Выступление "Перфокарты в коррекционно - развивающей работе с детьми ОНР"
В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Использование дидактических игр с перфокартами делает процесс обучения интересным и занимательным, активизирует деятельность детей.
Перфокарты могут быть использованы:
- педагогами на подгрупповых и индивидуальных занятиях во время непосредственно образовательной деятельности,
- в рамках образовательной деятельности в режимных моментах;
- при диагностировании;
- педагогами и родителями дошкольников в самостоятельной деятельности в детском саду и дома.
Перфокарты предназначены для детей старшего дошкольного возраста, хотя можно использовать в разных возрастных группах. детей.
Данные пособия практичны и удобны. Можно придумать множество вариантов перфокарт по различным темам в различных образовательных областях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perfokarty.docx | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Перфокарты в коррекционно - развивающей работе с детьми ОНР
Категория слушателей: учителя - логопеды, учителя - дефектологи, воспитатели
Оборудование: презентация, перфокарты, раздаточный и демонстрационный материал по лексическим темам
Одна из главных задач современной педагогики – это поиск путей эффективного обучения и воспитания. Одним из таких путей, развивающих детское познание является моделирование.
Моделирование — наглядно-практический метод обучения. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Перфокарты – являются одним из видов моделей и один из вариантов использования наглядности на занятии.
В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими.
Использование дидактических игр с перфокартами делает процесс обучения интересным и занимательным, активизирует деятельность детей.
Использование пособия позволяет решить следующие задачи:
• Уточнение и дифференциация словаря по лексическим темам
• Развитие грамматического строя и связной речи
• Развитие сенсорных представлений
- Развитие графических навыков
- Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения
- Развитие самостоятельности, инициативности, сообразительности детей
- Развитие произвольности
Перфокарты могут быть использованы:
- педагогами на подгрупповых и индивидуальных занятиях во время непосредственно образовательной деятельности,
- в рамках образовательной деятельности в режимных моментах;
- при диагностировании;
- педагогами и родителями дошкольников в самостоятельной деятельности в детском саду и дома.
Перфокарты предназначены для детей старшего дошкольного возраста, хотя можно использовать в разных возрастных группах.
Перфокарта – это индивидуальная карточка с заданием, сделанная из бумаги или картона. Внутри перфокарты вставляется чистый лист бумаги для выполнения этого задания. На самой карточке вырезаны окошки для соединения линиями. На занятиях каждый ребенок получает «перфокарту», чистый лист бумаги и карандаши, фломастеры. Чистый лист подкладывается под «перфокарту». Ребёнок в прорези рисует значок, букву или просто закрашивает.
Руководство деятельностью детей:
Необходимо заинтересовывать детей предстоящей деятельностью, создать элементарную проблемно – поисковую ситуацию, объяснить правила игры, познакомить с общими способами действий, стимулировать проявления самостоятельности, поощрять стремление детей достичь результата.
Содержание перфокарт может быть любым, в зависимости от того, какую цель преследует педагог, каков возраст детей и уровень их развития.
Перфокарты легки в изготовлении и применении, понятны и доступны детскому мышлению.
Преимущество перфокарт перед простой карточкой-заданием – многократное использование. Стоит только поменять лист бумаги, и задание может выполнять уже другой ребенок.
При работе с перфокартами можно использовать разные варианты:
1. Чистый лист подкладывается под «перфокарту», а ребенок вписывает ответ.
2. Педагог заранее подкладывает под «перфокарту» лист бумаги с неправильно выполненным заданием, а ребёнок ищет ошибки.
Проверка:
- самостоятельно;
- парами – дети обмениваются перфокартами и проверяют задания друг у друга;
- фронтально – педагог вывешивает образец правильно выполненного задания на доску, дети сверяют с образцом.
Дидактические игры с перфокартами имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение. В этом заключается их практическая ценность.
- «Универсальные перфокарты»
Цель: закрепить изучаемый материал
(У детей перфокарты с окошечками, на доске в 3 ряда по 3 картинки на проживаемую тему).
например: «Одежда»
- У себя на карточке закрасить синим карандашом квадратик, где находится верхняя одежду
- У себя на карточке закрасить красным карандашом квадратик, где находится одежда, которую носят только девочки
- У себя на карточке закрасить желтым карандашом квадратик, где находятся головные уборы
«Профессии»
- У себя на карточке закрасить красным карандашом квадратики, где расположены люди с геройскими профессиями
- У себя на карточке закрасить желтым карандашом квадратик, где расположены люди помогающие нам быть красивыми.
- Кто отгадает загадку, тот закрасит квадратик оранжевым цветом
Кирпичи кладет он в ряд, Строит садик для ребят Не шахтер и не водитель Дом нам выстроит... (строитель) | Скажи, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты, Все завтраки, обеды. (Повар.) |
- А зеленым цветом у себя на карточке закрасьте квадратик, где расположена профессия Айболита и т.д.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Выберите карточки и придумайте задания к лексической теме.
- Игра «4 лишний»
Цель: развитие логического мышления
(У детей перфокарты с окошечками 2 ряда по 4 окошечка.)
Поставить крестик в том окошечке, какая картинка лишняя.
! ПОЗЖЕ, КОГДА ОСВОЯТ РАБОТУ С ПЕРФОКАРТАМИ Дети по желанию (по очереди) сами подбирают картинки и загадывают загадки ребятам.
Ребёнок сам выполняет задание и видит результат своей деятельности.
- «Тематические перфокарты»
- Используем перфокарты, как на коррекционных занятиях, так и в индивидуальной работе для закрепления полученных знаний по лексическим темам.
- Также используем перфокарты в работе с детьми с нарушениями звукопроизношения с целью автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Использование перфокарт позволяет:
- закрепить пройденный материал;
- оперативно проверить усвоение материала;
- развивать самостоятельность, инициативности, сообразительности детей
- развивать мелкую моторику рук;
- активизировать мыслительную деятельность детей, внимание, память;
- учитывать индивидуальные особенности дошкольников;
- поэтапность выполнения заданий и их вариативность.
Предлагаем вашему вниманию несколько игровых заданий, которые выполняются с помощью перфокарты.
Мы решили использовать перфокарты в работе по закреплению знаний детей, полученных на коррекционных занятиях, выбрали следующие направления работы:
- подготовка к обучению грамоте;
- активизация словарного запаса;
- формирование лексико-грамматических представлений.
Поставили цель – повышение качества образования детей с ОВЗ через использование перфокарт.
К каждому направлению определили задачи.
I.Подготовка к обучению грамоте
Задачи:
- совершенствовать навык звукового анализа слова;
- закреплять умения делить слова на слоги;
- упражнять в составлении предложений с заданным количеством слов;
II. Активизация словарного запаса
Задачи:
- способствовать закреплению родовых обобщений;
- закреплять умение классифицировать предметы на основе определенных признаков и свойств;
- активизировать словарный запас по лексическим темам;
- развивать логическое мышление.
III.Формирование лексико-грамматических представлений:
Задачи:
- способствовать усвоению детьми способов словообразования с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- упражнять детей в умении образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания, растениям, различным материалам; относительные прилагательные с использованием продуктивных суффиксов (-ов-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян-), а также прилагательные с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов (-еньк, -оньк);
- закреплять умение образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные.
Развитие и обогащение словаря
- Перфокарта «Времена года»
Данная перфокарта тоже представляет лист бумаги формата А4, по краям которого нарисованы картинки, отражающие сезонные явления разных времен года (зима, лето, осень, весна)
Под перфокарту подкладывается чистый лист бумаги.
Задача: Развивать у детей интерес к наиболее ярко выраженным сезонным явлениям.
Задание: «Соедини фломастером красного цвета картинки, которые относятся к лету», «Соедини фломастером синего цвета картинки, которые относятся к зиме» и. т.д. - Перфокарты "Птицы" универсальны: закрепляется знание зимующих и перелётных птиц, домашних и диких, водоплавающих и питающихся насекомыми. Какие знания нужно закрепить, такое задание и даётся, например: "Отметьте значком (галочка, крестик, кружочек) зимующих птиц. Можно также использовать два цвета, для решения заданий, например: "Выдели красным цветом зимующих и синим перелётных птиц"
- Перфокарты "Животные" универсальны: закрепление знаний о животных жарких стран, животных Севера, умеющих плавать, животных леса, домашних и т. д. Какие знания нужно закрепить, такое задание и даётся, например: "Отметьте значком (галочка, крестик, кружочек) домашних животных. Можно также использовать два цвета, для решения заданий, например: "Выдели красным цветом диких и синим домашних животным"
- Игра «Кому что подходит»
Цель: Закрепить умение правильно употреблять существительные в дательном падеже
Посмотри на картинки. Проведи дорожки, кому что подходит.
(Мед -медведю, морковку -зайке, орех -белке, ложка –Антошке, колобок - лисе т,д.) - Игра «Чьи вещи»
Цель: закрепить правильное употребление притяжательных местоимений
Педагог называет: Чей мяч? Ребенок должен провести дорожку к мальчику или девочке, назвав слово «МОЙ» или «МОЯ»
Кукла (Чья) –моя, барабан (чей) - мой
Старший возраст - Игра «Противоположности»
Цель: закрепить в речи употребление антонимов
Педагог указывает на картинке, например рыбку. Рыбка маленькая, а ты скажи наоборот. Ребенок отвечает «большая» и проводит дорожку
к подходящему предмету т.д. - Игра «Расскажи сказку»
Цель: закрепить умение рассказывать сказки с опорой на предметные картинки
Посмотри на картинки. Давай расскажем сказку «Колобок». Педагог указывает на первую картинку. Просит ребенка рассказать содержание картинки. Что произошло с колобком дальше. Таким образом, соединяем последовательно картинки одной сказки. - Игра «Угадай и расскажи мультик»
Цель: развитие связной речи, развитие мышления
Ребенку предлагается посмотреть на картинки. На перфокарте картинки из разных мультов. Выбери картинки для рассказа «Простоквашино» и соедини их.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
- Дидактические игры «Найди букву», «Найди картинку»
Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – буквы, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети соединяют линией каждую картинку с той буквой, с которой начинается ее название. - Дидактическая игра «Твердый-мягкий»
Цель: Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [б]—[бь] и др.)
Оборудование: перфокарты, на которых изображена буква и картинки, названия которых начинаются с твердого или мягкого согласного звука.
Ход игры. Дети определяют, с какого звука начинается название предмета. Если первый звук твердый согласный, картинку обводят синим фломастером. Если первый звук мягкий согласный, картинку обводят зеленым фломастером - Дидактическая игра «Подбери звуковую схему»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – схемы звукового анализа слов, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети соединяют линией каждую картинку со звуковой схемой, которая подходит к названию изображенного предмета. - Дидактическая игра «Найди место звука в слове»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове).
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - схемы расположения места звука в словах, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети определяют место звука [р] в слове (начало, середина, конец) и соединяют линией с соответствующей схемой. Дети определяют место звука [с] в слове (начало, середина, конец) и соединяют линией с соответствующей схемой. - Дидактическая игра «Посчитай слоги»
Цель: совершенствование навыков слогового анализа.
Вариант 1.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - цифры, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией с цифрой, которая обозначает количество слогов в слове. - Вариант 2.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - слоговые схемы, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией со слоговой схемой, которая обозначает количество слогов в слове. - Дидактическая игра «Найди схему предложения»
Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения.
Оборудование: перфокарты, на которых сверху напечатаны предложения, а снизу изображены схемы предложений, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети читают предложение и соединяют линией с соответствующей схемой.