5. ИННОВАЦИИ

Александрова Елена Викторовна

     Участие в информатизации и компьютеризации школьного процесса учебной и внеурочной деятельности. в том числе в реализации ФГОС, ФООП, развитии функцирнальной грамотности в качестве участника проекта "Школа Минпросвещения России.

     Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.

     Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Открытый банк заданий для оценки читательской грамотности

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Структура урока по ФГОС Этап мотивации

Слайд 2

Цель современного образования: развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.

Слайд 3

Учебная ситуация - особая единица учебного процесса, в которой учащиеся под руководством учителя определяют предмет своего действия, исследуют его, ставят цели своей деятельности и планируют ее.

Слайд 4

Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят . Ребёнок должен знать, зачем ему это .

Слайд 5

Уроки по целеполаганию делятся на четыре группы: 1) уроки «открытия» нового знания; 2) уроки отработки умений и рефлексии; 3) уроки общеметодологической направленности; 4) уроки развивающего контроля .

Слайд 6

Основные этапы урока по ФГОС: мотивация (сопоопределение к деятельности), актуализация знаний, рефлексия . Ключевым этапом в структуре урока открытия новых знаний является первичное закрепление .

Слайд 7

Мотивация – побуждение к действию.

Слайд 8

Мотивация - начальный этап урока, который призван сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала.

Слайд 9

Личностные: - сформированность потребности в самовыражении а самореализации, - сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Познавательные: - умение строить речевое высказывание, - анализ объектов с целью выделения признаков, Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Слайд 10

Коммуникативные: - умение передавать информацию интонацией, - слушать, - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, - умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Слайд 11

ХОЧУ! НАДО! МОГУ!

Слайд 12

МОТИВАЦИЯ НАСТРОЕНИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Слайд 13

В ажно настроить детей на работу, высказать добрые пожелания, дать моральную поддержку. У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Слайд 14

На данном этапе необходимо помочь детям оценить свои личностные качества , необходимые или мешающие успешному обучению.



Предварительный просмотр:

Структура урока по ФГОС. Этап митивации.

Когда современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт, перед образовательными организациями была поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования стало развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности. Особенность ФГОС – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося.

Изменился и подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения инновационных методов. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять?

 В своих методических рекомендациях мы попытались объединить материал, который необходим учителю,  работающему по ФГОС. Мы искали наиболее продуктивные и целесообразные методы работы, наиболее интересные формы. Надеемся, что информация поможет в работе начинающим учителям и их наставникам.

Итак, структура ФГОС вводит новое понятие — «учебная ситуация». То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.

Отсюда, правила на каждый день, которые помогут учителю:

- Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят.

 - Ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка.

Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения.

Так, если в старших классах можно оперировать уже накопленными знаниями, то в начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

1) Уроки «открытия» нового знания;

2) Уроки отработки умений и рефлексии;

3) Уроки общеметодологической направленности;

4) Уроки развивающего контроля.

На уроке любого типа основными этапами являются: мотивация (сопоопределение к деятельности), актуализация знаний, рефлексия. Ключевым этапом в структуре урока открытия новых знаний является первичное закрепление. Именно эти этапы мы осветим на семинаре.

Рассмотрим этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Что такое мотивация? Это двигатель всего на планете. Если у нас нет мотива, у нас нет и действия. Если рассматривать это понятие с точки зрения психологии, то мотивация – это побуждение к действию. С точки зрения педагогики – это некое эмоциональное состояние, которое побуждает ученика к самостоятельным действиям.

Что касается мотивации, как этапа современного урока, то это – начальный этап урока, который призван сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала.

Основная цель этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности – выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

На данном этапе формируются следующие УУД:

Личностные:
- сформированность потребности в самовыражении а самореализации,
- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение передавать информацию интонацией,
- слушать,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации,
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:
- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Для реализации этой цели необходимо:

- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); организация понимания («надо») состоит в том, что учащиеся актуализируют представления о принятых в классе требованиях к ним как ученикам (например, правила коммуникации, к поведению на уроке, то есть к тому, как они будут «учиться»);

- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Надо иметь ввиду, что интерес – это синоним к слову мотивация. Так как же сформировать его у ребёнка? Для этого существует множество приёмов. Я расскажу о некоторых из них.

Приёмы и методы работы:

  1. На данном этапе урока важно настроить детей на работу, высказать добрые пожелания, дать моральную поддержку. У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. Урок начинается с приветствия учителя.

Существует приём «Психологический тренинг»

Это психологическая установка на урок: урок начинается со слов учителя: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
- Я в школе на уроке,
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
- Внимание моё растёт.
- Я как разведчик, всё замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Я работаю!

Также положительно настроить учащихся на работу, помогут более короткие и простые фразы:

* Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

* Улыбнитесь друг другу. Это поможет преодолеть трудности.

* Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.

* Если вы любите свою школу, похлопайте в ладоши.

* Если хотите получить удовольствие от урока, прошу вас быть моими активными помощниками, слушать меня внимательно, отвечать правильно и полно.

* Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:

нас, всё, у, сегодня, получится!

Произнесём это предложение хором, «разбудим» наши голоса.

- У нас сегодня всё получится!

*Мы с вами сегодня будем исследователями, а для этого потребуется выполнение определённых инструкций. Слушайте очень внимательно и выполняйте то, о чём я буду говорить.

Тетрадь наклонно положу.

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу.

На «отлично» напишу.

- Кто внимательно слушал, тот попробует ответить на вопрос: «Какие согласные звуки встречаются в этом стихотворении чаще других?» (шипящие согласные звуки)

Последний приём не только эмоционально настраивает на успешную работу, но уже может быть связан непосредственно с темой урока. Например, в начальной школе с темами, связанными с согласными шипящими звуками, в средней школе – изучение раздела «Фонетика».

2. Ещё один приём настраивает детей, непосредственно на процесс обучения. Учитель предлагает подумать, что пригодится ребятам для успешной работы на уроке, дети высказываются.

* Для чего нам нужен этот урок?

* Каким вы хотите увидеть наш урок?

* Какие цели сегодня поставите перед собой?

* Что поможет вам в этом?

«Оратор»

- За 1 минуту убедите своего собеседника (весь класс), что изучение этой темы просто необходимо.

«Эмоциональный отклик»

Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.
Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через  признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт.

- Что вы уже знаете об этой теме?
- Подберите слова об этом или на эту тему….
- Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!
(Не правда ли, звучит как открытие!)

3. Следующие приёмы помогают детям оценить свои личностные качества, необходимые или мешающие успешному обучению.

 «Нужные качества»

- Сейчас мы поиграем в игру «Нужные качества». Я буду вам бросать мяч (можно просто отвечать с места по очереди или по желанию), а вы мне назовёте качество человека, которое помогает в учёбе (обычно дети называют внимание, старание, память, умение слушать, хорошо себя вести и т.д.)

«Продолжи предложение»

Детям предлагается продолжить предложение. «Учеником быть хорошо (интересно), потому что…» (обычно дети отвечают: «Потому что узнаем много нового и интересного, полезного и т.д.»

 «Пожелание друг другу».

Детям предлагается пожелать кому-нибудь из класса чему-нибудь научиться. Например: «Желаю Даше научиться писать без ошибок». Так дети обмениваются пожеланиями и настраиваются на учёбу.

Целесообразно использовать в классе, где ребята уже хорошо знают друг друга, доброжелательно относятся друг к другу. В любом случае необходимо следить, чтобы высказывания детей не переходили в насмешки или оскорбления.

«Корзина чувств»

- Ребята у меня в руках невидимые корзины (можно использовать визуальные образы корзин). Одна корзина с такими чувствами и качествами: радость, удовлетворение, восхищение, доброта, старание ит.д.

- А другая корзина пустая, в которую вы можете положить свои чувства и качества, которые мешают вам учиться: раздражительность, плаксивость, нетерпеливость,  лень, эгоизм  и т.д.

Дети берут нужные качества и чувства и кладут ненужные, проговаривая вслух.

4. Положительная мотивация через девиз, эпиграф урока. 

«С маленькой удачи начинается большой успех»

«У нас всё получится!»

– Что необычного вы видите на экране?

– Почему такой девиз? (Мы будем открывать новые знания)

«В одиночку не одолеешь и кочку».

– Объясните смысл. (Одному человеку нелегко, а вместе любая работа по силам). Вот мы все вместе и будем трудиться на уроке.

5. Рифмованное начало урока. Организация рабочего пространства, настрой на работу. Более уместно в начальной школе.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книга и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

 

Прием «Интрига»

В начале урока задается интересный, неожиданный вопрос, на который ответить ученики смогут лишь по окончанию занятия.

«Побуждение»

На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся:
- актуализировать мотивы предыдущих достижений   («мы хорошо поработали над предыдущей темой»);
- вызывать мотивы относительной неудовлетворенности («но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»);
- усилить мотивы ориентации на предстоящую работу («а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях»).


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Примеры заданий для формирования читательской грамотности на уроках русского языка.

1. Задания, развивающие умение находить и извлекать информацию

В руке Солодовкина я вижу птичку.

- Бери в руку. Держи – не мни… - говорит он строго. – Погоди, а знаешь стих – «Птичка Божия не знает ни заботы, ни труда»? Так, молодец. А «Вчера я растворил темницу воздушной пленницы моей»? Надо обязательно знать, как можно! Теперь сам будешь, на практике. В небо гляди, как она запоет, улетая. Пускай!..»

Я до того рад, что даже не вижу птичку, - серенькое и тепленькое у меня в руках. Я разжимаю пальцы и слышу – пырх… - но ничего не вижу, на воробья похожа. Я даже ее целую и слышу, как пахнет курочкой. И вот она упорхнула вкось, вымахнула к сараю, села… - и нет ее! Мне дают и еще, еще. Это такая радость! Пускают и отец, и Горкин. Старый кучер Антип подходит, и ему дают выпустить. В сторонке Денис покуривает трубку и сплевывает в лужу. Отец зовет: «Иди, садовая голова!» Денис подскакивает, берет птичку, как камушек, и запускает в небо, совсем необыкновенно. Въезжает пролетка, вылезают наши и тоже выпускают. Проходит Василь-Василич, очень парадный, в сияющих сапогах в калошах, грызет подсолнушки. Достает серебряный гривенник и дает Солодовкину: «Ну-ка, продай для воли!» Солодовкин швыряет гривенник, говорит: «Для общего удовольствия пускай!» Василь-Василич по-своему пускает – из пригоршни.   (По И.С. Шмелеву)

Задание 1. Какое высказывание соответствует теме текста?

Это текст о (об)

  1. удовольствии выпускать птиц на волю в светлый весенний  день;
  2. конфликт между Солодовкиным и Василь-Васильевичем из-за денег;
  3. полете птиц, выпущенных на волю, и их радостном пении;
  4. о разных способах выпускать птичек на волю.

Задание 2. Используя приведенные ниже утверждения, восстановите последовательность событий в тексте.

А. Во двор въезжает пролетка.

Б. Солодовкин вкладывает в руку мальчика птичку.

В. Денис выпускает птицу особым способом.

Г. Солодовкин экзаменует рассказчика на знание стихов о птицах.

Д. Василь-Василич предлагает продать ему птицу.

Запишите буквы в нужной последовательности.

Задание 3. Почему Солодовкин отшвырнул монету?

Найдите а тексте предложение, содержащее ответ на этот вопрос, выпишите его и поясните, как вы понимаете его смысл.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2. Задания, развивающие умения интегрировать и интерпретировать информацию.

Прочитайте текст «Волшебник» и выполните задания к нему.

ВОЛШЕБНИК  (Фантастическая юмореска)

Я летел над самой водой. Повторяя крутой поворот реки, не успел заметить лодку и больно ушиб ноги. В лодке сидели двое мальчишек лет по четырнадцать. Тот, что работал вёслами, был худой и рыжий. Второй – крепкий, в выгоревшей тельняшке, – правил рулём.

– Больно? – спросил «морячок».

– Терпимо, – ответил я.

– Да вы присаживайтесь, – предложил рыжий. – Я Женя. Его Славой зовут. А вас как?

– Волшебник, – представился я.

Мальчишки заулыбались.

– Вы нас за маленьких-то не считайте, – сказал Слава.

– Откройтесь, – предложил Женя. – Только нам.

– В чём? – улыбнулся я.– В чём мне открыться?

– Давно на Земле? Откуда прибыли? Честно, мы никому не расскажем.

– На Земле я уже несколько тысяч лет живу, – ответил я. – Коренной житель. Сказки-то читаете?

– Не-а, – мотнул головой Слава.

– Мы больше фантастику, – сказал Женя. – Мы понимаем... – Он глубоко вздохнул. – Земляне не созрели для контакта.

– Ребята! – возмутился я. – Волшебник я! Земной!

– Да-да, – протянул Слава. – У вас хорошая маскировка.

– Я сейчас докажу вам, – твёрдо сказал я. Превратился в чёрного кота и для верности пару раз мяукнул.

– Перевоплощение, – уныло сказал Женя.

– В фантастике давно встречается, – подтвердил Слава.

– Хорошо. Смотрите!

Я поднялся в воздух метров на тридцать. Сделав над речкой круг, вернулся на скамейку:

– Антигравитация, – протянул Женя. – Так из какой вы системы? Сириус? Альфа Центавра? Альдебаран?..

Я исчез и тут же появился на берегу речки. Потом снова возник на скамейке.

– Телепортация, – объяснил Женя.

– Мгновенное перемещение, – перевёл Слава. – Старо и знакомо.

– Погоду только не трогайте, – предупредил меня Женя. – А то напустите дождя, сохни потом.

Я лихорадочно соображал, что ещё сделать. Волшебник я, в конце концов, или нет?! – Хоп!.. – И я протянул мальчишкам дюжину книжек из «Библиотеки фантастики». – Дарю! Их глаза загорелись радостью.

 – Да, на это способен только волшебник, – сказал Слава. Но я ещё не разучился читать мысли. Из благодарности за книжки они сделали вид, что поверили мне. А я сделал вид, что поверил им. Что ж, не худший вариант для прощания. Я помахал им рукой и полетел дальше. (По Р. Кутовому)

Задание 1. Как вы считаете, был ли главный герой действительно волшебником? Ответьте ДА или НЕТ и объясните свою точку зрения, опираясь на текст.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. В тексте рассказчик говорит: «Я лихорадочно соображал, что ещё сделать». Объясните, почему герой произносит эту фразу.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Почему в конце разговора мальчики всё-таки назвали главного героя волшебником? Отметьте ОДИН правильный ответ.

А. Мальчики наконец удостоверились в его способностях.

Б. Женя и Слава выбрали вежливый способ завершить разговор.

В. Герои таким образом выразили признательность за подарок.

Г. Ребята «подыграли» собеседнику, чтобы тот не забрал книги.

3. Задания, развивающие умение осмысливать и оценивать содержание и форму текста.            

                                                 В берёзовой роще

Я сидел в берёзовой роще в сентябре. С утра перепадал дождик, сменяемый солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то всё заволакивалось облаками, то вдруг местами расчищалось. И тогда из-за туч показывалась лазурь, ясная и ласковая. Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья шумели над моей головой. По одному их шуму можно было узнать, какое стояло время года. То был не трепет весны, не говор лета, не лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаком. Она то озарялась вся: тонкие стволы не слишком частых берёз внезапно принимали нежный отблеск белого шёлка, лежавшие на земле мелкие зубчатые листья вдруг пестрели и загорались, а красивые стебли высоких кудрявых папоротников так и сквозили, бесконечно путаясь и пересекаясь перед глазами. То вдруг опять всё кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли, берёзы стояли все белые, без блеску. Белые, как только что выпавший снег, до которого ещё не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца; и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь. Листва на берёзах была ещё почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна, молоденькая, вся красная или вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце, когда его лучи пробивались сквозь частую сетку тонких веток, только что смытых сверкающим дождём. (По И.С. Тургеневу)

Задание1. Какой смысл автор текста «В берёзовой роще» вкладывает в слова «дремотная болтовня»?

1) Шум листвы почти не зависит от времени года.

2) Звуки листьев напоминают о поздней осени.

3) Листья едва шумели над головой рассказчика.

4) С самого утра моросил мелкий дождик.

Задание 2. Элина и Семён прочитали текст «В берёзовой роще» и решили обсудить прочитанное.

Эвелин сказала, что текст И.С. Тургенева посвящён изображению сентябрьского дождя.

А Семён настаивал, что автор уделяет основное внимание детальному описанию берёзы в осеннее время.

 С кем из ребят вы согласны? Объясните свой ответ на основе прочитанного текста. Приведите два примера из текста.

Ответ: ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

                   Характеристика заданий и критерии оценивания

Задания 1-й группы:

Задание №1:

 Содержательная область оценки: 1. Чтение для личных целей

 Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию

 Контекст: личный

 Тип текста: сплошной (рассказ)

 Уровень сложности: низкий

 Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа

 Объект оценки: умение находить и извлекать одну единицу информации

Система оценивания:

1 балл – если указан ответ 1.

0 баллов – другие ответы.

Задание№ 2:

 Содержательная область оценки: 1. Чтение для личных целей

 Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию

 Контекст: личный

  Тип текста: сплошной (рассказ)

 Уровень сложности: средний

 Формат ответа: установление последовательности букв

 Объект оценки: умение видеть взаимосвязь предложений в тексте и устанавливать последовательность их расположения;

Система оценивания: 2 балла – если дан ответ БГВАД;

1 балл – если допущена одна ошибка;

0 баллов – если допущено более одной ошибки.

Задание № 3:

 Содержательная область оценки: 1. Чтение для личных целей

 Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию

 Контекст: личный

 Тип текста: сплошной (рассказ)

 Уровень сложности: средний

 Формат ответа: задание с развёрнутым ответом

 Объект оценки: умение находить и извлекать одну единицу, объяснять свой выбор.

Система оценивания: 2 балл – выписано последнее предложение текста и дано обоснованное пояснение выбора.

1 балл – выписано последнее предложение текста, но не дано обоснование;

 0 баллов - выбран любой другой ответ или ответ отсутствует.

 

Задания 2-й группы:

Задание №1:

 Содержательная область оценки: 1. Чтение для личных целей

 Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать текст  Контекст: личный

 Тип текста: сплошной (рассказ)

 Уровень сложности: средний

 Формат ответа: задание с развёрнутым ответом

 Объект оценки: умение понимать фактологическую информацию

Система оценивания: 2 балла - Дан ответ «Да», в обосновании указывается на то, что герой действительно совершал чудеса, ИЛИ говорится о законах жанра фантастики, предполагающих элементы необычайного, например: «Да, это произведение – фантастическая юмореска. Оно учит верить в волшебников», ИЛИ говорится об особенностях формы повествования: указывается на то, что повествование ведётся от первого лица, в этом случае обман, розыгрыш, маскировка главного героя были бы видны читателю (читатель видит изнутри мир героя, его способности, искреннее желание убедить мальчишек).

 1 балл - Дан ответ «Да», в качестве обоснования указывается только на то, что герой сам называет себя волшебником.

0 баллов - Дан ответ «Нет» и приведено любое обоснование, ИЛИ дан ответ «Да» и приведено неверное обоснование, либо обоснование не приведено. Ответ отсутствует

Задание№ 2:

 Содержательная область оценки: 1. Чтение для личных целей

 Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию

 Контекст: личный

  Тип текста: сплошной (рассказ)

 Уровень сложности: средний

 Формат ответа: задание с развёрнутым ответом

 Объект оценки: умение понимать чувства, мотивы, характеры героев Система оценивания: 1 балл- говорится о том, что герой хочет сделать что-то такое, что окончательно убедит ребят в том, что он настоящий волшебник, например, «Он хотел удивить мальчиков», ИЛИ чтобы ребята поверили ему, ИЛИ потому что мальчики не верили, что он волшебник / не верили ему, например: «потому что мальчики не удивлялись его способностям».

 0 баллов -дан любой другой ответ. Ответ отсутствует.

Задание № 3:

 Содержательная область оценки: 1. Чтение для личных целей

 Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию

 Контекст: личный

 Тип текста: сплошной (рассказ)

 Уровень сложности: низкий

 Формат ответа: задание с выбором ответа

 Объект оценки: умение понимать чувства, мотивы, характеры героев Система оценивания: 1 балл - выбран ответ В.

 0 баллов - выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ. Ответ отсутствует

Задания 3-й группы.

Задание №1: 

 Содержательная область оценки: Чтение для образования

 Компетентностная область оценки: осмыслять и оценивать содержание и форму текста

  Контекст: множественный

 Тип текста: сплошной

 Уровень сложности задания: низкий

 Формат ответа: задание с выбором ответа

 Объект оценки: умение понимать назначение структурной единицы текста.

Система оценивания: 1 балл - выбран ответ 3.

 0 баллов - выбран любой другой ответ или ответ отсутствует

Задание №2: 

 Содержательная область оценки: Чтение для образования

 Компетентностная область оценки: осмыслять и оценивать содержание и форму текста

  Контекст: множественный

 Тип текста: сплошной

 Уровень сложности задания: средний

 Формат ответа: задание с развёрнутым ответом.

 Объект оценки: умение высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.

Система оценивания: 

Элементы содержания верного ответа (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл и правильность ответа)

С Элиной Приведены примеры в поддержку Элины: – Автор во всех трёх абзацах текста обращается к образу дождя («мелкий дождик», «влажной от дождя», «мельчайший дождь», «сверкающим дождём»). С Семёном Приведены примеры в поддержку Семёна: – В тексте подробно описана берёза в осеннее время (шум листвы, её цвет, стволы). И с Элиной, и с Семёном Приведены примеры в поддержку и Элины, и Семёна: – Автор в тексте одинаковое внимание уделяет как образу дождя («мелкий дождик», «влажной от дождя»), так и образу берёзы в осеннее время (шум листвы, её цвет). Ни с Элиной, ни с Семёном Приведены примеры в поддержку собственного мнения: – Этот текст не столько о дожде или берёзе, сколько в целом об осеннем изменении природы («непостоянная погода», «дремотная болтовня» листвы, побледневший цвет листвы).

*Допускается цитирование из текста

Указания к оцениванию

Баллы

Приведено два верных примера на основе текста, соответствующие заявленному тезису.

2 балла

Приведено два примера на основе текста, соответствующие заявленному тезису, один из которых неверный. ИЛИ Приведён только один пример на основе текста, соответствующий заявленному тезису, и он верный

1 балл

Другие варианты ответа. ИЛИ Ответ отсутствует.

0 баллов



Предварительный просмотр:

  1. Прочитайте текст.

Ель Ковтуненко

Родина серебристой ели – Канада. Продолжительность жизни этого дерева – 500-800 лет.  Но серебристая ель, выращенная в питомнике под городом Нальчиком, ещё совсем молода.

Вырастил эту ель, строгую и гордую старый селекционер Иван Порфирьевич Ковтуненко, удостоенный за это Государственной премии. Нелёгок был его труд. Никак не всходили семена в непривычных, не подходящих для них условиях. Но терпение и опыт селекционера победили. Последние три килограмма семян, оставшиеся после гибели первых всходов, он высадил в еловые опилки. И тысячи крепких всходов, почувствовавших родную среду, потянулись к солнцу.

Первая из выращенных в питомнике серебристых елей уехала на Днепрогэс.

Ель Ковтуненко встала и у стен Кремля, и на Мамаевом кургане, и возле Брестской крепости.

  1. Определите  тему и идею этого текста.

Тема ___________________________________________________________

Идея ___________________________________________________________

  1. Обратите внимание на имена собственные, использованные в данном тексте, и сгруппируйте их.

  1. Определите микротему каждого абзаца.
  1. ________________________________________________________
  2. ________________________________________________________
  3. ________________________________________________________