Выступления
На странице размещены материалы выступлений на методических объединениях различного уровня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_uchiteley_russkogo_yazyka_shkoly.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МО учителей русского языка ГБОУ СОШ «ОЦ» имени Е.М. Зеленова
учителя русского языка и литературы
Апареной Надежды Валерьевны
Одним из важнейших аспектов педагогической деятельности является оценка полученных результатов, в ходе которой можно установить успешность и результативность обучения. Передо мной сложная задача: выставить в журнал итоговую оценку, соответствующую знаниям, и одновременно оценить развитие каждого ученика. Следуя требованиям новых стандартов, применяю методы и приемы, позволяющие оценивать не только предметные, но и метапредметные, личностные образовательные результаты обучающегося на различных этапах образовательного процесса. Эта оценка мотивировать обучающегося к достижению высоких образовательных результатов и к личностному развитию.
Технология формирующего оценивания является эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика, сократить разрыв между успевающими и теми, кто испытывает серьезные затруднения в обучении. Конечной целью формирующего оценивания является воспитание способности к непрерывному и самостоятельному обучению.
В применении данной технологии опираюсь на 5 принципов организации формирующего оценивания:
1. Обеспечиваю обратную связь с учениками, предоставляя им комментарии, озвучивая замечания, советуя что-либо изменить в их работе.
2. Стараюсь вовлечь каждого ученика в организацию процесса собственного обучения.
3. Меняю техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения.
4. Оценивание посредством отметки выполняю только при подведении итогов деятельности ребят, чтобы не снижать мотивацию и самооценку учащихся.
5. Стараюсь научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.
Выделю важные этапы урока при применении формирующего оценивания.
- ПОНИМАНИЕ И ОЗВУЧИВАНИЕ ЦЕЛИ УРОКА
Цель урока должна быть не только осмыслена учителем в периоде написания, она обязательно должна быть озвучена в самом начале урока и представлена ученикам наглядно; должна быть понята и принята учениками.
Ученики должны проговорить цель урока как личную, например:
– К концу урока я смогу находить…
- Сегодня я буду повторять…, закреплять…
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ «РЕПЕРНЫХ» ТОЧЕК КАЖДОЙ ТЕМЫ
В содержании каждой темы определяются точки контроля, которые дают необходимую информацию об освоении образовательных результатов этой темы учащимися. Количество точек контроля зависит от важности результатов для освоения темы.
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ
Необходимо использовать образец (эталон) ответа, на который обучающиеся будут ориентироваться, выполняя задание.
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИСТОВ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Листы обратной связи по теме разрабатываются с учетом образовательных результатов, которые были предварительно определены учителем для освоения в рамках данной темы. Крайне важным является наличие в листе пространства для фиксации самооценки учащихся. Возможно использование листов обратной связи (при необходимости символов обратной связи) для каждой «реперной» точки темы.
Формирующее оценивание – это бесконечный поток обратной связи учителя с учащимися и внесение корректив в деятельность учителя и учащихся с целью улучшения процесса обучения. Осуществлять обратную связь нам помогают различные техники: наблюдение, фронтальный опрос, вопросы, тетрадь самоконтроля, интервью, синквейн, модель, лист самооценки и другие.
Техник формирующего оценивания существует немало ( таблица на экране): мини обзор, недельный отчет, направленная расшифровка, кубик Блума, ромашка Блума, оценочные листы , лэпбук, техника «Лесенка» и т.д.
Выбор техники зависит от самого учителя, от степени подготовленности класса, от темы и задачи на уроке, даже от характера подачи материала и настроя учащихся.
Техники формирующего оценивания
«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.
Одноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы: Что самое главное ты узнал сегодня?
Какие вопросы остались для тебя непонятными?
В зависимости от обучающей среды и формата одноминутное эссе может быть использовано по-разному: Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, отслеживается поэтапное усвоение материала учащимися. В конце урока, чтобы проинформировать учащихся о том, что они будут делать на следующем уроке.
«Вопросник» (подведение итога)
Групповая работа
На стол каждой группы кладутся карточки с вопросами:
«Что нового вы сегодня узнали?»,
«Какая информация была наиболее интересной?»,
«Что было трудным?»,
«Что мешало работе и почему?»
Каждый из участников группы выбирает только один вопрос и на небольшом листе бумаги пишет ответ.
Методика «Недельные отчёты»
Использование методики «Недельные отчёты» позволяет обеспечивать быструю обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли.
«Недельные отчёты» – это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:
- 1. Чему я научился за эту неделю?
- 2. Какие вопросы остались для меня неясными?
- 3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Время для подготовки учителя | Минимальное. Вопросы можно написать на доске или заранее приготовить формы с вопросами и раз- дать ученикам |
Время для подготовки учеников | Ученикам необходимы объяснения относительно цели таких отчётов. Они должны потренироваться, чтобы ответить на первый вопрос |
Время проведения | Время на уроке не требуется. Отчёт пишется дома |
Предметы | Практически все |
Размер класса | Любой |
Специальные технические требования | Нет |
Выполняется индивидуально или группой | Индивидуально |
Результаты анализа | Отчёты требуют тщательного анализа. Учитель дол- жен найти возможность ответить на нетипичные от- чёты индивидуально, а типичные разобрать в классе |
Что ещё нужно иметь в виду | Ученики должны видеть, что отчёты помогают им в учёбе; в противном случае они не будут воспринимать их серьёзно |
Использование позволяет
Учителю:
- обеспечить понимание учениками того, как они учатся;
- исследовать, насколько хорошо ученики понимают содержание и логические связи изучаемого материала;
- документировать возникающие у учеников вопросы и выбрать наиболее типичные;
- дать ученикам обратную связь относительно содержания и уровня сложности тех вопросов, которые они считают существенными;
- проследить развитие письменных навыков учеников и их умения строить рассуждение;
- обеспечить возможность зафиксировать и измерить эмоциональное удовлетворение учеников или уровень их затруднений при изучении данного материала.
Ученику:
- тренироваться в письменной коммуникации, то есть выражать в письменной форме свои мысли;
- задать существенные для него вопросы;
- проанализировать собственные знания и процесс учения.
Техника «Сигналы рукой».
Учитель останавливает объяснение и просит учащихся показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах:
Я понимаю __________и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)
Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону)
Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой)
Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться:
(1) тем, кто не понял, задает вопрос: «Что именно вам непонятно?»;
(2) слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа;
(3) слово предоставляется тем, кто все понял.
Учитель задает уточняющие вопросы: «Что именно вы поняли?»
Обязательно предлагается выслушать несколько ответов.
По итогам полученных ответов учитель принимает решение либо о повторном изучении, закреплении темы, либо о продолжении изучения темы. В случае повторного объяснения, закрепления темы учитель должен использовать еще одну проверочную мини-работу. Данный шаг важен для того, чтоб понять, происходят ли изменения в понимании темы у учащихся, испытывающих проблемы, и определить свои шаги по дальнейшей работе.
Внутренний и внешний круг. Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.
Мини-обзор (проводится в конце урока)
В течение последних минут урока учитель просит учеников ответить на половинке листка бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался наименее ясным?». Педагог, просмотрев ответы, отмечает наиболее полезные комментарии. На следующем уроке акцентирует внимание на тех пунктах, которые высветились благодаря комментариям учеников.
Вариант мини-обзора:
- 1.Что изучали? Назовите тему урока.
- 2.С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассника?
- 3. Определите наиболее важное в этом уроке.
- 4.Что вызвало трудности, осталось неясным?
- 5.Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?
- 6.Что у меня получилось лучше всего?
- 7.Что мне необходимо усовершенствовать?
Цепочка заметок. Ученики передают друг другу конверт, на котором учитель написал один вопрос, по поводу происходящего на уроке. Получив конверт, ученик пишет ответ и кладёт его в конверт. Учитель, просмотрев все ответы, определяет наилучшие критерии для категоризации ответов, для того, чтобы выделить определённые паттерны ответов.
Тестовые вопросы, составленные учениками.
Ее суть состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме.
Составление тестов представляет собой индивидуальную творческую работу учащегося, которая проявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию.
Использование тестов наиболее эффективно на этапе закрепления материала, когда тема уже пройдена. Но этот метод выполняет свои функции и в ситуации, когда новая тема только заявлена. Своими вопросами по новой теме учащиеся демонстрируют учителю свой стартовый уровень знаний, свою заинтересованность в их расширении и углублении. Оценить качество вопросов, учитель может взять наиболее интересные за основу и организовать обсуждение в классе. Можно также использовать вопросы для экзамена, предварительно их обработав.
Задачи методики:
- Повысить качество выполнения домашнего задания.
- Выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение, как следствие – подготовить учащихся к проверочной работе по теме.
- Развивать критическое мышление.
- Строить обучение на основе сотрудничества учителя и учеников, повысить активную роль детей в процессе обучения.
Методика «Портфолио»
Цели и сущность портфолио.
- Портфолио является формой аутентичного, или истинного, оценивания образовательных результатов, то есть оценки по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Существенное значение портфолио придаёт планированию и самооцениванию учащимся своих достижений.
Портфолио позволяет решить две задачи:
- 1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, вне сравнения с достижениями других учеников.
- 2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля.
Виды портфолио
- Портфолио документов включает коллекцию работ, собранных за определённый период обучения. Работы демонстрируют прогресс учащегося в какой-либо учебной сфере. Этот портфолио может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения с момента, как он поставил перед собой определённую цель, и до того, как он её достиг. Поэтому в портфолио могут быть представлены как успешные, так и неудачные, пробные работы.
- Портфолио процесса или оценочный. Отражает все фазы и этапы обучения. Позволяет показать весь процесс обучения в целом, то, как учащийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса, овладевая определёнными умениями, как на начальном, так и на высоком уровне. Кроме того, этот портфолио демонстрирует процесс рефлексии учащимся собственного учебного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчёта и самооценки.
- Показательный портфолио. Позволяет лучше всего оценить достижения учащегося по основным предметам школьной программы. Может включать только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и педагогом. Обязательным требованием является полное и всестороннее представление работы. Как правило, в этот портфолио входят разнообразные аудио и видео записи, фотографии, электронные версии работ. Представленные материалы могут сопровождаться письменными комментариями учащегося, обосновывающими выбор представленных им работ. В портфолио можно включить материалы проектов и исследований, художественные работы, естественнонаучные эксперименты достижения в музыкальной области, которые наиболее целостно представляют умения и возможности ученика.
- Портфолио подготовленности. Некоторые школы используют портфолио как средство определения готовности ученика к выпуску. Школьникам требуется представить определённое количество материалов, которые демонстрируют их компетентность и достижения в нескольких предметных областях. Как правило, это итоговые работы по тем предметам, по которым обычно пишутся тесты или сдаются устные экзамены: язык, математика, общественные и естественные науки. О подготовленности ученика могут свидетельствовать также эссе, исследовательские или проектные работы по основным предметам и предметам по выбору: технология, музыка, изобразительное искусство.
Портфолио можно оценивать
- неформально (экспертная оценка), привлекая для оценки педагогов, родителей и соучеников.
- Другой вариант оценивания – это формализация и стандартизация критериев оценки, согласованных с общепринятыми учебными показателями, например такими основными учебными умениями, как решение проблем и коммуникативные умения.