Перспективное планирование образовательной деятельности: формирование основ финансовой грамотности
Перспективное планирование образовательной деятельности:
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
осуществляется в совместной деятельности педагога с детьми, другими детьми, самостоятельной деятельности детей и при проведении режимных моментов ежедневно, в первую и/или вторую половину дня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективное планирование : формирование основ финансовой грамотности | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
осуществляется в совместной деятельности педагога с детьми, другими детьми, самостоятельной деятельности детей и при проведении режимных моментов ежедневно, в первую и/или вторую половину дня
№ п/п | Тема | Содержание организованной образовательной деятельности (задачи) |
1 | 2 | 3 |
Сентябрь | ||
1 | «Откуда пришли деньги?» Путешествие в прошлое денег (занятие исследование) | Дать представление о денежной единице, деньги – это универсальное и удобное средство обмена, учить понимать назначение денег; Познакомить с историей возникновения денег. |
2 | Беседа «Что такое деньги? Зачем они нужны?» | Формировать правильное отношение к деньгам, как предмету жизненной необходимости. |
3 | Интерактивное занятие « Какие деньги бывают. Виды денег». Дидактическая игра «Заветные желания». | Раскрыть сущность понятий деньги, монета, купюра. Закрепить знания детей о внешнем виде денег. Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность. |
4 | Беседа «Понятие цены, стоимости». Демонстрация мультфильма «Телефон». | Формировать элементарные представления о цене и качестве. Показать зависимость цены от качества товара или услуги. |
Октябрь | ||
1 | Беседа «Современный вид денег - пластиковая карта». Сюжетно- ролевая игра «Магазин» | Познакомить с пластиковыми карточками, как ими пользоваться, дать понятие код карты. |
2 | Беседа «Что такое валюта. Какая бывает валюта? (Игра – путешествие). Чтение сказки С. Я. Маршак «Кошкин дом» | Познакомить с понятием «валюта», внешним видом и названиями денег других стан, а также с единой валютой европейских стан – евро. |
3 | Презентация «Банк, «Дом, где живут деньги». Зачем они нужны? (Виртуальная экскурсия.) | Познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями. |
4 | Сюжетно-ролевая игра «Сберегательный банк» | Продолжать знакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями. |
5 | «Как деньги доходят, а потом расходятся» | Познакомить с составляющими бюджета, с путями экономии бюджета семьи; Дать понятия «доходы», «расходы», «зарплата», «пения», «стипендия»; Воспитывать правильное отношение к деньгам. |
Ноябрь | ||
1 | Деловая игра «Раз не найден клад - беги в банке делать вклад». | Дать понятие, что такое вклад и для чего он нужен. Разъяснить детям, почему удобно и выгодно хранить деньги в банке, что такое проценты. |
2 | Беседа «Что такое бюджет? Какие виды бюджетов бывают?» | Сформировать понятие бюджет, какие виды бюджетов есть. Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность. |
3 | Беседа «Семейный бюджет» | Формировать первичные представления о семейном бюджете. |
4 | Беседа «Семейный бюджет: доходы семьи» | Сформировать знания об источниках дохода семьи (зарплата, стипендия, пенсия, пособие и т.д.) |
Декабрь
1 | Деловая игра «Семейный бюджет: расходы семьи» | Сформировать понятие об основных расходах семьи. |
2 | Деловая игра «Правильный выбор: куда тратить деньги?» | Формировать правильное покупательское поведение у детей дошкольного возраста, объяснить значимость составления списка покупок в целях экономии. |
3 | Беседа «Что такое налоги и зачем их платить» | Сформировать понятие налог, виды налогов, история налогов в России. |
4 | Беседа «Как правильно делать покупки?» | Формировать первичные экономические представления о выгодных покупках. |
Январь
1 | Деловая игра « Семейная копилка. Учимся экономить» | Раскрыть содержание понятий «экономность», «бережливость», «хозяйственность». |
2 | Игра «Хочу и надо». | Формировать представление детей о понятии «бюджет» |
3 | Беседа «Настоящие и фальшивые деньги». | Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность. |
Февраль
1 | Беседа «Что такое долг? Долг платежом красен» | Дать детям, понятие денежный долг. |
2 | Игра «Карманные деньги» | Дать понятие карманные деньги, учить в игровых ситуациях их разумно тратить. |
3 | Беседа «Что за деньги купить нельзя» | Сформировать у детей понятия, что не все можно купить за деньги: здоровье, человеческие отношения и т.д. |
4 | Беседа «Как правильно тратить деньги?». Сюжетно-ролевая игра «В магазин за покупками». | Формировать такое понятие, как «экономия». |
Март
1 | Беседа «Рекламы разные нужны» | Дать представления о рекламе, о ее назначении. Учить правильно, воспринимать рекламу. |
2 | Деловая игра «Рекламное агентство» | Познакомить детей с понятием «рекламное агентство». |
3 | Беседа «Благотворительная деятельность». | Способствовать развитию таких ценностных качеств дошкольников, как: доброта, искренность, великодушие, милосердие, бескорыстие. |
4 | Беседа «Чем пахнут ремесла?» | Формировать представление о потребностях и возможностях. Закреплять понимание экономических категорий (потребности, труд, продукт труда, деньги, профессия, специальность. |
5 | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Телефон». | Формировать представление о потребностях и возможностях. Закреплять понимание экономических категорий (потребности, труд, продукт труда, деньги, профессия, специальность. |
Апрель
1 | Игра «Путешествие в страну профессий». | Обобщить знания о профессиях. |
2 | Викторина по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы «Путешествие в денежную страну». | Закреплять знания и умения по финансовой грамотности посредством игровой деятельности. |
3 | Сюжетно - ролевые игры в профессии | Закреплять знания и умения по финансовой грамотности посредством игровой деятельности. |
4 | Д/игра «Любой труд – оплачиваем» | Развивать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики |
Май
1 | Чтение сказки «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» (финансовая грамота в народной мудрости) |
|
2 | Квест – игра «Путешествие в страну финансовой грамотности» | Развивать сообразительность, самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования. |
3 | Изготовление копилок детьми совместно с родителями | Привлечь родителей к изготовлению копилок своими руками. |
Ожидаемые результаты.
В конце реализации программы мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:
1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
8. Финансы – это интересно и увлекательно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ Е.Н. Табих. Минск: Выш. шк, 2007
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников.
3. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет