5. Педагогические разработки

Антонова Дарья Николаевна

1. Педагогические разработки в виде выступления, реферата

2. Конспект родительского собрания

3. Методический и раздаточный материал для родителей воспитанников

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 36 «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»

Доклад на тему: « Использование игровых технологий в ДОУ направленных на стимуляцию интеллектуального развития дошкольников. Тренировка речевого аппарата».

Подготовила:

Антонова Д.Н.

г. Выкса, 2021г

Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте уделяется особое внимание. Работу по формированию правильной речи начинают уже в среднем дошкольном возрасте (4-5 лет). В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии, т.к. игра  является  ведущим  видом  деятельности дошкольников. Игровая  мотивация   доминирует   над   учебной  мотивацией, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

Трудности в звукопроизношении у детей, скудный словарный запас и не умение строить связные высказывания, является актуальной проблемой 21 века в речевом развитии детей. Задача педагога заключается в том, чтобы сформировать у ребенка грамотную и связную речь. Для поддержки и обеспечения умственных и речевых способностей ребёнка в детском саду, я применяю в работе с детьми игровые технологии на занятиях по развитию речи и в индивидуальной работе с детьми, на занятиях, на прогулке и т.д.

Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже стеснительные дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова- признаки и т. д. И даже самый молчаливый ребенок рассказывает свою историю о животном, роль которого он изображает в игре. Для ребенка хорошо сформированная связная речь – это успех в его обучении.  В процессе обучения речевых способностей ребенка в своей группе использую разнообразные игровые технологии: дыхательную гимнастику, пальчиковые игры, игровые приёмы при заучивании стихотворений, игровые приёмы при развитии ЗКР, игры и упражнения на произношение шипящих звуков, речевые и дидактически игры, игры со шнуровками и пуговицами, театрализованные игры, викторины, куклотерапию, артикуляционную гимнастику.

Дыхательная гимнастика.

Дыхание – важнейшая функция организма, от которой зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Правильное дыхание способствует правильному формированию речевой, нервной и иммунной систем. Дыхательная гимнастика - правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение, эффективная профилактика снижения заболеваемости.

Для  развития  дыхания ребенка  используются  игры  для  речевого дыхания:

«Бегемотик», «Чей паровоз громче гудит», «Погреем руки», «Отгадай по запаху», «Качели»,        «Дыхание»,        «Воздушный        футбол»,        «Листопад»,

«Снегопад»,        «Кораблик»,        «Лети,        перышко»,        «Мой        воздушный        шарик»,

«Ледоход», «Самый быстрый карандаш», «Трудный маршрут», «Цыплята»,

«Колобок»,        «Горох»,        «Бабочка»,        «Мишка»,        «Хорошая        погода»,

«Звуковые        клубочки»,        « Лесная        азбука» «Комар»,        «Жуки»,        «Рычалка»,

«Варим кашу», «Мычалка», «Дирижер», «Изобрази животное».

Пальчиковые игры, игры со шнуровками и пуговицами, игры с лего.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

Пальчиковые игры – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной. Например,

«Осень»

Ветер по лесу летал,

(Плавные, волнообразные движения ладонями) Ветер листики считал:

Вот дубовый,

(Загибаем по одному пальчику на обеих руках) Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки (Спокойно укладываем ладони на стол) Ветер бросил на тропинку.

Постоянные упражнения по тренировке движения пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи ребенка, его способностей и дарований, С.А. Сухомлинский писал «Ум ребенка  находится на кончиках его пальцев».

Во время выполнения заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что способствует благоприятному развитию речи. Поэтому также применение ЛЕГО-технологий, игровых упражнений с пуговицами и игр со шнуровками ориентированных на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в работе в ДОУ с детьми. Существует большое количество тематических конструкторов, с помощью которых возможна разнообразная интенсивная работа над развитием речи детей.

Игровые приёмы при заучивании стихотворений

Читая наизусть стихотворение, дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов. При разучивании потешек, прибауток, стихов учим детей правильному произношению звуков, изображать движения действующих

лиц. Например, расчесывая волосы, проговариваем и обыгрываем потешку:

«Расти коса до пояса»; умываясь «Кран, откройся» или «Водичка, водичка». Дети с удовольствием читают потешку и выполняют движения со словами, сопровождая их жестами и мимикой.

Игровые приёмы при развитии ЗКР

Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Дети изменяют силу голоса, произнося её тише, громче, громко; и меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно; меняя темп: быстро, медленно). Например,

«Цы-цы-цы, бегут ко мне птенцы. Ца-ца-ца, дам я им пшенца.

Цу-цу-цу, налью я им водицу.

Цо-цо-цо, снесите мне яйцо».

Игры и упражнения на произношение шипящих звуков.

Для этого предлагаем использовать следующие игры:

  • Игра-соревнование: дети играют со взрослым, по очереди называя все известные слова, начинающиеся на букву Ш или Ж.
  • Для второй игры берем книгу, в которой много картинок. Ребенок называет по картинкам все предметы, в которых есть Ш или Ж.
  • По аналогии с картинками, можно называть все встречающиеся предметы на улице, в которых есть буквы Ш или Ж.
  • Эта игра на слуховое восприятие. Взрослый называет разные слова, а ребенок повторяет те, в которых встречаются Ш и Ж.

Например, после рассматривания картинки «Еж и ежата» взрослый предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками «Ш» и «Ж» («Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши? или: жа-жа-жа — мы увидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи — где грибы берут ежи?»). Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Вычленяя звук при четком произнесении слова, фразы, ребенок подводится к пониманию терминов «звук», «слово».

Театрализованные игры

Практически все задачи речевого развития детей-дошкольников можно реализовать на основе театрализованной игры.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

  • - игры – драматизации;
  • -режиссерские игры.

В играх – драматизациях – ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:

  • игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • ролевые диалоги на основе текста;
  • инсценировки сказок, рассказов;
  • постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  • игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

На утренниках, праздниках с элементами театрализованного представления, дети также знакомятся с устным народным творчеством, с произведениями писателей, лучше усваивают идейное содержание произведений, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Ребята в играх-драматизациях учатся выражать свои чувства, развивают память, речь, мимику, жесты, учатся говорить с интонацией, выступать перед публикой, преодолевают застенчивость, замкнутость. Для возбуждения и развития интереса к играм-драматизациям дети привлекаются к участию в больших мероприятиях, к изготовлению костюмов, масок, доспехов, к оформлению помещения. Это дает возможность воспитанникам проявить и совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики под руководством воспитателя.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и

«режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров: настольный, плоскостной, пальчиковый, бибабо, театр в коробке, кукольный, театр игрушек.

Дидактическая игра.

Дидактическая игра является основным видом игр, используемых в работе по развитию речи. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Существуют следующие виды и типы дидактических игр:

  • игры с предметами (игрушками),
  • настольно-печатные игры,
  • словесные игры,
  • игры – путешествия,
  • игры – поручения,
  • игры – предположения,
  • игры – загадки,
  • игры – беседы (диалоги).

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Одним из самых методически востребованных видов деятельности в ДОУ являются настольно-печатные игры. Разновидность основной деятельности дошкольников, направленной на аналитический подход в решении игровой ситуации, представленной в форме наглядного пособия, называется настольно-печатной игрой.

К таким играм относятся:

  • мозаики;
  • дидактические игры в картинках (например, набор предметов для игры

«Третий лишний»);

  • складные кубики (в которых общее изображение складывается путём переворачивания граней каждого кубика);
  • пазлы;
  • лото;
  • домино;
  • шашки и др.

Учёные доказали, что устройство мозга человека в детском возрасте позволяет ничего не забыть, а отложить в своеобразный «портфель». Со временем все проигранные ситуации закрепятся, усвоятся и войдут в привычку поведения малыша.

Один из самых демократичных и популярных видов игр — это словесная игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх участники учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Участники самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях.

Игры – путешествия имеют сходство со сказкой, её развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое – через загадочное, трудное –

через преодолимое, необходимое – через интересное. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от её решения, содержательный отдых. В состав игры- путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое.

Игры – поручения имеют те же структурные элементы, что и игры – путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета»,

«Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».

Игры – предположения «Что было бы…?», «Что бы я сделал…?»,

«Если бы я стал…?» и пр. В этом случае перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия.

Игры – загадки предназначены для развития логического мышления дошкольников. Воспитанники проявляют интерес к отгадыванию загадок. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться — доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

В основе игры – беседы (диалога) лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре – беседе педагог часто ведет речь не от своего имени, а от имени близкого ребятам персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, развивает мышление и коммуникативные навыки. Ценность игры – беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально – мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей.

В образовательном процессе с дошкольниками использую игровые упражнения:

 «Сравни и назови». Цель: развитие мышления, воображение, активизация речевой деятельности, обогащение словаря.

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон). Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море). Солнце веселое, как… (песенка, клоун).

Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер) Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда) Солнце жаркое, как… (огонь, костер).

 «Скажи по-другому»

Цель игры. Учить детей подбирать синоним — слово, близкое по значению. Ход игры.

Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

«Большой», — предлагает воспитатель. Дети называют слова; «Огромный, крупный, громадный, гигантский».

«Красивый» — «Пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

«Мокрый»  — «Сырой, влажный». И  т. д. Готовясь        к проведению        игры, воспитатель        заранее подбирает слова, имеющие ряд синонимов. Эти слова лучше  записать,  чтобы  долго  не  припоминать,  так  как  игра        проходит        в быстром темпе.

Воспитатель может по аналогии с этой игрой разработать другие игры, например: он называет какое-нибудь существительное, а дети подбирают к нему подходящие эпитеты. Так, к слову «море» дети подбирают эпитеты

«спокойное, бурное, тихое, лазурное, грозное, штормовое, красивое,  южное».

Ребенка, который вспомнит больше слов, нужно похвалить.

Есть много других словесных игр интересных с детьми и дети их играют с удовольствием.

Куклотерапия.

При игре с куклой формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Также куклотерапия способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса), пополнению словарного запаса, усвоению элементов речевого общения, развитию артикуляционного аппарата.

Музыкотерапия.

Проведение музыкальных игр, стимулирующих речевое развитие ребенка. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа "Каравай", "По кочкам", "Баба сеяла горох" и др.

Викторина.

Викторины - специально организованные соревнования в эрудиции. Самое главное в организации викторины – правила и вопросы подобранные по темам (например: «О природе», «О транспорте», «О спорте» и т.д. и т.п.). Темой может выступить и отдельный фильм или произведение литературы (сказка).

Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика - специальных упражнений, направленных на укрепление органов речевого аппарата, для формирования правильного звукопроизношения. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты. Эта гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка). Все упражнения проводятся перед зеркалом в виде игры. В нашем саду есть

логопед и логопедическая группа для проведения артикуляционной гимнастики, после диагностирования детей.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения и воспитания, которая позволяет сделать интересными и увлекательными проводимые мероприятия, беседы в ДОУ. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной деятельность по усвоению информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый воспитанниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в воспитательный процесс.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 36

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида

№ 36 «Аленький цветочек»

Конспект родительского собрания

Тема: «Наследие и традиции семейного воспитания»

Подготовила:

Антонова Д.Н.

Выкса, 2021 г

Родительское собрание ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Тема: «Наследие и традиции семейного воспитания»  

Цель:   привлечь внимание родителей к вопросу семейных традиций и их значения в воспитании и развитии ребенка.  Форма проведения: круглый стол.                    

Задачи: 

1. вспомнить и осмыслить основные семейные традиции в вопросе развития и воспитания ребёнка;

2. расширить представления и обогатить педагогические умения родителей по вопросам воспитания 3-х летнего ребёнка в семье;

3. вовлечь родителей  в обмен опытом по воспитанию младшего дошкольника;

 4. способствовать выбору разнообразных форм общения в семье.

5. повысить уровень педагогической культуры родителей;

План проведения: 

1. Вступительное слово ведущего (сообщение темы, цели и задач работы круглого стола).

2. Разминка.

 3. Беседа «Семья и традиции»

 4. Игра «Вопрос – ответ», беседа «Обмен опытом семейного воспитания»

 5. Подведение итогов собрания, принятие решения.

Предварительная работа:  подготовка круглого стола, анкетирование родителей

 Ход мероприятия: 

Вступительное  слово: Уважаемые родители, сегодня заседание нашего круглого стола посвящено семье, семейным традициям и их значению в воспитании и развитии  дошкольника. Как Вы считаете, кому принадлежит  ведущая роль в воспитании ребенка – семье или детскому саду? (Выслушиваются ответы родителей). Перед началом нашей работы, предлагаем провести небольшую разминку, немного расслабиться, поближе познакомиться.

 Разминка: «Собери высказывания»: на столах разложены карточки с незаконченными высказываниями знаменитых личностей о семье и воспитании детей. Родители работают небольшими группами 4-5 человек.  

Задание: закончите или подберите окончание высказыванию и объясните, как вы их понимаете

  1. «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от … (дикости)» (А.С. Пушкин)
  2. «Даже из самых диких жеребят вырастают прекрасные скакуны, если их правильно … (воспитать)»
  3.  «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, не смотря на … (все школы)»  (Н.М. Карамзин)
  4. «Трудно воспитать добродетель словами, легко …(примером)»  (Сенека)
  5. «Быть другом своему ребёнку значительно труднее, чем…  (прокормить его). « (Антуан де Сент-Экзюпери)
  6.  «Воспитание – великое дело: им решается… (участь человека)»  (В.Г. Белинский)
  7.  «Не думайте, что вы воспитываете своего ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в … (каждый момент его жизни)»  (А.С. Макаренко)
  8.  «В воспитании всё дело в том, … (кто воспитатель)»  (Д.И. Писарев)  

Беседа «Семья и традиции»:  Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения . Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей? Сегодня за круглым столом  нам предстоит обсудить это, поделиться опытом, поговорить о семейных традициях.  Давайте изначально определимся, что такое семья? Владимир Иванович Даль в своём Толковом словаре даёт такое определение  -  «семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми».   Испокон веков о доме и семье говорили с любовью и уважением. Вспомните пословицы и поговорки: В гостях хорошо, а… Не красна изба углами, а красна … Когда семья вместе, и сердце на месте.  И т.д.  В современном водовороте жизни, когда одни культуры сменяют другие, меняются спросы и потребности, а за новинками моды не успеваешь следить важно, сохранить культурное наследие народа, обычаи и традиции.  Семейные традиции – это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечён праздничный сервиз – тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве.

       Если вы с ребенком под Новый год наряжаете  елку, или 9 мая по-особому поздравляете дедушку или соседа – ветерана, все это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей.  В каждой семье есть традиции: по вечерам  с ребенком ведём задушевные беседы, садимся рядышком и рассказываем друг другу о прожитом дне, о впечатлениях, о новшествах. Всё это, конечно же, строится на доверии.   Сохранение доверия в семье – ещё одна хорошая традиция. Доверие – это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы друг с другом. Сохранить взаимное доверие в семье – одна из самых важных задач родителей.  А какие традиции в вашей семье?

Как правило, самые распространённые традиции – это Дни рождения, празднование Нового года, 8 марта и т.д.  В связи с этим возникают некоторые вопросы, разрешить которые поможет игра «Вопрос – ответ».

 Игра «Вопрос – ответ». Предлагаем вам цветок – ромашку.  Вы по желанию отрывают лепесток, читаете вопрос, и мы вместе обсуждаем ответ.

 1.Могут ли помочь праздники в воспитании у ребенка положительных черт характера?

2.Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, нет?

3.Предложите детскую забаву – игру для празднования дня рождения.

4.Какие праздники, кроме дня рождения, вы устраиваете для ребёнка?

5.Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните ребенку?

6.Вы ждете гостей, друзей вашего ребёнка. О чем напомните ему до прихода гостей?

7.Дети, пришедшие в гости разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?

8.Вашему ребенку подарили игрушку, которая у него уже есть. Как он поступит?

9. Какие подарки Вы дарите детям?

10.Как Вы устраиваете детские праздники в своей семье?

 Современную семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей. Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребёнка определяется его эмоциональными отношениями с взрослыми в семье. Общение с взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребенка.

Не жалейте время для детей,

Разглядите взрослых в них людей,

Перестаньте ссориться и злиться,

Попытайтесь ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,

Научитесь слушать, понимать.

Обогрейте их своим теплом,

Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,

Обо всем на свете говорите

и всегда незримо направляйте

И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять –

Каждый шаг не нужно проверять,

Мненье и совет их уважайте,

Дети – мудрецы, не забывайте.

 Взрослые, надейтесь на детей

 И любите их душою всей  

Так, как невозможно описать.

  Вам тогда детей не потерять!  

Подведение итогов работы родительского клуба:      

 Семейные традиции -  это праздники, которые отмечаются всеми членами семьи, торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достаётся праздничный сервиз. Это может быть традиция сажать деревце или под Новый год украсить живую ёлку. Это традиция - вместе с ребёнком посещать выставки, музеи. Это и совместные игры. Это и поздравление родственников. Это и традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Это и составление своей родословной, и составление семейных альбомов. Это и праздники по поводу дней рождения ребёнка. Соблюдайте, создавайте новые традиции! Они  духовно объединяют всех членов семьи, создают платформу гармоничных отношений и укреплению семейных уз.         Надеемся, что работа круглого стола не прошла даром. Вы пообщались, обменялись опытом, возможно, что-то взяли на заметку. Чтобы определить эффективность нашей работы, просим вас ответить на вопросы анкеты.  

Анкета для родителей на тему "Ценности и традиции Вашей семьи"


  1. Что такое "Семейные ценности"

_________________________________________________

2. Генеалогическое древо вашей семьи, есть ли оно у Вас?

А)Да;

Б)Частично, мы собираем информацию о нем;

В)Нет, но мы планируем его создать;

Г)Нет.

3. Какие традиции существуют в Вашей семье:

А)Традиции, связанные с  праздниками;

Б)Традиции «Выходного дня»; Традиции, связанные с  достижениями (1-й шаг, 1-е слово, поступление в школу/институт, сдача экзаменов и т.д.);

В)Кулинарные традиции;

Г)Традиционные игры в кругу семьи («Лото», «Монополия» и т.д.);

Д)Другое:_____________________________

4. Как появились традиции вашей семьи?

А)Целенаправленно  ввели традиции в уклад семьи;

 Б)традиции переходят от поколения к поколению;

В) традиции появились сами собой.

Г) Другое___________________________

5. Как происходит приобщение ребенка к тем ценностям, которых придерживается ваша семья?

А)Через нормы и правила, установленные в семье и которых все должны придерживаться;

Б)Воспитательные беседы с ребенком о том, почему это важно и т.д.;

В)Личный пример и проецирование этих ценностей на свою жизнь;

Г)Другое: _______________________

6. Хотели бы Вы, чтобы ваши дети переняли ваши семейные традиции в свои будущие семьи?

А) Да;

Б)Нет;

В) Другое_______________________________________________

 7.  Нуждаетесь ли вы в консультации специалистов детского сада на тему приобщения ребенка к ценностям семьи?

А) Да;

 Б)Нет

Конспект родительского собрания второй младшей группы

Тема «Игра и игрушка в жизни дошкольника»

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

• Обсудить с родителями проблему значения игры и современной игрушки на развитие ребенка-дошкольника.

• Показать возможность игры для развития интеллектуально-познавательной деятельности ребенка.

• Стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребенком.

Предварительная работа: анкетирование родителей, подготовка памятки для родителей.

План проведения:

1. Вступительное слово.

2. Сообщение "Значение игры и игрушки в жизни дошкольника".

3. Разное.

Ход мероприятия.

- Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с Вами о детских играхигрушках, о их значении в познании окружающего мира, о их влиянии на развитие наших детей.

"Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. " Так считал великий выдающийся педагог В. А. Сухомлинский.

Всем известно, что ведущая деятельность дошкольника- игра. Именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельным, реализовывать свои знания и умения. Через игру ребенок входит в мир взрослых.

В нашей группе созданы уголки (зоны) для совместной и самостоятельной деятельности детей по всем образовательным областям, а именно- по познавательному развитию, физическому развитию, речевому развитию, художественно- эстетическому развитию и социально- коммуникативному развитию.

Особое значение в жизни ребенка- дошкольника играет любимая игрушка. Многие из нас до сих пор помнят свои любимые игрушки, игры. Они сохранили воспоминания о наших детских играх и забавах, мы "возвращаемся" на много лет назад, в свое детство. Так какие же бывают игрушки(куклы, машинки, мягкие игрушки, конструкторы и т. д.). А какие же игрушки сейчас, в современной жизни(компьютеры, планшеты, телефоны, ноутбуки и т. п.).

- Уважаемые родители, а в какие игры играют ваши дети дома(ответы родителей).

Виды игрушек:

• Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию. Это солдатики, ружья, мячи, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т. д.

• Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Это кубики, конструкторы, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т. д.

• Особую роль в развитии малыша играют обучающие (дидактические) игрушки. Их используют для развития и обучения ребенка.

В заключении своего выступления, хочется отметить, что в игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность,а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость.

Собрание подходит к концу. Считаю, что каждый из нас получил много информации к размышлению и хороших рекомендаций по интересующему вопросу. Благодарим всех за активную работу! Раздача памяток

Конспект родительского собрания

«Нетрадиционные формы изодеятельности»

вторая младшая группа

Цель: повысить педагогическую компетентность родителей в вопросе нетрадиционных форм изодеятельности; создать условия для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогом.

Задачи:

привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей;

показать на практике родителям как можно использовать нетрадиционные формы работы по изодеятельности с детьми в домашних условиях;

выработать единое решение по теме собрания.

Форма работы: семинар-практикум

Мотивация:

- Ваши дети приготовили для Вас замечательную выставку и хотели бы, чтобы Вы это оценили.

Структура собрания:

1. Предварительный этап

Анкетирование родителей (приложение №1)

Выставка работ детей «Нетрадиционные техники в изодеятельности».

2. Организационный этап

3. Вступительная часть

4. Мастер-класс

5. Заключительная часть

Ход мероприятия:

2. Вступительное слово педагога по теме собрания.

В последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи придают всё большее значение, ведь оно является важной составляющей обучения и развития ребёнка.

В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев».

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.

Использование нетрадиционных форм изодеятельности способствуют развитию координации и дифференциации движений, укреплению мышц руки, обогащению тактильного опыта ребёнка, развитию воображения, познавательного интереса, памяти, внимания, слухового и зрительного восприятия, воспитанию усидчивости, формированию игровой и учебно-практической деятельности. Работа с разными материалами расширяет среду возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию.

Проблема развития мелкой моторики на занятиях по изобретательной деятельности весьма актуальна, т. к. именно изобретательная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Изобразительная деятельность требует от ребёнка проявления разносторонних качеств и умений. Для того, чтобы нарисовать какой-либо предмет,его не только обходимо хорошо рассмотреть: определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве, но и сконцентрировать своё внимание на руке.

Занятия с использованием нетрадиционных форм изодеятельности способствует развитию у ребёнка:

• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

• пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

• внимания и усидчивости;

• изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

• формируются навыки контроля и самоконтроля;

• расширяются и уточняются знания о разнообразии окружающего мира; представления о цвете, форме и размере предметов и их частей;

• развивается воображение, мышление, речь.

К старшему дошкольному возрасту возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

4. Мастер-класс

Я предлагаю сделать несколько работ с использованием следующих техник:

Рисование методом тычка.

Данная техника применяется с 3 лет. Выполняется жёсткой кистью, которую нужно держать вертикально по отношению к листу бумаги, а краску набирать на кончик кисти.

Аппликация из салфеток.

Техника применяется с 3 лет. Из салфеток скатываются небольшие плотные шарики и приклеиваются на лист картона.

Аппликация из ваты.

Техника применяется с 4 лет. Из ваты скатываются небольшие шарики, жгутики и приклеиваются на лист картона или вата приклеивается равномерным слоем на изображение.

Аппликация из жгутиков.

Техника применяется с 4 лет. Небольшие прямоугольные кусочки бумажных салфеток складываются пополам, скручиваются, получаются жгутики. По контуру изображения наносится клей и приклеиваются жгутики.

Аппликация с использованием круп и семян.

Техника применяется с 3 лет. На фон или изображение наносится клей ПВА и посыпается крупой (манкой, гречей, рисом и т. д.) или семенами. Крупные семена (горох, фасоль, бобы) лучше вдавливать в нанесённый на изображение слой пластилина.

Пластилиновая живопись.

Техника применяется с 5 лет. Небольшие кусочки пластилина наносятся на основу и растираются в нужном направлении.

5. Заключительная часть.

Решение:

1. Информацию,полученную на собрании принять к сведению.

2. Применить знания,полученные на семинаре-практикуме,в домашних условиях с ребенком.

3. Работы,выполненные с детьми дома,принести в группу и оформить выставку»Наше семейное творчество».

4. Продолжить изучать самостоятельно нетрадиционные техники изодеятельности. Поделиться знаниями с другими родителями на следующем родительском собрании.

Рефлексия:

1. Родители узнали о нетрадиционных формах и техниках изодеятельности;

2. Родители применили свои знания на практике;

3. Родители оценили эффективность собрания.

Приложение №1.

Анкета для родителей.

1. Интересуетесь ли вы тем, чем сегодня занимался ваш ребенок в ДОУ.

2. Чем ребенок любит заниматься дома (рисовать, лепить, вырезать из бумаги или чем-то другим?)

3. Какими изобразительными материалами любит пользоваться Ваш ребенок (карандашами, акварелью, углем, сангиной, пастелью, цветными восковыми мелками, фломастерами, пластилином, глиной и т. д.)

4. Какие темы наиболее часто изображает ребенок?

5.Как используются детские работы: собираются, устраиваются выставки, периодически рассматриваете с ребенком или другое?

6.Обращается ли к вам ребенок за помощью в процессе рисования: необходим совет по теме, выбору материалов, расположению рисунка на листе и прочее?

7. Рисует ли кто-нибудь дома (взрослые, братья, оказывают ли они влияние на ребенка?

8. Рассказывает ли ребенок о своем рисунке, ждет ли похвалы, поощрения?

9.Имеются ли дома произведения изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, народное декоративное искусство? К какому виду проявляет ребенок интерес?

10. Посещаете ли с ребенком выставки, музеи?

11. Смотрите ли с ребенком телепередачи, посвященные знакомству с изобразительным искусством?