2. Методическая деятельность

Татьяна Владимировна Цыганова

Циклограмма работы учителя-логопеда

Годовой план 2023-2024 уч.г.

План по самообразованию 2023-2024 уч.год

Календарно-теиатическое планирование по обучению грамоте

Календарно-тематическое планирование по формированию ЛГК

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №29 "Светлячок"

Согласовано

Утверждаю:

Руководителем ММО 

учителей-логопедов

Заведующий МБДОУ

д/с №29 «Светлячок»

________________Ю.А.Рыбкина

__________________Г.Г.Семёнова

 

Годовой план работы

учителя-логопеда Цыгановой Т.В.

в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР с 6-7 лет

на 2023-2024 уч.год

Содержание работы

Цели

Срок проведения

Организационная , коррекционно-развивающая работа

Обследование состояния речи детей дошкольного учреждения, нуждающихся в логопедической помощи

Направление на ТПМПК

Январь

Обработка и анализ результатов обследования

Составление логопедической характеристики

Январь

Комплектование логопедической группы

Сентябрь

Обследование речи детей логопедической группы, заполнение речевых карт

Точное установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в речевом развитии

Сентябрь

Диагностика состояния речи детей

Наблюдение за динамикой развития речи детей в течение года, при необходимости – корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми

Сентябрь, январь, май

  1. Проведение фронтальных логопедических
    занятий

2.        Проведение индивидуальных (подгрупповых)
занятий

Формирование лексико – грамматических категорий, связной речи правильного произношения, подготовка к обучению грамоте

  • Знакомство со звуком

Постановка звука

Автоматизация звуков

Дифференциация звуков

Развитие звуковой культуры речи

В теч.года

 Оформление  текущей документации

Организация работы

В теч. года

Составление аналитического и статистического отчета по результатам проделанной работы

Проанализировать работу за год

май

Проведение инструктажа  по дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики

Ознакомление воспитателей с результатами логопедической диагностики

Обсуждение и утверждение плана совместной работы участников коррекционно-педагогического процесса по преодолению речевых нарушений

Дать информацию об особенностях проведения дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики

Довести до сведения воспитателей и педагогов ДОУ результаты обследования речи детей-логопатов и наметить речевой режим

Сентябрь

Консультация для воспитателей «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда»

 

Подбор игр для развития ЛГСР совместно с воспитателями логопедической группы

Уточнить и расширить знания педагогов о приемах развития речи, помочь практически освоить эти приемы, вовлечь воспитателей в решение проблемы

Октябрь

Работа с воспитателями и специалистами  МБДОУ

Консультация для воспитателей группы  3-4 лет «Сказка в развитии речи детей»

Мастер-класс для педагогов

«Использование нейропсихологических методов и приёмов в работе учителя-логопеда

Расширить знания воспитателей о важности использования сказки для развития речи детей,  профилактики речевых нарушений

Ноябрь

Семинар-практикум для воспитателей группы раннего возраста «Потешки, как средство развития речи детей»

Разработка проекта «Грамотейка» совместно с воспитателями группы

Показать, как потешка может быть использована для развития речи, рассказать о важности проведения подобных занятий для профилактики нарушений речи

Январь

Проведение совместного мероприятия «Здравствуй, буква»

Оформление минимузея «Моя любимая буква»

 Введение в практику разнообразных форм и методов работы по звуко-буквенному анализу

через различные виды игр

Март

Семинар-практикум для воспитателей лет с ОНР

«Использование нейропсихологических упражнений в развитии связной речи детей с ОНР»

 

Проведение открытого интегрированного занятия «В мире профессий»

Вовлечь воспитателей в решение проблем по развитию

связной речи детей с ОНР, практически показать нейропсихологические упражнения для развития связной речи в режимных моментах.  

Раздать памятки с упражнениями.

Сделать возможным решение  и коррекционных, и образовательно-воспитательных задач по ранней профориентации

Февраль

Январь

Консультация для музыкального руководителя «Возможности музыкальных занятий в коррекционной работе с детьми с ОНР»

Информировать о нарушениях, характерных для детей с речевой патологией. Дать рекомендации к проведению работы по преодолению данных нарушений

Декабрь

Совместный проект к Дню Победы

Приобщать детей к духовно-нравственной культуре и развивать речь

Апрель

Выступление на педсовете «Анализ коррекционной работы»

Рассказать об особенностях моторной функции у детей с нарушением речи

Обсудить эффективность коррекционной работы за год, дать отчет.

 

Май

Работа с родителями

Родительское собрание

«Организация логопедической работы»

Анкетирование

Буклет «Артикуляционная гимнастика»

Познакомить родителей с "Программой коррекционного обучения детей с ОНР"; с организацией совместной работы в течение год, обсуждение организационных моментов.

Уточнение анамнестических данных

Дать родителям информацию о целях артикуляционной гимнастики, дать рекомендации по выполнению артикуляционных упражнений дома, отметить значимость артикуляционных упражнений

Сентябрь

Консультация «Как помочь ребенку развить связную речь?»»

Стенд ««Каким бывает недоразвитие речи?»

Дать информацию о формировании у детей связного речевого высказывания

Октябрь

Консультация – практикум для родителей «В гости к правильным звукам» 
Анкетирование родителей по теме «Занимаемся дома»

Буклет для родителей «Автоматизация звуков»

Дать информацию об автоматизации поставленных звуков, привлечь внимание родителей к данной проблеме, предложить игры

Выявление с какими трудностями сталкиваются родители в процессе выполнения домашних заданий. 
Игры на автоматизацию.

Ноябрь

Совместное мероприятие для родителей и детей «Волшебные буквы»

Формирование интереса к занятиям; побуждение родителей участвовать в коррекционной работе.

Декабрь

Круглый стол

Тема: «Растим детей крепкими, здоровыми и жизнерадостными»

     Индивидуальные

            Беседы

Учить родителей в повседневной жизни создавать игровые ситуации, направленные на коррекцию речи

Выявить уровень родительских притязаний к образованию детей, заинтересованность в совместной коррекционной работе по преодолению ОНР

Январь

Родительское собрание

Консультация «Готовим руку к письму»

Семинар-практикум для родителей«Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми»

Обсудить с родителями результаты речевого развития речи детей за 1 полугодие, проанализировать трудности.

Познакомить с развивающими нейропсихологическими  играми, способствующими развитию речи, ВПФ.

Февраль

Семинар «Профилактика оптической дисграфии»  

Конкурс совместного дизайнерского творчества «Моя любимая буква»

Стенд «Портфель в школу»

Рассказать о необходимости профилактики дисграфии  у детей с общим недоразвитием речи, дать рекомендации

Привлечь внимания родителей к совместной работе по развитию речи, повысить интерес родителей к образовательной деятельности в ДОУ

Март

Лекторий для родителей «Познавательные беседы с дошкольниками»

Буклет «Родителям будущих первоклассников»

Анкетирование

Дать информацию о пользе познавательных бесед для развития речи и общего познавательного развития дошкольника

Выявить уровень удовлетворенности коррекционно-образовательным процессом, участия родителей в нем.

Май

Стенд «Как не «потерять» звуки летом?»

Открытое занятие «Праздник правильной речи

Родительское собрание

Проинформировать родителей о том, какие игры можно использовать для обучения в летний период

Показать результативность работы за учебный год; формировать осознанное отношение семьи к коррекционному обучению и воспитанию детей.

Подвести итоги коррекционной работы, дать рекомендации на летний период

Май

Еженедельное информирование родителей о коррекционной работе через родительский уголок

Привлечение родителей к еженедельным домашним занятиям  с детьми по заданию логопеда.

Посещение родителями индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятий

Проведение индивидуальных бесед и консультаций по текущим вопросам

Видеообзоры, видеопоказы

артикуляционной, дыхательной

гимнастики, пальчиковых игр,

ЛГСР, ВПФ – взаимодействие в

группе на платформе Сферум

- дать перечень игр по развитию лексико-грамматических категорий, примерный словарный запас по теме
Оказывать своему ребёнку посильную помощь в проведении упражнений, способствующих развитию речи

- привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка; закреплении ребёнком полученных знаний, речевых умений и навыков

- познакомить родителей с особенностями работы логопеда, учить родителей в повседневной жизни создавать игровые ситуации, направленные на коррекцию речи

- обучение активному и целенаправленному наблюдению за ребёнком в домашней обстановке
Информирование родителей о результатах обследования. Дать необходимые знания об особенностях развития ребёнка с ОНР, обучить некоторым коррекционным приёмам работы в семье. По запросам родителей.

В теч года

Повышение профессиональной  компетенции

Участие в конкурсах профессионального  мастерства

Повышать уровень самообразования

По плану ММО

Участие в вебинарах, прохождение КПК

Изучение методической и периодической литературы.

Повышать уровень самообразования

В теч года

Работа в ППк ДОУ

По плану

Работа над темой по самообразованию «Использование нейропсихологических методик и технологий при коррекции речевых нарушений в работе учителя-логопеда»

Повышать уровень самообразования

По плану

Работа над пополнением материально-технической базы логопедического кабинета:

-изготовление пособия

-составление картотеки

Создание развивающей предметно-пространственной среды



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №29 «Светлячок»

План по самообразованию

учителя-логопеда Цыгановой Т.В.

на 2023-2024 уч.год

Тема: «Использование нейропсихологических методик и технологий при коррекции речевых нарушений в работе учителя-логопеда»

Тема: «Использование нейропсихологических методик и технологий при коррекции речевых нарушений в работе учителя-логопеда»

Цель: повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками посредством использования приёмов, методов и технологий нейропсихологии.

Задачи:

  • повышение уровня профессиональной компетентности в организации эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми;
  • внедрение приёмов и методов нейропсихологии в коррекционно-развивающий процесс учителя-логопеда;
  • обогащение развивающей предметно-пространственной среды играми и пособиями по нейропсихологическим и телесно ориентированным техникам.

Обоснование выбранной темы:

Нейропсихология детского возраста изучает процессы формирования и развития психических функций ребёнка. Детская нейропсихология изучает развитие психики при норме и при патологии, то есть в сравнении.

По данным нейропсихологии в последнее время число детей с проблемами развития неуклонно растёт. Чаще всего причины этих проблем заключаются в возникновении повреждений центральной нервной системы, которые возникли во время перинатального периода, при патологии родов, а также во время развития патологий нервной системы в течение трех месяцев жизни ребёнка.

Современная детская нейропсихология предлагает комплекс средств, направленных на ранее определение причин аномального развития и своевременного принятия мер профилактики.

Детская нейропсихология занимается нарушением патологий психических и когнитивных процессов (речи, мышления, внимания). Часто эти нарушения провоцируют расстройства эмоциональной сферы личности ребенка. Особенно четко могут изъявляться нарушения главного мозга в сенсорной и двигательной сфере. Исследования нейропсихологов свидетельствуют о большом влиянии подкорковых структур на формирование интеллектуальной и эмоциональной сферы личности.

Подкорковые образования выделяются в первый функциональный блок главного мозга, который обеспечивает энергетический тонус психической деятельности человека. Дети, имеющие функциональную недостаточность подкорковых образований, отличаются от других детей быстрой утомляемостью, истощаемостью психических процессов, в частности когнитивных, расстройством памяти и внимания, нарушением мышечного тонуса и другими признакам.

Нейропсихологическая психокоррекция таких состояний является значительным дополнением психофармакологической терапии, работы учителей-логопедов, детских психотерапевтов и коррекционных педагогов.

К нейропсихологу и иным специалистам, занимающихся изучением детских патологий, обращаются родители детей, у которых есть проблемы поведения и трудности в процессе воспитания и обучения.

Кроме проблем с нарушением познавательных и когнитивных процессов, родители обеспокоены повышенной тревожностью и страхами детей.

Процедура психодиагностики является важнейшим и самым первым этапом в работе с ребенком, имеющим отклонения в развитии. Это очень важно, поскольку первоначально

необходимо выявить особенности психической сферы ребёнка, и только после этого разрабатывать психокоррекционные мероприятия для него.

Методы нейропсихологической психодиагностики включают изучение состояния мнестических функций, мышления, активного внимания, особенностей эмоционально- волевой сферы и других особенностей. Психокоррекционные занятия содействуют частичному или полному возобновлению повреждённых психических функций, которые необходимы для успешного обучения и полноценного развития, за счёт других сохранных функций.

Заданием нейропсихологической коррекции есть стимуляция развития и формирование скоординированной работы различных структур мозга. С помощью специальных двигательных упражнений и формирующих игр стимулируется развитие отдельных компонентов психической деятельности (контроль и регуляция психической деятельности, пространственное, зрительное и слуховое восприятие, моторные способности) и другое.

Психологом создается индивидуальная программа курса, актуальная по всем параметрам для актуального состояния ребенка. Психокоррекционные занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме.

Также важно, чтобы родители сами проводили занятия с детьми дома. Каждый родитель, занимающийся воспитанием своего ребёнка, надеется на то, что он вырастит гармоничной и полноценной личностью, поэтому также должен прикладывать свои усилия, чтобы это произошло.

Жизнь современного человека переполнена трудностями, с которыми нужно справляться, как взрослому, так и ребенку. Неуверенность в себе, страхи, обиды, неприятие окружающими, проблемы коммуникативного характера часто сопровождают современных детей. Во время занятий родители учатся развивающему общению с ребенком, что действительно необходимо, потому что детский возраст сильно связан с овладением ребенка учебным способностями и школьными знаниями.

В процессе нейропсихологического воздействия происходит коррекция психофизиологической стороны психической деятельности и развития личности ребенка. Родителями достигается понимание связи между функциональным состоянием ребенка и его поведением. Благодаря чему происходит также коррекция взаимоотношений между родителями и ребенком.

Направления самообразования:

Профессиональное:

  1. Знакомиться с современными тенденциями в нейропсихологии.
  2. Пройти курсы повышения квалификации.
  3. Посещать вебинары разного уровня, участвовать в обмене опытом.
  4. Проводить открытые занятия для различных категорий участников (коллеги, педагоги, родители (законные представители)).
  5. Проводить открытые мероприятия на муниципальном уровне.
  6. Внедрять        в        педагогический        процесс        современные        нейропсихологические технологии.
  7. Создать банк презентаций «Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция в дошкольном возрасте по методу замещающего онтогенеза».

Психолого-педагогическое:

  1. Совершенствовать свои знания в области нейропсихологии.
  2. Знакомиться с новыми нейропсихологическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через издания и Интернет - ресурсы.
  3. Изучать опыт коллег.
  4. Принимать активное участие в работе специалистов ДОУ.
  5. Разработать методические мероприятия с применением нейропсихологических технологий.

Ожидаемые результаты работы по теме самообразования:

  1. Изучена теоретическая база по заявленной теме самообразования.
  2. Подготовлен необходимый нейродиагностический инструментарий по возрастам.
  3. Разработаны и реализованы нейропсихологические занятий с детьми от 5 до 7 лет.
  4. Проведены открытые мероприятий.
  5. Проведены мастер-классы для различных категорий педагогических работников.
  6. Выпущены буклеты, памятки.
  7. Разработан и практически реализован дидактический материал.
  8. Имеются публикации на сайтах.
  9. Представлены результаты педагогической деятельности на муниципальном уровне.

Источники самообразования:

  • специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
  • интернет-ресурсы;
  • медиа - информация на различных носителях;
  • семинары – практикумы, конференции, вебинары;
  • выставки;
  • курсы повышения квалификации.

Содержание:

  1. Профессионально-педагогическая деятельность.
  2. Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.
  3. Изучение специальной литературы.
  4. Повышение квалификации, профессионального мастерства.
  5. Обобщение практического опыта педагогов НРМ ДОБУ.

План изучения темы:

Месяц

Содержание работы по теме

Список литературы для самостоятельного изучения

Практическая деятельность по результатам

изучения

Сентябрь

Изучение литературы по данному направлению. Планирование работы по самообразованию, изучение проблемы,

постановка цели, задач, предполагаемого

результата.

«Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста»: Учебное пособие /

Под. ред. Л. С. Цветковой. – М., 2001.

«Нейропсихология». Хомская Е.Д. - М., 1987г.

Выступление на

педагогическом совете

Октябрь

Ноябрь

Изучение методической литературы по теме

«Использование нейропсихологических технологий при

Гимнастика ума». Деннисон П., Деннисон Г. - М.,1993.

«Основы нейропсихологии». Лурия А. Р. - М.,1973.

«Психогимнастика» Чистякова М. И. - М.,1995.

Мастер-класс для педагогов

«Использование нейропсихологических методов и приёмов в

работе учителя-

коррекции речевых нарушений»

логопеда с детьми дошкольного

возраста»

Декабрь

Изучение литературы по данному направлению.

Актуальные проблемы нейропсихологии детского

возраста: Учебное пособие/ Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю.

Гогберашвили. – М. : 2001. – 272с.

Колганова В.С., Е.В. Пивоварова Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие

1 416с. 2020г.

Лурия А.Р., Цветкова Л.С.

Нейропсихология и проблемы

обучения в общеобразовательной школе. – М. : 1996. – 64 с.

Памятки и

рекомендации для родителей и педагогов

Январь

Изучение литературы по данному направлению.

«Нейропсихологические занятия с детьми» в 2ч. Ч1.Колганова

В.С., Пивоварова Е.В. – М.: АЙРИС- пресс, 2016.- 416с.

«Нейропсихологические занятия с детьми» в 2ч. Ч2.Колганова

В.С., Пивоварова Е.В. – М.: АЙРИС- пресс, 2016.- 416с.

«Нейропсихологическая

коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза» Учебное пособие. – М.: Генезис, 2007.- 474с.

Семинар-практикум для родителей

«Использование нейропсихологических игр и упражнений в

работе с детьми»

Февраль

Разработка памятки по данному направлению.

Ефимов И.О. Современная нейрофизиология речи и слуха.- С-П.,2009

Семенович А.В.

Нейропсихологическая

коррекция в детском возрасте.- М.,2011

Праведникова И.И.

Нейропсихология. Игры и упражнения. Практическое пособие 112с. 2019г.

Памятки для родителей

Март

Изучение литературы по данному направлению.

Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. - М., МПСИ, 2001. Ахутина Т. В., Иншакова О. Б.

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших

школьников. — М. : В. Секачев.

— 128 с. 2008

Выступление на родительском собрании

Ахутина Т. В., Пылаева Н. М.

Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. - П., 2008.

Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М. : Изд – во МГУ, 1973.

Апрель

Разработка

рекомендаций по

данному направлению.

Сиротюк А. Л.

Нейропсихологическое и психофизиологическое

сопровождение обучения. – М. : ТЦ Сфера, 2003.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб. ,1996.

Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного

взаимодействия у детей и

подростков: Учебное пособие. М.

,1999.

Ястребова А. В., Лазаренко О. И.

Хочу в школу! Система

упражнений, формирующих

речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. М.

:АРКТИ,1999.

Рекомендации для родителей

Май

Подборка материалов к бубличной презентации, публикации и в сети интернет.

«Нейропсихологические и психофизиологическое сопровождение обучения». Сиротюк А. Л. – М., 2003.

«Упражнения для

психомоторного развития

дошкольников»: Практическое пособие. Сиротюк А. Л. – М.: Аркти, 2008. -60с.

Колганова В.С., Е.В. Пивоварова Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие

2 144с. 2020г.

Выступление на

общем родительском собрании, выставка методической

литературы и игр



Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование по обучению грамоте

в группе компенсирующей направленности

( I год обучения)

Комплексно-тематическое планирование по обучению грамоте в подготовительной группе. План составлен на основе парциальной программы Н.В.Нищевой "Обучение грамоте детей дошкольного возраста".

Тема,

№ ООД

Содержание работы

Планируемые результаты

Источник

                                       (Добукварный период)

Развитие

навыков

общения.

Речевые и

неречевые

звуки

Развивать понимание речи, умение

вслушиваться в обращенную речь

логопеда; выделять названия

предметов, действий, признаков,

понимать обобщающее значение

слов.

Познакомить детей с понятием звук.

Учить различать неречевые и

речевые звуки.

Развивать слуховое внимание и

восприятие, память, мышление.

Формировать сенсомоторные

навыки.

Уметь вести   диалог   и   связно

излагать мысли.

Уметь различать речевые звуки

от неречевых.

Формировать понятие

«звук»,

«гласный звук»

Понятие слово и предложение

Продолжать закреплять понятие звук. Познакомить с понятиями

гласный, согласный звук. Развивать речевой слух.

Развивать слуховое внимание, речевой слух.

Познакомить детей с понятиями предложение, слово.

Закрепить понятие звук.

Уметь        различать        слово        от предложения.

I        период        работы        (октябрь,

ноябрь)

Звук и буква А

№ 1

Ознакомление с артикуляцией звука [А]. Формирование умения узнавать звук [А] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [А] в словах. Знакомство с буквой А. Конструирование и печатание буквы А. Формирование умения

узнавать букву А в словах.

Уметь выделять звук [А] из ряда

гласных        звуков,        начальный

ударный из слов. Уметь печатать заглавную букву Аа. Уметь находить букву А в словах.

«Обучение

грамоте детей

дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр.26

Звук и буква   У

№ 2

Ознакомление с артикуляцией звука

[У]. Формирование умения узнавать звук        [У] в ряду гласных звуков,

ударный        начальный        звук        [У]        в

Уметь выделять звук [У] из ряда

гласных звуков, начальный ударный из слов. Уметь печатать заглавную буквуУу. Уметь

«Обучение  грамоте детей дошкольного возраста»

словах. Знакомство с буквой У. Конструирование и печатание буквы У. Формирование умения узнавать букву У в словах. Составление и чтение слияний: АУ,

УА.

находить букву У в словах. Уметь составлять и читать слияния: АУ, УА.

Нищева Н.В. стр. 30

Повторение и закрепление пройденного

№3

Формирование умения различать звуки [А], [У] в ряду звуков, слияний гласных, в начале слов. Закрепление знания букв А, У. Печатание и чтение слияний АУ, УА. Закрепления навыка узнавания

букв А, У в словах.

Уметь различать звуки [А], [У] в ряду звуков, слияний гласных, в начале слов. Уметь подбирать слова, начинающиеся со звуков [А], [У]. Уметь печатать и читать слияния АУ, УА.

«Обучение грамоте        детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр. 34

Звук и буква О

№4

Ознакомление с артикуляцией звука [О]. Формирование умения узнавать звук [О] в ряду гласных звуков., ударный начальный звук [О] в словах. Знакомство с буквой О. Конструирование и печатание буквы О. Формирование умения узнавать букву О в словах. Составление и чтение слияний: АО,

ОА, УО, ОУ.

Уметь выделять звук [О] из ряда гласных звуков, начальный ударный из слов. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Оо. Уметь находить букву О в словах. Уметь составлять и читать слияния: АО, ОА,

УО, ОУ.

«Обучение грамоте        детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр. 36

Звук и буква И

№5

Ознакомление с артикуляцией звука [И]. Формирование умения узнавать звук [И] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [И] в словах. Знакомство с буквой И. Конструирование и печатание буквы И. Формирование умения узнавать букву И в словах. Составление и чтение слияний: ИА,

АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ.

Уметь выделять звук [И] из ряда гласных звуков, начальный ударный из слов. Уметь подбирать слова на заданный гласный звук. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Ии. Уметь находить букву И в словах. Уметь составлять и читать слияния: ИА, АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ.

«Обучение грамоте        детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр. 40

Звук и буква Т

№6

Ознакомление с артикуляцией звука

[Т].        Формирование        навыка

выделения конечного и начального звука [Т] из слов. Формирование умения        подбирать        слова,

заканчивающиеся       звуком       [Т].

Формирование        умения        подбирать

слова, начинающиеся со звука [Т]. Формирование умения делить двусложные слов (ТАТА, ТОТО) на

слоги.   Знакомство   с   буквой   Т.

Конструирование        и        печатание

буквы Т. Чтение обратных и прямых

слогов        с        буквой        Т.        Чтение

двусложных        слов        с        буквой        Т.

Узнавание        буквы        Т        в        словах.

Ознакомление с правилом: «Имена

людей и клички животных пишутся

с большой буквы».

Уметь узнавать звук [Т] в ряду звуков. Уметь выделять звук [Т] из конца и начала слов. Уметь подбирать        слова,

заканчивающиеся звуком [Т] и начинающиеся со звука [Т]. Уметь делить на слоги двусложные слова из одинаковых слогов. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Тт. Уметь находить букву Т в словах. Уметь составлять и читать обратные и прямые слоги, односложные и двусложные слова с буквой Т.

Знать правило: «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы».

«Обучение

грамоте        детей

дошкольного

возраста» Нищева Н.В. стр. 44

Повторение и

закрепление пройденного

№7

Подбор слов на заданные звуки.

Синтез и анализ двусложных слов. Составление и

Уметь        подбирать        слова,

начинающиеся с заданного звука. Уметь составлять слоги из данных звуков и анализировать

«Обучение

грамоте        детей дошкольного возраста»

чтение слогов и слов из пройденных букв.

Формирование умения различать правильно        и        неправильно написанные буквы.

Закрепление      знания       правила:

«Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы».

слоги. Уметь читать слоги и слова из пройденных букв. Уметь проводить звуковой анализ слов из трех звуков.

Нищева Н.В. стр. 48

II период (декабрь, январь, февраль)

Звук и буква П

№8

Ознакомление        с        артикуляцией

звука [П]. Формирование умения

выделять конечный и начальный звук [П]. Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся звуком [П]. Формирование навыка подбора   слов,   начинающихся   со

звука     [П]. Деление двусложных

слов (папа) на слоги. Знакомство с

буквой        П.        Конструирование        и

печатание        буквы        П.        Чтение

обратных и прямых слогов с буквой

П.        Чтение        двусложных        слов        с

буквой П. Узнавание буквы П в

словах.

Уметь узнавать звук [П] в ряду звуков. Уметь выделять звук [П] из конца и начала слов. Уметь подбирать        слова,

заканчивающиеся звуком [П] и начинающиеся со звука [П]. Уметь делить на слоги двусложные слова из одинаковых слогов. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Пп. Уметь находить букву П в словах. Уметь составлять и читать обратные и прямые слоги, двусложные слова с буквой П.

«Обучение

грамоте        детей

дошкольного

возраста» Нищева Н.В. стр. 51

Повторение и закрепление пройденного

№9

Совершенствование навыков определение места звука в слове, подбора слов с заданным звуком, звукового и слогового анализа предложений.

Уметь определять место заданного звука в слове, подбирать слова с заданным звуком, производить слоговой и звуковой        анализ        слов,

предложений.

«Обучение грамоте        детей дошкольного возраста» Нищева Н.В.

стр. 55

Звук и буква Н

№10

Ознакомление        с        артикуляцией

звука [Н]. Формирование умения

выделять конечный и начальный звук [Н]. Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся звуком [Н]. Формирование навыка подбора слов, начинающихся со звука     [Н]. Деление двусложных

слов (Нина, Ната, нота) на слоги.

Буква        Н.        Конструирование        и

печатание        буквы        Н.        Чтение

обратных и прямых слогов с буквой

Н.        Чтение        двусложных        слов        с

буквой Н. Узнавание буквы Н в

словах.

Уметь узнавать звук [Н] в ряду звуков. Уметь выделять звук [Н] из конца и начала слов. Уметь подбирать        слова,

заканчивающиеся звуком [Н] и начинающиеся со звука [Н]. Уметь делить на слоги двусложные слова. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Нн. Уметь находить букву Н в словах. Уметь составлять и читать обратные и прямые слоги, двусложные слова с буквой Н.

«Обучение

грамоте        детей

дошкольного

возраста» Нищева Н.В. стр. 57

Звук и буква М

№11

Ознакомление с артикуляцией

звука [М]. Формирование умения

выделять конечный и начальный

звук [М]. Формирование умения

подбирать слова, заканчивающиеся

звуком [М]. Формирование умения

подбирать слова, начинающиеся со

звука [М]. Формирование умения

делить двусложные слова (мама,

Уметь узнавать звук [М] в ряду звуков. Уметь выделять звук [М] из конца и начала слов. Уметь подбирать        слова,

заканчивающиеся звуком [М] и начинающиеся со звука [М]. Уметь делить на слоги двусложные слова. Уметь печатать заглавную и прописную

«Обучение грамоте        детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр. 62

Тома, Тима, пимы) на слоги. Совершенствование навыка звукового анализа слов (МАК). Знакомство с буквой М. Конструирование и печатание буквы М. Чтение обратных и прямых слогов с буквой М. Чтение двусложных слов с буквой М. Узнавание буквы М в словах.

Формирование понятия о предложении.

буквы Мм. Уметь находить букву М в словах. Уметь составлять и читать обратные и прямые слоги, односложные и двусложные слова с буквой М. Иметь представление о том, что речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов.

Повторение и

закрепление

пройденного

№12

Различение звуков [Н] -[М]  в ряду

звуков, слогов, слов. Подбор слов на

заданный звук. Синтез и анализ слогов из двух звуков. Слоговой анализ        двусложных        слов.

Составление и чтение слогов и слов

из пройденных букв.

Закрепление        знания        правила:

«Имена людей и клички животных

пишутся с большой буквы».

Различать звуки [Н] -[М] в ряду звуков, слогов, слов. Уметь подбирать слова, начинающиеся с заданного звука. Уметь составлять слоги из данных звуков и анализировать слоги. Уметь читать слоги и слова из пройденных букв.

«Обучение

грамоте        детей

дошкольного

возраста» Нищева Н.В. стр. 66

Звук и буква К

№13

Ознакомление        с        артикуляцией

звука [К]. Выделение конечного и

начального звука [К]. Подбор слов, заканчивающихся звуком [К]. Подбор слов, начинающихся со звука [К]. Деление двусложных слов (маки, мука, кати) на слоги. Звуковой анализ слов (КОТ, КИТ,

ПАУК). Конструирование        и

печатание        буквы        К.        Чтение

обратных и прямых слогов с буквой

К.        Чтение        односложных        и

двусложных        слов        с        буквой        К.

Узнавание буквы К в словах.

Уметь узнавать звук [К] в ряду звуков. Уметь выделять звук [К] из конца и начала слов. Уметь подбирать        слова,

заканчивающиеся звуком [К] и начинающиеся со звука [К]. Уметь делить на слоги двусложные слова, выполнять звуковой анализ слов. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Кк. Уметь находить букву К в словах. Уметь составлять и читать обратные и прямые слоги, односложные и двусложные слова с буквой К.

«Обучение

грамоте        детей

дошкольного

возраста» Нищева Н.В. стр. 69

Звуки Б, БЬ и буква Б

№14

Ознакомление с артикуляцией

звуков [Б] и БЬ. Формирование понятий о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Выделение начальных

звуков [Б] и Бь с опорой на

символы звука и слова. Подбор

слов, начинающихся со звуков [Б] и

БЬ. Звуковой анализ слогов со

звуками Б и БЬ.Буква Б.

Конструирование и печатание

буквы Б. Чтение обратных и прямых

слогов с буквой Б. Чтение

односложных и двусложных слов с

буквой Б. Узнавание буквы Б в

словах. Выкладывание схемы

предложения.

Уметь узнавать звук Б в ряду

звуков, слогов, слов. Иметь понятие о твёрдости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Уметь выделять звуки Б и

БЬ из начала слова. Уметь

подбирать сова, начинающиеся

со звуков Б , БЬ. Уметь

выполнять звуковой анализ слов.

Уметь находить букву Б в

словах. Уметь составлять и

читать обратные и прямые слоги,

односложные и двусложные

слова с буквой Б.

«Обучение

грамоте        детей дошкольного возраста» Нищева Н.В. стр. 85

Повторение и

Упражнения в различении звуков Б-

Уметь различать звуки Б - П в

«Обучение

закрепление пройденного

№15

П. Узнавание буквы Б в словах. Закрепление понятий о твёрдости – мягкости и звонкости – глухости согласных звуков. Составление слов из данных слогов ( ба-нан, бан- ка).

ряду звуков, слогов, в словах и предложениях. Уметь узнавать букву Б в словах, читать слоги, слова с новой буквой. Уметь составлять слова из двух данных слогов.

грамоте        детей дошкольного возраста» Нищева                Н.В. стр. 90

Звуки Д, ДЬ и буква Д

№16

Ознакомление с артикуляцией

звуков [Д] и ДЬ. Формирование понятий о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Выделение начальных

звуков [Д] и ДЬ с опорой на

символы звука и слова. Подбор

слов, начинающихся со звуков [Д] и

ДЬ. Звуковой анализ слов (ДОМ,

ДЫМ). Конструирование и

печатание буквы Д. Чтение

обратных и прямых слогов с буквой

Д. Чтение односложных и

двусложных слов с буквой Д.

Узнавание буквы Д в словах.

Уметь узнавать звук Д в ряду

звуков, слогов, слов. Иметь понятие о твёрдости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Уметь выделять звуки Ди

ДЬ из начала слова. Уметь

подбирать слова, начинающиеся

со звуков Д , ДЬ. Уметь находить

букву Д в словах. Уметь

составлять и читать обратные и

прямые слоги, односложные и

двусложные слова с буквой Д.

Уметь узнавать пройденные

буквы в условиях наложения и

«зашумления».

«Обучение

грамоте        детей дошкольного возраста» Нищева                Н.В. стр. 93

Повторение и закрепление пройденного

№17

Упражнения в выделении

начальных звуков из слов и соотнесении их с

соответствующими буквами. Чтение

слов и предложений с пройденными

буквами.

Уметь выделять начальные звуки

в словах и соотносить их с соответствующими буквами.

Уметьсоставлять и читать слова с

пройденными буквами. Уметь

читать предложения с

пройденными буквами.

«Обучение грамоте        детей дошкольного возраста» Нищева                Н.В. стр. 98

Звуки Г, ГЬ и буква Г

№18

Ознакомление с артикуляцией

звуков [Г] и ГЬ. Формирование понятий о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Выделение начальных

звуков [Г] и ГЬ с опорой на

символы звука и слова. Подбор

слов, начинающихся со звуков [Г] и

ГЬ. Звуковой анализ слогов со

звуками Г и ГЬ. Определение места

звука Г в слове. Буква Г.

Конструирование и печатание

буквы Г. Чтение обратных и прямых

слогов с буквой Г. Чтение

односложных и двусложных слов с

буквой Д. Узнавание буквы Г в

словах. Формирование понятия о

предложении.

Уметь узнавать звук Г в ряду

звуков, слогов, слов. Иметь понятие о твёрдости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Уметь выделять звуки Ги

ГЬ из начала слова. Уметь

подбирать слова, начинающиеся

со звуков Г, ГЬ. Уметь находить

букву Г в словах. Уметь

составлять и читать обратные и

прямые слоги, односложные и

двусложные слова с буквой Д.

Иметь понятие о предложении.

«Обучение

грамоте        детей дошкольного возраста» Нищева                Н.В. стр. 101

III период (март,апрель,май)

Звуки Ф,ФЬ и буква Ф

№19

Ознакомление с артикуляцией

звуков [Ф], ФЬ. Формирование

понятий о твёрдости – мягкости,

глухости – звонкости согласных

звуков. Выделение звуков [Ф] и

ФЬ с из слов. Подбор слов,

начинающихся со звуков [Ф] и ФЬ.

Звуковой анализ слогов со звуками

Уметь выделять начальные звуки

в словах и соотносить их с

соответствующими буквами.

Уметь узнавать звук Ф в ряду

звуков, слогов, слов. Иметь

понятие о твёрдости и мягкости,

глухости и звонкости согласных

звуков.. Уметь подбирать слова,

«Обучение грамоте        детей дошкольного возраста» Нищева                Н.В. стр. 112

Ф и ФЬ. Упражнение в выделении начальных звуков в словах и их соотнесении с соответствующими буквами. Буква Ф. Конструирование и печатание буквы Ф. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Ф. Чтение слов с буквой Ф. Узнавание буквы Ф в словах.

Закрепление понятия о

пре6дложении.

начинающиеся со звуков Ф , ФЬ. Уметь находить букву Ф в словах. Уметь печатать заглавную букву Ф. Уметь составлять и читать обратные и прямые слоги и слова с буквой Ф. Иметь понятие о предложении.

Звуки В,ВЬ и буква В

№ 20

Ознакомление с артикуляцией

звуков [В], ВЬ. Формирование понятий о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Выделение звуков [В] и ВЬ из слов. Подбор слов,

начинающихся со звуков [В] и ВЬ.

Звуковой анализ слогов со звуками

В и ВЬ. Упражнение в выделении

начальных звуков в словах и их

соотнесении с соответствующими

буквами. Буква В. Конструирование

и печатание буквы В. Чтение

обратных и прямых слогов с буквой

В. Чтение слов с буквой В.

Узнавание буквы В в словах.

Уметь выделять начальные звуки

из слов и соотносить их с соответствующими буквами. Уметь узнавать звук В в ряду звуков, слогов, слов. Иметь понятие о твёрдости и мягкости,

глухости и звонкости согласных

звуков.Уметь подбирать слова,

начинающиеся со звуков В , ВЬ.

Уметь печатать заглавную букву

В. Уметь находить букву В в

словах. Уметь составлять и

читать обратные и прямые слоги

и слова с буквой В.

«Обучение

грамоте        детей дошкольного возраста» Нищева                Н.В. стр. 117

Звук Х, ХЬ и  буква Х

№21

Ознакомление с артикуляцией

звуков [Х], ХЬ. Закрепление понятий о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Выделение звуков [Х] и ХЬ

из слов. Подбор слов,

начинающихся со звуков [Х] и ХЬ.

Звуковой анализ слогов со звуками

Х и ХЬ. Упражнение в различении

звуков Х и К в ряду звуков, слогов,

слов, предложениях. Упражнение в

выделении начальных звуков в

словах и их соотнесении с

соответствующими буквами. Буква

Х. Конструирование и печатание

буквы. Чтение обратных и прямых

слогов с буквой Х.

Уметь определять начальные

звуки в словах и соотносить их с соответствующими буквами.

Уметь делить данные слова на слоги. Иметь понятие о

твёрдости и мягкости, глухости и

звонкости согласных звуков.

Уметь различать твёрдые -

мягкие, глухие - звонкие.Уметь

подбирать слова на заданные

звуки. Уметь различать звуки Х и

К в ряду звуков, в слогах,

словах, предложениях. Уметь

производить звуковой анализ

данных слогов. Уметь печатать и

конструировать букву Х. Уметь

находить букву В в словах.

Уметь читать слоги и слова .

«Обучение

грамоте        детей дошкольного возраста» Нищева                Н.В. стр. 127

Звук Ы и        буква Ы.

№22

Ознакомление с артикуляцией звука

[Ы]. Упражнение в узнавании звука Ы в ряду звуков, слогов, слов.

Упражнения в различении звуков Ы

и И в словах. Упражнения в делении данных слов на слоги.

Ознакомление с буквой Ы.

Формирование навыка печатание

буквы Ы, слогов и слов с ней.

Совершенствование навыка

звукового анализа трёхзвучных

Уметь узнавать звук Ы в ряду

звуков, слогов, слови различать его со звуком И. Уметь делить данные слова на слоги. Уметь печатать и конструировать букву Ы, читать слоги, слова Уметь

производить звуковой анализ

трёхзвучных слов..

«Обучение

грамоте        детей дошкольного возраста» Нищева                Н.В. стр. 133

слов.

Звук С , СЬ и буква С.

№23

Ознакомление с артикуляцией

звуков [С], СЬ. Закрепление понятий о твёрдости – мягкости,

глухости – звонкости согласных

звуков. Выделение звуков [С] и СЬ

из слов. Подбор слов,

начинающихся со звуков [С] и СЬ.

Звуковой анализ слогов со звуками

С и СЬ. Упражнение в определении

места звука С в словах.

Совершенствование навыка

звукового анализа слов (СОМ,

СЛОН). Буква С. Конструирование

и печатание буквы.Чтение обратных

и прямых слогов с буквой С.

Упражнение в делении слов на

слоги.

Уметь выделять начальные звуки в словах. Уметь различать мягкие и твёрдые, глухие и звонкие звуки. Уметь определять место звука С в словах. Уметь производить звуковой анализ трёхзвучныхслов. Уметь печатать букву С, читать слоги, слова, предложения.

«Обучение грамоте        детей дошкольного возраста» Нищева                Н.В. стр. 138

Звук З , ЗЬ и буква З

№24

.

Ознакомление с артикуляцией

звуков [З], [ЗЬ] . Закрепление понятий о твёрдости – мягкости,

глухости – звонкости согласных

звуков. Выделение звуков [З] и ЗЬ

из слов. Подбор слов,

начинающихся со звуков [З] и ЗЬ.

Звуковой анализ слогов со звуками

З и ЗЬ. Упражнение в определении

места звука З в словах.Буква З.

Конструирование и печатание

буквы.Чтение слогов. Слов,

предложений с буквой З.

Уметь различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки. Умение выделять звуки З , ЗЬ из слов, подбирать слова на эти звуки. Определять место звуков в словах, различать звуки С и З, СЬ и ЗЬ в словах. Уметь конструировать и печатать букву З, Составлять и читать слоги, слова, предложения с ней. Уметь составлять схему предложения.

«Обучение грамоте        детей дошкольного возраста» Нищева                Н.В. стр. 145

Звук Ш и буква Ш.

№25

Ознакомление с артикуляцией

звука Ш. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков,

слогов, слов, определять его место

звука в слове, различать его со

звуком С. Совершенствование

навыка звукового анализа слов

(МИШКА). Ознакомление с буквой

Ш. Формирование навыка чтения

слогов, слов, и предложений с этой

буквой. Формирование умения

конструировать и печатать новую

букву.

Уметь узнавать этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место звука в слове, различать со звуком С, знать, что звук Ш – всегда твёрдый глухой согласный звук.Уметь выполнять звуковой и слоговой анализ слов.

Уметь узнавать букву Ш, читать слоги, слова, слова, предложения с ней. Уметь конструировать и печать букву Ш.

«Обучение грамоте        детей дошкольного возраста» Нищева                Н.В. стр. 151

Звук Ж и буква

Ж.

№26

Ознакомление с артикуляцией

звука Ж. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков,

слогов, слов, определять его место

звука в слове, различать его со

звуком С. Совершенствование

навыка звуко-буквенного анализа слов (ЖУК).Ознакомление с буквой Ж.

Формирование навыка чтения

слогов, слов, и предложений с этой

буквой. Формирование умения

конструировать и печатать новую

Уметь узнавать этот звук из ряда

звуков, слогов, слов, определять его место звука в слове,

различать со звуком С, знать, что

звук Ж – всегда твёрдый звонкий

согласный звук. Уметь узнавать

букву Ж, читать слоги, слова,

слова, предложения с ней. Уметь

конструировать и печать букву

Ж.

«Обучение

грамоте        детей дошкольного возраста» Нищева                Н.В. стр. 159

букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или

«зашумления».

Звук Э и буква Э.

№27

Ознакомление с артикуляцией

звука Э. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов. Упражнение в делении данных слов на слоги.

Ознакомление с буквой Э.

Формирование навыка чтения

слогов, слов, и предложений с этой

буквой. Совершенствование навыка

звукового анализа трёхзвучных

слов. Формирование умения

конструировать и печатать новую

букву.

Умение узнавать звук Э из

ряда звуков, слогов, слов. Уметь делить данные слов на слоги.

Уметь конструировать и печатать новую букву, читать слоги,

слова, предложения с ней.

Уметь производить звуковой

анализ трёхзвучных слов.

«Обучение

грамоте        детей дошкольного возраста» Нищева                Н.В. стр. 170

Звук Ц и буква

Ц.

№28

Ознакомление с артикуляцией

звука Ц. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место звука в слове, различать его со звуком С и Т. Совершенствование

навыка звукового анализа слов.

Ознакомление с буквой Ц.

Формирование навыка чтения

слогов, слов, и предложений с этой

буквой. Формирование умения

конструировать и печатать новую

букву. Совершенствование навыка

узнавания пройденных букв в

условиях наложения или

«зашумления».

Уметь узнавать звук Ц из ряда

звуков, слогов, слов, определять его место звука в слове, различать со звуком С, знать, что звук Ц – глухой и всегда твёрдый согласный звук. Уметь

производить звуковой анализ

слов из трёх-пяти звуков при

условии, что их написание не

расходиться с произношением.

Уметь узнавать букву Ц, читать

слоги, слова, слова, предложения

с ней. Уметь конструировать и

печать букву Ц, узнавать

условиях наложения или

«зашумления». Различать

правильно и неправильно

написанную букву Ц.

«Обучение

грамоте        детей дошкольного возраста» Нищева                Н.В. стр.200

Звук Ч и буква

Ч.

№29

Ознакомление с артикуляцией

звука Ч. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место звука в слове, различать его со звуком СЬ и ТЬ. Закрепление о

понятии звонкости и глухости,

твёрдости и мягкости согласных

звуков. Совершенствование навыка

звукового анализа слов.

Ознакомление с буквой Ч.

Формирование навыка чтения

слогов, слов, и предложений с этой

буквой. Формирование умения

конструировать и печатать новую

букву. Совершенствование навыка

узнавания пройденных букв в

условиях наложения или

«зашумления».

Уметь узнавать звук Ч из ряда

звуков, слогов, слов, определять его место звука в слове, различать его со звуком СЬ и ТЬ. Знать, что звук Ч – глухой и всегда мягкий согласный звук.

Уметь производить звуковой

анализ слов из трёх-пяти звуков

при условии, что их написание не

расходиться с произношением.

Уметь узнавать букву Ч, читать

слоги, слова, слова, предложения

с ней. Уметь конструировать и

печать букву Ч, узнавать

условиях наложения или

«зашумления». Различать

правильно и неправильно

написанную букву Ч.

«Обучение

грамоте        детей дошкольного возраста» Нищева                Н.В. стр.204

Звук Щ, буква

Ознакомление с артикуляцией

Уметь узнавать звук Щ из ряда

«Обучение

Щ.

№30

звука Щ. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место звука в слове, различать его со звуком СЬ. Закрепление о понятии звонкости и глухости, твёрдости и мягкости согласных звуков.

Совершенствование навыка звукового анализа слов.

Ознакомление с буквой Щ. Формирование навыка чтения слогов, слов, и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или

«зашумления».

звуков, слогов, слов, определять его место звука в слове, различать его со звуком СЬ и ТЬ. Знать, что звук Щ – глухой и всегда мягкий согласный звук.

Уметь производить звуковой анализ слов из трёх-пяти звуков при условии, что их написание не расходиться с произношением.

Уметь узнавать букву Ч, читать слоги, слова, слова, предложения с ней. Уметь конструировать и печать букву Ч, узнавать условиях наложения или

«зашумления». Различать правильно и неправильно написанную букву Щ.

грамоте        детей дошкольного возраста» Нищева                Н.В. стр.208

Звуки Л,ЛЬ и

буква Л.

№32

Ознакомление с артикуляцией

звуков Л, ЛЬ. Закрепление о понятии звонкости и глухости, твёрдости и мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звуко-буквенного анализа слов (ЛУНА, ЛЕС).

Формирование навыка узнавания

звуков Л и ЛЬ в ряду звуков, слогов,

слов, в предложении. Ознакомление

с буквой Л. Формирование навыков

конструирования и печатания

новой буквы, чтение новых слов и

предложения с ней.

Уметь узнавать звуки Л и ЛЬ из

ряда звуков, слогов, слов, в предложениях, различать их между собой. Уметь производить звуковой и слоговой анализ слов. Уметь печать и конструировать

букву Л, читать слова и

предложения с ней.

«Обучение

грамоте        детей дошкольного возраста» Нищева                Н.В. стр.215

Звуки Р,РЬ и буква Р

№33

Ознакомление с артикуляцией звуков Р, РЬ. Закрепление о понятии звонкости и глухости, твёрдости и мягкости согласных звуков.

Совершенствование навыка звуко-буквенного анализа слов (РОЗА, РЫБА).

Формирование навыка узнавания звуков Р и РЬ в ряду звуков, слогов, слов, в предложении. Ознакомление с буквой Р. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтение новых слов и предложения с ней.

Уметь узнавать звуки Р и РЬ из ряда звуков, слогов, слов, в предложениях, различать их между собой. Уметь производить звуковой и слоговой анализ слов. Уметь печать и конструировать букву Р, читать слова и предложения с ней.

«Обучение грамоте        детей дошкольного возраста» Нищева                Н.В. стр.220

Звуки Р-Л и буквы Р-Л

№34

Дифференциация звуков Р-Л. Совершенствование навыка звуко-буквенного анализа слов (ЛУНА, РОЗА). Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами.

Уметь различать звуки Р-Л. Уметь производить звуковой анализ, подбирать звуковые схемы к словам, производить слоговой анализ слов. Уметь печать и конструировать буквы Р, Л, читать слова и предложения

«Обучение грамоте        детей дошкольного возраста» Нищева                Н.В. стр.215,220

с этими буквами.

Звуки и буквы Й, Е, Ё, Ю, Я

№35

Ознакомление с артикуляцией звуков Й, Е, Ё, Ю, Я. Совершенствование навыка звукового анализа слов (ЮЛА). Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами. Совершенствование навыков слогового анализа слов и предложений.

Уметь печать и конструировать буквы Й, Е, Ё, Ю, Я., читать слова и предложения с этими буквами. Уметь делить данные слова на слоги, анализировать предложение и составлять его схему.

«Обучение грамоте        детей дошкольного возраста» Нищева                Н.В. стр.175,180, 185,188,192

Буквы Ь,Ъ

№36

Ознакомление с буквами Ь,Ъ. Формирование понятия о том, что эта буква не обозначает звука.

Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтение новых слов и предложения с ней.

Знать что эта буквы Ь,Ъ не обозначают звуков. Уметь конструировать и печатать новые буквы, читать слова с ними.

«Обучение грамоте        детей дошкольного возраста» Нищева                Н.В. стр.230, 236



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

по образовательной деятельности «Речевое развитие»

в  группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

(По «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.В. Нищевой)

Неделя

Лексическая тема

Развернутое содержание

работы

Варианты итоговых

мероприятий

СЕНТЯБРЬ

4 неделя

Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью

Обобщать        и

систематизировать

представления об осени и типичных                        осенних изменениях в природе. Формировать                                умение замечать приметы осени, устанавливать причинно- следственные                                        связи. Закреплять знания о временах года и месяцах, о безопасном                поведении осенью.        Формировать представления о периодах осени   и   характерных

особенностях.

Выставка «Что нам осень подарила» Интегрированное занятие с использованием картин И.Левитана                «Сумерки. Луна»        и        Ф.Васильева

«Болото в лесу»

ОКТЯБРЬ

1 неделя

Овощи. Труд взрослых на полях

и огородах.

Расширять представления об овощах, условиях их выращивания, ухода, сбора, хранения и употребления в пиццу. Закреплять знания о полезных свойствах овощей. Расширять представления детей о труде людей на полях        осенью,        о необходимости  и важности

их труда.

Сюжетно-ролевая игра

«Магазин»

2 неделя

Фрукты. Труд взрослых в садах.

Закреплять и расширять представления детей о фруктах, условиях их выращивания, ухода, сбора, хранения и употребления их

в пищу. Закреплять знания о

Коллаж «Фрукты»

Осенний

костюмированный бал

полезных        свойствах

фруктов. Расширять знания о труде взрослых в садах.

3 неделя

Насекомые.

Подготовка

насекомых к зиме.

Обобщать        и

систематизировать знания о насекомых, знакомить с особенностями их жизни и подготовки к зиме. Закреплять умение различать по внешнему виду и называть правильно бабочек и жуков, сравнивать насекомых по способу передвижения        (летают,

прыгают,        ползают). Соблюдение безопасного поведения с насекомыми.

Выставка детского творчества

4 неделя

Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету.

Систематизировать знания о перелетных        и

водоплавающих        птицах (лебедь, утка, гусь, журавль, ласточка, стриж, кукушка, грач, скворец, кулик, иволга, дрозд),  их  внешнем  виде,

образе жизни.

Экскурсия в осенний парк. Наблюдение за птицами

Викторина «Вопросы и задания»

НОЯБРЬ

1 неделя

Поздняя осень. Грибы, ягоды.

Обобщать        и

систематизировать

представления        об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных ягодах (клюква, брусника, черника, малина, ежевика, морошка) и грибах (боровик, подосиновик, подберезовик, груздь, волнушка, лисичка, мухомор,  поганка),  местах

их произрастания.

Выставка детского творчества

Интегрированное занятие с использованием

картины М.Башкирцевой

«Осень»

2 неделя

Домашние животные и их детеныши.

Содержание домашних животных.

Обобщать        и

систематизировать знания о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (за ними ухаживает человек, они человеку приносят        пользу).

Закреплять        правила безопасного поведения с домашними животными, воспитывать    заботливое

отношение к ним.

Фотовыставка «Наши питомцы» (совместное с родителями творчество) Викторина, пословицы о животных

3 неделя

Дикие животные и

Продолжать        знакомство        с

Выставка рисунков «В

их детеныши.

Подготовка животных к зиме.

дикими        животными. Расширять представления об особенностях

приспособления                к окружающей среде (условия проживания,        повадки, способы добычи пищи и подготовке к зиме)

осеннем лесу»

(совместное с родителями творчество)

4 неделя

Осенние одежда, обувь, головные уборы.

Обобщать        и

систематизировать

представления                об окружающем предметном мире, об одежде, обуви, головных        уборах; материалах, из которых они сделаны; о процессе производства одежды, обуви,

головных уборов

Сюжетно-ролевая игра

«Ателье»

Выпуск журнала мод

ДЕКАБРЬ

1 неделя

Зима. Зимние

месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой.

Обобщать представления о зиме и типичных зимних явлениях (мороз, вьюга, буран, снегопад, гололед…), сезонных изменениях в природе (самые короткие дни, самые длинные ночи, холодное        солнце).

Расширять        и

систематизировать знания о зимующих птицах (их отличительные особенности, повадки,        условия проживания и питания, приспособление  к  зимним

условиям).

Коллективная творческая работа «Снегопад»

Викторина «Вопросы и задания»

2 неделя

Мебель.

Назначение мебели.

Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель.

Обобщать представления о мебели: её назначении, материалах, из которых изготавливают мебель, видах мебели, как обращаться с мебелью.        Воспитывать

уважение к труду взрослых, создающих мебель.

Экскурсия в музей

(совместное посещение с родителями)

Викторина «Что мы знаем о мебели»

3 неделя

Посуда, виды посуды.

Материалы, из которых посуда сделана.

Обобщать знания о посуде, её        деталях;        видах, материалах, из которых она сделана. Познакомить с историей возникновения посуды.   Знать   правила

хранения и пользования посудой.

Выставка посуды

Коллективная аппликация

«Праздничный стол»

4 неделя

Новый год

Продолжать знакомить детей с  традициями  и  обычаями

встречи        Нового        года        в России и других странах.

Новогодний

костюмированный бал

ЯНВАРЬ

2 неделя

Транспорт. Виды транспорта.

Профессии на транспорте.

Трудовые действия.

Обогащать представления о видах транспорта и о роли транспорта в жизни людей. Воспитывать                        культуру поведения                транспорте. Подводить к осознанию соблюдения                                правил дорожного движения, знание дорожных знаков. Развивать представления о профессиях на        транспорте,                их особенностях, значимости для людей. Обогащать знания детей о работе ГИБДД.                Воспитывать

уважение к труду взрослых.

Выставка транспорта. Настольно-печатные игры «Дорожные знаки» Сюжетно-ролевая игра

«На поезде», «Шоферы».

3 неделя

Профессии взрослых.

Трудовые действия.

Расширять представления о труде взрослых (шофер, водитель, летчик, машинист, капитан, врач, строитель, повар, инженер, почтальон, швея…), его необходимости и общественной значимости. Развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей, месту их работы. Продолжение  знакомства  с

профессиями нашего города.

Фотовыставка

«Профессии моих

родителей» (совместное с родителями творчество)

4 неделя

Животные Севера

Формировать у детей представление о животных Севера, закрепить знания о внешнем   виде,   жизни,

повадках.

Создание альбома

«Животные Севера»

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

Орудия труда. Инструменты.

Закреплять        и

систематизировать

представления        об инструментах и орудиях труда (лопата, грабли, тяпка, мастерок, валик, кисть, топор, молоток, пила, стамеска, отвертка, клещи, плоскогубцы,   напильник,

игла, наперсток, ножницы) и

Совместное занятие с участием пап и дедушек

«Делаем скворечник»

трудовых        действиях,

совершаемых с их помощью.

2 неделя

Животные жарких стран, повадки, детеныши.

Расширять естественнонаучные

представления о животных жарких стран (слон, тигр, лев, зебра, бегемот, носорог, крокодил, обезьяна…)

Воспитывать ответственное и бережное отношение к природе.

Настольно-печатные игры

3 неделя

Комнатные растения,

размножение, уход.

Обобщать        и

систематизировать знания о комнатных растениях (алоэ, аспарагус,        гибискус амариллис, кливия, кактус, фикус, пальма, драцена, бальзамин, герань, колеус, сансевиерия)         способах

размножения комнатных растений, уходе за ними

Экскурсия в магазин «Цветы».

4 неделя

Животный мир морей и океанов.

Пресноводные и аквариумные рыбы.

Расширять естественнонаучные

представления о рыбах (кит, акула, дельфин, скат, рыба- меч, рыба-пила, скумбрия, сом, щука, окунь, плотва, судак…) Формирование экологической   культуры,

бережного отношения к природе.

МАРТ

1 неделя

Ранняя весна, весенние месяцы. Первые весенние цветы. Мамин

праздник.

Обобщать представления о ранней весте и типичных весенних явлениях в природе (потепление, таяние снега, ледоход,        капель…) Расширять представления о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, температура воздуха повышается – знакомство с термометром) – расцветают первоцветы: подснежних, крокус, прострел, ветреница, медуница ( почему они расцветают). Закрепление гендерных представлений. Воспитание   уважения   к

женщине – маме, женщине – бабушке.

Весенний

костюмированный бал Выставка детского творчества «Букет

подснежников»

2 неделя

Наша Родина Россия

Углублять и уточнять представления о Родине – России. Поощрять интерес детей        к        событиям, происходящим в стране, воспитывать                чувство гордости за ее достижения. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России. Воспитывать уважение к людям                                разных

национальностей и их обычаям.

Создание альбома «Наша Родина – Россия»

(сотворчество детей и родителей

3 неделя

Москва – столица России

Расширять представления о Москве – главном городе, столице России. (Кремль, Красная площадь, Спасска башня,        Москва-река,

Большой        Кремлевский дворец,  Царь-пушка,  Царь-

колокол…)

Просмотр видеофильма

«Моя Москва» Выставка детского творчества

4 неделя

Наш город

Углублять представления о родном городе

Создание альбома

«Люблю по городу гулять» (сотворчество детей и родителей)

АПРЕЛЬ

1 неделя

Космос

Формирование

представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов, о необходимости  и  важности

их труда.

Коллаж «Раз планета, два – комета»

2 неделя

Мы читаем. Знакомство с творчеством С.Маршака

Развивать интерес к художественной литературе. Знакомство с творчеством С.Я.Маршака. формировать умение понимать главную идею        произведения, правильно                оценивать

поступки        героев. Совершенствовать умение выразительно декламировать стихи.

(«Двенадцать        месяцев»,

«Сказка о глупом мышонке»,

«Сказка        об                умном мышонке»,                «Усатый полосаты», «Мяч», «Детки в

клетке», «Где обедал воробей?»,   «Рассказ   о

Просмотр

мультипликационных фильмов: «Двенадцать

месяцев», «Кошкин дом»,

«Сказка о глупом мышонке» Настольный театр

«Кошкин дом» Викторина по произведениям С.Я.Маршака

неизвестном герое»)

3 неделя

Мы читаем. Знакомство с творчеством

К.И.Чуковского

Развивать                        интерес                к художественной литературе. Знакомство                с                творчеством К.И.Чуковского. формировать                                         умение понимать        главную                идею произведения,                        правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать                умение выразительно декламировать стихи.

(«Мойдодыр»,                «Федорино горе»,        «Айболит»,

«Тараканище»,        «Муха- Цокотуха», «Бармалей»)

Просмотр

мультипликационных фильмов: «Мойдодыр»,

«Айболит»….

Драматизация

фрагментов сказок К.И.Чуковского

4 неделя

Мы читаем. Знакомство с творчеством С.

Михалкова

Развивать интерес к художественной литературе. Знакомство с творчеством С. Михалкова. формировать умение понимать главную идею        произведения, правильно                оценивать

поступки        героев. Совершенствовать умение выразительно декламировать стихи.

(«Дядя Степа», «Дядя Степа –  милиционер»,  «Котята»,

«Путаница»,        «Песенка друзей», «Фома», «А что у вас?», «Трезор»)

Просмотр

мультипликационного фильма «Дядя Степа – милиционер».

Выставка рисунков «Моя любимая книжка»

(совместное с родителями творчество»

МАЙ

2 неделя

Поздняя весна.

Растения и животные весной. Перелетные птицы весной.

Обобщать представления о весне и ее периодах, о типичных явлениях в природе ранней и поздней весной (чаще светит солнце, распускаются                почки, пробуждаются лягушки, жабы, птицы вьют гнезда, появляются        бабочки,

муравьи…)

3 неделя

Мы читаем. Знакомство с творчеством А.Пушкина

Развивать интерес к художественной литературе. Знакомство с творчеством А. С. Пушкина. формировать умение понимать главную идею        произведения,

правильно        оценивать поступки героев. («Сказка о

Просмотр

Мультипликационных фильмов: «Сказка о

рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»,

«Сказка о мертвой царевне».

рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне», «Руслан и Людмила»…)

Игры –драматизации по сказкам Пушкина.

Изготовление атрибутов и элементов костюмов игр-драматизаций в

совместной с родителями деятельности. Выставка поделок «В мире сказок А.С.Пушкина»

(Совместное с

родителями творчество).

4 неделя

Скоро в школу.

Школьные принадлежности

Расширять        и

систематизировать знания о предметном мире. Обобщать представления о школе и школьных принадлежностях. Развивать    интерес    к

школьной жизни.

Сюжетно-ролевая игра

«Школа»

Праздник «До свиданья, детский сад!»