Педагогам
Материалы, которые могут пригодится педагогам-филологам, классным руководителям
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вспомним Наречие - это… Наречия отвечают на вопросы… Наречия обозначают… По значению наречия можно разделить на 6 разрядов… В предложении чаще всего наречие бывает …
Какую букву на месте пропуска нужно поставить и почему Реш … тка,за багаж…м, холщ …вый, собач … нка , медвеж …нок, над колодц …м, еж…вый, мальч … нка , ч… лка , пч … лка .
Проверим Реш ё тка за багаж о м холщ о вый собач о нка медвеж о нок над колодц е м еж о вый мальч о нка ч ё лка пч ё лка
Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Цель в ыяснить, когда на конце наречий после шипящей будем писать О, а когда Е; выработать умение правописания О, Е после шипящих в суффиксе наречий.
В каких случаях после шипящих на конце наречий пишется о, в каких е ? горяч о волнующ е свеж о блестящ е хорош о певуч е
На конце наречий после шипящих под ударением пишется буква О, без ударения — Е горяч о́ волну́ющ е свеж о́ блестя́щ е хорош о́ певу́ч е
Алгоритм 1. Определить часть речи. 2. Поставить ударение. 3. Если гласный после шипящего ударный безударный о е исключение: ЕЩЁ
Порядок применения правила Чуж…го 1)Орфограмма в окончании слова 2)Часть речи – имя прилагательное Вывод: пишем 0 Горяч… Орфограмма в суффиксе. Часть речи – наречие. Вывод: пишем 0 под ударением. Смеш…н Орфограмма в суффиксе. Часть речи – кр. прилаг. Образовано от сущ. смех. Вывод: Отымённое прилаг. Пишем 0 под ударением.
Удруч …н Орфограмма в суффиксе. 2) Образовано от глагола (кр. прич.) Вывод: пишем Ё. Сгущ … нка Орфограмма в суффиксе. Образовано от глагола сгустить. Вывод: Отглагольное сущ. Пишем Ё. Теч…т Орфограмма в окончании. Часть речи – глагол. Вывод: пишем Ё. Ч..рствый Орфограмма в корне. Родственное слово – черстветь. Вывод: пишем Ё.
Исправьте ошибки Неуклюжо , певуче, блечтяще , горячё , ещо , уничтожающо , волнующо , умоляющо , хороше , угрожающо .
Взаимопроверка Неуклюж е , певуч е , бле с тяще, горяч о , ещ ё , уничтожающ е , волнующ е , умоляющ е , хорош о , угрожающ е . Критерии оценивания: « 5 » - 10 слов « 4 »- 9-8 слов « 3 »- 7-5 слов « 2 » - 4-0 слов
Контрольный тест: Буква Ё пишется на месте пропуска в обоих словах ряда: Жесткош … рстный , ш… лковый ; Беч .. вка , прож … рливый ; Пиж …н, ш… рник ; По деш … вке , обж … гший ; Трущ …ба, грубош … рстный . Буква О пишется на месте пропуска в обоих словах ряда: Расч …санный, ж… стче , Ш… ковый , ж… лудь ; Ж… нглировать , ож …г (пальца); Чащ…ба, расч … тливый ; Крыж…венный, молодож …н. Ответ: № 1 Ответ: № 3
Распределите слова по столбикам: О после шипящих, Е после шипящих. Волнующ…, луж…к, кумач…вый, горяч…, блестящ…, крыж…вник, врач…м, больш …й, сожж … нный , у незнакомц …в, шалаш…м, ш… рох , продаж…й, собач … нка , ранц …м, свеж…, ландыш…вый, ещ … .
Рифмовка. Слова-исключения: Шорох, чокаться , трущоба, Жом, изжога и чащоба, Шов, крыжовник и обжоры, Шомпол, чопорный и шоры, Шоу, джоуль, корнишон, Рожон, боржоми и пижон, Капюшон, мажор и шорты, Шок, харчо, анчоус, джонки, Трещотка, джокер, чох, вечор – Запомни весь этот набор. После шипящей не спеши, В рифмовку входит? О пиши.
Домашнее задание Параграф 29 , упр. 212 стр. 156, выполняем по заданию.
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разминка.
Основные способы образования слов в русском языке.
Основа того слова, от которого образуется новое, называется производящей . Основа образованного слова называется производной , и само слово с этой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т. е. основа, равная корню), называется непроизводной , само слово также называется непроизводным. Запомни!
Например, в слове вод-а основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса –иц- ( вод+ -иц - водица ),тогда основа вод-а выступает как производящая, а основа нового слова водиц-а – оказывается производной.
Схема словообразовательного разбора. 1. Поиск производящего слова 2.Выделение словообразовательной морфемы 3.Определение способа словообразования
Приставочный способ – это образование новых слов при помощи приставок.
Суффиксальный способ – это способ образования слов при помощи суффикса .
Суффиксальным способом образуются: существительные от глаголов (петь — пение); существительные от существительных (дом — домик); существительные от прилагательных (синий — синева); прилагательные от прилагательных (синий — синенький); прилагательные от существительных (дом — домашний); глаголы от глаголов ( заходил — захаживал); глаголы от существительных (стекло — стеклить); глаголы от прилагательных (зеленый — зеленеть); причастия и деепричастия от глаголов (сделать — сделавший, сделав); наречия от прилагательных ( медленный — медленно); числительные от числительных (девять — девятеро).
Приставочно-суффиксальный – это способ образования слов путем одновременного присоединения приставки и суффикса.
под- + слеп(ой) + -оват- → подслеповат(ый) (прилагательное) со- + труд+ -ник- → сотрудник (существительное) Приставочно-суффиксальный способ:
Бессуффиксный способ – это образование новых слов путем отсечения суффикса.
Сложение - это такой способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово.
Соединительные гласные О и Е.
Сложносокращенные слова – это сложные слова, состоящие из сокращенных основ.
Переход слова из одной части речи в другую. Из какой части речи перешло и что обозначает В какую часть речи перешло и что стало обозначать Примеры 1. Прилагательное (признак) Существительное (предмет) Рабочий инструмент, мороженое мясо Рабочий на стройке, вкусное мороженое 2. Числительное (порядок при счете) Прилагательное (признак) Первый год обучения Первый (лучший) ученик в классе 3. Причастие (признак предмета по действию) Прилагательное (признак) Подтянутые резервы Подтянутый вид 4. Деепричастие (добавочное действие) Наречие (признак действия) Читал, стоя на сцене Читать стоя неудобно 5. Существительное (предмет) Наречие (признак действия) Медленным шагом Ехать шагом 6. Наречие (признак действия) Предлог (выражает зависимость от глагола) Командир шел впереди Впереди отряда шел барабанщик 7. Деепричастие (добавочное действие) Предлог (выражает зависимость от глагола) Ушел, благодаря за помощь. Благодаря помощи, выполнил работу.
Контрольные вопросы. Что такое словообразование? Расскажите об основных способах образования слов в русском языке. Какие слова называются сложными? Приведите примеры. Какие слова называются сложносокращенными? Как они образуются? Приведите примеры.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эстафета Задание : вставьте пропущенные буквы, отгадайте зашифрованное слово. Составьте предложение с деепричастным оборотом, используя ключевое слово. 1. М…рафонец, пр…одолевая, спор…мен, з…л…той, в…лейбол, трен…руясь, бо…слей, сост…зание, п…ражение, г…мнастика, хо(к,кк)ей. 2. К…манда, пр…бежав, напряж…нно , спринт…р, с…перник, б…скетбол, п…бедив, ко(л,лл)ектив, б…атлон, пр…тивник, ч...мпион. 3. Ст…рательно, защ…щая, к…ток, сп…ртакиада, ол…мпиада, трен...р, зав…евав, вр…тарь, пр...зёр, юн…ор, с…ребря (н,нн)ый.
Проверьте себя! 1. М а рафонец, пр е одолевая,спор тс мен, з олотой , в о лейбол, тренир у ясь, бо б слей, с о стязание, п о ражение, гимнасти к а, хо кк ей . 2. К о манда, пр о бежав, напряж ё нно, спринт е р, с о перник, баскетбо л , победи в , ко лл ектив, б и атлон, пр о тивник, чемпи о н. 3. Ст а рательно, защ и щая, к а ток, с п арта к иада, о л импиада, тр е нер, зав о евав, вр а тарь, пр и зёр, ю ниор, серебря н ый.
1. Деепричастие обозначает основное действие предмета или лица.
2. В предложении деепри-частие выполняет роль обстоятельства.
3. Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом.
4. Деепричастный оборот вы-деляется на письме запятыми только в том случае, если стоит после глагола, обозначающего основное действие.
5. Не с деепричастиями всегда пишется слитно.
6. Деепричастия совершен-ного вида образуются только от глаголов совершенного вида.
7.Деепричастия несовер-шенного вида образуются от глаголов несовершенного и совершенного вида.
8. Деепричастия несовершенного вида образуются от глаголов несовершенного и совершенного вида.
Состояние здоровья людей зависит от их образа жизни. Это научно признанный факт. Но не все понимают, почему нужно заниматься спортом. Любые физические упражнения, оказывая оздоровительное действие, необходимы человеку. К примеру, школьник, проводя много времени в сидячем положении, постепенно слабеет. Его мышцы атрофируются, не работая в полную силу. Спорт, укрепляя здоровье, делает здоровыми сердце, легкие, контролирует давление, помогая избежать образования тромбов. Занятия спортом могут укрепить дух человека. Люди становятся ответственными, учатся идти к определенной цели, правильно организовывая себя и свое время. Таким образом, занявшись спортом, можно стать здоровым и сильным, научиться преодолевать трудности.
Состояние здоровья людей зависит от их образа жизни. Это научно признанный факт. Но не все понимают, почему нужно заниматься спортом. Любые физические упражнения, оказывая оздоровительное действие, необходимы человеку. К примеру, школьник, проводя много времени в сидячем положении, постепенно слабеет. Его мышцы атрофируются, не работая в полную силу. Спорт, укрепляя здоровье, делает здоровыми сердце, легкие, контролирует давление, помогая избежать образования тромбов. Занятия спортом могут укрепить дух человека. Люди становятся ответственными, учатся идти к определенной цели, правильно организовывая себя и свое время. Таким образом, занявшись спортом, можно стать здоровым и сильным, научиться преодолевать трудности.
Тест 1. Укажите, признаки какой части речи имеет деепричастие. а) глагола и прилагательного; б) глагола и наречия; в) наречия и прилагательного.
2. Укажите признаки (или признак) глагола, которые не имеет деепричастие. а) время; б) возвратность; в) вид.
3. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении: Туча (1)закрывшая (2)полнеба (З) пред-вещала скорый дождь. а) 1, 2, 3 б) 1,2 в) 1, 3
4. Укажите предложение, в котором НЕ пишется слитно а) Сидели все (не) шевелясь. б) Он работал (не) отвлекаясь на разговоры. в) Я ушел, (не) годуя на друзей.
5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Играя в шахматы, а) развиваются мыслительные способности. б) я должен быть предельно внимателен. в) мне не было равных.
Проверьте себя! 1. б 2. а 3. в 4. в 5. б
Для меня было открытием… А что бы ещё хотелось узнать? Чья работа вам понравилась больше всего?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Режим дня школьника - это чередование труда и отдыха в определенном порядке. Режим – слово французское и в переводе означает «управление». В первую очередь это управление своим временем. Но в конечном итоге – и своим здоровьем, и своей жизнью.
Учебные вопросы 1. Режим необходимое условие здорового образа жизни 2. Умственная и физическая работоспособность 3. Режим дня учащихся 4. Профилактика переутомления
Вся природа живет в точных ритмах … вращение планет
Вся природа живет в точных ритмах … времена года
Вся природа живет в точных ритмах … день и ночь
Ритмичность свойственна человеческому организму, отдельным его органам и системам.
Человек живет 24 часовым ритмом Земли В течении суток меняются: Температура тело Частота сердечных сокращений Уровень артериального давления Работоспособность
Умственная и физическая работоспособность человека Умственная работоспособность человека в течении дня меняется Лучший период с 9 до11 часов После отдыха с 16 до 17 часов
Физическая работоспособность человека Наиболее сильная с 8 до 12 часов и с 14 - 17 часов Наиболее слабый с 3 до 5 часов
Режим дня школьника Пробуждение Утренняя зарядка Завтрак Занятие в школе Обед Прогулка Приготовление уроков Ужин Свободное время Сон
Правильно организованный режим дня школьника предусматривает: 1. Правильное чередование труда и отдыха. 2. Регулярный прием пищи. 3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну. 4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур. 5. Определенное время для приготовления домашних заданий. 6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.
Переутомление
Признаки переутомления Часто болит голова Плохой сон Снятся кошмары После сна разбитое и усталое состояние Плохой аппетит
Чтобы не допустить переутомление: Устраните или уменьшите воздействие вредных раздражающие факторы Правильно организуйте свой отдых (чередование разных видов деятельности) Рационально питайтесь
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: - закрепить навык различения основного и добавочного действия; - познакомиться с понятием «деепричастный оборот»; - научиться самостоятельно находить в предложении деепричастный оборот и выделять его запятыми.
- Что такое деепричастие? - Признаки глагола у деепричастия? - Что общего у деепричастия с наречием? - Какова синтаксическая роль деепричастий?
Определите, какие пчёлы из этого улья Деепричастия присмотревшись прибирая стуча прикасаясь возвратившийся издалека изредка отрежь объедини прибежав сияющий ?
Определите, какие пчёлы из этого улья Деепричастия собирая разложив вырастив растирая стремящийся внимательно аккуратен летящий лёгкий расстилая видеть ?
Найдите причастный оборот, расставьте знаки препинания. Ветерок пролетевший над садами зашумел листочками деревьев.
Ветерок, | пролетевший над садами | , зашумел листочками деревьев.
Ветерок, | пролетев над садами | , зашумел листочками деревьев.
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами. Обособляются: Не обособляются: 1) одиночные деепричастия и деепричастные обороты независимо от их места в предложении: Листья, / падая / , шепчутся, / прощаясь навек / . Река пенилась, / вздымая валы / , и стремительно неслась вниз. 1) деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты (сломя головы, спустя рукава, не мудрствуя лукаво, не покладая рук, не переводя дыхания, положив руку на сердце, затаив дыхание, очертя голову и др.) 2. Деепричастия, перешедшие в наречия ( стоя, сидя, молча, шутя, лёжа и др.): Она стояла молча . Читать лёжа вредно.
Найдите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания. 1 группа Жёлтые листья слабо колеблясь падают на землю. Снег падал на землю покрывая её пушистым ковром. 2 группа Дождь барабанил по крыше негодуя на кого-то. Стаи птиц хлопая крыльями поднимаются вверх.
1 группа Жёлтые листья , | слабо колеблясь | , падают на землю. Снег падал на землю , | покрывая её пушистым ковром | .
2 группа Дождь барабанил по крыше , | негодуя на кого-то | . Стаи птиц , | хлопая крыльями | , поднимаются вверх.
Наблюдение. 1. Определите границы деепричастных оборотов. 2. Подчеркните слово, к которым они относятся. Знаки препинания расставлены. Осветив край леса и согревая утренний воздух, медленно поднимается запоздалое солнце. ?
Объясните постановку знаков препинания. | Осветив край леса | и | согревая утренний воздух | медленно поднимается запоздалое солнце.
Вывод: Два деепричастных оборота , соединенные одиночным союзом и , запятой не разделяются , если относятся к одному члену предложения . Это однородные обстоятельства.
Сравните! Девочка побежала за мячом, а | взяв его | , вернулась на корт. Девочка побежала за мячом и , | взяв его | , вернулась на корт.
Вывод: 1. Если деепричастный оборот стоит после союза а , то запятая между ними не ставится . 2. После других союзов запятая перед деепричастным оборотом нужна .
Засучив рукава Не Не Не Совместите фразеологизмы с их значениями сомкнув глаз шевельнув пальцем подав виду Не дав заметить, понять что-либо Усердно, прилежно работать Не уснув Не сделав ни малейшего усилия
Дополните предложения фразеологизмами, подчеркните их как члены предложения. 1 группа Всю ночь сторожил Иван-царевич Жар-птицу... 2 группа Каждый день трудилась Крошечка-Хаврошечка ...
Сравните предложения Отец работал весь день засучив рукава . Отец , засучив рукава , тщательно вымыл руки.
Эстафета До первой ошибки!
1 4 10 9 5 13 ? Деепричастный оборот 2 14 6 3 12 8 7 11
Найдите предложения с деепричастными оборотами. Выпишите номера предложений. В 9-14 предложениях запятые не расставлены. 1. Мы шли тихо по полевой непроторенной дороге. 2. Льды, растаяв весною, становятся синью в реке. Русла горных ручьёв рассекают кручи. 4. Ветерок колышет травы, ещё не успевшие увянуть. 5. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья. Третий день, не переставая ни на минуту, моросил дождь. Раскаты грома, не смолкавшие ни на минуту, сковали нас. 8. Бледно розовеют кроны старых сосен за селом. 9. Ветер пробежал по степи неся глухой шум поезда. 10. Созерцая водную гладь он сел на край плота. 11. Лебеди плавали не замечая меня. 12. Белочка распушив хвост прыгала по веткам. 13. Под голубыми небесами Великолепными коврами Блестя на солнце снег лежит. 14. Буря мглою небо кроет Вихри снежные крутя…
Найди пару. Снявши голову, … … , не умоешься. Не замочив рук, … … , по волосам не плачут. Что имеем, не храним, … … , не всегда брани дорогу. Спотыкаясь,… … , потерявши, плачем. Пирога ждать,… … , не суйся в воду. Не зная броду, … … , не евши, спать
Продолжите предложения На этом уроке я понял … На этом уроке я вспомнил … На этом уроке я запомнил … Вызывает трудности …