МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА УЧИТЕЛЯ
Конструктор тестов.
У Вас нет ни одного теста?
Воспользуйтесь Конструктором тестов и создайте свой первый тест автоматически за несколько секунд.
Контрольные, проверочные, самостоятельные, домашние работы за 60 секунд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конструктор тестов | 14.04 КБ |
Конспект урока | 21.84 КБ |
Презентация "Жанры музыки" | 441.85 КБ |
Презентация "Мелодия" | 501.12 КБ |
Презентация "Сочини мелодию" | 942.18 КБ |
Презентация "История песни "Баллада о солдате" | 1.5 МБ |
Презентация "Джаз" | 298.5 КБ |
Зарядка для глаз | 433 КБ |
Зарядка для глаз" НА ВОДЕ" | 1.18 МБ |
Зарядка для глаз "ОБЛАКА" | 1005.5 КБ |
Конспект урока "Куда ведут нас "Три кита" | 36.7 КБ |
Конспект урока "Эти разные марши" | 26.58 КБ |
Конспект урока "Встреча весны" | 30.3 КБ |
Конспект урока "Великий колокольный звон" | 16.72 КБ |
Конспект урока" Фольклор". | 29.62 КБ |
Конспект урока "Опера М.Глинки. "Иван Сусанин". | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема: Мир русской песни
Цели урока:
⮚ Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
⮚ Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
⮚ Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
⮚ Приобщить к культуре русского народа.
⮚ Изучать истоки народной песни и её дальнейшее развитие в композиторской музыке.
Музыкальный материал урока:
⮚ В. Баснер, стихи М. Матусовского. С чего начинается Родина? (слушание и пение).
⮚ Ах ты, степь широкая… Русская народная песня, обработка Т. Триодина (слушание).
⮚ Вечерний звон. Стихи И. Козлова, обработка Н. Иванова (слушание).
РНП "Во поле берёза стояла".
– Просто сказать о песне, что это музыкальный жанр или жанр вокальной музыки – значит сказать всё и ничего.
Песня – душа народа. Песня – это верный и вечный, живой и чуткий спутник человека.
В каких бы условиях не находились люди, в песне они всегда свободны и искренни. Помимо воли людей песни выражают их характеры и настроения, вкусы и жизненные ценности, темперамент и интеллект, возраст и социальный статус, время и место их пребывания на земле. Особое место в искусстве занимает русская песня. Сегодня мы будем говорить о русской песне.
I. Работа по теме урока.
1. Народные праздники и обряды
– Народные песни давали настолько выразительную картину русской жизни, что для большей художественной достоверности вводились в литературные и музыкальные произведения – часто с элементами обряда. К примеру, свадебная песня «Сватушка» звучит в поэме Александра Сергеевича Пушкина «Русалка» и в опере Даргомыжского, созданной на основе этого произведения. Знаете ли вы, как в далеком прошлом праздновали на Руси свадьбы? Свадебная игра, как её принято называть (во многих сказках вы, вероятно, слышали: «сыграли свадьбу»), продолжалась несколько дней, а иногда и несколько недель. Она складывалась из разнохарактерных сцен, то лирических, то комических, а то и трагедийных, из различных игр и обрядов. Очень большое место в ней занимали песни.
Звучали песни торжественные, величественные, славящие невесту и жениха, шуточные, комические, иногда пародийные, чаще всего высмеивающие сватов; гостевые, застольные, плясовые. Всё в этом своеобразнейшем действе – песни, хороводы, диалоги, прибаутки – проникнуто мудростью и красотой сердца русского народа.
Не только свадьбы игрались в народе так ярко и красочно. Вся жизнь наших предков сопровождалась пением, игровыми действиями. Существуют песни бытовые: колыбельные, шуточные, лирические; песни причитания, оплакивающие умерших; песни – сказы, былины, повествующие о далеком прошлом.
2. Слушание музыки
– Сегодня мы с вами послушаем замечательную лирическую русскую народную песню «Ах ты, степь широкая».
Слушание музыки.
– Как звучала эта песня? Кто её исполнял? Что в ней необычного в сравнении с современными песнями?
А что же всё-таки отличает лирическую народную песню от современных песен с музыкальной точки зрения.(То, что в протяжных лирических песнях много распевов, то есть на один слог пропевается достаточно много но).
«Во поле береза стояла»
Русская народная хороводная песня
http://www.pojelanie.ru/zastol/pesni/rn/9.php
1.Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла. (2 р.)
2.Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати. (2 р.)
3.Как пойду я в лес, погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли, заломаю. (2 р.)
4.Срежу с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка.
Люли, люли, три гудочка. (2 р.)...
– Множество песен связано с годовым земледельческим кругом: все сельские работы, все календарные праздники нашли в них свое отражение.
Использование русской народной песни придает музыкальным произведениям особый колорит, так как в них запечатлены образ времени и глубокое своеобразие народной культуры. К примеру, Петр Ильич Чайковский использует детскую песню-игру «Гори, гори ясно» в первом действии оперы «Пиковая дама», Николай Андреевич Римский-Корсаков – народный обряд масленицы в прологе оперы «Снегурочка».
Прочитайте стихотворение И. Козлова «Вечерний звон», которое легло в основу известной песни. А теперь послушайте это поистине знаменательное для России произведение.
Слушание.
– Что вы можете сказать об этом произведении? (Прозвучала песня «Вечерний звон» в исполнении солиста и детского хора, который как бы аккомпанировал певцу. Музыка звучала плавно, протяжно, задумчиво, а детский хор изображал колокольный звон.)
Это не единственный вариант песни «Вечерний звон». Существует несколько музыкальных интерпретаций к этому стихотворению, среди которых известен и «Вечерний звон» Александра Алексеевича Алябьева, автора знаменитого «Соловья». Как вы думаете, в чём секрет привлекательности этого стихотворения? (Наверное, это стихотворение привлекает композиторов потому, что оно легко ложится на музыку. Кроме того, образ деревянной России с её церквями, храмами, колокольным звоном близок каждой русской душе. Это часть родного края, детства, юности, мечтах, надеждах, то есть всего того, что составляет духовную сторону человеческой жизни).
3.Рассматривание картины
– Всмотритесь, вслушайтесь в репродукцию картины замечательного художника Левитана, которая так и называется - «Вечерний звон». Перекликается ли это произведение искусства с тем, что мы с вами только что прослушали? (Да. На картине изображены храм, церковь на берегу небольшой речушки, в водах которой они отражаются. Сумерки, лодка на противоположном берегу и осенний лес. Всё это – облик Родины.)
4. Вокально-хоровая работа.
– Русская песня всегда отражала окружающую жизнь, природу России, её пейзажи.
Мир русской песни включает в себя: поля, леса, степи, дубравы, реки, озёра и многие другие картины природы.
Сегодня мы разучим русскую народную песню «Во поле берёза стояла».
– Что вы можете рассказать о прослушанной песне? (Песню, наверное, можно отнести к разряду хороводных песен, плавная, протяжная, очень красивая песня.)
Разучивание.
Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке? (Песни пришли к нам сквозь «дым столетий». Их создавал весь народ. И рождались они для определенных «житейских» целей. Были песни трудовые, помогающие в работе – бурлацкие, покосные, жатвенные; существовали песни обрядовые, звучащие на праздниках, - свадебные, масленичные, колядки; есть песни игровые; исторические. Лирические и т. д. Веками переходя из поколения в поколение, оттачивались напевы, шлифовался текст. И лучшие из народных песен радуют нас величайшей художественной ценностью, нерасторжимым сплавом текста и мелодии. В них живут вечная мудрость и красота.)
II. Домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДОРОГОЙ ДРУГ! НАЗОВИ ЖАНР МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, В ИСПОЛНЕНИИ КОТОРЫХ УЧАСТУЮТ МУЗЫКАНТЫ. В ЭТОМ ТЕБЕ ПОМОЖЕТ «ВОЛШЕБНАЯ ТРУБА»
3 МУЗЫКАНТА ТРИО 4 МУЗЫКАНТА КВАРТЕТ 5 МУЗЫКАНТОВ КВИНТЕТ 2 МУЗЫКАНТА ДУЭТ
7 МУЗЫКАНТОВ СЕПТЕТ 8 МУЗЫКАНТОВ ОКТЕТ 9 МУЗЫКАНТОВ НОНЕТ 6 МУЗЫКАНТОВ СЕКСТЕТ
Интернет – ресурсы: ДУЭТ ТРИО КВАРТЕТ КВИНТЕТ СЕКСТЕТ УЧЕНИЦА НОТЫ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Петр Ильич Чайковский «Детский альбом»
Марш деревянных солдатиков
Сладкая греза
Полька
Вальс
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сочиняем песенку. Ритм; Темп; Динамика; Характер звука; Аккомпанемент; Мелодия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“ БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ” Эта песня впервые прозвучала в кинофильме “В трудный час” , посвященном трагическим дням 1941 года. В фильме, сценарий которого написан известным кинодраматургом Е. Габриловичем , рассказывается о судьбах простых советских людей, героически оборонявших Москву. Музыку к фильму писал композитор В. П. Соловьев-Седой . Им же вместе с поэтом М. Л. Матусовским написана и песня, мелодия которой звучит уже в увертюре к картине, а затем проходит по всему фильму, пока, наконец, не обретает слова в финале, чтобы прозвучать гимном солдатскому подвигу.
Авторы назвали песню «Баллада о солдате». Однако, как неоднократно подчеркивал сам Василий Павлович, песня эта — совсем не баллада . Когда он ознакомился со сценарием и просмотрел уже отснятый материал, то понял, что музыка к фильму требует песни эпического склада. Ему хотелось, чтобы в ней как бы прозвучали мерные шаги солдата — шаги истории: испокон веков, когда было необходимо. вставали на защиту родимой земли ее бесстрашные воины — и солдат Суворова , и солдат Кутузова , и чапаевец, и рядовой Александр Матросов, закрывший грудью амбразуру вражеского дзота, и Алеша Скворцов из вышедшего на экраны страны двумя годами раньше фильма Григория Чухрая , название которого вовсе не случайно совпадает с названием песни. Она писалась под впечатлением и этой всемирно известной картины. Редкий случай в практике Соловьева-Седого: композитор, любивший насыщать фильмы песнями, здесь оставил «Балладу» единственной.
В своей книге «Пути-дороги» В. П. Соловьев-Седой вспоминал, как создавалась эта песня: «Поначалу я сам сделал пресловутую песенную «рыбу», то есть накропал слова, а затем сочинил мелодию. Показал все Матусовскому. И он в один день сочинил прекрасный текст». «Это — первая и единственная моя с Соловьевым-Седым песня, написанная на готовую музыку , — прокомментировал воспоминания своего друга и соавтора по многим замечательным, всенародно известным песням Михаил Львович Матусовский. — Я страшно не люблю и боюсь подтекстовок. А тут не устоял — такое впечатление произвела на меня музыка будущей песни, выразительная, взволновавшая меня до глубины души. Каждая музыкальная фраза уже сама по себе подсказывала, заставляла находить соответствующий ей глагол: шел, пел, бил. Это музыка продиктовала форму. И когда я «поймал» именно такое, адекватное ей решение, нам обоим стало понятно, что песня состоялась…» По признанию и глубокому убеждению поэта, именно в этой его с Соловьевым-Седым песне, как ни в одной другой, им удалось «конденсировать ощущения и раздумья, связанные с Великой Отечественной войной».
Для М. Л. Матусовского война эта началась на Западном фронте, куда он попал с первых ее дней в качестве фронтового корреспондента, был свидетелем и непосредственным участником боев. Особенно памятными оказались для него дни и недели Смоленского сражения 1941 года. Потому, наверное, и отозвались они в «Балладе о солдате» строчкой: «Бил солдат их под Смоленском…» Потом была Московская битва, Северо-Западный фронт… Все припомнилось и отозвалось в его творчестве. «Балладу о солдате» очень скоро включил в свой репертуар Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова .
Текст песни “БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ” Словно прирос к плечу солдата Автомат — Всюду врагов своих заклятых Бил солдат. Бил солдат их под Смоленском, Бил солдат в поселке энском, Пуль не считая, Глаз не смыкая, Бил врагов солдат. Полем, вдоль берега крутого. Мимо хат В серой шинели рядового Шел солдат. Шел солдат, слуга Отчизны, Шел солдат во имя жизни, Землю спасая, Мир защищая, Шел вперед солдат! Полем, вдоль берега крутого, Мимо хат В серой шинели рядового Шел солдат. Шел солдат, преград не зная, Шел солдат, друзей теряя, Часто, бывало, Шел без привала, Шел вперед солдат. Шел он ночами грозовыми В дождь и град. Песню с друзьями фронтовыми Пел солдат. Пел солдат, глотая слезы, Пел про русские березы, Про кари очи, Про дом свой отчий Пел в пути солдат.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
-------------------------- Термином новоорлеанский, или традиционный, джаз обычно определяют стиль музыкантов, исполнявших джаз в Новом Орлеане в период между 1900 и 1917 годами, а также новоорлеанскими музыкантами, которые играли в Чикаго и записывали пластинки начиная приблизительно с 1917-го и на протяжении 20-х годов. Этот период джазовой истории известен также, как «Эпоха джаза». И это понятие также используется для описания музыки, исполняемой в различные исторические периоды представителями новоорлеанского возрождения, стремившимися исполнять джаз в том же самом стиле, что и музыканты новоорлеанской школы.
Фотография ( джаз ) Джаз , один из самых известных белых джазовых композиторов
История …… Джаз — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.
Возникновение джаза … Истоки джаза связаны с блюзом. Он возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость . Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур разных народов и национальных традиций. Первоначально он прибыл в африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания . На этой основе в конце XIX века сложился ещё один музыкальный жанр рэгтайм. Впоследствии ритмы рэгтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению — джазу.
Подведём итоги … Поначалу джаз был музыкой чернокожих; Два постулата всех джазовых мелодий: ритм и импровизация; Блюз – внес огромный вклад в развитие джаза; Новоорлеанский джаз (диксиленд) соединил блюз, церковные песни и европейскую народную музыку; Свинг – направление джаза; С развитием джаза усложнялись ритмы, а в 60-е годы джазовые оркестры вновь предавались импровизациям на выступлениях.
Спасибо за просмотр
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сядьте ровно, расслабьтесь!
Ребята, берегите зрение!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Посчитаем? 28
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Посчитаем? 34
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет: Музыка
Класс: 2
Тема: «Куда ведут нас «Три кита» »
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цель: создание условия для ознакомления обучающихся с основными жанрами музыки
Задачи:
Образовательные: способствовать усвоению знаний о жанрах музыки: марше, танце, песне; развитию умения различать «трёх китов»
Развивающие: содействовать развитию вокально-хоровых навыков; умения выявлять особенности жанров, определять на слух музыкальные жанры.
Воспитывающие: благоприятствовать воспитанию внимательного слушателя; музыкального вкуса
Оборудование: наглядности (изображение китов, марша, танца и песни), мультимедийное оборудование, музыкальное сопровождение:…
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
| - Доброе утро, ребята! Давайте поздороваемся необычно, повторяйте за мной: Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, лёгкий ветерок, Здравствуй, маленький дубок. Здравствуй, утро! Здравствуй, день! Нам здороваться не лень! Здравствуйте! - Улыбнитесь друг другу, поделитесь этим хорошим настроением друг с другом. Начнём наш урок. | Настраиваются на начало урока, подготавливают рабочее место. -Хорошее, отличное и т.д. Улыбаются друг другу. | Личностные: Положительное отношение ребенка к урокам «школьного» типа; адекватное содержательное представление о школе. Организация рабочего места, взаимодействие со сверстниками и учителем. |
| - Ребята, как вы думаете, как появляется музыка? - А как вы думаете, что необходимо, чтобы получилась музыка? - Правильно, ребята, сначала нужно музыку сочинить, написать. А теперь представьте, что бы было, если бы музыки не существовало, какой унылой стала бы наша жизнь! Мамы больше не пели детям колыбельные песни, по радио и телевидению не услышали бы мы ни песен, ни музыки к кинофильмам, все театры были бы закрыты. Не было бы музыкальных школ, в детском саду и в школе не было бы праздников. Никто не примирился бы с такой потерей. Музыка нужна всем людям, без нее не смогли бы жить даже те, кто думает, что не любит музыку. А многие сделали музыку своей профессией. Есть особо одаренные природой люди, которые могут и любят сочинять музыку. Может кто-то из вас знает, как их называют? - Молодцы! А вот представим, написал композитор музыку и положил на книжную полку, тогда будет музыка? - Конечно, надо, чтобы ее кто-то исполнил — сыграл или спел. А как называют человека, который исполняет музыку? - Всё верно, таких людей называют исполнителями. Вот у нас музыка написана композитором, исполнитель спел или сыграл, а ее никто не услышал. Это будет музыка? - Настоящей музыкой (искусством) она становится лишь тогда, когда она написана, исполнена и услышана. Музыка существует для людей, а не только для тех, кто ее сочиняет и исполняет. А как называют людей, которые слушают музыку? - Ребята, как вы думаете, на композитора надо учиться? - Конечно. Ведь, чтобы написать музыку, композитору нужно знать ноты, нотную грамоту, гармонию, играть на каком-то музыкальном инструменте. А на исполнителя надо учиться? - И исполнителю нужно обязательно учиться. Для этого существуют музыкальные школы, колледжи, консерватории. А на слушателя надо учиться? - Может кто-то думает по-другому? - Чтобы стать хорошим слушателем, тоже надо учиться только, конечно, не так как учатся будущие композиторы и исполнители. | - Музыка появляется из различных звуков. - Нужен такой человек, который сможет сочинить музыку и ее сыграть. - Композиторами. - Нет, мы же не можем ее услышать. - Исполнитель. - Нет. - Слушатели. - Да, чтобы уметь сочинять музыку. - Да, чтобы красиво исполнять музыку. - Нет - На слушателя надо учиться, чтобы понимать музыку | |
| - Сегодня я вас приглашаю в путешествие по чудесной стране звуков, в царство музыки. - А как вы думаете, из чего состоит музыка? - Я вам расскажу легенду. В далёкие времена считали, что земля не круглая, а плоская и стоит на трёх слонах, а слоны стоят на огромной черепахе, которая в свою очередь плывёт по воде. Так и музыка держится на трёх китах. - Что мы будем изучать на уроке? - Как вы думаете, какова цель нашего урока? | - Ноты, звуки, песни. - Трёх китов, на которых держится музыка. - Познакомиться с тремя китами музыки. | Познавательные: Давать ответ на вопрос кратко или развёрнуто, в зависимости от требования или по ситуации; видеть последовательность решения задачи Коммуникативные: Уметь демонстрировать свою точку зрения, используя знаки и символы, предложенные учителем. |
| -Теперь предлагаю послушать вам одну интересную историю. Впервые в своей книге для детей трёх китов описал композитор Дмитрий. Б. Кабалевский: « Как всякий дом стоит на фундаменте, так и эти «три кита» держат на своих плечах весь огромный мир музыки». - Музыка – это целый мир, как неизвестная планета, которую мы будем изучать. Люди представляли «мир музыки», стоящий на трёх основах, «трёх китах». Так как же зовут их? Первый кит был спокойный, приветливый. Всегда мог успокоить тех, кто плакал, утихомирить драчунов, примирить ссорящихся. Его звали Песня. Моцарт – Спи, моя радость, усни Второй кит с детства любил играть в солдатики. Он был очень аккуратный и не по годам серьёзный. А когда начал ходить в школу, то никогда не опаздывал, вовремя делал уроки. Его звали Марш. С. Прокофьев - Марш Третий кит, напротив, был непоседлив и непослушен. Он любил прыгать, бегать, скакать. Он часто убегал из дома и его находили в какой-нибудь весёлой компании сверстников, которые только и думали о том, как бы где-нибудь повеселиться. И звали его Танец. П. И. Чайковский «Вальс» Эти три кита являются основными музыкальными жанрами. Они возникли из жизни, из действий людей. Например песня появилась, когда мать, укладывая младенца, напевала колыбельную. Марш появился, когда солдаты дружно ходили под музыку. Ну а танец появился, когда человек невольно двигался под песню. И вот однажды они отправились к фее МУЗЫКЕ спросить её: «Скажи нам, зачем мы живем? Для чего мы нужны на этом свете? И сказала им МУЗЫКА так: « Ответ на эти вопросы вы сможете найти только сами. А когда это произойдёт - вы станете бессмертными». Обрадовались МАРШ, ПЕСНЯ и ТАНЕЦ и поскорей собрались в путь дорогу искать ответ на свой вопрос. Долго ли, коротко ли они странствовали, неизвестно. Но вот МАРШ попал на военный парад. Солдаты на параде красивые, подтянутые, но вот беда, что-то у них не ладится. И тут зазвучал МАРШ, и вот уже все солдаты стройными рядами идут по площади, чётко отбивая ритм каблуками. - Спасибо тебе, МАРШ! Ты помог нам сплотиться и навёл порядок в наших рядах, - услышал наш герой. « Так вот в чём дело, может я затем и нужен, чтобы в нужную минуту люди могли сплотиться и организоваться»- подумал МАРШ. А в это время ТАНЕЦ попал на королевский бал. А гости все были из разных стран. Пытаются шутить друг с другом, но вот беда – не понимают языка. А веселье без общения ну никак не получается. И тут на помощь пришёл ТАНЕЦ. Он зазвучал озорным наигрышем и все гости закружились в вихре танца. Им не нужны были слова! « Так вот в чем дело, значит, я живу на свете, чтобы помогать людям понимать друг друга» - сказал сам себе ТАНЕЦ. А тем временем кит ПЕСНЯ проплывал мимо великолепного царского дворца. Он увидел в окне принцессу с недовольным личиком и бедного юношу, который обращался к принцессе со словами признания в любви, но та оставалась равнодушной к словам признания. И тут вмешался кит ПЕСНЯ. Полилась из уст влюблённого нежная мелодия, проникая в самое сердце принцессы. И в сердечке этом родилось ответное чувство. «Это я помог им понять друг друга. Может для того я живу на этом свете, чтобы помочь людям полюбить друг друга? – подумал кит ПЕСНЯ. Но вот наши герои вернулись в свой дом, к фее МУЗЫКЕ, и рассказали о своих приключениях. «Вы всё поняли правильно»- отвечала фея. «Пока люди живут на земле, будем жить и мы рядом с ними». С тех пор и по сей день фея МУЗЫКА со своими друзьями живёт рядом с нами. - Ребята, вы все внимательно слушали. Теперь скажите, как же зовут китов музыки? - К кому киты пришли за помощью? - Где нашел своё призвание Марш? - Как танец помогает людям? - В чём призвание песни? - Чем закончилась сказка? Физкультминутка Море очень широко (Дети широко разводят руки в сторону) Море очень глубоко (Приседают, Коснувшись руками пола) Рыбки там живут, друзья (Выполняют движение «Рыбка») А вот воду пить-нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи) А над морем чайки кружат Полетим за ними дружно Брызги пены, шум прибоя, А над морем мы с тобою (машут руками). Мы теперь плывем по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай и дельфинов догоняй (плавательные движения руками). | - Марш, танец и песня. - К фее Музыке - Он помог людям сплотится и навёл порядок. - Помогает людям понимать друг друга. - Помогать людям полюбить друг друга. - С тех пор Музыка с ними живут рядом с нами. | Личностные: Адекватное содержательное представление о школе; предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома. Познавательные: Давать ответ на вопрос кратко или развёрнуто, в зависимости от требования или по ситуации; видеть последовательность решения задачи. Регулятивные: Уметь под руководством учителя выделять учебную задачу, принимать условия её выполнения. Коммуникативные: Уметь различать вопрос и сообщение. Давать ответ на конкретные вопросы. Уметь демонстрировать свою точку зрения, используя знаки и символы, предложенные учителем. Уметь проявлять первоначальные навыки взаимооценки. |
| - Давайте прослушаем произведения, и, может быть, кто-нибудь из вас сразу догадается, к какому «киту» относится то или иное произведение. Звучит «Три кита» - Кто-нибудь догадался к какому «киту» относятся эти произведения? Вижу, у некоторых это вызвало затруднение. Теперь давайте разберем каждого «кита» в отдельности. Звучит марш П. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» - Ребята, как вы думаете, что это за «кит»? - Почему вы так решили? Что удобно делать под такую музыку? - Раз это марш, давайте промаршируем так, как подсказывает характер музыки (четко, легко, озорно). Я попрошу вас подняться из-за парт и выстроиться в проходах в шеренги, и встать так, чтобы никому не помешать маршировать. Звучит марш П. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» - Хорошо. Итак, мы с вами познакомились с первым китом, который как называется? Скажем хором. - А теперь давайте познакомимся еще со вторым музыкальным «китом». Звучит танец «Итальянская полька» - Как вы думает, что это за «кит» сейчас прозвучал? - Правильно. Какое настроение создает такая музыка? - А кто тогда мне скажет, в чем различие танца и марша? - Танец подвижный, легкий, с яркими ударениями. А теперь приготовьте ваши ладоши. Сейчас мы прослушаем его еще раз и легкими хлопками будем отбивать ритм нашего танца. Звучит танец «Итальянская полька» - Молодцы. Вот мы уже с вами успели познакомиться с двумя китами. Какими? Скажем хором. - А теперь мы с вами познакомимся с последним третьим «китом». Звучит песня «Спят усталые игрушки Сл З. Петровой, Муз. А. Островского» - Что же это за музыкальный «кит» мы с вами прослушали? - Верно, это кит-песня. Можно заметить, что под пеню неудобно танцевать и маршировать. Песня мелодичное произведение. А знаете, ребята, ее можно сыграть с помощью любого музыкального инструмента: и на скрипке, и на баяне, и на фортепиано, и на трубе. Вот мы и познакомились с тремя музыкальными «китами», с которыми мы будем постоянно сталкиваться. Вместе с ними мы с вами окунемся в невероятный мир музыки Звучит песня «Итальянская» - Ребята, мы с вами говорили, что одним из трех китов является полька. Давайте послушаем её. Показ танца (видео) - Как вы считаете, в каком случае люди могли исполнять эту песню? - Верно, её танцевали на праздниках. Молодцы. А теперь давайте ее вместе разучим. Разучивание танцы «Итальянская полька» - Ребята, в начале урока мы с вами говорили, о композиторах, исполнителях и слушателях. Как вы думаете, кем мы были, когда танцевали? - Верно. Потом мы с вами познакомились с «тремя китами» музыки. Давайте еще раз их хором назовем. - Молодцы. А теперь давайте с вами еще раз прослушаем мелодии и определим, что из них является маршем, танцем и песней. Звучат мелодии: Георгий Свиридов Военный марш Яков Дубравин Вальс Работа в группах Теперь поделимся на три команды – «Песня», «Танец», «Марш». И мы сейчас поиграем в игру «Угадай мелодию!». Звучит мелодия. Вы определяете какой «кит», и та команда поднимает руки. Если услышали песню, то поднимает руки команда «Песня», а если вы услышите два кита, например песню-танец, то поднимают руки обе команды «Песня» и «Танец». | - Марш - Потому что под марш можно маршировать и ходить. Маршируют под музыку - Марш - Танец - Легкое, веселое, игривое. - Под танец неудобно маршировать. - Кит-марш, и кит-танец. - Песня. - На праздниках - Исполнителями. - Марш, танец и песня. | Личностные: Адекватное содержательное представление о школе; предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома. Познавательные: Ориентироваться в учебниках; ориентироваться в условных обозначениях; ориентироваться в задании. Регулятивные: Уметь оценивать правильность действий под руководством учителя по критериям, предложенным учителем. Действовать по ориентирам, предложенным учителем. Коммуникативные: Уметь различать вопрос и сообщение. Давать ответ на конкретные вопросы. Развитие звуковой культуры речи: умение громко, четко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи. |
| - Вашим домашним задание будет нарисовать один из «китов» музыки на листочке. | Личностные: Адекватное содержательное представление о школе. Коммуникативные: Воспитывать доброжелательного отношения и внимания к собеседнику. | |
| - Что же такое «три кита» в музыке? - Главное – это научиться услышать разницу в характерах музыки марша, танца и песни. - Как думаете, у нас это получилось? - Верно, сегодня на уроке вы показали отличные результаты, правильно определив основные жанры музыки. - А теперь предлагаю вам оценить свою работу на уроке, выбрав кита. Весёлый кит – у вас всё получалось, было понятно, грустный – что-то не поняли. - Всем спасибо за урок, до свидания! | - Это три основных жанра музыки, на которых строится вся музыка. Это песня, танец и марш. - Да |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Эти разные марши. Звучащие картины».
Цель урока:Способствовать расширению и углублению знаний о жанре марша и разнообразии маршевой музыки, осмыслению разнообразии музыки для ходьбы.
Проблема урока: Кому из композиторов принадлежат марши? Как звучит музыка, которую исполняют пианисты, изображенные на картинах? Всегда ли маршевая музыка одинакова?
Задачи урока:
Развивающая:
- развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять используя разнообразные виды деятельности: творческое мышление, внимание, память;
Образовательные:
- Дать понятие о марше как жанре музыки.
- Формировать умение воспринимать музыку разных жанров.
- Различать виды и интонационно-образные особенности танцевальной, маршевой музыки.
- Формировать первоначальные представления о стиле композитора(П.Чайковского, С.Прокофьева).
Воспитательная:
- воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру.
Планируемы результаты:
Предметные:
Узнают: отличительные черты маршевой музыки - поступь, интонация шага.
Научатся: определять на слух маршевую музыку, выделять среди произведений пьесы маршевого характера, отличать маршевую музыку от танцевальной музыки; сравнивать музыкальные ритмы движений деревянных солдатиков и мальчика, кузнечиков и месяца на примере пьес П. И. Чайковского и С. С. Прокофьева; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение); демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; эмоционально откликаться на музыкальное произведение; делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности).
Получат возможность научиться: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи; устанавливать взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлений жизни; анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации; воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя; внимательно слушать; осуществлять выбор пластических движений для разных маршей; определять музыку П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева.
Метапредметные:
Регулятивные: выполняют учебные действия в качестве слушателей и исполнителей; соотносят правильность выбора, планирования, выполнения и результат действия с требованиями конкретной задачи.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; моделируют, то есть выделяют и обобщенно фиксируют существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Коммуникативные: обсуждают вопросы совместно с партнером по учебному взаимодействию перед принятием решения.
Личностные:Проявляют эмоциональное отношение к искусству, эстетический взгляд на мир в его художественном разнообразии; проявляют этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Тип урока: Изучение и закрепление новых знаний и способов действий. Урок-путешествие.
Основное содержание темы, понятия и термины:Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация - источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Песенность, танцевальность, маршевость. Интонация шага, поступь. Марш, ритм марша, размер марша. Вальс. Шествие. Нотные длительности. Простейшее сольфеджио.
Наглядный материал: презентация.
Музыкальный материал:Марш деревянных солдатиков», «Похороны куклы» П. Чайковского; «Шествие кузнечиков», «Марш», «Ходит месяц над лугами» С. С. Прокофьева; «Осень милая, шурши».
Оборудование: учебник Музыка. 2 класс. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., М. Просвещение, 2014 г.; мультимедийный проектор, экран, компьютер, синтезатор.
Ход урока:
I. Организационный момент
Приветствие учащихся.
Звенит звонок, зовет звонок,
Пора нам начинать урок.
- Проверим готовность к уроку.
II. Постановка учебной задачи.
Звучит маршевая музыка.
Предлагает прочитать тему урока и сформулировать учебную задачу.
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
- Марш.
Кто знает, что такое марш?
- Человек живет, пока стучит сердце. Найдите у себя пульс. Пульс - это ритм нашего сердца. Когда человек болеет, приходит врач, он обязательно слушает пульс, нет ли нарушений в его ритме и как часто он стучит. В пульсе бывают сильные и слабые доли.
- Чередование сильных и слабых долей в музыке называется ритмом.
- Давайте прохлопаем ритм. (прохлопывают ритм).
- Ритм марша всегда очень четкий. Сильная доля называется «ударная». Марш всегда исполняется под счет «раз-два», причем «раз» - ударная доля,
а «два» - тихая. На свете существует много разных маршей - громких и тихих, высоких и низких, веселых и печальных.
- Ребята, что можно делать под эту музыку?
Какие марши вы знаете? (Военные, празднично-торжественные, спортивные, траурные, свадебные, детские).
- «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковский.
Послушайте и определите, какой музыкальный инструмент исполняет этот марш.
Звучит «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского.
- Мы слышим звук фортепиано. Какие звуки изображает фортепиано, на какие музыкальные инструменты они похожи? (барабан, труба).
- Как вы думаете, это какой марш - военный, спортивный или игрушечный? (игрушечный).
- А игрушечный марш какой? Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки. (лёгкий, звонкий, весёлый, забавный).
- Звуки игрушечного марша легче, тоньше, он исполняется в высоком регистре, но игрушечные солдаты идут также ровно, четко, как настоящие. Предлагает рассмотреть иллюстрацию в учебнике (с. 26).
- А теперь сыграем «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского. Мальчики - на барабанчиках, девочки - на трубе. Я буду дирижером, а вы музыкантами, оркестром. Следите внимательно за движениями моих рук, мальчики - слева, девочки - справа. А если я буду дирижировать обеими руками, играем все вместе.
Звучит «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского.
Организует попевку: «Тра-та-а, тра-та-та... Ту-ру-ру...
- «Камаринская» П.И. Чайковский.
Предлагает прослушать «Камаринскую» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
- Покажите в своих движениях, как вы чувствуете танец?
- Как это движение можно показать, нарисовав в виде линии, графически?
Предлагает повторно прослушать «Камаринскую» П. И. Чайковского.
- С помощью кулачков «простучите» ритмический рисунок.
- Раз-и-два-и...
Предлагает рассмотреть иллюстрацию в учебнике (с. 24), на которой изображено исполнение камаринской.
- Какой цветовой фон подойдет к характеру этого танца? Почему?
- Как вы думаете, кем и где этот танец исполняется?
Камаринская - это русская народная плясовая быстрого, увлекательного движения.
- «Похороны куклы» П.И. Чайковский. «Шествие кузнечиков», «Марш», «Ходит месяц над лугами» С.С. Прокофьев.
Организует прослушивание произведений («Похороны куклы» П. Чайковского. «Шествие кузнечиков», «Марш», «Ходит месяц над лугами» С. С. Прокофьева).
Предлагает сравнить их характер и средства выразительности - отдельные интонации, мелодии, ритмы, темпы, динамику, а также форму этих сочинений.(Отмечают напевность, плавность музыки П. Чайковского и остроту, четкость звучания пьес С. Прокофьева. Работают с иллюстрациями.)
Проводит работу с иллюстрациями в учебнике (с. 26-27).
- Исполните и сравните ритмы движений деревянных солдатиков и мальчика, кузнечиков и месяца.
Какие из этих пьес написал П. Чайковский, а какие - С. Прокофьев?
- «Звучащие» картины.
Предлагает рассмотреть изображения пианистов, исполняющих музыку различного характера: П. Федотов «Портрет Н. Жданович за фортепиано»,
О. Ренуар «Девушки за пианино», П. Корин «Пианист Константин Игумнов».
- Как звучите музыка, которую исполняют пианисты, изображенные на этих картинах?
Какими знакомыми музыкальными сочинениями можно озвучить понравившуюся картину?
IV. Закрепление и контроль знаний и способов действий.
Что же нового вы узнали за время нашего путешествия?
- С какими маршами мы познакомились?
- Что объединяет все марши?
V. Вокально-хоровая работа.
- Распевание.
-Разучивание песни «Осень милая, шурши».
VI. Рефлексия. Итог урока.
- Что планировали узнать при изучении темы «Эти разные марши. Звучащие картины»?
- Чему научились?
- Все ли задачи выполнили?
VII. Домашнее задание.
Нарисуйте героев того марша, который больше понравился и запомнился.
Предварительный просмотр:
Конспект урока по музыке для 2 класса по теме урока: «Встреча весны»
Цель урока: познакомить с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником «Встреча весны».
Задачи:
- Обучающая - учить понимать особенности музыкального языка. Расширить умения и навыки пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах.
- Развивающая - развивать вокально-певческие навыки и умения при исполнении народных песен, участие в обрядовых действиях. Развитие творческих способностей детей.
- Воспитательная - пробуждение интереса к русскому фольклору, уважения к народным обычаям. Формировать музыкальный вкус учащихся.
Ход урока:
- Организация детей на урок.
Пение с движением "Утром рано" (приветствие)
Утром рано мы проснулись (потягиваются)
Солнышко! Солнышко! (фонарики вверху)
Выпиваю чаю я (одна ладошка - блюдце, другая - чашка, подносим ко рту, как - будто пьём)
До донышка, донышка (стучим кулачком по ладошке)
Ем на завтрак бутерброд (кладём одну ладошку на другую)
С маслицем, с маслицем (гладим одну ладошку другой)
Ну-ка вместе, ну-ка дружно:
Здравствуйте!
- Здравствуйте!
Вход: «Приход весны» музыка А.Т.Гречанинова, слова народные.
Музыкальное приветствие:
Учитель поет: Здравствуйте ребята!
Дети поют: Здравствуйте, здравствуйте наш учитель музыки. Начинается урок (лад до мажор).
Учитель: Ребята, под какую музыку вы вошли в класс, о чем в ней поется?
Ответы детей: Музыка веселая, торжественная, в ней поется о весне.
Учитель: Правильно, и тема нашего урока называется «Приход весны».
Учитель: Ребята, как вы думаете, как встречали весну в старину?
Ответы детей: Водили хороводы, веселились, пели песни, играли на народных инструментах.
Учитель: Ребята, 22 марта, в день весеннего равноденствия, празднуют старинный славянский «Праздник Жаворонки». Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Песня жаворонка негромкая и приятная. Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня. «Жаворонок небо пашет» - говорят в народе.
А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Учитель: И сейчас, как в старину, мы с вами споем разные песни-заклички:
- Солнышко выгляни,
красное высвети,
к нам на нивку иди,
ладить косы и серпы.
- Птицы весело поют,
Зеленеют почки.
Скоро-скоро расцветут
Первые цветочки.
Класс делится на две группы –
Первая группа:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко –
Дам тебе горошка.
Вторая группа:
Дождик, дождик лей-лей,
На меня и на людей.
Учитель: А сейчас работа с учебником. Откройте учебник на странице 69.
Дети читают закличку:
Дождик, дождик, припусти,
Побежим мы за кусты.
Встанем под грушкой,
Накроемся подушкой.
Учитель: Ребята, кто из вас может сочинить мелодию на эти слова?
Дети индивидуально сочиняют мелодию, а затем поют все вместе с учителем под инструмент.
Учитель: А сейчас послушайте песню, дайте ей название, и определите лад и темп.
Звучит песня «Перед весной».
Ответы детей: песня русская народная хороводная, лад мажор, темп спокой
Разучивание р.н.п «Перед весной».
Русская народная хороводная песня
Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная проходит,
Люли, люли, проходит. (2 раза)
Снег и холод прочь уводит,
Весну красную приводит,
Люли, люли, приводит.
Встает солнышко пораньше,
Светит красное подольше,
Люли, люли, подольше!
Теплый луч на снег бросает,
От него снежок растает,
Люли, люли, растает!
Почернеет на дорожках,
Побежит ручьем в канавках,
Люли, люли, в канавках.
Прощай, саночки-саночки,
Наши зимние дружочки,
Люли, люли, дружочки!
Прощай, зимушка-старушка,
Ты, седая холодушка,
Люли, люли, холодушка!
Учитель: А сейчас послушайте музыкальные фрагменты и дайте им названия:
- Камаринская (русская народная плясовая);
- Светит месяц (русская народная песня);
- Выходили красны девицы (русская народная песня).
Логопедическая физкультминутка:
- Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
Машут руками на лицо.
Качаются из стороны в сторону.
Приседая, машут руками вверх- вниз.
Тянутся вверх.
- Дождик, дождик за окном.
Под дождем остался гном.
Поскорей кончайся, дождик,
Мы гулять идти не можем.
Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, держа руки на поясе.
Приседают.
Смотрят вверх, поднимают руки
Идут по кругу, взявшись за руки.
Учитель: Мы сейчас с вами четко произносили слова, делали ритмические движения. А сейчас мы будем исполнять русские народные песни, играя на детских музыкальных инструментах.
Русские народные песни «Во саду ли в огороде», «Из-под дуба, из-под вяза», «Калинка».
Проверка знаний детей:
1. Определите названия русских народных инструментов (слайд №5)
2. Определите плясовую в народном стиле П.И. Чайковского «Камаринская»
3. Как называется русский народный праздник проводов зимы?
4. Определите плясовые наигрыши
Исполнение р.н.п. «Во поле береза стояла».
Итог урока:
- Какая была сегодня тема?
-Какие задания выполняли?
- О ком мы говорили на уроке?
- Какие произведения слушали?
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Что бы вы рассказали другим ребятам из 2 класса?
- Кто поделился бы впечатлениями с родителями?
- Где пригодятся вам знания, которые получили сегодня на уроке?
Сегодня наш урок был посвящен русской народной традиции – встрече весны. Мы исполнили много разных закличек, попевок, песен. Я думаю, что этот урок обогатил ваш духовный мир.
Выход: под музыку р.н.п. «Калинка».
Предварительный просмотр:
Тема: Великий колокольный звон. | Тип: УОНЗ | |
Цель: Формирование представления о видах колокольных звонов и их воплощения в произведениях искусства. Задачи: - рассмотреть особенности воплощения звучания колокольного звона в народной и профессиональной музыке; - развивать творческое мышление, культуру слушания; - воспитывать уважение к русским традициям (почитание колокола как символа русской земли); - совершенствовать вокально-хоровые навыки. | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: формирование умения эмоционально откликаться на музыку, выражая свое отношение. Колокольные звоны: набат, трезвон благовест. | Метапредметные: установление ассоциативных связей. | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. |
Ход урока | ||
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | УУД |
1.Организационный этап | ||
Музыкальное приветствие. | Подготовка к работе, эмоционально-образный настрой обучающихся на урок. | Личностные: самоопределение. |
2. Введение в тему урока. | ||
Сегодня мы с вами начинаем знакомиться с новым разделом, он называется «О России петь, что стремиться в храм» Учебник стр.36-37 Изображения: Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры, картина «Северная идиллия» К. Коровина. Что изображено на развороте? Давайте попробуем узнать тему нашего урока, а поможет нам это сделать музыкальный фрагмент. ♪- Звучание колокола Тема нашего урока: «Великий колокольный звон» (слайд 3) Как вы думаете, что мы можем узнать на этом уроке? | Слушают информацию Работают с учебником Отвечают на вопросы Высказывают предположения Высказывают предположения | Познавательные: учатся ориентироваться в информационном материале. Регулятивные: учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них. |
3. Изучение нового материала | ||
Учебник стр.38-39 С незапамятных времен крестьяне вешали на шею домашним животным звенящие предметы, чтобы стада коров или овец не заблудились, гуляя по лесам и лугам. Но специально отливать колокольчики стали в Италии. По преданию, еще в 4 веке один монах заболел, пошел в лес за целебными травами, прилег на траву. Он задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, а он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого уха качается знакомый цветок – колокольчик. И монах решил, что именно голос этого цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив его из металла. Колокол-голос родины, но у каждого колокола он свой. Типы колоколов по размеру: - большие; - средние; - малые Когда гармонично сливаются звуки колоколов, образуется колокольный звон (слайд 6) Виды колокольных звонов: ♪- Набат Как звучит этот звон? ♪- Трезвон Какие колокола начинают звучать? ♪- Благовест Как звучит Благовест? | Работают с учебником Отвечают на вопросы Слушают информацию Слушаю фрагменты Отвечают на вопросы | Регулятивные: учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них. Познавательные: учатся ориентироваться в информационном материале. Коммуникативные: планирование своей деятельности совместно с учителем и со сверстниками. |
4. Первичное закрепление. | ||
Стихотворение «Колокольные звоны» Одни люди любили звонить в колокола, другие любили слушать эти звоны. И среди слушателей находились создатели музыки, включавшие звоны колоколов в свои произведения. ♪- М. Мусоргский «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». Как звучит колокольный звон? Что использовал композитор, чтобы изобразить колокольный звон? ♪- С. Прокофьев «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» . Какой звон использовал композитор? Почему именно этот колокольный звон выбрал композитор? Ребята, а что такое колокол? Какие колокола бывают Какие колокольные звоны вы узнали? | Слушают фрагменты Отвечают на вопросы Оркестр Набат Отвечают на вопрос Отвечают на вопросы | Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Ясное выражение своих мыслей. Личностные: выражение собственных чувств и эмоций как отклик на услышанное музыкальное произведение |
5. Вокально-хоровая работа. | ||
Разучивание песни, работа над вокально-хоровыми навыками обучающихся. | Коллективно-исполнительская деятельность | Коммуникативные: формирование исполнительских навыков. |
6. Рефлексия (подведение итогов занятия) | ||
Подведение итогов урока. Рефлексия Спасибо большое за урок! | Оценивают свою деятельность.На уроке: Я узнал (а)… Мне было сложно… Было интересно… | Познавательные: контроль и оценка процесса результатов деятельности. Личностные: самооценка на основе критерия успешности. Коммуникативные: формирование умения грамотно строить речевые высказывания, воспринимать мнение других. |
Предварительный просмотр:
Тема урока | «Фольклор – народная мудрость» |
Цель урока | Формировать представление о содержании и структуре русского фольклора. |
Планируемые результаты | э. |
| Фольклор. |
Межпредметные связи | Русский язык, литературное чтение, ИЗО |
Ресурсы | Компьютер, проектор, музыкальный центр, мультимедийная презентация. |
Тип урока | Обобщающение (с элементами нового знания) |
Методы музыкального образования | Интонационно-стилевого постижения музыки, моделирования художественно-творческого потенциала, размышлений о музыке. |
Материал для слушания и исполнения | Русские народные песни……. перечислить. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Формируемые УУД |
Оргмомент | Учитель в русском народном костюме встречает детей в музыкальном зале(СТИХ) Как у нас на Руси уж давно повелось, Чтобы весело всем и счастливо жилось, Чтоб не плакал никто и никто не скучал, Сам народ для себя песни, шутки слагал. Наши дедушки, бабушки нам говорили, Как плясали они, хороводы водили. Как смеялись, шутили, песни звонкие пели, Своих деток учили петь ещё с колыбели. | Входят в класс | |
Мотивация | - Ребята, я пришла к вам не с пустыми руками. Принесла вам разноцветные нотки. (РАСПЕЧАТАТЬ ЦВЕТНЫЕ НОТЫ)Это нотки хорошего настроения, улыбок, доброты, взаимопонимания. В конце урока они нам понадобятся. | Эмоционально настраиваются на положительный результат. | Личностные: ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные:саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к преодолению препятствий. |
Актуализация знаний, постановка темы и целей урока (Целевая установка) | - У вас на столах лежат цветные полоски бумаги.(РАСПЕЧАТАТЬ) Прочитайте, что на них написано (пословицы, поговорки, загадки, считалки). - Как называются и пословицы, и загадки, и сказки? - Правильно. Попробуйте определить тему нашего урока. - «Фольклор – народная мудрость» - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? | Отгадывают, какой жанр устного народного творчества записан на данных полосках бумаги. Ответы детей (устное народное творчество) Ответы детей (фольклор) Дети определяют цели (слушать музыку, петь песню) | Коммуникативные: совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения, умение представлять и сообщать в устной форме свои суждения. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение правильно высказывать свои суждения. Познавательные: самостоятельное выделение и формирование темы и целей урока. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и что не известно. |
Сегодня, ребята, мы с вами отправляемся в путешествие в страну Фольклора. Кстати, я только что прибыла оттуда, посмотрите на мой наряд. И привезла вам письмо. Я сейчас вам его прочту: «Здравствуйте, дорогие ребята! Наша страна Фольклора ждет вас. А чтобы вы не сбились с пути – посылаем вам маршрутную карту. В пути вы узнаете много интересного ..Желаем вам удачи! В добрый час!». -Интересное письмо, правда, ребята? Ребята, а что это за маршрутная карта, что в ней нарисовано? Давайте посмотрим. Так. Здесь разные квадратики, прямоугольники, полоски, стрелочки…Что это значит? (Это план страны Фольклора и указатели, куда нужно идти). Показ слайда Итак. Отправляемся? (да) Звучит старинная народная музыка Отправляемся на улицу «Предков»(На фоне слайда читаются стихи) - В мудрости народной вековой Сказочные образы слагались Эти образы несли с собой доброту И с детства нам читались Вобрав в себя картины прошлых лет Герои сказок и былин народных Всем поколениям дают совет Как жить по совести И быть душой свободным - Ребята, как вы думаете, кто нам даёт мудрые советы? - А что такое мудрость? | Слушают стихотворение Слайд 1 Слайд2( Ответы учащихся (прабабушки, прадедушки) Ответы учащихся (советы старших поколений как правильно жить) | Познавательные: умение делать выводы, высказываться правильными предложениями, строить логические цепочки. | |
Освоение новых знаний | Перекресток Знаний У каждого народа есть бесценное сокровище – устное народное творчество или фольклор… - Давайте попробуем разобраться, что значит устное народное? РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ. СЛАЙД Очень давно люди не знали письменности. Один талантливый человек придумывал для своих детей волшебную сказку-историю. Она всем понравилась и все стали передавать ее «из уст в уста». Один сочинил, другой услышал, что-то добавил и так каждый приукрасил, чтобы было интереснее – получается сочиняют все вместе – всем народом – поэтому, творчество и называется народным. А зачем мы изучаем народное творчество, ведь сейчас есть компьютеры, гаджеты? –
В переводе с английского языка на русский язык слово «фольклор» означает - народная мудрость, или устное народное творчество
Устное - означает передачу из уст в уста (устно); народное - означает, что автор произведения не определен, он не один. творчество - от слова «творить», «придумывать», «сочинять» Назовите жанры ( Дети называют жанры. Оформляем их в виде солнышка с лучами.)
Фольклор – это ещё и песни, русские народные. А какой знаете русский инструмент?(гармонь) 4.Словарная работа: ПРИДУМАТЬ | Слайд 3 Ответы учащихся (народ) все взрослые мечтают, чтобы дети выросли красивыми, здоровыми, умными и добрыми, трудолюбивыми, чтоб ребенок рос наблюдательным,сообразительным, ему загадывали загадки; чтоб научился ясно и выразительно разговаривать – разучивать скороговорки, чтобы знали, что хорошо, что плохо – сказывали мудрые сказки. Ответы учащихся (у баяна три ряда, у гармони – два) | Познавательные: знакомство с музыкальным инструментом – гармонью, баяном. Умение сравнивать, чем отличаются два инструмента |
Слушание | -. Предлагаю послушать как они звучат. | Слушают голоса инструментов. | Познавательные: учаться различать голоса инструментов. Коммуникативные: формирование навыков и культуры слушания. |
Вокальное исполнительство (распевка с использованием шумовых инструментов) | - Переулок Распевочный Возьмите в руки «барабанчики». Давайте проговорим распевку «Тара-ра, тара-ра, ушли кони со двора» медленно, быстро, громко, тихо, с использованием «барабанчиков». Организует совместное коллективное пение р.н.п. «На горе-то калина». | Принимают учебную задачу. Включаются в творческую деятельность. Исполняют ритмическое сопровождение. Исполняют р.н.п. «На горе-то калина» | Регулятивные: умение контролировать собственные действия в процессе исполнительства. Коммуникативные: уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. |
Слушание и анализ муз.произведения | Улица Музыкальная. А она полна музыкой. Ребята, сейчас мы будем слушать и размышлять о музыке. (МОЖНО ВЗЯТЬ ОДНУ НАРОДНУЮ, ДРУГУЮ КОМПОЗИТОРСКУЮ) И опять конверты.(ЛЕЖАТ НА СТОЛАХ) В конвертах слова, из которых нужно выбрать те слова, которые буду отвечать на вопрос: как звучала музыка? ( два фрагмента для слушания разнохарактерных- медленная, быстрая и т.д.) Слушание с комментированием, работа в парах. | Слушают, анализируют. (работа в парах) | Коммуникативные: формирование умения строить речевые высказывания, овладевать навыками анализа музыки . |
Освоение новых знаний и способов действий | Площадь Неожиданная Организует момент «неожиданности». Учитель поет казачью песню в русском костюме. - Ребята, что я вам сейчас спела? (песню о родном крае) Я В народных песнях всегда воспевалась красота родного края, природы; пелось о любви к своему Отечеству. Ребята, а как вы понимаете слово «Отечество»? (дети отвечают). Отчий дом – дом нашего отца, Отечество – земля наших отцов и дедов. А для нас наше Отечество - наш родной Ставропольский край… Ребята, а кто мне скажет, кто такие казаки? Дети отвечают Ребята, казаки проживают по всей территории нашей страны, но мы же говорим о казаках Ставрополья. О наших казаках некрасовцах п. Новокумский (ВИДЕО, Слушание) А сейчас, я вас попрошу выполнить одно интересное задание. Ребята, я попыталась для вас сочинить песню, но слова в ней куда-то исчезли, вы мне поможете восстановить песню? А может быть и по характеру мелодии что-нибудь порекомендуете своё, да? (Текст высвечивается на экране, подсказки -слова на доске). МОЖНО ВЗЯТЬ ДРУГУЮ НАРОДНУЮ ПЕСНЮ Ставрополье наше – 1……………………. земля. Лучше всех и краше 2………………… моя! Ставрополье наше - Мой 3……………... край. Я 4…………… тобою, Живи и 5………………! (2 раза). И ещё можно придумать название песни. (Дети придумывают). Послушайте, как она звучит. (Слушание). Ребята, о чём поётся в нашей песне? Как называются песни, в которых поётся о Родине? Патриотические, правильно. Какие качества им присущи? (На доске) Певческая установка. (Упражнения на артикуляцию, распевка («Эхо»), разучивание песню). Встаём, поём стоя. | Ответы учащихся | Регулятивные:развитие умения осмысливать полученную информацию. |
Релаксация (цветотерапия) | Аллея Отдыха. Организует минуту отдыха | Отдыхают, расслабляются | Осуществляется профилактика утомления. |
Игра | - Переулок Танцевальный. Мы с вами сегодня сами пели, послушали песни. Давайте поиграем | Повторяют за учителем движения под музыку | Осуществляется профилактика утомления. |
Итог урока Оценочные суждения Рефлексия | - В начале урока я вам принесла разноцветные ноты хорошего настроения. А теперь вы выберите нотку по цвету, который соответствует вашему настроению. - Продолжите мою фразу: «Сегодня на уроке мне понравилось…», «Сегодня на уроке я узнал…» | Выбирают ноту Ответы детей | Регулятивные: Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценки. |
Домашнее задание | Предлагает выполнить рисунок к любой сказке, или пословице, или загадке. | Записывают дом.задание. |
ДЛЯ КОНВЕРТА
Быстрая
Медленная
Задорная
Плавная
Веселая
Певучая
Игривая
Спокойная
Быстрая
Медленная
Задорная
Плавная
Самоанализ урока во 2 кл.
Данный урок является не первый в теме четверти «Гори, гори, ясно» по программе Е. Критской. Отталкиваясь от данного урока в дальнейшем планируется продолжить изучение особенностей русского фольклора и народных инструментов.
Это урок – обобщения и открытия нового знания.
Цели урока были выбраны оптимально с учетом возрастных особенностей детей.
1) Воспитательные: прививать любовь к народным мелодиям, помочь ученикам понять и услышать характерные народные интонации. Воспитывать детей нравственно и эстетически.
2) Обучающие: обеспечить условия для формирования понятий: фольклор, народный напев, содействовать усвоению музыкальной терминологии для анализа музыкальных произведений.
3) Развивающие: научить детей исполнять простые напевы. Вокализация (напевание) в удобных тональностях их главных мелодий. Развитие речи.
Воспитательные цели неслучайно поставлены на первое место, т.к. на данном этапе музыка рассматривается как предмет, формирующий личность.
Все этапы были выдержаны и логически связаны.
Организационный момент содержал в себе эмоциональный настрой, помог плавно включиться в работу.
Выход на тему урока представлен в виде распознавания устного народного творчества. Тему урока и цели для себя дети попытались сформулировать сами.
Неотъемлемой частью моего урока является коллективное пение, причем это развивает способности всех детей. Перед исполнением народной песни, ребята исполняли попевку, с использованием шумовых музыкальных инструментов. Попевка исполнялась медленно, быстро, тихо, громко, что способствует развитию слуха, а также знакомит на начальном этапе со средствами музыкальной выразительности: динамикой и темпом.
Элемент нового знания был представлен в так называемом «моменте неожиданности». Здесь дети познакомились с ещё одним жанром русского фольклора – частушкой, а также с элементами русского костюма.
Во фрагменте урока, связанным с повторением музыкальных инструментов были использованы загадки.
Динамическую паузу не всегда целесообразно проводить в активной форме. Поэтому я выбрала «цветотерапию». (она совершенно не связана с темой урока и не случайно, т.к. считаю, что дети в этом моменте должны были переключиться совершенно).
Одним из важнейших моментов на уроке музыки является слушание.
Особое внимание уделялось аналитической деятельности с музыкальной точки зрения.
Ребята, прослушав два музыкальных фрагмента получили конверты с разными словами, из которых выбирали соответсвующие данным фрагментам слова. Т.е. учились анализировать, отвечая на вопрос «музыка была какая»?
На этом уроке при объяснении как звучат песни в народном стиле.я применила элемент игровой технологии. Она не только расслабляла детей, но и носила закрепляющий знания характер.
Межпредметная связь с русским языком прослеживалась на этапе работы с опорной лексикой. Дети конструировали предложения, из слов связанных с темой урока.
При подведении итогов я использовала прием рефлексии.
Дом.зад. носило творческий характер
На протяжении урока между учителем и учениками сохранялась благожелательная атмосфера.
Оценка знаний проводилась в виде оценочных суждений, так как предполагается введение безотметочной системы на урока музыки и ИЗО.
ЗАГАДКИ
1 Инструмент очень старинный 3. Деревянные, расписные,
И напевный, и былинный Звонкие и шумовые
Догадаетесь легко, Топнем с вами сейчас ножкой
Ведь на нем играл Садко З астучат конечно …
2. Ты напев свой затяни, 4. Играть может и медленно, и быстро
Три заливистых струны Зависит от характера артиста
Задушевно заиграй-ка Только кнопочки на ней затронь
Русская, ты … Называется она …
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока музыки
- Организационный момент.
- Дети вошли ,стоят.
Учитель: (Слайд 1) Входят под музыку (увертюра к опере «Иван Сусанин».).
СОН
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Дарья Владимировна. Я проведу сегодня у вас урок музыки. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Думаю, что этот урок принесет нам радость общения друг с другом. Но прежде чем начать урок, мне нужно с вами условиться.У меня в руках волшебный сундучок, в котором ледат волшебные ноты. Они будут доставаться только тому, кто активно работает на уроке, внимательно слушает, правильно исполняет муз произведения.(Я его поставлю на видное место и как только вы заработаете , вы тут же получите волшебную нотку. У кого больше нот, будет выше оценка.
Итак, начинаем урок. Он не простой. Мы с вами сегодня совершаем путешествие в оперный театр.Кто знает, что такое театр,( А ТЕАТР ЭТО...)а кто был в театре, поднимите руку.
(МОЛОДЦЫ
Сегодня вам выпала удивительная возможность побывать там.
Но мы будем не в простом театре, а в оперном. Кто знает, что такое ОПЕРА? Послушайте внимательно, опера это.....
Кто скажет, что такое опера? Кто ещё скажет. Молодец, получите по нотке.
А сейчас у меня будет такой вопрос к вам
Кому сегодня снились сны.
Ребята, вы знаете, мне сегодня тоже приснился удивительный сон.
Как будто я попала в волшебную комнату с множеством дверей. Двери не простые, а музыкальные. А в руках у меня волшебный ключ. И вдруг появился старый говорящий ворон, которому 200 лет, и сказал, что волшебство произойдет только тогда, когда открою все двери.
Я вставила ключ в замок первой двери и……. представляете….проснулась.
Мне нужно было спешить к вам на урок. Интересно вам, что произойдет дальше?
Может, попробуем разгадать сон?
Итак, перед нами первая дверь. Как она называется?Кто может прочесть.
Правильно, театральная.Представление скоро начнется . А что мы будем смотреть, вы узна ете из програмки, которая лежит у вас на партах.
Возьмите, ребята, программки в руки.
На первом листе вы увидите Фамилию автора и название оперы.
Кто может прочесть.(Читают два, три человека). Так какое произведение мы с вами будем слушать.....
И это тема сегодняшнего урока. ( Тема на доске).
Итак, тема сегодняшнего урока М.И.Глинка. Опера Иван Сусанин.
Ребята, сегодня вы узнаете кто такой И.Сусанин.
Какой подвитг он совершил.
Кто такой патриот.
И почему мы должны быть патриотами своего Отечества.
а сейчас вернёмся в волшебную комнату " Театральная".
А сейчас я немноггт вам расскажу о композиторе и известной опере И. Сусанин.
Перед вами композитор М. Глинка, который сочинил оперу: «Иван Сусанин». Опера была написана в 1836 году.
А кто же такой И.Сусанин? Ответы детей. Сейчас послушайте мой рассказ о герое и ответите на вопрос. Так кто же такой И.Сусанин.
Иван Сусанин - не военный, простой человек из народа, костромской крестьянин. В 18 веке польские войска хотели захватить столицу России Москву, чтобы убить русского царя Михаила Романова .
Царь, узнав об этом, спрятался в Костромской губернии.
Поляки направили туда военный отряд.
Враги схватили Ивана Сусанина. Угрожая смертью, они потребовали указать место, где скрывался царь. Иван Сусанин притворно соглашается. Он завел врагов в болото, в трясину. Когда поляки поняли,что их обманули, они забили Ивана Сусанина до смерти, но и сами не смогли выбраться, все погибли.
То есть, И.Сусанин словершил подвиг Он отдал свою жизнь за Родину, значит его можно назвать патриотом. СЛОВАРЬ
Кто был самым внимательным , ответит на вопрос. Кто такой И.Сусанин. Какой подвиг он совершил.А кто запомнил, кто такой патриот. Можно ли назвать Сусанина патриотом и почему? За правильные или полуправильные ответы даю нотки.
Ребята, а знаете ли вы, что опера не может быть исполнена без музыкальных инструментов.
А как вы думаете, какие муз инструменты будут звучать в опере. Ответы детей.
Сейчас мы не только можем увидеть их, но и услышать их звучание.
Внимание на экспонаты.Как называется этот музыкальный инструмент
Показ инструментов и слушаем звучание.
Кто назвал правильно, получает нотку.Следующий инструмент....
Ребята, мы познакомились с программой представления/
Муз.инструмннтами,правилами поведения в театре.ЗВОНОК.
Слышите, представление начинается. Сейчас мы послушаем арию И.Сусанина "Взойдет....".Рассказ о содержании КРАТКО. После прослушивания ответьте мне на вопрос,
О чём поёт Сусанин.
Какие чувства у вас вызывает эта музыка.
Итак, желаю интересного прослушивания.
ВКЛЮЧАЮ СУСАНИНА.
Ребята, кому понравилась произведение.
Так О чём же поёт И.Сусанин.
Какие чувства у вас вызывает эта музыка.
За правильные ответы нотки.
А сейчас, ребята мы будем описывать характер музыки , при помощи нот, которые лежат у вас на столе.
Я буду ставить ноты на нотный стан на доске, а вы у себя на парте.
Итак,какая была музфка медленная или быстрая (ответы детей) Какую нотку возьмёте, покажите мне, правильно. Прикрепите на нотный стан.
Весёлая или грустная
Певучая или отрывистая.
МОЛОДЦЫ.
Итак. ребята у нас получилась мелодия, которая характерезует и передаёт настроение Арии Иван усанин
Какая она получилась?Ответы, НОТКИ.
А знаете ли вы , что существует ещё один фрагмент оперы , противоположный по звучанию и настроению, тому, что мы сейчас слушали.
А услышать этот отрывок мы сможем если откроем следующую дверь,под названием КОНЦЕРТНАЯ . Открывается .
Итак, ребята, готовы прослушать отрывок из оперы И.Сусанин
В исполнении хора..... "Славься ".
А вопросы к вам после прослушиванияч будут такими.
О чём поёт хор.
Какие чувства у вас вызывает эта музыка.
Итак, внимательно слушаем.
ВКЛЮЧАЕМ МУЗЫКУ.
а сейчас я посмотрю, кто был самым внимательным и правильно ответит мне на мои вопросы.Так О чём поёт хор.
Какие чувства у вас вызывает эта музыка.
Сейчас мы наши чувства передадим при помощи нот, которые лежат на вашем столе.
Какая музыка была отрывистая или плавная.
Весёлая или грустная.
Глядя на мелодию, которая у вас получилась на втором нотном стане.
Сделайте вывод.
Какой по характеру отрывок из оперы.
ОТВЕТЫ
ЗВОНОК.Ребята, как в настоящем театре мы уходим на антракт,
СЛОВАРЬ
В этом перерыве мы будем представлять отряд барабанщиков, который всегда вдохновляет на победу доблестных воинов.
Встаньте, возьмите в руки воображаемые барабанные палочки и под барабанную дробь.
Шагом, марш.
Сядьте.
А мы открываем следующие двери, которые называются "Исполнительская".
Ребята, Только что мы прослушали отрывок в исполнении хора ....
"Славься".
А хотели бы вы быть в роли исполнителей этого отрывка из произведения.
Сейчас нам эта почётная возможность предоставляется.
Сейчас мы выучим слова и мелодию этого произведения, обратите внимание на экран.
Для того, чтобы правильно исполнить этот отрывок, настоящие артисты разогревают голосовые связки, при помощи распевки.
С чего мы и начнём подготовку к пению. А распевка у нас будет на тему любви к малой и большой Родине.
А звучит она так. Исполняю.
Распеваемся.
Голосовые связки разогреты. Приступим к разучиванию текста. Обратите внимание на экран.
Сидя. Прочтите первую строчку про себя. Хором вслух.
Внимание, три четыре.
Ребята, слова мы выучили, послушайте ещё раз мелодию произведения.
Исполняю сама.
А сейчас соединяем слова и музыку. Сидя первый раз.
Мы с вами разучили отрывок из.....
И имеем полное право выступить в роли оперных певцов и исполнить отрывок Славься. Ребята, встаньте, выпрямите спинки, приготовьтесь к пению.
Приготовились.
Начинаем.
Похлопала, хвалю.
Каждый из вас заслужил волшебную нотку из волшебного сундучка.
ИТОГ.
Ребята, наш урок подошёл к концу. Над какой темой урока мы с вами работали. Кто такой И.Сусанин.
О чём опера Иван Сусанин.
Что прославляется во всех произведениях которые мы с вами слушали и исполняли. (ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ,БОРЬБА ЗА ИДЕЮ)
КАк можно назвать эти качества одним словом ? Патриотизм. Это ...
Ребята, вы сегодня очень плодотворно трудились, помогли мне разгадать мой сон. Я теперь знаю, что находится за каждой волшебной дверью.
Спасибо вам за это.
А теперь посчитайте кол-во ноток у каждого на столе.
Говорю про ноты.
Урок закончен.