Методы , формы организации деятельности воспитанников

Курапова Лариса Евгеньевна

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства* 

1.Методы деятельности:

  1. по источникам:

       - словесные (рассказ, беседа, объяснение, чтение художественной литературы),

       - наглядные (показ, демонстрация, иллюстрирование)

       - практические (упражнения, игровой метод, трудовые действия, элементарные опыты, моделирование)

  1. по мышлению:

       - репродуктивные,

       - проблемно-поисковые (создание проблемных ситуаций, коллективное обсуждение возможных

вариантов решения),

       - исследовательские.

 2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

      ·    познавательные игры,

      ·    дискуссии,

      ·    создание ситуаций успеха,

      ·    разъяснение,

      ·    поощрение и порицания,

      ·    провокации.

3. Методы контроля и самоконтроля

Форма организации: ООД (доминантные, традиционные, интегрированные, тематические),

      ·    игровая ситуация,

      ·    чтение,

      ·    мастерская,

      ·    праздники и развлечения,

      ·    самостоятельная деятельность.

  1. Нестандартные формы проведения занятий
  • проектная деятельность
  • занятие-путешествие, квэсты
  • клубные часы 
  • занятия – викторины

      ·     использование технологических средств, информационных и коммуникационных технологий

Средства:

  1. Зрительные  

      ·    предметы,

      ·    игрушки,

      ·    картинки,

      ·    раздаточный материал и демонстрационный материал

      ·    энциклопедии

  1. Слуховые

     ·    магнитофон, портативные аудиосистемы, компьютер

     ·    музыкальные инструменты,

     ·    аудиозаписи

  1. Зрительно-слуховые

    ·    видеофильм,

    ·    музыкальные презентации,

    ·    телевидение, компьютер, интернет

    ·    словесные книги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_eksperimenty.docx910.7 КБ
Файл proekt_vesna_krasna.docx21.73 КБ
Файл utrenniy_krug.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     В наше время, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.

   Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологического воспитания закладывает у детей – воспитатель.

    Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство – начальный этап формирование личности человека.

    Важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

    Создания условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению  и импровизации в процессе.  Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связь между живым и неживым в природе. Исследования представляют ребенку,  возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

    Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя.  Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними.

В качестве  основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяется деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития на ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности направленной на познание окружающего  мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получат ребенок тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая  деятельность принципиально отличается от любой другой  тем, что  образ цели, определяющий эту  деятельность, сам еще не определен и не конкретизирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особую печать на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и приносят пробный характер.

Два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого  ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий  свою деятельность: ставит ее цель, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет  свои потребности, свои интересы, свою волю. Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который  выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Цель программы

Обеспечение развития познавательно – исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование

Задачи программы

  1. Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей взаимозависимостей;
  2. Развитие собственного познавательного опыты в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных  заменителей, моделей);
  3. Расширение перспектив развития поисково – познавательной деятельности детей путем включения их мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  4. Поддержание у детей старшего дошкольного возраста инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
  5. Воспитание бережного  отношения к природе, рационального использования воды в быту, отрицательного отношения к факторам, загрязняющим воздух, желание жить в гармонии с природой.

Предполагаемый результат

   Дети умеют анализировать, рассуждать, делать выводы, делать умозаключения по проделанной работе.

   У детей сформирован познавательный интерес к  экспериментальной деятельности.

    У детей формируется правильное поведение вблизи водоемов, в лесной зоне.

    Дети бережно относятся к природе.

    Дети понимают то, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей  ведет за собой другие изменения, что происходит как бы «цыпная реакция».

    Дети понимают то, что человек не должен уничтожать то, что не может создать.

Дети усваивают первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту.

     Дети бережно относятся к здоровью своему и своих близких.

Методические рекомендации

    Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, НОД, прогулку, сон.

    При реализации приоритетного  направления  по экологическому воспитанию были созданы условия для проведения самостоятельного экспериментирования детей. В Уголке экспериментирования дети имеют возможность проводить простейшие опыты с воздухом, водой, песком, глиной. Первые эксперименты проводятся с водой: дети знакомятся со свойствами воды (жидкая, не имеет формы, принимает форму того предмета, в котором находится; вода имеет  температуру – бывает холодной, теплой, горячей, прозрачной, не имеет вкуса, запаха; в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – нет и т.п.).

    Во всех группах нужно создавать Уголки экспериментирования, к оформлению и содержанию которых предъявляются определенные требования.

Уголок постепенно пополняется различными материалами: песком, глиной, почкой, палочками, камушками, сосудами различной формы, стаканчиками, воронками.

Отношения воспитателя с детьми строятся на основе партнерства. Дошкольники учатся на занятиях ставить цели, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже  восторг они испытывают от  своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

    При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявить  собственную исследовательскую активность.

    Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которые проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя – куклы. В Уголке экспериментирования «живут» персонажи, придуманные и сделанные совместно с детьми. Так, если детей младшего дошкольного возраста отличает  любопытство и любознательность, то и хозяин их Уголка – Зайчик – Любознайчик, который многое хочет узнать и всем интересуется.

    Познавательные занятия с элементами экспериментирования с детьми среднего дошкольного возраста часто строятся  на стремлении  вызвать удивление от открытий, поэтому удивляются вместе с детьми и удивлению их Хрюша – Удивлюша, Утенок – Удивленок.

    Дети старшего дошкольного возраста задают много вопросов: «Отчего?», «Почему?», «Зачем?» и т.п. Часто этим же занимаются и озорная девочка Почемучка, живущая в старших группах.

    Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным  исследователям. В костюмах героев появляются соответствующие детали: большой карман для вопросов у Зайчика – Любознайчика, рюкзачок для нужных и интересных вещей у Утенка – Удивленка, яркая нарядная косынка у Почемучки – все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности.

Работа в Уголке экспериментирования требует соблюдения техники безопасности и эти герои вместе с детьми составляют правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются.

С водой

Коль с водой имеешь дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

Со стеклом

Со стеклом будь осторожен –

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат – совок

И для мусора бачок –

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

С песком

Если сыплешь ты песок –

Рядом веник и совок.

По окончанию работы:

Ты работу завершил?

Всё на место положил?

   В старших дошкольных группах дети совершенствуют умения самостоятельно определять материалы: стекло, металл, пластмасса, ткань (бархат, вельвет, драп и другие), бумага (салфетка, калька, картон) и их свойства и качества (твердость – мягкость, хрупкость – прочность, блеск, температура поверхности). Помогают в этом специально созданные ситуации, а также игры-эксперименты («Знакомьтесь, это картон», «Легкая  пластмасса», «Волшебные нити»). Например, дети рассматривают различные виды бумаги, самостоятельно выявляют их общие свойства и качества, актуализируют прошлый опыт (горит, мокнет, мнется, рвется, режется).

    У детей углубляются представление о материалах, как естественных, так и искусственных. Можно  организовать игры – эксперименты, игры – опыты («Мир металлов», «Мир ткани» и другие). Например, дети рассматривают разные виды ткани, отмечают явные их различия (цвет, структура поверхности), описывают свойства ткани (сравнивают степень сминаемости; разрезать пополам каждый кусочек ткани и сравнить, насколько легко или трудно работать ножницами; попытаться разорвать кусочки на две части и сравнить степень необходимых для этого усилий; опустить в воду и определить скорость намокания), делают общий вывод о сходстве и различиях видов ткани.

При экспериментировании ребенок не просто усваивает знания, которые дает ему взрослый, -  он активно привносит в этот процесс  собственный опыт, дома вновь и вновь возвращается к самостоятельным исследованиям.

Содержание программы

Старший дошкольный возраст

5 – 7 лет

          В старшем дошкольном возрасте ставятся следующие цели:

  • Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать выделять характерные, существенные признаки явлений природы.
  • Развивать у детей способность к анализу, синтезу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе.
  • Уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей  в окружающем мире.
  • Воспитывать любовь и желание ухаживать за растениями.
  • Воспитывать любовь  к родному краю и умение правильно вести  себя в природе.

Занятия по 15 – 25 минут два раза в месяц во второй половине дня.

Сентябрь «Воздух»

1 – занятие. Познание

Тема: Воздух

Цель: Развивать  личность ребенка, психические качества: (ощущение, восприятие, память, внимание, речь) мыслительные операции, творческое воображение, познавательные интересы; расширять знания детей об окружающим мире: свойства воздуха, земли, воды, огня, взаимодействие между ними; формирование обще учебных умений и навыков; подготовить ребенка к школьной жизни: воспитание усидчивости, развитие умения слушать, управлять своим поведением, работать в коллективе.

2 – занятие. Познание

Тема: Воздушный океан

Цель: Уточнить  и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях по защите его от загрязнения; формировать интерес к экспериментированию; познакомить с природным явлениям «ветер», причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека; развивать речь, логическое  мышление, интерес к природным явлениям; воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих

Рисование (Нетрадиционная техника)

Тема: Осенний сад

Цель: Познакомить детей с нетрадиционной художественной техникой Кляксография с трубочкой. Учить изображать деревья в новой технике рисования  выдувание (соломка для напитков) из кляксы. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с воздухом.

Ручной труд

Тема: Надувные человечки

Цель: Помочь детям увидеть в предмете скрытые возможности для использования по другому назначению, дать толчок воображению, фантазии, осуществить творческое преобразование привычного предмета (воздушные шары)

Ручной труд

Тема: Вертушка

Цель: Предоставить возможность полной самостоятельности при изготовлении поделки, закреплять навыки работы с бумагой, ножницами, совершенствовать умение творчески преобразовывать предметы

Совместная  деятельность по теме: «Воздух»

Опыты

  • Где теплее?
  • Упрямый воздух
  • Сухой из воды
  • Вертушка
  • Реактивный шарик
  •  Парашют
  • Свеча в банке и другие

Ознакомление с художественной литературой.

Благинина Е. А. «Эхо»

Маршак С. Я. «Радуга –дуга»

Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей» главы «Как Знайка придумал воздушный шар», «Над облаками».

Остер Г. Б. «Эхо»

Плещеева А. А. «Осень наступила…»

Пушкин А.С. «Уж небо осенью дышало…»

Яснов М. «Ураган»

Прогулка

Испытания вертушки. Наблюдение за ветром (сила ветра, направление). Игры с воздушными шарами. Воздушный «бой» бумажными самолетами.

         Октябрь «Песок и глина»

           1 – занятие. Познание

          Тема: Что у нас под ногами?

Цель: Познакомить детей со свойствами песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) и глины (пластичность, вязкость, неспособность пропускать воду). Песок и глина вокруг нас. Как человек использует песок (строительство, песочные часы и т.п.) и глину (производство посуды, кирпича, глинных игрушек). Разнообразие камней в природе. Камни – орудие труда древнего человека. Как человек использует камни (строительство, памятники, укрепления и другие). Воспитывать бережное отношение к объектам  неживой природы и сделанным из них предметам. Формировать интерес к объектам неживой природы и навыков наблюдений за ними.

2 – занятие. Интегрированное с лепкой  

Тема: Чудо – чудное, диво – дивное!

Цель: Познакомить детей с разнообразием русских народных игрушек; учить детей различать игрушки, знать характерные особенности разных промыслов; воспитывать доброе нежные чувства к русскому народному творчеству, желание сделать игрушку из глины самому.

Рисование (Нетрадиционная техника)

Тема: Пейзаж на камне

Цель: показать детям что, рисунок можно сделать и на камне, учить придумывать и создавать рисунок на камне, учить придумывать и создавать рисунок на камне акварелью, развивать воображение, творческие способности детей, формировать умение анализировать свою работу. Байкальские камни.

Рисование (Нетрадиционная техника)

Тема: Пустыня

Цель: Учить детей наклеивать и расписывать наклеенный песок гуашью, создавая пейзаж пустыни, закреплять знания о свойстве песка – сыпучесть, развивать аккуратность в работе.

Ручной труд

Тема: Город из песка

Цель: Участие детей в коллективной творческой деятельности, закреплять навыки работы с песком по общему плану для всех

Совместная  деятельность по теме: «Песок и глина»

Опыты

  • Почему песок хорошо сыплется?
  • Посадим дерево
  • Где вода?
  • Волшебный материал
  • Могут ли животные жить на земле?
  • Наверх! и другие

Ознакомление с художественной литературой.

Бажов П.П. «Серебряное копытце», «Голубая змейка»

Балл Г.А. «Новичок на прогулке»

Бианки В. В. «Лис и мышонок»

Житков Б.С. «Обвал»

Захадер Б. В. «Строители»

Мурзалиев К. «Твой дом»

Сказки «Зимовье зверей» (РНС)

              «Три поросенка» (английская)

Шим Э.Ю. «Не смей!»

Прогулка

Выкладывание рисунка из камней. Постройка песочной башни. Свободные игры  с песком.

 Ноябрь «Магнитизм»

1 – занятие. Познание

Тема: Испытание магнита

Цель: Развивать мыслительные операции, умение выдвигать  гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей; помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков.

2 – занятие. Познание

Тема: Предметы из стекла и металла

Цель: Познакомить детей со свойствами стекла и металла их применением; развивать любознательность, тактильную память, внимание; уточнить представление детей о том, какие предметы могут быть сделаны из стекла и металла; познакомить  с профессиями людей, работающих со стеклом и металлом.

Рисование (Нетрадиционная техника)

Тема: Фантастический пейзаж

Цель: Познакомить с техникой рисования с помощью  магнита металлическим предметам по свеже-нанесенной краске; закреплять умение равномерно наносить краску на лист бумаги. Совершенствовать  навыки экспериментирования.

 

Ручной труд

Тема: Чеканка по фольге

Цель: Познакомить детей с новым для них видом искусства – чеканка; учить  детей изготавливать малую форму чеканки на фольге; развивать интерес к экспериментированию с металлом.

Совместная  деятельность по теме: «Магнитизм»

Показ настольного театра с помощью магнита

Сказка «Колобок». Изготовление атрибутов для сказки

Опыты:

  • Волшебная рукавичка
  • Притягивает – не притягивает
  • Магнитные силы
  • Два магнита
  • Земля – магнит
  • Необычная картинка и другие

Ознакомление с художественной литературой

Авдеев Д. А. «Удивительные гвозди»

Андерсен Х.К. «Стойкий оловянный солдатик»

Зубков Б.А. «Как машина азбуку учила»

                     «Как машины строят машины»

Константиновский М.А. «Почему земля – магнит?»

Маршак С.Я. «Гвоздь и подкова», «Кузнец», «Мастер – ломастер»

Маяковский В.В. «Кем быть?» «Конь-огонь»

Михалков С.В. «От кареты до ракеты»

Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей» глава «Чудеса механизации»

Пермяк Е.А. «Чугун и сталь»

Сахарнов С.В. «Ледокол спешит на помощь»

Сказка «Золотой топор» РНС

Черненко Г.Т. «Как роботы работать научились»

Декабрь «Снег и лёд»

1 – занятие. Познание

Тема: «Снег и его свойства»

Цель: Уточнить и расширить представления детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; вызывать радость от открытий, полученных из опытов; учить детей анализировать, делать выводы; развивать мышление, интерес к зимним  явлениям неживой природы; учить грамотно формулировать свой ответ.

2 – занятие. Познание

Тема: Зимние  явления в неживой природе

Цель: Развивать игровой замысел обучать детей отвечать на поставленные  вопросы; активизировать ласковые существительные; закреплять знания о зимних явлениях; вызвать положительные эмоции; развивать творческую фантазию и воображение; воспитывать бережное отношение к природе.

Рисование (декоративное)

Тема: Мои любимые снежинки

Цель: Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размеры; упражнять в рисовании концом кисти; закреплять умение смешивать и палитре  белую гуашь с синей, фиолетовой; развивать воображение, чувство композиции.

Аппликация

Тема: Снежная баба из ваты или ватных дисков

Цель: Учить создавать форму «снежного кома» из ваты разных размеров по сюжету; учить наклеивать вату на картон; развивать аккуратность в работе с клеем.

Совместная  деятельность по теме: «Снег и лед»

«Драгоценные камни» для ленивицы из сказки «Мороз Иванович»

Растапливание льда.

Опыты:

  • Изготовление цветных льдинок
  • Взаимодействие воды и снега
  • Какие свойства?
  • Замерзание жидкостей

Ознакомление с художественной литературой.\

Аким Я. Л. «Первый снег»

Авдиенко С.А. «Письмо»

Бальмонт К.Д. «Снежинка»

Блок А.А. «Снег да снег»

Воронкова Л.Ф. «Снег идет»

Даль В.И. «Старик – годовик», «Девочка Снегурочка»

Дрожжин С.Д. «Зимой»

Дружинина М. В. «Сосулька», «Я и снег»

Есенин С.А. «Пороша»

Житков Б.С. «На льдине»

Ладонщиков Г.А. «Тепло и мороз», «Моя лыжня»

Лермонтов М. Ю. «Горные вершины», «На севере диком»

Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев», «Гололедица»

Никитин И.С. «Встреча зимы»

Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович»

Пушкин А.С. «Зимняя дорога», «Зимняя дорога», «Зима! Крестьянин торжествуя…»

Сказки «Два Мороза», «Заюшкина избушка», «Лисичка – сестричка и Серый волк», «Морозко», «Мороз, солнце и ветер»

Сладков Н. И. «Во льдах»

Суриков И.З. «Зима»

Ушинский К.Д. «Четыре желания»

Фет А.А. «Чудная картина»

   

Прогулка

Лепка мини скульптур из снега. Труд на участке сгрести снег к деревьям, показать, как снег оберегает корни деревьев от мороза.

Январь «Свет и Цвет»

1 – занятие. Познание

Тема: Солнце – источник тепла и света

Цель: Дать детям представления о том, что Солнце является источником  света и тепла; развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать; воспитывать бережное отношение к природе.

2 – занятие. Познание

Тема: В гостях у лучиков.

Цель: Дать  детям понятие, что свет – это поток световых лучей; познакомить с тем, как можно увидеть луч света; понять, что световое пятно (или тень) на стене будет более ярким и четким, источник света ближе к стене, и наоборот.

Рисование (Нетрадиционная техника)

Тема: Солнышко

Цель: Закреплять умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности; учить смешивать разные краски (желтую, красную, оранжевую)  кистью прямо на ладошке.

 

Коллективная аппликация

Тема: что и кто не может жить без солнца

Цель: Учить работать коллективно, изготавливая плакат о влиянии солнца на Земле, учить аккуратно вырезать готовые силуэты людей, животных, птиц, растений из старых открыток, газет, журналов, книг. Воспитывать уважительное отношение к природе

Совместная  деятельность по теме: «Свет и цвет»

Опыты:

  • Свет вокруг нас
  • Уличные тени
  • Живые тени
  • Солнечные «зайчики»
  • Передача солнечного «зайчика»
  • Разноцветные огоньки
  • Радуга на стене
  • Волшебные круги и другие

Ознакомление с художественной литературой

Авдиенко С.А. «Вот  какое солнышко»

Даль В.И. «Девочка Снегурочка»

Драгунский В.Ю. «Он живой и светится»

Левин Б.Ю., Радлова Л.Н. «Астрономия в картинках»

Потешки «Солнышко, ведрышко», «Солнышко»

Сеф Р.С. «Совершенно непонятно»

Сказки «Снегурочка» РНС, «Мороз, солнце и ветер»

Сладков Н.И. «Медведь и солнце»

Ушинский К.Д. «Ветер и Солнце»

Чуковский К.И. «Краденое солнце»

Шуграева В.К. «Где живет солнце»

Прогулка

Наблюдение за солнцем (какое оно бывает).

Игра «Солнце – друг, солнце – враг»

Февраль «Огонь и тепло»

1 – занятие. Познание

Тема: Природная  стихия – огонь.

Цель: Углубить представления детей о роли огня в жизни человека;  закреплять  знание правил пожарной безопасности; формировать образные представления, нравственное понятие, уважительное отношение к труду пожарных; развивать речь детей, воображение, наблюдательность.

2 – занятие. Познание

Тема: «Где работает огонь?»

Цель: Познакомить с жизнью древнего человека, рассказать об открытии человеком огня; как дошел огонь до наших дней, как он помогает человек.

Рисование (Нетрадиционная техника)

Тема: Из искры возгорится пламя

Цель: закреплять умение пользоваться нетрадиционной техникой кляксография с трубочкой, выдувая из кляксы «пламя», совершенствовать умения и навыки в  свободном экспериментировании

Рисование (Нетрадиционная техника)

Тема: Звездное небо

Цель: Учить создавать образ звездного неба используя свечу и акварель; развивать чувство композиции.

Аппликация

Тема: Кошкин дом

Цель: Учить детей создавать несложную композицию по сюжету сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом», закреплять приемы вырезания и наклеивания, умение подбирать цвета для композиции, развивать творчество при создании сюжета.

Совместная  деятельность по теме: «Огонь и тепло»

Опыты:

  • Твердые – жидкие
  • Вкусный опыт
  • Горячо – холодно
  • Волшебное превращение
  • Как не обжечься?

Ознакомление с художественной литературой

Андерсен Х.К. «Огниво», «Девочка со спичками»

Маршак С.Я. «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка про спички», «Что горит?»

Маяковский В.В. «Конь – огонь»

Потешка «Дон! Дон! Дон!»

Семенюк А.В. «Одноухий заяц»

Сказка «Снегурочка» РНС

Толстой Л.Н. «Пожарные собаки»

Хармс Д.И. «Иван Иванович Самовар»

Чуковский К.И. «Путаница»

Шевченко А.В.  «Как ловили уголька»

Март «Растения»

1 – занятие. Познание

Тема: Посев семян перцев для выращивания рассады

Цель: Уточнение представления детей о том, из чего можно вырастить растение; закреплять знания детей об овощных  культурах и их семенах; продолжить  учить детей приемам посева семян; учить выращивать рассаду из семян; подвести детей к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений; развивать желание самим выращивать растения из семян.

2 – занятие. Познание

Тема: Черенкование комнатных растений

Цель: Уточнение знаний детей о том, из чего можно вырастить растение; дать понятие о новом способе выращивания растения – черенкование; учить приемам правильной посадки черенков; воспитывать желание самостоятельно выращивать растения.

Рисование с натуры

Тема: Комнатное растение

Цель: Учить детей передавать относительную величину горшка  растения, его строение, расположение отростков, их примерное число, характерный цвет горшка и цвет растения. Закреплять умение рисовать простым карандашом с легким нажимом, раскрашивать акварелью, не брать слишком много воды, ровно покрывать цветом. Развивать умение оценивать рисунки в соответствии с натурой,  передачей ее характерных черт. Развивать эстетическое отношение к природе.

 Рисование (Нетрадиционная техника)

Тема: Я шагаю по ковру из листьев

Цель: Познакомить с техникой печатания листьями, развивать цветовое восприятие, учить смешивать краски прямо на листьях.

Аппликация

Тема: Народные мотивы

Цель: Учить  детей составлять композиции из сухих листьев акации, клена, тополя  других деревьев и кустарников, заготовленных летом, развивать умения аккуратно пользоваться хрупким материалом, воспитывать  бережное к народным традициям и к природе.

Совместная  деятельность по теме: Растения

Ухаживание за комнатными растения. Рассматривание открыток, альбомов, книг с иллюстрациями по теме.

Опыты:

  • Где дольше?
  • Хватает ли света?
  • Где растения быстрее получают воду?
  • Необычные корни
  • Быстрое растение
  • Протирание листьев банановой кожурой

Ознакомление с художественной литературой

Аким Я. Л. «Яблоко»

Аракчеев Ю.М. «Сидел в траве кузнечик»

Благинина Е.А. «Одуванчик», «По малину», «Рябина», «Черемуха»

Виеру Г.П. «Мамин день»

 Викторов В.Е. «Сирень»

Воронин С.А. «Моя береза»

Граубин Г.Р. «Почему осенью – листопад?»

Майков А.Н. «Подснежник»

Маршак С.Я. «Праздник леса»

Носов Н.Н. «Огородники», «Огурцы», «Про репку», Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей» глава «Путешествие по городу»

Огнев А.В. «На  берегу озера», «Первый цветок»

Орлов В.В. «Доброе дерево»

Плещеев А.Н. «Мой садик»

Потешка «Дождик, дождик пуще»

Пришвин М.М. «Золотой луг», «Рябина краснеет»

Пушкин А.С. «Анчар»

Серова Е.В. «Ландыш», «Незабудки», «Подснежник»

Соколов – Микитов И. С. «Как весна на Север пришла»

Токмакова И.П. «Дуб», «Ива», «Осинка», «Яблонька»

Трутнева Е.Ф. «Земляника», «Подсолнечник»

Ушинский К.Д. «Как рубашка в поле выросла»

Апрель «Вода»

1 – занятие. Познание

Тема: «Царица – водица»

Цель:  Уточнить и расширить  знания детей о воде ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки и т.д.); познакомить  детей с круговоротом воды в природе; дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения; развивать речь, мышление, любознательность, умение любоваться красотой водоемов; воспитывать бережное отношение  к воде как основному природному ресурсу; развивать экологическую культуру.

2 – занятие. Познание

Тема: Поможем воде стать чистой

Цель: развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу; развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решениям; создавать условия для выявления  и проверки различных способов очистки воды; развивать умение схематично изображать проделанные действия; закреплять в речи детей слова: фильтр, водопровод, воронка, авария.

Рисование (Нетрадиционная техника)

Тема: Я в подводном мире

Цель: Совершенствовать умение в нетрадиционной  изобразительной технике восковыми мелками плюс акварель, отпечатки ладоней; учить превращать отпечатки ладоней  в рыб и медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины; развивать воображение, чувство композиции.

Рисование (Нетрадиционная техника)

Тема: Мраморная бумага

Цель: Показать детям как с помощью воды и краски можно сделать мраморный рисунок на бумаге (краски – масленая, гуашь, акварель), развивать аккуратность в работе с красками и водой.

Совместная  деятельность по теме: Вода

Хозяйственно – бытовой труд: уход за комнатными растениями, мытье игрушек, стирка кукольного белья, протирание полок в игровом уголке.

Опыты:

  • Окрашивание воды
  • Куда делать вода?
  • Водяная мельница
  • Измерение объемов жидкости
  • Вода двигает камни
  • Круговорот воды
  • Фильтрование воды и другие

Ознакомление с художественной литературой

Аким Я.Л. «Апрель»

Александрова З.Н. «Дождик»

Баруздин С.А. «Ледоход»

Бианки В.В. «Рыбий дом»

Блок А.А. «Гроза прошла», «После дождя»

Викулов С.В. «Живая вода»

Григорьев О.Е. «Какой дождь?»

Константиновский М.А. «Почему вода мокрая»

Локтев А.В. «Радуга»

Майков А.Н. «Болото»

Мазнин И.А. «Стихи о погоде»

Маршак С.Я. «Радуга –дуга», «Кораблик»

Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Михалков С.В. «Если», «Кораблики»

Муур Л. «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду»

Некрасов Н.А. «Дед Мазай и зайцы», «Перред дождем»

Погорельский С.А. «Капли тоже говорят»

Полякова Н.М. «Сосулька»

Потешки «Водичка, водичка», «Дождик, дождик веселей»

Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Сахарнов С.В. «Безногие и головоногие», «Кто работает под водой»

Сеф Р.С. «Совершенно непонятно»

Сладков Н.И. «В подводном лесу»

Суслов В.Н. «Ливень»

Сухорукова М.А. «Апрель – снегогон»

Токмакова И.П. «Дождик», «Туман»

Толстой Л.Н. «Акула»

Тютчев Ф. И. «Весенние воды»

Чуковский К.И. «Мойдодыр», «Федорино горе»

Хармс Д.И. «Иван Иванович Самовар»

Прогулка

Игры с водой и песком

Май «Человек»

1 – занятие. Познание

Тема: Почему мышонок не услышал щуку?

Цель: Дать знания об органах слуха, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков; выявить причины разного восприятие звуков человека и животных; закрепить  знания о правилах ухода за ушами.

2 – занятие. Познание

Тема: Смотри во все глаза!

Цель: дать представления  о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека; познакомить детей со строением глаза; воспитывать  чувство сострадания  к незрячим людям, желание оказать им помощь; привести к пониманию, что зрение необходимо беречь.

Рисование

Тема: И весело и грустно

Цель: Вызвать у детей эмоциональное отношение к образу, учить передавать  различное  выражение лица (радостное, грустное, испуганное и другие) использовать разные художественные материалы (карандаши, фломастеры, восковые цветные мелки).

Коллективная работа.

Тема: Агитационный плакат «Не пройди мимо, помоги!»

Цель: Объяснить детям, что такое агитационный плакат, помочь в создании сюжета данного плаката, вызывать сочувствие  к людям слепоглухонемым и желание помочь им.

Совместная  деятельность по теме: Человек

Игра «Что ощущает слепоглухонемой человек»

Гимнастика для глаз

Опыты:

  • Сколько ушей?
  • Проверим слух
  • Наши помощники – глаза
  • Большой – маленький
  • Проверка зрения
  • Если не видишь

Ознакомление с художественной литературой

Барто А.Л. «Помощница», «Игра в стадо»

Барто А.Л., Барто П.Н. «Девочка Ревушка», «Девочка чумазая»

Катаев В.П. «Цветик – Семицветик»

Карганова Е. Г. «Чуня»

Куприн А.И. «Чудесный доктор»

Маршак С.Я. «Зевота и Дремота», «Сказка о глупом мышонке»

Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Михалков С.В. «Грипп», «36 и 5»

Пермак Е.А. «Про нос и язык»

Сказка «У страха глаза велики»

Толстой Л.Н. «Косточка»

Чуковский К.И. «Айболит», «Мойдодыр»

Хармс Д.И. «Веселый старичок»

Шалаева Г.П., Журавлева О.М., Сазонова О.Г. «Правила поведения для воспитанных детей»

Прогулка

Наблюдение за детьми и их играми, игры с малышами, наблюдение за проходящими мимо инвалидами по зрению

Игры

  • Игры с мячом.

«Я знаю….», «Воздух, земля, вода», «Птицы, рыбы, звери», «Воздушный поезд», «Бой воздушных шаров» и другие

  • Подвижные

«Цепочка», «Похожи – не похожи», «Выбери нужное», «Что это такое?», «Береги природу», «Что будет, если?», « Быстрые утюжки», «Чудо – рисунки», «Ловись, рыбка, большая», «Необычная мозаика», «Ручейки и озера», «Заправь машину», «Слепой и поводырь», «Четыре стихии», «Водопровод» и другие

  • Сюжетно – ролевые

«Больница», «Лаборанты», «Летчики», «Космонавты», «Пожарные», «Строители», «Фокусники», «Цветоводы», «Школа», «Юные геологи», «Юные скульпторы», «Юные экологи», «Юные археологи»

  • Настольные

Лото, Ассоциации, Магнитный конструктор и другие

Праздники и развлечения

«Волшебница Вода»

«День Земли»

«Если хочешь быть здоров!»

«Масленица»

«Пожарные на учении»

«Новый год»

«Путешествие в подземное царство»

Работа с родителями

1.Оформление стенда для родителей – Фоторепортаж

2.Родительское собрание по теме: «Растим юных исследователей»

   а) Теоретическая часть – методы и приемы, буклет

   б) Показ опытов, которые можно провести дома вместе с детьми

    в) Выставка мини-лаборатории в группе.

3. Консультация для родителей: «Игры на кухне, в ванной комнате, в огороде».

4. Экскурсии в музеи природы, Геологический, Этнографический

 5. Организация просмотров открытых занятий с различными видами       экспериментирования

Работа с педагогами

  1. Консультации: «Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников» «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»
  2. Семинар – практикум «Опыты старших дошкольников по выявлению свойств воздуха, воды, снега и льда, песка и глины, условия необходимые для жизни растений»
  3. Показ мини – лаборатории в группе
  4. Показ открытых занятий с элементами экспериментирования

Библиография.

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А.  – «Поделки из фольги» – М.: ТЦ Сфера, 2003
  2. Владимирская Л.А. – «От осени до лета» - Волгоград: «Учитель», 2006
  3. Воронкевич О.А. – «Добро пожаловать в экологию!» – Спб.: Детство – пресс,  2018
  4. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. – «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». – М.: ВАКО, 2011
  5. Дыбина О. В.  «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» – М.: ТЦ «Сфера», 2005
  6. Дыбина О. В. – «Из чего сделаны предметы: сценарии игр-занятий для дошкольников» – М.: ТЦ «Сфера», 2004
  7. Иванова А. И. – «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. Детская энциклопедия» – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  8. «Игры на кухне» / «Растем вместе» – Газета для мам и пап. 2005 – №5
  9. Казакова Р.Г. и др. – «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» М. ТЦ «Сфера», 2006

10.Каменева Л.А. и другие «Мир природы и ребенок» – Спб.: Детство, 2000

11. Куценко Т.А., Медянова Т.Ю. – «365 веселых игр для дошколят»  –  Ростов н/Д.: «Феникс», 2009

12. Леонтьева А.А. – «Окружающий мир по стране воды»  М.: «Дрофа»,   2018

13. Леонтьева А.А. – «Окружающий мир по стране воздуха» – М.: «Дрофа», 2018

14. Малунова Г.С. – «Ступеньки творчества» – У-У.: Издательство БГУ, 1999

15. Наумова Л.Н. – «Познавательные праздники – досуги для дошкольников» – М.: «Мозаика – Синтез», 2006

16.Прохорова Л.Н. – «Организация экспериментальной деятельности» – М.: АРКТИ, 2008

     17. Рыжова Л. В. – «Методика детского экспериментирования» – Спб.: Детство, 2014

    18. Рыжова Н.А. – «Наш дом – природа» – М.: «Карапуз – Дидактика», 2005

    19. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». – Спб.: Детство, 2015

 



Предварительный просмотр:

Проект

«Весна –красна»

(Старшая группа)

Актуальность проекта:

Помочь детям получить знания о природе, сформировать умения  чувствовать ответственность за всю живую природу.

Тип проекта: краткосрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы.

Цель проекта:

Расширять и обогащать знания о весеннем изменении в живой и неживой природе, развивать умение сравнивать различные периоды весны, воспитывать радостное, заботливое отношение к пробуждению природе.

Задачи:

  • Расширять представления о сезонных изменениях в природе (природа просыпается от зимнего сна, увеличивается световой день, появление первой травы, цветов, прилет птиц и т.д., о труде людей весной);
  • Расширять и углублять знания о жизни птиц и животных в весенний период;
  • Продолжать учить детей устанавливать простейшие связи между условиями наступающей весны и поведением животных, птиц состоянием растительности;
  • Развивать интерес к художественной и познавательной  литературе;
  • Воспитывать любовь к природе;
  • Развивать у детей любознательность, интерес и стремление к познанию, умение реализовать свои впечатления в художественно – творческой деятельности;
  • Познакомить детей с весенними приметами, загадками, пословицами и поговорками;
  • Чтение и разучивание стихов русских поэтов о весне;
  • Развивать у детей монологическую, диалогическую и связную речь, обогащать ее новыми словами и выражениями;
  •  Развивать стремление  общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
  • Учить изображать весеннюю природу разными изобразительными материалами гуашь, акварель, цветные карандаши, аппликация, лепка);
  • Способствовать умению применять полученные знания на практике и в самостоятельной активной деятельности;
  • Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных.

Предполагаемый результат:

  • Выделять признаки весны (солнце стало теплее, набухли почки на деревьях
  • Сформировано представления о сезонных изменениях;
  • Развивать умения вести сезонные наблюдения;
  • Поддерживать речевое общение, отвечать на вопросы;
  • Иметь представление о правилах безопасного поведения на природе в весенний период.

Разработка  проекта:

  • Довести  до участников проекта важность данной темы.
  • Создать развивающую среду: подобрать материалы (атрибуты для игровой, театрализованной деятельности, Д/игры, иллюстрации, художественную литературу по теме «Весна»)
  • Подобрать материал для продуктивной деятельности.
  • Составить перспективный план мероприятий.

Выполнение проекта:

Разделы программы:

Игровая деятельность:

  • Д/игры «Когда это бывает», «Что сначала, что потом»
  • Речевые игры:

«Подбери слово» (к прилагательному подбирается существительное: весенний – ветер, звон, дождь и т.д.)

«Чей хвост?» (образование однокоренных слов: у зайца – заячий и т.п.)

«Один – много» (Дождь – дожди, гнездо –гнезда и т.п.)

  • Пальчиковые игры:

«Цветок», «Капель»

  • Подвижные игры:

«Солнышко и дождик», «Перелет птиц»

Познавательное развитие:

  • Тематическое занятие «Весна – красна»
  • Знакомство с весенними признаками
  • Тематическое занятие «Перелетные птицы»

Речевое развитие:

  • Составление творческих рассказов на тему «Весна – красна»
  • Чтение художественной литературы по теме «Весна»: стихи о весне

«Двенадцать месяцев» - С.Я. Маршак, «Салют Весне» З. Александровой, рассказ «Подснежники» С. Вангели

  • Заучивание стихов

«Уж тает снег, бегут ручьи» - А. Плещеев

«Апрель» - С. Я. Маршак

«Подснежник» - Е. Серова

  • Беседы на темы

«Весна»

«Весенние радости»

«Солнечная капель»

Продуктивная деятельность:

  • Пластилинография на тему: «Расцвели любимые цветы»
  • Коллективная работа оригами «Перелетные птицы»

Работа с родителями:

Консультации:

  • «Одень по сезону»
  • «Безопасное поведение детей на водоемах в весенний период»

Презентации:

  • «Весна»
  • «Перелетные птицы»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад №56 «Теремок»»

комбинированного вида г. Улан-Удэ

Утренний круг

Воспитатель

Курапова Л.Е.

Цель: Учить детей контролировать свое поведение; высказывать свое отношение к чем либо; устанавливать контакты, используя элементарные нормы общения; создать положительный настрой в группе, воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми. 

Оборудование: Мячик синего цвета, колокольчик

Ход:

I. Колокольчик нас скорее зовет

Сесть в наш дружный хоровод.

Давайте поприветствуем друг друга

Скажем добрые слова.

И так начать уже пора.

(Передаем мячик из рук в руки и приветствуем друг друга)

II. Загадка  о воде

Меня пьют, меня льют.
Всем нужна,
Кто я такая? (Вода) 

III.Ответьте на вопросы

Нужна ли вода? Для чего нужна вода?

(Дети отвечают, высказывают свое суждение)

IV.Вспомним стих, который учили, когда были маленькими

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

V. Сегодня мы станем как настоящие ученые и будем исследовать воду.

Вода в морях и океанах,
В озерах, реках и прудах.
Она в посёлках и деревнях,
В больших и малых городах.

Вода – бесценный дар природы
Все наслаждаются тобой.
Цените воду, это важно,
С водой мы связаны судьбой.

Занятие по экспериментальной деятельности: «Свойства воды»