4. Материал, содержащий педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования
1. Анализ и самоанализ занятий воспитателя
2. Презентация педагогической технологии
3. Отчеты по практике
4. Анализ педагогического опыта с сайта ВИРО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ и самоанализ занятий воспитателя | 32.48 КБ |
Презентация педагогической технологии | 2.8 МБ |
Отчет по практике | 44.01 КБ |
Анализ педагогического опыта с сайта ВИРО | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 36 «Аленький цветочек»
Анализ и самоанализ занятий воспитателя
Выполнила:
Антонова Д.Н.
Выкса, 2021 год
Цель: изучить и проанализировать игровую деятельность детей в разных возрастных группах.
Анализ игровой деятельности детей в младших группах
В первой половине дня было проведено 1-2 дидактических игр, сюжетно-ролевая игра, в утреннее время пальчиковые игры, на прогулке – 2 подвижных игры, 1 малоподвижная игра. Во второй половине дня 1-2 дидактические игры, театрализованные игры, словесные игры, игры со строительным материалом. Также в течение дня для индивидуальной работы с детьми были проведены разнообразные дидактические, речевые игры и упражнения.
Планирование по организации игр осуществляется в соответствии с целями и задачами игровой деятельности Рабочей программы. Темы планируемых сюжетно-ролевых игр и подвижных игр соответствуют возрасту детей. В планах указывается название игры, цели, приемы руководства игрой (степень участия воспитателя в игре), кратко отражаются показ конкретных игровых действий. Учитывается и гендерный подход в развитии детей при планировании игры.
В группе создана благоприятная развивающая предметно-пространственная среда, которая осуществляет реализацию образовательной программы и учитывает возрастные особенности детей. Оборудование в группе располагается с учётом рационального использования площади группового помещения. Поэтому в группе предусмотрено пространство для самостоятельной двигательной активности детей, которая позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать в течение дня игрушки, пособия, которые обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.
Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных уголков:
- уголок для сюжетно-ролевых игр: комплексы материалов и часть пространства для развертывания бытовой тематики (шкафчик с посудой, кухонная плита, холодильник, стиральная машина с гладильной доской и утюгом, куклы, обеденный стол, пупс в детском стуле для кормления, кровать для кукол, диванчик и кресла, на котором могут сидеть и куклы, и дети. Еще есть тематический комплекс: домик-теремок — ширма, где могут "жить" крупные игрушки-звери, прятаться и устраивать свой "дом" дети; здесь же может развертываться игра взрослого с детьми по мотивам простых сказок; шкаф с витриной магазина (отдел фрукты-овощи), касса, корзина для покупок; шкаф с чемоданчиком для врача и необходимыми инструментами, халат и шапочка врача; корзина с инструментами для игр «Слесарь», «Механик», машины разных размеров, трактора, рули, светофор).
- уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности (кукольный театр (Теремок, Волк и семеро козлят), настольный театр (Колобок, Теремок, Маша и медведь), пальчиковый театр (вязанные персонажи сказок), театр с куклами Бибабо, маски персонажей, музыкальные инструменты, настольная ширма.
- книжный уголок (книги со сказками, стихами, потешками, подобранные по возрасту, настольно-печатные игры по развитию речи, иллюстрации к сказкам, дидактические альбомы с картинками).
- уголок познавательно-исследовательской деятельности (пирамидки, окрашенные в основные цвета; объемные вкладыши из 3 элементов (миски, конусы), набор объемных тел (кубы, цилиндры, бруски, шары), мозаика (восьмигранная, цветная, крупная, мелкая), наборы кубиков, шнуровка. Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, формочки разной конфигурации, емкости разного размера, предметы-орудия — совочки, лопатки. Наборы картинок для группировки, по 3-4 в каждой группе (реалистические изображения): животные, животные с детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки. Наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики. Наборы парных картинок типа "лото" (из 2-3 частей), той же тематики. Разрезные (складные) кубики с предметными картинками, разделенными на 2-4 части. Разрезные картинки, разделенные на 2-3 части по прямой.
- уголок конструктивной деятельности (весь строительный материал насыпан в корзины, ящики или коробки. В корзинах имеются маленькие игрушечные персонажи: котята, собачки, уточки, машинки и др., которые побуждают детей к использованию их в конструировании. Конструкторы размещены на столах в открытых коробках или небольших корзинках. Это позволяет детям конструировать как за столом, так и, взяв корзинку, устроиться на ковре).
В группе большое количество материала для проведения сюжетно-ролевых игр, сенсомоторного развития, конструирования, театрализованной деятельности, развития творческих, музыкальных и физкультурно-оздоровительных способностей, развития речи, экспериментальной деятельности. Оснащение развивающих центров в группе периодически меняется, в зависимости от сезона, тематической недели, праздника, события. Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в группе является вариативной.
В младшем дошкольном возрасте происходит становление игры как деятельности. С помощью воспитателя ребенок овладевает разнообразными игровыми действиями (ролевыми, условными, речевыми и т.д.), придумывает простые игровые проблемные ситуации.
Воспитатель всячески помогает детям перейти от «одиночной игры» и «игры рядом» к «ролевой игре», поощряет стремление детей играть рядом со сверстником, что способствует возникновению и укреплению доброжелательных отношений между детьми. Помогает детям освоить разнообразные предметные способы отображения представлений об окружающем мире, действуя с сюжетно-образными игрушками, предметами-заместителями, используя обозначение и замену предметов и действий словом. Включение в игру предметов-заместителей и воображаемых предметов позволяет детям выйти за пределы реального предметного действия и воспроизвести его в сокращенной игровой форме.
В играх детей четвертого года жизни преобладают бытовые сюжеты, сюжеты игр обогащаются некоторыми профессиональными темами, становятся более разнообразными и динамичными.
В сюжетно-ролевой игре воспитатель учит детей выбирать и принимать игровую роль, участвовать в небольшом ролевом диалоге, называть свою роль («Я водитель», «Я продавец»), выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить «детей»).
Формирует у детей умение взаимодействовать в рамках простых сюжетов с двумя действующими лицами («водитель – пассажир», «мама – дочка», «врач – больной»), поддерживать ролевой диалог друг с другом в непродолжительной совместной игре.
Не оставляет без внимания и самодеятельные игры детей, помогая обогатить сюжеты и предлагая возможные варианты: «Мне кажется, твоя дочка заболела...», «Может быть, ты постираешь дочкину одежду?» – или задавая детям вопросы по поводу игры: «Что ты делаешь на кухне?», «Как зовут твою дочку?». С целью демонстрации детям способов ролевого поведения использует обучающие игры, в которых играет как партнер с подгруппами детей или индивидуально с некоторыми детьми. При этом выбирает роль для себя и предлагаю те или иные роли детям, включая их в общий сюжет в процессе реального игрового взаимодействия.
Анализируя уровень овладения детьми игровыми навыками можно сделать вывод, что некоторые дети самостоятельно воспроизводят игровые действия, совместно с воспитателем передают простой сюжет, пользуются игрушками-заместителями, а некоторые умеют играть «рядом». Несмотря на недавно пройденный адаптационный период, дети имеют предпочтительные тематики в игре, в которых отражают бытовые действия взрослых, их профессиональные действия. Незначительная часть детей передает в игре сюжеты сказок, мультфильмов, - это объясняется особенностью детей младшего возраста – не достаточно знаний, умений. Но и есть в группе дети-лидеры, которые в игре могут обозначить свою роль, обозначить свои игровые действия, договариваться со сверстником о совместных действиях.
Длительность проведения игры – 10 минут.
Количество детей – 15 человек.
Анализируя поведение детей в процессе сюжетно-ролевых игр можно сделать вывод, что игровое развитие детей в целом соответствует среднему уровню развития, так как в младших группах у детей не в полном объеме сформированы основные игровые умения, позволяющие им развертывать в процессе игры ряд взаимосвязанных условных предметных действий, относить их к определенному персонажу (роли).
Анализ игровой деятельности детей в старших группах
В первой половине дня было проведено 2-3 дидактических игр, сюжетно-ролевая игра, на прогулке – 3 подвижных игры, 1 малоподвижная игра. Во второй половине дня 2 дидактические игры, театрализованные игры, словесные игры, игры со строительным материалом. Также в течение дня для индивидуальной работы с детьми были проведены разнообразные дидактические, речевые игры и упражнения.
Планирование по организации игр осуществляется в соответствии с целями и задачами игровой деятельности Рабочей программы. Темы планируемых сюжетно-ролевых игр и подвижных игр соответствуют возрасту детей. В планах указывается название игры, цели, приемы руководства игрой (степень участия воспитателя в игре), кратко отражаются показ конкретных игровых действий. Учитывается и гендерный подход в развитии детей при планировании игры.
В группе создана благоприятная развивающая предметно-пространственная среда, которая осуществляет реализацию образовательной программы и учитывает возрастные особенности детей. Оборудование в группе располагается с учётом рационального использования площади группового помещения.
Исходя из личных наблюдений, могу сделать вывод, что в игре дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.
Успешное развитие игровой деятельности детей во многом зависит от умения организовать предметно-игровую среду. Воспитатель разрешает детям играть во всех удобных местах. В группе нет неподвижно стоящих игрушек. В группе мебель и игровое оборудование установлены так, что каждый ребёнок может найти удобное и комфортное место для игр с точки зрения его эмоционального состояния. У детей начали проявляться лидерские качества, развиваться организаторские умения и навыки. Замысел игры воплощается решением нескольких игровых задач, дети обычно сами договариваются перед началом игры. Содержание игры отражает разнообразные взаимоотношения. В играх детей присутствует самостоятельный выбор предметов игры, совершенствуются способы замещения. Дети выполняют правила игры, следят за выполнением правил другими детьми. В процессе игровой деятельности особое внимание воспитатель обращает на обязательное выполнение детьми правил игры, на дисциплинированность, дружелюбие.
На данный момент вся игровая деятельность проводится в соответствии с санитарно- гигиеническими требованиями. В начале учебного года произошли изменения в организации предметно-пространственной среды. Планируя игровую деятельность, воспитатель в своей работе особое внимание уделяю сюжетно-ролевой игре, проводит предварительную работу: чтение художественной литературы, беседы о труде взрослых, о взаимоотношениях людей в быту и на работе.
Способствует объединению в играх мальчиков и девочек, поддерживаю самостоятельно-возникающие в игровой деятельности детей сюжеты традиционной и современной тематики: «Кафе», «Служба спасения», «Дача», Больница», «Семья», «Салон красоты» «Супермаркет». Игровой материал находится в контейнерах, что способствует самостоятельному созданию игровой среды в зависимости от детского игрового замысла. Длительность игры – 15 минут. Количество- 10 детей.
При организации дидактических игр объединяет детей в подгруппы по 2-4 человека. В играх перед детьми ставит задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умения осмыслить правила, действия. Имеются настольно-печатные игры для всестороннего развития детей: на развитие связной речи; игры на формирование элементарных математических представлений, на группировку, на ориентацию в пространстве: «Танаграм», «Найди соседей», «Логические цепочки»; «Собери портрет», «Противоположности», «Попробуй повтори», «Лото» и др.
Словесные игры – построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы: «Чемодан слов», «Какое слово лишнее», «Закончи предложение».
Большое воспитательное значение имеют подвижные игры они помогают развивать у детей силу, смелость, ловкость, выносливость. На прогулке подвижные игры планирует с учётом сезона, состояния погоды. В группе созданы условия для двигательной деятельности детей: физкультурный уголок с необходимым оборудованием, наличие картотеки подвижных игр по возрасту, атрибутов для подвижных игр, спортивных игр.
Основное место во второй половине дня занимает разнообразная игровая деятельность: игры со строительным материалом- направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности. Игры-драматизации-на основе литературного сюжета дети разыгрывают представление с использованием персонажей кукольного театра. Также воспитатель планирует и организовывает игры на развитие социально-коммуникативных навыков детей. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от взаимодействия с другими детьми и взрослым, умение слушать и слышать другого человека, а также помогают развивать эмоциональную сферу ребенка: «Назови ласково», «Добрые слова», «Опиши друга», «У Маланьи», «Клеевой ручеёк» и др.
Я, считаю, что уровень развития игровых качеств соответствует возрасту. Дети играют увлеченно и с желанием, хорошо ориентируются в игровом пространстве группы, активно используют предметы-заместители, владеют умением распределять роли и выполнять ролевое поведение. Но без подсказок сюжет игры не развивается, дети увлекаются одним игровым действием, представляющим для них интерес, введение дополнительного сюжета и ролей затрудняет развитие игры и не всегда умеют завершать игру.
Самоанализ НОД по математическому развитию во второй младшей группе
Тема занятия: Путешествие в лес
Цель: Упражнять детей в использовании математических знаний в игровой ситуации.
В ходе занятия решались следующие задачи:
Обучающие:
Продолжать формировать умение сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
Упражнять в определении пространственных направлений и обозначать их словами вверху – внизу, справа – слева.
Развивающие:
Способствовать развитию внимания, сообразительности, воображения, ориентировке в пространстве, памяти и логического мышления.
Воспитательные:
Воспитывать эмоционально-положительный настрой к математическим играм; воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.
Оборудование и материал:
Ёлочки для оформления зимнего леса; магнитная доска, круг, квадрат, треугольник, образец ёлки украшенной игрушками (геометрические фигуры); картинка зайца, аудиозапись, корзинка.
Раздаточный материал:
Двухполосные карточки; ёлочки и зайчики, вырезанные из картона (по 4 шт. для каждого ребёнка); плоскостные изображения ёлочек (высота 15-20см); геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) разного цвета.
Тема занятия, задачи соответствовали возрасту детей, требованиям реализуемым в ДОУ образовательной программе. Объем программного материала достаточен для усвоения его детьми на занятии. Структура занятия выдержана в соответствии с требованиями построения занятия. Продолжительность занятия 15 минут. Условия проведения занятия, оборудование, демонстрационный материал соответствовал методическим требованиям и нормам СанПиН. При проведении занятия я использовала интегративный подход при организации педагогического процесса. От детей требовалась оптимальная познавательная активность во всех видах детской деятельности. Я старалась учитывать умственную, физическую эмоциональную нагрузку детей. Последовательно представлены этапы, которые логически взаимосвязаны. Старалась целесообразно распределить время по этапам занятия.
Организуя общение с детьми активизировала и обогащала их словарь– решала задачу образовательной области «Речевое развитие». В течение всего занятия я задействовала все пространство музыкального зала, тем самым организовав свободное перемещение детей.
Двигательная активность детей удовлетворена посредством использования физкультминутки, подвижной игры и сменой деятельности детей.
На занятии использовала как коллективные, так и индивидуальные формы работы. Старалась создать психологический комфорт для каждого ребенка.
В ходе занятия мною использовался комплексный подход, включающий в себя методы и приемы:
Словесный метод (разговор, беседа: подсказывание нужного слова, напоминание, повторение слова за воспитателем).
2. Наглядный метод (показ действия).
3. Игра (дидактические, подвижные).
4. Сюрпризный момент
5. Аудиозапись
6. Игровая ситуация
Все используемые мною приемы соответствуют возрасту и развитию детей. Игра и физкультминутка подобраны в соответствии с темой занятия.
Думаю, что программные задачи детьми усвоены полностью. Общий уровень подготовки детей, качество усвоенного материала соответствует программным требованиям
Таким образом, подводя итог занятия, могу сказать, что программные задачи детьми усвоены полностью. Общий уровень подготовки детей, качество усвоенного материала соответствует программным требованиям.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С помощью портфолио, как педагогической технологии, достаточно эффективно можно отслеживать сформированность ключевых компетенций и компетентностей обучающегося и педагога как современного человека XXI века
Цель портфолио для педагога – нацелить педагога на развитие профессиональных качеств и повышения квалификации
По содержанию: аттестационное накопительное тематическое проблемное Конкурсный В зависимости от оформления: Бумажное Портфолио-презентация Электронное Веб-портфолио По времени создания: краткосрочные среднесрочные долгосрочные Виды портфолио :
Компетентностный подход Деятельностный подход Системный подход Основными подходами к разработке и ведению портфолио являются :
Основными принципами формирования и ведения портфолио являются : Принцип непрерывности Принцип диагностико -прогностической направленности Принцип интеракции Принцип научности Принцип индивидуально
Требования к оформлению портфолио - систематичность и регулярность самомониторинга - аккуратность и эстетичность оформления; - целостность, тематическая завершенность представленных материалов; - собранные материалы датируются, разбиваются на разделы, полученные разделы озаглавливаются.
Структура портфолио педагога ДОУ Общие сведения Профессиональный портрет педагога Профессиональные достижения педагога Достижения воспитанников педагога Подтверждающие документы Экспертные оценки, отзывы, рекомендации
Создание собственного портфолио поможет воспитателю: систематизировать накопленный опыт, определять направление деятельности, показать уровень подготовленности активности в учебных видах деятельности, отслеживать творческий и профессиональный рост, содействовать формированию навыков самооценки, позволит презентовать свои достижения и направления деятельности.
Портфолио дошкольника – это, прежде всего, первый шаг в открытии малышом своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, открытий. Это «копилка» личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.
Введение портфолио дошкольника позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей
Задачи : создание ситуации успеха максимальное раскрытие индивидуальных способностей развитие познавательных интересов формирование установки на творческую деятельность; формирование положительных нравственных качеств личности; формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию
Функции: диагностическая целеполагательная мотивационная содержательная развивающая рейтинговая
Чтобы портфолио дошкольника достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий: Добровольность Четкое понимание цели Индивидуальность Систематичность
Виды портфолио дошкольника Портфолио-раскраска Портфолио традиционное Электронное
Алгоритм работы Постановка цели Определить вид портфолио Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация Определить структуру портфолио : количество, названия рубрик Презентация портфолио
Таким образом, портфолио позволяет педагогу самостоятельно проанализировать удовлетворительные и не очень результаты профессиональной деятельности с тем, чтобы сделать определённые выводы о дальнейшей работе.
Предварительный просмотр:
Отчет-самоанализ по производственной практике ПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
Я, Антонова Дарья Николаевна студентка группы ЗД-4, 4 курса, специальность 44.02.01 «Дошкольное образование», проходила производственную практику по ПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, в период с 15 ноября 2021г. по 26 ноября 2021г в Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №36 «Аленький цветочек».
За время прохождения практики свою деятельность планировала с учетом с плана, составленного совместно со старшим воспитателем.
За весь период практики, мной были выполнены виды работ по МДК в профессиональном модуле:
МДК. 03.01.Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах
МДК. 03.02. Теория и методика развития речи у детей
МДК. 03.03. Теория и методика экологического образования дошкольников
МДК. 03.04. Теория и методика математического развития
Среди трудностей, возникших в ходе прохождения практики, следует отметить необходимость установления контакта с большим количеством новых людей, адаптацию к режиму работы. Кроме этого, проведение НОД по развитию речи, экологическому воспитанию и математическому развитию позволило мне научиться правильно преподносить информацию, нести вклад в развитие детей с учетом их индивидуальных способностей.
Работа в детском саду во время прохождения практики доставила мне удовольствие, дала шанс реализовать свои творческие, организаторские возможности.
Характеристика учебной и профессиональной деятельности обучающегося во время учебной и производственной практики
Антоновой Дарье Николаевне, студентки Муромского педагогического колледжа специальности «Дошкольное образование», проходившей практику в МБДОУ детский сад комбинированного вида № 36 «Аленький цветочек» под руководством старшего воспитателя: Макаровой Людмилы Геннадьевны.
В процессе практики выполнялись такие виды работ, как:
МДК 03.01 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах
МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей
МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников
МДК 03.04 Теория и методика математического развития
За время прохождения практики Дарья Николаевна проявила себя как грамотный студент, соблюдала нормы трудового распорядка; активно взаимодействовала с сотрудниками ДОУ.
Студентка учитывала индивидуальные особенности детей, использовала в работе основы организации обучения. Научилась анализировать занятия по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
Пожелание студентке – активнее реализовывать свои знания на практике, развивать у детей способность выбора средств выразительности, проявлять больше творчества и инициативы.
Оценка за практику: отлично
Дата «26» 11 2021 Подпись руководителя практики
_____________/ Макарова Л.Г. , Старший воспитатель
Подпись ответственного лица организации (базы практики)
___________/ Кормашова Н.А., преподаватель-методист
Аттестационный лист по учебной и производственной практике
Антонова Дарья Николаевна,
обучающаяся по специальности СПО
44.02.01 Дошкольное образование,
успешно прошла учебную и производственную практику по профессиональному модулю
ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
в объеме 36 часов (учебная практика)
с «02»июля 2021г. по «08» июля 2021г.
в организациях:
МБДОУ детский сад комбинированного вида «№ 36 «Аленький цветочек» г. Выкса
в объеме 108 часов (производственная практика)
с «15» ноября 2021г. по «26» ноября 2021г.
в организациях:
МБДОУ детский сад комбинированного вида «№ 36 «Аленький цветочек» г. Выкса
Виды и качество выполнения работ
Виды и объем работ, выполненных обучающимся во время практики | Качество выполнения работ в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика | ||
Оценка достижения (уровень) | Оценка достижения (уровень) | ||
Учебная практика (36 часов).
7. Документальное оформление результатов психолого-педагогических наблюдений. | зачтено зачтено зачтено зачтено зачтено зачтено зачтено | ||
Итог: Антонова Дарья Николаевна проявила себя как ответственный человек. Изучила специфику организации и руководства НОД в разных возрастных группах. | ЗАЧТЕНО | ||
Производственная практика (108 часов). | Оценка достижения (уровень) | Отметка (балл) | |
Виды работ: 1.Планирование занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников (определение целей и задач, подбор содержания, методическое обеспечение, оформление конспекта). 2.Организация и проведение групповых и индивидуальных занятий по различным разделам образовательной программы ДОУ: - развитие речи; - развитие элементарных математических и естественнонаучных представлений. 3.Организация коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими трудности в обучении. 4.Участие в обогащении предметно-развивающей среды в групповой комнате. 5.Изучение структуры педагогической деятельности воспитателя, стиля его общения. 6.Изучение психолого-педагогических особенностей развития детей различного возраста, составление психолого-педагогической характеристики ребенка. 7.Подготовка развивающих мероприятий, направленных на: - осознание ребенком своей роли и места в социуме; - развитие психических процессов (внимания, представления, памяти, воображения, творческих способностей и др.); - экологическое воспитание дошкольников (экологические праздники, развлечения, занятия). 8.Практическое овладение навыками самоанализа. Педагогическая рефлексия. | 3 уровень 3 уровень 3 уровень 3 уровень 3 уровень 3 уровень 3 уровень 3 уровень | 5 (отлично) 5 (отлично) 5 (отлично) 5 (отлично) 5 (отлично) 5 (отлично) 5 (отлично) 5 (отлично) | |
Итог: Антонова Дарья Николаевна справилась с поставленными задачами и показала себя как добросовестный и ответственный человек. Без затруднений находила общий язык с воспитанниками, правильно организовывала и проводила НОД. | ОЦЕНКА ИТОГОВАЯ 5 (отлично) |
Предварительный просмотр:
Анализ педагогического опыта с сайта ВИРО
Про анализируя сайт ВИРО, мне понравился педагогический опыт учителя-логопеда группы компенсирующего вида Жарковой Натальи Геннадьевны. «Метод наглядного моделирования в коррекции фонетико – фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста».
Работу над этой темой она начала в 2014 году в должности учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад № 14 комбинированного вида». В 2014-2015 учебном году в группе компенсирующей направленности детского сада воспитывалось 14 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Проанализировав качество знаний детей, уровень их речевого развития, Наталья Геннадьевна заметила, что в течение учебного года коммуникативная функция речи детей развивается недостаточно высокими темпами. Поэтому её заинтересовал поиск метода, с помощью которого можно было бы повысить качество знаний детей, развить их речь, заинтересовать воспитанников самим процессом познания родного языка. Изучив специальную литературу, используя интернет-ресурсы, она пришла к выводу, что одним из действенных методов в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи, в развитии коммуникативной функции речи у детей является метод наглядного моделирования.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. При этом наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи («стрелка» вместо глагола, «волнистая линия» вместо прилагательного в моделях предложений); схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования; стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми с ФФНР состоит в том, что: во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; - во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью; - в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Новизна данного опыта заключается в том, что Наталья Геннадьевна использовала как традиционные методики развития речи, так и нетрадиционные. Метод наглядного моделирования только входит в практику коррекционной работы. Использование мнемотехники (мнемотаблиц, мнемодорожек и т. д.) является новинкой в работе учителей-логопедов. С помощью картинно-графического плана (мнемотаблицы), представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки и стихи.
Мнемотаблицыܖ особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти используя графическое изображение, воспроизводит стихотворении целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план схему, а по мере обучения ребёнок также активно включается в процесс создания своей схемы.
На начальном этапе моделирования детям предлагается декодировать мнемодорожки –часть мнемотаблицы, состоящая из 3 – 4ܖ изображений.
Для формирования навыка составления рассказа-описания и рассказа по определённой сюжетной линии используются модели включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. В рассказе модель представляет собой схему установления способов связи между предложениями и между структурными частями связного высказывания. Таким образом применяются три основных вида моделей рассказа отражающие различные способы связи фраз:
- цепная связь (предложения «сцепляются между собой одно вытекает из другого);
- параллельная связь (предложение сопоставляются или противопоставляются друг другу);
- лучевая связь (называется объект и каждое предложение раскрывает один из его признаков).
Для детей дошкольного возраста предпочтение отдаётся рассказам цепной и лучевой структуры.
Таким образом, анализ проведённой работы показывает, что использование метода наглядного моделирования в коррекции ФФНРܖ позволяет более целенаправленно развивать коммуникативную функцию речи детей обогащать их активный лексикон закреплять навыки словообразования формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений,ܖ описывать предметы составлять рассказы.
Так же, использование данного метода, Наталья рекомендует использовать не только педагогам, воспитателям, но и родителям. Родители смогут лучше разобраться в таком сложном нарушении как фонетико-фонематическое недоразвитие речи, а значит более грамотно и осознанно участвовать в процессе комплексной коррекции дефекта.