«Применение здоровье-сберегающих технологий на занятиях по музыкальному развитию»
Выступление Антонян Н.М. - музыкального руководителя
НА ПЕДСОВЕТЕ № 2
ТЕМА: «Применение здоровье-сберегающих технологий на занятиях по музыкальному развитию»
Охрана и укрепление здоровья очень важна и заявлена в Законе об образовании, и в Типовом положении, и в других нормативно-правовых документах. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.
Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Музыка имеет большое значение в процессе воспитания, развития и оздоровления ребёнка. Медики уверены, что внутриутробное воспитание ребёнка посредством музыки положительно сказывается на его развитии: такие дети рождаются и растут более здоровыми и спокойными. Пение стимулирует рост клеток головного мозга плода, повышает его двигательную активность, улучшает маточно – плацентарное кровообращение, что снижает риск внутриутробного инфицирования. Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребёнка.
Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности.
Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяет детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.
Мы по музыкальному воспитанию реализуем программу, в которой учтён оздоровительный компонент. Содержание программы сориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка. Кроме того, в программе учтён и здоровье сберегающий фактор.
Музыкальное воспитание включает в себя: слушание, пение, музыкально- ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.
СЛУШАНИЕ музыки занимает значительное место в музыкальном воспитании. Ведь музыка воздействует на человека и физиологически - успокаивает или возбуждает (в зависимости от её содержания). Этот фактор доказал своими экспериментальными работами крупнейший физиолог В. Бехтерев. На основании опытов он сделал вывод, что ребёнок задолго до развития речи (буквально с первых дней жизни) реагирует на звуки музыки. В. Бехтерев указывает на целесообразность использования произведений, которые вызывают у детей положительные эмоции: «Малолетние дети вообще живо реагируют на музыкальные произведения, из которых одни вызывают у них плач и раздражение, другие - радостную эмоцию и успокоение. Этими реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных пьес для воспитания ребёнка».
Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С.Баха, А. Вивальди, музыку В.А.Моцарта, Ф.Шуберта и других композиторов – бодрую, Спокойную, ласковую, шутливую, радостную. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.
Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М. Бехтерев, подчёркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение.
П.Н. Анохин, изучавший вопросы влияния мажорного и минорного лада на состояние организма, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает человеку во время работы и отдыха, стимулировать или успокаивать его.
Исходя из наблюдений, эмоциональный наибольший отклик у детей наблюдается при слушании музыки, связанной с реальными переживаниями. (2 младшая – песни о семье, игрушках, средняя - песни о животных, детях; старшая, подготовительная – классическая и инструментальная музыка).
Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают обоснование роли музыки в воспитании и оздоровлении ребёнка.
Очевидно и воздействие ПЕНИЯ на физическое развитие детей.
Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу.
Поскольку пение – психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и др., важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребёнок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием.
В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм ребёнок испытывает напряжение гортани, у него устаёт голос, который будет звучать тяжело и некрасиво. В этих условиях могут возникнуть серьёзные заболевания голосового аппарата.
Правильное пение с детства успешно развивает и музыкальный слух, и певческий голос. Голос увеличивается в объёме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. Владение голосом даёт ребёнку сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией!
Доктор медицинских наук, профессор И.П. Чукичев утверждает: «Подъём сил, обусловленный положительными эмоциями, не кажущийся, а реальный. Это следствие повышения жизненных возможностей всех органов, тканей и систем, участвующих в рабочем действии, эмоционально переживаемом ».
Профессор В.И. Петров, фониатр: «Верхние дыхательные пути снабжены рецепторами иннервационными приборами, которые дают начало важнейшим рефлексам, регулирующим дыхание, оказывающим влияние на сердечно – сосудистую систему, пищеварительные и другие органы ».
Именно верхние дыхательные пути подвергаются усиленной рабочей нагрузке во время пения.
Кандидат медицинских наук И.Я. Деражне: «При слуховых раздражениях, исходящих от собственного голоса (речевого и вокального), наблюдаются биологические сдвиги в организме, причём отрицательного характера, если голосовая функция нарушена!», т.е. больной голос угнетает общее самочувствие.
Здоровое, яркое, эмоционально богатое звучание собственного голоса и выражает, и поддерживает здоровый физический и психический тонус организма, а больной, тусклый, невыразительный голос подавляет его.
Так называемое «певческое вибрато», является для организма хорошим вибромассажем, и недаром певец с правильно поставленным голосом, с хорошим вибрато поёт не уставая. Жизненная энергия в нём как будто не убавляется, а прибывает!
Таким образом, выясняется, что состояние голосового аппарата влияет на общее самочувствие человека, а сам процесс пения стимулирует жизненные силы организма.
В программе в задачах по обучению детей пению учитывается охрана голоса ребёнка.
- Важно положение ребенка при пении. Дети сидят ровно, прислонившись к стульчику, спинка прямо.
- Во 2 младшей группе возможности детей в пении невелики, поскольку голосовые связки находятся в зачаточном состоянии. Певческое дыхание очень короткое, поэтому перед пением обязательно упражнение «Подуем на снежинки», «Греем ручки».
- В средней группе несовершенна дикция голоса, не хватает слаженности пения, поэтому обязательны игровые упражнения типа «Шепоток», распевки.
- В старшем дошкольном возрасте для увеличения протяжности пения используем распевки, упражнения на разогрев голосового аппарата. Например, «Свеча», «Цветок», «Дракончик»
- Ф.8. Во время пения ребёнку нельзя опускать голову, так как при этом гортань сдавливается, затруднено прохождение воздуха, вследствие чего возникает перенапряжение голосового аппарата. Поэтому, следим за положением детей во время пения.
Из сказанного можно сделать ясный, научно обоснованный вывод: человек, регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет своё – и физическое, и психическое – здоровье, и звучание его голоса – показатель этого здоровья.
МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребёнка, координацию, вырабатывают чёткость ходьбы и лёгкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление, что влияет на координацию. В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыки «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Сегодня уже не нужно доказывать необходимость музыкально – ритмических занятий с детьми, их благотворное влияние на психоэмоциональное состояние малышей. Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения при различных патологиях.
С древних времён известно воздействие и сочетание ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека. Оздоровительное воздействие сочетания музыки и движений применялось в Египте, Китае, Индии. Так например, в античном Риме музыка использовалась, как и танец, для лечения – тарантизма ( укус пауком )
Большинство движений, на которых построены музыкальные игры и пляски, - это основные движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки); они совершенствуются и на музыкальных занятиях, и на занятиях по физическому воспитанию. Так, например, без обучения детей правильному шагу и бегу, без укрепления мышц ног и корпуса на занятиях по физкультуре дети не смогут хорошо и выразительно двигаться под бодрую, маршевую музыку. Работа над отражением в ходьбе бодрого, активного характера музыки способствует выработке хорошей осанки, ритмичности, координации движений рук и ног, лёгкости шага, т.е. непосредственно помогает физкультурной работе. Движение, связанное с музыкой, всегда сопровождается эмоциональным подъёмом, поэтому оно благотворно влияет и на физическое развитие детей.
В программе освоение детьми движений под музыку сориентировано на учет группы их здоровья. Дети любят танцевать в любом возрасте. Но есть возрастные особенности, которые необходимо учитывать.
- Во 2 младшей группе ребенок плохо ориентируется в зале, не следит за осанкой, за положением головы. Поэтому их танцы составляют несложные движения, ходьба, лёгкий бег, прыжки. Построение стайкой, парами.
- В средней группе в развитии музыкально – ритмических движений у ребёнка появляются новые возможности: движения более лёгкие и ритмичные; усложняются движения; улучшается ориентация в пространстве. Поэтому музыка для танцев используется двух или трёх частная, используется сюжетно – образные движения.
- В старшем дошкольном возрасте движения свободные, выразительные, осознанные, более слаженные и уверенные. В соответствии с этим танцы со сложными перестроениями, грациозными, ритмическими движениями.
Музыкально – ритмические упражнения являются эффективной психо гимнастикой, средством коррекции состояния детей и их поведения. Например, на занятиях с высокой умственной активностью и малой подвижностью следует использовать игровые, танцевальные композиции в качестве физкультминуток.
Здоровье сбережение и здоровье обогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.
В своём детском саду мы широко используем элементы здоровьесберегающих технологий. На музыкальных занятиях учитываются требования СЭС по времени, по балансу видов деятельности. Так же в занятии мы используем:
- Элементы психогимнастики;
- Метод гимнастики мозга «Умная шляпа» (Трёхкратное разминание ушной раковины сверху до низа). Эти игровые моменты мы используем перед слушанием музыки, перед игрой на Д.М.И., перед творческими заданиями.
- Метод гимнастики мозга «Сова» освобождает от напряженности, которая возникает при длительном сидении;
- Метод гимнастики мозга «Энергетическая зевота» подготавливает гортань к пению.
Музыка и музыкальное воспитание имеют значение в воспитании, развитии и оздоровления детей. Все виды музыкальной деятельности физиологически развивают организм ребёнка, воспитывают его эмоциональную сферу, развивают основные движения, что позволяет говорить о процессе воспитания здорового ребёнка средствами музыки.