Этикет в профессиональной культуре педагога.
Этикет в профессиональной культуре педагога
Эффективное и устойчивое функционирование системы образования в решающей степени зависит от уровня профессиональной подготовки и развития личности педагога, от его нравственных предпочтений и ориентаций в сфере педагогического общения, выбора методов обучения.
Сфера деятельности педагога - это зона доверия между людьми, поэтому педагог должен быть не только хорошим специалистом, профессионалом, но и обладать высоким уровнем педагогической культуры. Важным слагаемым профессии культуры педагога, является педагогическая этика. Сейчас говорить об этической стороне профессиональной культуры педагога как никогда актуально, так как успешно решать сложные задачи, поставленные реформой общеобразовательной и профессиональной школы, может лишь тот педагог, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности. Именно культура и высокая нравственность делают педагога личностью.
На педагога возложена ответственная миссия: не только обучать (развивать интеллектуальные способности, закладывать определенные знания), но и воспитывать новое поколение. Потому важной составляющей профессиональной культуры современного педагога, является его духовно-нравственная культура и этика.
Педагог участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через педагогический и ученический коллективы, через родительскую общественность. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали. Сейчас говорить об этической стороне профессиональной культуры педагога как никогда актуально, так как успешно решать сложные задачи, поставленные реформой общеобразовательной и профессиональной школы, может лишь тот учитель, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности. Именно культура и высокая нравственность делают педагога личностью.
Разработка проблем педагогической этики изложена в трудах В.А.Сухомлинского, В.И.Писаренко, И.В.Чернокозова.
Современные исследователи также считают необходимым исследовать проблематику педагогической этики. Большой вклад в понимание проблематики педагогической этики внесли В.И. Андреев, Д.А. Белухин, Б.С. Гершунский, Иванов В.В., Писаренко В.И., Писаренко П.Я., И.Г. Шапошникова и другие.
Вопросы профессионально-педагогической подготовки педагога, в том числе и к выполнению культуротворческой функции, в отечественной науке уже рассматривались П.П. Блонским, Н.К. Крупской, А.В. Луначарским, А.С. Макаренко, С.Т. Шацким,
В.А. Сухомлинским.
Особый интерес в плане нашего исследования представляют труды Н.М. Бавченкова, А.В. Барабанщикова, Т.Ф. Велоусовой, Е.Б. Гармаш, Т.В. Ивановой, И.Ф. Исаева, Н.Б. Крыловой, посвященные разным аспектам культуры личности, в том числе педагога М.Я. Виленским, С.М. Шилковым определены гуманистические ценности профессионально-педагогической культуры.