Работа с одаренными детьми
На этой странице представлены материалы для работы с одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа работы с одаренными детьми | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
директор МБОУ СОШ
д.Таштимерово
_____________ /Юсупова Р.С./
Программа работы
с одарёнными детьми
по русскому языку и литературе
на 2021-2022 учебный год.
Пояснительная записка.
Приоритетный национальный проект «Образование», национально-образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривают мероприятия по государственной поддержке способной и талантливой молодёжи, что актуализирует проблему методического сопровождения деятельности педагогов, работающих со способными и одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы. Анализ результатов предметных олимпиад на муниципальном, региональном уровнях показал необходимость в разработке программы по работе с одаренными детьми в области филологии.
Индивидуальная программа учителя русского языка и литературы по работе с одарёнными детьми нацелена на одарённых учащихся 6-7 классов. Благодаря занятиям, учащиеся могут углубить свои знания по лингвистике, по теории литературы, стилистике. Кроме того, курс ставит своей задачей привить навыки наиболее рациональной работы с текстом. Учащиеся зачастую слабо владеют навыками серьезного, вдумчивого чтения, логического и литературного анализа текста. Курс способствует развитию эстетического вкуса, формирует их духовную культуру, гражданскую позицию, развивает творческие способности и склонности учащихся, их фантазию, образное мышление, творческую инициативу.
Программа способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения; формирует у учащихся высокую гражданскую позицию; способствует воспитанию речевой культуры школьников.
Нормативная база.
В основу программы положены:
- Конституция РФ;
- Закон РФ об образовании;
- Постановление президента РФ № 322 от 10.11.1992 г. «Об активизации работы по выявлению и социально-экономической поддержке одаренных детей и подростков»;
- Президентская программа «Дети России» (1995г.);
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 3 апреля 2012 года.
Целью программы является: создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых учащихся 6-7 классов в области филологии.
Задачи:
1. Оказать педагогическую поддержку талантливым учащимся 6-7 классов.
- Стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся.
- Создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности обучающихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности.
- Обеспечить участие одаренных учащихся 6 и 7 классов в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе всех уровней.
- Обеспечить участие одарённых учащихся в различных творческих конкурсах по русскому языку и литературе.
При реализации направлений программы применяются различные формы и методы.
Формы занятия данного курса как традиционные – это практические занятия, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: устный журнал, литературная гостиная, презентация, защита творческого проекта и другие.
Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.
Формы контроля в ходе занятий курса могут быть различные: кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения, чтение наизусть и другие.
Индивидуальная программа работы с одарёнными детьми по русскому языку и литературе
рассчитана на 1год - 34 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа работы с одарёнными детьми спланирована для учащихся 6-7-ых классов на 2018-2019 учебный год.
Основные направления программы.
Реализация настоящей программы предполагает комплекс мероприятий:
1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;
2) исследовательская деятельность учащихся в области филологии;
3) интеллектуальные и творческие конкурсы.
Этапы и сроки реализации:
I. Организационный этап ( сентябрь - октябрь )
Данный этап включает в себя программное обоснование работы с одаренными детьми, анализ банка «Участники олимпиадного движения», повышение компетенции педагога в работе с одарёнными детьми через самообразование, курсы повышения квалификации.
II. Практический этап (ноябрь - апрель .)
Данный этап предполагает:
реализацию программы по работе с одаренными учащимися;
расширение форм работы с одарённым учащимся.
III. Обобщающий этап ( май)
На данном этапе предполагается: соотнесение результатов реализации программы с поставленными целями, распространение опыта работы педагога, проектирование перспектив, путей и способов дальнейшей работы по поддержке и развитию одаренных учащихся.
Результатом реализации программы должно стать положительное изменение качественных характеристик участия обучающихся в:
- предметных олимпиадах;
- НПК;
- интеллектуальных конкурсах.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе | 13 | 5 | 8 |
2 | Исследовательская деятельность учащихся | 14 | 4 | 10 |
3 | Интеллектуальные и творческие конкурсы | 6 | 6 | |
4 | Заключительное занятие | 1 | 1 | |
ИТОГО | 34 | 10 | 24 |
Содержание работы.
- Подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и
литературе
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Поэтому, прежде всего, необходимо:
- составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности;
- определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;
- выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за определенные промежутки времени;
- предоставить ученику:
- название темы;
- план изучения темы;
- основные вопросы;
- понятия и термины, которые он должен усвоить;
- практические работы;
- список необходимой литературы;
- формы контроля;
- задания для самопроверки.
- Для анализа результатов работы оформить таблицу:
- Предмет;
- Дата и время консультаций;
- Главные рассматриваемые вопросы;
- Время работы с темой по программе;
- Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой;
- Невыясненные вопросы.
Подобная работа может выполняться и с группой учеников, но при этом должна быть ориентирована все же на каждого индивидуально.
В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по русскому языку и литературе разных уровней.
В работе с учащимися основной школы используются доступные
сборники олимпиадных задач.
- Тестовые и олимпиадные задания для старшеклассников и абитуриентов /ред. Т. В. Губернская, И. И. Коган. – СПб.: Азбука, 2004
- Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994.
- Сборники «Русский медвежонок».
- Умникам и умницам. – ТОИПКРО, 2005
- Книги из серии «Занимательно о русском языке» и т.п., рекомендуемые ребятам для самостоятельного чтения.
- Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы/ В. В. Одинцов. – М.: Просвещение, 1988.
Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность пользоваться Интернетом. Здесь существует более 3000 адресов, где публикуются олимпиадные задания. И, конечно же, учащийся выполняет задания олимпиад прошлых лет (как муниципального, так и регионального уровня).
Программа работы с одаренными детьми предусматривает и так называемый «олимпиадный тренинг», цели и задачи которого следующие:
- формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;
- развитие логического мышления в олимпиадных тренингах;
- формирование общеучебных умений – работы с научно-популярной книгой, со справочной литературой;
- расширение кругозора, развитие творческих способностей.
Тренинг включает работу с понятиями из области
- фонетики, орфоэпии (представлены все акцентологически трудные слова);
- лексики (калькирование, типы диалектизмов, говоры, вопросы о контекстуальных синонимах и антонимах);
- фразеологии (стилистическая окраска, синтаксическая роль устойчивых сочетаний);
- морфемики и словообразования (этимология морфем);
- морфологии (различие частей речи, отглагольные образования, предикативы, грамматическая категория рода, категория вида, категория состояния, категория залога, несогласованное глагольное сказуемое и т.д.);
- синтаксиса (номинативное предложение, обращение, пауза, период, приложения и т.д.).
Усвоение теоретических понятий осуществляется в практической деятельности учащегося при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении разных видов языкового разбора.
2. Исследовательская деятельность учащегося.
Работа педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:
- развитие рефлексивной деятельности учащегося по осмыслению основных проблем исследования;
- координацию направлений научно-исследовательской деятельности;
- подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.
Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои результаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллектуальной культурой. Исходя из этого, учитель планирует работу по подготовке учащегося к исследовательской деятельности.
На первом этапе работы педагог должен научить:
а) проведя анализ данных, находить взаимосвязи и взаимозависимости между ними;
б) исходя из имеющихся суждений, делать логические правильные умозаключения,
в) облекать догадки и предположения в форму гипотез.
На втором этапе формируется умение исследовать проблемные ситуации, используя универсальный метод – метод моделирования.
На третьем этапе происходит знакомство с методикой обработки информационных данных. Такая деятельность, в особенности на своих начальных порах, должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, занимаясь конкретными исследованиями, решая понятные для него творческие задачи.
Желательно чтобы учащийся, приобщаясь к научно-исследовательской работе, двигался по своеобразной лестнице. На первой ее ступеньке, изучая конкретную проблему, фиксируется, исходя из литературного обзора, достигнутый уровень знаний по ней. Здесь же учащийся, используя метод сравнения, может аргументированно высказать свое собственное мнение об изучаемой проблеме. Итогом такой исследовательской деятельности является соответствующая реферативная работа.
На следующей ступеньке этой лестницы находятся исследовательские работы, т.е. творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие свои собственные исходные данные, на основании которых и делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.
В процессе исследовательской деятельности обучающегося используются следующие
учебные приемы:
- выделение основной проблемы в предложенной ситуации;
- определение темы и цели исследования;
- формулирование и отбор полезных гипотез;
- определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;
- разграничение допущений и доказанных положений;
- планирование проверки гипотезы;
- планирование результата;
- составление схем, таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования;
- установление связи полученных данных с поставленной проблемой;
- систематизация фактов, явлений;
- интерпретация данных;
- использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;
- установление аналогий;
- формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;
- решение задачи в новой ситуации;
- написание творческого сочинения, реферата.
3. Интеллектуальные и творческие конкурсы
На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам:
- филологический чемпионат;
- конкурс «Проба пера»;
- конкурсы проекта «Познание и творчество»;
- участие в различных сетевых конкурсах: intolimp.org, и других;
- дистанционная олимпиада «Летописец».
Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, систематизацию ЗУН обучающихся по всем разделам школьного курса русского языка и литературы, а также за рамками школьной программы по предметам.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Формы организации учебного занятия | Количест во часов | Творческие работы |
1 | Подготовка учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку и литературе. Фонетика. Орфоэпия. | Учебная лекция. Практическое занятие. | 1 | Составление кроссворда |
2 | Лексика. Фразеология. | Практическое занятие. | 1 | Презентация |
3-5 | Морфемика. | Презентация + практические занятия | 3 | Практическая работа |
6-7 | Морфология | Лекция с элементами беседы + практическое занятие | 2 | Составление вопросов викторины по теме |
8 | Синтаксис | Практическое занятие | 1 | Практическая работа |
9-10 | Стили и типы текстов | Практическое занятие | 2 | Творческий проект |
11-12 | Творчество писателей- классиков: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя | Устный журнал | 2 | Творческий проект, чтение наизусть |
13 | Работа над сочинением по произведениям писателей-классиков | Практическое занятие | 1 | Сочинения |
14-15 | Основные виды творческо-исследовательских работ и особенности их выполнения. Подготовка доклада.Правила составления аннотации, тезисов, научной статьи, эссе.Реферат. | Практические занятия | 2 | Составление аннотации, тезисов. Написание эссе. |
16-18 | Исследовательские умения: анализ, обобщение, выявление закономерностей, сравнение, причинно – следственные связи. Выдвижение и обоснование гипотезы. Оценка собственной деятельности, рецензирование работ. | Практические занятия | 3 | Решение исследовательских задач. Написание рецензии. |
19 | Работа с литературными источниками | Практическая работа в школьной библиотеке и в компьютерном классе. | 1 | |
20-21 | Этапы выполнения научно- исследовательской работы. Выбор темы исследования, определение ее актуальности. Постановка цели и задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. | Беседа | 2 | Представление результатов работы |
22-23 | Изучение научной литературы по теме исследования. Выполнение практической части исследовательской работы. Анализ результатов. Выводы. | Беседа + практическое занятие | 2 | Защита творческого проекта, презентация |
24-25 | Основные требования к структуре и оформлению научно-исследовательских работ. | Практическое занятие | 2 | Демонстрация оформленной работы |
26-27 | Научный доклад – итог исследовательской работы школьника | 2 | Защита научно-исследовательской работы | |
28 | Интеллектуальные и творческие конкурсы. Филологический чемпионат | Соревнование знатоков | 1 | Защита проекта |
29 | Конкурс «Проба пера» | Сочинение | 1 | Сочинение |
30 | Выполнение конкурсного задания проекта «Познание и творчество» | Практическая работа | 1 | |
31 | Выполнение задания сетевого конкурса infolimp.org | Практическая работа | 1 | |
32 | Выполнение задания сетевого конкурса infourok.ru | Практическая работа | 1 | |
33 | Выполнение заданий олимпиады «Летописец» | Практическая работа | 1 | |
34 | Итоговое занятие | Подведение итогов. Обмен мнениями. План на новый учебный год | 1 | Творческие работы учащихся |
Список литературы.
- Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000 г. М.
- «Одаренные дети» Г.В. Бурменской, В.М.Слуцкого. 1991 г. М.
- «Залог детских успехов» Джон Холт. 1996 г.
- «Как развить таланты ребенка от рождения до 5 лет». Джоан Фриман. 1995 г. М.
- «Одаренные дети в детском саду и в школе» А.И.Савенков. 2000 г. Москва.
- «Развитие творческого мышления детей» А.Э. Симановский 1996 г. Ярославль.
- «Проблемы одаренного ребенка» М. Богоявленская ж/л «Обруч» 2005 г.
- Тестовые и олимпиадные задания для старшеклассников и абитуриентов по русскому языку /ред. Т. В. Губернская, И. И. Коган. – СПб.: Азбука, 2004
- Орг, А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994.
- Сборники «Русский медвежонок».
- Умникам и умницам. – ТОИПКРО, 2005
- Книги из серии «Занимательно о русском языке» и т.п., рекомендуемые ребятам
для самостоятельного чтения.