Консультации
Тамбовское областное государственное образовательное учреждение
для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(законных представителей) «Детский дом «Аистенок»
Эколого-оздоровительная работа
в весенне-летний период.
(консультация для воспитателей)
Подготовила:
воспитатель по ф/к
Лысенко Т.В.
Мичуринск 2008-04-28
Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого.
Однако проблема взаимоотношений ребенка с природой еще полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важны для развивающейся личности. Так, знания о живом организме позволяет ребенку в дальнейшем осознать себя Человеком, частью природы. В процессе освоения экологических знаний, умений и навыков ребенок начинает осознавать себя мерой всех вещей, нравственным критерием природоохранного отношения; причиной всех возможных неблагоприятных последствий взаимодействий с природой и преобразующей силой мироздания. Природа является естественной средой обитания человека, он не может жить без условий неживой природы (солнца, воды, воздуха, земли) и других живых существ (людей, животных и растений). Человек взаимосвязан с природой. Природные условия помогают человеку выполнять гигиенические правила. Человек использует воду, чтобы содержать в чистоте себя, свое жилище и одежду, употреблять в пищу чистые продукты. С их помощью человек сохраняет здоровье. Растения задерживают пыль и вредные вещества, приглушают шум, защищают от ветра, очищают и увлажняют воздух. Общение с домашними питомцами - поднимает человеку настроение, помогает снять усталость. Многие растения и животные имеют лекарственные свойства и используются человеком для лечения. Люди закаляются с помощью солнца, воздуха и воды.
В систему экологического развития детей включаются занятия не только
познавательного цикла, но и эколого-оздоровительные занятия. В систему эколого-оздоровительной работы включаются ознакомления с разными видами гимнастики (дыхательной, пальчиковой, корригирующей); обучение детей элементарным приемам самомассажа; закаливание; профилактика плоскостопия; совершенствование двигательных навыков; развитие выносливости посредством постепенного увеличения физических нагрузок; обучение правилам безопасного поведения в природе.
Взаимодействовать с окружающей средой дошкольники учатся во время
экскурсий, прогулок, специальных занятий. При этом расширяется их кругозор, формируются нравственные и волевые качества (дружба, взаимопомощь, инициатива, настойчивость, коллективизм), укрепляется здоровье.
Под окружающей средой мы понимаем не только естественную среду (лес, луг, озеро) и погодно-климатические факторы (мороз, ветер, дождь), но и специально созданную предметно-развивающую среду (физкультурный зал, спортивная площадка, физкультурные уголки в группах), которая оснащена спортивным различным оборудованием.
Система оздоровительной работы дополняется походами на природу и
оздоровительными мероприятиями на территории ДОУ. С точки зрения педагогических задач, поход – комплексное мероприятие, которое включает многообразие средств для развития физических и духовных качеств человека.
Во время походов можно использовать различные упражнения с бегом:
- Пробежать друг за другом между деревьями, обегая их.
- Пробежать по лесной дорожке, стараясь не наступать на выступающие из земли корни деревьев.
- Пробежать, пригнувшись под низко растущими ветками деревьев, стараясь не задевать их.
- Бегать по кругу вокруг дерева, куста, взявшись за руки.
Интересно провести игры: «Кто быстрее добежит до указанного дерева», «Найди свое дерево», «Найди такой же лист».
Детям можно предложить некоторые упражнения с прыжками:
- Спрыгивать с невысоких пеньков.
- Прыгать на двух ногах вокруг дерева.
- Перепрыгивать через препятствия (дорожки из шишек, веток…).
Можно проводить упражнения в ползании и лазанье:
- Проползать за кустами так, чтобы никто не видел.
- Ползать на четвереньках от дерева до дерева, вокруг дерева.
- Перелезать через поваленное дерево.
- Висеть на низко расположенных ветках деревьев.
В лесополосе для бросания, метания можно использовать шишки, каштаны, желуди, палочки. Можно предложить детям:
- Бросать шишки до дерева правой и левой рукой.
- Перебрасывать шишки, желуди, каштаны через кусты.
- Бросать шишки, попадая ими в пень.
Проблема