Адаптированная образовательная программа на детей с ОВЗ.

Татьяна Витальевна Агапченко

Адаптированная образовательная программа на детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop.docx55.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида

№23 «Солнышко»

ул. Набережная 24,г. Зеленогорск

Красноярский край, 663690, телефон: (391-69) 2-68-89

E-mail: mbdou23zgr@yandex.ru

Принято:                                                                                              Утверждаю:

Педагогическим советом МБДОУ д/с № 23         И.О. Заведующего  МБДОУ д/с № 23

Протокол № 1                                                               __________С.В. Новосёлова

от «16»сентября 2021г.                                      Приказ № 60 от «30» сентября 2021г.

Адаптированная образовательная

программа дошкольного образования для обучающихся

 с тяжелыми нарушениями речи

  (сентябрь 2021 – май 2022 г.)

Согласованно: _______________                                  _________________

(подпись родителей,                                   (расшифровка)

                                    законных представителей)                                

Авторы:

Учитель – логопед:  Семёнова А.А.

Педагог – психолог: Жирук К.И.

Воспитатели: Агапченко Т.В., Головатая А.С.

Инструктор ФК: Григорчук Н.А.

Инструктор бассейна: Григорчук Н.А.

Музыкальный руководитель: Шпорт Т.Г.

г. Зеленогорск, 2021 г.


СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка…………………………………………...…....3

1.1.1. Общие сведения о ребенке……………............................................3

 1.1.2.  Психолого-педагогическая характеристика……………………...3

1.1.3. Особенности ребенка ……………………………............................4

1.1.4. Сведения о программе ……………………………...........................4

1.2. Цели и задачи реализации программы………………………………..4

1.3. Планируемые результаты по образовательным областям …............4

  1. Содержательныйраздел
  1. Образовательная часть ………………………………………….......6
  1. Коррекционная часть ………………………………………..………7

2.3. Взаимодействие участников образовательного процесса…….........8

2.4. Программа взаимодействия с семьей ребенка ………………......…..8

  1. Организационныйраздел

3.1. Режим дня ……………………………………………………………...9

3.2. Специальные условия ………………………………………………....9

3.3.Специальные условия организации образовательного процесса……………………………………………………………………...9

3.4. Методическая обеспеченность……………………………………......9

3.5. Мониторинг результатов освоения АОП………………….………....9

            Приложение 1  …………………………………………………..…10

1.     Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка АОП

1.1.1  Общие сведения о ребенке

Фамилия, имя ребёнка:

Дата рождения:

Группа, которую посещает: 1 подготовительная комбинированного типа

Ф.И.О родителей:  

1.1.2.   Психолого-педагогическая характеристика

Посещает детский сад с 20.07. 2016г. Коррекционная работа началась с 01.02.2019г. Родители  принимают активное участие в образовании и воспитании ребёнка: выполняют рекомендации специалистов, посещают родительские собрания, групповые праздники. Семья проживает в отдельной квартире.

1.1.3.Особенности ребенка (на основе комплексного психолого-педагогического обследования ребенка)

Речевое развитие. Звукопроизношение соответствует возрасту. На данном этапе автоматизируются свистящие звуки в связной речи (открытый прикус, смена передних верхних зубов). Нарушено фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез. Пассивный словарь соответствует возрасту. С грамматическими заданиями по возрасту справляется, но в потоке самостоятельной речи иногда встречаются грамматические ошибки. Затрудняется в использовании предлогов в речи (около, между). Справляется с пересказом текста с помощью педагога. Узнает сказку по картинке, рассказывает её самостоятельно. Темп речи – замедленный, голос тихий.

Познавательное развитие.Допускает ошибки в изображении цифр. Испытывает затруднения в решении простых задач на сложение и вычитание. Не умеет пользоваться часами. Имеет сложность в чередовании месяцев в году.

Социально-коммуникативное развитие. С затруднениями  вступает в контакт со сверстниками. Испытывает неуверенность в принятии собственного решения. Развито внимание по возрасту. Может давать оценку хорошему или плохому поведению ребёнка.

Художественно-эстетическое развитие. Сформировано в соответствии с возрастом.

Игровая деятельность. Сформировано в соответствии с возрастом.

Развитие общей и мелкой моторики.Общая и мелкая моторика соответствует  возрасту.

Физическое развитие. Развитие физических качеств и основных видов движений соответствует возрастной норме.

КГН.Сформировано в соответствии с возрастом.

Семья. Интересуются её успехами, принимают активное участие в развитии и воспитании.  Вместе с ребенком участвуют в конкурсах. К трудностям ребенка и рекомендациям педагогов относятся с настороженностью.

Эмоциональное состояние ребёнка.Преобладает устойчивый положительный эмоциональный фон настроения.  

Заключение и рекомендации территориальной ТПМПК от 01.02.2019 г. № 6:

Рекомендовано обучение по адаптированной основной программе дошкольного образования  для  обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями.

1.1.4. Сведения о программе.

 Адаптированная образовательная программа Веселовой Татьяны разработана в соответствии с Федеральными законами  и актами /АООП ТНР № 23/

Адаптированная образовательная программа разработана с учетом:

- адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ д/с № 23.

1.2. Цели и задачи АОП:

Цель: создание специальных условий для развития дошкольника с нарушением речи, для развития познавательных процессов личности ребёнка с ТНР, поддержка позитивной социализации и индивидуализации.

Задачи:

  1. Реализовать адаптированную программу;
  2. Корректировать недостатки развития ребёнка с ТНР;
  3. Развивать познавательную активность ребенка, интерес к совместной с взрослым деятельности и самостоятельной деятельности (игровой, познавательно-речевой, продуктивной).
  4. Создать благоприятные условия для развития ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
  5.  Обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья воспитанника.

Исходя из требований ФГОС ДОпри создании Программы учитываются:

  1. индивидуальные потребности ребенка с учетом особенностей его речевого развития, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности),  
  2. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  3. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;
  4. возможности освоения ребенком с нарушениемречи  Программы;
  5. использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений развития.

Принципы и подходы к формированию Программы  /см.ООП ДО "ВДОХНОВЕНИЕ" МБДОУ д/с № 23 /

https://r1.nubex.ru/s4912-c48/f1653_92/Вдохновение.pdf

1.3. Планируемые результаты по образовательным областям

  1. Социально-коммуникативное развитие
  • Способна, к принятию собственных решений.
  1. Познавательное развитие
  • Знает изображение  цифр.
  • Решает простые задачи на сложение и вычитание.
  • Умеет пользоваться часами.
  • Знает  чередование месяцев в году.
  1. Речевое развитие
  • Правильно употребляет множественное число.
  • Свободно использует все части речи.
  • Заучивает стихи и читает их перед зрителями (другими детьми и взрослыми).
  • Знает написание отдельных слов (своего имени, названия некоторых предметов).
  • Пытается объяснить наблюдаемые явления и события.
  • Правильно согласовывает слова в предложениях, использует предлоги.
  1. Родители
  • Информированы в вопросах коррекции проблем в развитии ребенка.
  • Информированы о результатах коррекционно-развивающей работы с сыном.
  • Получат психологическую поддержку по гармонизации детско-родительских отношений.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ        

  1. . Образовательная часть

Область

Задача

Содержание

Речевое развитие

Продолжать развивать речь как средство общения.                                                        

Помогать употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.

Продолжать развивать фонематический слух.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Развивать умение поддерживать беседу.                                                                  Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Развивать монологическую форму речи.

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Рассматривание иллюстраций и чтение художественной литературы.

Составление описательных рассказов и рассказов по иллюстрациям.

Пересказ, заучивание стихотворений.

Игры драматизации

Игровые приемы

НОД

Индивид.работа

Арт., пальчиковая гимнастика

Познавательное развитие

Формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического;

- формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи;

- формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.

Упражнения и дидактические игры.

 НОД

Игры драматизации

Игровые приемы.

Индивид. Работа

Чтение, рассматривание художественной литературы

        

Социально-коммуникативное развитие

Развивать навыки общения со сверстниками, совместного выполнения действий в играх, самостоятельной и непосредственно организованной образовательной деятельности.

Учить, самостоятельно организовывать сюжетно-ролевую игру, устанавливать и соблюдать правила, распределять роли, прогнозировать ролевые действия и ролевое поведение, согласовывать свои действия с действиями других участников игры.

Вовлекать в сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные игры, оказывая помощь на этапе распределения ролей, в соблюдении ролевого поведения, правил игры.

Рассматривание иллюстраций и чтение художественной литературы

Игры драматизации

Игровые приемы.

Индивид.работа

Физическое развитие

Продолжать учить, закреплять и совершенствовать основные виды движений согласно  ООП ДО МБДОУ

д/с № 23;

Поощрять произносит тексты в подвижных играх и правильно называть спортивное оборудование.

Развивать ОВД согласно возрастной норме.

Подвижные игры с речитативами согласно календарному планированию

Сюжетная дыхательная гимнастика с протяжным произношением звуков. Вдох выполнять спокойно, без усилий и напряжения. А выдох растянуть «длинный ручеек».

Музыкальное развитие

Продолжать развивать силу звука, правильно пропевать гласные слоги, слова песен;

 Активизировать работу артикуляционного аппарата, развивать словарный запас;

 Контролировать речь при  проговаривании слов песен, музыкальных попевок, речевых упражнений.

Продолжать развивать ритмический слух, чувство ритма;

Продолжать развивать творческую активность  и самостоятельность.

Нод.

Игровые приемы       на развитие музыкальных способностей.

Пение песен, попевок, песенки-распевки; проговаривание текста песен, распевание звуков коротких и длинных; музыкальные пальчиковые разминки; упражнения на дыхание, музыкальные игры; логоритмические упражнения.

  1. . Коррекционная часть

Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда.

Направления

Задачи

Развитие дыхания и артикуляционной моторики

Развивать подвижность органов артикуляции через выполнение упражнений артикуляционной гимнастики (по показу, по картинкам). «Комплексы для всех звуков».

Коррекция звукопроизношения

Уточнение артикуляции звуков  С, З и Ц (межзубное произношение).

Развитие пассивного словаря

Обогащать пассивный словарь существительных, прилагательных и глаголов;

Развивать понимание предлогов.

Развитие слоговой структуры слова

Развивать ритмическую структуру слов.

Развивать слоговую структуру слов через проговаривание слов сложной слоговой  конструкции.

Развитие

фонематического слуха и фонематического восприятия

Упражнять в назывании слов на заданный звук

Упражнять в выделении первого согласного звука в словах

Упражнять в выделении последнего согласного звука в слове

Упражнять в определении позиции звука в слове (начало, середина, конец)

Упражнять в анализе слова из 3-х и более звуков

Упражнять в повторении цепочек из 3-х слогов с оппозиционными звуками: по звонкости-глухости, по твердости-мягкости

Развитие активного словарного запаса

Активизировать словарь по лексическим темам

Уточнять части предметов

Упражнять в классификациях

Упражнять в назывании детенышей животных

Уточнять и расширять словарь антонимов

Упражнять в употреблении близких по значению глаголов

Развитие грамматических категорий

Упражнять в применении существительных в косвенных падежах ед. и мн. числа

Упражнять в назывании мн. числа существительных И. п.

Упражнять в назывании мн. числа существительных Р. п.

Упражнять в образовании относительных прилагательных

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных

Упражнять в согласовании существительных с прилагательными и глаголами в роде

Упражнять в согласовании существительных с числительными

Упражнять в образовании приставочных глаголов

Упражнять в применении предлогов: ОКОЛО, С, МЕЖДУ

Развитие связной речи

Учить слушать и понимать содержание стихотворения, рассказа, отвечать на вопросы по тексту полными предложениями, выразительно рассказывать стихотворение на память.

Развивать умение составлять предложения по картинкам; распространять предложения.

Учить составлять описательный рассказ.

Учить составлять рассказ по картине.

Учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

Учить составлять пересказ.

Совершенствование мелкой моторики

Обучать строить фигуры из палочек;

Обучать выполнению простых графических диктантов.

Содержание коррекционно-развивающей работы педагога-психолога.

Направления

Задачи

Слуховое внимание и речеслуховое запоминание

Развитие слухового внимания через «Каскад слов», «Супермаркет», «Я положил в мешок» и т.д.

2.3. Взаимодействие участников образовательного процесса

Данный раздел соответствует разделу АООП ТНР  МБДОУ д/с № 23.

2.4 Программа взаимодействия с семьей ребенка

Данный раздел соответствует разделу АООП ТНР  МБДОУ д/с № 23.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Режим дня

Режим дня длядошкольного возраста /см. ООП ДО МБДОУ д/с № 23

https://r1.nubex.ru/s4912-c48/f1616_9a/Распорядок%20дня%20группы.pdf

3.2 Создание специальных условий

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Специалисты сопровождения

Направления коррекционной работы

Форма занятий

Продолжительность и частота занятий в неделю

Учитель-логопед

ОНР

ФФНР

звукопроизношение

подгрупповая

подгрупповая

индивидуальная

1 – 25 мин

1 – 25 мин

3 – 20 мин

Педагог -психолог

КЭВС

Коррекция психических процессов

подгрупповая

индивидуальная

1 – 25 мин

2 – 25 мин

3.3. Специальные условия организации образовательного процесса

В создании специальных условиях не нуждается.

3.4. Методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы

Данный раздел соответствует разделу АООП ТНР  МБДОУ д/с № 23

3.5 Мониторинг результатов освоения АОП.

Проводится в форме оценки индивидуального развития ребенка и позволяет решать задачи оптимизации образовательной работы, индивидуализации образования. Оценка индивидуального развития детей осуществляется воспитателем в процессе их реальной жизнедеятельности. Мониторинг проводится с опорой на карты педагогической диагностики ребенка соответствующего возраста.

Мониторинг для обучающегося проводится воспитателем 3 раза в год.

Приложение 1

Мониторинг уровня развития воспитанницы (6-7 лет).

Специалисты

Уровень развития на начало учебного года (сентябрь)

Уровень развития на середину года

(январь)

Уровень развития на конец учебного

года (май)

Динамика

Воспитатели

Учитель-логопед

Инструктор по физическому

воспитанию

Музыкальный руководитель

Педагог-психолог