Информация об образовательных проектах и их дальнейшей реализации

Хызырова Роксана Флюровна

На данной странице размещен образовательный проект, который был успешно реализован 2020-2021 учебном году.

Данный проект дал положительные результаты!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Образовательный проект 442.12 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект

на тему: «Развитие читательской грамотности

как основной метапредметной компетенции

учащихся на основе использования стратегии смыслового чтения»

Хызырова Роксана Флюровна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ д.Таштимерово

д. Таштимерово, 2021


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3

1 Теоретические основы формирования читательской грамотности школьников. Технология описания проекта ……………………………………6

2 Опытно-педагогическая работа по формированию читательской грамотности школьников. Результативность проекта ………………………..12

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….15

        Список используемой литературы ……………………………………………..17

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………….. 18


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы проекта.

В XXI веке проблема чтения привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире. Во многих странах мира, и в России в том числе, осуществляется государственная и общественная поддержка чтения и книги, реализуются национальные программы и инициативы поддержки детского и семейного чтения. Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми.

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью формирования системы обучения чтению как основной метапредметной компетенции учащегося. Умение работать с текстами разного вида, отбирать, структурировать, систематизировать, анализировать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях является одним из основных в современной школе.

В концепции универсальных учебных действий наряду с другими познавательными универсальными действиями выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста.

В ходе работы над проектом были выявлены противоречия:

-между возрастающей в условиях жизни в информационном обществе необходимостью много читать и отсутствием интереса школьников к чтению;                              

-между запросом общества на формирование грамотного читателя и отсутствием системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников;

- между существующим узкопредметным подходом в обучении читательским навыкам и задачей формирования и развития читательской компетенции на всех предметах, поставленной в основной образовательной программе основного общего образования;

-между повышающимися требованиями к процессу смысловой идентификации текста при чтении и разным уровнем готовности учащихся к овладению смысловыми преобразованиями в ходе чтения.  

Одним из успешных практических способов решения данных противоречий является использование стратегии смыслового чтения при работе с любым текстом и развитие на этой основе читательской грамотности обучающихся основной школы.  

Ведущая педагогическая идея проекта.

Ведущая педагогическая идея проекта заключается в создании необходимых условий, способствующих развитию читательской грамотности как основной метапредметной компетенции учащихся 5-9 классов на основе использования стратегии смыслового чтения.  

Длительность работы над проектом.

Работа над проектом охватывает период с января по ноябрь 2021 года. Работа была разделена на несколько этапов:

1 этап – подготовительный – январь 2021 г. – февраль 2021 г. — поиск путей повышения эффективности обучения читательской деятельности обучающихся, проведение первичной диагностики.

2 этап – основной – март 2021 г. – май 2021 г. — отработка стратегий чтения на определённых текстах, создание системы использования смыслового чтения в различных ситуациях.

3 этап – обобщающий – сентябрь 2021 г. – ноябрь 2021 г. — мониторинг результативности работы по теме проекта, обобщение и анализ эффективности работы учителя по применению стратегии смыслового чтения для формирования читательской грамотности учащихся, распространение опыта работы через выступления на заседаниях методического объединения учителей гуманитарных дисциплин, видеоконференциях, публикации на персональном сайте.

Диапазон проекта.

Диапазон представленного проекта – это система уроков русского языка и литературы, выстроенная с опорой на применение технологии смыслового чтения.

Теоретическая база проекта.

Овладение учениками читательской грамотности происходит в контексте разных учебных предметов и, в конце концов, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности.  

Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

-осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

- определением основной и второстепенной информации;

- формулированием проблемы и главной идеи текста. 

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами, учащийся сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Термин «стратегии чтения» родился на заре психолингвистики, и его появление связано с работами Кеннета Гудмана и Питера Колерса. Для чтения, понимаемого К. Гудманом как психолингвистическая «Угадай-ка», необходимы психологические организационные модели. Читатель извлекает зрительную информацию из письменной речи, звуковую - из устной, а информацию о звуко -буквенных отношениях - из опыта связи устной и письменной речи.

Затем ему нужны знания о грамматическом строе языка и о том, как создать смыслы на основе письменной речи. Путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста является стратегией.

Основополагающим для всех последующих работ стало самое общее определение Дж. Брунера: «Стратегия - это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определённых целей в том смысле, что он должен привести к определённым результатам». Дж. Брунер рассматривал отношения между информацией и познанием. Он определил основное условие отнесения действия к стратегии - наличие одинакового способа работы с материалом при изменении самого материала.

Стратегия может включать ряд приёмов, направленных на достижение цели. Принципиальным является положение о том, что стратегия выбирается каждым читателем под конкретную цель чтения и конкретный текст при работе в определённом учебном контексте.

Новизна проекта.

Новизна проекта состоит в создании системы деятельности по формированию читательской грамотности учащихся основной школы через применение технологии смыслового чтения.  

Условия реализации проекта.

Данный проект может быть использован в практике работы учителей общеобразовательных учреждений всех типов и видов независимо от учебной программы.  


1 Теоретические основы формирования читательской грамотности школьников. Технология описания проекта.

Цель данного педагогического проекта – повышение уровня развития читательской грамотности путём реализации технологии смыслового чтения, усиления его развивающего воздействия на личность обучающегося.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

-поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать текст;

- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в текстах, создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

-создание педагогических условий для активной самореализации школьников и развития их интеллектуальных и творческих способностей;

-создание целостной развивающей среды, интегрирующей учебную и внеклассную работу и обеспечивающей повышение уровня функциональной грамотности, рост учебных достижений и личностное развитие обучающихся.

В основу педагогической деятельности положены следующие методологические принципы:

      - принцип системности и последовательности обучения чтению и работе с письменными источниками;

      -  принцип межпредметной интеграции;

      -  принцип диалогичности при работе с текстом;

      - принцип активного взаимодействия учащихся в процессе обучения чтению (другими словами, обучение должно осуществляться на основе деятельностного подхода);

- принцип технологичности процесса обучения работе с письменными текстами;

- принцип непрерывности обучения чтению, который дает возможность использования всех компонентов системы образования;      

- принцип дифференциации при обучении чтению разных категорий читателей.

Решение вышеобозначенных задач предполагает применение различных стратегий смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности. Учащиеся должны увидеть замысел автора текста, отнестись к нему критически и, пользуясь стратегиями раскрытия смысла текста и выявления позиции автора, либо принять его, либо отвергнуть.

Организация условий для чтения важна как для осмысления самого текста, так и для получения результата его осмысления - понимания. Обозначим ряд условий, необходимых для организации эффективного обучения смысловому чтению.

    Читатели должны знать правила и владеть определёнными навыками работы с текстом. Предполагается, что они должны овладеть следующими умениями:

- поиск информации и понимание прочитанного;

- преобразование и интерпретация информации;

- оценка информации.

В своей работе я придерживалась единой системы уроков, которая реализуется через стратегиальный подход к чтению.  

При организации образовательного процесса, направленного на формирование универсальных учебных действий, используются стратегии, отвечающие конкретным учебным задачам:

- стратегии предтекстовой деятельности;

- стратегии текстовой деятельности;

- стратегии послетекстовой деятельности.

Стратегии предтекстовой деятельности представляют собой достаточно новое явление в работе учителя. Их появление связано со сменой педагогических концепций по обучению чтению, внедрением в практику обучения теории деятельности, осознанием важной роли ориентировочной основы для организации начала деятельности. Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось лишь одно задание «Прочитайте текст», а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного, то теперь мы знаем, что чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат.

Предтекстовые ориентировочные стратегии нацелены на постановку задач чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению.

Стратегии включают ряд приёмов, направленных на достижение цели. К наиболее распространённым приемам, которые используются в проекте, относятся: «Мозговой штурм», «Ориентиры предвосхищения содержания текста», «Рассечение вопроса», «Предваряющие вопросы». Предтекстовые стратегии используются на материале любого информационного текста. Часто в таких текстах присутствует дополнительная графическая информация в виде рисунков, графиков, схем, иллюстраций. Поэтому в подобных ситуациях в качестве предтекстовой стратегии используется приём считывания графической информации, сопровождающей текст. Например, на уроке русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи» учащимся предлагается составить кластер с имеющимся одним заполненным звеном: «Имя существительное», все остальные ответвления учащиеся должны заполнить самостоятельно, на основе имеющихся знаний.

Данный приём помогает определить цель и задачи чтения, направить внимание на подтверждение высказанных гипотез и поиск новой информации.

Используя приём «Рассечение вопроса», настраиваем учащихся на смысловую догадку о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия. В ходе работы предлагается учащимся прочитать заглавие текста, разделить его на смысловые группы и ответить на вопрос: «О чём, как вы думаете, пойдёт речь в тексте?» Как правило, ученики выделяют по названию от одной до нескольких смысловых частей и пытаются раскрыть предполагаемый смысл текста. Например, текст о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Предполагаемый ответ: «В вопросе имеются две смысловые группы: время и писатель. Речь в тексте пойдёт о моменте жизни этого писателя, события текста будут касаться определенного периода жизни и творчества. В тексте будут названы произведения, которые были созданы А.С Пушкиным. А также место, имена людей и обстоятельства, помогающие поэту стать известным».

При работе с текстом, название которого содержит вопрос, часто используем приём «Предваряющие вопросы», который помогает актуализировать имеющиеся знания по теме текста. В ходе такой работы учителем предлагается быстро просмотреть текст (просмотровое чтение) и прокомментировать название или ответить на вопрос, содержащийся в названии. Данный прием чаще применяется на уроках русского языка, когда учащимся предлагается познакомиться с текстом, в котором в части слов пропущены орфограммы. Следует обратить внимание только на такие слова и по ним попытаться ответить на вопрос темы. Также подобное задание автор использовал и на уроке литературы перед чтением стихотворения А.С. Пушкина «Анчар», когда учащимся было дано такое задание: «Восстановите данные фразы, вставив нужные слова. Какая тема их объединяет?»:

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но ____ вершится без труда,

_______ творить трудней (восточная мудрость).

К стратегиям текстовой деятельности, которые были апробированы, относятся приёмы «Чтение вслух» и «Чтение про себя», «Чтение с остановками», «Чтение про себя с пометками». Их целью является управление процессом чтения. Например, на уроке литературы во время изучения стихотворений в прозе И.С. Тургенева в 6 классе при использовании приёма «Чтение вслух» учащимся предлагается по очереди читать текст по абзацам. Задача читающего - читать с пониманием, задача слушающих - задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. На таком уроке есть только одна копия текста, которую передают следующему чтецу. Слушающие задавали вопросы по содержанию стихотворения «Нищий», читающий отвечал. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляли. Подобное задание позволило глубже понять суть происходящего, нарисовать более точные портреты героев, а затем и легче справиться с сочинением – рассуждением по данному произведению.

Данный прием автор использует и на уроках литературы, когда происходит знакомство с жизнью и творчеством писателя.

Применяя приём «Чтение про себя с вопросами», ставим цель - научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы. В ходе подобной работы ученики читают с вопросами информационный текст. Учитель предлагает прочитать первый абзац и задать друг другу вопросы. Работают в парах, в группах, обязательно меняются ролями. При этом после прочтения каждого абзаца необходимо задавать вопросы и отвечать на них. В ходе таких уроков у учащихся формируется не только опыт быстро отвечать на вопросы, но и умение самостоятельно формулировать сложный вопрос для других. Так на уроках русского языка по теме «Текст» в 7 классе задаётся вопрос для припоминания: «Что такое текст?»  Кажется, ответить на этот вопрос легко. Рассказы, романы и другие литературные произведения – это тексты. Газетные статьи – тоже. И письма – тексты. А справки, заявления, приказы? Конечно, тексты. Деловые тексты». Такая беседа вызывает интерес, даёт возможность сначала припомнить, ответить на вопрос, а потом посмотреть, что говорит учебник и при прочтении задать дополнительные вопросы.

Ещё один эффективный приём в нашей методической копилке - «Чтение с остановками» - применяется при чтении различных типов текстов. Его цель - управление процессом осмысления текста во время чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая её с реальным содержанием текста. Подобное задание наиболее удачно применяется на уроках русского языка и литературы, когда учащиеся знакомятся с биографией писателей, трудами лингвистов. Этот приём используется при работе с повествовательным текстом или текстом-рассуждением, при этом учитель должен подобрать «открытые» вопросы к тексту, требующие рассуждения, формулирования своей точки зрения: почему? зачем? каким образом? Предварительно работаем с текстом, который учащимся предстоит читать в классе. Разбиваем текст на смысловые отрывки и готовим к ним вопросы.

Прием «Чтение про себя с пометками» чаще всего используется для работы со сложными научными текстами с целью мониторинга понимания читаемого текста, а учащиеся делают на полях пометки. Например, такие: ++ соответствует тому, что знаю; — противоречит тому, что я знаю; ?? не понятно, хотелось бы получить дополнительные сведения по этому вопросу.

Характер пометок определяется целями чтения. В первом случае это - проверка понимания текста, во втором - выяснение мнения читателя относительно текста, в третьем - его критическое осмысление. Количество пометок на полях может быть различным: иногда достаточно одной или двух. В случае выявления разных мнений пометок становится больше.

При применении стратегии послетекстовой деятельности к наиболее часто используемым приёмам можно отнести: «Вопросы после текста», «Тайм-аут», «Проверочный лист». Прием «Тайм – аут» позволяет организовывать с учащимися самопроверку и оценивать понимание текста путём обсуждения его в парах и в группе.  В процессе деятельности сначала учащимся предлагается прочитать самостоятельно текст, а затем задать друг другу вопросы уточняющего характера и ответить на них. Уроки с применением данной технологии очень нравятся учащимся, они запоминаются, да еще и дают возможность повторно проговорить свои впечатления, выразить эмоции о прочитанном. Очень интересным был заключительный урок по повести И.С. Тургенева «Муму», когда в ходе «Тайм-аута» все плавно перешло не просто в дискуссию, а еще и инсценирование.

При использовании приёма «Проверочный лист» на первых этапах сами разрабатываем его для каждого учащегося, когда стратегия освоена, «Проверочный лист» составляется совместно с обучающимися.

Ввели в свою деятельность новые стратегические приемы работы с объёмными текстами: «Алфавит за «круглым столом», «Соревнуемся с писателями», «Ориентиры предвосхищения», «Следуйте за персонажем книги», «Черты характера героев».

Стратегиальный подход в работе с объёмными текстами (книгами) позволяет расширить набор приёмов, которые учитель может применить, изучая целое литературное произведение. Названные приёмы используются до чтения, во время и после прочтения книги.

Необходимым условием эффективного обучения смысловому чтению является работа над расширением словарного запаса учащихся. Словарный запас — основное звено между чтением и грамотностью, залог успешного обучения в школе. Обогащая словарь обучающихся, используем, стратегию развития словаря, которая реализуется через приёмы: «Обзор словаря», «Аналогия», «Постепенная догадка по контексту».

Например, учитель ставит задачу объяснить слова «коновал» и «ветеринар» и разобрать первое по составу. Контекст поможет понять слова «пущай», «ежели», «малец». По составу необходимо проанализировать слова «благодарность», «жалостливая». Самостоятельно учащиеся посмотрят в словаре значение слова «сени».

Таким образом, применяемый стратегиальный подход к обучению смысловому чтению позволяет в полной мере активизировать высшие сферы сознания личности: логико-понятийную, ценностно-смысловую, нравственно-эстетическую, углубить изучение материала, стимулировать интеллектуальную активность школьников и повысить качество обучения.


2 Опытно-педагогическая работа по формированию читательской грамотности школьников. Результативность проекта.

Показателями эффективности представленного проекта являются следующие:

- повышение уровня читательской грамотности учащихся и умение осуществлять анализ текстового материала и адаптировать свой опыт к новым условиям;

-  результативность участия школьников в конкурсах;

- активное участие родительской общественности в повышении уровня читательской грамотности детей;

- заинтересованность учителей-предметников в работе по формированию навыка осмысленного чтения.

Для проведения диагностики уровня читательской грамотности использованы материалы международного теста PISA:

№ п/п

Характеристики заданий

%  учащихся справившихся с заданием

Январь 2021 г.

Октябрь

2021г.

1

Соединить в точной последовательности множество единиц информации из различных частей смешанного текста незнакомого содержания

54

72

2

Найти и соединить множество единиц информации, лежащей в глубинных слоях текста, а иногда и за пределами сообщения текста. Текст содержит много конкурирующей и зашумленной информации

39

56

3

В тексте, содержание или форма которого незнакомы читателю, найти несколько единиц информации, не сообщенной в явном виде и отвечающей нескольким критериям. Соединять вербальную и графическую информацию

35

49

4

Найти и связать несколько единиц информации, отвечающей нескольким критериям

42

53

Результаты итогового анкетирования показали динамику уровня читательской грамотности:

№ п/п

Критерии

готовность обучающихся (%)

1

понимание основной мысли текста (после первого прочтения)

83

2

умение выделить главное из текста

71

3

способность ответить на вопросы собеседника о прочитанном

74

4

умение отобрать из предложенных источников необходимую информацию по предложенной теме

49

5

готовность к речевому высказыванию

80

6

Начитанность

46

7

мотивация чтения

37

8

определение эмоционального настроя произведения

78

Шестиклассники, обучающиеся по ФГОС ООО, в мае 2021 года написали контрольную работу, показав следующие результаты:

Проверяемые умения

Доля учащихся, выполнивших задание

(Февраль 2021)

Доля учащихся, выполнивших задание

(Октябрь 2021)

Чтение.  Понимание и

преобразование

информации

Умение находить информацию, заданную в тексте в явном виде

75%

83%

Умение выявить при чтении главную мысль.

64%

72%

Умение работать с информацией.

53%

67%

Умение составлять простой план текста

66%

80%

Умение понимать особенности типов текста, распознавать различные типы текста

 59%

 85%

Умение понимать информацию в виде рисунков, моделей

56,4%

69%

Увеличилось количество школьников, участвующих в викторинах и конкурсах различного уровня.

Результаты участия в викторинах, олимпиадах и конкурсах:

Год

Наименование мероприятия

(школьный этап, муниципальный, республиканский, федеральный и т.д.)

Ф.И.О. обучающегося (класс)

Результат участия

2021

Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика»

Ишмухаметова Лейсян (8 класс)

участник

2021

Конкурс сочинений «Мой папа – мой герой» в рамках I Форума мужчин Башкортостана.

Тагирова Назгуль (6 класс)

участник

2021

Всероссийский конкурс детского творчества для дошкольников и школьников «Наша победа»

Ишмухаметова Лейсян (8 класс)

призёр

2021

Всероссийский конкурс детского творчества для дошкольников и школьников «Наша победа»

Булякбаева Элиза (6 класс)

участник

2021

Всероссийский конкурс детского творчества для дошкольников и школьников «Наша победа»

Галиуллин Нияз (6 класс)

участник

2021

Всероссийский конкурс детского творчества для дошкольников и школьников «Наша победа»

Латыпова Алия (6 класс)

участник

2021

Всероссийский конкурс детского творчества для дошкольников и школьников «Наша победа»

Каримова Гульфия (6 класс)

участник

2021

Всероссийский конкурс детского творчества для дошкольников и школьников «Наша победа»

Рахимова Эльвина(6 класс)

участник

2021

Всероссийский конкурс детского творчества для дошкольников и школьников «Наша победа»

Ярмухаметова Эвелина(6 класс)

участник

2021

VI Республиканский детско-юношеский литературный конкурс «Родник»

Ишмухаметова Лейсян(8 класс)

победитель

2021

VI Республиканский детско-юношеский литературный конкурс «Родник»

Рахимова Эльвина(6 класс)

участник

2021

VI Республиканский детско-юношеский литературный конкурс «Родник»

Тагирова Назгуль(6 класс)

участник

Дала свои результаты и целенаправленная работа с родителями по формированию у детей навыка осмысленного чтения: анкетирование, тематические родительские собрания, открытые уроки для родителей, индивидуальные консультации по оказанию помощи родителями в формировании навыка осмысленного чтения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация данного проекта показала, что отдельные способы и приемы могут стать эффективными в умелом сочетании творчески работающего учителя.

Изучив теоретический вопрос, было выяснено, что проблема поиска наиболее эффективных приемов организации читательской и творческой деятельности не нова, но несмотря на это по сей день остается актуальной. В ходе реализации проекта были выявлены аксиомы:

-Понятие читательской грамотности характеризует чтение, как коммуникативную речевую, познавательную деятельность, направленную на восприятие, осмысление, воссоздание и воспроизведение читаемого текста.

- Правильность чтения, сознательность, выразительность, беглость – основные характеристики чтения.

Сформированность читательской грамотности в младшем школьном возрасте является базовым элементом для развития функциональной грамотности современного человека. От этих умений зависит не только успешность ребенка по школьным дисциплинам, но и успешность в его профессиональной деятельности в будущем. Так как человек будущего обучается в течение всей своей жизни.

Уровень сформированных читательских компетенций определяется набором читательских компетенций, состоящих из трех категорий – поиски извлечение (навыки, связанные с отбором и сбором информации), интеграция и интерпретация (переработка прочитанного для понимания текста), размышление и оценка (опора на знания, идеи и смысл текста).

На современном этапе востребованы следующие умения:

- осмысленное чтение, восприятие текста на слух, умение производить тексты разных типов, носящих информационный и прикладной характер, литературный текст;

- извлечение информации из различных источников;

- находить и критически оценивать информацию из Интернета и СМИ ;

- пользоваться источниками и ссылаться на них;

-читать диаграммы, таблицы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных ответов;

- реализовывать эффективные стратегии чтения при работе с текстом.

В настоящее время современные уроки обучения грамоте и литературного чтения в рамках обновленного содержания образования базируются на основных речевых действиях слушание, говорение, чтение, письмо. Основное требование к обучению - это организация активной деятельности обучающегося по самостоятельному «добыванию» знаний.

Инновации превращают обучение в модель общения учащихся в творческой деятельности, предполагающей активный обмен знаниями, идеями, способами решения поставленной задачи.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу систематизации разнообразных способов и приемов работы с текстом.

Выявленные приемы для совершенствования техники чтения; обучения пониманию текста; система упражнений для формирования выразительного чтения; задания творческого характера; памятки для работы с текстом будут полезны не только начинающим учителям, но и учителям с большим педагогическим стажем.

Стратегии критического мышления при планировании необходимо более тщательно продумывать, так как это не просто эффективные приемы, а целенаправленная творческая деятельность учащихся с задействованием активной мыслительной деятельности, направленную на получение конкретного результата, оценки его состоятельности и продуктивности через мнение каждого участника процесса, группы и класса в целом.

Анализ методической литературы, опыт работы в школе, результаты формирующего эксперимента позволяет сделать вывод о том, что предлагаемая система приемов и заданий будет способствовать эффективному изучению художественного текста на уроках литературного чтения, развитию творческих способностей и формированию читательской грамотности школьников. Работа учащихся с тестами может способствовать значительному увеличению темпа чтения, формированию осознанности в чтении.

Результаты проекта заставили задуматься над тем, что эффективность выбранных способов и приемов читательской и творческой деятельности будет зависеть от того, насколько продуктивнее учителя будут формировать функциональную грамотность, а именно насколько действенно могут способствовать быстрой адаптации и функционированию человека во внешней среде, в социуме.

Таким образом, подводя итоги, можно сделать вывод, что во время работы по теме проекта значительно увеличилась доля самостоятельной читательской деятельности учащихся, стали разнообразными их приемы работы с текстом, они стали больше читать, расширился круг их чтения, возросли их читательские интересы и потребности. Была создана система деятельности по развитию читательской грамотности на основе формирования навыков смыслового чтения, созданы условия организации эффективного обучения смысловому чтению, обеспечивающие повышение уровня читательской грамотности, рост учебных достижений обучающихся. Повысилась эффективность процесса подготовки школьников к олимпиадам и конкурсам различного уровня.


Список используемой литературы:

  1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. – 2008. – № 3.
  2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Серия «Стандарты второго поколения». – М.: Просвещение, 2009.
  3. Бородина В.А Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты.
  4. Галактионова Т.Г. Культура чтения школьников как социально-педагогическая проблема открытого образования.
  5. Галактионова Т.Г. Приобщение школьников к чтению: феномен открытого образования. Науч.-метод. материалы: (реферат) / Т.Г.Галактионова; авт.реф. СПб., 2008
  6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М., 1996.
  7. Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова.  Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности)
  8. Коряковцева Н.Ф. Организация самостоятельной учебной деятельности. – М.: Аркти, 2003
  9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев. – М., 1974.
  10. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М., 1990.
  11. Национальная программа поддержки и развития чтения.
  12. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М. :Баласс, 2008. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
  13. Обучение стратегиям чтения в 5—9 классах: как реализовать ФГОС.Пособие для учителя /Н.Н. Сметанникова. — М. : Баласс, 2012. — 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
  14. Сметанникова Н.Н. Чтение в школе и обществе: взаимосвязи и партнерские отношения // Школьная библиотека. - М., 2005. -№ 4. 
  15. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] ; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд.. – М.:Просвещение, 2011. – 159 с.

Приложение 1

ФОРМИРОВАНИЕ

ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

НА ОСНОВЕ

КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Методические рекомендации

В данных методических рекомендациях представлен опыт работы по формированию читательской грамотности на уроках литературы на основе коммуникативно-деятельностного подхода.

Методические рекомендации предназначены для педагогов, работающих над формированием читательской грамотности школьников, и призваны оказать помощь в выборе педагогических технологий и приёмов работы, а также способов диагностики показателей достижения результатов.

Данный материал может быть использован для организации уроков литературы и внеурочной деятельности по предмету.


Пояснительная записка

«Люди перестают мыслить,

когда перестают читать».

Д.Дидро

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

Но в наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать. В рекомендациях по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения Орлова Э.А. отметила: «Широкое распространение видео- и компьютерной продукции сопровождается оттеснением чтения и письменных текстов на периферию культуры. Это негативно влияет на качество обучения …».

  1. Понятие «читательская грамотность»

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».  

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:

   А) умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:

–умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:

– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

– основываясь на тексте, сделать простые выводы;

  Б) умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»:

  – устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

  – интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

  – реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.

Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.

Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.

Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.

  1. Приёмы формирования читательской грамотности

Представление о читательской грамотности как об одном из планируемых результатов образования ставит задачу выбора способа формирования читательских умений в образовательной практике.

В современных подходах к обучению отмечается важность того, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию. Вместе с тем в этом возрасте основной является коммуникативная сфера развития личности ребенка. Ему жизненно необходимо позитивное общение со стороны окружающих. В связи с этим становится актуальным коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий такую организацию учебного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение учащихся с учителем и между собой, учебное сотрудничество всех участников урока.

В 3–4-м классах, когда у учащихся сформирован навык чтения, содержательным концентром урока становится само литературное произведение и его смыслы.  Реализация коммуникативно-деятельностного подхода обеспечивается наполнением урока специфическим содержанием, выбором адекватных поставленной задаче технологий и способов освоения произведения, позволяющим сформировать необходимые читательские умения

В данном разделе познакомимся с наиболее эффективными, на мой взгляд, приёмами работы в рамках современных педагогических технологий.

2.1   Технология критического мышления (РКМЧП)

Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов. 1 этап - «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. 2 этап - «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). 3 этап - «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Здесь предлагаю использовать следующие приёмы работы:

Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Приём «Синквейн».  В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

        Приведу пример опросника к тексту Л.Н. Толстого «Лев и собачка», который был предложен учащимся для работы в парах с последующим коллективным обсуждением.

ВОПРОСНИК

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

  1. Назовите главных героев произведения.
  2. Где происходят события?
  3. Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.
  4. Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?
  5. Как лев относился к собачке? Найдите в тексте соответствующие глаголы.
  6. Что однажды произошло?
  7. Что случилось с собачкой через год?
  8. Перечитайте описание поведения льва после смерти собачки. Подберите слова-ассоциации.
  9. Чем заканчивается быль?
  10. Вспомните начало рассказа и подумайте, кого противопоставляет автор? Ответ обоснуйте.
  11. Каково ваше впечатление от рассказа?

       Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

  Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников,

помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Так, например, после чтения первой части сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», в которой автор знакомит с главными героями Рукодельницей и Ленивицей, учитель делает остановку и предлагает детям вспомнить пословицы о трудолюбии и лени (ученики в парах записывают их на листах). В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки.

   Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при

составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

        Такой приём можно использовать, работая над рассказом М. Зощенко «Золотые слова». Среди положительных качеств главных героев (Лёльки и Миньки) дети назвали послушание, исполнительность, дисциплинированность, ответственность. Из отрицательных – неумение вести себя за столом, неуважение к взрослым в разговоре и поступках, необдуманное выполнение требований родителей. Этот прием учит детей диалогу, культуре общения.

Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие).

Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на

которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…?               Что…?

Когда…?           Может…?

Будет…?           Мог ли …?

Верно ли …?     Было ли …?

Как звали …?

Согласны ли Вы…?

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать «умные» вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

2.2   Технология проблемного обучения

Она основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.

Приведу примеры приемов создания проблемных ситуаций:

Тип

противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

I. Проблемные ситуации, возникшие с «удивлением»

Между двумя (или более) положениями

-  Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

- «Столкнуть» разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания.

1) Проблемный вопрос перед чтением рассказа И. Соколова-Микитова «Листопадничек»:

- Как вы думаете, о ком пойдёт речь в рассказе?

2) Проблемное задание после работы над стихотворением А. Блока «Ветхая избушка»:

- Прочитайте стихотворение с грустью (1 вариант) и с радостью (2 вариант).

- Какое чтение правильно отражает настроение автора? Почему?

Между житейским представлением обучающихся и научным фактом

- Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". А затем предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности.

Ответить на вопрос заглавия к рассказу Л.Н. Толстого «Куда девается вода из моря?» до чтения текста. Затем сообщение учащегося о научном объяснении явления и вывод.

        Для создания проблемных ситуаций используются также кроссворды, которые помогают определить тему урока или автора, а также выяснить уровень понимания произведения.              

2.3   Проектная технология

Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.

Данная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки, навыков презентации и рефлексии деятельности.

Так, работая над баснями И.А. Крылова, на уроках (произведения, предложенные для изучения в учебнике) и дома (басни, прочитанные дополнительно) ученики заполняли проектные листы (задание 1, 2). После изучения темы в качестве домашнего задания выполнили №3 и №4. Эти творческие работы (кроссворды, ребусы) впоследствии можно включить в обобщающий урок по разделу.

                                        http://www.bk-detstvo.narod.ru/images/Krilov_foto.gif

                    Проект по литературному чтению «Уроки дедушки Крылова»

                             уч-ся 3 класса _______________________________________

Задание 1.

        Отметь слова или словосочетания, которые характеризуют басню как литературный жанр:

           олицетворение                                                  волшебство

           чаще стихотворное произведение                   мораль

           повествование о событиях, близких к реальности

Задание 2.

        Работая с баснями, заполни таблицу.

Название басни

Главные герои

Мораль

        Знаком «+» отметь те басни, которые тебе особенно понравились.

Задание 3.        Напиши сочинение-рассуждение на тему «Чему учат басни И.А. Крылова?»

Задание 4.        Выполни творческую работу: иллюстрация к басне, викторина или кроссворд по прочитанным басням, сочини свою басню.

  1. Игровая технология

Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении.  Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды. При закреплении изученного материала:

«Мим-театр» - изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, класс отгадывает.

«Крестики-нолики»- работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или вертикали). Наиболее рациональным, на мой взгляд, является игровое поле в 9 или 16 клеток.  

«Древо мудрости»: сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, «срывает» записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.

Данная технология предусматривает проведение тематического урока в форме игры.

2.5   Информационно-коммуникационная технология

В рамках работы по формированию читательской грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.

Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации (программа Power Point). Но здесь важно не увлекаться. Презентация не самоцель, она должна выделять основные моменты темы (при необходимости!).

 

2.6   Здоровьесберегающая технология

Неотъемлемой частью работы учителя является применение здоровьесберегающей технологии, которая позволяет создать на уроке зону психологического комфорта. Здесь наряду с учетом дозировки учебной нагрузки, соблюдением гигиенических требований, благоприятным эмоциональным настроем, включением оздоровительных моментов, хочу отметить важность смены видов деятельности на уроке, позволяющие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность.

2.7   Личностно ориентированная технология

На личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу.

Особенностями этой технологии являются:

- продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников; предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.

- организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.

- стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.

- побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.

Один из приемов работы – вариативные домашние задания, что даёт возможность каждому ученику проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.

Сочетание рассмотренных приёмов работы с текстом, используя коммуникативно-деятельностный подход, позволяет эффективно построить работу на уроке по формированию читательских умений (читательской грамотности).  (Приложение 2)

  1. Оценка уровня сформированности читательской грамотности

Курс «Литературное чтение» имеет большое значение для дальнейшего развития и для успешного обучения выпускника начальной школы. Важно научить младшего школьника учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

        Учащиеся должны освоить приёмы поиска нужной информации, овладеть алгоритмами   основных учебных действий (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), направленных на формирование читательской грамотности.

Образовательные достижения по повышению читательской грамотности школьников представляют собой:

1) личностные результаты - сформированность ценностного отношения к    чтению; совершенствование читательских навыков; развитие эстетического вкуса; формирование развивающего круга чтения;

2) метапредметные результаты - умение эффективно использовать различные  источникам; объективно оценивать достоверность и значимость информации; освоить опыт проектной деятельности;

3) предметные результаты -  уровень усвоения материала, достаточный для продолжения обучения в этой области и решения определенного класса проблем в социальной практике; формирование опыта достижений в социально значимых видах деятельности - в олимпиадах, конкурсах и др.
       Для оценки уровня сформированности читательской грамотности  предлагаю использовать следующие методики
(Приложение 3):

- «Тест на оценку сформированности навыков чтения» (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой);

- «Тест грамотности чтения художественных текстов», цель которой выявить начальный уровень сформированности аналитических читательских умений младших школьников;

- анкету «Хороший ли я читатель?» позволяющую увидеть уровень самооценки учащихся.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци).


Список используемой литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2010.
  2. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М.: МЦБС, 2008.
  3. Дусавицкий А.К. Урок в начальной школе: Реализация системно-деятельностного подхода к обучению: кн. для учителя / А.К. Дусавицкий [и др.]. – 4-е изд. – М. : Вита-пресс, 2012.
  4. Лавлинский С.П. Технология литературного образования: Коммуникативно-деятельностный подход. – М.: Процесс – Традиция, 2003.
  5. Матвеева Е.И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе : урок литературного чтения (из опыта работы) / Е.И. Матвеева, И.Е. Патрикеева. – 3-е изд. – М. : Вита-пресс, 2012.
  6. Сосновская О.В. Концептуальные основы литературоведческий подготовки современного учителя / О.В. Сосновская. – М., 2004.
  7. Круглова Т.А. Литературное чтение: итоговая аттестация за курс начальной школы. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
  8. Анащенкова С.В., Бойкина М.Д., Виноградская Л.А. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3-х чч. Ч. 3. ФГОС. – М.: Просвещение, 2012.
  9. Селевко. Г.К.  Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное образование, 2004. – № 4.
  10. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю.С. Оспипов. Отв. Ред. С.Л. Кравец, Т.7 – М.: Большая Российская энциклопедия, 2007.
  11. Цукерман Г.А., Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. –  2007. – №4.
  12. Диагностика учебной успешности в начальной школе/Под ред. П.Г.Нежнова, И.Д.Фрумина, Б.И.Хасана, Б.Д.Эльконина. – М.: Открытытй институт «Развивающее образование», 2009.
  13. Интернет – ресурсы:

- http://mcbs.ru/chtenie/

- http://www.openclass.ru/ 

- http://school-collection.edu.ru/

- http://pedsovet.su/

- http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/reading/1320.html


Приложение 1

 «Своя игра»

«Умей говорить, умей и слушать».

«Один за всех, и все за одного».

        Игра может быть оформлена в виде мультимедийной презентации с гиперссылками или в виде съёмных карточек, которые крепятся на доске (на одной стороне записано число - баллы, на другой – вопрос).

Правила игры:

  1. Участвуют 2-4 команды.
  2. По очереди команды выбирают тему и «цену» вопроса. Ведущий открывает названную карточку и зачитывает вопрос. Время обсуждения 30 с.
  3. За правильный ответ команда получает баллы, соответствующие «цене» вопроса. При неправильном ответе может ответить другая команда, получив за верный ответ 5 баллов.

Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.

        Задания карточек:

Поэты

10 – К какому жанру относятся литературные произведения, написанные поэтами?

20 – Кто автор стихотворения «Разлука»?

30 – Назовите фамилия, имя, отчество поэта. C:\Users\Ромашова\Desktop\2014-01-15\разлука.JPG

40 - Назовите фамилии поэтесс, произведения которых читали в разделе «Поэтическая тетрадь 2».

50 - Кто из поэтов «Поэтической тетради 2» является автором гимна Российской Федерации?

Времена

года

10 - Узнай

по рисунку произведение и автора.

20 - В каком стихотворении повторяющийся звук [р] способствует более яркому восприятию явления?

30 - Какое произведение можно назвать стихотворением-фантазией?

40 - Каким одинаковым прилагательным С.Я. Маршак характеризует дождь и голос кукушки? Почему?

50 - Почему

«в Москве из тучи – дождик,

А в Чите из тучи – снег»?

Праздник

10 - Что смотрела

девочка в театре?

20 - Что стало причиной неправильного поведения девочек

в театре?

30 - Кто автор стихотворения «В театре»? Какое ещё стихотворение этого автора читали в разделе?

40 - Назови два праздника, на которых уместно было бы прочитать стихотворение «Разлука»?

50 - Назови и объясни значение слова, которое печально звучит «в нашей комнате без мамы».

Животные

10 - Кто автор стихотворения «Котёнок»?

20 - О каком животном шла речь в двух разных стихотворения?

30 - С чем сравнивается шерсть и хвост котёнка в одноимённом стихотворении?

40 - О каком животном упоминается в стихотворении «Если»? Что о нём говорится?

50 - Голос какого животного «звучит, как вопрос и ответ»? Подберите 5 характеризующих его  прилагательных?

Приложение 2

Диагностические материалы

Тест на оценку сформированности навыков чтения

Познавательные УУД, из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой)

Цель: изучение сформированности навыков чтения как одной из составляющих познавательных УУД.

Регистрация данных: групповая форма проведения.

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.

Инструкция для учащихся: «Листочки, которые вы сейчас получаете, сначала надо подписать (фамилия, имя, школа, класс), только потом можно приступать к работе. На листке напечатан отрывок из сказки, но в предложениях пропущены слова. Вам надо в пустые места вписать подходящие слова (одно или несколько). Сказку отгадывать не надо. Если в каком-то месте не знаете, что вписывать, то можно пропустить. Не обязательно, чтобы у всех были одинаковые слова. Слова могут быть разные, но они должны подходить по смыслу, и чтобы предложения получались правильные. (Если спросят, можно ли зачеркивать и исправлять, то сказать, что можно.) Не разговаривайте, не списывайте, работайте самостоятельно. Когда все сделаете, поднимите руку».

БЛАНК ОТВЕТОВ

к тесту «Сформированность навыка чтения»

Скоро она зашла в самую чащу ______________. Ни одна ____________________  не залетала сюда, ни единый ____________________ не проникал сквозь ___________________ ветви.  Высокие стволы ___________________ плотными рядами, точно стены.  Кругом  было так ___________________, что Элиза ______________________ свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого ________________________, попадавшего ей __________________ ноги. Никогда еще Элиза  _______________________________   в такой глуши.

Время выполнения теста строго не лимитировано. Ответные бланки у учащихся следует собирать по мере выполнения теста. По истечении 5 минут поторопите тех, кто еще не закончил работу, скажите, что уже надо заканчивать. По истечении 7 минут соберите ответные бланки у всех.

Обработка осуществляется посредством сравнения слов, вставленных ребенком, со словами, приведенными в ключе. Если ребенок использует аналогичные ключевым слова, подходящие по смыслу и лингвистическим правилам, ответ также считается правильным.

Ключ к тесту навыка чтения:

1 – леса

2 – птица, птичка

3 – луч света, лучик, луч, звук

4 – густые

5 – стояли, деревьев стояли, встали

6 – тихо

  7 – слышала

8 – листа, листочка, листика

9 – под

10 – не бывала, не была, не ходила

За каждое совпадение дается 1 балл. Затем подсчитывается общая сумма баллов (максимум – 10), которая сравнивается с нормативными данными для учащихся 5 класса для определения уровня (зоны) развития навыка чтения.

Содержание

показателя

Зоны

1

2

3

4

5

уровень патологии

слабый уровень

средний уровень

хороший уровень

высокий уровень

Навык чтения

0–4

5–7

8–9

10

Интерпретация: каждая из выделенных зон характеризует единицу восприятия текста при чтении и тем самым сформированность самого навыка. Зона патологии по чтению не выделяется. Если ребенок ошибается при подборе слов только в 1, 3, и 4 случаях (вписывая, например: «и заблудилась», «зверь», «переплетенные»), то это может свидетельствовать об отсутствии вербальной беглости, некоторых недостатках речевого развития, но само чтение, понимание смысла текстов при этом может быть вполне полноценным (то есть соответствовать 4 зоне).

Тест грамотности чтения художественных текстов

Использован текст рассказа А.П. Гайдара «Совесть».

Цель – выявить начальный уровень сформированности аналитических читательских умений младших школьников.

Для определения уровня развития читательских умений младших школьников в качестве параметров оценивания были выбраны шесть аналитических умений:

1) умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;

2) умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем;

3) умение устанавливать причинно-следственные связи;

4) умение воспринимать и оценивать образ-персонаж;

5) умение видеть авторскую позицию;

6) умение осознавать идею произведения.

Каждый ребёнок читает текст А.П.Гайдара «Совесть». Задание: прочитай текст рассказа вслух, а затем еще раз про себя.

Ребенок должен проанализировать данный текст, ответив как можно полно на шесть вопросов (по одному вопросу на проверку одного читательского умения).

Вопросы для анализа текста:

1. Найди в тексте образные слова и выражения, объясни их значение – проверка умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.

2. Опиши героев рассказа; место и время, где происходит действие рассказа – проверка умения воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем.

3. Кратко перескажи последовательность событий рассказа – проверка умения устанавливать причинно-следственные связи.

4. Объясни поступки Нины и вырази к ним свое отношение – проверка умения воспринимать и оценивать образ-персонаж.

5. Определи авторское отношение к главной героине рассказа – проверка умения видеть авторскую позицию.

6. Сформулируй идею (основную мысль) рассказа – проверка умения осознавать идею произведения.

Ответы на каждый вопрос тестового задания в зависимости от правильности и полноты оценивались по трехбалльной шкале, и в зависимости от набранных баллов определялся уровень сформированности каждого читательского (аналитического) умения:

- высокий уровень – 3 балла;

- средний уровень – 2 балла;

- низкий уровень – 1 балл.

Показатели уровня сформированности читательских умений

младших школьников

Аналитические умения

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией.

Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор и др.

Находит в тексте образные слова и выражения, но не понимает их роли.

Видит отдельные средства языка в тексте с помощью учителя.

Умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем.

Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом.

Находит описание героя (внешний вид, речь) и окружающей его обстановки (интерьер), описание картин природы.

При словесном рисовании картины по воображению упускает существенные детали. Воссоздание образа подменяет подробным перечислением отдельных деталей.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет причину поступка героя и дает ему свою оценку

Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий.

Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий.

Умение воспринимать образ – персонаж.

Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ.

Дает оценку поступка без указания личного отношения к нему; определяет чувства, состояние героя.

Не обращает внимание на чувства, переживания героев.

Умение видеть авторскую позицию.

Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию.

Определяет отношение писателя к героям и их поступкам, но не мотивирует ответ.

 

Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий.

Анкета для читателя.

Хороший ли я читатель?

Задумывались ли Вы о том, как надо правильно читать? Что происходит в Вашей голове, когда Вы читаете? Что такое активный, эффективный, гибкий читатель? Ответьте на вопросы анкеты, выбрав один из ответов: ДА, НЕТ, ИНОГДА.

1. Я активный читатель, я думаю во время чтения не только о сюжете, но и том, как я читаю. ______

2. До начала чтения я ставлю себе цель и проверяю себя — правильно ли я читаю. ______

3. Разные тексты я читаю по-разному. Если это повествовательный текст, то я обращаю внимание на его персонажей, время и место действия. В информационном тексте я обращаю внимание на факты, в тексте — рассуждении — на мнения, на точку зрения, аргументы. ______

4. До начала чтения я читаю заголовок и подзаголовки, просматриваю названия глав, иллюстрации. ______

5. До начала чтения я спрашиваю себя: о чем может быть эта книга, этот текст? Я прогнозирую содержание. ______

6. Иногда я читаю текст быстро, иногда медленно, иногда пропускаю несколько предложений, иногда перечитываю. _______

7. Во время чтения я задаю себе вопрос: о чем эта часть текста? Соединяется ли она по смыслу с предшествующей? Я слежу за своим пониманием текста. _______

8. Я обращаю внимание на незнакомые слова, определяю их значение по контексту, спрашиваю у других, смотрю в словаре. ______

8. Я обращаю внимание на незнакомые слова, определяю их значение по контексту, спрашиваю у других, смотрю в словаре. ______

9. Закончив чтение, я спрашиваю себя: а) что я узнал нового? б) что еще я знаю по этому вопросу? в) что еще мне хочется узнать? ______

10. Закончив чтение, я запоминаю имя автора книги, ее название и свои впечатления о ней. _____

11. Закончив чтение, я задаю себе вопрос: все ли я понял в этом тексте? Могу ли я его кратко пересказать? ______

12. Я веду Дневник Чтения (Портфель читателя), где записываю ответы на все вопросы. ______

Подсчёт результатов:
Да – 1 балл;
Нет – 0 баллов;
Иногда – 0,5 балла.

Анализ результатов:
12 баллов – очень хороший читатель;
6 баллов – средний уровень;
Менее 6 – надо улучшать умения читать.