Диагностическая работа

Лысенко Татьяна Владимировна

Важным условием успешного физического воспитания является диагностическая работа, которая осуществляется в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения. При  характеристике физического состояния ребенка в процессе физического воспитания учитываются динамика его физического развития, функционального состояния и физической подготовленности. Тестирование позволяет выявить неравномерности в развитии двигательных функций детей,. Это дает возможность определить причины отставания или опережения в усвоении программы, наметить педагогические приемы, способствующие оптимизации двигательной активности детей, выделить способных, средних, отстающих детей в двигательном развитии и определить для каждого из них оптимальную «ближайшую» зону развития функциональных систем и двигательных навыков.

Уровень физической подготовленности ребенка можно определить, ориентируясь на:

  • Степень овладения ребенком «азбукой движений»: базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений;
  • Умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать свой арсенал двигательных действий в различных условиях;
  • Развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных особенностей.

            Прослеживание динамики физического развития, функционального состояния и физической подготовленности дает возможность выявить причины отставания некоторых детей. Чаще всего они кроются в низком физическом развитии, отклонениях в развитии костно-мышечной системы, недостаточном двигательном опыте, плохой координации движении. Имеет значение и пассивное отношение ребенка к занятиям физической культурой, отсутствие интереса к ним, недостаток упорства и настойчивости в овладении материалом. Углубленные материалы позволяют устранять основные недостатки в постановке задач физического воспитания и определить необходимые для их устранения педагогические воздействия.

            Результаты диагностики позволяют:

  • Определить необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия (кроме основных форм физического воспитания, дополнительные формы: секционные, дополнительные, оздоровительные занятия).
  • Индивидуализировать нагрузку в соответствии с группой здоровья, отклонениями в физическом развитии и т.д..
  • Определить технику владения основными двигательными умениями.
  • Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой.

            Основные направления диагностической работы по физическому воспитанию, проводимой в нашем ДОУ:

  • Оценка состояния функциональных систем организма (группа здоровья).
  • Диагностика физического развития детей.
  • Оценка физической подготовленности.
  • Диагностика занятия по физической культуре (определение плотности занятия и вычерчивание физиологической кривой физической нагрузки детей – пульсометрия).
  • Оценка сформированности развития физических качеств (ловкость, гибкость), а также функции равновесия.

 

            Помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня детей старшего дошкольного возраста значительное место должна занимать самостоятельная двигательная деятельность. Она  организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. При правильном руководстве самостоятельной двигательной деятельностью можно в значительной мере влиять на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребенка. Значительное влияние на двигательную активность детей в играх оказывает общение их между собой. Обычно игры в небольшой группе бывают более продолжительными и более подвижными, чем одиночные. В свою очередь, введение в игры движений с использованием пособий увеличивает продолжительность общения детей. В старшей группе дети уже могут самостоятельно организовывать свою двигательную деятельность и хорошо знакомые подвижные игры.

            Основная функция контроля со стороны воспитателя видится в постоянном прослеживании за двигательной деятельностью детей, своевременном внесении необходимых корректив, которые будут способствовать полноценному развитию функциональных возможностей и двигательных потребностей детей.