Родительские собрания
Предварительный просмотр:
Разработка родительского собрания
«Как наладить отношения с подростком 16 – 17 лет в семье?»
Разработано и проведено 23.03.12 г. классным руководителем 10 класса
Лизякиной И.К.
Цель: расширить знания родителей о возрастных особенностях подросткового возраста, оказать помощь родителям в преодолении затруднений в общении с детьми – подростками.
Материалы:
- заполненные заранее бланки анкеты для родителей (приложение 1);
- выставка литературы по заявленной тематике;
- плакаты с высказываниями о воспитании (приложение 2;.
- бланки анкеты для обратной связи (приложение 3).
Ход собрания
- Вступление. Что такое подростковый возраст, какие проблемы могут возникать и как найти выход из разных трудных ситуаций? Эти вопросы рано или поздно задает себе каждый родитель, когда его ребенок вступает в период полового созревания. Давайте попробуем подобрать ассоциацию к слову подросток и подростковый возраст (трудный ребенок, половое созревание, кризис и т.д.).
- Теоретическая часть: психологические особенности подростков.
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.
Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».
Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса", которому свойственно:
- чувствительность к оценке посторонних своей внешности;
- крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих;
- внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров.
Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели. Возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.
Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости.
Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе, живет в той же семье. А в семье к ребенку продолжают относиться как к "маленькому". Одно он не делает сам, другое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Подросток объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослыми права. Изменить он пока ничего не может, но внешне подражает взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь") и т.д.
Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию.
Стремление к самостоятельности. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому, испытывая желание, чтобы все относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах. Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!". И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. К сожалению, подобная "самостоятельность" - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе.
Больше всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о друге. О таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.
- Практическая часть: решение проблемных ситуаций.
Родители делятся на 2-3 команды с помощью разноцветных жетонов.
Задание: каждая команда готовит ситуацию из своей жизни, связанную с проблемами, обусловленными особенностями подросткового возраста для другой команды. Вторая команда предлагает варианты решения данной проблемы. Затем озвучивается собственный вариант.
После решения проблемных ситуаций психолог предлагает познакомиться и обсудить результаты заранее проведенного анкетирования, а также обращает внимание на выставку литературы по заявленной тематике.
- Заключение. Период, когда ребенок становится подростком, сложен не только для него, но и для нас – тех взрослых, которые с ним взаимодействуют. Неудивительно, что у нас тоже могут возникнуть те или иные трудности во взаимодействии с ним. В зависимости от индивидуальных особенностей у подростков могут возникнуть специфические трудности при прохождении подросткового возраста. Если у вас есть конкретные вопросы, мы можем обсудить их в рамках индивидуальной беседы. (Педагог-психолог может предоставить родителям график индивидуальных консультаций).
Анкета “Обратная связь” (приложение 3).
Литература:
1. Акимова Г.Е. «Как помочь своему ребёнку?» «У - Фактория» 2004 г.
2. Казанская В.Г «Подросток. Трудности взросления» М., «Просвещение»2009 г.
3. Обухова Л.Ф. «Возрастная психология» М., «Просвещение» 2000 г.
Приложение 1
Анкета «Какой вы родитель?»
Уважаемые родители! На каждое утверждение отвечайте «да», «нет» или «не знаю».
№ | Утверждение | Вариант ответа |
1. | На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом. | |
2. | Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка. | |
3. | Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка. | |
4. | Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы. | |
5. | Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей. | |
6. | Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение. | |
7. | Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей. | |
8. | Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют вас. | |
9. | Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка. | |
10. | Вы можете удержаться от покупки интересующей вещи для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом. | |
11. | Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание. | |
12. | Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали. | |
13. | Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости. | |
14. | Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению. | |
15. | У вас есть конфликты с собственным ребенком. |
Подсчет результатов.
За каждый ответ «да» на вопросы: 2,4,6,8,10,12,14, а также «нет» на вопросы: 1,3,5,7,9,11,13,15 получаете по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.
100-150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники и решении различных проблем. Если этому на практике сопутствует и открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания.
50-99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. Не оправдывайтесь нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Не забывайте, что понимать - это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.
0-49 очков. Еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.
Приложение 2
Высказывания о воспитании
- «Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге»
Ричард Бах
- «Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства»
Эбнер Эшенбах
- «Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей;
Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться;
Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными;
Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины».
Дороти Нолт
- «Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом… как если бы от этого зависела Ваша жизнь»
Л.Кьюби
- «Отношения между родителями и детьми столь же трудны и столь же драматичны, как отношения между любящими».
А.Моруа
Приложение 3
Анкета «Обратная связь»
Просим Вас ответить на поставленные вопросы с целью получения обратной связи после окончания родительского собрания. Заранее Вам благодарны!
- Оцените степень Вашей включенности в занятие: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Что мешало быть включенным? _____________________________________________
_________________________________________________________________________
- Какова Ваша мотивация на использование полученных знаний? 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Что полезного и значимого вы почерпнули для себя? ___________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Ваши замечания и пожелания ведущему: ______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________