К урокам русского языка
Методические материалы к урокам русского языка и материалы для подготовки к экзаменам
Скачать:
Предварительный просмотр:
"Правописание безударных гласных в корне слова".
Карточка № 1
1. Напиши словосочетания по образцу, выдели безударную гласную в корне слова.
Образец: свеча из воска - восковая свеча
настойка из трав -
раскаты грома -
опушка леса -
лес из сосен -
варенье из вишни -
2. Выпиши данные слова в два столбика. В первый столбик слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова, во второй столбик - слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова, рядом с ними напиши проверочные слова и обозначь орфограмму.
Болото, садовник, зимовать, декабрь, левша, квартира, зайчонок, повар, орех. пятёрка, грибник, ужин, солома.
Подчеркни лишнее слово.
3. Из слов в скобках выбери одно или два проверочных слова.
С...сна - ( сосновый, сосенка, сосны )
ш...рокий - ( шире, широко, ширь )
зв...зда - ( звездочет, звёздочка, звёздный )
з...лёные - ( зеленеть, зелень, зелёнка )
х...лода - ( холодный, холод, холодильник )
г...лова - ( головушка, головы, головка )
л...нейка - линейный, линия, разлинованный
Карточка № 2
1. К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.
г...лодать - ст...рожка-
в...здушный - в...сёлый -
д...лёкий - ч...совщик -
ш...стёрка - кр...кливый -
2. Вставь нужную букву и рядом запиши проверочное слово.
к...рмушка - ( о,а) - ............................... д...ревья - (е,и) - ..................................
уг...щать - (а,о) - ................................... ст...рожить - ( а,о) - ..............................
ш...лестеть - (е,и) - .................................... ш...рстяной - (е,и) - ..............................
ж...стянка - (е,и) - ..................................... м...рской - (о,а) -
т...пло - (е,и) - ж...мчужина - (и,е) -
Карточка № 3
1. Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите в словах корень и напишите к каждой группе поверочное слово.
П...сатель, расп...сание, зап...сал, п...сьмецо;- .................................
Стр...лок, стр...льба, стр....лял, выстр...л; - ....................................
Т...рговля, т...ргует, т...рговый (город); - ........................................
Гл...тать, прогл...тил, гл...ток, гл....тнул;
2. Найди, спешите и подчеркни в каждой группе лишнее слово. У однокоренных слов выдели корень.
Соринка, сорняк, сорвал, насорил;
Голубка, голубятня, голый, голубь;
Поле, полевой, полочка, полянка.
3. Спишите и подчеркни слова, в которых безударную гласную проверить нельзя.
Столбы, дорога, альбом, полетел, ходили, заяц, зелёный, рисунок, снежинка, мороз, дочурка.
Карточка № 4
1. Подчеркни те слова, по которым можно проверить написание данных слов. Вставь пропущенную букву.
К...за - ( козы, козлиная, козочка )
Х...лмы - ( холм, холмик, холмистая )
С...сна - ( сосны, сосенки, сосновая )
Гр...бы - ( гриб, грибная, грибок )
Тр...ва - ( травы, травушка, травинка )
2. Напиши проверочные слова:
село - .................................. дрова - ...................................
стена - .................................. страна - ...................................
волчонок - ........................... морской - ..................................
ленивый - ............................ весёлый - .................................
скрипучий - ......................... мастерить - ...............................
удивительный - ................... менять - ..................................
лепить - ........................... подчищать - ...............................
Карточка № 5
1. Вставьте пропущенные буквы в данный текст. В скобках напишите проверочные слова, подчеркните орфограммы.
Лес.
В л...су (.............) живёт рыжая л...са ( ...............). Лисий дом - н...ра ( ....................). У н....ры ( .............) играют весёлые л...сята (........). Л....сица (.................) учит их лисьим повадкам.
2. Распредели слова по столбикам: 1 столбик слова с безударной гласной -о, во второй столбик слова с безударной гласной - а.
С...сна, тр...ва, ст...лы, г...лодный, м...стерская, ст...ловая, к...чает, н....чной, в....лчонок, к....злёнок, хр...брец, х...дить, тр...винка,кр...снеет, с...лонка,
3. Распредели слова по столбикам: 1 столбик слова с безударной гласной -е, во второй столбик слова с безударной гласной - и.
С...дой, скр...пит, кр....чать, сн...жинка, в...сеть, в...селье, п...сьмо, д....ревянный, сл....вовое, з...лёный.
Карточка № 6
1. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы, в скобках напиши проверочные слова, там где это возможно.
Х...рошо у нас в...сной! ( ......). Зацв...тут (....) с...ды (.........)- б...лым- б...ло (....). Утонут д...ма (.....) в белых с...дах (.....), будто и нет их.
Одни ласточки над с...дами (......) шныряют. Песни щ...бучут. (........).
Карточка № 7
1. Вставь пропущенные буквы в стихотворение.
B...сна!, B...cнa! Kaк вoздyx чист!
Kaк ясeн нeбoсклoн!
Свoeй лaзуpию ж...вoй
Сл...пит мнe oчи oн!
2. 1. Спиши. Bcтaвь пpoпyщeнныe буквы. Напиши прoвepoчные слoвa. Обoзначь oрфoгрaмму.
В...лна, с...довый, л...гчайший, ст...рина, в...сенний, з...л...той, л...сица, м...довый.
3. Спиши и пoдчeркни в кaждoм pядy проверочное слово.
1. вoлчoнoк, вoлчий, вoлчицa.
2. Лёд, лeдянoй, лeдoк.
з. Mopcкoй, мopячкa, взмopьe
4, пpилeтeл, взлeт, пepeлётныe.
5' тяжёлый, тяжeсть, тяжeлeнный.
Карточка № 8
1. Спиши пoслoвицы и пoгoвopки. Вставь пpoпyщeнныe бyквы. Pядoм в скoбкax пиши проверочные слова. Обозначь орфограммы.
1 Ук...тaли cивку кpyrыe гopки.
2. Стapый кoнь б...p...зды нe иcпopтит.
3. Пoд л,..жaчий камень в...дa нe т...чёт.
4. П...шком х...дить - долго ж...ть.
5. Б...да на с...ле - коль лебеда на ст....ле.
2. Вставь пропущенные буквы в словах, которые нельзя проверить.
К...ртина, х...рошо, меб...ль, л....ловый, кв...ртира, ч...тверг, ...рех, ж...лтый.
Карточка № 9
1. Вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочное слово.
Сп...шите ( ..) упражнение чмсто и красиво. Не сп...шите (.... .) во время еды! Дети пол...скали (.....) пушистого котёнка. Мама пол....скала (.....) бельё. Саша громче всех зап....вал ( .....) песню. Больной зап....вал (....) лекарство водой. Бабушка давно пос....дела (.......). Дедушка пос....дел ( ..) на скамейке и ушёл. Закр....пи (....) полозья саней, чтобы они не скр...пели (....).
2.Спишите, вставляя пропущенные буквы.
К...рова, г...зета, скв....рец, б...лет, д....кабрь, н...род, м....локо, пятн...ца, к....рабль, д....ревня, в...кзал, м...роз, к...пуста, р...кета, м....дведь, п....льто, к...стёр, к...мандир, р...сунок, л...пата, м...лина, р...бята, в....гон, п...года, к...ртина, ...втобус, м...сяц, п...суда.
Карточка № 10
1. Вставьте пропущенные буквы. рядом в скобочках запишите проверочное слово.
Скв....рцы (....) прил....тают (.....) ранней в....сной (......) в к....нце (......) марта. Они возвращаются дружной стаей и несколько дней носятся по п...лям (....), осматривая знакомые м...ста (....). Потом ут....хают (....) и начинают рассаживаться парами пр веткам. Наступает пора строить жилища о обзаводиться пт...нцами (.....).
2. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
М...сква, Р....дина, к...ртофель, ст...лица, ябл...ко, св....бода, т....лефон, яг...да, за....ц, кла...., гор....д, в....р....бей, с...лдат, к...р...ндаш, сев....р, учит....ль, ф....милия, тр...мвай, ....зык, ч...тверг, т...пор, с....лют, п....мидор, ...гурец, б....рёза, д....вочка, б....гатство, комн....та, в....рона.
Карточка № 11
1. Потренируйся правильно писать слова с орфограммой.
Б...да, б....льшой, в...здушный, гл....зной, гр....бной, д....лёкий, дл...ннее, д...ждливый, з....лёный, зв....риный, к...лючий, кр....вой, л....сной, м....сной, м....рской, н...бесный, п...рнатые, пр....мой, п...следний, р....гатый, скр....пучий, ст....ловая, тр....скучий, т....нистый, т....жёлый, х....лодный, цв....тной, ч....рвяк.
2. Подбери проверочные слова к данным.
Бережок, берега, борозда, борода, вечереет, волосёнки, говорили, голодание, голова, голоса, гребешок, дорогой, древесина, зеленел, золотой, колосок. корешок, лепетать, молодняк, молотилка, полоса, сберегли. стерегли, сторожа, сторона, трепаться, трепетать, холодильник, холода, хохотать.
Предварительный просмотр:
Безударная гласная в корне слова
1. Вставьте пропущенные безударные гласные, подобрав проверочные слова.
А) упл_тнение слоёв_______________ раск_лотая ваза_________________ отд_лённая деревня __________________ бескрайняя д_лина _____________ обн_жить пороки_____________________ внезапно озл_бился ____________
не нужно усл_жнять __________________ дальняя ст_рона _______________
любит см_ковать_____________________ раскр_ить ткань _______________
нельзя г_лодать _____________________ упр_стить выражение ___________
искреннее пок_яние __________________ нам_лоть кофе________________
ум_лять о пощаде ____________________ ум_лять достоинства ___________
обн_жить недостатки _________________ обл_котиться о перила __________
погл_щать свет ______________________ др_жит от холода ______________
не хочу отр_виться ___________________ нужно подб_дрить _____________
необходимо осн_стить ________________ мудрый ст_рожил ______________
ст_рожил ог_род ___________________ ут_пические идеи ______________
Б) интенсивное нагр_вание _________ угн_тение бесправных ___________
растр_пать волосы ___________________обд_лил ребёнка ________________
экономика разв_вается _______________ флаги разв_ваются______________
сп_шите к нам ____________________ сп_шите данные________________
нав_вать тоску ______________________ нав_вать кудри ________________ прож_вать мясо ______________________адрес прож_вания ______________
т_сненная обложка___________________ ст_снённые условия____________
скр_пить печатью ____________________ скр_пя сердце_________________
скр_пучая телега_____________________ скр_пичный ключ______________
ч_стоплотное животное _______________ч_столюбивый человек __________
прист_жная лошадь___________________ прист_жной воротничок_________
глаза сл_паются ______________________осл_плён фарами ______________
созревают оз_мые ____________________лишился своих з_мель ___________
2. Вставьте пропущенные безударные гласные, пользуясь таблицей о правописании корней с чередованием.
А) оз_рение, покл_нение, попл_вок, сотв_рение, пл_вун, уг_релый, пл_вец, пл_вчиха, з_ря, коленопркл_нённый, з_рница, заг_реть, оз_рять, з_ревать, приг_рь.
Б) подб_рать, приб_ру, отд_рал, зад_ру, отп_рал, зап_реть, зат_рание, отт_реть, зам_рать, прид_раться, приб_русь, заб_ру, подст_лить, заст_лать, выж_гание, выж_чь, бл_стеть, забл_стать, поч_тать, прик_снуться, к_сание, подн_мать, предприн_матель, соч_тать,
в) предпол_гать, предл_жение, р_стение, выр_сший, ср_щение, прир_сший, пол_г, Р_стислав, р_стовщический, подск_чить, ск_кал, ск_чок, отр_сль.
Г) плащ пром_кает, не пр_мочи ноги, обм_кни перо, м_кать в сметану, пром_кашка, подр_внять кусты, решить ур_внение, выр_внять дорожки, р_внение на знамя, высокий ур_вень, бескрайняя р_внина.
3. Вставьте пропущенные безударные гласные, если они проверяемые, запишите проверочное слово, если непроверяемые, укажите номер столбика таблицы «Правописание чередующихся гласных в корне».
Эск_латор_________________ ст_рожил посёлка______________________
Сокр_щение_______________ р_стовщик ___________________________
Зар_сль___________________ з_рница ______________________________
Р_весник__________________ в_тага________________________________
Покл_нился_______________ пл_вучий остров_______________________
Пап_ротник________________ проп_ганда____________________________
Т_сненая обложка____________ пром_кают ботинки____________________
Погл_щать (пищу)____________ прим_рить друзей______________________
Заж_гательная (смесь)_________ упом_наемые (сведения)_________________
Д_лины_____________________ д_лёкие (страны)________________________
Прим_рять ботинки________________ ум_лять достоинства________________________
Соч_тать_________________________ выпл_вка стали_____________________________
Прелпол_гать_____________________ предпол_жение_____________________________
Зач_рованный_____________________ подск_чивший______________________________
Р_стовщический____________________ зам_нать _________________________________
Подр_вняйтесь____________________ пл_вники______________________________
Отр_аслевой___________________ траф_рет_______________________________
П_лисадник_____________________ соб_рательное__________________________
К_сательная______________________ прик_сновение_________________________
В_пиющий произвол_______________ р_птать на судьбу_______________________
Усл_жнить задание_________________ угн_тение______________________________
Зам_рать рукава_____________________ осн_щенный__________________________
Разр_дить посевы___________________ спл_титься______________________________
Д_кламировать_____________________ инт_ллигент____________________________
Упом_нать_________________________ сотв_тённый___________________________
4. (В формате ЕГЭ) Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Упом_нание противопост_вление
Зам_рший предпол_гающий
Покл_нившийся оз_рённый
Укр_щение сокр_щение
Фантасм_гория вест_бюль
Ответ:____________________________ Ответ:___________________________
Вым_кли Диф_рамб
Р_зонанс возр_ждение
Обр_мление пл_вчихин
Пром_кашка подр_внял кусты
Прик_сновение закл_нание
Ответ:_____________________________ Ответ:_________________________
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК на З/С
Во_хождение на вершину ра_паковать вещи
Чере_чур много и_течь кровью
Во_полнить пробклы прои_шедший случай
Во_звание шалишь и_подтишка
Мирово_зрение _гинуть навсегда
Ни_провергнуть бе_дельничать
Чре_мерный восторг _даться на милость
Ра_жечь ни_ринуться с обрыва
Бе_ветренный чре_полосица
Бе_системный _гореть дотла
_двинутые парты ни_посланная милость
Бе_брежное небо живу _десь
Правописание приставок ПРИ и ПРЕ
Пр_бывать в неведении пр_ткнуться к берегу
Пр_городный поезд пр_открыть завесу тайны
Пр_ходящий момент непр_ходящие духовные ценности
Пр_зреть сироту пр_следовать врага
Пр_скорбный факт пр_неприятнейшее известие
Пр_емник традиций беспр_страстный свидетель
Пр_дать оттенок пр_клоняться перед мужеством
Пр_глушённые голоса пр_емлемый вариант
Пр_терпевать холод пр_ступить к занятиям
Пр_задуматься пр_терпеться к боли
Пр_вратиться в посмешище пр_вивка
Пр_зрительный взгляд пр_даваться мечтам
Пр_клонить колени коленопр_клонённый
Пр_вратности судьбы пр_восходный спортсмен
Преуспевающий коммерсант пр_старелый судья
Камень пр_ткновения знаки пр_пинания
Пр_вратности судьбы пр_ворожить
Пр_зидент пр_мьера
Пр_вилегия пр_тендент
Пр_норавливаться к обстоятельмтвам
Пр_образить пр_проводить
Ъ и Ь
С_язвить, компан_он, фел_етон, ад_ютант, суб_ект, трёх_ярусный,
двух_этажный, кур_ёз, пан_европейский, н_юанс, в_юнок, меж_ярусный, фельд_егерь, ар_ергард, под_ячий, п_едестал, из_ять, кар_ер, солов_иный,
суб_ективный, с_узить, неб_ющийся, интер_ер, без_языкая, трёх_язычный.