К урокам русского языка

Апарена Надежда Валерьевна

Методические материалы к урокам русского языка и материалы для подготовки к экзаменам

Скачать:


Предварительный просмотр:

 "Правописание безударных гласных  в корне   слова".

                                       

 Карточка  № 1

1.  Напиши  словосочетания  по образцу,  выдели безударную гласную в корне слова.

Образец:    свеча из воска -  восковая  свеча

         

настойка  из   трав   -

раскаты  грома  -        

 опушка   леса -            

         лес  из  сосен  -            

         варенье  из  вишни -  

2.   Выпиши  данные  слова  в  два  столбика.   В первый столбик  слова  с непроверяемыми безударными гласными в корне слова,  во второй столбик - слова с проверяемыми  безударными гласными в корне слова, рядом с ними напиши  проверочные слова и обозначь орфограмму.

              Болото,  садовник,   зимовать,  декабрь,  левша,   квартира,  зайчонок,  повар,  орех.  пятёрка,  грибник,   ужин,  солома.

            Подчеркни   лишнее  слово.

3.    Из  слов в скобках выбери   одно  или  два   проверочных слова.

С...сна -    (  сосновый,  сосенка,  сосны )

ш...рокий -   ( шире,  широко,  ширь )

зв...зда  -   ( звездочет,  звёздочка,  звёздный )

з...лёные  -   ( зеленеть,   зелень,  зелёнка )

х...лода -   ( холодный,  холод,  холодильник )

г...лова  -  (  головушка,  головы,  головка )

л...нейка -  линейный,  линия,  разлинованный

                                                            

Карточка  № 2

1.   К  данным  словам  подбери и  запиши  проверочное слово.   Вставь  пропущенные буквы.

г...лодать -                             ст...рожка-  

в...здушный -                           в...сёлый -    

д...лёкий -                                ч...совщик -  

ш...стёрка -                              кр...кливый -

2.   Вставь  нужную  букву  и рядом  запиши проверочное  слово.

к...рмушка  -  (  о,а)   -  ...............................  д...ревья -  (е,и) - ..................................

уг...щать  -  (а,о) -      ...................................  ст...рожить - ( а,о) - ..............................

ш...лестеть  - (е,и) -  ....................................  ш...рстяной - (е,и) - ..............................

ж...стянка - (е,и) -    .....................................  м...рской -  (о,а)  -  

т...пло -  (е,и) -                                                ж...мчужина - (и,е) -

Карточка  № 3

1.  Спишите  данные  слова,  вставляя пропущенные  буквы.  Выделите в словах корень и напишите к каждой группе  поверочное слово.

          П...сатель,  расп...сание,  зап...сал,   п...сьмецо;-  .................................

          Стр...лок,  стр...льба,    стр....лял,   выстр...л;  -   ....................................

          Т...рговля,  т...ргует,    т...рговый (город);   -     ........................................

          Гл...тать,   прогл...тил,    гл...ток,  гл....тнул;  

2.   Найди, спешите   и подчеркни в каждой группе  лишнее слово. У однокоренных  слов выдели  корень.

Соринка,   сорняк,  сорвал,   насорил;

Голубка,  голубятня,  голый,  голубь;

Поле,  полевой,   полочка,  полянка.

3. Спишите и  подчеркни слова, в которых   безударную гласную проверить нельзя.

           Столбы, дорога,   альбом,   полетел,  ходили,   заяц,  зелёный,   рисунок,   снежинка,  мороз,   дочурка.

 Карточка  № 4

1.  Подчеркни те слова, по которым можно проверить написание данных слов. Вставь  пропущенную  букву.

К...за  -   ( козы,  козлиная,  козочка )

 Х...лмы  -  ( холм,  холмик,   холмистая )

С...сна -   ( сосны,  сосенки,  сосновая )

Гр...бы -  (  гриб,  грибная,  грибок )

Тр...ва  - (  травы,  травушка,  травинка )

                                                       

2.    Напиши  проверочные  слова:

село -   ..................................                              дрова -   ...................................

стена - ..................................                              страна -  ...................................

волчонок - ...........................                              морской - ..................................

ленивый - ............................                              весёлый -  .................................

скрипучий - .........................                             мастерить - ...............................

удивительный - ...................                             менять -    ..................................

лепить -      ...........................                            подчищать - ...............................

                                                                                   

                                             

 Карточка  № 5

1.  Вставьте пропущенные  буквы  в данный текст.   В скобках  напишите проверочные  слова, подчеркните орфограммы.

                                                     Лес.

             В  л...су  (.............)   живёт  рыжая   л...са   ( ...............).   Лисий  дом -   н...ра  (  ....................).    У   н....ры (  .............)   играют   весёлые    л...сята (........).  Л....сица  (.................)  учит  их   лисьим  повадкам.

2.    Распредели слова по столбикам:  1 столбик  слова  с безударной гласной  -о, во второй столбик слова с безударной гласной  - а.

                 С...сна,  тр...ва,   ст...лы,   г...лодный,  м...стерская,    ст...ловая,   к...чает,    н....чной,     в....лчонок,   к....злёнок, хр...брец,  х...дить,  тр...винка,кр...снеет,  с...лонка,  

3.   Распредели слова по столбикам:  1 столбик  слова  с безударной гласной  -е, во второй столбик слова с безударной гласной  - и.

            С...дой,  скр...пит,  кр....чать,  сн...жинка,    в...сеть,  в...селье,   п...сьмо,  д....ревянный,    сл....вовое,   з...лёный.

                                                             

Карточка  № 6

1.      Спиши текст.  Вставь пропущенные буквы, в скобках напиши проверочные слова, там где это возможно.

                    Х...рошо  у  нас  в...сной!  (  ......).   Зацв...тут (....)  с...ды (.........)-  б...лым-  б...ло  (....).   Утонут  д...ма  (.....)  в  белых   с...дах  (.....),  будто  и нет  их.

                   Одни  ласточки   над  с...дами  (......)   шныряют.  Песни   щ...бучут.  (........).

                                                             

  Карточка  № 7

1. Вставь  пропущенные буквы  в стихотворение.

 B...сна!,  B...cнa!  Kaк вoздyx  чист!

 Kaк ясeн нeбoсклoн!

 Свoeй лaзуpию ж...вoй

 Сл...пит  мнe oчи oн!

2.    1. Спиши. Bcтaвь  пpoпyщeнныe  буквы.    Напиши    прoвepoчные   слoвa.  Обoзначь  oрфoгрaмму.

                  В...лна,  с...довый,   л...гчайший, ст...рина,  в...сенний,  з...л...той,   л...сица,  м...довый.

3.      Спиши  и  пoдчeркни  в кaждoм pядy  проверочное   слово.

1. вoлчoнoк,  вoлчий,  вoлчицa.

2. Лёд, лeдянoй,  лeдoк.

з. Mopcкoй,  мopячкa,  взмopьe

4, пpилeтeл,  взлeт,  пepeлётныe.

5' тяжёлый,  тяжeсть,   тяжeлeнный.

                                                                  

Карточка  № 8

1.   Спиши пoслoвицы  и пoгoвopки. Вставь  пpoпyщeнныe  бyквы.  Pядoм   в скoбкax пиши проверочные слова.  Обозначь  орфограммы.

1 Ук...тaли  cивку  кpyrыe  гopки.

2. Стapый  кoнь  б...p...зды   нe иcпopтит.

3. Пoд  л,..жaчий    камень   в...дa  нe    т...чёт.

4.   П...шком  х...дить -  долго   ж...ть.

5.  Б...да   на  с...ле -   коль   лебеда   на   ст....ле.

2.   Вставь  пропущенные  буквы в словах,  которые  нельзя  проверить.

                    К...ртина,  х...рошо,    меб...ль,   л....ловый,    кв...ртира,    ч...тверг,  ...рех,    ж...лтый.

                                                 

 Карточка  № 9

1.  Вставьте пропущенные буквы. В скобках  запишите проверочное слово.

                    Сп...шите ( ..) упражнение  чмсто  и красиво.  Не  сп...шите  (....  .)  во время  еды!   Дети  пол...скали (.....)  пушистого  котёнка.    Мама   пол....скала  (.....)  бельё.  Саша  громче  всех   зап....вал ( .....)   песню.     Больной   зап....вал  (....)  лекарство  водой.  Бабушка  давно   пос....дела (.......).   Дедушка   пос....дел  ( ..)   на  скамейке  и ушёл.  Закр....пи (....)  полозья  саней,  чтобы они  не  скр...пели (....).

2.Спишите,  вставляя  пропущенные  буквы.

                К...рова,  г...зета,   скв....рец,  б...лет,   д....кабрь,  н...род,   м....локо,   пятн...ца,   к....рабль,  д....ревня,  в...кзал,    м...роз,  к...пуста,   р...кета,  м....дведь,  п....льто,   к...стёр,  к...мандир,   р...сунок,   л...пата,   м...лина,    р...бята,  в....гон,  п...года,   к...ртина,  ...втобус,  м...сяц,  п...суда.

                                                     

 Карточка  № 10

1.     Вставьте   пропущенные  буквы.  рядом в скобочках  запишите  проверочное  слово.

                     Скв....рцы  (....)   прил....тают (.....)   ранней  в....сной (......)  в  к....нце (......)   марта.  Они  возвращаются  дружной  стаей  и несколько дней  носятся   по   п...лям  (....),  осматривая   знакомые   м...ста  (....).  Потом  ут....хают (....) и начинают  рассаживаться  парами пр веткам.  Наступает  пора  строить жилища  о обзаводиться   пт...нцами (.....).

2.    Спишите,  вставляя пропущенные  буквы.

                  М...сква,   Р....дина,   к...ртофель,  ст...лица,    ябл...ко,    св....бода,  т....лефон,  яг...да,   за....ц,  кла....,   гор....д,   в....р....бей,   с...лдат,  к...р...ндаш,  сев....р,  учит....ль,   ф....милия,   тр...мвай,   ....зык,   ч...тверг,   т...пор,  с....лют,   п....мидор,   ...гурец,    б....рёза,   д....вочка,    б....гатство,   комн....та,  в....рона.

Карточка  № 11

1.   Потренируйся  правильно  писать  слова с орфограммой.

                         Б...да,   б....льшой,   в...здушный,   гл....зной,   гр....бной,   д....лёкий,   дл...ннее,    д...ждливый,   з....лёный,  зв....риный,   к...лючий,  кр....вой,   л....сной,   м....сной,   м....рской,   н...бесный,  п...рнатые,  пр....мой,  п...следний,   р....гатый,   скр....пучий,   ст....ловая,   тр....скучий,    т....нистый,   т....жёлый,  х....лодный,   цв....тной,    ч....рвяк.

2.    Подбери  проверочные   слова  к данным.

          Бережок,  берега,  борозда,  борода,  вечереет,   волосёнки,  говорили,   голодание, голова,  голоса,  гребешок, дорогой,  древесина,  зеленел,  золотой,  колосок. корешок,  лепетать,   молодняк, молотилка, полоса, сберегли. стерегли,  сторожа,  сторона,  трепаться,  трепетать,   холодильник,  холода,   хохотать.

                                               

                               



Предварительный просмотр:

Безударная гласная в корне слова

1. Вставьте пропущенные безударные гласные, подобрав проверочные слова.

     А) упл_тнение слоёв_______________ раск_лотая ваза_________________ отд_лённая деревня __________________  бескрайняя д_лина _____________                        обн_жить пороки_____________________ внезапно озл_бился ____________                  

не нужно усл_жнять __________________ дальняя ст_рона _______________

любит см_ковать_____________________  раскр_ить ткань _______________

нельзя г_лодать _____________________   упр_стить выражение ___________                    

искреннее  пок_яние __________________  нам_лоть кофе________________

ум_лять о пощаде ____________________  ум_лять достоинства ___________

обн_жить недостатки _________________  обл_котиться о перила __________                  

погл_щать свет ______________________  др_жит от холода ______________                          

не хочу отр_виться ___________________  нужно подб_дрить _____________

необходимо осн_стить ________________  мудрый ст_рожил ______________

ст_рожил ог_род ___________________      ут_пические идеи ______________

     Б) интенсивное нагр_вание _________ угн_тение бесправных ___________

растр_пать волосы ___________________обд_лил ребёнка ________________

экономика разв_вается _______________  флаги разв_ваются______________

сп_шите к нам ____________________       сп_шите данные________________

 нав_вать тоску ______________________ нав_вать кудри ________________ прож_вать мясо ______________________адрес прож_вания ______________

 т_сненная обложка___________________ ст_снённые условия____________

скр_пить печатью ____________________ скр_пя сердце_________________

скр_пучая телега_____________________ скр_пичный  ключ______________

ч_стоплотное животное _______________ч_столюбивый человек __________

прист_жная лошадь___________________ прист_жной воротничок_________

глаза сл_паются ______________________осл_плён фарами ______________

созревают оз_мые ____________________лишился своих з_мель ___________                      

 2.  Вставьте пропущенные безударные гласные, пользуясь таблицей о правописании корней с чередованием.

А) оз_рение, покл_нение, попл_вок, сотв_рение, пл_вун, уг_релый, пл_вец, пл_вчиха, з_ря, коленопркл_нённый, з_рница, заг_реть, оз_рять, з_ревать, приг_рь.

Б) подб_рать, приб_ру, отд_рал, зад_ру, отп_рал, зап_реть, зат_рание, отт_реть, зам_рать, прид_раться, приб_русь, заб_ру, подст_лить, заст_лать, выж_гание, выж_чь, бл_стеть, забл_стать, поч_тать, прик_снуться, к_сание, подн_мать, предприн_матель, соч_тать,

в) предпол_гать, предл_жение, р_стение, выр_сший, ср_щение, прир_сший, пол_г, Р_стислав, р_стовщический, подск_чить, ск_кал, ск_чок, отр_сль.

Г) плащ пром_кает, не пр_мочи ноги, обм_кни перо, м_кать в сметану, пром_кашка, подр_внять кусты, решить ур_внение, выр_внять дорожки, р_внение на знамя, высокий ур_вень, бескрайняя р_внина.

3. Вставьте пропущенные безударные гласные, если они проверяемые, запишите проверочное слово, если непроверяемые, укажите номер столбика таблицы «Правописание чередующихся гласных в корне».

Эск_латор_________________              ст_рожил посёлка______________________

Сокр_щение_______________        р_стовщик ___________________________

Зар_сль___________________        з_рница ______________________________

Р_весник__________________       в_тага________________________________

Покл_нился_______________        пл_вучий остров_______________________

Пап_ротник________________      проп_ганда____________________________

Т_сненая обложка____________    пром_кают ботинки____________________

Погл_щать (пищу)____________   прим_рить друзей______________________

Заж_гательная (смесь)_________   упом_наемые (сведения)_________________

Д_лины_____________________   д_лёкие (страны)________________________

Прим_рять ботинки________________     ум_лять достоинства________________________

Соч_тать_________________________     выпл_вка стали_____________________________

Прелпол_гать_____________________     предпол_жение_____________________________

Зач_рованный_____________________    подск_чивший______________________________

Р_стовщический____________________   зам_нать _________________________________

Подр_вняйтесь____________________     пл_вники______________________________

Отр_аслевой___________________           траф_рет_______________________________

П_лисадник_____________________         соб_рательное__________________________

К_сательная______________________       прик_сновение_________________________

В_пиющий произвол_______________      р_птать на судьбу_______________________

Усл_жнить задание_________________    угн_тение______________________________

Зам_рать рукава_____________________  осн_щенный__________________________

Разр_дить посевы___________________  спл_титься______________________________

Д_кламировать_____________________  инт_ллигент____________________________

Упом_нать_________________________  сотв_тённый___________________________

4. (В формате ЕГЭ) Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Упом_нание                                                   противопост_вление

Зам_рший                                                       предпол_гающий

Покл_нившийся                                            оз_рённый

Укр_щение                                                     сокр_щение

Фантасм_гория                                               вест_бюль

Ответ:____________________________      Ответ:___________________________

Вым_кли                                                         Диф_рамб

Р_зонанс                                                         возр_ждение

Обр_мление                                                    пл_вчихин

Пром_кашка                                                  подр_внял кусты

Прик_сновение                                               закл_нание

Ответ:_____________________________       Ответ:_________________________

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК на З/С

Во_хождение на вершину                 ра_паковать вещи

Чере_чур много                                  и_течь кровью

Во_полнить пробклы                         прои_шедший случай

Во_звание                                           шалишь и_подтишка

Мирово_зрение                                  _гинуть навсегда

Ни_провергнуть                                 бе_дельничать

Чре_мерный восторг                         _даться на милость

Ра_жечь                                        ни_ринуться с обрыва

Бе_ветренный                                чре_полосица

Бе_системный                                _гореть дотла

_двинутые парты                         ни_посланная милость

Бе_брежное небо                                живу  _десь

Правописание приставок ПРИ и ПРЕ

Пр_бывать в неведении                пр_ткнуться к берегу

Пр_городный поезд                        пр_открыть завесу тайны

Пр_ходящий момент                        непр_ходящие духовные ценности

Пр_зреть сироту                                пр_следовать врага

Пр_скорбный факт                        пр_неприятнейшее известие

Пр_емник традиций                         беспр_страстный свидетель

Пр_дать оттенок                                пр_клоняться перед мужеством

Пр_глушённые голоса                      пр_емлемый вариант

Пр_терпевать холод                        пр_ступить к занятиям

Пр_задуматься                                пр_терпеться к боли

Пр_вратиться в посмешище                пр_вивка

Пр_зрительный взгляд                        пр_даваться мечтам

Пр_клонить колени                        коленопр_клонённый

Пр_вратности судьбы                        пр_восходный спортсмен

Преуспевающий коммерсант             пр_старелый судья

Камень пр_ткновения                        знаки пр_пинания

Пр_вратности судьбы                       пр_ворожить

Пр_зидент                                        пр_мьера

Пр_вилегия                                       пр_тендент

Пр_норавливаться к обстоятельмтвам

Пр_образить                                            пр_проводить

                                        Ъ и Ь

С_язвить, компан_он, фел_етон, ад_ютант, суб_ект, трёх_ярусный,

двух_этажный, кур_ёз, пан_европейский, н_юанс, в_юнок,  меж_ярусный, фельд_егерь, ар_ергард, под_ячий, п_едестал, из_ять, кар_ер, солов_иный,

суб_ективный, с_узить, неб_ющийся, интер_ер, без_языкая, трёх_язычный.