Выступления

Апарена Надежда Валерьевна

На странице размещены материалы выступлений на методических объединениях различного уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo_uchiteley_russkogo_yazyka_shkoly.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Выступление на МО учителей русского языка ГБОУ СОШ «ОЦ» имени Е.М. Зеленова

учителя русского языка и литературы

Апареной Надежды Валерьевны

Одним из важнейших аспектов педагогической деятельности является оценка полученных результатов, в ходе которой можно установить успешность и результативность обучения. Передо мной  сложная задача: выставить в журнал итоговую оценку, соответствующую знаниям, и одновременно оценить развитие каждого ученика. Следуя требованиям новых стандартов, применяю методы и  приемы, позволяющие оценивать не только предметные, но и метапредметные, личностные образовательные результаты обучающегося на различных этапах образовательного процесса. Эта оценка мотивировать обучающегося к достижению высоких образовательных результатов и к личностному развитию. 

Технология формирующего оценивания является эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика, сократить разрыв между успевающими и теми, кто испытывает серьезные затруднения в обучении. Конечной целью формирующего оценивания является воспитание способности к непрерывному и самостоятельному обучению.

В применении данной технологии опираюсь на 5 принципов организации формирующего оценивания:

1. Обеспечиваю обратную связь с учениками, предоставляя им комментарии, озвучивая замечания, советуя что-либо изменить в их работе.

2. Стараюсь вовлечь каждого ученика  в организацию процесса собственного обучения.

3. Меняю техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения.

4. Оценивание посредством отметки выполняю только при подведении итогов деятельности ребят, чтобы не снижать мотивацию и самооценку учащихся.

5. Стараюсь научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.

Выделю важные этапы урока при применении формирующего оценивания.

  1. ПОНИМАНИЕ И ОЗВУЧИВАНИЕ ЦЕЛИ УРОКА

Цель урока должна быть не только осмыслена учителем в периоде написания, она обязательно должна быть озвучена в самом начале урока и представлена ученикам наглядно; должна быть  понята и принята учениками.

Ученики должны проговорить цель урока как личную, например:

– К концу урока я смогу находить…

- Сегодня я буду повторять…, закреплять…

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ «РЕПЕРНЫХ» ТОЧЕК КАЖДОЙ ТЕМЫ

В содержании каждой темы определяются точки контроля, которые дают необходимую информацию об освоении образовательных результатов этой темы учащимися. Количество точек контроля  зависит от важности  результатов для освоения темы.

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ

Необходимо использовать образец  (эталон) ответа, на который обучающиеся будут ориентироваться, выполняя задание.

4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИСТОВ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Листы обратной связи по теме разрабатываются с учетом образовательных результатов, которые были предварительно определены учителем для освоения в рамках данной темы. Крайне важным является наличие в листе пространства для фиксации самооценки учащихся.  Возможно использование листов обратной связи (при необходимости символов обратной связи)  для каждой «реперной» точки темы.

Формирующее оценивание – это бесконечный поток обратной связи учителя с учащимися и внесение корректив в деятельность учителя и учащихся с целью улучшения процесса обучения. Осуществлять обратную связь нам помогают различные техники: наблюдение, фронтальный опрос, вопросы, тетрадь самоконтроля, интервью, синквейн, модель, лист самооценки и другие.

Техник формирующего оценивания существует  немало ( таблица на экране):  мини обзор, недельный отчет, направленная расшифровка, кубик Блума, ромашка Блума, оценочные листы , лэпбук, техника «Лесенка» и т.д. 

Выбор техники зависит от самого учителя, от степени подготовленности класса, от темы и задачи на уроке, даже от характера подачи материала и настроя учащихся.

Техники формирующего оценивания

«Волшебная линеечка» -  на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.

Одноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы: Что самое главное ты узнал сегодня?

Какие вопросы остались для тебя непонятными?

В зависимости от обучающей среды и формата одноминутное эссе может быть использовано по-разному: Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, отслеживается поэтапное усвоение материала учащимися. В конце урока, чтобы проинформировать учащихся о том, что они будут делать на следующем уроке. 

«Вопросник» (подведение итога)

Групповая работа

На стол каждой группы кладутся карточки с вопросами:

«Что нового вы сегодня узнали?»,

«Какая информация была наиболее интересной?»,

«Что было трудным?»,

«Что мешало работе и почему?»

Каждый из участников группы выбирает только один вопрос и на небольшом листе бумаги пишет ответ.

Методика «Недельные отчёты»

Использование методики «Недельные отчёты» позволяет обеспечивать быструю обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли.

«Недельные отчёты» – это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:

  • 1. Чему я научился за эту неделю?
  • 2. Какие вопросы остались для меня неясными?
  • 3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был  учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Время для подготовки учителя

Минимальное. Вопросы можно написать на доске

или заранее приготовить формы с вопросами и раз-

дать ученикам

Время для подготовки учеников

Ученикам необходимы объяснения относительно

цели таких отчётов. Они должны потренироваться,

чтобы ответить на первый вопрос

Время проведения

Время на уроке не требуется. Отчёт пишется дома

Предметы

Практически все

Размер класса

Любой

Специальные технические

требования

Нет

Выполняется индивидуально или группой

Индивидуально

Результаты

анализа

Отчёты требуют тщательного анализа. Учитель дол-

жен найти возможность ответить на нетипичные от-

чёты индивидуально, а типичные разобрать в классе

Что ещё нужно иметь в виду

Ученики должны видеть, что отчёты помогают им

в учёбе; в противном случае они не будут воспринимать их серьёзно

Использование позволяет

Учителю:

  • обеспечить понимание учениками того, как они учатся;
  •  исследовать, насколько хорошо ученики понимают содержание и логические связи изучаемого материала;
  • документировать возникающие у учеников вопросы и выбрать наиболее типичные;
  •  дать ученикам обратную связь относительно содержания и уровня сложности тех вопросов, которые они считают существенными;
  •  проследить развитие письменных навыков учеников и их умения строить рассуждение;
  •  обеспечить возможность зафиксировать и измерить эмоциональное удовлетворение учеников или уровень их затруднений при изучении данного материала.

Ученику:

  • тренироваться в письменной коммуникации, то есть выражать в письменной форме свои мысли;
  •  задать существенные для него вопросы;
  • проанализировать собственные знания и процесс учения.

Техника «Сигналы рукой».

Учитель останавливает объяснение и просит учащихся показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах:

ƒ    Я понимаю __________и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)

ƒ    Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону)

ƒ     Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой)

Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться:

(1) тем, кто не понял, задает вопрос: «Что именно вам непонятно?»;

(2) слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа;

(3) слово предоставляется тем, кто все понял.

Учитель задает уточняющие вопросы: «Что именно вы поняли?»

Обязательно предлагается выслушать несколько ответов.

По итогам полученных ответов учитель принимает решение либо о повторном изучении, закреплении темы, либо о продолжении изучения темы. В случае повторного объяснения, закрепления темы учитель должен использовать еще одну проверочную мини-работу. Данный шаг важен для того, чтоб понять, происходят ли изменения в понимании темы у учащихся, испытывающих проблемы, и определить свои шаги по дальнейшей работе. 

Внутренний и внешний круг. Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.

Мини-обзор (проводится в конце урока)

В течение последних минут урока учитель  просит учеников ответить на половинке листка бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался наименее ясным?». Педагог, просмотрев ответы, отмечает наиболее полезные комментарии. На следующем уроке акцентирует внимание на  тех пунктах, которые высветились благодаря комментариям учеников.

Вариант мини-обзора:

  • 1.Что изучали? Назовите тему урока.
  • 2.С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассника?
  • 3. Определите наиболее важное в этом уроке.
  • 4.Что вызвало трудности, осталось неясным?
  • 5.Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?
  • 6.Что у меня получилось лучше всего?
  • 7.Что мне необходимо усовершенствовать?

Цепочка заметок. Ученики передают друг другу конверт, на котором учитель написал один вопрос, по поводу происходящего на уроке. Получив конверт, ученик пишет ответ и кладёт его в конверт. Учитель, просмотрев все ответы, определяет наилучшие критерии для категоризации ответов, для того, чтобы выделить определённые паттерны ответов.

Тестовые вопросы, составленные учениками.

Ее суть состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме.

Составление тестов представляет собой индивидуальную творческую работу учащегося, которая проявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию.

Использование тестов наиболее эффективно на этапе закрепления материала, когда тема уже пройдена. Но этот метод выполняет свои функции и в ситуации, когда новая тема только заявлена. Своими вопросами по новой теме учащиеся демонстрируют учителю свой стартовый уровень знаний, свою заинтересованность в их расширении и углублении. Оценить качество вопросов, учитель может взять наиболее интересные за основу и организовать обсуждение в классе. Можно также использовать вопросы для экзамена, предварительно их обработав.

Задачи методики:

  • Повысить качество выполнения домашнего задания.
  •  Выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение, как следствие – подготовить учащихся к проверочной работе по теме.
  •  Развивать критическое мышление.
  •  Строить обучение на основе сотрудничества учителя и учеников, повысить активную роль детей в процессе обучения.

Методика «Портфолио»

Цели и сущность портфолио.

  •  Портфолио является формой аутентичного, или истинного, оценивания образовательных результатов, то есть оценки по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Существенное значение портфолио придаёт планированию и самооцениванию учащимся своих достижений.

Портфолио позволяет решить две задачи:

  • 1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, вне сравнения с достижениями других учеников.
  • 2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля.

Виды портфолио

  • Портфолио документов включает коллекцию работ, собранных за определённый период обучения. Работы демонстрируют прогресс учащегося в какой-либо учебной сфере. Этот портфолио может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения с момента, как он поставил перед собой определённую цель, и до того, как он её достиг. Поэтому в портфолио могут быть представлены как успешные, так и неудачные, пробные работы.
  • Портфолио процесса или оценочный. Отражает все фазы и этапы обучения. Позволяет показать весь процесс обучения в целом, то, как учащийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса, овладевая определёнными умениями, как на начальном, так и на высоком уровне. Кроме того, этот портфолио демонстрирует процесс рефлексии учащимся собственного учебного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчёта и самооценки.
  • Показательный портфолио. Позволяет лучше всего оценить достижения учащегося по основным предметам школьной программы. Может включать только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и педагогом. Обязательным требованием является полное и всестороннее представление работы. Как правило, в этот портфолио входят разнообразные аудио и видео записи, фотографии, электронные версии работ. Представленные материалы могут сопровождаться письменными комментариями учащегося, обосновывающими выбор представленных им работ. В портфолио можно включить материалы проектов и исследований, художественные работы, естественнонаучные эксперименты достижения в музыкальной области, которые наиболее целостно представляют умения и возможности ученика.

  • Портфолио подготовленности. Некоторые школы используют портфолио как средство определения готовности ученика к выпуску. Школьникам требуется представить определённое количество материалов, которые демонстрируют их компетентность и достижения в нескольких предметных областях. Как правило, это итоговые работы по тем предметам, по которым обычно пишутся тесты или сдаются устные экзамены: язык, математика, общественные и естественные науки. О подготовленности ученика могут свидетельствовать также эссе, исследовательские или проектные работы по основным предметам и предметам по выбору: технология,     музыка, изобразительное искусство.

Портфолио можно оценивать

  • неформально (экспертная оценка), привлекая для оценки педагогов, родителей и соучеников.
  •  Другой вариант оценивания – это формализация и стандартизация критериев оценки, согласованных с общепринятыми учебными показателями, например такими основными учебными умениями, как решение проблем и коммуникативные умения.