К урокам литературы

Апарена Надежда Валерьевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иван Сергеевич Тургенев (1818 - 1883)

Слайд 2

По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, - богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Варвара Петровна Сергей Николаевич Родители Тургенева

Слайд 3

И.С. Тургенев в возрасте 12 лет. И.С. Тургенев в возрасте 7 лет

Слайд 4

...Спасское было в то время настоящим барским имением. Широкие, длинные аллеи из исполинских лип и берез вели с разных сторон к господской усадьбе... За домом тянулся обширный, роскошный сад, густые, темные аллеи которого шли уступами к прудам, окаймлявшим сад и всю усадьбу.

Слайд 5

«Записки охотника» - цикл рассказов и очерков о жизни русской деревни и русском крестьянине. Основной темой «Записок» были взаимоотношения помещиков и крестьян. Автор сборника рассказов выносит суровый приговор крепостному праву. Открыв Россию и русского человека, положив начало «крестьянской теме» в отечественной словесности, «Записки охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева.

Слайд 6

Очерк - разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу. ОЧЕРК: АВТОР = РАССКАЗЧИК

Слайд 7

Кто он – рассказчик?

Слайд 8

«Бежин луг» - самый поэтический и волшебный ОЧЕРК «Записок охотника»

Слайд 9

Вопросы по прочитанному Почему очерк называется «Бежин луг»? Кого вы можете назвать главными героями произведения? Какова композиция очерка? Определите временные рамки в произведении.

Слайд 10

Композиция очерка Прекрасный июльский день (погода установилась надолго): А) «Кроткая заря»; Б) знойный полдень; В) спокойный закат.

Слайд 11

Речь автора музыкальна, мелодична, насыщена яркими, запоминающимися эпитетами: «сверкающие обагренные кусты», «красные, золотые потоки молодого, горячего света». Тургенев часто употребляет и такие художественные средства, как сравнение , метафора и другие формы переноса значения слов: верхний край облачка «засверкает змейками», «хлынули играющие лучи», «тонкий язык света лизнет голые сучья лозняка».

Слайд 12

Композиция очерка 2. Скитания охотника: А) дорога потеряна («Я остановился в недоуменье»); Б) теперь путь найден («…нужно вправо взять…»); В) «заблудился совершенно» («пошел наудалую»).

Слайд 13

Композиция очерка 3. У костра в ночном: А) костер в ночи; Б) пять деревенских мальчиков; В) … Д/з: продолжить составление плана, посчитать, сколько всего «страшилок» рассказывают ребята.

Слайд 14

Композиция очерка 3. У костра в ночном: А) костер в ночи; Б) пять деревенских мальчиков; В) рассказ Ильюши о случае на кустарной бумажной фабрике; Г) рассказ Кости о том, как русалка Гаврилу «испортила»; Д) рассказы о псаре Ермиле и оборотне; Е) неожиданная тревога;

Слайд 15

Композиция очерка Ж) рассказ Ильюши о покойном барине и бабке Ульяне; З) рассказ Павлуши о «предвидении»; И) рассказы Ильюши и Павлуши о Тришке (антихристе); К) разговоры о стонах в бучиле, о лешем, о водяном; Л) рассказ Кости об утонувшем Васе; М) возвращение Павлуши («Я Васин голос слышал»).

Слайд 16

Композиция очерка 4. Наступило утро: А) рассвет; Б) мальчики возвращаются с табуном. Эпилог: смерть Павлуши

Слайд 17

В рассказе «Бежин луг» перед нами открывается общая гармония – гармония природы и крестьянских ребятишек, стерегущих табун. Мальчики, которых встретил охотник, не испытывают неловкости от присутствия постороннего человека и продолжают свой разговор, полный тайн, преданий и поверий.

Слайд 18

Случай, история, предание, легенда, небылица, поверье, быличка… «Так может быть» «так должно быть» «так было» совершившийся факт Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; эта еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний.

Слайд 19

Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; это еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний. Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного.

Слайд 20

Тургенев очень точно, детально передает речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторечия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять характеры героев, их образ мыслей.

Слайд 21

Павлуша Ильюша 1. Описание внешности, одежды, манеры держаться (портрет) 1. Описание внешности, одежды, манеры держаться (портрет) 2. Какие истории он рассказывает? 2. Какие истории он рассказывает? 3. Откуда узнал Павлуша то, о чем он рассказал? 3. Откуда знал Илюша то, о чем он рассказывал у костра? 4. Как относится он к своим рассказам? 4. Как относится он к своим рассказам? 5. Как относится он к чужим рассказам (Ильюши, Кости)? 5. Как относится он к чужим рассказам? 6. Как он относится к непонятным, странным происшествиям, которые пугают других мальчиков, к тому, что происходит у костра? 6. Как он относится ко всему, что происходит у костра? 7. Можем ли мы судить о том, как относится к Павлуше автор? Согласны ли мы с ним? 7. Что говорит автор об Илюше? Нравится ли он ему? Какое он вызывает отношение к себе?

Слайд 22

Почему рассказ заканчивается эпилогом – гибелью Павлуши? Как это связано со всем рассказом и финалом (прекрасное утро)?

Слайд 23

Домашнее задание Напишите рассказ об одном из героев очерка



Предварительный просмотр:

Рабочий лист к уроку литературы в 6 классе

Фамилия Имя учащегося___________________________________________________

Тема урока: «Мотив одиночества в лирике Лермонтова»

Я хочу научиться __________________________________________________________

  1. Основные термины. Впишите термины.

Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов____________________

Противопоставление слов, образов, эпизодов для усиления выразительности мысли____________

Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным______________

Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления___________________

Переносное значение слова, основанное на сходстве двух предметов____________

  1. Проанализируйте стихотворение по плану. Сделайте общий вывод

Стихотворение

Вопросы

М.Ю. Лермонтов «Листок»

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.

У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

«На что мне тебя? — отвечает младая чинара,-
Ты пылен и желт — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».

Назовите героев этого стихотворения.

Какова композиция произведения?

Какой прием лежит в основе стихотворения?

Приведите примеры противопоставления.

Какие тропы используются М.Ю.Лермонтовым в данном стихотворении?

Какую роль  играет  диалог листка с чинарой ?

Как высказывает свою просьбу листок?

Как при этом он себя называет и для чего?

Как относится к этой мольбе Чинара?

Каков мотив стихотворения?

 

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Рабочий лист к уроку литературы в 6 классе

Тема урока: «Мотив одиночества в лирике Лермонтова» (по стихотворению «Тучи»)

  1. Прочитать статью учебника «М.Ю.Лермонтов». Составить и записать 5 вопросов по статье. Вопросы должны начинаться словами «Почему…?», «С какой целью…?», «Кто повлиял на…?», «Что помогает нам понять…?», «Как отразилось на поэте…?» и другие похожие.
  2. Чтение и изучение данной в учебнике интерпретации  стихотворения «Тучи». Заполнить таблицу ответами по тексту стихотворения.

Основные образы и основание для их сопоставления

ЦИТАТЫ (выписать из текста стихотворения)

1.

Как называет поэт главных героев стихотворения?

2.

Опишите характер «туч»

3.

Как живут «тучи»? Чем наполнена их жизнь?

4.

Какие вопросы волнуют поэта, и он задает их себе и «тучам»?

5.

Назовите причины изгнания «туч»

6.

Опишите родину поэта. Есть ли родина у «туч»?

7.

Чем отличается мир поэта и мир туч?* (дополнительный вопрос)

  1. Домашнее задание: выучить стихотворение «Тучи» наизусть