Проектная деятельность на уроках экономики как средство развития УУД
Проектная деятельность на уроках экономики как средство развития УУД. Приводится теория и конкретный пример (урок)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyat_na_urokah_ek.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Сосновская средняя общеобразовательная школа №2
Проектная деятельность учащихся на уроках экономики на примере изучения темы « Экономика и экология: в поисках равновесия»
Автор: Лизякина И.К.,
учитель экономики 1 кв.категории
Цель: представить возможности данной технологии на примере изучения конкретной темы предмета «Экономика»
I. Теоретическая часть.
Проект (от лат. projectus - брошенный вперед) - замысел, план; разработанный план сооружения, механизма, схема технологического процесса; предварительный текст какого-либо документа.
Проектирование, по сути, представляет собой процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого объекта или состояния.
Виды проектов:
1. Монопредметный проект, осуществляемый в рамках одного предмета. Работа над ним вполне укладывается в классно-урочную систему.
2. Межпредметный проект, предполагающий использование знаний, умений и навыков по двум и более предметам. Чаще всего используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
3. Надпредметный проект, который выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности и носит характер исследования.
Метод проектов – среда, в которой даже средний ученик обретает силу и уверенность. Этот метод позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально.
В первую очередь это относится к групповым проектам, когда работает небольшой коллектив и в процессе совместной деятельности появляется совместный продукт (результат) труда. К таким качествам можно отнести:
- умение работать в коллективе;
- умение брать ответственность за выбор, решение и т. п.;
- умение разделять ответственность;
- умение анализировать результаты деятельности;
-способность ощущать себя членом команды (подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела).
Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами; деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде», сотрудничать в коллективе.
При этом неизбежно происходит формирование того конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. В процессе проектирования у учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, уже «не работает» оценочная схема: «это - верно, а это - неверно».
Последовательность работы над проектом
№ п/п
Этапы работы над
Проектом
1.Подготовка
Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы
Деятельность учащихся: обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели
Деятельность учителя: знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся
2.Планирование
а) Определение источников информации.
б) Определение способов сбора и анализа информации.
в) Определение способа представления результатов (формы проекта).
г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности.
д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды
Деятельность учащихся: Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности
Деятельность учителя: Предлагает идеи, высказывает предположения.
Наблюдает за деятельностью учащихся
3.Исследование
Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма». Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.
Деятельность учащихся: Выполняют исследование, решая промежуточные задачи
Деятельность учителя: Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся
4.Формулирование результатов и/или выводов
Анализ информации. Формулирование выводов
Деятельность учащихся: Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект
Деятельность учителя: Консультирует учащихся
5.Защита проекта
Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов.
Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет
Деятельность учащихся: Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности
Деятельность учителя: Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа
6.Оценка результатов и процесса проектной деятельности
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин
Деятельность учащихся: Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности
Деятельность учителя: Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета
Данная технология представляет интерес для учителя-практика еще и потому, что включает в себя элементы проблемного, исследовательского, группового методов обучения, что обеспечивает интерес учащихся и достижение высокого уровня усвоения содержания учебного материала.
II. Практическая часть.
Конкретную проектную деятельность учащихся на уроках экономики можно рассмотреть на примере изучения темы «Экономика и экология: поиски равновесия».
Цель данного урока – углубление и расширение представлений о взаимосвязи проблем экологии и экономического развития, развитие критического мыщления и коммуникативных навыков.
Основной результат – выбор общей позиции в условиях открытого диалога при обсуждении проектов, когда учащиеся покажут понимание сущности и значения обсуждаемой проблемы и осмысление ее в связи с собственной позицией.
Кроме того, деятельностный подход позволяет учащимся не просто определять и формулировать проблему, но и предлагать варианты решений.
Для учащихся 9 класса понятия «экономика» и «экология» не являются новыми. Именно поэтому нет необходимости работать над их формированием (идет актуализация и систематизация знаний), зато появляется задача по созданию мотивации.
Мотив вообще – это источник деятельности любого человека, это то, что побуждает к деятельности.
Методы мотивации.(4 блока основных методов)
- Эмоциональные
- Познавательные
- Волевые
- Социальные
Способы мотивации. 7 позиций: создание проблемной ситуации; необычная форма обучения; культура общения; отказ от отметок; привлечение учеников к оценочной деятельности; постоянный анализ жизненных ситуаций, личный опыт ученика; чувство юмора.
Способы мотивации
Название | Что этот способ дает результат\ особенности | Что надо учесть при применении |
Создание проблемной ситуации | - Творческое владение знаниями, навыками, умениями; - развитие мыслительных способностей; - усвоение способов самостоятельной деятельности. | - Часто для решения проблемы требуется групповая работа; Бывает сложно управлять процессом. |
Необычная форма обучения (нестандартная форма урока, метод, прием обучения) | - Вовлечение всех в учебную деятельность, то есть осуществляется принцип активности в процессе обучения (один из основных принципов дидактики); - побуждение, стимулирование к учебной деятельности; - пробуждение положительных эмоций и интереса к предмету | - Требует четко поставленной цели, чтобы за формой не потерять результат; - необходимо учитывать потребности возраста в новизне, в самооценке, в рефлексии. |
Культура общения (вербальные и невербальные способы общения) | - Удержание внимания учащихся; - пробуждение разного вида эмоций; - освоение учениками диалектики общения. | Требует умения чувствовать и понимать учеников. |
Отказ от отметок (оценивание в баллах) | - Пробуждение ученика к самооценке, к рефлексии своей учебной деятельности; -расширение границ оценивания по шкале: 0-19% - самый низкий уровень; 20-39% - уровень ниже среднего; 40-59% - средний уровень; 60-79% - высокий уровень; 80-100% - самый высокий уровень. | - Требует определения четких критериев оценивания результатов; - для достижения действительно хороших результатов этот способ требует системы в использовании. |
Привлечение учеников к оценочной деятельности | - Формирование учебных действий самооценки (самоконтролю); - снижает стресс и напряжение при оценивании ответов. | - Требует выработки «критериев оценивания» результатов; - критерии оценивания могут быть разными при самооценке, взаимооценке и при оценивании работы в группе; - важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный результат. |
Анализ жизненных ситуаций, использование личного опыта ученика | - Усвоение знаний, умений, навыков по предмету через личный опыт; - создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса учащихся; - включение в обучение эмоционального фона; - видение собственных знаний в «знакомом объекте»; - использование опыта жизнедеятельности. | - При усвоении материала школьники опираются на индивидуальный опыт личности, когда знаний не хватает. Поэтому анализ жизненных ситуаций часто бывает ненаучным, искаженным. |
Чувство юмора | - Часто разрешает трудные, щекотливые ситуации (выручает, когда другие способы педагогического воздействия не помогают). | - Смеемся вместе, а не над кем-то. |
МОТИВАЦИЯ
Для вовлечения учащихся в работу по данному материалу можно использовать статистические данные по состоянию экологии своего региона, эпиграф – цитаты или стихи. Например, из учебника:
«Когда природе надоест
давиться ядом и обидой,
она заявит свой протест,
как это было с Атлантидой»
В своей практике я часто использую притчи и легенды. С одной из них я и начну урок.
«Воспитывал отец сына, всю душу вкладывал. А сынок отца не радовал: когда возникали сложные ситуации, и необходимо было делать выбор, то сын делал его не по чести и не по совести. Никакие разговоры и наказания не помогали. И тогда отец вкопал посреди двора столб и после каждого неблаговидного поступка сына вбивал в столб по гвоздю.
И настал день, когда весь столб был покрыт гвоздями. Вид «ощетинившегося» гвоздями столба произвел на сына такое впечатление, что каждый раз оказавшись перед выбором, он вспоминал его, и воспоминание это удерживало от необдуманного шага.
Стал отец замечать, что сын исправляется. И решил его поддержать: всякий раз, когда сын радовал поведением, отец убирал из столба по гвоздю. И настал день, когда столб оказался без гвоздей.
Увидел сын это, обошел вокруг столба, сел на землю и заплакал. Чего ж ты плачешь? – удивился отец, - Гвоздей-то нет!
А сын ответил: Гвоздей нет. Но следы-то – остались…»
По-вашему, почему наш урок начинается с этой притчи?
Каждое наше слово и действие оставляет свои «следы» в душах и судьбах других людей. Но и общество тоже воздействует на окружающий мир. Самыми глубокими становятся «следы» деятельности людей и, прежде всего, производственной деятельности. Человечество желает жить в комфорте и платит за это безопасностью.
ВВОД В ПРОБЛЕМУ
Обсуждение понятий «экономика» и «экология», определение их значения для жизни человечества и взаимосвязи.
То, что окружающая среда сегодня нуждается в защите, бесспорный факт. Встанем на позицию экологов и сформулируем три обобщенных аргумента в защиту природы. Подумайте, что вы можете указать как самые важные причины, по которым человечество должно обратить пристальное внимание на охрану окружающей среды.
Не менее важным является и экономическая стабильность государства. Подумайте, что вы можете указать в качестве аргументов в защиту развития и расширения производства с позиции экономистов?
Между двумя группами аргументов – противоречие. Разрешимо ли это противостояние? Его можно разрешить? Как? Ваши предложения и варианты.
И если нет, то, каким образом можно смягчить это противостояние?
Один из вариантов – законы об охране природы. Они приняты и действуют. Но, видимо, или законы не до конца продуманы, или применяются не эффективно, так как в стране очень много зон экологического бедствия.
Попробуйте разработать и представить проект нового Закона об охране природы.
Создаются группы по 5-7 человек, каждая из которых работает по алгоритму:
1. Прочитать текст учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» § 17
2. Прочитать и проанализировать сокращенный вариант текста ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, принятого Государственной Думой 20 декабря 2001 года.
3. Разработать свой проект нового Закона об охране природы.
Вы должны иметь в виду, что в текст Закона, как правило, входят:
- вступительная часть (преамбула);
- содержательная часть (положения и конкретные статьи);
- меры ответственности за нарушения каждой статьи закона.
4. Защита проекта.
Кроме рабочих групп создается группа экспертов (из сильных учеников), которая анализирует выполнение проекта, достигнутые результаты (успехов и неудач).
После представления и защиты проектов подводим итоги.
Любой, даже самый хороший закон, самые суровые санкции не смогут разрешить противоречие между комфортом и безопасностью, пока сами люди не определят для себя что для них является важнее: экономическое процветание или экологическое благополучие.
Победит тот волк, которого будем кормить.
Домашнее задание: § 17, задания 1-3 стр.170, исследование «Экология и здоровье» и опережающее задание-исследование «Производство: проблемы и перспективы» (на основе материалов СМИ и Интернет-ресурсов о состоянии промышленности в нашем регионе).