3.Учебно-исследовательская деятельность.
курсовая работа на тему:
Тема: «Серия игровых занятий по самооценке как фактор формирования позитивной социализации старших дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_rabota.docx | 43.87 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.ppt | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
департамент образования администрации Владимирской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ «МУРОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
цмк педагогики , психологии и частных методик
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Серия игровых занятий по самооценке как фактор формирования позитивной социализации старших дошкольников»
Выполнила:
Колесникова Ирина Сергеевна
студентка 3 курса
Специальность:
44.02.01 Дошкольное образование
Научный руководитель:
Игонина Людмила Николаевна, преподаватель дисциплин профессионального цикла
Муром. 2022г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования позитивной социализации у детей старшего дошкольного возраста 6
- Понятие самооценки в психологии 6
- Характеристика позитивной социализации старшего дошкольного возраста 11
- Приемы формирования позитивной социализации детей 17
Выводы 26
Список используемой литературы 46
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он является благополучным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. Процесс социализации детей дошкольного возраста вводит ребенка во взрослую жизнь, является фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры.
Социализацией называют усвоение ребенком-дошкольником моральных и нравственных принципов, а также правил поведения в обществе [8, с.271].
В последнее время проблема социального развития ребенка и его самооценки особенно актуальна, т.к. одной из целевых установок ФГОС ДО является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка. Это хорошо для всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, формирования инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития [1, с. 7].
Социализация дошкольников – это продолжительный и комплексный процесс, через который должен пройти каждый ребенок. От успеха данного процесса зависит многое. Дети принимают свою роль в обществе, учатся вести себя в соответствии с правилами, начинают понимать, как находить баланс между требованиями социума и своими потребностями. Социализация дошкольников происходит преимущественно через общение.
Проблемой изучения социализации занимались многие социологи, психологи и педагоги, такие как Э. Эриксон, Д. Б. Эльконин, П. П. Блонский и другие [20].
Большой вклад в изучение проблемы социализации и самооценки детей дошкольного возраста внесли такие известные ученые как Выготский Л. С., Клюева И. В., Касаткина Ю. В., Коломинский Я. Л., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л., Яковлева Е. Л. [13, с. 47].
На первых этапах формирования личности позитивная социализация и адекватная самооценка осуществляется через общение, обучение, воспитание, затем через практическую деятельность. Различные аспекты социализации с учетом макро-, микро- и мезофакторов получили отражение в работах С. А. Рубинштейна, Л. С. Выготского, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого [9, с. 160].
Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности.
Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности.
Само формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.
Эта тема актуальна во все времена, т.к. от формирования самооценки и социализации ребенка, будет зависеть, как в дальнейшем сложится его жизнь. Изучая данный вопрос, мы заметили, что адекватная самооценка сформирована не у всех детей.
Часто родители не обращают внимания на развитие самооценки дошкольников. Главным считают - развитие познавательных способностей детей.
Воспитатели понимают данную проблему, но не всегда используют эффективные приемы для формирования адекватной самооценки для позитивной социализации старших дошкольников. Чаще всего воспитатель использует словесные приемы. А в литературе разработана серия игровых занятий по самооценке для формирования позитивной социализации дошкольников, так как игра – ведущий вид деятельности детей.
Таким образом, сложилось противоречие между большими возможностями использования серии игровых занятий по самооценке для формирования позитивной социализации у старших дошкольников и недостаточной реализацией данного потенциала.
Исходя из выделенного противоречия, можно сформулировать следующую проблему: каковы педагогические возможности использования серии игровых занятий по самооценке для формирования позитивной социализации детей? Ответ на этот вопрос составляет цель нашего исследования.
Объект исследования – процесс формирования позитивной социализации старших дошкольников.
Предмет исследования – серия игровых занятий по самооценке.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования позитивной социализации дошкольников в психолого-педагогической литературе;
2. Охарактеризовать позитивную социализацию старших дошкольников;
3. Рассмотреть понятие и виды самооценки дошкольников;
4. Подобрать серию игровых занятий по самооценке для формирования позитивной социализации старших дошкольников для дальнейшего апробирования их на педагогической практике.
Методы исследования:
теоретические: анализ печатных источников, интернет ресурсов, анализ понятийного аппарата;
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования позитивной социализации у детей старшего дошкольного возраста
- Понятие самооценки в психологии
Самооценка – это отношение индивида к себе, которое складывается
постепенно и наряду с «познанием себя» входит в самосознание, личностное суждение о собственной ценности, позитивная и негативная установка, направленная на специфический объект, называемый Я [2, с. 35]. Самооценка – это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей [2, с. 36].
Именно самооценка, по утверждению многих исследователей (И. С. Кон, Р. Бернс, А. И. Липкина, А. Маслоу, и др.), существенным образом влияет на эффективность деятельности человека и степени выраженности стремления к личностному росту [7, с.136].
Дошкольник, становится самостоятельным, более независимым от взрослых. Его взаимоотношения с окружающими расширяются и усложняются. Это дает возможность более полно и глубоко осознать себя и оценить [2, с.31].
Вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретенное ребенком, оценивается окружающим. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой им действительности [7, с.236].
Элементы самостоятельного представления о себе впервые проявляются, в оценке не личностных, моральных качеств, а предметных и внешних («А у меня есть самолет», «А зато у меня есть вон что» и т.п.). в этом проявляется неустойчивость представлений о другом и о себе вне ситуации узнавания, сохраняющиеся элементы неотделенности действий от предмета.
Существенным сдвигом в развитии личности дошкольника является переход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных свойств и внутренних состояний самого себя.
Наблюдения и оценочные рассуждения детей позволяют наметить некоторые тенденции и особенности в развитии детской оценки и самооценки.
Они заключаются в том, что в оценке своих товарищей и самих себя дети дошкольного возраста не выделяют каких-либо индивидуальных, характерных черт. И оценка носит общий, недифференцированный характер: «плохой», «хороший», «умный», «неумный». Многие дети среднего, а иногда и старшего дошкольного возраста употребляют эти понятия неадекватно, поскольку они еще не сформировались. Понятиями – «хороший», «умный», «послушный» дети пользуются как тождественными. Так же как и понятия «плохой», «неумный» вкладывают в содержание понятия «непослушный».
У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о возможностях накапливаются постепенно, благодаря опыту ребенка образной деятельности, общения с взрослым и сверстниками [18, с. 115].
В дошкольном возрасте оценка и самооценка носят эмоциональный характер. Из окружающих взрослых наиболее яркую положительную оценку получают те из них, к которым ребенок испытывает любовь, доверие, привязанность. Старшие дошкольники чаще подвергают оценке внутренний мир окружающих взрослых, дают им более глубокую и дифференцированную оценку, нежели дети среднего и младшего дошкольного возраста.
Сравнение самооценки дошкольника в разных видах деятельности показывает неодинаковую степень ее объективности («переоценка», «адекватная оценка», «недооценка»). Правильность детской самооценки в значительной мере определяется спецификой деятельности, наглядностью ее результатов, знанием своих умений и опытом их оценки, степенью усвоения истинных критериев оценки в данной области, уровнем притязания ребенка в той или иной деятельности.
Так детям легче дать адекватную самооценку выполненного им рисунка на конкретную тему, нежели верно оценить свое положение в системе личных отношений [11].
Установлено, что статус, положение ребенка в группе тоже влияет на самооценку дошкольника. Так, например, тенденцию к переоценке чаще обнаруживают «непопулярные» дети, чей авторитет в группе невысок, недооценку – «популярные», эмоциональное самочувствие которых достаточно хорошее.
На протяжении дошкольного детства сохраняется общая положительная самооценка, основанная на бескорыстной любви, заботе близких взрослых. Она способствует тому, что дошкольники склонны завышать представления о своих возможностях. Расширение видов деятельности, которые осваивает ребенок, приводит к формированию четкой и уверенной конкретной самооценки, в которой выражается его отношение к успеху отдельного действия [19, с. 57].
Характерно, что в этом возрасте ребенок отделяет собственную самооценку от оценки себя другими. Познание дошкольником пределов своих сил происходит на основе не только общения со взрослыми, но и собственного практического опыта, дети с завышенными или заниженными представлениями и самих себе более чувствительны к оценочным воздействиям взрослых, легко поддаются их влияниям.
У старших дошкольников преобладают положительные оценки. Очень высокого уровня достигает умение, сравнения себя с товарищами у детей пяти-семи лет. У старших дошкольников богатый опыт индивидуальной деятельности помогает критически оценивать воздействия ровесников.
С возрастом самооценка становится все более правильной. Полнее отражающей возможности малыша. Первоначально она возникает в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, где наглядно можно увидеть и сравнивать свой результат с результатом других детей.
Имея реальную опору: рисунок, конструкцию, дошкольникам легче дать себе правильную оценку [17, с. 140].
В 5-7 лет обосновывают положительные характеристики самих себя, с точки зрения наличия каких-либо нравственных качеств. Но даже в 6-7 лет не все дети могут мотивировать самооценку. На седьмом году жизни у ребенка намечается дифференциация двух аспектов самосознания – познание себя и отношение к себе. Так, при самооценке: «Иногда хороший, иногда плохой» наблюдается эмоционально-положительной оценке: «Хороший» - сдержанное отношение («Нравлюсь себе чуть-чуть»).
В старшем дошкольном возрасте наряду с тем, что большинство детей удовлетворено собой, стремление изменить что-то в себе, стать другим возрастает.
К семи годам у ребенка происходит важное преобразование в плане самооценки. Она из общей становится дифференцированной. Ребенок делает выводы о своих достижениях: он замечает, что с чем-то справляется лучше, а с чем-то хуже. До пяти лет дети обычно переоценивают свои умения. А в 6,5 лет редко хвалят себя, хотя тенденция похвалиться сохраняется. В то же время возрастает число обоснованных оценок. К 7 годам большинство детей правильно себя оценивают и осознают свои умения и успехи в разных видах деятельности [4, с. 116].
Кроме осознания своих качеств, старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и чужих поступков. Они начинают объяснять собственное поведение, опираясь на знания и представления, почерпнутые от взрослого, и собственный опыт.
В объяснении поступков других людей дошкольник зачастую исходит из своих интересов и ценностей, т.е. собственной позиции. Постепенно дошкольник начинает осознавать не только свои нравственные качества, но и переживания, эмоциональное состояние. Старшего дошкольника интересуют и некоторые психические процессы, происходящие в нем самом [21, с.58].
Во всех возрастных группах дети обнаруживают способность объективнее оценивать других, нежели самих себя. Но здесь наблюдаются определенные возрастные изменения. Редко от старшего дошкольника на вопрос «Кто у вас самый хороший?» мы услышим «Я самый хороший», так характерное для маленьких. Но это не означает, что детская самооценка собственной личности теперь низкая. Дети уже стали «большими» и знают, что хвастать некрасиво, нехорошо. Совсем необязательно прямо заявлять о своем превосходстве. В старших группах можно заметить детей, которые оценивают себя с положительной стороны косвенным путем. На вопрос «Какая ты: хорошая или плохая?» они отвечают обычно так: «Я не знаю…Я тоже слушаюсь», «Я тоже умею считать до 100», «Я всегда помогаю дежурным», «Я тоже никогда не обижаю детей, делюсь конфетами» и т.п.
К концу дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными, развернутыми.
Эти изменения объясняются в значительной степени появлением (увеличением) интереса старших дошкольников к внутреннему миру людей, переходом их к личностному общению, усвоением значимых критериев оценочной деятельности, развитием мышления и речи.
Таким образом, самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру, в значительной степени определяя социальную адаптацию личности, и является регулятором ее поведения и деятельности.
1.2. Характеристика позитивной социализации старших дошкольников
Социализация (от лат. socialis – «общественный») – процесс становления личности, усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта [17, с. 54].
Социализация осуществляется под воздействием целенаправленных процессов (общение, воспитание) в учебно-воспитательных учреждениях и под влиянием стихийных факторов (семья, улица).
Социализация осуществляется под влиянием разных факторов как совокупности условий, обстоятельств, явлений, оказывающих влияние на вхождение ребенка в мир социальных отношений. К основным факторам социализации относятся:
- наследственность, как совокупность генетически заданных характеристик;
- социокультурная и образовательная среда, как совокупность предметов, объектов, явлений социального окружения;
- социальная активность, как способ самосовершенствования, творческой самореализации ребенка [8, с. 5].
В соответствии с ФГОС ДО, эффективность социализации детей определяется реализацией ряда условий:
- обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к его чувствам и потребностям;
- поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
- наличие позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе, принадлежащим к разным национальным, социальным слоям населения, а также с отклонениями здоровья;
- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, умение детей работать в группе сверстников [8, с. 7].
Процесс социализации – важнейшее, многоаспектное явление в жизни человечества. В ходе его происходит формирование поколения будущего под влиянием таких факторов, как семья, средства массовой коммуникации, общение, детские общественные организации и т.д. – именно поэтому так велико влияние к нему философов, социологов, политологов, психологов, педагогов. С этой точки зрения историческое содержание и историческое прошлое процесса социализации требуют пристального изучения [3, с. 116].
Позитивная социализация дошкольников направлена на усвоение норм и ценностей, включая моральные и нравственные ценности; на развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми; на развитие отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками и формирование уважительного отношения к окружающим [14, с. 55].
Социализация осуществляется в социокультурном пространстве в ходе приобщения ребенка к культурным ценностям в процессе их присвоения и сотворения. Позитивная социализация обеспечивает безболезненное вхождение ребенка в мир социальных отношений, его самореализацию в соответствии с социальными ценностями, и общение, построенное на принципе равенства субъектов [8, с. 4].
Существуют различные подходы к проблеме социализации. Поскольку на Западе эта проблема изучается более длительный период, правильнее ознакомиться в первую очередь с зарубежными концепциями социализации.
С некоторыми оговорками можно констатировать, что зарубежные исследователи тяготеют к двум основным подходам, утверждая:
- индивид пассивен в процессе социализации, а сама социализация формирует адаптируемого к обществу индивида в соответствии со своей культурой;
- индивид активен в процессе социализации и в процессе адаптации к обществу, изменяет себя и свои жизненные обстоятельства.
К представителям первого подхода можно отнести французского
социолога Эмиля Дюркгейма и американского психолога Толкотта Парсонса.
Э. Дюркгейм, исследуя отношения человека и общества, пришел к выводу о необходимости решения вопроса социализации. Он отмечал: «Общество может выжить только тогда, когда между его членами существует значительная степень однородности. Воспитание устанавливает и подкрепляет эту однородность, фиксируя у ребенка с самого начала существенные, типичные характеристики, требуемые коллективной жизнью». Э. Дюркгейм стоял на позиции безоговорочного признания за обществом приоритета перед человеком в процессе социализации и пассивности индивида в этом процессе [6, с. 25].
Теоретические положения Э. Дюркгейма легли в основу социологической теории функционирования общества и были продолжены Т. Парсонсом, обосновавшим механизмы процессов интеграции человека в социальную систему.
Т. Парсонс определял социализацию как «интернализацию культуры общества, в котором ребенок родился», как аккумулирование индивидом социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит путем «вбирания» общих ценностей в процессе общения со значимыми другими [6, с.26]
Исходя из этой установки, Т. Парсонс сформулировал двуединую задачу социализации – сформировать у вступающих в общество «новичков» чувство лояльности и чувство преданности по отношению к системе. Именно Т. Парсонсу принадлежит мысль о том, что в процессе социализации у социализируемого появляется чувство неполноценности, потому что исполнение им роли неизбежно подвергается неоднозначным оценкам агентов социализации: в свою очередь, это влияет на собственную самооценку, которая может оказаться весьма невысокой. Формы неполноценности самые разные: отклоняющееся поведение; создание компенсирующих субкультур (подростковых, криминальных); появление субкультур, контркультур, отвергающих самосовершенствование [6, с. 26].
Подход Э. Дюркгейма – Т. Парсонса оказал влияние и был принят такими исследователями социализации, как Дж. Х. Баллантайн, Э. Мак Нейл, Дж. У. Огбю, Р. Дж. Хэвитхерст.
Другой подход теоретически обосновали и развивали американские ученые: Ч. Х. Кули, У. И. Томас, Ф. Знанецкий, Дж. Г. Мид.
Ч. Кули основополагающей идеей своей теории считал идею о том, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В ходе взаимодействий человек создает свое «зеркальное «Я», состоящее из трех элементов: как нас воспринимают другие; как другие реагируют на то, что видят; как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других [18, с.127].
Джордж Мид, как и Ч. Кули, считал, что «Я» - продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. Он более глубоко разработал идею использования символов и жестов в процессе взаимодействия, поэтому его теория получила название символического интеракционизма. Личность формируется на трех различных стадиях: имитация, игровая стадия, стадия коллективных игр. В игре, подчеркивал Дж. Мид, ребенок научается принимать на себя роли других людей и понимать (принимать) установки социальной группы, с этого момента начинается процесс формирования зрелой личности [18, с.128].
Понятие «социализация» было введено в социальную психологию в 40-50гг. XX века в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и др., психология включила это понятие в свой арсенал позже других наук и, естественно, стремилась наполнить его своим собственным содержанием. Однако и это не способствовало единству мнений, поскольку понятие «социализация» неразрывно связано с представлениями о личности и о характере ее отношений с обществом. Отсюда и разные интерпретации процессов социализации. Для одних – это научение социальному поведению; для других – моделирование личности в соответствии с требованиями культуры; для третьих социализация – это подготовка к «социальному участию» в группах [22].
В целом, процесс социализации условно можно представить, как совокупность четырех составляющих:
- стихийная социализация человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер, результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;
- относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных групп;
- относительно социально-контролируемой социализации – планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;
- более или менее сознательного изменения человека, имеющего просоциальный, асоциальный, антисоциальный вектор, в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни.
Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям [11].
Человек – не только объект и субъект социализации. Он может стать ее жертвой. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключают в себя внутренние противоречия. Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, с одной стороны, а с другой - способность в определенной мере противостоять обществу, части тех жизненных коллизий, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению.
Таким образом, можно констатировать, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью идентификации человека с обществом и степенью обособленности его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс между идентификацией с обществом и обособлением в нем [16, с. 72].
В своем исследовании А. В. Мудрик выделяет характеристики личности, обеспечивающие успешную социализацию: способность к изменению своих ценностных ориентаций; умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли при избираемом отношении к социальным ролям; ориентацию не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей [11].
Таким образом, констатируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что процесс социализации имеет большое значение в жизни современного человека. Изучением процесса социализации личности занимались многие ученые: педагоги, психологи, социологи (В. А. Сухомлинский), включая зарубежных (Ч. Х. Кули, Т. Парсонс, Э. Эриксон).
Проанализировав различные точки зрения, мы пришли к единому мнению, что социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучение и воспитание, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимают участие все окружение индивида: семья, соседи, школа, средства массовой информации и т.д. [19, с. 57].
Исходя из вышесказанного, можно предложить и такое понимание социализации: это процесс активного усвоения индивидом ценностей и норм общества и формирование их в систему социальных установок, которая определяет позиции и поведение индивида как личности в системе общества [9, с.45].
1.3. Приемы формирования позитивной социализации детей
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечиваться целостным процессом социализации-индивидуализации.
Стандарт выдвигает ряд требований к социально - индивидуальному развитию детей. К числу этих требований относится: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; становление социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; готовности к совместной деятельности со сверстниками; уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к разным видам труда и творчества; безопасного поведения в социуме, природе, быту [1, с. 7].
Старший дошкольный возраст – конечный этап начального звена социализации ребенка на уровне дошкольного учебного заведения. На этом этапе происходят существенные изменения в его жизни.
Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе [10, с.23].
Итак, для ребенка, который социализируется, соответствующими эталонами изменения социальной среды является семья, дошкольное учебное заведение, ближайшее окружение. При переходе от другой социальной среды ребенок переживает кризис вхождения в новую социальную общность, процесс адаптации, растворение в ней детерминируется процессом индивидуализации и завершается интегрированием в социальную среду [10, с.24].
Реализация игровых техник в работе с детьми облегчит адаптацию малышей к новым социальным условиям, поможет им адекватно воспринимать себя и других людей, овладеть конструктивные формы поведения и основы коммуникабельности в обществе.
Правильная организация быта в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей, внешняя и внутренняя культура педагога – необходимые условия для воспитания культуры поведения [12, с.55].
Дети должны понимать, что от поведения каждого из них зависит многое: кто-то не убрал игрушки вовремя – занятие началось позже, насорил во время еды – дал дополнительную работу няне и дежурным. Соответствующая оценка таких поступков и реакция на них педагога имеют большое воспитательное воздействие. Обеспечивая усвоение детьми правил поведения, воспитатель заботиться о том, чтобы дети при этом условии усваивали и нравственные нормы: умение уступить, вовремя помочь товарищу и пр.
Дети эмоциональны, поэтому приемы воспитания должны быть не только понятны, но и интересны им. Закрепляя какое-либо правило, целесообразно использовать картинки и художественные произведения. Ознакомление детей с юмористическими произведениями соответствующего содержания создает определенный эмоциональный настрой в группе, воспитывает у детей желание усвоить нужные правила поведения и выполнить их.[10, с. 170]
В каждом конкретном случае воспитатель ищет причину неправильного поведения ребенка, использует индивидуальные меры воздействия: напоминание, замечание, объяснение.
В любом случае нужно помнить о легкой ранимости ребенка, об уважении его личности. Даже если ребенок в чем-то провинился, не следует делать замечаний, обижающих его.
Данная серия игровых занятий способствует избеганию излишних словесных назиданий, упреков, замечаний.
Созданы специальные ситуации, чтобы вызвать желание детей поступать правильно.
Наиболее актуальными в настоящий момент являются такие приемы формирования позитивной социализации:
1. Игровые занятия. Форма, предусматривающая общение взрослого с детьми, детей между собой. В ходе занятий происходит образовательное взаимодействие, при котором его участники обмениваются информацией, обсуждают и анализируют ее, учатся применять полученные знания на практике.
Например:
- этюды на отображение положительных черт характера;
- игра «Оцени поступок».
2. Игровые ситуации. Педагог предлагает ситуации, которые формируют у дошкольников умение выстраивать свое поведение и деятельность в соответствии с социальными нормами и правилами общества.
Например:
- культурное поведение в театре (в гостях, в магазине, в общественном транспорте и т.д.);
- общаемся по телефону (вызываем врача на дом, заказываем пиццу или такси и т.д.).
3. Проблемные ситуации. Дети не только обсуждают проблему, но и совместно с педагогом решают ее. Подобные ситуации пробуждают инициативу, самостоятельность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Дошкольниками усваиваются модели социальных отношений, а именно практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых.
Например:
- как помочь заболевшей кукле;
- поможем найти потерянную вещь;
- как помочь девочке, которая потерялась.
4. Ситуации-иллюстрации. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально-приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
Например:
- картинки с правилами дорожного движения;
- сюжетные картинки на нравственно-этические темы;
- персонажи настольного или пальчикового театра, при помощи которых разыгрываются ситуации, где ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении.
5. Ситуации, обращенные к личному опыту ребенка. Очень важно, чтобы содержание ситуации совпадало с опытом детей, их жизненными впечатлениями.
Например:
- украшаем детский сад к празднику;
- сажаем огород на подоконнике;
- готовим пособием для занятий (вырезаем, клеим и т.д.);
- научим детей младшей группы «лепить пирожки» в песочнице.
6. Творческие ситуации. В игровой, театральной, художественно-изобразительной, музыкальной деятельности формируются позитивные установки к различным видам творчества.
Например:
- рисуем свою семью;
- лепим морковку для зайчика;
- сочиняем стихотворение к празднику 8 Марта [7, с.150].
Создаваемые педагогом ситуации ориентированы на личностное развитие, предусматривают формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, способствуют эмоциональному благополучию дошкольников и положительному отношению к окружающей действительности [23, с.89].
Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах гуманизма – особая задача педагога в работе с данной возрастной группой. Формирование отношений между детьми строится на основе взаимных симпатий детей, их привязанности к детскому саду, умения оценивать поведение сверстников и свое [22].
Чтобы правильно судить о характере взаимоотношений, складывающихся между детьми в группе детского сада, воспитателю следует постоянно наблюдать за общением детей в игре и других видах совместной деятельности.
Наблюдения позволяют ему судить об авторитетности того или иного ребенка, выделить организаторов и малоактивных детей, понять, на какой основе образуются детские объединения, что побуждает детей быть их участниками. Необходимо поощрять развитие объединений с гуманным и равноправным характером отношений между детьми и, наоборот, показывать непривлекательность неравноправных.
Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние на детей оказывает пример общения взрослых. Необходимо использовать естественно возникающие ситуации, связанные с приходом в группу заведующей, медсестры и их общением с воспитателем, няней. Полезно обратить внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, побуждать их так же общаться между собой [17, с. 102].
Воспитывая у детей доброжелательность, важно в ходе игр и других видов деятельности привлекать их внимание к интересам и потребностям сверстников, находящихся рядом. Необходимо воспитывать в детях желание помочь сверстнику, поделиться с ним, отозваться на его просьбу.
Важно обсуждать с детьми те или иные факты и случаи, имеющие место в их общении со сверстниками в совместной деятельности, побуждая выражать свое отношение к поступкам того или иного ребенка, сравнивать свои поступки и поступки сверстников.
Полезно поговорить о том, как поступать по отношению друг к другу и как разговаривать между собой, когда организуется какая-либо совместная деятельность, например, игра. Необходимо учить детей быть внимательным к предложениям другого ребенка при выполнении совместной деятельности, уметь согласиться с замыслом, предложенным сверстником.
Если дети не умеют вежливо отказаться от участия в общей деятельности или отклонить предложения другого ребенка, следует обсудить с ними форму отказа, научить выражать несогласие тактично («Давай сначала дорогу построим, а потом мост. Договорились?»), вежливо ответить на отказ («Не хочешь играть в магазин? Может быть поиграем в больницу?») [12, с. 55].
Полезно обсуждать с детьми, справедливо ли они распределили предметы и материалы для совместной деятельности, похвалить тех, которые учитывали при этом интересы и желания других детей. Учить детей умению выяснять, доволен ли другой полученными материалами и игрушками, используя при этом такие выражения: «Ты согласен?», «Доволен?», «Договорились?». Побуждать детей при обращении к сверстнику с подобными вопросами посмотреть на него, назвать по имени, внимательно выслушать ответ. Важно показать, как неприглядно выглядит ребенок, который обижает другого, берет себе все лучшее [12, с.56].
Воспитатель обращает внимание детей на недопустимость грубых, резких обращений и ответов, в которых выражается пренебрежительное отношение к интересам и желаниям сверстника.
Отношения старших дошкольников в игре сложны, избирательны и не всегда благоприятны для ребенка.
Осложненные отношения со сверстниками отрицательно сказываются на эмоциональном самочувствии ребенка в группе, на формировании его личностных качеств.
Лишенный положительных контактов с детьми, ребенок испытывает острые переживания, которые способствуют появлению у него повышенной обидчивости, упрямства, озлобленности, иногда агрессивности по отношению к сверстникам. С другой стороны, они могут приводить к появлению неуверенности в себе, в своих возможностях.
Воспитатель должен заботиться не только об усвоении ребенком норм поведения в коллективе, но и о благополучии его отношений со сверстниками. Для этого необходимо знать возможные причины осложнений. Ими могут стать: недостаточная развитость игровых знаний и умений, в результате которой ребенок не привлекает сверстников в качестве партнеров по игре; неумение сдерживать себя, управлять своим поведением – ребенок разрушает детские игры; излишняя замедленность действий – он отстает в своих действиях от сверстников; нарушение норм игрового общения, преобладание эгоистических стремлений в поведении – он не считается с мнением сверстников, навязывает им свои требования; преобладание у него интересов, не связанных с игрой (стремление конструировать, лепить, рисовать и т.п.) и не являющихся ведущими для остальных детей группы [5, с. 146].
Воспитателю необходимо знать: владеет ли тот или иной дошкольник необходимыми игровыми навыками и умениями, знает ли сюжеты игр и может ли их творчески реализовать, понять замысел товарища. В зависимости от характера нарушений игровой деятельности, необходимо путем систематических совместных игр-занятий с ребенком расширять его знания о содержании игровых действий, их последовательности, обогащать его игровые замыслы, формировать умение последовательно и до конца воплощать задуманное, умение понимать замысел товарища.
Однако совершенствование лишь предметно-содержательной стороны игровой деятельности оказывается недостаточным. Необходимо формировать положительные взаимоотношения между детьми группы [13, с.49].
Прежде всего нужно изменить или равнодушное отношение сверстников к детям, испытывающим трудности в налаживании отношений со сверстниками, содействовать возникновению положительного отношения к ним. Воспитатель должен поддерживать таких детей в различной деятельности. На первых порах из целесообразно объединять с наиболее доброжелательными детьми группы, обладающими ярко выраженными положительными качествами. Педагогу важно знать, насколько каждый ребенок группы умеет управлять своим поведением. Одним из способов формирования управляемого поведения, развития самоконтроля у несдержанных детей может стать организуемая педагогом длительная коллективная (с интересным, развернутым сюжетом) ролевая игра, где такому ребенку поручается роль ведущего.
В тех случаях, когда педагог сталкивается со стремлением ребенка к игре в одиночку (что свидетельствует о недостаточно развитой потребности в общении), не следует стремиться к налаживанию его контактов со многими сверстниками: шумные игры быстро утомляют детей. Имеет смысл вначале подобрать для такого ребенка лишь одного партнера, к которому он бы отнесся с симпатией, и только впоследствии осторожно расширять круг его общения [13, с. 50].
При преобладании у ребенка потребности в авторитарном руководстве игрой целесообразно использовать в качестве одного из педагогических приемов систематические длительные поручения ему заданий, имеющих общественную направленность: помощь коллективу, защита младших товарищей, помощь им и т.п. При этом важно учитывать его интересы и возможности. Успешное выполнение задания необходимо поощрить положительной оценкой в присутствии сверстников, подчеркивая при этом общественно-полезный характер выполненной работы. В таких условиях первоначальное стремление ребенка лишь к положительной оценке постепенно может смениться потребностью хорошо потрудиться для коллектива.
Если трудности в отношениях ребенка со сверстниками вызваны преобладанием у него интересов, не связанных с игрой, их подавлять нецелесообразно: за такими интересами и стремлениями обычно лежат способности к другой деятельности, которые при неблагоприятных условиях не будут развиваться.
Нужно поддержать эти стремления детей, максимально реализовать их способности, организовать эту деятельность и привлечь внимание сверстников к успехам этих детей [19, с.59].
Таким образом, результатом позитивной социализации является формирование социальной сущности личности дошкольника, его самооценки, развитие таких его качеств, которые позволяют ему адаптироваться в социальной среде, жить и быть среди людей, взаимодействовать с ними, решать определенные социально-значимые задачи.
ВЫВОДЫ
Период старшего дошкольного возраста охарактеризован как зарождающий корни самооценки ребенка, и в то же время ребенок находится в преддверии новой социальной роли – роли школьника, важными качествами которого являются способность к анализу, самоконтролю, оцениванию у себя и других, способность к восприятию чужих оценок.
Способность к самосознанию у ребенка старшего дошкольного возраста выходит за пределы настоящего времени и качается оценки как прежних, так и будущих деяний. Ребенок воспринимает и оценивает то, что с ним было в прошлом, пытается размышлять о том, что случается в будущем.
Целевые ориентиры ФГОС ДО описывают некоторые черты портрета современного дошкольника. Одной из важных характеристик старшего дошкольника названа уверенность ребенка в своих силах, его открытость внешнему миру.
Психологические особенности дошкольников включают в себя высокую самооценку своих возможностей, что позволяет ребенку не бояться исследовать действительность, включаться в деятельность, в которой они пока некомпетентны, и, таким образом, активно осваивать социальный и предметный мир.[1, с. 7]
Таким образом, позитивная социализация представляет собой активное творческое начало, которое позволяет ребенку позитивно оценивать себя, свою личность, но и получать опыт общения, взаимодействия через радость и положительные эмоции.
Именно из самооценки рождается самоуважение, которое становится основой самосовершенствования и приводит личность к самореализации в жизни.
Именно дошкольный возраст становится площадкой, на которой может зарождаться и в дальнейшем развиваться позитивное мировоззрение личности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самооценка – это отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и наряду с «познанием себя». Самооценка - личностное суждение о собственной ценности, позитивная и негативная установка, направленная на специфический объект, называемый Я.
Самооценка – это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает. Самооценка - его оценка с точки зрения определенной системы ценностей.
Виды самооценки «Переоценка» «Адекватная оценка» «Недооценка»
Социализация - это усвоение ребенком-дошкольником моральных и нравственных принципов, а также правил поведения в обществе.
Социализация дошкольников – это продолжительный и комплексный процесс, через который должен пройти каждый ребенок.
Социализация – процесс становления личности, усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе.
Приемы формирования позитивной социализации Игровые занятия; Игровые ситуации; Проблемные ситуации.; Ситуации-иллюстрации; Ситуации, обращенные к личному опыту ребенка; Творческие ситуации.
Противоречие Большие возможности использования серии игровых занятий по самооценке для формирования позитивной социализации у старших дошкольников Недостаточная реализация данного потенциала
Проблема Каковы педагогические возможности использования серии игровых занятий по самооценке для формирования позитивной социализации детей?
Объект исследования Предмет исследования Процесс формирования позитивной социализации старших дошкольников Серия игровых занятий по самооценке
Задачи исследования Изучить теоретические основы проблемы формирования позитивной социализации дошкольников в психолого-педагогической литературе; Охарактеризовать позитивную социализацию старших дошкольников; Рассмотреть понятие и виды самооценки дошкольников; Подобрать серию игровых занятий по самооценке для формирования позитивной социализации старших дошкольников и апробировать их на педагогической практике.
Методы исследования Теоретические: анализ печатных источников, интернет ресурсов, анализ понятийного аппарата; Эмпирические: тестирование. База исследования: одно из МБДОУ Кировской области.
Спасибо за внимание!