Адаптированная образовательная программа на детей с ОВЗ.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида
№23 «Солнышко»
ул. Набережная 24,г. Зеленогорск
Красноярский край, 663690, телефон: (391-69) 2-68-89
E-mail: mbdou23zgr@yandex.ru
Принято: Утверждаю:
Педагогическим советом МБДОУ д/с № 23 И.О. Заведующего МБДОУ д/с № 23
Протокол № 1 __________С.В. Новосёлова
от «16»сентября 2021г. Приказ № 60 от «30» сентября 2021г.
Адаптированная образовательная
программа дошкольного образования для обучающихся
с тяжелыми нарушениями речи
(сентябрь 2021 – май 2022 г.)
Согласованно: _______________ _________________
(подпись родителей, (расшифровка)
законных представителей)
Авторы:
Учитель – логопед: Семёнова А.А.
Педагог – психолог: Жирук К.И.
Воспитатели: Агапченко Т.В., Головатая А.С.
Инструктор ФК: Григорчук Н.А.
Инструктор бассейна: Григорчук Н.А.
Музыкальный руководитель: Шпорт Т.Г.
г. Зеленогорск, 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка АОП
1.1.1 Общие сведения о ребенке
Фамилия, имя ребёнка:
Дата рождения:
Группа, которую посещает: 1 подготовительная комбинированного типа
Ф.И.О родителей:
1.1.2. Психолого-педагогическая характеристика
Посещает детский сад с 20.07. 2016г. Коррекционная работа началась с 01.02.2019г. Родители принимают активное участие в образовании и воспитании ребёнка: выполняют рекомендации специалистов, посещают родительские собрания, групповые праздники. Семья проживает в отдельной квартире.
1.1.3.Особенности ребенка (на основе комплексного психолого-педагогического обследования ребенка)
Речевое развитие. Звукопроизношение соответствует возрасту. На данном этапе автоматизируются свистящие звуки в связной речи (открытый прикус, смена передних верхних зубов). Нарушено фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез. Пассивный словарь соответствует возрасту. С грамматическими заданиями по возрасту справляется, но в потоке самостоятельной речи иногда встречаются грамматические ошибки. Затрудняется в использовании предлогов в речи (около, между). Справляется с пересказом текста с помощью педагога. Узнает сказку по картинке, рассказывает её самостоятельно. Темп речи – замедленный, голос тихий.
Познавательное развитие.Допускает ошибки в изображении цифр. Испытывает затруднения в решении простых задач на сложение и вычитание. Не умеет пользоваться часами. Имеет сложность в чередовании месяцев в году.
Социально-коммуникативное развитие. С затруднениями вступает в контакт со сверстниками. Испытывает неуверенность в принятии собственного решения. Развито внимание по возрасту. Может давать оценку хорошему или плохому поведению ребёнка.
Художественно-эстетическое развитие. Сформировано в соответствии с возрастом.
Игровая деятельность. Сформировано в соответствии с возрастом.
Развитие общей и мелкой моторики.Общая и мелкая моторика соответствует возрасту.
Физическое развитие. Развитие физических качеств и основных видов движений соответствует возрастной норме.
КГН.Сформировано в соответствии с возрастом.
Семья. Интересуются её успехами, принимают активное участие в развитии и воспитании. Вместе с ребенком участвуют в конкурсах. К трудностям ребенка и рекомендациям педагогов относятся с настороженностью.
Эмоциональное состояние ребёнка.Преобладает устойчивый положительный эмоциональный фон настроения.
Заключение и рекомендации территориальной ТПМПК от 01.02.2019 г. № 6:
Рекомендовано обучение по адаптированной основной программе дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями.
1.1.4. Сведения о программе.
Адаптированная образовательная программа Веселовой Татьяны разработана в соответствии с Федеральными законами и актами /АООП ТНР № 23/
Адаптированная образовательная программа разработана с учетом:
- адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ д/с № 23.
1.2. Цели и задачи АОП:
Цель: создание специальных условий для развития дошкольника с нарушением речи, для развития познавательных процессов личности ребёнка с ТНР, поддержка позитивной социализации и индивидуализации.
Задачи:
- Реализовать адаптированную программу;
- Корректировать недостатки развития ребёнка с ТНР;
- Развивать познавательную активность ребенка, интерес к совместной с взрослым деятельности и самостоятельной деятельности (игровой, познавательно-речевой, продуктивной).
- Создать благоприятные условия для развития ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
- Обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья воспитанника.
Исходя из требований ФГОС ДОпри создании Программы учитываются:
- индивидуальные потребности ребенка с учетом особенностей его речевого развития, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности),
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;
- возможности освоения ребенком с нарушениемречи Программы;
- использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений развития.
Принципы и подходы к формированию Программы /см.ООП ДО "ВДОХНОВЕНИЕ" МБДОУ д/с № 23 /
https://r1.nubex.ru/s4912-c48/f1653_92/Вдохновение.pdf
1.3. Планируемые результаты по образовательным областям
- Социально-коммуникативное развитие
- Способна, к принятию собственных решений.
- Познавательное развитие
- Знает изображение цифр.
- Решает простые задачи на сложение и вычитание.
- Умеет пользоваться часами.
- Знает чередование месяцев в году.
- Речевое развитие
- Правильно употребляет множественное число.
- Свободно использует все части речи.
- Заучивает стихи и читает их перед зрителями (другими детьми и взрослыми).
- Знает написание отдельных слов (своего имени, названия некоторых предметов).
- Пытается объяснить наблюдаемые явления и события.
- Правильно согласовывает слова в предложениях, использует предлоги.
- Родители
- Информированы в вопросах коррекции проблем в развитии ребенка.
- Информированы о результатах коррекционно-развивающей работы с сыном.
- Получат психологическую поддержку по гармонизации детско-родительских отношений.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- . Образовательная часть
Область | Задача | Содержание |
Речевое развитие | Продолжать развивать речь как средство общения. Помогать употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом. Продолжать развивать фонематический слух. Отрабатывать интонационную выразительность речи. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать монологическую форму речи. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. | Рассматривание иллюстраций и чтение художественной литературы. Составление описательных рассказов и рассказов по иллюстрациям. Пересказ, заучивание стихотворений. Игры драматизации Игровые приемы НОД Индивид.работа Арт., пальчиковая гимнастика |
Познавательное развитие | Формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического; - формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи; - формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи. | Упражнения и дидактические игры. НОД Игры драматизации Игровые приемы. Индивид. Работа Чтение, рассматривание художественной литературы
|
Социально-коммуникативное развитие | Развивать навыки общения со сверстниками, совместного выполнения действий в играх, самостоятельной и непосредственно организованной образовательной деятельности. Учить, самостоятельно организовывать сюжетно-ролевую игру, устанавливать и соблюдать правила, распределять роли, прогнозировать ролевые действия и ролевое поведение, согласовывать свои действия с действиями других участников игры. | Вовлекать в сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные игры, оказывая помощь на этапе распределения ролей, в соблюдении ролевого поведения, правил игры. Рассматривание иллюстраций и чтение художественной литературы Игры драматизации Игровые приемы. Индивид.работа |
Физическое развитие | Продолжать учить, закреплять и совершенствовать основные виды движений согласно ООП ДО МБДОУ д/с № 23; Поощрять произносит тексты в подвижных играх и правильно называть спортивное оборудование. | Развивать ОВД согласно возрастной норме. Подвижные игры с речитативами согласно календарному планированию Сюжетная дыхательная гимнастика с протяжным произношением звуков. Вдох выполнять спокойно, без усилий и напряжения. А выдох растянуть «длинный ручеек». |
Музыкальное развитие | Продолжать развивать силу звука, правильно пропевать гласные слоги, слова песен; Активизировать работу артикуляционного аппарата, развивать словарный запас; Контролировать речь при проговаривании слов песен, музыкальных попевок, речевых упражнений. Продолжать развивать ритмический слух, чувство ритма; Продолжать развивать творческую активность и самостоятельность. | Нод. Игровые приемы на развитие музыкальных способностей. Пение песен, попевок, песенки-распевки; проговаривание текста песен, распевание звуков коротких и длинных; музыкальные пальчиковые разминки; упражнения на дыхание, музыкальные игры; логоритмические упражнения. |
- . Коррекционная часть
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда.
Направления | Задачи |
Развитие дыхания и артикуляционной моторики | Развивать подвижность органов артикуляции через выполнение упражнений артикуляционной гимнастики (по показу, по картинкам). «Комплексы для всех звуков». |
Коррекция звукопроизношения | Уточнение артикуляции звуков С, З и Ц (межзубное произношение). |
Развитие пассивного словаря | Обогащать пассивный словарь существительных, прилагательных и глаголов; Развивать понимание предлогов. |
Развитие слоговой структуры слова | Развивать ритмическую структуру слов. Развивать слоговую структуру слов через проговаривание слов сложной слоговой конструкции. |
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия | Упражнять в назывании слов на заданный звук Упражнять в выделении первого согласного звука в словах Упражнять в выделении последнего согласного звука в слове Упражнять в определении позиции звука в слове (начало, середина, конец) Упражнять в анализе слова из 3-х и более звуков Упражнять в повторении цепочек из 3-х слогов с оппозиционными звуками: по звонкости-глухости, по твердости-мягкости |
Развитие активного словарного запаса | Активизировать словарь по лексическим темам Уточнять части предметов Упражнять в классификациях Упражнять в назывании детенышей животных Уточнять и расширять словарь антонимов Упражнять в употреблении близких по значению глаголов |
Развитие грамматических категорий | Упражнять в применении существительных в косвенных падежах ед. и мн. числа Упражнять в назывании мн. числа существительных И. п. Упражнять в назывании мн. числа существительных Р. п. Упражнять в образовании относительных прилагательных Упражнять в образовании притяжательных прилагательных Упражнять в согласовании существительных с прилагательными и глаголами в роде Упражнять в согласовании существительных с числительными Упражнять в образовании приставочных глаголов Упражнять в применении предлогов: ОКОЛО, С, МЕЖДУ |
Развитие связной речи | Учить слушать и понимать содержание стихотворения, рассказа, отвечать на вопросы по тексту полными предложениями, выразительно рассказывать стихотворение на память. Развивать умение составлять предложения по картинкам; распространять предложения. Учить составлять описательный рассказ. Учить составлять рассказ по картине. Учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Учить составлять пересказ. |
Совершенствование мелкой моторики | Обучать строить фигуры из палочек; Обучать выполнению простых графических диктантов. |
Содержание коррекционно-развивающей работы педагога-психолога.
Направления | Задачи |
Слуховое внимание и речеслуховое запоминание | Развитие слухового внимания через «Каскад слов», «Супермаркет», «Я положил в мешок» и т.д. |
2.3. Взаимодействие участников образовательного процесса
Данный раздел соответствует разделу АООП ТНР МБДОУ д/с № 23.
2.4 Программа взаимодействия с семьей ребенка
Данный раздел соответствует разделу АООП ТНР МБДОУ д/с № 23.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Режим дня
Режим дня длядошкольного возраста /см. ООП ДО МБДОУ д/с № 23
https://r1.nubex.ru/s4912-c48/f1616_9a/Распорядок%20дня%20группы.pdf
3.2 Создание специальных условий
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса | |||
Специалисты сопровождения | Направления коррекционной работы | Форма занятий | Продолжительность и частота занятий в неделю |
Учитель-логопед | ОНР ФФНР звукопроизношение | подгрупповая подгрупповая индивидуальная | 1 – 25 мин 1 – 25 мин 3 – 20 мин |
Педагог -психолог | КЭВС Коррекция психических процессов | подгрупповая индивидуальная | 1 – 25 мин 2 – 25 мин |
3.3. Специальные условия организации образовательного процесса
В создании специальных условиях не нуждается.
3.4. Методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы
Данный раздел соответствует разделу АООП ТНР МБДОУ д/с № 23
3.5 Мониторинг результатов освоения АОП.
Проводится в форме оценки индивидуального развития ребенка и позволяет решать задачи оптимизации образовательной работы, индивидуализации образования. Оценка индивидуального развития детей осуществляется воспитателем в процессе их реальной жизнедеятельности. Мониторинг проводится с опорой на карты педагогической диагностики ребенка соответствующего возраста.
Мониторинг для обучающегося проводится воспитателем 3 раза в год.
Приложение 1
Мониторинг уровня развития воспитанницы (6-7 лет).
№ | Специалисты | Уровень развития на начало учебного года (сентябрь) | Уровень развития на середину года (январь) | Уровень развития на конец учебного года (май) | Динамика |
Воспитатели | |||||
Учитель-логопед | |||||
Инструктор по физическому воспитанию | |||||
Музыкальный руководитель | |||||
Педагог-психолог |