Презентация к сообщению " Игровое моделирование в воспитании звуковой культуры речи."

 Сообщение сопровождается показом презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon mo_zkr.pdf1.66 МБ
Файл zkr.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Игровое моделирование в воспитании звуковой культуры речи.

Категория слушателей: учителя - логопеды, воспитатели

Оборудование: презентация, методические пособия: "Светофоры", "Звуковые домики", "Пирамидки", "Звуковые модели"

        Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают воспитатели и специалисты. Поэтому воспитание звуковой культуры - одна  из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст наиболее сензитивный.

        Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи). Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.         Воспитание речевого слуха направлено на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания: правильность произношения звуков, четкость, ясность произнесения слов, повышение и понижение, голоса, усиление или ослабление громкости, ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи, тембральную окраску (просьба, повеление и т. д.).

        Большое внимание в своей работе уделяю развитию фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие это – способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, близкие по звучанию. Активно используем следующие игры:

Игры на развитие слухового внимания:

«Кто  что  слышит?»

- детям  предлагается  закрыть  глаза  и  прислушаться  к  звукам  и  шумам, доносящихся с улицы или коридора.

«Что я делаю?»

- дети с закрытыми глазами по характерным звукам и стукам определяют действие, производимое воспитателем

«Кто тебя позвал?»

- детей просят закрыть глаза и определить по голосу, кто назвал его имя.

«Угадай,  на  чём  играют?»

- детей  знакомят  со  звучащими  игрушками  (музыкальными инструментами), затем дети по очереди отворачиваются и угадывают, какая игрушка (инструмент) звучит.

Работа по развитию фонематического восприятия:

- знакомство с изолированным звуком

- различение изолированных звуков

- узнавание звука в слове

- определение места звука в слове

- различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции

- придумывание слов на определённый звук

        Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

        Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях:

 Звуковая культура речи

 Развитие речи

 Ознакомление с художественной литературой

 Обучение грамоте

Но она может  входить и в содержание других занятий, в режимные моменты, на прогулке, в игровой и художественной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.

        Использую разнообразные методы и приёмы: чтение художественных произведений, наглядный материал (предметные картинки; игрушки; геометрические фигуры; сюжетные картинки); разнообразные и занимательные игры (дидактические; словесные; игры с заданиями)

Игры и упражнения по формированию звуковой стороны слова: «Какой звук есть во всех словах»; «Подарки лесным зверюшкам»; «В каких словах звук лишний, каких пропущен?»; «Чем отличаются слова»

Игры  и  упражнения  по ознакомлению  со  звуковой  стороной  слова  «Найди  вкусное  слово»; «Подберём куклам одежду»; «Что написал нам Петрушка» и т.д.

        Подготовка к обучению грамоте находиться в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребёнок не будет правильно произносить звуки , не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определённым  звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднён.

        Продолжая  работу по обучению грамоте: учу детей проводить звуковой анализ слов, различать  гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки; различать ударные и безударные звуки; делить двухсложные и трёхсложные  слова  на  слоги;  находить  и  называть  каждую  часть  слова;  определять  последовательное звучание  слогов  в  слове;  отрабатывать  дикцию:  отчётливо  и  внятно  произносить  слова;  составлять предложения, членить на слова с указанием их последовательности.

        Игры: «Поймай звук в ладошку»; "Светофор"; «Назови 1-й звук»; "Цепочка слов"; «Придумай слово на звук...»; "Звуковые домики"; «Назови братца»; «Какой звук гласный?»; «Магазин»; «Собери пирамидку»; «Кто внимательный?» ; "Звуковые модели" и др.

        При подготовке к обучению грамоте дети закрепляют и совершенствуют умение делить слова на слоги, учатся производить звуковой анализ слов (это становится основой для ознакомления детей с буквами и обучения чтению). Осуществляя звуковой анализ слова, используют различные средства: схему звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове. Учатся анализировать
четырех-, пятизвуковые слова разного состава (лиса, слон, аист, школа). Знакомятся с ударением: учатся выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове. Учатся понимать и использовать в речи термин “ предложение ”, составляют предложение.

Лучше это делать с помощью игры, поскольку игровая деятельность – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, и остаётся ею в начале школьного возраста.  

В зависимости от задач поставленных на занятии, а затем и в совместной деятельности,    мы  используем следующие наглядно - дидактические пособия:

начальный этап  

  • "Телеграф", "СМС" (модели предложений, слов) - дети графически записывают предложения.
  • "Светофор", "Колечко" - ведущий показывает модель звука (м.б. и ребенок, и взрослый), дети подбирают и называют звук. Например: Красный кружок - гласный звук, синий - твердый согл., зеленый - мяг.согл.зв.
  • "Звуковые домики"(1-этажные, разноцветные) - определение звука (согл. - гласн.; согл тв. - мяг, + зв. - глухой) подбирают картинки
  • "Пирамидки" - деление слов на слоги (дети выбирают из предложенных предметных картинок 1-сложные, 2-сложные, 3-сложные и расселяют в пирамидку)
  • "Звуковые домики" (3 квартиры) - определение места звука в слове (начало, середина, конец)

Более сложные задания

  • "Звуковые модели " (характеристика согласных звуков) - дети подбирают характеристику согласным звукам или по готовой модели подбирают звук.
  • "Найди слово" (парочки) - по готовой  звуковой модели найти картинку и наоборот, к картинке подобрать модель
  • "Звуковые домики" (2, 3, 4 -этажные) - дети делят слово на слоги (этаж), находят место звука в слове (начало, середина, конец). Можно выкладывать картинки, сложнее - модель заданного звука в слове.
  • " Ребусы" (разной сложности) - выделить из слов 1-й звук и составить новое слово
  • "Кроссворды" 

        При обучении связной речи моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания:

  • пересказ
  • составление рассказов по картине и серии картин
  • описательный рассказ
  • творческий рассказ.

        Благодаря работе с моделями, дети учатся анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. У детей активизируются мыслительные процессы, психические процессы: память, внимание, мышление, развивается логика, происходит развитие связной речи.