Технология "Этот удивительный ритм"
Создание условий для развития музыкально-ритмических способностей дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология "Этот удивительный ритм" И.А. Новоскольцева | 65.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 50
Технология
развития чувства ритма у дошкольников
«Этот удивительный ритм»
И. Каплуновой,
И.Новоскольцевой
Составитель:
музыкальный руководитель
Швец Елена Анатольевна
г.о. Химки
Актуальность использования
В детской психологии и методике развития речи дошкольников известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания.
И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
Современная жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным воспитанием в детском саду. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: слабое физическое здоровье, неблагополучие внутри семей и дефицит общения с взрослыми, экологические катастрофы, чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое.
Музыка является могучим средством в решении коррекционных, воспитательных, развивающих задач. Организация последовательной, систематической работы на музыкальных занятиях в детском саду над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решением коррекционных, является в наше время актуальной проблемой.
По определению Б.М. Теплова, структура музыкальных способностей включает ладовое чувство, слуховые представления и музыкально – ритмическое чувство. Эти три частные способности и образуют стержень музыкальности, т. е. способности воспринимать смысловое содержание музыки.
Музыкально – педагогические исследования чувства ритма показали, что у детей с общим недоразвитием речи возникают значительные затруднения при выполнении даже простых ритмических заданий. Ритм помогает педагогу быстро найти контакт с детьми музыкально малоразвитыми и соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях.
Речь – не врождённая способность, она формируется постепенно, а недостатки речевого развития корректируются. К 4,5 – 5 годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков, поэтому вводить элементы логоритмики, развивающие такой важный компонент музыкальной структуры, как чувство ритма, в занятия можно начиная со среднего дошкольного возраста.
Дифференцированное использование в детском саду элементов логоритмики, её приёмов и методов развивает у детей с нарушением речи музыкально – ритмический слух, а также формирует осознанное отношение к воспринимаемой музыке.
Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма может быть обеспечено при выполнении нескольких педагогических условий:
- учёт музыкальных предпочтений и вкусов ребёнка;
- использование системы специально подобранных музыкально - игровых заданий для развития чувства ритма;
- создание музыкально – обогащённой среды в детском саду и дома для самостоятельной музыкальной деятельности детей.
В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения безусловную положительную роль играют педагогические материалы по становлению чувства ритма в дошкольном возрасте.
Особое внимание нужно уделить практической разработке «Этот удивительный ритм» педагогов И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой по формированию ритмических способностей детей не только в сфере восприятия, но и в организации движения. В основе их разработок – идея об интеграции движения и его перцепции в эмоциональной окрашенной и субъективно значимой для ребёнка игровой деятельности.
Сильной стороной данной технологии является её дифференциация в соответствии с возрастными особенностями детей, у которых постепенно усложняется восприятие организованных во временные ряды звуковых стимулов, осваиваемых с помощью движения. Этот процесс усвоения ритмической структуры можно ускорить при направленном обучении с помощью музыкальных игр и забав. Если дети от этих музыкально - двигательных упражнений получают удовольствие, то задача формирования чувства ритма будет успешно решена.
Такие упражнения, методы и приёмы работы с ними представлены в педагогической технологии «Этот удивительный ритм».
Цель: создание условий для развития музыкально - ритмических способностей дошкольников.
Задачи технологии:
- Воспитывать у ребёнка интереса к миру музыки, элементарному музыкальному анализу.
- Развивать у детей музыкально – ритмический слух, чувство ритма.
- Формировать основы музыкальной грамоты.
- Обогащать музыкальный опыт детей.
- Активизировать эмоциональные реакции детей на музыку.
- Развивать исполнительские умения и творческие способности.
Принципы построения технологии
- Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.
Обогащение музыкально – сенсорного опыта будет способствовать всестороннему развитию детей.
- Принцип доступности обучения.
При работе с детьми учитывают особенности их развития. Музыкально – ритмический материал отбирают исходя из реальных возможностей детей. Занятия строят таким образом, чтобы дети не чувствовали перегрузок.
- Принцип систематичности и последовательности.
Он предполагает построение системы занятий, позволяющее достичь наиболее оптимальных развивающих результатов.
- Принцип связи обучения с жизнью и практикой.
Весь накопленный музыкально – ритмический опыт может быть использован детьми в других видах деятельности (игровой, учебной, художественной).
5. Принцип педагогической поддержки.
Помогает взаимодействию с детьми в процессе развития у них чувства ритма и обретения и обогащения музыкального опыта. Призывает педагога к чуткому и деликатному сотрудничеству, к оказанию своевременной помощи в затруднительных для ребёнка ситуациях.
Упражнения и игры по развитию чувства ритма, представленные в данной технологии, реализуются в ООД как её неотъемлемая часть, в самостоятельной деятельности ребёнка, в индивидуальной работе с детьми, в работе с педагогами и родителями, а также в досуговой деятельности.
Для лучшего усвоения материала каждая предлагаемая игра неоднократно повторяется и варьируется в течение всего учебного года.
Срок реализации технологии – 4 года. Она условно разделена на 4 ступени, каждая их которых соответствует возрастной группе:
1-ая ступень: 3 – 4 года;
2-ая ступень: 4 – 5 лет;
3-я ступень: 5 – 6 лет;
4-ая ступень: 6 – 7 лет.
Структура содержания технологии
Данная педагогическая технология реализуется посредством использования различных дидактических игр в непосредственно организованной музыкальной деятельности в разделе «Развитие чувства ритма. Музицирование». Данный раздел присутствует в каждом музыкальном занятии.
Занятия по развитию чувства ритма должны носить непринужденный игровой характер, без каких-либо замечаний детям и только с положительной оценкой.
Данная технология состоит из следующих видов игр, которые реализуются на каждой возрастной ступени с постепенным усложнением и неоднократным повторением в течение одного учебного года:
- Игры с игрушками и картинками;
- Игры и с именами;
- Игры с предметами;
- Знакомство с длинными и короткими звуками;
- Ритм в стихах;
- Ритм в музыкальных произведениях;
- Игры с палочками;
- Игры с ладошками.
Методическое обеспечение технологии
1. И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева «Этот удивительный ритм»,
Санкт-Петербург, 2005г.
2. И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева «Праздник каждый день»,
Санкт – Петербург, 2007 – 2012г.
Методические пособия для реализации технологии.
- Магнитная доска
- Магниты разного размера и цвета
- Деревянные палочки
- Мягкие игрушки: кошка, мишка, зайчик, собачка, лошадка и т.д.
- Яркие картинки: белочка, ёжик, лев, крокодил, поросенок
- Ритмические карточки
- Паровоз
- Музыкальные инструменты
- Музыкальный центр
- Пианино
Ожидаемые результаты применения технологии
В результате полного усвоения данной педагогической технологии должны быть созданы условия для проявления следующих знаний, умений и навыков:
Дети:
- Возникновение способности к восприятию и воспроизведению темпа следования звуков, отношений акцентированных и не акцентированных звуков, лежащих в основе музыкального метра.
- Усвоение эталонов тактового метра: от двудольного к четырёхдольному,
а затем и к трёхдольному метру.
3. Появление способности к восприятию и воспроизведению отношений
длительности звуков и пауз, лежащих в основе ритмического рисунка.
4. Развитие музыкально – ритмического слуха.
5. Умение выразительно двигаться под музыку в соответствии с ее характером и ритмом.
6. Желание использования музыкально – ритмического материала в
самостоятельной деятельности.
Родители:
- Повышение интереса к музыкальной деятельности детей.
- Интерес и осознание важности проблемы развития музыкально – ритмического слуха ребёнка.
Педагоги:
- Понимание необходимости сотрудничества в решении общих задач
музыкального развития детей.
- Возникновение интереса к проблеме музыкального воспитания детей.
- Творческий подход к созданию музыкально – обогащенной развивающей среды.
Способы проверки усвоения технологии
Реализация технологии предполагает оценку индивидуального развития дошкольников с целью индивидуализации и оптимизации образования. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики. Чтобы правильно организовать процесс музыкального образования, нужно знать исходный уровень развития музыкальных способностей детей. Для этого проводится мониторинг уровня усвоения программного материала.
Мониторинг осуществляется в процессе организованной образовательной музыкальной деятельности, во время которой музыкальный руководитель наблюдает за детьми, а затем фиксирует свои наблюдения. Мониторинг проводится 2 раза в год: в сентябре и мае.
Уровень усвоения технологии | Качество усвоения технологии |
Сформирован | Программа усвоена на высоком уровне |
На стадии формирования | Не усвоены отдельные возрастные критерии |
Не сформирован | Усвоены только отдельные возрастные критерии |
Из данной диаграммы видно, что положительная динамика уровня усвоения дошкольниками технологии стабильно растёт из года в год.
Можно сделать следующие выводы: работа по данной технологии приносит стабильные, положительные, довольно высокие результаты.
Рекомендации: продолжить дальнейшее использование технологии обучения «Этот удивительный ритм» в музыкальном развитии дошкольников.
Все представленные выше результаты мониторинга свидетельствуют о том, что применяемая мною технология помогает маленькому человеку видеть свои цели, проявлять инициативу, быстро включаться в коллектив, развивать музыкальные способности.
Заключение.
Результатом моей инновационной работы стало то, что с каждым годом всё больше детей проявляют свои творческие способности, становятся более раскрепощёнными и общительными, раскрывают свой внутренний мир, продолжают и в дальнейшем самосовершенствоваться.
Танцевальные ритмопластические этюды, танцевальные композиции на празднике - один из элементов выражения эмоциональной настроенности, веселья, патриотических проявлений, лиричности, силы, здорового духа. Озорные, зажигательные, хороводные и другие музыкально ритмические движения делают праздник выразительным и привлекательно задорным.
В танцевально-ритмопластических движениях происходит наибольшее сближение детей с музыкой, ведь в них есть всё: и ритм, и мелодия, и темп, и импровизация, и аранжировка, для появления желания и стремления согласовывать свои движения с музыкой.
Итогом работы стали выступления на конкурсах, утренниках и развлечениях. Дети ждут их с большим нетерпением, ведь танцы и игры – украшение любого праздника. Детям нравится выступать на праздниках в соответствующих костюмах, а костюмы помогают ярче и выразительнее передать соответствующие образы танца. Именно на таких выступлениях ребята стали более ответственными, дисциплинированными, внимательными. А если зрители ещё и любимые родители, то и радость от успеха чувствуется вдвойне.
Очевидно, что в будущем не каждый станет музыкантом, но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникнут сами по себе, а созреют в его деятельности.
Чтобы в наш бурный век автоматизации и компьютеризации ребёнок не вырос равнодушным и эстетически глухим человеком, нужно продолжить не простую, но очень интересную работу по созданию условий для музыкального развития ребёнка, что поможет вырастить гармонично развитую и творческую личность.
Приложение № 1
Планирование работы по технологии «Этот удивительный ритм»
на учебный год
Месяц | 3 – 4 года | 4 – 5 лет | 5 – 6 лет | 6 – 7 лет |
Сентябрь | «Весёлые ладошки» | «Андрей - воробей», «Котя», «Петушок», «Зайчик, ты зайчик» | «Тук-тук, молотком», ритмические цепочки | Ритмические цепочки, «Комната наша», «Горн», «Хвостатый-хитроватый» |
Октябрь | Знакомство с бубном и треугольником. | Ритм в стихах- «Лошадка», «Где наши ручки?», «Зайчик» | «Кап-кап», таблица «М», «Гусеница», картинки Ёжик и Поросёнок | «Весёлые палочки», пауза |
Ноябрь | «Тихо-громко» | «Лётчик», «Весёлый оркестр», таблица «М» | «Тик-тик-так», ритмические карточки, таблица «IV», «Рыбки» | «Аты-баты», «Ручеёк» |
Декабрь | «Игра в имена», «Паровоз» | «Сорока», «Паровоз» | «Колокольчик», картинки Белочка и Ёжик, ритмические карточки | «С барабаном ходит ёжик», «Гусеница с паузами» |
Январь | «Картинки», «Звучащий клубок», знакомство с палочками | «Барашеньки» | «Сел комарик под кусточек», ритмические цепочки | «Загадка», «Эхо» |
Февраль | «Звучащий клубок», «Учим танцевать» | «Я иду с цветами», «Зайчик», таблица «III» | «По деревьям скок-скок», ритмические карточки | «Две гусеницы», изучаем длительности, ритмические картинки Е, Ж, З, И, К |
Март | Ритм в стихах - «Тигрёнок», игры с магнитами. | «Спой и сыграй своё имя», «Ёжик» | «Жучок», «Жуки» | «Комар», с палочками «Сделай так!» |
Апрель | «Ритмические цепочки», ритм в стихах - «Барабан» | «Божья коровка» | «Лиса», ритмические карточки | «Ворота» |
Май | Повторение пройденного материала | «Два кота» | «Маленькая Юлька», ритмические карточки | «Что у кого внутри», «Дирижёр» |
Июнь | Ритмические цепочки | «Василёк», «Таблица О» | «Федосья» | «Семейка огурцов» |