1. Продуктивность социально-педагогической деятельности педагогического работника
1. Продуктивность социально-педагогической деятельности педагогического работника
1.1. Проведение комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся/воспитанников
1.2. Профилактика девиантного поведения учащихся
1.3. Работа с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatost_uch-sya_diagrammy.docx | 31.93 КБ |
prikaz_pmpk_2020.docx | 1.89 МБ |
kratkiy_analiz_programmy_vneurochnoy_deyatelnosti_osnovy_zdorovogo_obraza_zhizni.docx | 16.75 КБ |
rabochaya_programma.docx | 45.64 КБ |
goryachee_pitanie.docx | 2.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Количественные показатели по учащимся «группы риска»
Количество учащихся, состоящих на учете | В ОПДН | На учете ВШУ | Неблагополучные семьи | Неработающие родители |
2019-2020 г. | 4 | 15 | 6 | 920 |
2020-2021 г. | 5 | 15 | 4 | 436 |
2021-2022 г. | 8 | 17 | 2 | 511 |
Занятость учащихся
МБОУ СОШ №3 им. Т.Б. Кечил-оола г. Кызыла
за 3 года
Учебный год | Количество учащихся | Художественно-эстетическое | Спортивное | Предметное |
2019-2020 г. | 2676 | 700 | 1000 | 976 |
2020-2021 г. | 2778 | 738 | 1005 | 1035 |
2021-2022 г. | 1689 | 449 | 950 | 1240 |
Занятость учащихся, состоящих на учете ОПДН за 3 года
Учебный год | Количество учащихся | Художественно-эстетическое | Спортивное | Предметное |
2019-2020 г. | 4 | 4 | 4 | 4 |
2020-2021 г. | 4 | 2 | 3 | 2 |
2021-2022 г. | 8 | 2 | 8 | 6 |
Занятость учащихся, состоящих на учете ВШК за 3 года
Учебный год | Количество учащихся | Художественно-эстетическое | Спортивное | Предметное |
2019-2020 г. | 15 | 1 | 5 | 5 |
2020-2021 г. | 15 | 9 | 6 | 6 |
2021-2022 г. | 17 | 17 | 6 | 8 |
Социальный педагог: ___________/Саая Ч.М./
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Краткий анализ программы по внеурочной деятельности «Основы здорового образа жизни
Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здоровому образу жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать отношение к здоровью на уровне установок, навыков и умений.
Цели программы: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, игровое моделирование, анкетирование и тестирование.
Рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение основам здорового образа жизни в объеме 1 часа в неделю (35 ч в год).
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретной рабочей программы:
Личностными результатами обучения ОЗОЖ в основной школе являются:
- развитие личностных, в том числе духовно-нравственных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам здорового образа жизни в основной школе являются:
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченными в экстремистскую и террористическую деятельность.
Предметными результатами обучения ОЗОЖ в основной школе являются:
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего закона в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- понимание необходимости обороны государства и подготовки граждан к военной службе;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью;
- формирование антиэкстремистской и антиреррористической личностной позиции;
- понимание необходимости сохранении природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм, и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
- знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановке
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Основы здорового образа жизни»
6 класс
2016-2017 учебный год
Разработчик:
учитель русского языка и литературы
Аверина Надежда Петровна
Пояснительная записка
Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здоровому образу жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать отношение к здоровью на уровне установок, навыков и умений.
Цели программы: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, игровое моделирование, анкетирование и тестирование.
Рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение основам здорового образа жизни в объеме 1 часа в неделю (35 ч в год).
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретной рабочей программы:
Личностными результатами обучения ОЗОЖ в основной школе являются:
- развитие личностных, в том числе духовно-нравственных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам здорового образа жизни в основной школе являются:
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченными в экстремистскую и террористическую деятельность.
Предметными результатами обучения ОЗОЖ в основной школе являются:
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего закона в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- понимание необходимости обороны государства и подготовки граждан к военной службе;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью;
- формирование антиэкстремистской и антиреррористической личностной позиции;
- понимание необходимости сохранении природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм, и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
- знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановке
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | кол-во часов | Вид контроля | Дата проведения | |
План | Факт | ||||
Этический блок | |||||
1 | Я- подросток. Я и мир. Всё связано со всем. | 1 | опрос | 1.09 | 1.09 |
2 | Взаимосвязь компонентов природы. Индивидуальный образ мира | 1 | опрос | 8.09 | 8.09 |
3 | Экологический подход к миру | 1 | наблюдение | 15.09 | 15.09 |
4 | Последствия отношения к миру | 1 | Наблюдение | 22.09 | 22.09 |
5 | Самоценность жизни. Осознанность человеческой жизни | 1 | опрос | 29.09 | 29.09 |
6 | Мы выбираем свою жизнь. | 1 | опрос | 6.10 | 6.10 |
Психологический блок | |||||
7 | Способность к самопознанию и уверенность в себе | 1 | опрос | 13.10 | 13.10 |
8 | Вербальное проявление уверенности, неуверенности, грубости | 1 | тестирование | 20.10 | 20.10 |
9 | Чувство собственного достоинства, ценность взаимодействия между людьми | 1 | опрос | 27.10 | 27.10 |
10 | Трудности в принятии и выражении критики и похвалы | 1 | отработка умений и рефлексии | 3.11 | 3.11 |
11 | Особенность и неповторимость каждого. Уважение к себе. | 1 | опрос | 17.11 | |
12 | Вербальные и невербальные формы выражения наличия и отсутствия собственного достоинства | 1 | опрос | 24.11 | |
13 | Права человека, несправедливость. | 1 | опрос | 1.12 | |
14 | Эмоциональная поддержка, собственное мнение, убеждение. | 1 | опрос | 8.12 | |
15 | Умение высказать просьбу, согласие или отказ | 1 | Опрос практикум | 15.12 | |
16 | Успешные и неуспешные формы поведения в реализации своих прав | 1 | практикум | 22.12 | |
Правовой блок | |||||
17 | Знакомство со статьями из уголовного кодекса Российской Федерации | 1 | опрос | 29.12 | |
18 | Понятие принуждения | 1 | опрос | 19.01 | |
19 | Ответственность за принуждение | 1 | развивающий контроль | 26.01 | |
20 | Способы противостоять принуждению | 1 | опрос | 2.02 | |
21 | Склонение к преступлению | 1 | опрос | 9.02 | |
22 | Повышение личностной самоценности и развитие навыков уверенного поведения. | 1 | опрос | 16.02 | |
Семьеведческий блок | |||||
23 | Семейные реликвии | 1 | практикум | 2.03 | |
24 | Семейные традиции | 1 | практикум | 9.03 | |
25 | Понятие семейных реликвий и их воспитательное значение | 1 | опрос | 16.03 | |
26 | Родословная. Принципы формирования родословной | 1 | опрос | 23.03 | |
27 | Генеология моей семьи | 1 | практикум | 6.04 | |
28 | На кого я похож? | 1 | Дискуссия | 13.04 | |
Медико-гигиенический блок | |||||
29 | Личная гигиена мальчиков и девочек. Средства личной гигиены. | 1 | Опрос. | 20.04 | |
30 | Таинство появления человеческой жизни | 1 | опрос | 27.04 | |
31 | Процесс рождения ребёнка | 1 | 4.05 | ||
32 | Уход за новорожденным | 1 | опрос | 11.05 | |
33 | Значение физического воспитания и спорта для здоровья | 1 | опрос | 18.05 | |
34 35 | Достижение эмоционального благополучия. | 2 | практикум | 25.05 | |
ИТОГО: | 35 |
4 Содержание тем учебного курса
№ п/п | Название темы/раздела | Кол-во часов | Основные изучаемые вопросы | Требования к знаниям и умениям обучающихся (по данной теме) | Форма контроля |
Этический блок | 6 | ||||
1 | Я- подросток. Я и мир. Всё связано со всем. | 1 | Философские понятия о мире, жизни, закономерности существования Вселенной. Понятия о заботе, ответственности, любови, красоте, гармонии, счастье, смысл жизни творчестве, свободе, добре и зле, жизни и смерти. | Знать: - о причастности человека к процессам, происходящим в мире; - о потребительском и экологическом подходах к миру. Уметь: - владеть навыками безопасного взаимодействия с миром; - делать собственный индивидуальный выбор отношения с миром | Мини-сочинение на тему: «Сделать свою жизнь…», «Как я гармонично существую с самим собой и окружающим миром…», «Каким я вижу себя…», «Письмо себе, любимому |
2 | Взаимосвязь компонентов природы. Индивидуальный образ мира | 1 | |||
3 | Экологический подход к миру | 1 | |||
4 | Последствия отношения к миру | 1 | |||
5 | Самоценность жизни. Осознанность человеческой жизни | 1 | |||
6 | Мы выбираем свою жизнь. | 1 | |||
Психологический блок | 10 | ||||
7 | Способность к самопознанию и уверенность в себе | 1 | Понятие о строении проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умение приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности.упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувство собственного достоинства, профилактике болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым. | Знать: - о чувстве собственного достоинства; - о правах человека; - о способах выражения критики и похвалы; Уметь: - высказывать просьбу, выполнять просьбу или отказывать в просьбе; - реализовывать успешные формы поведения; - высказывать своё мнение: критическое и похвалу; - отстаивать своё мнение | т/р. «Придумай знак» т/р. «Надпись на футболке» т/р «Нарисуй радость» т/р«Вылепи скульптуру» Ролевые игры т/р.«Декларацию о правах шестиклассника» т/з. «Кто я?» |
8 | Вербальное проявление уверенности, неуверенности, грубости | 1 | |||
9 | Чувство собственного достоинства, ценность взаимодействия между людьми | 1 | |||
10 | Трудности в принятии и выражении критики и похвалы | 1 | |||
11 | Особенность и неповторимость каждого. Уважение к себе. | 1 | |||
12 | Вербальные и неварбальные формы выражения наличия и отсутствия собственного достоинства | 1 | |||
13 | Права человека, несправедливость. | 1 | |||
14 | Эммоциональная поддержка, собственное мнение, убеждение. | 1 | |||
15 | Умение высказать просьбу, согласие или отказ | 1 | |||
16 | Успешные и неуспешные формы поведения в реализации своих прав | 1 | |||
Правовой блок | 6 | ||||
17 | Знакомство со статьями из уголовного кодекса Российской Федерации | 1 | Права и обязанности человека в семье, навыки правового поведения, правильное понимание свободы и необходимости. | Знать: - о преступлениях и способах принуждения; - об ответственности за преступления разного характера; - о способах и механизмах противостояния преступлениям и принуждениям; Уметь: - противостоять в ситуациях принуждения. | с/р. «Преступление и наказание» с/р. Заполнение табл. «Способы принуждения» с/р. «Защита прав человека» с/р. Сравнит.анализ определений; работа с нормативными документами Заполнение таблицы Анализ ситуаций |
18 | Понятие принуждения | 1 | |||
19 | Ответственность за принуждение | 1 | |||
20 | Склонение к преступлению | 1 | |||
21 | Способы противостоять принуждению | 1 | |||
22 | Повышение личностнойсамоценности и развитие навыков уверенногоповедения. | 1 | |||
Семьеведческий блок | 6 | ||||
23 | Семейные реликвии | 1 | знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; развитие полоролевого поведения, мужественности и женственности. | Знать: - о принципах формирования родословной; -о бережном отношении к семейным традициям и реликвиям, семейным праздникам Уметь: - составлять генеалогическое древо своей семьи; - сохранять семейные реликвии и традиции. | Проектная работа «Древо жизни». тв/рподготовка и представление рассказа о семейной реликвии тв/з подготовка творческих проектов (инд. и гр. работа) т/р. « Праздники моей семьи» |
24 | Семейные традиции | 1 | |||
25 | Понятие семейных реликвий и их воспитательное значение | 1 | |||
26 | Родословная. Принципы формирования родословной | 1 | |||
27 | Генеология моей семьи | 1 | |||
28 | На кого я похож? | 1 | |||
Медико-гигиенический блок | 6 | ||||
29 | Личная гигиена мальчиков и девочек. Средства личной гигиены. | 1 | Семье; развитие полоролевого поведения, мужественности и женственности семье; развитие полоролевого поведения, мужественности и женственности | Знать: - об иммунитете и закаливании как средстве укрепления иммунитета; - способы профилактики простудных заболеваний; - способы профилактики стресса; - о пользе физических упражнений для формирования опорно-двигательной системы; Иметь представления о процессах зарождения новой жизни и рождении ребёнка Уметь: - анализировать и оценивать свой образ жизни; - вести профилактику простудных заболеваний и заболеваний опорно-двигательной системы; - применять в своей жизни способы борьбы со стрессом. | п/р «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета» тв/з. «Способы борьбы со стрессом» с/р. работа с различнымиисточ. знаний, подготовка сообщений с/р. работа с различнымиисточ. знаний с/рс разич. источ. знаний, подготовка сообщений, создание памяток и рекомендаций с/р. работа с различнымиисточ. знаний, подготовка сообщений с/р. работа с различнымиисточ. знаний с/рс разич. источ. знаний, подготовка сообщений, т/з. Составь комплекс профилактических упражнений |
30 | Таинство появления человеческой жизни | 1 | |||
31 | Процесс рождения ребёнка | 1 | |||
32 | Уход за новорожденным | 1 | |||
33 | Значение физического воспитания и спорта для здоровья | 1 | |||
34 | Достижение эмоционального благополучия. | 1 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Основы здорового образа жизни | |
• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования; • анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья; • классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия; • систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак; • анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации; объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства. | • использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих. |
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | |
• характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья; • анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь; • характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях; • анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений. | • готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах. |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения ОЗОЖ ученик должен:
Знать: понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной; понятия забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть. Понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Знания о правах и обязанностях человека в семье. Знания о гигиене и профилактике болезней.
Уметь: приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности.
Обладать навыками: правового поведения, правильного понимания своей свободы и ее необходимости; навыками эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; навыками ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Михайлина М.Ю., Лысогорская М.В., Павлова М.А. Здоровый образ жизни. Рабочая тетрадь для учащихся 5-6-х классов.
Список литературы
1. Алмазов Б.Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися. Учебно-метод. пособие, ВНМУ, 1991
2. Анастази А. Психологическое тестирование.- М: Москов. ун-т, 1982
3. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1990
3. Афанасьева Т.М. Семья. – М.: Просвещение, 1988
4. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. – М.: Мысль, 1988
5. Василюк Ф.Е. Психология переживания, - М., 1984
6. Воспитание детей в школе. Новые подходы и технологии. Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1998
7. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – М., 1988
8. Гребенщиков И.В. Семья: воспитательные возможности. – М., 1985
9. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М., 199
10. Дольник В. Непослушное дитя биосферы. –М.: Педагогика-пресс, 199