта имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Помощь родителей и их совместная деятельность способствуют формированию тесных внутрисемейных отношений, чувству гордости у детей за свою семью, родителей, развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Используемые в ходе работы формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку расширить кругозор, привлекают родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
- Работа в ходе реализации проекта может быть специально организована, а также внедрена в обычные плановые формы работы. Промежуточные результаты работы не сиюминутны, они отсрочены во времени, их сложно измерять цифрами и процентами.
- Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса патриотического воспитания и обучения своих детей, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.
- Анкетный опрос родителей показал:
- Необходимость продолжения работы в данном направлении: Об эффективности данного проекта можно уже говорить по вышеперечисленным результатам, по активизации родителей и детей на мероприятиях, участии в семейных выставках, в оформлении альбомов и т. д.
- Мы убедились, что такая система работы дает положительные результаты, и считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов и родителей.