Проект "Моя малая Родина"

Татьяна Николаевна Рыбакова

Проект "Моя малая Родина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_maya_rodina.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  «Моя малая Родина» в средней группе

Введение:                                                                                                        Тема проекта была выбрана мной не случайно. Воспитывать у ребёнка любовь к родному городу, дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, в непосредственно образовательной деятельности. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого ребёнка. Вся эта деятельность способствует развитию у детей самостоятельности, они учатся работать в группах; знания, умения и навыки, приобретенные дошкольниками во время работы над проектами, усваиваются надолго, т. е. повышается качество образования.                                                Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, получать новые знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки в интересной форме.                                           

 Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.                                                                                       

Проблема: большинство родителей считают, что патриотическим воспитанием должны заниматься в основном образовательные учреждения и начинаться оно должно со школьного возраста и в семье этим вопросам уделяют минимум внимания.                                                         

Актуальность: Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У   В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».                                                                                               Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной.

 

Вид проекта: групповой, краткосрочный, познавательный, практико – ориентированный.                                 Цель: воспитание чувства любви к Родине, родному городу, семье.                                                                                  Задачи:                 

  • расширить знания детей о родном городе;
  • формировать чувства привязанности к своему дому, семье, своим близким, детскому саду, друзьям в детском саду;
  • формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям,
  • развивать у детей познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
  • развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности (рисовании, аппликации)
  • вызвать интерес к литературе по данной тематике;
  • способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о семье;
  • привлекать родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме.

                                                                                                                                                                                                             Прогнозируемый результат:

- сплочение участников проектной деятельности;

- формирование у воспитанников интереса к истории своего города, достопримечательностям, природе, к своей семье;

- активное  вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;

- осознание родителями важности гражданско-патриотического воспитания детей.

Сроки реализации проекта: 11 - 15 ноября 2024г.

Участники: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели ДОУ.

Технология проекта

         Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми.

         Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе ДОУ

Этапы реализации проекта:

  • Подготовительный (аналитический)
  • Основной (реализация намеченных планов)
  • Заключительный ( подведение итогов)

Подготовительный этап

  • Анкетирование родителей по теме.
  • Определение цели и задач проекта.
  • Составление плана работы по этапам.
  • Подготовка необходимых атрибутов для проекта.
  • Подбор наглядно-иллюстративного материала.
  • Изучение методической литературы по гражданско-патриотическому воспитанию.
  • Подбор художественной литературы.
  • Создание предметно-развивающей среды.

 

Основной этап

Совместная деятельность взрослого и ребенка

Задачи

1

Экскурсия по территории детского сада

Уточнить знания детей о детском саде, о  постройках на территории детского сада.

2

Беседа «Моя дружная семья»

Закреплять у детей представления о членах семьи, родственных отношениях.

3

Беседа «Наш любимый детский сад»

Дать детям знания о профессиях сотрудников детского сада.

4

Беседа «Что я знаю про город Шахунья»

Закрепить и уточнить знания детей о своем городе.

5

ООД Познавательное развитие

1.«Моя семья»

2.«Мой родной город Шахунья»

Расширить знания детей о родном городе;

формировать чувства привязанности к своему дому, семье, своим близким.

6

ООД Художественно-эстетиче-ское развитие

1.«Дом, в котором я живу» (рисование)

2.«Огурец и свекла» (лепка)

 

Учить передавать впечатления через рисунок, лепку.

Воспитывать у детей чувство патриотизма.

7

Чтение литературных произведений,

заучивание стихотворений наизусть

Е. Благинина «Вот так мама»

С. Михалков «Моя улица»

С. Маршак «Почта»

Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться»

Л. Квитко «Бабушкины руки»

Расширять кругозор детей путем знакомства их с литературными  произведениями.

Учить детей запоминать и выразительно читать стихи.

8

Заучивание пословиц и поговорок о Родине, семье

Помочь детям запомнить и правильно понять содержание пословиц и поговорок.

9

Обогащение игрового опыта детей

Дидактические игры:

«Растения нашего леса»

«Животные нашего леса»

«Кому что нужно для работы»

«Кто с тобой живет?»

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья»

«Больница»

«Путешествие по городу»

Дать информацию детям о социальной жизни человека через различные виды игр.

Развивать речь, память, воображение. Формировать коммуникативные

навыки общения со сверстниками. Воспитывать дружеские

 взаимоотношения в ходе игры.

11

Оформление ширмы

«Шахунья»

Фотовыставка «Город, в котором мы живем»

Обогатить представления детей об окружающем мире,

расширить опыт и знания, повысить мотивацию к познанию.

Взаимодействие с родителями

  • Привлечение родителей к участию  в создании наглядно-дидактического материала по теме.
  • Сообщение на тему «Герои- г.Шахунья»
  • Круглый стол «Воспитание любви к малой Родине».
  • Консультация «Семья и семейные ценности»
  • Совместное с детьми рисование на тему «Моя семья».
  • Акция «Прочти книгу о семье» (домашнее семейное чтение).

                                                                                                                                                                                                                    Заключительный этап

Проект «Моя малая Родина» по повышению уровня познавательного интереса в рамках патриотического воспитания дошкольников показал свою эффективность:

- созданы благоприятные условия для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности;

- подобран обширный материал, пополнилась игротека группы новыми атрибутами;

- положительная динамика в формировании представлений об истории  родного города;

- у детей наступило понимание осознанного уважения к членам своей семьи;

- повысилась активность родителей по гражданско-патриотическому воспитанию в семье.

Заключение.

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания в рамках реализуемого проекта имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Помощь родителей и их совместная деятельность способствуют формированию тесных внутрисемейных отношений, чувству гордости у детей за свою семью, родителей,  развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости.  Используемые в ходе работы  формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку расширить кругозор, привлекают родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

        

  • Работа в ходе реализации проекта может быть специально организована, а также внедрена в обычные плановые формы работы. Промежуточные результаты работы не сиюминутны, они отсрочены во времени, их сложно измерять цифрами и процентами.
  • Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса патриотического воспитания и обучения своих детей, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.
  • Анкетный опрос родителей показал:

  • Необходимость продолжения работы в данном направлении: Об эффективности данного проекта можно уже говорить по вышеперечисленным результатам, по активизации родителей и детей на мероприятиях, участии в семейных выставках, в оформлении альбомов и т. д.     

  • Мы убедились, что такая система работы дает положительные результаты, и  считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов и родителей.