Классные часы
В помощь классным руководителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnost_na_ldu_5_klass.docx | 28.66 КБ |
klassnyy_chas_ko_dnyu_stalingradskoy_bitvy.docx | 23.24 КБ |
viktorina_stalingradskaya_bitva.pptx | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему «На льду развлекайся — безопасности не подвергайся!»
Цели урока:
- Повторить правила поведения на воде.
- Обучать правилам безопасного поведения на льду.
- Учить способам самоспасения.
- Обучать способам помощи людям, терпящим бедствие на льду.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа.
— Существует немало зимних развлечений. Это катание на лыжах, коньках, санках. Обычно во время каникул дети развлекаются вблизи пруда, озера или реки. Как весело покататься на коньках на скованной льдом реке? Но недаром говорят: «На льду развлекайся — безопасности не подвергайся!»
Учитель читает стихотворение.
У большой и глубокой реки
Жили-были одни чудаки.
Был у них непослушный характер!
Выплывали они на фарватер,
В незнакомых ныряли местах,
На непрочных катались плотах.
И дырявую лодку качали,
И не знали тревог и печали.
А однажды, во вторник, как раз,
Разноцветный надули матрац
И поплыли на нём за буйки…
Больше нет чудаков у реки…
-Как вы поняли, что же случилось с чудаками?
- Какие правила они нарушили?
- Мы повторили правила поведения на воде, но и зимой водоёмы таят опасность.
- Как вы думаете, какую? (Можно провалиться под лёд.)
- Что происходит с поверхностью водоёмов с понижением температуры воздуха ниже 0 градусов?
4. Сообщение темы урока. Работа по теме.
- Итак, догадайтесь, какой же будет тема нашего сегодняшнего занятия? («Безопасность поведения на льду»)
Прочность льда.
- Чтобы не попасть в беду нужно знать, что лёд можно считать прочным (выдерживающим вес человека), если его толщина не меньше 10 см.
- Возьмите линейку. Отмерьте пальчиками 10 см. Посмотрите и запомните, какой должна быть толщина льда, чтобы выдержать одного человека.
- Для группы людей или для устройства катка безопасен лёд толщиной не менее 15 см. Отмерьте на линейке. Посмотрите, какая это толщина.
- Но ведь мы не носим с собой линейку! Как же быть? Оказывается, можно определить толщину льда и без линейки!
- Толстый, прочный лёд имеет синеватый или зеленоватый оттенки.
- Тонкий и ненадёжный лёд имеет матово-белый или желтоватый оттенки.
Наиболее опасные места.
- Но даже в крепкие морозы на водоёмах существуют места, где прогулки опасны. Как вы думаете, почему?
Ученик: Наиболее опасные места.
- Хрупким и тонким лёд обычно бывает в тех местах, где в него вмерзают ветки, доски и другие предметы, а также вблизи кустов, деревьев, камыша.
- Непрочен лёд около стоков вод у заводов и фабрик, а также в местах впадения ручьёв или там, где бьют ключи.
- Следует обходить участки, запорошенные снегом или покрытые сугробами, т.к. лёд под снегом всегда тоньше.
- Очень осторожным надо быть в местах, где лёд примыкает к берегу. Здесь лёд, как правило, менее прочен и в нём могут быть трещины.
- Особенно опасен лёд во время оттепели, т.к. он подтаивает и на нём образуются полыньи.
- Так что же получается, что зимой по льду лучше вообще не ходить?
- Если не уверен, то не ходи! А если пошёл, то для передвижения по льду есть свои правила, которые надо помнить и выполнять!
Какие же правила поведения на льду вы знаете?
Какие правила самоспасения вы знаете?
Ученик: Правила передвижения по льду.
- Прежде чем ступить на лёд, посмотри, нет ли поблизости проложенной тропы или свежих следов.
Как вы думаете, почему? (Этот путь уже кем-то проверен.) - Если следов нет, надо внимательно осмотреться и наметить свой маршрут так, чтобы избежать мест, где лёд может быть тонким.
- Следует взять с собой крепкую палку и с её помощью проверять прочность льда. Если после удара палкой о лёд появится трещина или вода, нужно немедленно возвращаться к берегу по своим следам. Причём старайтесь скользить ногами, не отрывая подошв ото льда.
На что это похоже? - Действительно, безопаснее всего переходить водоём на лыжах. – Почему? (Давление на лёд меньше.)
А в опасных местах и на лыжах надо быть осторожным. Крепления лыж надо расстегнуть или ослабить, чтобы при необходимости быстро их сбросить. Лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук. - При передвижении по льду группой необходимо соблюдать дистанцию не мене 4 – 5 метров друг от друга.
Ученик: Способы самоспасения
- Нельзя поддаваться панике.
- Чтобы выбраться на лёд. Надо попытаться, не совершая резких движений как можно дальше выползти на лёд грудью, затем вытащить на лёд одну ногу, а потом другую и откатиться от полыньи.
- Выбравшись на лёд из воды ни в коем случае нельзя сразу вставать на ноги. Нужно, откатившись от полыньи, ползти в ту сторону, откуда вы пришли и где лёд уже проверен.
Лишь ступив на берег, надо бежать, чтобы согреться и быстрее попасть в тёплое место.
5. Правила оказания помощи, провалившемуся под лёд. (Доклад учащегося).
- Если на ваших глазах тонет человек, сразу же крикните ему, что идёте на помощь.
- Приближаться к полынье надо очень осторожно, лучше – ползком, широко раскинув руки. Если есть лыжи, то их лучше подложить под себя. Можно подложить доску и ползти на ней.
- Но подползать к краю полыньи ни в коем случае нельзя. Если вы попытаетесь подать тонущему руку, то лёд обязательно обломится и вы тоже окажетесь в воде!
Лёд выдерживает человека на расстоянии 2-4 метров от края полыньи.
- Постарайтесь протянуть тонущему лыжную палку, лыжу, доску, верёвку. Можно использовать крепко связанные шарфы.
- Лучше, если спасающих несколько. Они могут, взяв один другого за ноги, лечь на лёд цепочкой и подползти к полынье.
- Действовать надо решительно и быстро, т.к. человек, попавший в холодную воду, быстро замерзает, а намокшая одежда не даёт ему долго держаться на воде.
- Вытащив товарища на лёд, следует отползти с ним из опасной зоны и как можно быстрее добраться до тёплого места, чтобы растереть его, напоить горячим чаем и переодеть в сухую одежду.
Игра «Знатоки»
1 вопрос. Как помочь человеку, попавшему в беду недалеко от берега?
Ответ. Оказать помощь можно, не выходя на лёд, передав пострадавшему любое подручное средство – верёвку, доску, шарф, ремень.
2 вопрос. А если беда случилась далеко от берега?
Ответ. Тогда к пострадавшему приближайтесь ползком, захватив с собой доску, лыжи, либо деревянную лестницу.
Если неподалёку оказалось несколько человек, образуйте «живую» цепь: надо лечь и держать за ноги лежащего впереди. Первый в цепочке помогает пострадавшему, подложив под себя доску или лыжи.
3 вопрос. Как долго могут находиться в ледяной воде спасатели?
Ответ. Даже тренированные и закалённые спасатели не могут находиться в ледяной воде более одной минуты. Поэтому здоровье и жизнь пострадавшего зависит от вашей смекалки и быстроты действий.
4 вопрос. Какую помощь следует оказать потерпевшему до приезда скорой помощи?
Ответ. Потерпевшего перенесите в тёплое помещение, снимите мокрую одежду, вытрите досуха и заверните в шерстяное одеяло. Если у спасённого нарушено дыхание, ему нужно делать искусственное дыхание, не дожидаясь приезда скорой помощи. Дайте спасённому горячее молоко, чай или кофе, сделайте ванну или душ (температура воды 35 – 36 градусов)
Внимание: опасные ситуации!
Ситуация первая. Что делать, если вы провалились под лёд, а помощи ждать неоткуда?
● Во-первых, ни в коем случае не поддаваться панике и не терять самообладания.
● Во-вторых, выбираться на лёд надо в ту сторону, откуда вы шли. А не плыть вперёд.
● В-третьих, не следует беспорядочно барахтаться и наваливаться всей тяжестью тела на кромку льда. На лёд надо наползать, широко раскинув руки, чтобы увеличить площадь опоры…
● Выбравшись из полыньи, ни в коем случае нельзя сразу вставать. Нужно сначала откатиться от полыньи и ползти в ту сторону, откуда вы пришли и где прочность льда уже проверена. Лишь ступив на берег, надо уже бежать, пока не окажетесь в тепле.
Ситуация вторая. Что делать, если кто-то другой на ваших глазах провалился под лёд?
● Если на ваших глазах тонет человек, сразу крикните ему, что идёте на помощь.
● Приближаться к полынье нужно крайне осторожно. Лучше - ползком и широко раскинув руки. Если есть возможность, подложите под себя лыжи или доску и ползите на них. Лёд может выдержать человека на расстоянии 3 – 4 метра от края полыньи. Поэтому постарайтесь протянуть тонущему человеку лыжу, лыжную палку, доску, верёвку. Могут пригодиться крепко связанные шарфы…
● Вытащив товарища на лёд, отползите с ним в безопасную зону, доберитесь до тепла, чтобы растереть, напоить его горячим, чаем и переодеть в сухое.
Игра «Можно или нельзя»:
- Переправляться через реки в период ледохода на лодке (нет).
- Находиться на обрывистых берегах рек (нет).
- Заходить на прибрежные льдины (нет).
- Кататься на коньках и санках по льду, который трещит и прогибается (нет).
- При подлёдном лове - класть у лунки доску (да).
- Быть осторожным на льду (да).
Игра «Назови возможные последствия событий»
1.Весной большой соблазн для детей – « прокатится» на льдине.
(Она может не выдержать, внезапно треснуть, на ней можно поскользнуться.)
2.Человек оказался на отколовшейся льдине.
(Вода может унести его вместе с льдиной далеко от берега)
6. Итог урока.
- Давайте подведём итоги нашего занятия.
- О чём мы говорили сегодня на уроке?
- Как определить толщину льда?
- Какой лёд выдерживает вес 1 человека?
- А группу?
Ребята! Будьте внимательными на льду! Я желаю вам З Д О Р О В Ь Я!!!!
Памятка для родителей "Правила поведения и меры предосторожности на водоемах в зимний период"
1.Необходимо помнить, что выходить на лед можно только в крайнем случае с максимальной осторожностью.
2.Во всех случаях, прежде чем сойти с берега на лед, необходимо внимательно осмотреться, наметить маршрут движения и возможного возвращения на берег.
3.Следует остерегаться мест, где лед запорошен снегом, под снегом лед нарастает медленнее.
4.В местах, где быстрое течение, вблизи выступающих на поверхность кустов, осоки, травы, где имеются родники или ручей впадает в водоем, образуются промоины, проталины или полыньи. Здесь вода покрывается очень тонким льдом.
5.Особо опасны места сброса в водоемы промышленных сточных вод, растопленного снега с улиц города, насыщенного разного рода реагентами. В таких местах вода практически не замерзает всю зиму.
6.Безопаснее всего переходить водоем по прозрачному с зеленоватым или синеватым оттенком льду при его толщине не менее 7 см.
7.Прежде чем встать на лед нужно убедиться в его прочности, используя для этого палку. Во время движения палкой ударяют по льду впереди и по обе стороны от себя по несколько раз в одно и то же место.
8.Если вы видите чистое, ровное, не занесенное снегом место, значит здесь полынья или промоина, покрытая тонким свежим льдом.
9.Если на ровном снеговом покрове темное пятно, значит под снегом - неокрепший лед.
10.Очень опасно скатываться на лед с обрывистого берега, особенно в незнакомом месте. Даже заметив впереди себя прорубь, пролом во льду или иную опасность, бывает трудно затормозить или отвернуть в сторону, особенно, если катаются маленькие дети.
11.Для катания на санках, лыжах, коньках необходимо выбирать места с прочным ледяным покровом, предварительно обследованным взрослыми людьми.
12.Необходимо соблюдать особую осторожность на льду в период оттепелей, когда даже зимний лед теряет свою прочность.
ПОМНИТЕ!
1.Человек может погибнуть в результате переохлаждения через 15-20 минут после попадания в воду.
2.В случае треска льда, пригибания, появления воды на поверхности льда, немедленно вернитесь на берег
3.Не ходите по льду толпой или с тяжелым грузом. Лучше всего без необходимости не выходить на лед!!!
4.Если Вы провалились под лед, старайтесь передвигаться к тому краю полыньи, откуда идет течение. Это гарантия, что Вас не затянет под лед. Добравшись до края полыньи, старайтесь как можно больше высунуться из воды, чтобы налечь грудью на закраину и забросить ногу на край льда. Если лед выдержал, осторожно перевернитесь на спину и медленно ползите к берегу. Выбравшись на сушу, поспешите как-нибудь согреться. Охлаждение может вызвать серьезные осложнения.
5.Если на Ваших глазах кто-то провалился под лед, вооружитесь любой палкой, шестом или доской и осторожно, ползком двигайтесь к полынье. Доползти следует до такого места, с которого легко можно кинуть ремень, сумку на ремне или протянуть лыжную палку. Когда находящийся в воде человек ухватится за протянутый предмет, аккуратно вытаскивайте его из воды. Выбравшись из полыньи, отползите подальше от ее края.
Уважаемые родители!
Показывайте детям пример правильного поведения на водоемах. Нет большего счастья, чем видеть наших детей здоровыми и весёлыми!
Уберечь детей - наше общее дело!
Ни в коем случае не ходите весной по льду, особенно под мостами, вблизи поворотов реки и возле берега.
Помните, что весной по утрам лёд ещё крепкий, однако днём под него можно провалиться.
Если при передвижении по ледяной поверхности вы увидите, что наружу проступает вода, немедленно возвращайтесь назад, но ни в коем случае не бегите. Идите скользящим шагом, не отрывая ступней ото льда. Если лёд очень тонкий и трещит под ногами, перемещайтесь ползком.
Не вставайте на отколовшиеся от общей поверхности льдины, так как они могут перевернуться, и вы провалитесь под лёд.
Если человек провалился под лёд
Если вы провалились под лёд, немедленно избавьтесь от предметов, которые держали в руках. Раскиньте руки как можно шире, чтобы удержаться за кромку льда, не повредив её. Переместитесь к тому краю, где вас не унесёт подводным течением. Вылезайте на лёд ползком, не делая резких движений, прижимая грудь к ледяной поверхности. Выбравшись из воды, откатитесь к тому месту, откуда пришли, и дальше передвигайтесь ползком. Если вы не в силах перемещаться самостоятельно, раскиньте ноги и руки как можно шире и зовите на помощь.
Если вы стали очевидцем того, как человек провалился под лёд, немедленно дайте ему знать, что идёте на помощь. Приближайтесь к пострадавшему ползком; если у вас есть такая возможность, подложите под себя доску или лыжи.
К кромке льда не приближайтесь ни в коем случае!
Протяните человеку любой предмет, с помощью которого можно вытащить его из воды — лыжную палку, шест, верёвку, длинный шарф. Вытаскивая пострадавшего из воды, не делайте резких движений. Если вы шли в составе группы, остальные участники должны вам помочь. Для этого тот, кто находится сзади вас, должен лечь на лёд и держать вас за ноги.
Нужно постараться вытащить человека из воды как можно быстрее, чтобы он не замёрз. После того как пострадавший выберется на поверхность, приложите все усилия к тому, чтобы в кратчайшее время доставить его домой или в любое другое тёплое помещение. Затем необходимо снять с пострадавшего мокрую одежду и, надев на него тёплое бельё и шерстяные носки, уложить в постель. Отпаивайте его тёплой жидкостью. Если вы обнаружили, что пострадавший обморозил какую-либо часть тела, действуйте согласно правилам, описанным выше.
Предварительный просмотр:
Классный час ко Дню Сталинградской битвы.
Цель: знакомство с важной исторической датой города-героя Волгограда, со страницей истории нашей страны
Задачи:1. Уточнить и расширить знания учащихся о Сталинградской битве, ее значении в ходе Великой Отечественной войны.
2. Развивать интерес к истории Отечества, истории своего родного края; наблюдательность, любознательность.
3. Воспитывать чувство патриотизма, сплоченности, ответственности.
Ход занятия.
Классный руководитель. Есть в календаре такие даты, которые навечно вписаны в героическую летопись страны. Одна из них — Сталинградская битва, Битва, подобной которой не знала история войн. 2 февраля -день памяти и скорби, мужества и героизма русского народа, одержавшего Великую Победу в битве под Сталинградом.
Клип песни «Сталинград» (А. Вилена)
Ведущий. События Сталинградской битвы отходят всё дальше в историю. Но никогда не сотрутся из памяти события тех грозных лет.
Сообщение учащихся :.
Сталинградская битва началась 17 июля 1942 года.
23 августа 1942 г. - самый трагичный день в истории города.Был страшный авианалет фашистов. В Сталинграде только за этот день погибло около 40 тысяч жителей.
Борьба за город велась непрерывно, днем и ночью. Взять город одним ударом немцам не удалось.
Местом самых ожесточенных боев в Сталинграде стал Мамаев Курган .Это было в январе - самом снежном, самом белом месяце русской зимы. Но земля Мамаева кургана была тогда чёрной. Чёрным был снег, перемешанный взрывами с землёй.
Курган называли красным за преобладавший в те дни цвет его скатов после рукопашных схваток.
Курган называли железным: больше, чем земли, было на его склонах металла - разорванных танковых башен, разбитых орудий, обгоревших машин, искорёженных самолётов, осколков снарядов, авиабомб.
Курган называли мёртвым - в нем нашли себе могилу десятки тысяч человек.
Высота 102 - Мамаев курган - место памяти и скорби, небывалой храбрости и мужества, невероятной любви к Родине. Уже после войны на Мамаевом кургане под Сталинградом была установлена грандиозная 52-метровая скульптура «Родина-мать».
Клип « На мамаевом кургане тишина»
Сообщение учащихся.История сохранила имена героев, чей подвиг поразил современников и стал назиданием для потомков. Мы назовем лишь несколько имен:
Матвей Путилов — связист штаба 308-й стрелковой дивизии. В разгар боя при исправлении поврежденной линии связи ему раздробило обе руки. Истекая кровью, герой дополз до места разрыва линии связи, и, теряя сознание, зубами соединил оба провода.
Василий Зайцев — снайпер 284-й стрелковой дивизии. Он лично уничтожил 242 фашиста, а обученные им снайперскому делу солдаты уничтожили 1106 солдат и офицеров врага. Немецко-фашистское командование, чтобы уничтожить Зайцева, доставило в Сталинград руководителя берлинской школы снайперов майора Конингса. Но через 4 дня и он был застрелен известным снайпером.
Яков Павлов — сержант, возглавивший оборону дома на одной из площадей Сталинграда. Расположение этого дома позволяло вести наблюдение и обстреливать занятую противником часть города на запад, север и юг на расстояние более километра. Группа солдат во главе с Павловым захватила опорный пункт. Немцы подвергли его непрерывному артиллерийскому и минометному обстрелу, атаковали бомбами с воздуха. Но защитники дома стойко держались. 58 дней и ночей они не давали гитлеровцам прорваться на этом участке к Волге.
Самым юным защитником Сталинграда был шестилетний Сережа Алешков. Его мать и брата зверски замучили гитлеровцы. Самого же Сережу нашли в лесу бойцы 142-го гвардейского стрелкового полка 47-й гвардейской стрелковой дивизии. В боевых действиях ребенок, конечно, не участвовал, но старался помогать бойцам: то хлеб принесет, то воду, в перерыве между боями песню споет, стихи почитает. А однажды он спас жизнь командиру полковнику Воробьеву, обнаружив его под обломками землянки и позвав на помощь. Воробьев был спасен. Впоследствии он стал приемным отцом ребенка. Сережа Алешков за участие в Великой Отечественной войне был награжден медалью «За боевые заслуги».
Санинструктор из 214-й стрелковой дивизии Гуля Королева. В первые дни войны она добровольно ушла на фронт. В разгар Сталинградского сражения, во время ожесточенного боя около хутора Паньшино Гуля Королева вынесла 50 тяжело раненных бойцов. Когда наступление наших солдат захлебнулось, она подняла бойцов в атаку, первой ворвалась в окопы противника и несколькими бросками гранат уничтожила 15 вражеских солдат и офицеров. Смертельно раненная, она стреляла по врагу до тех пор, пока оружие не выпало у нее из рук.
Эти имена стали символами героизма и мужества нашего народа. И этот героизм был массовым.
Солдаты -немцы писали письма на родину с таким содержанием Сталинград – это ад. Если мы останемся в живых - это будет чудо. Но в чудеса мы уже не верим.
Видеоролик «Сталинград. Беспримерный подвиг»
Ведущий. Победа под Сталинградом стала крупнейшим событием Второй мировой войны. Она положила начало перелому в ходе боевых действий. С нее началась наша Победа.
Сообщение учащихся: Земля Сталинграда... Обугленная пожарищами, иссеченная металлом, обильно политая кровью. Казалось, никто не воскресит её. С каждого квадратного метра земли Мамаева кургана было собрано до 1250 осколков мин, снарядов, гранат. Они покрывали землю настолько густо, что несколько лет на кургане не росла даже трава.
Зловещих следов войны почти не осталось на возрожденной земле, но она живет в судьбах людей, она смотрит на нас стволами орудий в музеях, длинными списками фамилий на братских могилах, скорбными глазами матерей.
Видеоролик «Сталинград 2 февраля»
Мы помним, мы благодарны людям, которые отдали свои жизни за чистое небо над головой,
мы благодарны всем тем, кто подарил нам мир на земле ценой своей жизни.
Рефлексия. Презентация Викторина о Сталинградской битве.
1. Назовите дату начала Сталинградской битвы. (17.07.1942 г.)
2. Когда закончилась Сталинградская битва? (02. 02.1943 г.)
3. Назовите самый страшный для города день, когда фашистские бомбардировщики совершили более 2 тысяч самолетовылетов. (23.08.42 г.)
4. Сколько дней длилась Сталинградская битва? (200 дней.)
5. За какой срок Гитлер хотел овладеть городом? (За 2 недели.)
6. Какие полки защищали Сталинград в районе Мамаева кургана? (Таращанский, Богунский.)
7. Где находится место, которое защитники Сталинграда называли «главной высотой»? (Мамаев курган.)
8. Назовите высоту Мамаева кургана. (102 метра.)
9. Какой подвиг совершил Паникаха? (06. 09. 1942 г. Михаил Паникаха, будучи охваченный огнем, остановил вражеский танк.)
10. Чем известен Дом Павлова? (10. 10. 1942 г. этот дом захватил и отстоял гвардии ст. сержант Я. Ф. Павлов вместе с группой бойцов-пулеметчиков, отразив 40 контратак противника.)
11. Когда началось контрнаступление советских войск под Сталинградом? (19. 11. 1942 г.)
12. Кто был главнокомандующим немецкой армии? (Генерал-полковник Паулюс; 31 января 1943 г. массовая сдача в плен.)
13. Какие улицы нашего района названы именами защитников Сталинграда?
14. Назовите самые большие памятники защитникам Сталинграда в нашем городе. (Мамаев курган, музей-панорама «Сталинградская битва».)
15. Какое здание осталось невосстановленным со времен Сталинградской битвы? Для чего это сделано? (Здание мельницы - в память о подвиге защитников Сталинграда.)
16. Значение Сталинградской битвы. (Коренной перелом в войне.)
17. Чем награжден город за эту битву? (Орден Ленина, Золотая Звезда Героя.)>
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Когда началась и закончилась Сталинградская битва? июль 1942-февраль 1943 .
Как называлась «Высота 102» на военных картах Сталинграда? Мамаев курган.
. О каком памятнике-ансамбле Волгограда его автор народный художник СССР Вучетич Е.В. сказал: «Камни живут дольше, чем люди, и только люди сделали его бессмертными камнями …» памятник ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане.
Какое название носила операция по контрнаступлению советских войск под Сталинградом?
Зимой 1943 г. Донской фронт взял в плен 90 тысяч солдат и офицеров, 23 генерала и одного… Кого? Генерала-фельдмаршала Паулюса
Сколько человек погибло в Сталинградской битве с обеих сторон? Около 2 миллионов человек
Этот город до войны называли «индустриальным сердцем» региона. А первые 14 месяцев Великой Отечественной войны один из заводов этого города был головным предприятием танковой промышленности СССР, давая до 40% производившихся танков «Т-34″. Назовите этот завод тремя словами. Сталинградский тракторный завод.
Сооружение этого памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» было начато в 1963 году и завершено в 1967 (изначально планировалось открыть его к двадцатилетию победы в Великой Отечественной войне). О каком памятнике речь? Родина-мать
Английский генерал Маккартур восхищался инструктивным приказом генерала Чуйкова времен Сталинградской обороны «Вот стиль истинного джентльмена: генерал Чуйков предлагает солдатам всегда сопровождать эту даму и при входе в помещение пропускать ее вперед». Назовите имя этой дамы. Граната
. Как теперь называется город Сталинград? Волгоград
Сколько дней длилась Сталинградская битва?
Чьим именем после окончания Великой Отечественной войны стали называть дом, в котором во время Сталинградской битвы держала оборону группа советских бойцов?
Этот герой Сталинградской битвы родился в селе Еленинка Челябинской области, как снайпер уничтожил 225 солдат и офицеров противника, в том числе 11 снайперов. Особенно прославился его снайперский поединок с немецким снайпером майором Конингсом . Кто этот герой?
Сколько лет назад закончилась Сталинградская битва? 78 лет назад.