Тело человека ( для детей старшего дошкольного возраста)

 

Для детей старшего дошкольного возраста

«Тело человека»

 

 

 

Ухо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детские стихи – загадки  про орган слуха.


Ими всё мы слушать можем,                 
Слух у нас отличный!
Но подслушивать негоже,
Это неприлично!
(уши).
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого  нужны,

Нашей Оле ...
(ушки).
Назовите орган слуха.
Дружно, хором! Это - ...
(ухо).
Не лишился друг,  чтоб слуха,
Не кричи ему ты в ...
(ухо)

 

Ухо - это один из важнейших органов, регистрирующих сигналы окружающей среды. Без слуха не было бы речи и музыки, людям было бы намного сложнее договариваться между собой. Уши воспринимают звуковые волны - колебания, возникающие в воздухе или воде

Как работает ухо?

Ушная раковина, как воронка, ловит звуковую волну. Она, пройдя через наружный слуховой проход к барабанной перепонке, усиливается почти в два раза. Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от среднего.

Среднее ухо состоит из барабанной перепонки, барабанной полости, находящихся в ней слуховых косточек (молоточек, наковальня, стремечко) и евстахиевой трубы. Слуховые косточки передают звуковые колебания овальному окну; барабанная перепонка, вибрируя, приводит в движение молоточек, который ударяется о наковальню; она передает колебания стремечку, находящемуся на мембране овального окна.

 

Основные заболевания уха. Наиболее часто встречаются следующие заболевания:

Воспаление среднего уха. Отит возникает как осложнение инфекционных болезней. Появляется боль в ухе, снижается слух.

Отосклероз.  Связан, с разрастанием костной ткани в среднем и внутреннем ухе. Ведет к снижению слуха. Необходима операция.

Тугоухость. Резкое снижение слуха может привести к полной глухоте. Вызывается нарушением кровоснабжения внутреннего уха.

 

 

Головной мозг ЧЕЛОВЕКА.

 

 

 

 

Какой внутренний орган называют «главным командным пунктом всего организма?».

 

СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА

 

 

 

 

 

ПЕЧЕНЬ ЧЕЛОВЕКА

 

 

 

 

 

ЖЕЛУДОК ЧЕЛОВЕКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА

 

 

 

 

ОРГАНЫ ДЫХВНИЯ.   НОС.

 

 

 

 

 

 

ПОЗВОНОЧНИК. СПИНА

 

 

 

 

 

СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

 

 

 

 

СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ГЛАЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗУБЫ ЧЕЛОВЕКА

 

 

 

 

 

    

 

 

 

Дети, посмотрите друг на друга внимательно, обратите внимание на части тела и назовите их.

Ответы детей: голова, туловище, руки, ноги, шея.

Наше тело покрыто кожей. Оттяните правой рукой кожу на левой руке, затем отпустите. Что произошло? Кожа вернулась на своё место, она обладает эластичностью. Кожа защищает наше тело от повреждений. Царапины, ссадины, порезы, ожоги и синяки приходится терпеть именно коже. Человек в коже – это всё равно, что апельсин в кожуре или дерево в коре.

Наша кожа охраняет организм от микробов. Микробы – это мельчайшие невидимые глазу живые существа, некоторые из них приносят нам болезни. Но сквозь здоровую и чистую кожу они в тело не попадут. Кожа для них – как высокий непреодолимый забор.

 

Кожа. Покрывает всё наше тело и защищает его. Она же помогает регулировать количество воды в организме. В жаркие дни поры кожи открываются, мы начинаем потеть и теряем большое количество воды. В холодные дни поры закрыты, и воды в организме остаётся больше. Кроме того, через поры выходят вместе с потом некоторые вредные вещества.

 Скелет.

 Состоит из, более чем двухсот костей.

Скелет – опора для всех мышц и органов, без него тело человека было бы бесформенным и не могло бы занимать определённое положение в пространстве. Кости состоят в основном из кальция, внутри у них находится мягкое вещество – костный мозг. Этот мозг вырабатывает все виды клеток крови, которые затем поступают в кровь по кровеносным сосудам.

Дети, запомните следующие правила ухода за кожей:

1.     Нужно каждый день ополаскиваться тёплой водой, регулярно мыться с мылом и мочалкой.

2.     Если кожа у тебя чешется или ты поранился, ушибся, обязательно скажи об этом родителям.

3.     Не играй со спичками и с огнём, иначе ты можешь сильно обжечься.

4.     В холодную погоду защищай кожу от обморожения. Особенно береги от мороза пальцы рук и ног, кончик носа и уши.

5.     Летом нельзя слишком долго загорать под солнцем, это может привести к опасному ожогу кожи.

6.     Ешь больше свежих овощей и фруктов, пей много молока. Твоя кожа будет чистой и гладкой, если ты будешь получать с пищей достаточно витаминов.

Дети, давайте внимательно рассмотрим части тела. Что есть у нас на голове? Что есть у нас на лице?

Педагог:

- Посмотрите друг другу в глаза, и скажите, какого они цвета. Попробуйте закрыть глаза. Долго мы не можем выдержать, нам хочется быстрее их открыть, чтобы видеть, что происходит вокруг. Глаза являются органом зрения. Через них, как через два сверкающих окна, мы смотрим на наш прекрасный мир.

Ребёнок читает отрывок из стихотворения Н. Орловой “Ребятишкам про глаза”

Посидим совсем немножко,
Сразу сделалось темно,
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно
Ничего вокруг не видно!

Педагог:

Защищают глаза веки с ресницами. Они нужны для того, чтобы в глаза не попали пыль, грязь, мелкие соринки.

 

 Стихотворение “Береги зрение”

К окулисту пришёл крокодил, плакал горько, совета просил:
Я весь день телевизор смотрел, до полуночи с книгой сидел.
Свет обычно включать не любил, в темноте вечера проводил.
Видел все! А теперь не могу! Врач ответил: “Я вам помогу!”
Но при этом с досадой сказал: “Вам беречь надо было глаза!
Непростительное поведение – так испортить хорошее зрение!
В темноте никогда не читайте, телевизор пореже включайте,
И придётся очки заказать, чтобы снова газеты читать!

Педагог:

Выше глаз у нас расположены брови. Для чего они нам нужны? Брови задерживают пот, воду, стекающую со лба. Пот слепил бы глаза и раздражал их.

Ниже глаз расположен нос. Попрошу вас: сделайте глубокий вдох через нос, а затем выдохните. Носом мы дышим. Кроме того, носом мы различаем запахи. Как много запахов вам известно? Без труда по запаху мы можем узнать, что готовится в кухне. Мы различаем запахи живых цветов, костра, духов.

Большинство животных чувствуют запахи ещё лучше, чем люди. Например, олень чувствует запах врага на огромном расстоянии и успевает убежать или спрятаться.

Внутри носа что-то постоянно движется – это реснички, которые задерживают пыль, чтобы она не проникала дальше в наш организм.

 

- Итак, носом мы воспринимаем окружающие запахи и дышим.

 

Сстихотворение Э. Мошковской “Мой замечательный нос”

 

 

Я ничего не знаю,
И вдруг мой нос говорит,
Что где-то и у кого-то
Что-то сейчас подгорит!
Я ничего не знаю,
Это нос доложил:
Кто-то купил апельсины,

 

И, во-о-он туда положил!

Я ничего не знаю
Я в духоте сижу,
Нос говорит: “Погуляем?
Очень тебя прошу!” 
Ходишь с ним и гуляешь,
Он говорит со мной,
Он говорит: “А ты знаешь,
Пахнет уже весной!”

 

 

ГУБЫ

 

Ниже носа находится рот, вокруг рта – губы. Во рту человека находятся слюнные железы, которые постоянно вырабатывают слюну. Когда мы не едим, слюны во рту мало. Во время еды слюнные железы вырабатывают больше слюны. Без слюны мы бы и кусочек хлеба не проглотили.

 

 

 

 

Во рту у нас находятся зубы.

 

Чтобы организм человека хорошо работал, все должны питаться. Каждый день человек употребляет пищу. Из тарелки пища попадает в ложку и отправляется в рот. Отсюда и начинается удивительное путешествие пищи.

У взрослого человека из 32. Зубы состоят из самого твёрдого вещества, которое есть в нашем организме. Это вещество намного прочнее, чем кости. Но ведь зубы и должны быть такими прочными, ведь мы пережёвываем ими пищу три раза в день в течение всей жизни.  Во рту есть зубы. Они измельчают и перетирают пищу на мелкие кусочки. Слюна смачивает пищу, чтобы она легче прошла свой дальнейший путь, по пищеводу в желудок.

 

С правой и левой стороны головы у человека находятся уши.

 

-  Потрогайте их. Почти при каждом движении раздаётся звук: стук, шорох, пение, речь. Мир полон звуков. Все эти звуки мы различаем с помощью ушей.

 

Для того  чтобы слышать как можно лучше, нужно соблюдать определённые правила:

 

1.     Никогда не засовывай ничего ни в своё ухо, ни в чужое.

2.     Если ты почувствуешь боль в ухе, обязательно скажи об этом родителям.

3.     Никогда не кричи никому в ухо. Это может повредить слух.

4.     Приучись включать телевизор на небольшую громкость. От громкого звука слух ухудшается.

5.     Не забывай мыть уши.

 

Игра:  «Из чего же состоит тело человека»?!

Повторяйте за мной и показывайте то, о чём мы будем говорить.

- головушка – солнышко (гладят голову),
– лобик – бобик (набычиваются),
– носик – абрикосик (закрывают глаза и пальцем дотрагиваются до кончика своего носа),
– щёчки – комочки (мнут пальцами щёки, осторожно трут их ладонями),
– губки – голубки (вытягивают губы в дудочку),
– глазки – краски (раскрывают пошире глаза, смотрят на мир, любуясь его красотой),
– реснички – сестрички (моргают глазами),
– ушки – непослушки (трут тихонько пальцами свои уши),
– шейка – индейка (вытягивают шею),
– плечики – кузнечики (дёргают плечами вверх – вниз),
– ручки – хватушки (имитируют хватательные движения),
– грудочка – уточка (грудь колесом),
– пузик – арбузик (выпячивают живот вперёд),
– спинка – тростинка (выпрямляют спину),
– ножки – сапожки (топают ногами).

 

 

Послушайте  загадки!

 

 

 

 

 

 

 

На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются.  /Глаза/

 

 

Вот гора, а у горы две глубокие норы,
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит! /Нос/

                                

                                 

На одной горе много травы,
Да скот эту траву не ест. /Волосы/

 

 

Твои помощники – взгляни –
Десяток дружных братцев,
Как сладко жить, когда они
Работы не боятся! /Пальцы/

 

 

 

Мы на них стоим и пляшем,
Ну, а если им прикажем,
Нас они бегом несут,
Подскажи, как их зовут?  /Ноги/

 

 

 

Тридцать два молотят,
Один поворачивает. /Зубы и язык/.

 

 

 

 

 

Все,  вроде разные на вид, люди.  Но есть у каждого – руки, и ноги, и рот,

 два уха, два глаза и нос. Но, какими бы, мы небыли разными, все равно похожи своим телосложением. Ребята давайте вспомним еще раз, из каких частей состоит тело человека.

 

Игра: «Доскажи словечко».

 

Быть у каждого,  должна,    

Очень "умной" ……(голова).

 

Я верчу ей как умею

Голова сидит на…. (шее)

Животик, спинка, грудь,

Их вместе всех зовут ….(туловище).

 

Съел еду я всю, и вот

Мой наполнился живот.

 

На прогулке не забудь

Закрывать от ветра ….(грудь).

 

Руки – чтоб ласкать, трудиться,

Воды из кружечки ….(напиться).

 

На руке сидят мальчики

Очень дружные ….(пальчики).

 

Бегут по дорожке

Резвые ….(ножки).

 

Спотыкнулся  через Генку,

И ушиб себе ….(коленку).

 

Игра «Найди на ощупь названную часть тела».

 

Дети становятся парами, одному ребенку из пары закрывают глаза, и он должен найти названную педагогом часть тела. Потом дети меняются местами.

 

Педагог:

 

Есть четыре помощника на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик – запах различать.

 

Игра «Часть и целое»

 

Целое – лицо человека (в кругу).

Части – лепестки (ухо, рот, нос, глаз), выкладывают в виде цветка.

 

- А сейчас мы отдохнем и опять играть начнем.

 

Физминутка.

 

Живут мальчики – веселые пальчики.

Озорные ножки ходят по дорожке.

Шея крутит головою,

Повторяйте все за мною.

Вправо, влево оборотик,

Покажите мне животик.

Наше тело подтянулось

И вперед слегка нагнулось.

Как березонька стройна

Стала ровною спина.

А теперь все подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Повторить 2 раза.

 

Педагог.

-  Знать строение нашего тела, значит знать самих себя. Чем больше вы узнаете о себе, тем лучше. Внутри тела находятся органы, которые помогают человеку, расти и развиваться.

Ребята положите руку на грудную клетку, как я. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуете, как внутри что-то стучит?

Дети. Да.

Язык.

 Мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой и расположенный в полости рта. Благодаря оболочке, покрывающей язык, мы чувствуем вкус. Мышцы языка помогают нам при пережёвывании пищи. Те же самые мышцы двигают язык, когда мы разговариваем.

 Почки.

 Две, похожие по форме на фасолины величиной с кулак. Расположены в задней области брюшной полости ниже рёбер, по обе стороны от позвоночника. Почки очищают кровь от вредных веществ – отходов, которые выводятся из организма с мочой. Почки также следят за тем, чтобы вещества, необходимые организму для нормальной жизнедеятельности, сохранялись в крови.

 Сердце.

 

Сердце очень важный орган. Увидеть его мы не можем, но можем услышать, если приложим руку к грудной клетке, как только что сделали.

Как выглядит сердце?

(ребенок показывает на схеме орган – сердце).

 Сердце человека размером чуть больше его кулака. Сожмите свой кулачок, и мы увидим, у кого какое сердце.

Ребята расскажите, как работает сердце?

 Сердце работает и днем, и ночью без отдыха. Оно как насос перегоняет кровь по всему организму.

 

Тук, тук, тук

Стучит сердечко,

Точно также,

Как мотор.

Если так стучит сердечко,

Значит, человек здоров.

-Сердце важный орган.

 

Дыхание.

 

А теперь замрем и прислушаемся к своему организму. Что еще вы чувствуете и слышите.

Дети. Мы слышим свое дыхание.

Педагог: У человека есть еще один важный орган, который, как и сердце работает без перерыва.

Что это за орган?

Дети. Это легкие у человека их два. (Показывают на схеме)

Педагог

Может ли человек прожить без дыхания?

Давайте попробуем, на несколько секунд задержать дыхание. Не получается. Значит, человек не может жить без дыхания.

Ребята во время вдоха мы вдыхаем определенное количество воздуха. У всех оно разное и зависит от объема легких. У взрослых он больше, а у детей меньше.

-Хотите посмотреть какой объем легких у вас?

-В этом нам поможет воздушный шарик.  Наберите,  побольше воздуха в легкие, а затем выдохните его в воздушный шарик и сразу зажмите.

(Дети выполняют задание)

 

- Теперь мы знаем у кого какой объем легких.

 

 

 

 

Печень.

 

 Самый крупный орган. Она расположена ниже диафрагмы, в верхней части брюшной полости. Печень трудится гораздо больше, чем любой другой орган. Она накапливает белки, жиры и углеводы и выделяет их в кровь. Печень очищает кровь от вредных продуктов.

 

 

 

 

Желудок.

 

 Педагог:

 Верно. А как выглядит желудок?

(дети показывают на схеме орган – желудок)

Педагог:

- Правильно. В желудке пища переваривается и превращается в питательные вещества, полезные нашему телу. Из желудка пища

попадает в кишечник, откуда в виде остатков естественным образом выходит наружу.

Есть в нашем организме еще много органов и один из них это почки.

(ребенок на схеме показывает орган – почки)

 У человека две почки.

Педагог:

 - Для чего человеку нужны почки?

Дети. Почки очищают кровь.

Педагог:

- Правильно.

Сейчас я вам предлагаю сесть за стол и найти каждому органу свое место.

(Дети выкладывают органы внутри контура человека: сердце, легкие, желудок, кишечник, почки).

 Педагог:

- Теперь вы видите, что человеческий организм очень сложный и все в нем взаимосвязано.

Педагог:

- Кто знает, что нужно организму, чтобы человек был здоров, рос и развивался.

Дети. Человек должен употреблять полезные продукты, в которых содержатся разные витамины.

 

Педагог:

-  Витамины очень важны для здоровья. Их очень много, но самые главные – это витамины  А, В, С, Д.

(Детям дается рисунок тела человека. Вокруг расположены буквы – обозначающие витамины, содержащиеся в продуктах. От каждого витамина к определенному органу проходит линия лабиринта).

Педагог:

-  Проведите дорожки лабиринта, и вы узнаете какой витамин, больше влияет на тот или иной орган.

(Дети проводят линии)

Витамин   А – зрение.

Витамин   В – сердце.

Витамин   С – органы дыхания.

Витамин   D – скелет.

 

КРОССВОРД

                                          Части тела

 

КРОССВОРД

Внутренние органы

 

 

 

 

 

Скелет человека

 

Скелет человека принято разделять на четыре отдела: скелет головы (это череп), скелет туловища (это позвоночник и грудная клетка, состоящая из грудины и двенадцати пар ребер) и скелеты рук и ног.

 

Череп защищает самый важный орган человеческого тела – мозг, грудная клетка – сердце и лёгкие, позвоночник служит опорой всему скелету и защищает спинной мозг, а кости нижних и верхних конечностей, соединённые между собой суставами и мышцами, могут выполнять самые различные движения.