Главные вкладки
2. Методическая деятельность
Циклограмма работы учителя-логопеда
Годовой план 2023-2024 уч.г.
План по самообразованию 2023-2024 уч.год
Календарно-теиатическое планирование по обучению грамоте
Календарно-тематическое планирование по формированию ЛГК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Годовой план | 32.97 КБ |
План по самообразованию | 31.73 КБ |
ktppo_obucheniyu_gramote.docx | 60.89 КБ |
ktp_po_rechevomu_razvitiyu.docx | 35.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №29 "Светлячок"
Согласовано | Утверждаю: |
Руководителем ММО учителей-логопедов | Заведующий МБДОУ д/с №29 «Светлячок» |
________________Ю.А.Рыбкина | __________________Г.Г.Семёнова |
Годовой план работы
учителя-логопеда Цыгановой Т.В.
в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР с 6-7 лет
на 2023-2024 уч.год
Содержание работы | Цели | Срок проведения | |
Организационная , коррекционно-развивающая работа | Обследование состояния речи детей дошкольного учреждения, нуждающихся в логопедической помощи | Направление на ТПМПК | Январь |
Обработка и анализ результатов обследования | Составление логопедической характеристики | Январь | |
Комплектование логопедической группы | Сентябрь | ||
Обследование речи детей логопедической группы, заполнение речевых карт | Точное установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в речевом развитии | Сентябрь | |
Диагностика состояния речи детей | Наблюдение за динамикой развития речи детей в течение года, при необходимости – корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми | Сентябрь, январь, май | |
2. Проведение индивидуальных (подгрупповых) | Формирование лексико – грамматических категорий, связной речи правильного произношения, подготовка к обучению грамоте
Постановка звука Автоматизация звуков Дифференциация звуков Развитие звуковой культуры речи | В теч.года | |
Оформление текущей документации | Организация работы | В теч. года | |
Составление аналитического и статистического отчета по результатам проделанной работы | Проанализировать работу за год | май | |
Проведение инструктажа по дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики Ознакомление воспитателей с результатами логопедической диагностики Обсуждение и утверждение плана совместной работы участников коррекционно-педагогического процесса по преодолению речевых нарушений | Дать информацию об особенностях проведения дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики Довести до сведения воспитателей и педагогов ДОУ результаты обследования речи детей-логопатов и наметить речевой режим | Сентябрь | |
Консультация для воспитателей «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда»
Подбор игр для развития ЛГСР совместно с воспитателями логопедической группы | Уточнить и расширить знания педагогов о приемах развития речи, помочь практически освоить эти приемы, вовлечь воспитателей в решение проблемы | Октябрь | |
Работа с воспитателями и специалистами МБДОУ | Консультация для воспитателей группы 3-4 лет «Сказка в развитии речи детей» Мастер-класс для педагогов «Использование нейропсихологических методов и приёмов в работе учителя-логопеда | Расширить знания воспитателей о важности использования сказки для развития речи детей, профилактики речевых нарушений | Ноябрь |
Семинар-практикум для воспитателей группы раннего возраста «Потешки, как средство развития речи детей» Разработка проекта «Грамотейка» совместно с воспитателями группы | Показать, как потешка может быть использована для развития речи, рассказать о важности проведения подобных занятий для профилактики нарушений речи | Январь | |
Проведение совместного мероприятия «Здравствуй, буква» Оформление минимузея «Моя любимая буква» | Введение в практику разнообразных форм и методов работы по звуко-буквенному анализу через различные виды игр | Март | |
Семинар-практикум для воспитателей лет с ОНР «Использование нейропсихологических упражнений в развитии связной речи детей с ОНР»
Проведение открытого интегрированного занятия «В мире профессий» | Вовлечь воспитателей в решение проблем по развитию связной речи детей с ОНР, практически показать нейропсихологические упражнения для развития связной речи в режимных моментах. Раздать памятки с упражнениями. Сделать возможным решение и коррекционных, и образовательно-воспитательных задач по ранней профориентации | Февраль Январь | |
Консультация для музыкального руководителя «Возможности музыкальных занятий в коррекционной работе с детьми с ОНР» | Информировать о нарушениях, характерных для детей с речевой патологией. Дать рекомендации к проведению работы по преодолению данных нарушений | Декабрь | |
Совместный проект к Дню Победы | Приобщать детей к духовно-нравственной культуре и развивать речь | Апрель | |
Выступление на педсовете «Анализ коррекционной работы» | Рассказать об особенностях моторной функции у детей с нарушением речи Обсудить эффективность коррекционной работы за год, дать отчет.
| Май | |
Работа с родителями | Родительское собрание «Организация логопедической работы» Анкетирование Буклет «Артикуляционная гимнастика» | Познакомить родителей с "Программой коррекционного обучения детей с ОНР"; с организацией совместной работы в течение год, обсуждение организационных моментов. Уточнение анамнестических данных Дать родителям информацию о целях артикуляционной гимнастики, дать рекомендации по выполнению артикуляционных упражнений дома, отметить значимость артикуляционных упражнений | Сентябрь |
Консультация «Как помочь ребенку развить связную речь?»» Стенд ««Каким бывает недоразвитие речи?» | Дать информацию о формировании у детей связного речевого высказывания | Октябрь | |
Консультация – практикум для родителей «В гости к правильным звукам» Буклет для родителей «Автоматизация звуков» | Дать информацию об автоматизации поставленных звуков, привлечь внимание родителей к данной проблеме, предложить игры Выявление с какими трудностями сталкиваются родители в процессе выполнения домашних заданий. | Ноябрь | |
Совместное мероприятие для родителей и детей «Волшебные буквы» | Формирование интереса к занятиям; побуждение родителей участвовать в коррекционной работе. | Декабрь | |
Круглый стол Тема: «Растим детей крепкими, здоровыми и жизнерадостными» Индивидуальные Беседы | Учить родителей в повседневной жизни создавать игровые ситуации, направленные на коррекцию речи Выявить уровень родительских притязаний к образованию детей, заинтересованность в совместной коррекционной работе по преодолению ОНР | Январь | |
Родительское собрание Консультация «Готовим руку к письму» Семинар-практикум для родителей«Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми» | Обсудить с родителями результаты речевого развития речи детей за 1 полугодие, проанализировать трудности. Познакомить с развивающими нейропсихологическими играми, способствующими развитию речи, ВПФ. | Февраль | |
Семинар «Профилактика оптической дисграфии» Конкурс совместного дизайнерского творчества «Моя любимая буква» Стенд «Портфель в школу» | Рассказать о необходимости профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи, дать рекомендации Привлечь внимания родителей к совместной работе по развитию речи, повысить интерес родителей к образовательной деятельности в ДОУ | Март | |
Лекторий для родителей «Познавательные беседы с дошкольниками» Буклет «Родителям будущих первоклассников» Анкетирование | Дать информацию о пользе познавательных бесед для развития речи и общего познавательного развития дошкольника Выявить уровень удовлетворенности коррекционно-образовательным процессом, участия родителей в нем. | Май | |
Стенд «Как не «потерять» звуки летом?» Открытое занятие «Праздник правильной речи Родительское собрание | Проинформировать родителей о том, какие игры можно использовать для обучения в летний период Показать результативность работы за учебный год; формировать осознанное отношение семьи к коррекционному обучению и воспитанию детей. Подвести итоги коррекционной работы, дать рекомендации на летний период | Май | |
Еженедельное информирование родителей о коррекционной работе через родительский уголок Привлечение родителей к еженедельным домашним занятиям с детьми по заданию логопеда. Посещение родителями индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятий Проведение индивидуальных бесед и консультаций по текущим вопросам Видеообзоры, видеопоказы артикуляционной, дыхательной гимнастики, пальчиковых игр, ЛГСР, ВПФ – взаимодействие в группе на платформе Сферум | - дать перечень игр по развитию лексико-грамматических категорий, примерный словарный запас по теме - привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка; закреплении ребёнком полученных знаний, речевых умений и навыков - познакомить родителей с особенностями работы логопеда, учить родителей в повседневной жизни создавать игровые ситуации, направленные на коррекцию речи - обучение активному и целенаправленному наблюдению за ребёнком в домашней обстановке | В теч года | |
Повышение профессиональной компетенции | Участие в конкурсах профессионального мастерства | Повышать уровень самообразования | По плану ММО |
Участие в вебинарах, прохождение КПК | |||
Изучение методической и периодической литературы. | Повышать уровень самообразования | В теч года | |
Работа в ППк ДОУ | По плану | ||
Работа над темой по самообразованию «Использование нейропсихологических методик и технологий при коррекции речевых нарушений в работе учителя-логопеда» | Повышать уровень самообразования | По плану | |
Работа над пополнением материально-технической базы логопедического кабинета: -изготовление пособия -составление картотеки | Создание развивающей предметно-пространственной среды |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №29 «Светлячок»
План по самообразованию
учителя-логопеда Цыгановой Т.В.
на 2023-2024 уч.год
Тема: «Использование нейропсихологических методик и технологий при коррекции речевых нарушений в работе учителя-логопеда»
Тема: «Использование нейропсихологических методик и технологий при коррекции речевых нарушений в работе учителя-логопеда»
Цель: повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками посредством использования приёмов, методов и технологий нейропсихологии.
Задачи:
- повышение уровня профессиональной компетентности в организации эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми;
- внедрение приёмов и методов нейропсихологии в коррекционно-развивающий процесс учителя-логопеда;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды играми и пособиями по нейропсихологическим и телесно ориентированным техникам.
Обоснование выбранной темы:
Нейропсихология детского возраста изучает процессы формирования и развития психических функций ребёнка. Детская нейропсихология изучает развитие психики при норме и при патологии, то есть в сравнении.
По данным нейропсихологии в последнее время число детей с проблемами развития неуклонно растёт. Чаще всего причины этих проблем заключаются в возникновении повреждений центральной нервной системы, которые возникли во время перинатального периода, при патологии родов, а также во время развития патологий нервной системы в течение трех месяцев жизни ребёнка.
Современная детская нейропсихология предлагает комплекс средств, направленных на ранее определение причин аномального развития и своевременного принятия мер профилактики.
Детская нейропсихология занимается нарушением патологий психических и когнитивных процессов (речи, мышления, внимания). Часто эти нарушения провоцируют расстройства эмоциональной сферы личности ребенка. Особенно четко могут изъявляться нарушения главного мозга в сенсорной и двигательной сфере. Исследования нейропсихологов свидетельствуют о большом влиянии подкорковых структур на формирование интеллектуальной и эмоциональной сферы личности.
Подкорковые образования выделяются в первый функциональный блок главного мозга, который обеспечивает энергетический тонус психической деятельности человека. Дети, имеющие функциональную недостаточность подкорковых образований, отличаются от других детей быстрой утомляемостью, истощаемостью психических процессов, в частности когнитивных, расстройством памяти и внимания, нарушением мышечного тонуса и другими признакам.
Нейропсихологическая психокоррекция таких состояний является значительным дополнением психофармакологической терапии, работы учителей-логопедов, детских психотерапевтов и коррекционных педагогов.
К нейропсихологу и иным специалистам, занимающихся изучением детских патологий, обращаются родители детей, у которых есть проблемы поведения и трудности в процессе воспитания и обучения.
Кроме проблем с нарушением познавательных и когнитивных процессов, родители обеспокоены повышенной тревожностью и страхами детей.
Процедура психодиагностики является важнейшим и самым первым этапом в работе с ребенком, имеющим отклонения в развитии. Это очень важно, поскольку первоначально
необходимо выявить особенности психической сферы ребёнка, и только после этого разрабатывать психокоррекционные мероприятия для него.
Методы нейропсихологической психодиагностики включают изучение состояния мнестических функций, мышления, активного внимания, особенностей эмоционально- волевой сферы и других особенностей. Психокоррекционные занятия содействуют частичному или полному возобновлению повреждённых психических функций, которые необходимы для успешного обучения и полноценного развития, за счёт других сохранных функций.
Заданием нейропсихологической коррекции есть стимуляция развития и формирование скоординированной работы различных структур мозга. С помощью специальных двигательных упражнений и формирующих игр стимулируется развитие отдельных компонентов психической деятельности (контроль и регуляция психической деятельности, пространственное, зрительное и слуховое восприятие, моторные способности) и другое.
Психологом создается индивидуальная программа курса, актуальная по всем параметрам для актуального состояния ребенка. Психокоррекционные занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме.
Также важно, чтобы родители сами проводили занятия с детьми дома. Каждый родитель, занимающийся воспитанием своего ребёнка, надеется на то, что он вырастит гармоничной и полноценной личностью, поэтому также должен прикладывать свои усилия, чтобы это произошло.
Жизнь современного человека переполнена трудностями, с которыми нужно справляться, как взрослому, так и ребенку. Неуверенность в себе, страхи, обиды, неприятие окружающими, проблемы коммуникативного характера часто сопровождают современных детей. Во время занятий родители учатся развивающему общению с ребенком, что действительно необходимо, потому что детский возраст сильно связан с овладением ребенка учебным способностями и школьными знаниями.
В процессе нейропсихологического воздействия происходит коррекция психофизиологической стороны психической деятельности и развития личности ребенка. Родителями достигается понимание связи между функциональным состоянием ребенка и его поведением. Благодаря чему происходит также коррекция взаимоотношений между родителями и ребенком.
Направления самообразования:
Профессиональное:
- Знакомиться с современными тенденциями в нейропсихологии.
- Пройти курсы повышения квалификации.
- Посещать вебинары разного уровня, участвовать в обмене опытом.
- Проводить открытые занятия для различных категорий участников (коллеги, педагоги, родители (законные представители)).
- Проводить открытые мероприятия на муниципальном уровне.
- Внедрять в педагогический процесс современные нейропсихологические технологии.
- Создать банк презентаций «Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция в дошкольном возрасте по методу замещающего онтогенеза».
Психолого-педагогическое:
- Совершенствовать свои знания в области нейропсихологии.
- Знакомиться с новыми нейропсихологическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через издания и Интернет - ресурсы.
- Изучать опыт коллег.
- Принимать активное участие в работе специалистов ДОУ.
- Разработать методические мероприятия с применением нейропсихологических технологий.
Ожидаемые результаты работы по теме самообразования:
- Изучена теоретическая база по заявленной теме самообразования.
- Подготовлен необходимый нейродиагностический инструментарий по возрастам.
- Разработаны и реализованы нейропсихологические занятий с детьми от 5 до 7 лет.
- Проведены открытые мероприятий.
- Проведены мастер-классы для различных категорий педагогических работников.
- Выпущены буклеты, памятки.
- Разработан и практически реализован дидактический материал.
- Имеются публикации на сайтах.
- Представлены результаты педагогической деятельности на муниципальном уровне.
Источники самообразования:
- специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
- интернет-ресурсы;
- медиа - информация на различных носителях;
- семинары – практикумы, конференции, вебинары;
- выставки;
- курсы повышения квалификации.
Содержание:
- Профессионально-педагогическая деятельность.
- Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.
- Изучение специальной литературы.
- Повышение квалификации, профессионального мастерства.
- Обобщение практического опыта педагогов НРМ ДОБУ.
План изучения темы:
Месяц | Содержание работы по теме | Список литературы для самостоятельного изучения | Практическая деятельность по результатам изучения |
Сентябрь | Изучение литературы по данному направлению. Планирование работы по самообразованию, изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата. | «Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста»: Учебное пособие / Под. ред. Л. С. Цветковой. – М., 2001. «Нейропсихология». Хомская Е.Д. - М., 1987г. | Выступление на педагогическом совете |
Октябрь | |||
Ноябрь | Изучение методической литературы по теме «Использование нейропсихологических технологий при | Гимнастика ума». Деннисон П., Деннисон Г. - М.,1993. «Основы нейропсихологии». Лурия А. Р. - М.,1973. «Психогимнастика» Чистякова М. И. - М.,1995. | Мастер-класс для педагогов «Использование нейропсихологических методов и приёмов в работе учителя- |
коррекции речевых нарушений» | логопеда с детьми дошкольного возраста» | ||
Декабрь | Изучение литературы по данному направлению. | Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили. – М. : 2001. – 272с. Колганова В.С., Е.В. Пивоварова Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие 1 416с. 2020г. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М. : 1996. – 64 с. | Памятки и рекомендации для родителей и педагогов |
Январь | Изучение литературы по данному направлению. | «Нейропсихологические занятия с детьми» в 2ч. Ч1.Колганова В.С., Пивоварова Е.В. – М.: АЙРИС- пресс, 2016.- 416с. «Нейропсихологические занятия с детьми» в 2ч. Ч2.Колганова В.С., Пивоварова Е.В. – М.: АЙРИС- пресс, 2016.- 416с. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза» Учебное пособие. – М.: Генезис, 2007.- 474с. | Семинар-практикум для родителей «Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми» |
Февраль | Разработка памятки по данному направлению. | Ефимов И.О. Современная нейрофизиология речи и слуха.- С-П.,2009 Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.- М.,2011 Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения. Практическое пособие 112с. 2019г. | Памятки для родителей |
Март | Изучение литературы по данному направлению. | Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. - М., МПСИ, 2001. Ахутина Т. В., Иншакова О. Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. — М. : В. Секачев. — 128 с. 2008 | Выступление на родительском собрании |
Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. - П., 2008. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М. : Изд – во МГУ, 1973. | |||
Апрель | Разработка рекомендаций по данному направлению. | Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М. : ТЦ Сфера, 2003. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб. ,1996. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М. ,1999. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Хочу в школу! Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. М. :АРКТИ,1999. | Рекомендации для родителей |
Май | Подборка материалов к бубличной презентации, публикации и в сети интернет. | «Нейропсихологические и психофизиологическое сопровождение обучения». Сиротюк А. Л. – М., 2003. «Упражнения для психомоторного развития дошкольников»: Практическое пособие. Сиротюк А. Л. – М.: Аркти, 2008. -60с. Колганова В.С., Е.В. Пивоварова Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие 2 144с. 2020г. | Выступление на общем родительском собрании, выставка методической литературы и игр |
Предварительный просмотр:
Комплексно-тематическое планирование по обучению грамоте
в группе компенсирующей направленности
( I год обучения)
Комплексно-тематическое планирование по обучению грамоте в подготовительной группе. План составлен на основе парциальной программы Н.В.Нищевой "Обучение грамоте детей дошкольного возраста".
Тема, № ООД | Содержание работы | Планируемые результаты | Источник |
(Добукварный период) | |||
Развитие навыков общения. Речевые и неречевые звуки | Развивать понимание речи, умение вслушиваться в обращенную речь логопеда; выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов. Познакомить детей с понятием звук. Учить различать неречевые и речевые звуки. Развивать слуховое внимание и восприятие, память, мышление. Формировать сенсомоторные навыки. | Уметь вести диалог и связно излагать мысли. Уметь различать речевые звуки от неречевых. | |
Формировать понятие «звук», «гласный звук» Понятие слово и предложение | Продолжать закреплять понятие звук. Познакомить с понятиями гласный, согласный звук. Развивать речевой слух. Развивать слуховое внимание, речевой слух. Познакомить детей с понятиями предложение, слово. | Закрепить понятие звук. Уметь различать слово от предложения. | |
I период работы (октябрь, ноябрь) | |||
Звук и буква А № 1 | Ознакомление с артикуляцией звука [А]. Формирование умения узнавать звук [А] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [А] в словах. Знакомство с буквой А. Конструирование и печатание буквы А. Формирование умения узнавать букву А в словах. | Уметь выделять звук [А] из ряда гласных звуков, начальный ударный из слов. Уметь печатать заглавную букву Аа. Уметь находить букву А в словах. | «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр.26 |
Звук и буква У № 2 | Ознакомление с артикуляцией звука [У]. Формирование умения узнавать звук [У] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [У] в | Уметь выделять звук [У] из ряда гласных звуков, начальный ударный из слов. Уметь печатать заглавную буквуУу. Уметь | «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» |
словах. Знакомство с буквой У. Конструирование и печатание буквы У. Формирование умения узнавать букву У в словах. Составление и чтение слияний: АУ, УА. | находить букву У в словах. Уметь составлять и читать слияния: АУ, УА. | Нищева Н.В. стр. 30 | |
Повторение и закрепление пройденного №3 | Формирование умения различать звуки [А], [У] в ряду звуков, слияний гласных, в начале слов. Закрепление знания букв А, У. Печатание и чтение слияний АУ, УА. Закрепления навыка узнавания букв А, У в словах. | Уметь различать звуки [А], [У] в ряду звуков, слияний гласных, в начале слов. Уметь подбирать слова, начинающиеся со звуков [А], [У]. Уметь печатать и читать слияния АУ, УА. | «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр. 34 |
Звук и буква О №4 | Ознакомление с артикуляцией звука [О]. Формирование умения узнавать звук [О] в ряду гласных звуков., ударный начальный звук [О] в словах. Знакомство с буквой О. Конструирование и печатание буквы О. Формирование умения узнавать букву О в словах. Составление и чтение слияний: АО, ОА, УО, ОУ. | Уметь выделять звук [О] из ряда гласных звуков, начальный ударный из слов. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Оо. Уметь находить букву О в словах. Уметь составлять и читать слияния: АО, ОА, УО, ОУ. | «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр. 36 |
Звук и буква И №5 | Ознакомление с артикуляцией звука [И]. Формирование умения узнавать звук [И] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [И] в словах. Знакомство с буквой И. Конструирование и печатание буквы И. Формирование умения узнавать букву И в словах. Составление и чтение слияний: ИА, АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ. | Уметь выделять звук [И] из ряда гласных звуков, начальный ударный из слов. Уметь подбирать слова на заданный гласный звук. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Ии. Уметь находить букву И в словах. Уметь составлять и читать слияния: ИА, АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ. | «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр. 40 |
Звук и буква Т №6 | Ознакомление с артикуляцией звука [Т]. Формирование навыка выделения конечного и начального звука [Т] из слов. Формирование умения подбирать слова, заканчивающиеся звуком [Т]. Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука [Т]. Формирование умения делить двусложные слов (ТАТА, ТОТО) на слоги. Знакомство с буквой Т. Конструирование и печатание буквы Т. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Т. Чтение двусложных слов с буквой Т. Узнавание буквы Т в словах. Ознакомление с правилом: «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы». | Уметь узнавать звук [Т] в ряду звуков. Уметь выделять звук [Т] из конца и начала слов. Уметь подбирать слова, заканчивающиеся звуком [Т] и начинающиеся со звука [Т]. Уметь делить на слоги двусложные слова из одинаковых слогов. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Тт. Уметь находить букву Т в словах. Уметь составлять и читать обратные и прямые слоги, односложные и двусложные слова с буквой Т. Знать правило: «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы». | «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр. 44 |
Повторение и закрепление пройденного №7 | Подбор слов на заданные звуки. Синтез и анализ двусложных слов. Составление и | Уметь подбирать слова, начинающиеся с заданного звука. Уметь составлять слоги из данных звуков и анализировать | «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» |
чтение слогов и слов из пройденных букв. Формирование умения различать правильно и неправильно написанные буквы. Закрепление знания правила: «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы». | слоги. Уметь читать слоги и слова из пройденных букв. Уметь проводить звуковой анализ слов из трех звуков. | Нищева Н.В. стр. 48 | |
II период (декабрь, январь, февраль) | |||
Звук и буква П №8 | Ознакомление с артикуляцией звука [П]. Формирование умения выделять конечный и начальный звук [П]. Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся звуком [П]. Формирование навыка подбора слов, начинающихся со звука [П]. Деление двусложных слов (папа) на слоги. Знакомство с буквой П. Конструирование и печатание буквы П. Чтение обратных и прямых слогов с буквой П. Чтение двусложных слов с буквой П. Узнавание буквы П в словах. | Уметь узнавать звук [П] в ряду звуков. Уметь выделять звук [П] из конца и начала слов. Уметь подбирать слова, заканчивающиеся звуком [П] и начинающиеся со звука [П]. Уметь делить на слоги двусложные слова из одинаковых слогов. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Пп. Уметь находить букву П в словах. Уметь составлять и читать обратные и прямые слоги, двусложные слова с буквой П. | «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр. 51 |
Повторение и закрепление пройденного №9 | Совершенствование навыков определение места звука в слове, подбора слов с заданным звуком, звукового и слогового анализа предложений. | Уметь определять место заданного звука в слове, подбирать слова с заданным звуком, производить слоговой и звуковой анализ слов, предложений. | «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр. 55 |
Звук и буква Н №10 | Ознакомление с артикуляцией звука [Н]. Формирование умения выделять конечный и начальный звук [Н]. Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся звуком [Н]. Формирование навыка подбора слов, начинающихся со звука [Н]. Деление двусложных слов (Нина, Ната, нота) на слоги. Буква Н. Конструирование и печатание буквы Н. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Н. Чтение двусложных слов с буквой Н. Узнавание буквы Н в словах. | Уметь узнавать звук [Н] в ряду звуков. Уметь выделять звук [Н] из конца и начала слов. Уметь подбирать слова, заканчивающиеся звуком [Н] и начинающиеся со звука [Н]. Уметь делить на слоги двусложные слова. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Нн. Уметь находить букву Н в словах. Уметь составлять и читать обратные и прямые слоги, двусложные слова с буквой Н. | «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр. 57 |
Звук и буква М №11 | Ознакомление с артикуляцией звука [М]. Формирование умения выделять конечный и начальный звук [М]. Формирование умения подбирать слова, заканчивающиеся звуком [М]. Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука [М]. Формирование умения делить двусложные слова (мама, | Уметь узнавать звук [М] в ряду звуков. Уметь выделять звук [М] из конца и начала слов. Уметь подбирать слова, заканчивающиеся звуком [М] и начинающиеся со звука [М]. Уметь делить на слоги двусложные слова. Уметь печатать заглавную и прописную | «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр. 62 |
Тома, Тима, пимы) на слоги. Совершенствование навыка звукового анализа слов (МАК). Знакомство с буквой М. Конструирование и печатание буквы М. Чтение обратных и прямых слогов с буквой М. Чтение двусложных слов с буквой М. Узнавание буквы М в словах. Формирование понятия о предложении. | буквы Мм. Уметь находить букву М в словах. Уметь составлять и читать обратные и прямые слоги, односложные и двусложные слова с буквой М. Иметь представление о том, что речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов. | ||
Повторение и закрепление пройденного №12 | Различение звуков [Н] -[М] в ряду звуков, слогов, слов. Подбор слов на заданный звук. Синтез и анализ слогов из двух звуков. Слоговой анализ двусложных слов. Составление и чтение слогов и слов из пройденных букв. Закрепление знания правила: «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы». | Различать звуки [Н] -[М] в ряду звуков, слогов, слов. Уметь подбирать слова, начинающиеся с заданного звука. Уметь составлять слоги из данных звуков и анализировать слоги. Уметь читать слоги и слова из пройденных букв. | «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр. 66 |
Звук и буква К №13 | Ознакомление с артикуляцией звука [К]. Выделение конечного и начального звука [К]. Подбор слов, заканчивающихся звуком [К]. Подбор слов, начинающихся со звука [К]. Деление двусложных слов (маки, мука, кати) на слоги. Звуковой анализ слов (КОТ, КИТ, ПАУК). Конструирование и печатание буквы К. Чтение обратных и прямых слогов с буквой К. Чтение односложных и двусложных слов с буквой К. Узнавание буквы К в словах. | Уметь узнавать звук [К] в ряду звуков. Уметь выделять звук [К] из конца и начала слов. Уметь подбирать слова, заканчивающиеся звуком [К] и начинающиеся со звука [К]. Уметь делить на слоги двусложные слова, выполнять звуковой анализ слов. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Кк. Уметь находить букву К в словах. Уметь составлять и читать обратные и прямые слоги, односложные и двусложные слова с буквой К. | «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр. 69 |
Звуки Б, БЬ и буква Б №14 | Ознакомление с артикуляцией звуков [Б] и БЬ. Формирование понятий о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков [Б] и Бь с опорой на символы звука и слова. Подбор слов, начинающихся со звуков [Б] и БЬ. Звуковой анализ слогов со звуками Б и БЬ.Буква Б. Конструирование и печатание буквы Б. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Б. Чтение односложных и двусложных слов с буквой Б. Узнавание буквы Б в словах. Выкладывание схемы предложения. | Уметь узнавать звук Б в ряду звуков, слогов, слов. Иметь понятие о твёрдости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Уметь выделять звуки Б и БЬ из начала слова. Уметь подбирать сова, начинающиеся со звуков Б , БЬ. Уметь выполнять звуковой анализ слов. Уметь находить букву Б в словах. Уметь составлять и читать обратные и прямые слоги, односложные и двусложные слова с буквой Б. | «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр. 85 |
Повторение и | Упражнения в различении звуков Б- | Уметь различать звуки Б - П в | «Обучение |
закрепление пройденного №15 | П. Узнавание буквы Б в словах. Закрепление понятий о твёрдости – мягкости и звонкости – глухости согласных звуков. Составление слов из данных слогов ( ба-нан, бан- ка). | ряду звуков, слогов, в словах и предложениях. Уметь узнавать букву Б в словах, читать слоги, слова с новой буквой. Уметь составлять слова из двух данных слогов. | грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр. 90 |
Звуки Д, ДЬ и буква Д №16 | Ознакомление с артикуляцией звуков [Д] и ДЬ. Формирование понятий о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков [Д] и ДЬ с опорой на символы звука и слова. Подбор слов, начинающихся со звуков [Д] и ДЬ. Звуковой анализ слов (ДОМ, ДЫМ). Конструирование и печатание буквы Д. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Д. Чтение односложных и двусложных слов с буквой Д. Узнавание буквы Д в словах. | Уметь узнавать звук Д в ряду звуков, слогов, слов. Иметь понятие о твёрдости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Уметь выделять звуки Ди ДЬ из начала слова. Уметь подбирать слова, начинающиеся со звуков Д , ДЬ. Уметь находить букву Д в словах. Уметь составлять и читать обратные и прямые слоги, односложные и двусложные слова с буквой Д. Уметь узнавать пройденные буквы в условиях наложения и «зашумления». | «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр. 93 |
Повторение и закрепление пройденного №17 | Упражнения в выделении начальных звуков из слов и соотнесении их с соответствующими буквами. Чтение слов и предложений с пройденными буквами. | Уметь выделять начальные звуки в словах и соотносить их с соответствующими буквами. Уметьсоставлять и читать слова с пройденными буквами. Уметь читать предложения с пройденными буквами. | «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр. 98 |
Звуки Г, ГЬ и буква Г №18 | Ознакомление с артикуляцией звуков [Г] и ГЬ. Формирование понятий о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков [Г] и ГЬ с опорой на символы звука и слова. Подбор слов, начинающихся со звуков [Г] и ГЬ. Звуковой анализ слогов со звуками Г и ГЬ. Определение места звука Г в слове. Буква Г. Конструирование и печатание буквы Г. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Г. Чтение односложных и двусложных слов с буквой Д. Узнавание буквы Г в словах. Формирование понятия о предложении. | Уметь узнавать звук Г в ряду звуков, слогов, слов. Иметь понятие о твёрдости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Уметь выделять звуки Ги ГЬ из начала слова. Уметь подбирать слова, начинающиеся со звуков Г, ГЬ. Уметь находить букву Г в словах. Уметь составлять и читать обратные и прямые слоги, односложные и двусложные слова с буквой Д. Иметь понятие о предложении. | «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр. 101 |
III период (март,апрель,май) | |||
Звуки Ф,ФЬ и буква Ф №19 | Ознакомление с артикуляцией звуков [Ф], ФЬ. Формирование понятий о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Выделение звуков [Ф] и ФЬ с из слов. Подбор слов, начинающихся со звуков [Ф] и ФЬ. Звуковой анализ слогов со звуками | Уметь выделять начальные звуки в словах и соотносить их с соответствующими буквами. Уметь узнавать звук Ф в ряду звуков, слогов, слов. Иметь понятие о твёрдости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков.. Уметь подбирать слова, | «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр. 112 |
Ф и ФЬ. Упражнение в выделении начальных звуков в словах и их соотнесении с соответствующими буквами. Буква Ф. Конструирование и печатание буквы Ф. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Ф. Чтение слов с буквой Ф. Узнавание буквы Ф в словах. Закрепление понятия о пре6дложении. | начинающиеся со звуков Ф , ФЬ. Уметь находить букву Ф в словах. Уметь печатать заглавную букву Ф. Уметь составлять и читать обратные и прямые слоги и слова с буквой Ф. Иметь понятие о предложении. | ||
Звуки В,ВЬ и буква В № 20 | Ознакомление с артикуляцией звуков [В], ВЬ. Формирование понятий о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Выделение звуков [В] и ВЬ из слов. Подбор слов, начинающихся со звуков [В] и ВЬ. Звуковой анализ слогов со звуками В и ВЬ. Упражнение в выделении начальных звуков в словах и их соотнесении с соответствующими буквами. Буква В. Конструирование и печатание буквы В. Чтение обратных и прямых слогов с буквой В. Чтение слов с буквой В. Узнавание буквы В в словах. | Уметь выделять начальные звуки из слов и соотносить их с соответствующими буквами. Уметь узнавать звук В в ряду звуков, слогов, слов. Иметь понятие о твёрдости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков.Уметь подбирать слова, начинающиеся со звуков В , ВЬ. Уметь печатать заглавную букву В. Уметь находить букву В в словах. Уметь составлять и читать обратные и прямые слоги и слова с буквой В. | «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр. 117 |
Звук Х, ХЬ и буква Х №21 | Ознакомление с артикуляцией звуков [Х], ХЬ. Закрепление понятий о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Выделение звуков [Х] и ХЬ из слов. Подбор слов, начинающихся со звуков [Х] и ХЬ. Звуковой анализ слогов со звуками Х и ХЬ. Упражнение в различении звуков Х и К в ряду звуков, слогов, слов, предложениях. Упражнение в выделении начальных звуков в словах и их соотнесении с соответствующими буквами. Буква Х. Конструирование и печатание буквы. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Х. | Уметь определять начальные звуки в словах и соотносить их с соответствующими буквами. Уметь делить данные слова на слоги. Иметь понятие о твёрдости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Уметь различать твёрдые - мягкие, глухие - звонкие.Уметь подбирать слова на заданные звуки. Уметь различать звуки Х и К в ряду звуков, в слогах, словах, предложениях. Уметь производить звуковой анализ данных слогов. Уметь печатать и конструировать букву Х. Уметь находить букву В в словах. Уметь читать слоги и слова . | «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр. 127 |
Звук Ы и буква Ы. №22 | Ознакомление с артикуляцией звука [Ы]. Упражнение в узнавании звука Ы в ряду звуков, слогов, слов. Упражнения в различении звуков Ы и И в словах. Упражнения в делении данных слов на слоги. Ознакомление с буквой Ы. Формирование навыка печатание буквы Ы, слогов и слов с ней. Совершенствование навыка звукового анализа трёхзвучных | Уметь узнавать звук Ы в ряду звуков, слогов, слови различать его со звуком И. Уметь делить данные слова на слоги. Уметь печатать и конструировать букву Ы, читать слоги, слова Уметь производить звуковой анализ трёхзвучных слов.. | «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр. 133 |
слов. | |||
Звук С , СЬ и буква С. №23 | Ознакомление с артикуляцией звуков [С], СЬ. Закрепление понятий о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Выделение звуков [С] и СЬ из слов. Подбор слов, начинающихся со звуков [С] и СЬ. Звуковой анализ слогов со звуками С и СЬ. Упражнение в определении места звука С в словах. Совершенствование навыка звукового анализа слов (СОМ, СЛОН). Буква С. Конструирование и печатание буквы.Чтение обратных и прямых слогов с буквой С. Упражнение в делении слов на слоги. | Уметь выделять начальные звуки в словах. Уметь различать мягкие и твёрдые, глухие и звонкие звуки. Уметь определять место звука С в словах. Уметь производить звуковой анализ трёхзвучныхслов. Уметь печатать букву С, читать слоги, слова, предложения. | «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр. 138 |
Звук З , ЗЬ и буква З №24 . | Ознакомление с артикуляцией звуков [З], [ЗЬ] . Закрепление понятий о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Выделение звуков [З] и ЗЬ из слов. Подбор слов, начинающихся со звуков [З] и ЗЬ. Звуковой анализ слогов со звуками З и ЗЬ. Упражнение в определении места звука З в словах.Буква З. Конструирование и печатание буквы.Чтение слогов. Слов, предложений с буквой З. | Уметь различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки. Умение выделять звуки З , ЗЬ из слов, подбирать слова на эти звуки. Определять место звуков в словах, различать звуки С и З, СЬ и ЗЬ в словах. Уметь конструировать и печатать букву З, Составлять и читать слоги, слова, предложения с ней. Уметь составлять схему предложения. | «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр. 145 |
Звук Ш и буква Ш. №25 | Ознакомление с артикуляцией звука Ш. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место звука в слове, различать его со звуком С. Совершенствование навыка звукового анализа слов (МИШКА). Ознакомление с буквой Ш. Формирование навыка чтения слогов, слов, и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. | Уметь узнавать этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место звука в слове, различать со звуком С, знать, что звук Ш – всегда твёрдый глухой согласный звук.Уметь выполнять звуковой и слоговой анализ слов. Уметь узнавать букву Ш, читать слоги, слова, слова, предложения с ней. Уметь конструировать и печать букву Ш. | «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр. 151 |
Звук Ж и буква Ж. №26 | Ознакомление с артикуляцией звука Ж. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место звука в слове, различать его со звуком С. Совершенствование навыка звуко-буквенного анализа слов (ЖУК).Ознакомление с буквой Ж. Формирование навыка чтения слогов, слов, и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую | Уметь узнавать этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место звука в слове, различать со звуком С, знать, что звук Ж – всегда твёрдый звонкий согласный звук. Уметь узнавать букву Ж, читать слоги, слова, слова, предложения с ней. Уметь конструировать и печать букву Ж. | «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр. 159 |
букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления». | |||
Звук Э и буква Э. №27 | Ознакомление с артикуляцией звука Э. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов. Упражнение в делении данных слов на слоги. Ознакомление с буквой Э. Формирование навыка чтения слогов, слов, и предложений с этой буквой. Совершенствование навыка звукового анализа трёхзвучных слов. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. | Умение узнавать звук Э из ряда звуков, слогов, слов. Уметь делить данные слов на слоги. Уметь конструировать и печатать новую букву, читать слоги, слова, предложения с ней. Уметь производить звуковой анализ трёхзвучных слов. | «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр. 170 |
Звук Ц и буква Ц. №28 | Ознакомление с артикуляцией звука Ц. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место звука в слове, различать его со звуком С и Т. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Ознакомление с буквой Ц. Формирование навыка чтения слогов, слов, и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления». | Уметь узнавать звук Ц из ряда звуков, слогов, слов, определять его место звука в слове, различать со звуком С, знать, что звук Ц – глухой и всегда твёрдый согласный звук. Уметь производить звуковой анализ слов из трёх-пяти звуков при условии, что их написание не расходиться с произношением. Уметь узнавать букву Ц, читать слоги, слова, слова, предложения с ней. Уметь конструировать и печать букву Ц, узнавать условиях наложения или «зашумления». Различать правильно и неправильно написанную букву Ц. | «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр.200 |
Звук Ч и буква Ч. №29 | Ознакомление с артикуляцией звука Ч. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место звука в слове, различать его со звуком СЬ и ТЬ. Закрепление о понятии звонкости и глухости, твёрдости и мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Ознакомление с буквой Ч. Формирование навыка чтения слогов, слов, и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления». | Уметь узнавать звук Ч из ряда звуков, слогов, слов, определять его место звука в слове, различать его со звуком СЬ и ТЬ. Знать, что звук Ч – глухой и всегда мягкий согласный звук. Уметь производить звуковой анализ слов из трёх-пяти звуков при условии, что их написание не расходиться с произношением. Уметь узнавать букву Ч, читать слоги, слова, слова, предложения с ней. Уметь конструировать и печать букву Ч, узнавать условиях наложения или «зашумления». Различать правильно и неправильно написанную букву Ч. | «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр.204 |
Звук Щ, буква | Ознакомление с артикуляцией | Уметь узнавать звук Щ из ряда | «Обучение |
Щ. №30 | звука Щ. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место звука в слове, различать его со звуком СЬ. Закрепление о понятии звонкости и глухости, твёрдости и мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Ознакомление с буквой Щ. Формирование навыка чтения слогов, слов, и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления». | звуков, слогов, слов, определять его место звука в слове, различать его со звуком СЬ и ТЬ. Знать, что звук Щ – глухой и всегда мягкий согласный звук. Уметь производить звуковой анализ слов из трёх-пяти звуков при условии, что их написание не расходиться с произношением. Уметь узнавать букву Ч, читать слоги, слова, слова, предложения с ней. Уметь конструировать и печать букву Ч, узнавать условиях наложения или «зашумления». Различать правильно и неправильно написанную букву Щ. | грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр.208 |
Звуки Л,ЛЬ и буква Л. №32 | Ознакомление с артикуляцией звуков Л, ЛЬ. Закрепление о понятии звонкости и глухости, твёрдости и мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звуко-буквенного анализа слов (ЛУНА, ЛЕС). Формирование навыка узнавания звуков Л и ЛЬ в ряду звуков, слогов, слов, в предложении. Ознакомление с буквой Л. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтение новых слов и предложения с ней. | Уметь узнавать звуки Л и ЛЬ из ряда звуков, слогов, слов, в предложениях, различать их между собой. Уметь производить звуковой и слоговой анализ слов. Уметь печать и конструировать букву Л, читать слова и предложения с ней. | «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр.215 |
Звуки Р,РЬ и буква Р №33 | Ознакомление с артикуляцией звуков Р, РЬ. Закрепление о понятии звонкости и глухости, твёрдости и мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звуко-буквенного анализа слов (РОЗА, РЫБА). Формирование навыка узнавания звуков Р и РЬ в ряду звуков, слогов, слов, в предложении. Ознакомление с буквой Р. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтение новых слов и предложения с ней. | Уметь узнавать звуки Р и РЬ из ряда звуков, слогов, слов, в предложениях, различать их между собой. Уметь производить звуковой и слоговой анализ слов. Уметь печать и конструировать букву Р, читать слова и предложения с ней. | «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр.220 |
Звуки Р-Л и буквы Р-Л №34 | Дифференциация звуков Р-Л. Совершенствование навыка звуко-буквенного анализа слов (ЛУНА, РОЗА). Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами. | Уметь различать звуки Р-Л. Уметь производить звуковой анализ, подбирать звуковые схемы к словам, производить слоговой анализ слов. Уметь печать и конструировать буквы Р, Л, читать слова и предложения | «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр.215,220 |
с этими буквами. | |||
Звуки и буквы Й, Е, Ё, Ю, Я №35 | Ознакомление с артикуляцией звуков Й, Е, Ё, Ю, Я. Совершенствование навыка звукового анализа слов (ЮЛА). Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами. Совершенствование навыков слогового анализа слов и предложений. | Уметь печать и конструировать буквы Й, Е, Ё, Ю, Я., читать слова и предложения с этими буквами. Уметь делить данные слова на слоги, анализировать предложение и составлять его схему. | «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр.175,180, 185,188,192 |
Буквы Ь,Ъ №36 | Ознакомление с буквами Ь,Ъ. Формирование понятия о том, что эта буква не обозначает звука. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтение новых слов и предложения с ней. | Знать что эта буквы Ь,Ъ не обозначают звуков. Уметь конструировать и печатать новые буквы, читать слова с ними. | «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр.230, 236 |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
по образовательной деятельности «Речевое развитие»
в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
(По «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.В. Нищевой)
Неделя | Лексическая тема | Развернутое содержание работы | Варианты итоговых мероприятий |
СЕНТЯБРЬ | |||
4 неделя | Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью | Обобщать и систематизировать представления об осени и типичных осенних изменениях в природе. Формировать умение замечать приметы осени, устанавливать причинно- следственные связи. Закреплять знания о временах года и месяцах, о безопасном поведении осенью. Формировать представления о периодах осени и характерных особенностях. | Выставка «Что нам осень подарила» Интегрированное занятие с использованием картин И.Левитана «Сумерки. Луна» и Ф.Васильева «Болото в лесу» |
ОКТЯБРЬ | |||
1 неделя | Овощи. Труд взрослых на полях и огородах. | Расширять представления об овощах, условиях их выращивания, ухода, сбора, хранения и употребления в пиццу. Закреплять знания о полезных свойствах овощей. Расширять представления детей о труде людей на полях осенью, о необходимости и важности их труда. | Сюжетно-ролевая игра «Магазин» |
2 неделя | Фрукты. Труд взрослых в садах. | Закреплять и расширять представления детей о фруктах, условиях их выращивания, ухода, сбора, хранения и употребления их в пищу. Закреплять знания о | Коллаж «Фрукты» Осенний костюмированный бал |
полезных свойствах фруктов. Расширять знания о труде взрослых в садах. | |||
3 неделя | Насекомые. Подготовка насекомых к зиме. | Обобщать и систематизировать знания о насекомых, знакомить с особенностями их жизни и подготовки к зиме. Закреплять умение различать по внешнему виду и называть правильно бабочек и жуков, сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают). Соблюдение безопасного поведения с насекомыми. | Выставка детского творчества |
4 неделя | Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету. | Систематизировать знания о перелетных и водоплавающих птицах (лебедь, утка, гусь, журавль, ласточка, стриж, кукушка, грач, скворец, кулик, иволга, дрозд), их внешнем виде, образе жизни. | Экскурсия в осенний парк. Наблюдение за птицами Викторина «Вопросы и задания» |
НОЯБРЬ | |||
1 неделя | Поздняя осень. Грибы, ягоды. | Обобщать и систематизировать представления об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных ягодах (клюква, брусника, черника, малина, ежевика, морошка) и грибах (боровик, подосиновик, подберезовик, груздь, волнушка, лисичка, мухомор, поганка), местах их произрастания. | Выставка детского творчества Интегрированное занятие с использованием картины М.Башкирцевой «Осень» |
2 неделя | Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных. | Обобщать и систематизировать знания о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (за ними ухаживает человек, они человеку приносят пользу). Закреплять правила безопасного поведения с домашними животными, воспитывать заботливое отношение к ним. | Фотовыставка «Наши питомцы» (совместное с родителями творчество) Викторина, пословицы о животных |
3 неделя | Дикие животные и | Продолжать знакомство с | Выставка рисунков «В |
их детеныши. Подготовка животных к зиме. | дикими животными. Расширять представления об особенностях приспособления к окружающей среде (условия проживания, повадки, способы добычи пищи и подготовке к зиме) | осеннем лесу» (совместное с родителями творчество) | |
4 неделя | Осенние одежда, обувь, головные уборы. | Обобщать и систематизировать представления об окружающем предметном мире, об одежде, обуви, головных уборах; материалах, из которых они сделаны; о процессе производства одежды, обуви, головных уборов | Сюжетно-ролевая игра «Ателье» Выпуск журнала мод |
ДЕКАБРЬ | |||
1 неделя | Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой. | Обобщать представления о зиме и типичных зимних явлениях (мороз, вьюга, буран, снегопад, гололед…), сезонных изменениях в природе (самые короткие дни, самые длинные ночи, холодное солнце). Расширять и систематизировать знания о зимующих птицах (их отличительные особенности, повадки, условия проживания и питания, приспособление к зимним условиям). | Коллективная творческая работа «Снегопад» Викторина «Вопросы и задания» |
2 неделя | Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель. | Обобщать представления о мебели: её назначении, материалах, из которых изготавливают мебель, видах мебели, как обращаться с мебелью. Воспитывать уважение к труду взрослых, создающих мебель. | Экскурсия в музей (совместное посещение с родителями) Викторина «Что мы знаем о мебели» |
3 неделя | Посуда, виды посуды. Материалы, из которых посуда сделана. | Обобщать знания о посуде, её деталях; видах, материалах, из которых она сделана. Познакомить с историей возникновения посуды. Знать правила хранения и пользования посудой. | Выставка посуды Коллективная аппликация «Праздничный стол» |
4 неделя | Новый год | Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями встречи Нового года в России и других странах. | Новогодний костюмированный бал |
ЯНВАРЬ | |||
2 неделя | Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия. | Обогащать представления о видах транспорта и о роли транспорта в жизни людей. Воспитывать культуру поведения транспорте. Подводить к осознанию соблюдения правил дорожного движения, знание дорожных знаков. Развивать представления о профессиях на транспорте, их особенностях, значимости для людей. Обогащать знания детей о работе ГИБДД. Воспитывать уважение к труду взрослых. | Выставка транспорта. Настольно-печатные игры «Дорожные знаки» Сюжетно-ролевая игра «На поезде», «Шоферы». |
3 неделя | Профессии взрослых. Трудовые действия. | Расширять представления о труде взрослых (шофер, водитель, летчик, машинист, капитан, врач, строитель, повар, инженер, почтальон, швея…), его необходимости и общественной значимости. Развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей, месту их работы. Продолжение знакомства с профессиями нашего города. | Фотовыставка «Профессии моих родителей» (совместное с родителями творчество) |
4 неделя | Животные Севера | Формировать у детей представление о животных Севера, закрепить знания о внешнем виде, жизни, повадках. | Создание альбома «Животные Севера» |
ФЕВРАЛЬ | |||
1 неделя | Орудия труда. Инструменты. | Закреплять и систематизировать представления об инструментах и орудиях труда (лопата, грабли, тяпка, мастерок, валик, кисть, топор, молоток, пила, стамеска, отвертка, клещи, плоскогубцы, напильник, игла, наперсток, ножницы) и | Совместное занятие с участием пап и дедушек «Делаем скворечник» |
трудовых действиях, совершаемых с их помощью. | |||
2 неделя | Животные жарких стран, повадки, детеныши. | Расширять естественнонаучные представления о животных жарких стран (слон, тигр, лев, зебра, бегемот, носорог, крокодил, обезьяна…) Воспитывать ответственное и бережное отношение к природе. | Настольно-печатные игры |
3 неделя | Комнатные растения, размножение, уход. | Обобщать и систематизировать знания о комнатных растениях (алоэ, аспарагус, гибискус амариллис, кливия, кактус, фикус, пальма, драцена, бальзамин, герань, колеус, сансевиерия) способах размножения комнатных растений, уходе за ними | Экскурсия в магазин «Цветы». |
4 неделя | Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы. | Расширять естественнонаучные представления о рыбах (кит, акула, дельфин, скат, рыба- меч, рыба-пила, скумбрия, сом, щука, окунь, плотва, судак…) Формирование экологической культуры, бережного отношения к природе. | |
МАРТ | |||
1 неделя | Ранняя весна, весенние месяцы. Первые весенние цветы. Мамин праздник. | Обобщать представления о ранней весте и типичных весенних явлениях в природе (потепление, таяние снега, ледоход, капель…) Расширять представления о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, температура воздуха повышается – знакомство с термометром) – расцветают первоцветы: подснежних, крокус, прострел, ветреница, медуница ( почему они расцветают). Закрепление гендерных представлений. Воспитание уважения к женщине – маме, женщине – бабушке. | Весенний костюмированный бал Выставка детского творчества «Букет подснежников» |
2 неделя | Наша Родина Россия | Углублять и уточнять представления о Родине – России. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. | Создание альбома «Наша Родина – Россия» (сотворчество детей и родителей |
3 неделя | Москва – столица России | Расширять представления о Москве – главном городе, столице России. (Кремль, Красная площадь, Спасска башня, Москва-река, Большой Кремлевский дворец, Царь-пушка, Царь- колокол…) | Просмотр видеофильма «Моя Москва» Выставка детского творчества |
4 неделя | Наш город | Углублять представления о родном городе | Создание альбома «Люблю по городу гулять» (сотворчество детей и родителей) |
АПРЕЛЬ | |||
1 неделя | Космос | Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов, о необходимости и важности их труда. | Коллаж «Раз планета, два – комета» |
2 неделя | Мы читаем. Знакомство с творчеством С.Маршака | Развивать интерес к художественной литературе. Знакомство с творчеством С.Я.Маршака. формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать умение выразительно декламировать стихи. («Двенадцать месяцев», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Усатый полосаты», «Мяч», «Детки в клетке», «Где обедал воробей?», «Рассказ о | Просмотр мультипликационных фильмов: «Двенадцать месяцев», «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке» Настольный театр «Кошкин дом» Викторина по произведениям С.Я.Маршака |
неизвестном герое») | |||
3 неделя | Мы читаем. Знакомство с творчеством К.И.Чуковского | Развивать интерес к художественной литературе. Знакомство с творчеством К.И.Чуковского. формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать умение выразительно декламировать стихи. («Мойдодыр», «Федорино горе», «Айболит», «Тараканище», «Муха- Цокотуха», «Бармалей») | Просмотр мультипликационных фильмов: «Мойдодыр», «Айболит»…. Драматизация фрагментов сказок К.И.Чуковского |
4 неделя | Мы читаем. Знакомство с творчеством С. Михалкова | Развивать интерес к художественной литературе. Знакомство с творчеством С. Михалкова. формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать умение выразительно декламировать стихи. («Дядя Степа», «Дядя Степа – милиционер», «Котята», «Путаница», «Песенка друзей», «Фома», «А что у вас?», «Трезор») | Просмотр мультипликационного фильма «Дядя Степа – милиционер». Выставка рисунков «Моя любимая книжка» (совместное с родителями творчество» |
МАЙ | |||
2 неделя | Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной. | Обобщать представления о весне и ее периодах, о типичных явлениях в природе ранней и поздней весной (чаще светит солнце, распускаются почки, пробуждаются лягушки, жабы, птицы вьют гнезда, появляются бабочки, муравьи…) | |
3 неделя | Мы читаем. Знакомство с творчеством А.Пушкина | Развивать интерес к художественной литературе. Знакомство с творчеством А. С. Пушкина. формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. («Сказка о | Просмотр Мультипликационных фильмов: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне». |
рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне», «Руслан и Людмила»…) | Игры –драматизации по сказкам Пушкина. Изготовление атрибутов и элементов костюмов игр-драматизаций в совместной с родителями деятельности. Выставка поделок «В мире сказок А.С.Пушкина» (Совместное с родителями творчество). | ||
4 неделя | Скоро в школу. Школьные принадлежности | Расширять и систематизировать знания о предметном мире. Обобщать представления о школе и школьных принадлежностях. Развивать интерес к школьной жизни. | Сюжетно-ролевая игра «Школа» Праздник «До свиданья, детский сад!» |