Конкурсное задание "Методический семинар". Областной конкурс "Учитель года Нижегородской области - 2015"
В материале представлена презентация и объяснительная записка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lizyakina_i.k2.ppt | 1.47 МБ |
obyasnitelnaya_zapiska.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Управление образования Сосновского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сосновская средняя общеобразовательная школа №2
Областной конкурс «Учитель года – 2015»
Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы
Лизякиной Ирины Константиновны)
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К КОНКУРСНОМУ ЗАДАНИЮ
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
2015
Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. Образовательные стандарты второго поколения ориентированы на результаты образования. Процесс же обучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Этой цели можно достичь благодаря формированию УУД. Качество усвоения знания зависит от их характера и многообразия видов: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных [ФГОС 20101].
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
1) личностные;
2) регулятивные;
3) познавательные;
4) коммуникативные.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Коммуникативные действия обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания
В формировании познавательных УУД большую роль играет ТРКМЧП. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.
На мой взгляд, технология критического мышления – это попытка преодоления формального подхода к обучению, авторитарного стиля, поворот к личности обучаемого, приглашение ученика к творчеству, попытка гуманизации обучения. Мне представляется убедительной эта технология, в которой организуется обучение, актуализирующее познавательную, эмоциональную и волевую сферы обучаемых. И сегодня целью моей педагогической деятельности стала модернизация традиционного обучения, его преобразование в духе эффективной организации усвоения новых знаний через использование технологии развития критического мышления.
Ведущая идея опыта – приемы ТРКМ как средство формирования познавательных УУД. К познавательным УУД относятся следующие умения:
- сознавать познавательную задачу;
- читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;
- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;
- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
В блоке познавательных учебных действий выделяют:
Общеучебные действия, включая знаково-символические;
Логические действия;
Действия постановки и решения проблем.
В число общеучебных входят:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- применение методов информативного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические действия, включая моделирование;
- умение структурировать знания;
- умение строить речевое высказывание;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- рефлексия способов и условий действий;
- контроль и оценка процесса и результатов действия;
- смысловое чтение;
- выбор вида чтения в зависимости от цели;
- восприятие текстов разных стилей;
- умение адекватно передавать содержание текста;
- составлять тексты различных жанров.
В число логических универсальных действий входят:
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- синтез;
- выбор оснований и критериев для сравнения;
- классификация объектов;
- подведение под понятие;
- выделение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений, доказательств;
- выдвижение гипотез; их обоснование.
Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера[1].
Для ученика содержание учебного материала остается непонятным, если он не владеет специальными приемами, позволяющими работать с информацией. В данном случае большую помощь могут оказать приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Современные исследователи в области методов развития критического мышления как на Западе (Д.Халперн, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер и др.), так и в России (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя. Педагоги-практики особо выделяют ценность осмысленного обучения, о которой писал еще Л.С.Выготский в работе «Педагогическая психология».
Как можно определить критическое мышление? Д.Клустер предлагает пять пунктов, определяющих данное понятие.
- КРМ есть мышление самостоятельное.
- Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.
- Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
- Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
- Критическое мышление есть мышление социальное.
Развитие критического мышления через чтение и письмо — педагогическая технология, позволяющая ориентироваться на внутреннюю мотивацию учащихся, более устойчивую, нежели внешнюю. Эффективное чтение - сложный процесс активного восприятия и критического осмысления информации с целью включения в собственный контекст. Рефлексивное письмо подразумевает отражение на бумаге активного процесса восприятия информации: учащийся фиксирует не поток информации, а те идеи, которые он так или иначе выделил для себя. Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) понимается как рефлексивная деятельность в обучении, основывающаяся на глубокой проработке информации в сопряжении с личным опытом.
В основе технологии РКМЧП - модель, состоящая из трех фаз:
• вызов,
• смысловая стадия,
• рефлексия
Вызов предполагает обращение учащегося к собственным знаниям, опыту и умениям. Он формулирует для себя вопросы, на которые впоследствии желает получить ответ, ставит цели, независимые от целей его группы.
Смысловая стадия предполагает реализация учащимися целей, заявленных на стадии вызова за счет материала, воспринимаемого с интересом. На фазе рефлексии учащиеся анализируют выполнение поставленных задач и достижение заявленных целей.
Технологичекие этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Возможные приемы и методы | |
I. Вызов: - актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения. | Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе | Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. | Составление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, схемы, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; мозговая атака; проблемные вопросы, и т.д. | |
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа либо индивидуальная, либо в парах или группах. | ||||
II. Осмысление содержания: - получение новой информации; -корректировка учеником поставленных целей обучения. | Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» | Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации | Методы активного чтения: «инсерт»; «фишбоун»; «идеал»; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; диспуты; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы | |
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями. | ||||
III. Рефлексия: -размышление, рождение нового знания; -постановка учеником новых целей обучения. | Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации | Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание. | Заполнение схем, кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий, диалогов. Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы и т.д. | |
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах. |
Предлагаю использовать для работы конструктор урока[2].
прием стадия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||
Начало урока (вызов) | «кластер» | «загадка» | Мозговая атака | Опережающий результат | Фантастическая добавка | Театрализация | «Верно – неверно» | Ребус, кроссворд | |||||||
Объяснение нового материала | Продвинутая лекция | инсерт | Вопросы Блума | Диаманта | Дерево предсказаний | Круги по воде | Лекция со стопами | экспертиза | |||||||
Закрепление | загадка | Учебно – мозговой штурм | Метод контрольных вопросов | экспертиза | «Плюс – минус – интересно» | инсерт | Оживи картину | Бином фантазии | |||||||
Повторение | кластер | загадка | Бином фантазии | Оживи картину | театрализация | Ролевая игра | Диаманта | Круги по воде | |||||||
Рефлексия (конец урока) | кластер | Зигзаг - 2 | Интеллектуальная разминка | Синквейн | экспертиза | Ролевой проект | Исследовательский проект | Бином фантазии | |||||||
Домашнее задание | загадка | кластер | Оживи картину | инсерт | Круги по воде | Бином фантазии |
|
|
Принцип работы некоторых приемов ТРКМЧП.
Инсерт
В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.
I э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:
V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
II э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
III э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:
V «галочка» (то, что уже известно) | знак «минус» (то, что противоречит представлению) | + знак «плюс» (то, что является интересным и неожиданным) | ? «вопросительный знак» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше) | |
... | ... | ... | ... | |
... | ... | ... | ... |
IV э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Мозговая атака
1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;
2 э т а п: Обмен информацией.
Рекомендации к эффективному использованию:
1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;
2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
3. Оперативная запись высказанных предложений.
Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы.
Кластеры
Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Сиквейн. Правила написания синквейна:
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
ТАСК (анализ).
Еще один методический прием назван Таск-анализ. ТАСК – (это сокращение для слов Тезис — Анализ — Синтез — Ключ), его задача помочь ученикам научиться независимо размышлять об отдельных моментах текста. Метод этот представляет собой 10 последовательно заданных вопросов, над которыми в ходе чтения текста вам предстоит размышлять. Наиболее рационально ответы на вопросы занести в специально сконструированную таблицу. Здесь мы снова встречается с культурой вычленения тезисов и антетезисов того или иного текста.
Эссе (Франц. “Essai”, англ. “essay” или “assay” – опыт, очерк, от латинского “exagium” – взвешивание) – жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной или социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Классиком-основателем опытов с эссе считается М.Монтень («Опыты», 1580).Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике, в российской школе эта форма и сам термин становятся все более и более популярными в последнее время. Эссе целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии осмысления, обработки прочитанного. Теме создания эссе посвящены многие научные и научно-популярные трактаты. Здесь же хотелось бы отметить, что разнообразие форм эссе определяется тремя основными факторами:
- временем, которое на него тратится;
- умением строить логичные композиции (в уже известной нам логике, например, вызов, изложение тезисов, аргументация, выводы);
- художественным даром автора, выразительностью речи, богатством привлекаемого культурного контекста и т.д.
Результативность опыта.
Технология РКМЧП направлена на достижение образовательных результатов.
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- пользоваться различными способами интегрирования информации;
- задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- решать проблемы;
-вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
-выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
-аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
-способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
-брать на себя ответственность;
-участвовать в совместном принятии решения;
-выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
-умение сотрудничать и работать в группе и др.
О результатах говорит уровень успеваемости и уровень качества знаний учащихся по литературе и русскому зыку. По литературе успеваемость составляет 100%, качество знаний учащихся в среднем – 83%. По русскому языку качество - 77%, успеваемость -100%.
Применение технологии ТРКМ позволяет развить у детей умения конструировать текст, умения ставить вопросы к тексту, повышает уровень познавательных запросов учащихся.
Проведенные исследования показали, что данные умения и навыки у учащихся после применения ТРКМ значительно более развиты, чем у учащихся, занимающихся в традиционном режиме.
Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся надпредметные умения, такие как:
- умение работать в группе;
- умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
-умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;
-формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Приложение.
Вариант урока развития речи
по написанию или устному написанию сочинения – описания по личным впечатлениям
Предмет | Русский язык |
Класс | 5 |
Автор УМК | Ладыженская Т.А. |
Тема урока | Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по личным впечатлениям. |
Тип урока | Урок-моделирование. |
Цель | Деятельностная – формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действий. Содержательная – расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. |
Задача урока: | формирование универсальных учебных действий: 1. Личностные УУД – ценить, воспринимать образ Родины через произведения изобразительного искусства; 2. Регулятивные УУД – самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать; 3. Познавательные УУД – извлекать информацию, представленную в иллюстрации; восприятия картину как произведения искусства; уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы. 4.Коммуникативные УУД – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи; |
Планируемый результат: |
|
Технологическая карта урока представлена в разработках (на сайте) и в презентации.
[1] "Формирование УУ Д в основной школе: от действия к мысли" А.Г. Асмолов
[2] Вариант урока в приложении.