Презентация к сообщению " Игровое моделирование в воспитании звуковой культуры речи."
Сообщение сопровождается показом презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_zkr.pdf | 1.66 МБ |
zkr.docx | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Игровое моделирование в воспитании звуковой культуры речи.
Категория слушателей: учителя - логопеды, воспитатели
Оборудование: презентация, методические пособия: "Светофоры", "Звуковые домики", "Пирамидки", "Звуковые модели"
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают воспитатели и специалисты. Поэтому воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст наиболее сензитивный.
Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи). Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха. Воспитание речевого слуха направлено на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания: правильность произношения звуков, четкость, ясность произнесения слов, повышение и понижение, голоса, усиление или ослабление громкости, ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи, тембральную окраску (просьба, повеление и т. д.).
Большое внимание в своей работе уделяю развитию фонематического восприятия.
Фонематическое восприятие это – способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, близкие по звучанию. Активно используем следующие игры:
Игры на развитие слухового внимания:
«Кто что слышит?»
- детям предлагается закрыть глаза и прислушаться к звукам и шумам, доносящихся с улицы или коридора.
«Что я делаю?»
- дети с закрытыми глазами по характерным звукам и стукам определяют действие, производимое воспитателем
«Кто тебя позвал?»
- детей просят закрыть глаза и определить по голосу, кто назвал его имя.
«Угадай, на чём играют?»
- детей знакомят со звучащими игрушками (музыкальными инструментами), затем дети по очереди отворачиваются и угадывают, какая игрушка (инструмент) звучит.
Работа по развитию фонематического восприятия:
- знакомство с изолированным звуком
- различение изолированных звуков
- узнавание звука в слове
- определение места звука в слове
- различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции
- придумывание слов на определённый звук
Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях:
∙ Звуковая культура речи
∙ Развитие речи
∙ Ознакомление с художественной литературой
∙ Обучение грамоте
Но она может входить и в содержание других занятий, в режимные моменты, на прогулке, в игровой и художественной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.
Использую разнообразные методы и приёмы: чтение художественных произведений, наглядный материал (предметные картинки; игрушки; геометрические фигуры; сюжетные картинки); разнообразные и занимательные игры (дидактические; словесные; игры с заданиями)
Игры и упражнения по формированию звуковой стороны слова: «Какой звук есть во всех словах»; «Подарки лесным зверюшкам»; «В каких словах звук лишний, каких пропущен?»; «Чем отличаются слова»
Игры и упражнения по ознакомлению со звуковой стороной слова «Найди вкусное слово»; «Подберём куклам одежду»; «Что написал нам Петрушка» и т.д.
Подготовка к обучению грамоте находиться в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребёнок не будет правильно произносить звуки , не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определённым звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднён.
Продолжая работу по обучению грамоте: учу детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки; различать ударные и безударные звуки; делить двухсложные и трёхсложные слова на слоги; находить и называть каждую часть слова; определять последовательное звучание слогов в слове; отрабатывать дикцию: отчётливо и внятно произносить слова; составлять предложения, членить на слова с указанием их последовательности.
Игры: «Поймай звук в ладошку»; "Светофор"; «Назови 1-й звук»; "Цепочка слов"; «Придумай слово на звук...»; "Звуковые домики"; «Назови братца»; «Какой звук гласный?»; «Магазин»; «Собери пирамидку»; «Кто внимательный?» ; "Звуковые модели" и др.
При подготовке к обучению грамоте дети закрепляют и совершенствуют умение делить слова на слоги, учатся производить звуковой анализ слов (это становится основой для ознакомления детей с буквами и обучения чтению). Осуществляя звуковой анализ слова, используют различные средства: схему звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове. Учатся анализировать
четырех-, пятизвуковые слова разного состава (лиса, слон, аист, школа). Знакомятся с ударением: учатся выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове. Учатся понимать и использовать в речи термин “ предложение ”, составляют предложение.
Лучше это делать с помощью игры, поскольку игровая деятельность – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, и остаётся ею в начале школьного возраста.
В зависимости от задач поставленных на занятии, а затем и в совместной деятельности, мы используем следующие наглядно - дидактические пособия:
начальный этап
- "Телеграф", "СМС" (модели предложений, слов) - дети графически записывают предложения.
- "Светофор", "Колечко" - ведущий показывает модель звука (м.б. и ребенок, и взрослый), дети подбирают и называют звук. Например: Красный кружок - гласный звук, синий - твердый согл., зеленый - мяг.согл.зв.
- "Звуковые домики"(1-этажные, разноцветные) - определение звука (согл. - гласн.; согл тв. - мяг, + зв. - глухой) подбирают картинки
- "Пирамидки" - деление слов на слоги (дети выбирают из предложенных предметных картинок 1-сложные, 2-сложные, 3-сложные и расселяют в пирамидку)
- "Звуковые домики" (3 квартиры) - определение места звука в слове (начало, середина, конец)
Более сложные задания
- "Звуковые модели " (характеристика согласных звуков) - дети подбирают характеристику согласным звукам или по готовой модели подбирают звук.
- "Найди слово" (парочки) - по готовой звуковой модели найти картинку и наоборот, к картинке подобрать модель
- "Звуковые домики" (2, 3, 4 -этажные) - дети делят слово на слоги (этаж), находят место звука в слове (начало, середина, конец). Можно выкладывать картинки, сложнее - модель заданного звука в слове.
- " Ребусы" (разной сложности) - выделить из слов 1-й звук и составить новое слово
- "Кроссворды"
При обучении связной речи моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания:
- пересказ
- составление рассказов по картине и серии картин
- описательный рассказ
- творческий рассказ.
Благодаря работе с моделями, дети учатся анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. У детей активизируются мыслительные процессы, психические процессы: память, внимание, мышление, развивается логика, происходит развитие связной речи.