! Онлайн - стенд "Советы логопеда"

Татьяна Владимировна Цыганова

 

image

 

 

 

Тема недели: "Ягоды" (27.10. - 03.11.)

 

1. Попросите ребенка вспомнить и назвать какие он знает ягоды, где они растут, почему так называются, что ягоды бывают съедобные и ядовитые. Для того, чтобы уточнить словарь по теме, можно рассмотреть картинки с изображением даров леса или сходить на рынок  и посмотреть, какие грибы и ягоды продаются.

2. Предложите ребенку поиграть в игру с мячом: вы будете бросать дуг другу мяч, называя ягоду. Победит тот, кто назовет ягоду последним.

3. Попробуйте вместе с ребенком разделить на слоги названия ягод и посчитать, сколько слогов.

4.Поиграйте с ребенком в игру «Поварята»-  варим варенье и компот из ягод. Например: Из малины варенье малиновое, а компот  - малиновый.

5. Помогите ребенку составить рассказ-описание о лесной или садовой ягоде по плану:

-как называется ягода?

-где она растет?

-какая она на вид, на вкус, по запаху?

-что из нее можно приготовить?

6. Помогите ребенку нарисовать любимую ягоду на отдельном листе

7. Выучите с ребенком стихотворение.

 

«Как за ягодой» автор: Е. Володина

 

Как за ягодой за красной, Мы не ходим понапрасну.

Как за ягодой с лукошком, Мы не ходим понарошку.

 Собирали, собирали, Ручки, ноженьки устали.

 Скоро солнышку садиться, Как бы нам не заблудиться.

Вот опушка, вот тропинка, Ох, и тяжела корзинка.

 

Вот и дом, родной порог, Будет ягодный пирог!

 

 

Тема недели: "Грибы" (23.10. - 27.10.)

 

1.Попросите ребенка вспомнить и назвать какие он знает грибы, где они растут, почему так называются, что грибы бывают съедобные и несъедобные. Для того, чтобы уточнить словарь по теме, можно рассмотреть картинки с изображением даров леса или сходить на рынок  и посмотреть, какие грибы и ягоды продаются.

2. Предложите ребенку поиграть в игру с мячом: вы будете бросать дуг другу мяч, называя гриб. Победит тот, кто назовет гриб последним.

3.Попробуйте вместе с ребенком разделить на слоги названия грибов и посчитать, сколько слогов. Обратите внимание на слово груздь. Один слог, так как один гласный звук.

4. Помогите ребенку составить рассказ-описание об одном из грибов по плану:

-как называется этот гриб?

-он съедобный или нет?

-как выглядит ножка гриба?

-какая у него шляпка?

-что можно из него приготовить?

5.Помогите ребенку нарисовать этот гриб на отдельном листе.

6. Выучите с ребенком стихотворение и используйте его в качестве физкультурной паузы во время выполнения домашних заданий.                      

 

«За грибами»

 

Все зверушки на опушке ищут грузди и волнушки (маршируем на месте).

Белочки скакали, рыжики срывали ( скачем вприсядку, собирая воображаемые грибы)

Лисички бежали лисички собирали (бежим, собирая воображаемые грибы)

Скакали зайчатки, срывали опятки (скачем на прямых ногах, собираем воображаемые грибы)

Медведь проходил мухомор раздавил ( идем вперевалку, в конце строки топаем ногой).

 

 

 

Тема недели: "Перелетные птицы" (09.10. - 13.10.)

 

 

  1. 1.Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями перелетных птиц (грач, ласточка, аист, кукушка, соловей, скворец). Объяснить, почему этих птиц называют перелетными. Закрепить в словаре обобщающее понятие «перелетные птицы».
  2.  
  3. 2.Покажи по картинкам и назови части тела перелетных птиц (лапы, шею, голову, клюв, хвост и т.д.). Чем покрыто тело птиц?
  4. image

3.Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения.
Аист большой, а соловей .... Аист белый, а грач ....

У аиста длинная шея, а у кукушки .... У соловья серая грудка, а у ласточки ....

4. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-признаков и слов-действий).

Кукушка (какая?) пестрая,...., Грач черный,...,

Аист важный        ,                Ласточка быстрокрылая, ... .

Перелетные птицы весной (что делают?)... .

Перелетные птицы осенью (что делают?)... .

5. Упражнение «Скажи одним словом»: Закончи предложения по образцу.
У аиста ноги длинные, поэтому его называют 
длинноногим.

У соловья звонкий голос, поэтому его называют ... (звонкоголосым).

У ласточки хвост длинный, поэтому ее называют ... (длиннохвостой).

6. Упражнение «Назови ласково»

Птенец — птенчик, перо — перышко, голова —головушка,

соловей — соловушка, шея — шейка, крыло — крылышко,

скворец — скворушка, гусь — гусенок, утка — уточка,

лебедь — лебедушка, гнездо — гнездышко,журавль — журавушка,  

аист — аистенок;

 

7. Упражнение «Назови детеныша» 

Грач — грачонок — грачата,                 аист — аистенок — аистята,

стриж — стриженок — стрижата,         журавль — журавленок — журавлята,

кукушка — кукушонок — кукушата,    лебедь — лебеденок — лебедята,

скворец — скворчонок — скворчата,    утка — утенок — утята,

гусь — гусенок — гусята.

8. Упражнение «Скажи, какая стая?»

Клин лебедей — лебединый,  караван журавлей — ... ,

стая уток — ... ,   ... грачей — ... ,                ... соловьев — ... .

9. Упражнение «Один — много»

Грач — грачи — много грачей;  птица — птицы —  много птиц,  

стриж — стрижи —  много стрижей,  аист — аисты — много аистов,        

жаворонок — жаворонки —  много жаворонков, гусь — гуси —  много гусей,

скворец — скворцы — скворцов,  утка — утки —  много уток,

трясогузка — трясогузки — трясогузок, лебедь — лебеди — много лебедей,

журавль — журавли — много журавлей, гнездо — гнезда — много гнезд,

селезень — селезни — селезней,  ласточка — ласточки —  много ласточек,

соловей — соловьи — много соловьев, яйцо – яйца – много яиц,

кукушка — кукушки — много кукушек, птенец – птенцы – много птенцов;

10. Игра «Четвертый лишний»

Утка, скворец, воробей, журавль (воробей);

ворона, скворец, голубь, воробей (скворец);

ласточка, кукушка, соловей, синица (кукушка);

петух, индюк, курица, ворона (ворона); 

журавль, аист, цапля, индюк(грач);     цапля, курица, индюк, гусь (цапля);

Стихи для чтения и заучивания наизусть

«Сельская песенка»

Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей...
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.   (А. Плещеев)

 «Грачи»
На этой неделе грачи прилетели.
Хоть трудна была дорога,
Старший грач прикрикнул строго:
"За работу! Дела много!
Помни сам, других учи,
Да по-настоящему:
Наши черные грачи -
Птицы работящие".

Текст для пересказа

ЛАСТОЧКА.

Ласточка-мама учила птенчика летать. Птенчик был совсем маленький.

Он неумело и беспомощно махал слабенькими крылышками.

Не удержавшись в воздухе, птенчик упал на землю и сильно ушибся. Он лежал неподвижно и жалобно пищал.

Ласточка-мама очень встревожилась. Она кружила над птенчиком, громко кричала и не знала, как ему помочь.

Птенчика подобрала девочка и положила в деревянную коробочку.

А коробочку с птенчиком поставила на дерево.

Ласточка заботилась о своём птенчике. Она ежедневно приносила ему пищу, кормила его.

Птенчик начал быстро поправляться и уже весело щебетал и бодро махал окрепшими крылышками.

Старый рыжий кот захотел съесть птенчика. Он тихонько подкрался, залез на дерево и был уже у самой коробочки.

Но в это время ласточка слетела с ветки и стала смело летать перед самым носом кота.

Кот бросился за ней, но ласточка проворно увернулась, а кот промахнулся и со всего размаха хлопнулся на землю. Вскоре птенчик совсем выздоровел и ласточка с радостным щебетанием увела его в родное гнездо под соседней крышей.

1. Ответить на вопросы:

Какое несчастье случилось с птенчиком?

Когда случилось несчастье?

Почему оно случилось?

Кто спас птенчика?

Что задумал рыжий кот?

Как ласточка-мама защитила своего птенчика?

Как она заботилась о своём птенчике?

Чем закончилась эта история?

2. Пересказать

Отгадайте загадки:

Без рук, без топорёнка

Построена избёнка. (Гнездо)

***

Явился в жёлтой шубке,

Прощайте, две скорлупки. (Птенец.)

***

На шесте дворец,

Во дворе певец,

А зовут его… (Скворец.)

***

Белоклювый, черноглазый,

Он за плугом важно ходит,

Червяков, жуков находит.

Верный сторож, друг полей.

Первый вестник тёплых дней. (Грач.) 

***

На лету хватает мошек,

Хвостик - тонкие косицы,

Предсказать погоду может, -

Вам знакома эта птица. (Ласточка)

***

Может плавать и нырять,

В небе высоко летать.

Мне скажи через минутку.

Что за птица? Знаешь? - ….(Утка)

***

Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка.)

***

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее,  нежней? Кто же это? ... (Соловей.)

***

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти. (Журавли)

***

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки(Гусь)

***

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад -

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

 

 

 

Тема недели: "Овощи. Фрукты" (02.10. - 06.10.)

 

1. «Назови ласково». Взрослый записывает ответы ребёнка.

огурец – огурчик

тыква –

лук –

чеснок –

морковь –

помидор –

2. Отгадай загадку, нарисуй отгадку.

Рыженькая как лисица,

Но сидит она в темнице,

Хвост над грядкой держит ловко

Называется…

 

.3. «Четвертый лишний» (определить, что лишнее и объяснить почему) * малина, картофель, вишня, смородина; * морковь, слива, капуста, горох

 4. « Подбери признак » огурец (какой?)…, помидор…, морковь…, лук…, чеснок…, перец…

5.Что можно приготовить из: огурцов, картофеля, капусты, свёклы, гороха, репы…

6. Перечисли как можно больше овощей, которые бывают: красного цвета, желтого, зеленого, оранжевого,

7. Перечисли овощи, у которых мы едим то, что растет над землей – «вершки», и овощи, у которых мы едим то, что растет в земле – «корешки». 

8. Закончи предложения. Мама почистила картошку, чтобы… Мама помыла овощи, чтобы… Таня нарезала помидоры, огурцы, перец, лук, чтобы…

9. Послушай рассказ и ответь на вопросы. Работа на огороде. Наступила осень. Колхозники выкопали картофель. Они убрали с колхозных полей лук, свеклу, морковь, огурцы и репу. Пусто стало на полях. Колхозники собрали большой урожай овощей. Что собрали колхозники? Как одним словом можно назвать лук, морковь, свеклу, картофель, огур

 

 

 

 

 

Тема недели: "Деревья и растения осенью" (25.09. - 29.09.)

 

 

image

 

ЛЕКСИКО –ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

1.Игровое упражнение«Где растут деревья?» Практическое употребление в речи предлога в.

Береза растет в лесу. Рябина растет в лесу. Дуб растет в лесу. Клен растет в лесу. Липа растет в лесу.

Используются картинки с изображением данных деревьев и картинка с изображением леса. Предлог подчеркивается артикуляцией и голосом.

2. Игровое упражнение: «Ответь правильно». Практическое употребление в речи предлога на.

Инструкция: — Где растут веточки? (Веточки растут на дереве.) Где растут листочки? (Листочки растут на веточке.) Где растут деревья? (Деревья растут на земле.) Где сидят птички? (Птички сидят на веточке.) Где сидят жучки? (Жучки сидят на листочке.)

3. Игровое упражнение:  «Назови много». Образование множественного числа существительных.

Оборудование: лист, ветка, корень, картинки деревьев. Взрослый произносит предложение, ребёнок договаривает последнее слово и повторяет по возможности все предложение.

У меня лист, а на дереве... (листья).

У меня ветка, а на дереве... (ветки).

У меня дерево, а в лесу... (деревья).

У меня корень, а у деревьев... (корни).

У меня ствол, а у деревьев... (стволы).

У меня береза, а в лесу... (березы).

У меня елка, а в лесу... (елки). И так далее.

4. Игровое упражнение:  «Соберем гербарий». Образование относительных прилагательных.

Сорву с дуба - дубовый лист.

Сорву с клена - кленовый лист.

Сорву с березы -  березовый лист и т.д.

5. Игровое упражнение:  «Что около?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа с предлогом около.

Дуб около елки.

Липа около березы и т.д.

6. Игровое упражнение: «Угадай слово». Образование антонимов. Взрослый просит ребёнка закончить предложение, а затем повторить его полностью.

Дуб большой, а рябина...

Сосна высокая, а куст...

Пчела летает, а гусеница...

Дорога широкая, а тропинка...

Волк злой, а зайчик...

Опенок съедобный, а мухомор...

7. Игровое упражнение:  «Что это?» Ребёнок должен закончить предложение, а потом вслед за взрослым повторить его полностью.

Береза, осина, дуб — это... (деревья).

Сирень, орешник, шиповник — это... (кусты).

 

РАБОТА НАД ЗВУКОВОЙ И СЛОГОВОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ ( ОТ 4 ЛЕТ)

 

Игровое упражнение: «Повтори потешки».

Трали-вали, трали-вали, мы деревья рисовали.

Тра-ля-ля, тра-ля-ля, рисовали тополя.

У дерева есть детки: листики да ветки.

Как у нашей Светочки на дереве веточки.

Как у нашей дочки на дереве листочки.

 

РАЗВИТИЕ РИТМИКО - ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И КООРДИНАЦИИ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЯ

 

  1. Физкультминутка-логоритмика  (Импровизация движений в такт стихотворения).

На дереве — птички,  

Под деревом — лисички,

На дереве — листочки,

Под деревом — грибочки.

  1. Речевая подвижная игра «Листики». Импровизация движений:

Мы листики осенние,

На ветках мы сидели,

Ветер дунул — полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

 

РАЗВИТИЕ  МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

 

1.Пальчиковая гимнастика   «Листья»

Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,

(загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Маме осенний букет отнесем.
("шагать" средним и указательными пальцами по столу).

 

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ 

  1. Заучивание наизусть рифмованного рассказа «Маша и деревья»» (с 4 лет).  

Вышла Маша на крыльцо:

Вот растет деревцо,

Вот растет другое —

Красивое какое!

Стала Машенька считать,

Насчитала ровно пять.

Все деревья эти

Сосчитайте, дети!

Ребёнок (считает). «Одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев».

Взрослый. Сколько деревьев возле дома? Дети. Возле дома пять деревьев. Стихотворение заучивается наизусть.

  1. Заучивание чистоговорки

«Над калиной, над малиной

Пух летает тополиный.

Клены, пихты, ивы, ели.

Дуб и пихта побелели.

В гости дождик зачастил,

старый тополь загрустил».

  1. Игровое упражнение: «Составь предложение» (от 5 лет). Работа с деформированными предложениями.

Инструкция: Послушай слова и составь правильное предложение.

-Дует, осень, ветер, холодный.

-Желтеют, на, листья, деревья.

-Земля, трава, на. увядает.

-Улетают, юг. на. птииы.

-Мелкий, осень, моросит, дождь.

4. Чтение и беседа по рассказу «Береза».

    Красавицей русских лесов называют березу. Стройная с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Береза - символ и гордость русского народа. Из почек березы приготавливают лекарства. Из ветвей делают метлы и веники. Из бересты мастерят туески, лукошки. Березовые дрова - лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, древесный спирт, уксус.

Словарная работа (с использованием наглядных примеров).
Объяснить значение слов "туесок", "лукошко", "береста". 

  1. Игровое упражнение "Подскажи словечко" употребление предлогов.
    Белочка сидела ... (на) дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал, и белочка спустилась ... (с) дерева. Орешек лежал ... (под) листом. Белочка схватила орешек и спряталась ... (за) дерево. Мимо шли дети и увидели, что ... (из-за) дерева выглядывает хвост белки. Мальчики подошли поближе ... (к) дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла ... (под) дерево. Она спряталась ... (в) дупле.
  2.  

 

 

 

 

 

Тема недели: "Осень" (18.09. - 22.09.)

 

image

 

 

Подбери признаки

Осень (какая?) – ранняя, золотая, поздняя, грустная, дождливая, сырая, холодная…

Дождь (какой?) – мелкий, моросящий, холодный, частый, короткий, унылый, сильный…

Деревья(какие?),

Погода(какая?),

Небо(какое?)…

 

Подбери действия.

Осень – приходит, наступает, наводит грусть…

Дождь – льёт, моросит, идёт, накрывает…

Листья – краснеют, желтеют, опадают, шуршат…

 

Подбери предметы к признакам.

Осенний – день, вечер, дождь, ветер, лес…

Осенняя – погода, ночь, непогода, одежда, сырость…

Осеннее – небо, пальто, дерево, ненастье…

Осенние – каникулы, листья, перчатки, заморозки…

 

«Один - много»

Одна берёза – много…(берёз)

Один пень - много…(пней)

Один лист – много…(листьев)

Одна шишка – много…(шишек)

Один жёлудь – много …(желудей)

Одно дерево – много…(деревьев).

Месяц — месяцев, дерево — деревьев, дождь — дождей, фрукт — фруктов, лужа — луж, овощ — овощей, урожай — урожаев, листья — листьев, сад — садов, птица — птиц, огород — огородов, слякоть — слякоти, зонт — зонтов, лес — лесов.

 

«Назови ласково»

Дождь — дождик, дождичек,

солнце — солнышко,

лужа — лужица,

дерево — деревце,

ветер — ветерок,

лист — листок, листик, листочек,

туча — тучка,

лес — лесок,

сад — садик,

птица — птичка.

«Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,

... дует ветер — ветреная;

если на улице холодно, какая погода? — холодная;        

если пасмурно — пасмурная,

... сыро — сырая,

... хмуро — хмурая,

... солнечно — солнечная,

... ясно — ясная.

 

Составь рассказ по плану:

После какого времени года наступает осень?

Назовите осенние месяцы.

Что происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц?

Чем занимаются люди в полях, садах и огородах?

Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?

Какие праздники отмечают осенью?

image