Проект "Свойства снега"

      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek_svoystva_snega.docx139.43 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx2.29 МБ
Файл diag.svoystva_snega.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад №4 «Рябинка»

г. Долгопрудный, Московская область

«Свойства снега»

Проект

для детей младшей группы.

         

Воспитатель:

Макарова Т. Л.

2022 г.

Познавательно-исследовательский проект в младшей группе «Свойства снега». 

Дети младшего дошкольного возраста отличаются пытливостью в исследовании окружающего мира. Именно в этом возрасте поисковая и исследовательская деятельность занимает ведущее место и помогает в удовлетворении потребностей детей в познании окружающего мира. Исследовательская деятельность помогает детям расширять свой кругозор, развивать продуктивные формы мышления. В процессе экспериментирования результат уточняется, проясняется и наглядно виден детям. Всякий опыт – это активный процесс, система определённых действий, при помощи которых ребёнок получает ответы на стоящие перед ним вопросы. Каждый год мы с нетерпением ждём прихода зимы. Радуемся первым снежинкам, первому снегу. Снег привычен для нас, но привычное – не значит хорошо изученное. Часто ли мы задумываемся: что такое снег? Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения о мире - важнейшие черты детского поведения, путём опытов и экспериментов детям представится возможность самим ответить на вопросы «как?» и «почему?».

Цель проекта

Исследовать, что такое снег, изучить его свойства

Задачи проекта

Образовательные: - дать представление, что такое снег и познакомить с основными свойствами снега (белый, холодный, тает в помещении и превращается в воду); -обогатить речь детей описательными прилагательными (белый, холодный, мокрый, мягкий, легкий, пушистый); - приучать отмечать результаты наблюдений.

 Развивающие: - развивать наблюдательность, мышление, воображение, коммуникативные навыки в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов со снегом; - формировать у детей эмоциональную заинтересованность. Воспитательные: - воспитывать сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач; - воспитывать умение работать сообща.

Назначение проекта

Развитие познавательного опыта в процессе исследовательской деятельности. Обогащение и расширение представлений детей о свойствах снега. Развитие инициативы и самостоятельности посредством детского экспериментирования.

Срок реализации проекта

Краткосрочный, групповой - 1 неделя

Принципы реализации проекта

Предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной в соответствии с возрастными и психологическими особенностями. Последовательность, поэтапное внедрение и применение методик. Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.

Условия реализации проекта

- Использовались наглядные, практические и словесные методы: показ воспитателя, вопросы, беседа, игры, мнемотехника, эксперименты.

Этапы реализации проекта

I этап. Аналитико-прогностический (организационный) Цели:

∙ Беседа с детьми для выявления знаний детей о зимних явлениях природы.

∙ Обсуждение темы, определение целей, задач проекта.

∙ Организация предметно-развивающей среды.

∙ Подборка литературы, игр, опытов, иллюстраций.

∙ Обсуждение с родителями предстоящих мероприятий.

Итоги этапа: Была выявлена направленность интереса детей, и, как следствие, план дальнейших действий.

 II этап. Содержательный. 

1 день. Беседа «Что такое снег».

 Цель: Сформировать понятие о снеге, откуда он берется.

Дидактическая игра «Когда это бывает?». Цель: Продолжать формировать знания о временах года, их последовательности и изменениях в природе.

Рисование «Снеговик».

Цель: Развитие пространственного воображения детей через рисование предмета, состоящего из нескольких частей.

2 день. ООД по развитию речи «Зимняя прогулка».

Цель: Учить детей составлять рассказ по картине.

Цель: Формировать представления детей о сезонном явлении – снегопаде.

Опыт №1 «Снег и его свойства»

Цель: Знакомить детей с физическими свойствами снега – он белый, холодный, пушистый, рассыпается. Когда он влажный – из него можно лепить.

3 день. Подвижная игра «Снежинки кружатся».

Цель: Согласовывание движения с текстом стихотворения.

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушистые,

Белые снежинки.

Опыт №2 «Куда спрятался снег».

 Цель: Показать детям, что снег в тепле тает и превращается в воду.

 Опыт №3. «Определение чистоты снега». Цель: Показать детям, что снег бывает грязным и есть его нельзя. Чтение художественной литературы «Снегурочка» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурочка».

4 день. Беседа «Почему нельзя есть снег». Цель: формирование основ безопасного поведения и здорового образа жизни.

∙ по лепке «Снеговик». Цель: учить детей называть основные приметы зимнего периода, закрепить умение лепить снеговика из пластилина; делить пластилин на три разные части, скатывать три шара (большой, средний и маленький); развивать самостоятельность. Опыт №4 «Разноцветный снег».

Цель: Показать детям, что снег можно раскрашивать.

5 день. Оформление фотовыставки об этапах проведения проекта. Проведение занятия «Поможем Мишке – топтыжке» . III этап. Итогово- аналитический (обобщающий)

Итогом мероприятия стало проведение  занятия «Поможем Мишке – топтыжке», в котором дети закрепили знания о свойствах снега.

Итог этапа: У детей сформировались элементарные навыки исследовательской деятельности, знаний о свойствах снега. В рамках реализации проекта удалось вызвать у детей положительные эмоции от совместного общения с взрослым и сверстниками, радость от чтения художественных произведений и опытов. Родители стали активнее, стали принимать участие в совместной деятельности над проектом.

Ресурсное обеспечение проекта

оборудование для опытов и экспериментирования (прозрачные и непрозрачные емкости разного объема, ведерки, палочки для размешивания, атрибуты для игр; карточки – модели опытов); краски, кисточки, баночки с водой; энциклопедии, иллюстрации;  художественная литература.

Участники проекта

Воспитатели, воспитанники  младшей группы, родители.

Ожидаемый результат

Дети: узнают, что снег белый, холодный, мягкий, пушистый, тает в теплых ладошках и теплом помещении; при таянии снег превращается в воду, снег можно раскрасить; закрепят умения лепить снеговика из пластилина, называть части снеговика; пополнится активный и пассивный словарь; учатся раскодировать схемы- обозначения свойств различных предметов и явлений окружающего мира. - Проявлена самостоятельность в процессе деятельности. Проявлена настойчивость в достижении своих результатов. - Воспитатель: Создана предметно-развивающая среда в группе с учетом побуждения интереса к исследовательской деятельности детей и экспериментированию. Развита инициатива и самостоятельность посредством детского экспериментирования. Родители: Повысилась компетентность по данной теме.

Литература

1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М., 2007. 2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с. 3. Энциклопедия для детей. «Я познаю мир. Экология» -М.; АСТ 2007г. 4. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. 5. Русская народная сказка «Снегурочка» 6. Большая энциклопедия школьника «Планета Земля». « Издательство Росмэн- Пресс», А. Ю. Бирюкова. 2001 г. 7. Детская энциклопедия. «Я познаю мир». - М., ООО «Издательство АСТ». В. А. Маркин. 2001 г. 8. «Вопросы и ответы». М., «Дрофа» В.В. Любимцев. 1995 г. 9. «Физика в природе», М., Вербум – М, Л.В. Тарасов. « Снег и лѐд» 2002 г. 10. Интернет-ресурсы.

Консультация для родителей «Эксперименты со снегом в младшей группе».

На дворе зима. Вокруг лежит много снега. Зимнее время года предоставляет удивительные возможности для познавательного развития детей младшего возраста. Дети могут наблюдать не только за природными явлениями: идёт снег, дует ветер, появился лёд, но и экспериментировать с ними. Такой природный материал как снег, в зимнее время года, доступен и интересен. Простые, но вместе с тем и очень познавательные для ребёнка эксперименты со снегом, можно проводить как в детском саду, так и в домашних условиях. Предлагаю несколько экспериментов, которые можно проводить с детьми в домашних условиях. Целью данных экспериментов является: формирование первоначальных знаний о свойствах снега, развитие познавательных интересов и любознательности детей младшего дошкольного возраста.

1. «Снег плачет» После прогулки на улице пронести немного снега домой. Предложить ребёнку взять в ладошки снег. Обратить внимание, что снег в ладошках начинает «плакать». Спросить: Почему снег «плачет»? Какими становятся ладошки от снега? (холодные, мокрые). Затем подвести итог: Снег заплакал потому, что ладошки тёплые, снег боится теплоты и из-за этого таит.

 2. «Почему тает снег дома?» Принести в ведёрке немного снега. Разделить принесённый снег на три части. Одну часть поставить в холодное место. Это может быть холодильник, или балкон. Вторую часть оставить на столе в тарелочке. Третью часть поставить рядом с обогревателем. Вместе с ребёнком нужно посмотреть, где будет снег быстрее таять. Предложить ребёнку подумать, почему так происходит и высказать свое мнение. После чего подвести итог: Снег быстрее всего растаял у обогревателя, так как рядом с ним очень тепло, а снег боится тепла.

3. «Снежные фигурки». Принести немного снега домой. Обратить внимание ребёнка на состояние снега. Снег холодный, рассыпчатый. Дать ребёнку песочные формочки и предложить сразу сделать фигурки из снега. Отметить, что из такого снега снежные фигурки не получаются. Попросить ребёнка описать качества, принесённого домой снега. Подождать некоторое время. Затем опять обратить внимание на состояние снега. Он стал мягким, липким. Ещё раз попробовать сделать снежные фигурки. Обратить внимание, что в этот раз снежные фигурки получились. Предложить ребёнку вспомним качества снега, из которого сделали фигурки. Затем подвести итог: Фигурки получатся сделать из липкого, мягкого снега.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Что можно слепить из снега ?



Предварительный просмотр: